Аксинья рассказ. Характеристика и образ аксиньи астаховой в романе шолохова тихий дон сочинение

Казачка Астахова Аксинья - один из главных женских персонажей шолоховского романа о сложной судьбе народа в период смены власти.

Образ и характеристика Аксиньи в романе «Тихий Дон» помогают понять, как чувствуют себя женщина, преданная и влюбленная, но, волею судьбы, оказавшаяся женой другого человека.

Внешность Аксиньи

Об Аксинье все говорят, что она красива. Полного описания внешности не найти. Все складывается из деталей, ярких и точных. Внешность бросается людям в глаза, Женщину сложно не начать рассматривать. Возможно, поэтому автор говорит, что красота Аксютки губительна и порочна. Она меняет судьбу, вносит только сложность и проблемы. Красота женщины такая вызывающая, что ей завидуют соседки. Ее не меняет возраст, беременность.

Что особенно нравится в ее облике:

  • губы: «бесстыдно-жадные, пухловатые», «вишневые», «порочно-жадные»;
  • тело: «бесстыдно-зазывное»;
  • красивая посадка головы;
  • смуглое лицо;
  • густые черные брови;
  • крутая спина;
  • налитые плечи.

Нежной прелести добавляют завитки кудрявых волос, крупные пушистые кольца, спадающие на шею. Глаза казачки поражают. Они полыхают пламенем, мерцают синевой. Блеск черных глаз заливают слезы, но влажные капли не застилают глубины чувств. К Аксютке чувствуется нежность и любовь автора. Казачка даже к седине относится шутливо: выдергивает сединки на висках, любуется своим прекрасным лицом уже на закате жизни.

Характер Аксиньи

Женщина с непростой судьбой горда и вынослива. В жизни Аксютки совсем мало радостных событий. Даже от молодости в памяти почти не осталось счастливых дней. Она началась с изнасилования отцом, затем замужества и жизни с человеком, который бил и не ценил душевных качеств пылкой казачки.

Какие черты развила в себе красавица:

Гордость. Аксинья всегда остается собой, не теряет рассудка, не унижается. Когда любимый человек решает отказаться от нее, она не навязывается, жалко и растеряно улыбается, не показывает отчаяния, не истерит, не кричит.

Честность. Астахова не скрывает от мужа связи с Григорием. Она понимает, что разговор закончится избиением, но не меняет поведения, не врет мужу. Влюбленная, не таясь, говорит, что на ней грех. Степан бьет жену сильно, без разбора. Она кричит и плачет, но не просит пощады и прощения.

Смелость. Казачка умеет дать отпор, постоять за себя. Она не боится разговаривать с мужчинами старше. Встретив отца Григория, смело отвечает ему на оскорбления. Аксинья пытается добиться своего несколько раз, идет на бесчестье, лишь быть рядом с мужчиной, которого любит.

Хозяйственность. Женщина умеет вязать, шить, готовить. Умело работает по хозяйству: косит, белит. Казачка не боится мужской работы: сама кроет крышу соломой, гонит быков.

Трудолюбие. Аксинья встает с зарей, доит коров. Она старается постоянно работать, чтобы не думать, спрятать под заботами чувства и тягостные мысли.

Доброта. Казачка добра к окружающим. Редкие сцены Аксинья не отвечает заботой близким и соседям. Сцена встречи с Натальей – наверно, единственная. Женщина добра к мужу, к матери Григория, к соседским детям.

Многогранность характера

Казачка мечтает о любви, семейном счастье, детях. Она подчиняется традициям, выполняет волю матери. Став женой, терпит побои, унижения, не перечит свекрови. Но никто не догадывается, какая сила таится внутри. Покладистая казачка меняется, преображается, когда приходят настоящие чувства. Страсть растет и расцветает. Женский образ реален, потому что неоднозначен. Каждый читатель воспринимает характер по-своему. Отношение к Аксинье меняется с возрастом читателя. Молодые девчонки многое не поддерживают в поведении женщины, зрелые начинают сочувствовать, сопереживать.

Другое отношение у тех, кто терпит и прощает измену. Сколько читателей, столько и мнений. Судьба меняет характер Аксиньи. Она становится более чувственной и открытой. Казачка не боится опасностей, презрения, она гоняется за счастьем, надеясь, что оно все-таки будет рядом. Счастье – это дни с любимым, за минуту близости с ним Астахова готова пожертвовать собой. Преданность просто поражает.

Страстность и преданность любви

Одна из основных сюжетных линий романа – это любовь Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Понять чувства сложно. Их могут понять только пережившие настоящую любовь. Чаще их связь критикуют. Замужняя женщина поддается любви так безудержно, будто теряет голову. Но осуждать всегда легче, чем понять. Аксинья полюбила мужчину за нежный взгляд, приятные заигрывания и необыкновенные новые чувства по отношению к ней. Связь молодых людей открыта всем хуторянам. Аксинья полюбила Григория на всю жизнь. Она готова идти за ним на край света. Судьба женщины такая сложная, что даже часть ее могла бы прожить редкая казачка. Аксинья живет душой, она несколько раз теряет любимого и вновь обретает. Смутные времена схожи с мятежностью в душе женщины. Как казаки переходят от белых к красным, меняют банды и атаманов, так и женщина мечется между мужчинами.

Степан. Астахов осознал, что любит жену, когда потерял. Он сумел простить ей измену, но ведет себя по отношению к ней, как хозяин. Истинные чувства скрыты так глубоко, что их сложно рассмотреть.

Евгений. Богатый барчук воспользовался слабостью женщины. Повергнутая в горе после смерти дочери женщина не смогла дать отпор хозяину, оказалась в руках умелого ловеласа. Но здесь в отношениях нет чувств, только голый расчет и пользование своей властью над красивой казачкой.

Григорий. Страстная пылкая натура Аксиньи покорила сильного мужчину. Даже отказавшись от своей любимой, женившись на другой, он не сумел забыть ее, полюбить Наталью. Любовь преследует казака всю жизнь.



Аксинья умирает на руках у любимого человека. Григорий теряет смысл своего существования. Он скитается бесцельно, теряет себя и возвращается на хутор к сыну, к маленькому человечку, связывающему его с живущими в сложном мире.

Любовь – сложное чувство. Редкой женщине оно дарит только счастье. Аксинья – не исключение. Для нее любовь к Григорию – это благо, радость, тепло. Счастливые моменты перемешиваются с горестными. Любовь становится проклятием, приводит к гибели.

Говоря про образ этой женщины, нельзя не отметить её броские качества, которыми наделил свою героиню Шолохов — пленительную красоту, природное обаяние и страстную натуру. Внешность Аксиньи вызывала зависть других казачек: смуглая точеная шея, бездонные чёрные глаза, пухлые губы, вьющиеся кольцами волосы, сильный и крепкий стан. Девушка знала о своей манящей красоте и всегда гордилась ею. Внутренне Аксинья не менее прекрасна. Она смела, терпелива, хозяйственна и способна на высокое искреннее чувство любви.

С детских лет Аксинья несчастна. Совсем юную её связал и изнасиловал собственный отец. Мать пару лет спустя выдала замуж за нелюбимого и грубоватого Степана Астахова. Жизнь в браке у Аксиньи не сложилась. Сразу после свадьбы новоиспечённый супруг обнаружил, что девушка ему досталась «испорченной» и возненавидел её за это. Степан зверски избивал Аксинью, не зная жалости практически ежедневно. В браке у Астаховых родился ребёнок, но он умер, не дожив и до года.

Аксинья и Григорий

Что такое настоящая любовь между мужчиной и женщиной Аксинья узнала, когда подпустила к себе Григория Мелехова, молодого соседа, долгое время добивающегося её расположения. Ради возлюбленного распрямившаяся от тепла и ласки молодая женщина была готова перенести дурную славу в станице и ярость ревнивого супруга. В свою любовь героиня окунулась с головою, стараясь «отлюбить» всю несчастливую судьбу в отношениях с Григорием. Страшную боль пережила Аксинья, когда старший Мелехов заставил Григория жениться на Наталье. Отдавать любимого казачка не была намерена. Вскоре любовники бежали из своих семей, чтобы начать совместную жизнь в имении барина Листницкого. Там у Аксиньи родилась дочь, которая умерла от скарлатины. Мать тяжело переживала горе, Григорий в это время находился на фронте. Аксинья нашла утешение в объятиях сына барина. Узнав об измене, Мелехов оставил Аксинью и вернулся в отчий дом к законной жене.

Сама Аксинья на некоторое время вновь воссоединилась со Степаном. Но позабыть друг друга влюблённые не смогли и вскоре начали тайно встречаться. После смерти Натальи Аксинья и Григорий живут вместе. Аксинья становится ласковой матерью для детей Натальи. Во время отступления Аксинья и Григорий пытаются вырваться на Кубань, оставив детей на попечение Дуняши Мелеховой. В погоне Аксинью смертельно ранят. Так и не дождавшись спокойного женского счастья, она умирает на руках Григория и последнее о чём она думает — это дети и любовь.

Цитаты Аксиньи

За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!.."

Ты что мне, свекор? А? Свекор?.. Ты что меня учишь! Ступай, откель пришел! А Гришку твоего, захочу — с костями съем и ответа держать не буду!.. Вот на! Выкуси!..

Мне тебя все одно жалко не будет, — резко сказала она. — У нас с тобой так: я мучаюсь — тебе хорошо, ты мучаешься — мне хорошо… Одного ить делим? Ну, а правду я тебе скажу: чтобы знала загодя. Все это верно, брешут не зря. Завладала я Григорием опять и уж зараз постараюсь не выпустить его из рук...

Цедились дни, и после каждого оседала в душе Аксиньи терпкая горечь. Тревога за жизнь любимого сверлила мозг, не покидала её днями, наведывалась и ночью, и тогда то, что копилось в душе, взнузданное до времени волей, — рвало плотины: ночь, всю дотла, билась Аксинья в немом крике, в слезах кусая руки, чтобы не разбудить ребенка, утишить крик и нравственную боль убить физической...

Женские образы романа "Тихий Дон" необычайно выразительны: гордая и смелая Аксинья, трудолюбивая и кроткая Наталья, величественная и мудрая Ильинична, непосредственная и юная Дуняша. Произведение это, созданное Михаилом Александровичем Шолоховым, выходило частями в период с 1928 по 1940 год. Образ Аксиньи в романе "Тихий Дон" будет рассмотрен в этой статье.

Коротко об Аксинье

Аксинья в произведении являлась сначала любовницей, а затем и незаконной женой Она сопровождает его на протяжении всего романа. Эта девушка - коренная казачка, которая привыкла к тяжелому крестьянскому труду и была подвержена в полной мере предрассудкам своего сословия. Аксинья - цельная, сильная натура, обладающая эмоциональным, прямым характером. Она способна на решительные поступки, не может лгать и довольствоваться легкими отношениями. В ее жизни главное - реализация ее женской сущности. Такова вкратце Аксинья ("Тихий Дон"). Характеристика может быть дополнена различными деталями. Представим ее более подробно.

Внешний облик героини и ее внутренняя суть

Описывая образ Аксиньи в романе "Тихий Дон", следует непременно остановиться на ее внешности. Эта героиня - женщина большого обаяния, пленительной внутренней и внешней красоты. У нее пухлые, жадные губы, налитые плечи, смуглая точеная шея. Девушка гордится своей манящей, вызывающе яркой красотой. Однако не внешний облик, а одухотворенную, страстную и сильную натуру, внутреннее богатство героини, великую силу ее любви поэтизирует в произведении Шолохов.

Положение в семье Аксиньи

Аксинья с детства несчастна. Она познала очень рано горечь рабского положения женщины в непростое дореволюционное время. Жизнь со Степаном Астаховым, нелюбимым мужем, была продолжением такой безрадостной доли. Выданная на побои и поругание, каторжный труд и унижения девушка не хотела подчиняться самодурству своего супруга.

Начало романа с Григорием

Во время первой встречи у Дона с Григорием, а затем в эпизоде рыбной ловли героиня отстраняет ласки этого мужчины, страшится упорства, с которым Григорий Мелехов заигрывает с ней. Однако вскоре обнаруживает, к своему ужасу, что ее тянет к этому парню. Аксинью пугало новое чувство, заполнявшее ее всю. Она не в силах побороть его и поэтому приходит сама к Григорию. С этих пор девушка будто переродилась. Любовь ее выпрямила. Она теперь ходит гордо, неся высоко свою счастливую голову, не таясь и не совестясь людей.

Большая и решительность у Аксиньи сочетаются с цельностью и тонкостью чувств, с человеческой добротой и чуткостью. Образ Аксиньи в романе "Тихий Дон" был бы неполным, если не упомянуть о том, как она заботится о детях. Она относится с нежностью к маленькой дочери, переживает глубоко ее смерть. Материнской заботой и лаской Аксинья подкупает Мишатку. Она по-настоящему заменит после гибели Натальи мать детям Григория.

Речь Аксиньи

Образ Аксиньи (роман "Тихий Дон") можно дополнить характеристикой речи этой героини. В речи Аксиньи сказываются теплота и безмерная сердечность. Она наполнена уменьшительно-ласкательными словами ("дружечка моя", "колосочек мой", "детишки", "Мишатка"). Резко меняется речь героини тогда, когда она отстаивает своего возлюбленного, борется за Григория. В порыве гнева Аксинья в романе "Тихий Дон" не скупится на грубые выражения, в которых ощущается ее непреклонность и настойчивость.

Стареющая Аксинья

Шолохов говорит с мягким лиризмом о переживаниях своей героини, когда она начинает стареть. Образ Аксиньи в романе "Тихий Дон" в это время меняется. Писатель сравнивает героиню с увядающим одиноким ландышем. Аксинья рассматривает сквозь слезы умирающий, но вспыхнувший внезапно под солнцем цветок. Она вдыхает запах ландыша, видит, что его коснулся смертный тлен. Героиня вспоминает собственную молодость, бедную радостями долгую жизнь. Аксинья засыпает, схоронив заплаканное лицо в ладонях.

Писатель подмечает заметные перемены во внешнем облике героини романа "Тихий Дон". Образ Аксиньи дополняется новыми чертами. Она перед встречей с Григорием рассматривала взволнованно свое постаревшее, но все еще сохранившее красоту лицо. "Манящая красота" осталась, однако осень жизни кинула уже на щеки блеклые краски, пожелтила веки, в впряла редкие паутинки седины. Из глаз глядела скорбная усталость, что отмечает Шолохов ("Тихий Дон"). Аксинья уже не та цветущая девушка, с которой мы знакомимся в начале романа.

Отношение героини к революционным событиям

По-своему пыталась найти эта героиня путь к лучшей жизни. Аксинья была далека от того, чтобы участвовать в революционных событиях. Однако именно от их исхода зависела ее судьба. Аксинья тянулась к свободе. Ради нее она готова была пожертвовать в любое время хозяйством, покоем, уйти "хучь на край света" из родных мест. Однако интересующая нас героиня была ослеплена любовью. Эта ее ограниченность, порожденная условиями, в которых выросла девушка, отражена в романе "Тихий Дон". Образ Аксиньи таков, что она живет вне интересов общества, не знает других путей борьбы за собственное счастье, за справедливое отношение к себе, кроме последовательности и искренности в любви к Григорию Мелехову, веры в него, самозабвенной преданности своему возлюбленному. Для нее не существовало ничего, кроме Григория. Когда он отсутствовал, мир для нее умирал и заново возрождался, когда Григорий был рядом. Аксинья, не интересуясь тем, за что сражается Мелехов, идет слепо за ним, думает лишь о нем и любит одного его.

Преданность Аксиньи

Аксинья с возрастающим напряжением проникалась все более тревогой за человека, с которым связывала всю свою жизнь, все надежды на обретение счастья. Она разделяет с все невзгоды. Аксинья в поисках "своей доли" идет с ним безрассудно в неизвестность, манившую ее "призрачным счастьем". Героиня признается честно, что ее "скрутила" тоска о возлюбленном. Аксинья, сама не ведая, что ожидает ее впереди, зачем и куда она идет, признается, что готова отправиться хоть на смерть вместе с Григорием. Она пролила много слез бессонными ночами. Однако весь мир вновь казался ей светлым и ликующим после того, как Григорий вернулся.

Образ Аксиньи таков, что даже любовь к ребенку является для нее продолжением страсти к Мелехову, а не чувством, которое коренится в патриархально-семейных отношениях. Усугубляется трагедия смертью ребенка и непониманием социальных потрясений, происходящих в обществе. Аксинья в итоге окончательно теряет возможность "укоренения в семье" - того, что является в ее среде главным для женщин. Верит Аксинья и на этот раз, что "свою долю" найдет с любимым человеком, и погибает трагически с этой верой в пути.

Значение образа Аксиньи

Издавна в литературоведении установилось сочувственное отношение к страсти Аксиньи. Ее запретная любовь в 30-е годы трактовалась как протест против общественных норм старого мира, даже как гимн свободной любви. Образ Аксиньи находится в ряду героинь, любящих беззаветно, но в силу трагических обстоятельств не имеющих возможности соединиться с любимым. Тех, которые дают своему возлюбленному ощущение смысла жизни и ее полноты. Такова Аксинья ("Тихий Дон"), характеристика которой была представлена в этой статье.

Казачка Астахова Аксинья - один из главных женских персонажей шолоховского романа о сложной судьбе народа в период смены власти.

Образ и характеристика Аксиньи в романе «Тихий Дон» помогают понять, как чувствуют себя женщина, преданная и влюбленная, но, волею судьбы, оказавшаяся женой другого человека.

Внешность Аксиньи

Об Аксинье все говорят, что она красива. Полного описания внешности не найти. Все складывается из деталей, ярких и точных. Внешность бросается людям в глаза, Женщину сложно не начать рассматривать. Возможно, поэтому автор говорит, что красота Аксютки губительна и порочна. Она меняет судьбу, вносит только сложность и проблемы. Красота женщины такая вызывающая, что ей завидуют соседки. Ее не меняет возраст, беременность.

Что особенно нравится в ее облике:

  • губы: «бесстыдно-жадные, пухловатые», «вишневые», «порочно-жадные»;
  • тело: «бесстыдно-зазывное»;
  • красивая посадка головы;
  • смуглое лицо;
  • густые черные брови;
  • крутая спина;
  • налитые плечи.

Нежной прелести добавляют завитки кудрявых волос, крупные пушистые кольца, спадающие на шею. Глаза казачки поражают. Они полыхают пламенем, мерцают синевой. Блеск черных глаз заливают слезы, но влажные капли не застилают глубины чувств. К Аксютке чувствуется нежность и любовь автора. Казачка даже к седине относится шутливо: выдергивает сединки на висках, любуется своим прекрасным лицом уже на закате жизни.

Характер Аксиньи

Женщина с непростой судьбой горда и вынослива. В жизни Аксютки совсем мало радостных событий. Даже от молодости в памяти почти не осталось счастливых дней. Она началась с изнасилования отцом, затем замужества и жизни с человеком, который бил и не ценил душевных качеств пылкой казачки.

Какие черты развила в себе красавица:

Гордость. Аксинья всегда остается собой, не теряет рассудка, не унижается. Когда любимый человек решает отказаться от нее, она не навязывается, жалко и растеряно улыбается, не показывает отчаяния, не истерит, не кричит.

Честность. Астахова не скрывает от мужа связи с Григорием. Она понимает, что разговор закончится избиением, но не меняет поведения, не врет мужу. Влюбленная, не таясь, говорит, что на ней грех. Степан бьет жену сильно, без разбора. Она кричит и плачет, но не просит пощады и прощения.

Смелость. Казачка умеет дать отпор, постоять за себя. Она не боится разговаривать с мужчинами старше. Встретив отца Григория, смело отвечает ему на оскорбления. Аксинья пытается добиться своего несколько раз, идет на бесчестье, лишь быть рядом с мужчиной, которого любит.

Хозяйственность. Женщина умеет вязать, шить, готовить. Умело работает по хозяйству: косит, белит. Казачка не боится мужской работы: сама кроет крышу соломой, гонит быков.

Трудолюбие. Аксинья встает с зарей, доит коров. Она старается постоянно работать, чтобы не думать, спрятать под заботами чувства и тягостные мысли.

Доброта. Казачка добра к окружающим. Редкие сцены Аксинья не отвечает заботой близким и соседям. Сцена встречи с Натальей – наверно, единственная. Женщина добра к мужу, к матери Григория, к соседским детям.

Многогранность характера

Казачка мечтает о любви, семейном счастье, детях. Она подчиняется традициям, выполняет волю матери. Став женой, терпит побои, унижения, не перечит свекрови. Но никто не догадывается, какая сила таится внутри. Покладистая казачка меняется, преображается, когда приходят настоящие чувства. Страсть растет и расцветает. Женский образ реален, потому что неоднозначен. Каждый читатель воспринимает характер по-своему. Отношение к Аксинье меняется с возрастом читателя. Молодые девчонки многое не поддерживают в поведении женщины, зрелые начинают сочувствовать, сопереживать.

Другое отношение у тех, кто терпит и прощает измену. Сколько читателей, столько и мнений. Судьба меняет характер Аксиньи. Она становится более чувственной и открытой. Казачка не боится опасностей, презрения, она гоняется за счастьем, надеясь, что оно все-таки будет рядом. Счастье – это дни с любимым, за минуту близости с ним Астахова готова пожертвовать собой. Преданность просто поражает.

Страстность и преданность любви

Одна из основных сюжетных линий романа – это любовь Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Понять чувства сложно. Их могут понять только пережившие настоящую любовь. Чаще их связь критикуют. Замужняя женщина поддается любви так безудержно, будто теряет голову. Но осуждать всегда легче, чем понять. Аксинья полюбила мужчину за нежный взгляд, приятные заигрывания и необыкновенные новые чувства по отношению к ней. Связь молодых людей открыта всем хуторянам. Аксинья полюбила Григория на всю жизнь. Она готова идти за ним на край света. Судьба женщины такая сложная, что даже часть ее могла бы прожить редкая казачка. Аксинья живет душой, она несколько раз теряет любимого и вновь обретает. Смутные времена схожи с мятежностью в душе женщины. Как казаки переходят от белых к красным, меняют банды и атаманов, так и женщина мечется между мужчинами.

Степан. Астахов осознал, что любит жену, когда потерял. Он сумел простить ей измену, но ведет себя по отношению к ней, как хозяин. Истинные чувства скрыты так глубоко, что их сложно рассмотреть.

Евгений. Богатый барчук воспользовался слабостью женщины. Повергнутая в горе после смерти дочери женщина не смогла дать отпор хозяину, оказалась в руках умелого ловеласа. Но здесь в отношениях нет чувств, только голый расчет и пользование своей властью над красивой казачкой.

Григорий. Страстная пылкая натура Аксиньи покорила сильного мужчину. Даже отказавшись от своей любимой, женившись на другой, он не сумел забыть ее, полюбить Наталью. Любовь преследует казака всю жизнь.



Аксинья умирает на руках у любимого человека. Григорий теряет смысл своего существования. Он скитается бесцельно, теряет себя и возвращается на хутор к сыну, к маленькому человечку, связывающему его с живущими в сложном мире.

Любовь – сложное чувство. Редкой женщине оно дарит только счастье. Аксинья – не исключение. Для нее любовь к Григорию – это благо, радость, тепло. Счастливые моменты перемешиваются с горестными. Любовь становится проклятием, приводит к гибели.

Первая экранизация - 1931 год. Исторический фон: 1930-31 годы - годы "великого перелома", сплошной коллективизации и ликвидации кулачества, как класса.

Вторая экранизация - 1955-1958 годы. Исторический фон: смерть И.В.Сталина, процессы либерализации во внутренней и внешней политике СССР, начало "хрущевской оттепели".

Третья экранизация: - 1990-1992 годы. Исторический фон: Декларация о независимости России, политический хаос, реформы.

Аксинья Астахова, замужняя солдатка

В , дочери инженера из Екатеринослава, почти не было русской крови. Была украинская, молдавская, еврейская - от смешения этих кровей получилась гремучая смесь. Настоящая красавица - яркая, чувственная - она была настоящей звездой советского кинематографа. Первая же роль в фильме Ольги Преображенской и Ивана Правова принесла 18-летней актрисе известность. Но снимали её мало (до "Тихого Дона" - всего четыре фильма), как-то не вписывалась она в авангардно-революционный кинематограф 20-х годов. Однако ее знойная, мятежная красота была в полной мере востребована в роли Аксиньи в экранизации "Тихого Дона". На эту роль актриса была утверждена без проб за девять месяцев до начала съемок.

После выхода картины для миллионов зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская настоящая донская казачка, пришедшая на экран из самой жизни.

Михаил Шолохов высоко оценил работу актрисы в этом фильме и на долгие годы стал её близким другом. По воспоминаниям актрисы (Аркадий Бернштейн. "Последние интервью Эммы Цесарской") писатель несколько раз смотрел фильм: "Однажды он возбужденно заявил мне и Абрикосову: "Вы, черти, ходите у меня перед глазами!"

В марте 1937 года муж Эммы Цесарской, крупный чин НКВД Макс Станиславский, был арестован, её сразу же прекратили снимать в кино, вместе с сыном выселили из квартиры в барак. Михаил Шолохов не оставил актрису в это трудное для неё время, благодаря его заступничеству Цесарская много десятилетий снималась в кино. Но она ушла в тень, ее уделом стали вторые роли, да и те - не часто.

Когда в конце 50-х годов режиссер задумал снимать новую версию "Тихого Дона", Эмма Цесарская пришла на пробы. Она очень хотела ещё раз сыграть Аксинью. Но Герасимов поступил с ней довольно жестко: подвел к зеркалу, и все вопросы отпали. Об этой роли мечтала и , выпускница курса, который вел Герасимов, и ее дипломной ролью была именно Аксинья. Более того, Герасимов оценил игру Мордюковой на "отлично". Поэтому, когда та узнала, что ее учитель собирается снимать "Тихий Дон", у нее не было и тени сомнения, что именно ее он пригласит на роль Аксиньи. Но роль досталась мало кому известной . Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа - Михаил Шолохов. Однажды ему показали все отснятые пробы, и он, выбрав из них ту, в которой пробовалась Быстрицкая, воскликнул: "Так вот же Аксинья!"

"Меня часто спрашивают о моих корнях. А когда я сыграла Аксинью в "Тихом Доне" - казачку во всем великолепии физической и духовной красоты, - донские казаки говорили мне: "Ты же наша, станичница, с Дона..."

Я никогда не придавала особого значения имени, отчеству, происхождению, а на часто задаваемый мне вопрос: "Откуда ты?" - говорила просто: "С Украины". Да, мои корни на Украине. Там родилась и выросла моя мать Эсфирь Исааковна. Отец Авраам Петрович - из Польши, но долгие годы тоже жил на Украине. Имя мне выбрала мама - она очень любила героиню Кнута Гамсуна из пьесы "У врат царства". Правда, имя мое должно быть с двумя "л", но при оформлении документов паспортистка, вероятно, ошиблась, и меня записали Элиной."

В 1953 году Элина Быстрицкая закончила Киевский институт театрального искусства и стала актрисой Вильнюсского драматического театра, снималась в кино. Как-то, в 1956 году её включили в состав делегации советских кинематографистов для поездки во Францию (по тем временам - почти немыслимое везение!).

Из книги воспоминаний Элины Быстрицкой "Встречи под звездой надежды":
"Однажды Алла Ларионова - она тоже входила в состав нашей делегации - мне сказала:
- Сергей Аполлинарьевич Герасимов будет снимать "Тихий Дон".

Я в душе ахнула. Всегда восхищалась великим романом М.А.Шолохова. Его Аксинья у меня как у актрисы вызывала жгучий интерес. Я чувствовала, что могла бы ее сыграть в кино или в театре, хотя даже в самых смелых мечтах не видела для этого возможностей. "Тихий Дон" прочитала давно, когда мне было лет двадцать. Потом, уже в педагогическом институте, перечитывала роман снова и снова, но и думать не могла, что мне выпадет счастье играть Аксинью.
Не могу сказать, что "Тихий Дон" стал для меня некоей "библией", просто это была дорогая для меня книга. И, конечно, я рыдала, читая про безумную любовь, которую Аксинья испытывала к Григорию, про несчастья, свалившиеся на нее... Странно, но прелесть романа я в полной мере ощутила потом, много позже, когда уже снялась в фильме. Я снова читала и перечитывала роман, стремясь понять его досконально.

Узнав о том, что С.А. Герасимов будет снимать "Тихий Дон", я очень боялась опоздать. Я сразу позвонила Герасимову, и он согласился со мной встретиться, когда вернусь в Москву.

Как только я оказалась в Москве, сразу же позвонила Сергею Аполлинарьевичу, напомнила о себе, и он сказал:
- Приезжайте. Здесь у меня уже сидит один Григорий Мелехов...
У меня было время до поезда в Вильнюс, и я помчалась в гостиницу "Украина" - там он жил.
- Заходите, - пригласил он. И познакомил меня с гостившим у него актером, который был совершенно не похож на того Григория Мелехова, какого я себе представляла.
Спустя какое-то время Герасимов сказал:
- Ну вот вам книжечка, прочитайте отрывок...
- Сергей Аполлинарьевич, - взмолилась, - я только что из Парижа, боюсь, французские впечатления не дадут мне возможности достоверно воспроизвести эту сцену. Мне надо перечитать книгу, вспомнить ее, представить, как все было... Мне казалось, с каждым моим словом я все больше отдаляюсь от желанной роли.

На роль Аксиньи был большой конкурс. Я приезжала из Вильнюса в Москву несколько раз на пробные съемки. Пробы продолжались шесть месяцев. Сергей Герасимов позже говорил, что на роль Аксиньи меня отобрал М.А.Шолохов:
- Мы отвергли десятки кандидаток, ни в одной не находя черт характера возлюбленной Григория, ее своеобразной красоты. Наконец по совету Шолохова остановились на Элине Быстрицкой.

Предстояла тяжелая работа. Она началась буквально на следующий день…
На самой первой встрече Герасимов сказал нам:
- Мы начинаем работу над "Тихим Доном". Вам придется стать другими людьми.

Мужчин-актеров предупредил, чтобы "подготовили" свои руки - они должны стать похожими на руки людей, работающих на земле. Такой же совет дал и актрисам.

Буквально через несколько дней с хутора Диченского - это в четырнадцати километрах от города Каменск-Шахтинский - приехал самодеятельный казачий хор пенсионеров. Лишь позже я поняла, что требовалась мудрость, для того чтобы познакомить нас со стариками и старушками, молодость которых пришлась на времена "Тихого Дона". Пожилые казаки и казачки быстро поняли, что от них требуется, и оказались хорошими наставниками. Помню, надо мной шефствовала одна женщина, очень крупная, плечистая, с добрыми глазами. Я вслушивалась в интонации ее речи, смотрела, как она ходит, какими жестами, мимикой сопровождает свою речь. Оказалось, к примеру, целое искусство - носить воду ведрами так, чтобы она не плескалась и чтобы встречным казакам нравилось. Меня этому учила баба Уля:
- А ты неси бедрами... Бедрами, бедрами неси...

Я никак не могла вначале понять, как это ведра с водой можно нести "бедрами", если они на коромысле. А баба Уля давала мне "режиссерские" указания:
- Ты понимаешь, энту воду надо не просто таскать, а чтобы Гришке понравилось...

Мне надо было во что бы то ни стало стать казачкой - женщиной, которая имеет дело с землей, водой, которую обвевают ветры и обжигает солнце и которая много и тяжело работает, оставаясь любимой и желанной. Я плясала с казаками, пела с ними и, в конце концов, вписалась в их круг, как вписываются в пейзаж.

В те годы я была тоненькой, гибкой девушкой - все актрисы следят за фигурой. Тщательно "блюла" фигуру и я - то нельзя есть, это нельзя... Но Аксинья была совершенно иной - сильная, зрелая женщина, стать которой формировала не диета, а работа, очень подвижный образ жизни, степные просторы, ее окружение, в котором ценились бесстрашные, сильные люди. Казачки - это жены, подруги, возлюбленные прирожденных воинов, и "барышни" на Дону были не в цене. Они, конечно же, не могли носить воду "бедрами".

Я, конечно, знала и помнила, что наш "Тихий Дон" был второй попыткой экранизации романа М.А.Шолохова. Аксинью играла великолепная Эмма Цесарская, Григория - Андрей Абрикосов. Центральной в этом фильме была любовная драма Аксиньи и Григория. Эмма Цесарская сыграла Аксинью замечательно! Я помню ее удивительную улыбку...

На одном из официальных приемов мы случайно оказались вместе: Михаил Александрович, Эмма Владимировна и я.
Мне показалось, что Цесарская смотрела на меня с легкой грустью: я была молодой, а ее время уходило. И я тогда ещё не знала, что отныне, на всю оставшуюся жизнь, буду в глазах множества людей Аксиньей…"

И вот, наконец, третья экранизация "Тихого Дона". На роль Аксиньи была утверждена французская актриса - .

Она родилась в 1966 году, в Париже. По словам актрисы - прабабушка у нее русская и она с детства слышала русскую речь.

К моменту съемок "Тихого Дона" Дельфин Форрест снялась в нескольких фильмах, из которых наиболее известны в России - "Europa Europa" Агнешки Холланд и "Борис Годунов" Анджея Жулавски. В "Борисе Годунове" Дельфин Форрест сыграла роковую польскую красавицу Марину Мнишек. На пресс-конференции, посвященной премьере сериала, актриса сказала, что вначале должна была играть роль Дарьи, но на первой же встрече с ней Бондарчук решил ее взять именно на роль Аксиньи. И добавила: "Я очень рада, что, наконец, этот фильм увидят на родине Сергея Федоровича. Я ждала этого 15 лет и сейчас счастлива, что могу присутствовать на этой премьере в России".

На вопрос журналистов о том, как складывались у нее отношения с Григорием Мелеховым - Эвереттом за кадром, Дельфин ответила:
- О, он очень милый человек. Приятный, обаятельный. Со мной, правда, он держал себя, как эдакая примадонна. Хотя и не капризничал особо.

Из воспоминаний писателя Виктора Лихоносова ("Записи перед сном"):
"Апрель. Роль Аксиньи исполняет молодая французская актриса Дельфин Форест, прелестный облик которой навеял мне воспоминания о Шантильи, Монпарнасе и Булонском лесе. О дородных донских станичницах и степных хатах думать как-то сразу расхотелось..."

Может быть, выбор актеров на главные роли в третьей экранизации "Тихого Дона" не будет воспринят российскими зрителями. Во всяком случае, старшим поколением. Сравнение с версией Сергея Герасимова - неизбежно. И будем сравнивать, и обсуждать будем. Причем, обсуждать и сравнивать будут и те, кто экранизацию Герасимова не видел, либо видел, но о-очень давно.

Но ведь если вдуматься - какой долгий путь был у "третьего" "Тихого Дона" к зрителю: от первого замысла экранизации в середине 60-х годов, до съемок в 1990 году! А потом - ещё 15 лет ожидания…

И чтобы ни говорили, великое дело сделали те, кто вернул "Тихий Дон" в Россию! Вне зависимости от степени участия…