Александр Проханов: «Каждый день мечтаю о встрече с женой. Журналист Александр Проханов: биография, личная жизнь, семья Александр проханов биография личная жизнь

На теледебатах, когда он молчит, лицо его отрешенно и угрюмо. Но вот он взрывается, в эфир летят слова, полные злой иронии и ненависти. Он не любит разрушителей России. Страсть прохановских обвинений, во многом справедливых, часто вызывает раздражение.

Проханов — независимая и гордая личность: не был ни комсомольцем, никогда не состоял в КПСС или в других партиях. Он имеет множество советских орденов и наград. Его роман «Господин Гексоген» в 2002 году провозглашен «Национальным бестселлером». Недавно Проханов стал лауреатом Большой Бунинской премии в номинации «Публицистика». Захотелось увидеть его в домашней обстановке. Александр Андреевич согласился. И в нерабочий день — в праздник иконы Казанской Божией Матери — он встречал нашу машину у ворот дачного поселка. Просторный его дом по внутреннему убранству — скромное жилище поселкового типа… Главная радость этого дома — жена и дети. У Александра и Людмилы двое сыновей и дочь. И восемь внуков.

По узкой деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж, в его кабинет, и сразу оказываемся в окружении его акварельных работ на старорусскую тему. Увлеченно автор изобразил акварелью Русский Рай, словно он искал в нем свое духовное спасение. Жестокий человек никогда не вообразит Россию такой праздничной — с зелеными, красными, белыми и сиреневыми лошадками, с петухами и индейками она возносится в небо.

— Что побудило вас взять в руки кисть?

— После множества скитаний по деревням и весям я написал первую свою книжку, самую любимую. Издали ее, скажу откровенно, бездарно. И я решился ее проиллюстрировать. Открыл акварельные краски… Рисовал полтора года, увлеченно, как будто у меня за плечами стоял ангел и диктовал свои откровения. А потом вдруг все видения исчезли. Закончились, словно ангел улетел.

— Когда-нибудь их выставляли?

— Перед изданием «Крейсеровой сонаты» я устроил выставку этих акварелей. Одна газета написала о ней, что эти картины пахнут медом.

В кабинете полстены занимают старинные храмовые иконы со следами давних церковных погромов. Краски потускнели, местами облупились, грунтовка кое-где вспухла…

— Александр Андреевич, иконы находили среди щебня и развалин?

— У этих икон самые разные истории. От некоторых люди просто хотели избавиться. Вот эта валялась в развалинах храма без кровли, поливалась дождями, чудом сохранилась. Она часть Каргопольского иконостаса. А эту икону Александра Невского, моего святого, мне подарил Илюша Глазунов.

— Вам недавно вручили Большую Бунинскую премию. Как вы отнеслись к этому событию?

— Мне очень приятно получить эту медаль, поскольку по натуре своей я Кощей. Получив медаль, я на зубок попробовал и пробу лицезрел. Медаль золотая. Бунин — мой любимый художник. Погружаясь в его произведения, в ароматы раскаленного русского языка, я забываю, что я живу в другое время. Читая Бунина, растворяюсь в нем, как кусочек сахара в огненном кипятке. Мне кажется, что чисто эстетически русская словесность достигла в Бунине своей вершины и остановилась в нем. Перед изящной словесностью возник выбор: либо зачахнуть и исчезнуть в эпигонах, либо рвануться в совершенно другую сферу.

— А куда же нам отнести Набокова?

— Вслед за Буниным России был явлен Набоков. Он и продолжатель Бунина, но и его антагонист. Он прорвался сквозь бунинские эпитеты, сквозь сумасшедшую бунинскую изобразительность, сквозь мучительный, порой изнурительный эстетизм Бунина и сумел выйти на эстетику метафоры, метаметафоры, эстетику иррационального пересотворения миров.

— Александр Андреевич, расскажите о вашей семье.

— Во мне две родные ветви — прохановская и фефеловская. С одной стороны ветвь модернистского баптизма — дед Проханов был евангелистом. Двоюродный мой дедушка Иван Степанович Проханов решил стать лидером этого направления. Родной дед занимался философией, теософией. Сам про себя я не могу сказать, имею ли я глубокие корни философского умонастроения. Мне дороже молоканская вера. Мы из молокан, люди замкнутые, своенравные, ходим в таких длинных зипунах, готовим молоканскую лапшу. С вами, православными, мы очень осторожничаем. Когда-то все православные иконы, книги мои предки погрузили на телеги, передали православным батюшкам и уехали на Кавказ.

— Ваш отец участвовал в Великой Отечественной войне?

— Папа, царствие ему небесное, погиб под Сталинградом в 43-м году. Это еще одна жертва на алтарь любимой мной империи. Я был единственным сыном у мамы. Меня воспитали женщины, мама и бабка. Я очень высоко думаю о женщинах. У меня ко всем женщинам — и молодым, и среднего возраста, и пожилым, — ко всем чувство поклонения.

— Александр Андреевич, почему из множества институтов вы выбрали МАИ?

— Когда начинаешь об этом размышлять, в голову лезет какая-то мифология. Если продолжать тонко и неизысканно лгать о себе, скажу: я не был технарем. Рос гуманитарием. Мама — архитектор, бабка — тоже гуманитарный человек. Я был воспитан не на ревущих моторах. Но моей молодости досталось удивительное время, когда Советы рвались в небо. Я жил в Москве, в Тихвинском переулке. Казалось, прямо в форточку врывались эскадрильи самолетов. Стремительно, как мерцающие звезды, пролетали истребители. Меня это завораживало.

— Влюбился в авиацию. Получил диплом инженера в 61-м. А через два года оказался в Карелии лесником. Искал в лесах тишину, одиночество?

— Я устал от обилия, сверкания люстр в танцевальных залах, устал от офицеров, щелкающих каблуками на паркете перед цветником барышень. Тошнило от эпиграмм, от мадригалов.

— Да это просто лермонтовские впечатления! Вы тогда были еще не женаты?

— В Карелию я убежал от жены.

Бывший лесник просто поиграл словами: у него жена одна на всю жизнь. Людмила — его спасающая тишина, его ангел-хранитель.

— Зная ваш гороскоп, я убеждена, что вы однолюб. Рада, что не ошиблась.

— Абсолютный однолюб! (Входит в самоиронию .) Я даже не человек — монумент, памятник, который любит другой памятник. У нас прекрасная семья, масса внуков, даже не берусь сосчитать. Но точно восемь есть. Когда они приезжают ко мне, растекаются как ртуть. Я пытаюсь всех поймать сачком. Только поймаю пятерых, остальные убегают. Сколько радости нам всем.

— Александр Андреевич, как полезно с вами общаться в домашней обстановке. Но на экране, во всяких дуэлях и идейных схватках, в атмосфере разговорного балагана, вы бываете невыносимым монстром со следами хронической усталости.

— Так оно и есть. Мне осточертели эти политические комментаторы.

— В публичных схватках от вас исходит совершенно реактивная энергетика. С годами она не теряет своей взрывной силы. Где вы эту энергию черпаете?

— Это допинги, допинги. Когда я иду на телевидение, я колюсь.

— Проханов, не издевайтесь надо мной и над читателем.

— (Улыбается .) А в антрактах импресарио вручает мне «косячок».

— Что заставляет вас наговаривать на себя, приписывать себе всё, чем больна изрядная часть сегодняшней молодежи?

— Потому и впадаю в некий раж, взрываюсь и кричу, что ясно вижу, как на мою страну, на мой город, на дом мой нападают гадкие муравьи. Они ползут тучами, по полям, по лесам, заполняют мои храмы, и это видение бросает меня в состояние аффекта.

— Природа наделила вас сумасшедшим темпераментом. В споре с противником, разгоняясь, вы производите впечатление неадекватного человека. В интервью с Дмитрием Быковым разразились целой тирадой о себе: дескать, ваши соавторы, то есть лирические герои — «оба сумасшедшие, и я поддерживаю в них огонь безумия». Это суждение провокационно. Вы знаете, что вслед за вами с легкостью это образное признание повторяют на полном серьезе?

— Ну и пусть. От моего крика все эти белые боровики, свинушки разбегаются.

— После политических баталий вы долго приходите в себя?

— Долго. Целых 30 секунд. Мне они необходимы для полного покоя и одиночества.

— А потом отправляетесь домой поужинать?

— Нет, лечу на следующий ринг. В день иногда целых три бывает. После нашей с вами веселой разминки я бегу на «Эхо».

— Признайтесь, бывает ли момент, когда вы недовольны собой: «Черт возьми, что я там молол?»

— Это состояние меня преследует постоянно. Я дико собой недоволен. Я себя изъедаю, наполнен комплексами, бессонницей. Последние шесть лет не спится.

— Вы переусердствовали в спасении человечества.

— Взрываю очень часто свою подкорку. Наверно, через эту подкорку соединяюсь с мирозданием.

— Когда вы присутствуете на политической кухне телевидения и радио, кем себя осознаете?

— Я на этой кухне не наблюдатель, а повар в белом колпаке.

— Вы, обличитель разрушителей всех мастей, вдруг, шокируя благодушное население, предполагаете, что вслед за вами жители России назовут Путина отцом. Что это за дичь?

— Ну была же такая песня. (Напевает .) «Мы готовы к бою. Сталин — наш отец».

— В 80-х годах вы тоже были охотником. Наверное, бизоны вам под Москвой не попадались? Кого вам удалось взять на мушку?

— Я был наивным ружейным охотником. Стрелял иногда уток влет, иногда на воде. Случалось, рябчиков выслеживал на ветке, и они откликались на мой манок. Иногда вылетал заяц — то русак, то беляк. У того и другого — одна судьба, я их подстреливал.

— И почему вы бросили охоту, это модное увлечение состоятельных господ?

— Просто перестал проливать живую кровь.

— Но противников на ринге вы перекусываете пополам прямо в рубашках от кутюр.

— А что делать писателю? Он двигается по миру, находит жертвы, съедает их и выплевывает. Драма знаете в чем состоит? После смерти, когда писатель переносится в мир иной, все его персонажи и прототипы набрасываются на него, грызут со страшным голодным скрежетом.

— Какая мрачная перспектива!

— Какая она есть! Художник, примеряясь к сюжету, расписывая героев, должен помнить: на том свете его ждет за это расплата.

— Кто из прототипов — а их ведь множество! — самый страшный и непредсказуемый у вас?

— Это я сам. Все мои романы — сплошное самоедство. Каннибализм. Я изглодал всего себя. Уже вижу, как я вхожу в чистилище… Чуть не сказал — царства небесного — этому счастью не бывать никогда. И на меня набрасывается господин, вылитый я. Он из «Господина Гексогена», он из «Политолога» — все они набрасываются и пожирают меня.

— У вас солидное тело, им есть чем позабавиться.

— Однажды я был в Мексике. И в харчевне зажаривали быка. Мясо шкварчало, исходило соком. Гастрономы угощали меня его плотью. Неповторимая трапеза! Уверяю вас, глаз быка и его семенник — это совершенно разные вкусовые достоинства. Кстати, особенно вкусны были рога, пропущенные сквозь огонь, они наполняются мягкой субстанцией. У быка в рогах — мудрость всех бычьих поколений.

— Вы мужественный человек. Как же вы рискнули поехать корреспондентом «Правды» в Афган?

— (Отшучивается ): Исключительно за бабочками. Вот эти голубые, словно из блестящего самоцвета, — они из Никарагуа. Эта из Кампучии.

— Ну и помотались вы по опасным точкам. Вас ведь не призывали солдатом?

— А что такое «Певец во стане русских воинов»? Это тоже миссия. Была она и у меня. А Верещагин? Великий художник связал свою судьбу с русской армией навечно. И погиб на броненосце вместе с адмиралом Макаровым в Японскую войну.

— Вы называете себя монархистом. Что за монархию вы имеете в виду?

— У меня бабочка есть «Монарх». Она похожа на Владимира Кирилловича Романова, великого князя. Он мог бы стать престолонаследником. В эмиграции он себя провозгласил императором. А когда Гитлер вторгся в Россию, стал симпатизировать захватчику.

— У нас нет престолонаследников — все кончились.

— Да они нам и не нужны. Я сталинист. Нам нужен большой красный советский монарх.

— Где вы его возьмете? Он не бабочка, чтоб долго париться в коконе-саркофаге, поедая чужую капусту.

— Русская история выработает его в пекле русских катастроф.

— Увы, не успеет. Россия ускоренным темпом дряхлеет.

— Вымирает, будет вымирать до тех пор, пока не родит великого спасителя.

— Какими качествами он должен обладать?

— Должен любить народ и бояться Бога, чтобы совершить возрождение России. Конечно, он не должен повторить грехопадений, чем замарали себя выдвиженцы наших десятилетий. Этот человек должен осознать себя как плоть от плоти своего народа, а не приживалка, не менеджер, не клерк.

— Но и не палач!

— Если он будет бояться Бога, то не начнет казнить направо и налево врага. Свою волю он должен соизмерять с волей Всевышнего…

Внизу, на стене у камина, висит большой портрет Проханова с бабочкой на сердце, написанный и подаренный Ильей Глазуновым. Писатель в раме выглядит счастливым и мирным, хотя красные зигзаги и всполохи вьются над его упрямой головой.

Беседовала Наталья Дардыкина

Покушение на известного писателя заказал Владимир Гусинский

Четверть века назад его называли «фашистом», «рупором « красно-коричневых» и «врагом демократии». Теперь Александра ПРОХАНОВА, который ни на йоту не изменил своим убеждениям, с юбилеем поздравляет президент страны, а политические ток-шоу наперебой приглашают принять участие в качестве почетного гостя. Известному писателю и одному из ярчайших публицистов России 26 февраля исполняется 80 лет.

Блистательный Александр Андреевич в совершенстве владеет искусством, как сейчас говорят, троллинга. Если ему не нравится вопрос, он на него все равно отвечает, но в максимально провокационной форме.

«Сейчас выстрелю в вас»

Вот, скажем, поинтересовался я его отношением к спиртному. Мол, как народный трибун расслабляется?

«Я мрачный глубокий алкоголик, - ровным голосом поведал литератор. - У меня возле постели всегда стоит бутылка водки. Когда начинает брезжить голубое утро, с трудом размыкаю глаза и выпиваю эту бутылку. Я не просыхаю уже 80 лет. Первый глоток сделал, видимо, через две минуты после того, как родился. Отсюда во мне и крепость, и здоровье, и умение вести себя в обществе. За это меня почитают дамы и любят друзья».

Или вспоминаю, как однажды Проханов назвал себя страстным человеком. Начинает отвечать серьезно: «Я вообще подвержен страстям. Например, страсть к коллекционированию бабочек владела мною десятилетиями, я упивался ею. Моя первая коллекция была собрана еще в школе. Потом я страстно полюбил рисовать акварели - лубки, как я их называю. Я год, как безумный, рисовал их ночами. И в отношениях с людьми я был либо ледяным, либо раскаленным. Либо любил, либо ненавидел - иногда и то, и другое одновременно». - «В отношениях с женщинами так же?» - интересуюсь я. Без малейшей паузы следует ответ: «Ну, конечно! Бывало, увидишь - женщина идет впереди. Догонишь ее, схватишь, потопчешь, потом вскочишь на забор и кукарекаешь победно!»

А порой во время беседы и вовсе становилось жутко. Писатель говорил о том, что даже самый кроткий человек в течение жизни совершает злодеяния, за которые придется ответить перед Богом. «Думаете, на совести человека, который прошел столько военных командировок, не может быть злодеяний?» - спросил меня живой классик, имея в виду, разумеется, себя. «Неужели убивать приходилось?» - выдохнул я. «Вот, думаю, - пристально глядя мне в глаза, ответил литератор, - может быть мне сейчас в вас выстрелить. И совершить первое в своей жизни убийство. А впрочем… посмотрим, как пройдет наша беседа».

Людмила Константиновна, супруга писателя, с дочкой Настей и сыновьями - Андреем и Василием. Наследница пошла по маминым стопам и окончила текстильный институт. Младший сын - известный публицист. Средний - Василий - фотограф и автор-исполнитель песен на военные и исторические темы. Эти трое подарили родителям восемь внуков

Три женщины

Александр Андреевич, вы говорили, что прошлый юбилей провели в снегах, далеко ото всех. Как встретите 80-летие?

Я хочу в этот день покинуть Москву и уехать туда, где мне когда-то было очень хорошо. Может быть, это будет место в Карелии, где мы провели с женой медовый месяц. Может быть, Подмосковье - Новый Иерусалим, Истра, - где я работал лесником в свое время. Или, возможно, это будет маленький уральский городок Верхотурье, где я был школьником и где отбывали ссылку две мои любимые тетушки. Словом, мне хочется оказаться там, где рождалась и складывалась моя душа, моя мечта, где я еще не написал ни строки, но уже помышлял о грядущем творчестве.

- Вы упомянули о жене. Расскажите, пожалуйста, о ней.

Что рассказывать? Это была моя единственная жена, других не было. Она родила мне троих детей. Была возвышенным человеком. Теперь, когда ее нет уже почти семь лет, она явилась мне в совершенно ином, хрустальном образе, в котором исчезло все, что было связано с земной жизнью, что раздражало, ссорило. Как гений чистой красоты. Я вообще всем обязан трем женщинам - бабушке, маме и жене. Это они меня лелеяли, вскармливали, воспитывали. И благодаря им я, может быть, не совершил множество злодеяний, на которые меня толкала судьба.

- Кем работала ваша жена?

Когда мы с ней познакомились, она была художницей. А потом все свои таланты принесла в жертву материнству и супружеству. Работала женой, матерью, потом бабкой множества внуков. Я думаю о жене каждый день, мечтаю о встрече с ней. Полагаю, что она тоже об этом мечтает. И мы с ней, я думаю, очень скоро повидаемся.

На счету ПРОХАНОВА около 20 военных командировок (на фото в Никарагуа, 80-е годы)

Убийственная передовица

- Хорошо ли вы помните вашу первую военную командировку?

Она была на остров Даманский в 1969 году, где произошло столкновение с китайцами. Буквально за месяц до этого меня взяли в «Литературную газету», но не военным корреспондентом, а как знатока фольклора. Я увлекался тогда детскими игрушками, народными песнями, странствиями по деревням. В ту пору это вдруг стало очень востребовано.

И вот я, не имеющий никакой специальной подготовки, вдруг оказываюсь в эпицентре страшной военной драмы. Вижу тела расстрелянных пограничников. Вертолеты, на которых со всех концов страны привозили родственников убитых. Матерей, которые заходили в палатки с гробами и причитали так же, как до них матери на Куликовом и Бородинском полях, на фронтах Великой Отечественной войны.

Это меня изменило полностью. Я отвернулся от своих прежних увлечений, друзей. В «Литературке» стал писать про заводы, трассы, нефтепромыслы, бомбардировщики, подводные лодки, атомную триаду, позднее занялся Чернобылем, Семипалатинском и так далее. На моем счету 16 или 18 военных командировок.

Однако смертельная опасность вас подстерегала и дома. Чем закончилась история с покушением на вашу жизнь в 1997-м и 19 99 годах?

Да тем и закончилась, что я живой сижу перед вами, а предполагаемый заказчик - Гусинский сидит в Израиле, потеряв свой бизнес и НТВ. Это было связано с тем, что Гусинскому не нравились мои резкие и, как ему казалось, антисемитские высказывания. Весь антисемитизм сводился к тому, что я обвинил группу еврейских пассионариев в том, что они захватили практически всю народную собственность - капиталы, недвижимость, банки. Гусинский тогда был председателем Российского еврейского конгресса. Он пригласил меня на беседу и попросил прекратить эти публикации. Добавив, что в противном случае может прибегнуть к другим, внесудебным методам.

- Прямым текстом?

Ну, а чего такого? Беседуют два интеллигента… Я сказал, что услышал его, и на следующий день опубликовал одну из своих самых жестких передовиц под названием: «Еврейские банки и чеченские гранатометы». После этого получил кастетом в затылок. Написал, конечно, в милицию, но потом пожалел. Время было такое, не поймешь, кто перед тобой - милиционер или бандит. Через два года все повторилось - меня опять ударили по голове.

- Что же вы были без охраны?

Какая охрана? Я был маргинальный человек из маргинальной газеты. Не было ни денег, ни сил. Да и если Господу угодно, он тебя убережет, а нет - бросит на растерзание случаю, стихии. К тому же тогда многие мои друзья погибали, и мне негоже было беречься.


Через секунду на СВАНИДЗЕ обрушатся «десять сталинских ударов» ШЕВЧЕНКО. Кадр: Радио КП

Сучья элита

И все же со временем вы стали мягче, что ли. Даете интервью своему антагонисту Познеру, сами интервьюировали идеологического врага Чубайса…

Я же писатель, мне это интересно. Я очень долго работал на либеральном «Эхе Москвы», но проповедовал там мой сталинизм, мой империализм, мою русскую идею. Я и у Ходорковского брал интервью, и у Березовского . Все они были героями моих романов, и мне очень любопытно было взглянуть на них воочию.

- Какое впечатление на вас произвели эти два олигарха?

Березовский мне показался очень способным, страстным, талантливым, экстравагантным человеком без моральных ограничений. Думаю, что взрывы домов в Москве так или иначе связаны с ним. Ходорковский по сравнению с ним гораздо более осторожный, пластичный, мягкий. Ну, это психологически. А так - такой же захватчик чужого. Наш народ весь страшный XX век висел на дыбе и при этом создавал несметные богатства. Когда же наконец для него открылась возможность ими воспользоваться, богатства достались кучке людей. Что может быть ужаснее владельцев «Норильского никеля»? Получается, что узники лагерей, которые в вечной мерзлоте строили дороги, пробивали штольни и гибли от непосильного труда, работали для пары магнатов?!

- Известно, что по вашей семье прошелся каток репрессий. Как же вы после этого можете быть сталинистом?

Так же, как родственники казненных декабристов служили потом Романовым , почитая это за честь, за свое призвание, за смысл жизни. Мстить за свой род, за свои обиды слишком примитивно. Для меня идея Государства, Страны, Победы оказалась выше, чем беда и трагедия моего рода, хотя это не отменяет моей печали, моей любви и поклонения к этим костям.

- До сих пор эта фамилия вызывает споры вплоть до драк, как у Сванидзе с Шевченко…

Да ведь я эту драку и спровоцировал.

- Как так?!

Максим Леонардович (Шевченко . - М. П. ) долгое время был таким стихийным антигосударственником, анархистом, исповедовал вольницу, волю. А потом под влиянием общения со мной, многих бесед он склонился к сталинизму. Когда Николай Карлович в своем лютом, диком антисталинизме задел эти больные струны, он получил «Десять сталинских ударов». (Так было принято называть ряд крупнейших наступательных стратегических операций в Великой Отечественной войне. - М. П. ).

- Николай Карлович первым ударил...

Удар Сванидзе - это хлопок форточки от ветра. А когда Максим Леонардович, исполненный праведной силой, могучей и прекрасной, как возмездие, наносит Сванидзе удары, повторяя: «Это Сталинград», «Это Курская дуга», «Это Севастополь», «Это Ясско-Кишиневская операция», это «Зееловские высоты» и так далее, то Николая Карловича можно только пожалеть. Потому что его физиономия, вероятно, становится похожа на карту наступления советских войск 1942 - 1945 годов.

- Каким вы видите будущее нашей страны?

Россию ждет запоздалый, но все же мощный рывок. Модернизация по Сталину дорого обошлась стране, но, к сожалению, выхода не было - до страшной войны оставалось всего десять лет. Угроза войны и сейчас не исчезла, а исторического времени для рывка не так уж много. Главной задачей для Путина будет преобразование этой антинациональной, компрадорской, предательской элиты, которая рассматривает Россию, как добычу. Не расстрелять ее, как это сделал бы Сталин, не отрезать ей голову, как поступил бы Иван IV . Но найти способ заставить эту сучью элиту сделаться социально полезной, иначе России не быть.

А. А. Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II.

В 1960 году Проханов окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу. В 1962-1964 гг. работал лесничим в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым.

С 1970 года работал корреспондентом газет «Литературная газета» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Проханов первый в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта.

В 1972 году Проханов становится членом СП СССР. С 1986 года активно публикуется в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», а также в «Литературной газете».

С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала «Советская литература». В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», где также становится главным редактором. В 1991 году, во время выборов президента РСФСР Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Проханов поддерживает ГКЧП.

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал ВС РФ. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, ее сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время».

В ноябре 1993 года Проханов регистрирует новую газету - «Завтра» и становится её главным редактором. На президентских выборах 1996 года Проханов поддерживает кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова, в 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды - в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных. В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген», где он художественно отображает версию о вине российских спецслужб во взрывах жилых домов в России в 1999 году, получает премию «Национальный бестселлер».

Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тыс. экземпляров). Женат, имеет двух сыновей и дочь. Награждён государственными наградами СССР.

Журналистская деятельность

С конца 1960-х Проханов в качестве специального корреспондента «Литературной газеты» посетил различные «горячие» точки в странах Латинской Америки, Анголе, Мозамбике, Кампучии, Эфиопии, Афганистане и др. В своих многочисленных очерках и репортажах Проханов описывал события, свидетелем которых он стал.

В декабре 1990 года Проханов выступил основателем и стал главным редактором еженедельной газеты «День», имевшей подзаголовок «Газета духовной оппозиции». 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями. Однако 5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. Ряд организаций обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

Литературная деятельность

Ранняя проза

Первые рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Олене», «Семье и школе», «Сельской молодёжи». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» (1967). Во второй половине 1960-х очерки и репортажи Проханова привлекают внимание читателей в СССР.

Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (1971) вышла с предисловием Юрия Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами. В 1972 Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет», о проблемах советской деревни. В том же году при содействии Ю. В. Трифонова Проханова принимают в Союз писателей СССР. С 1985 Проханов - секретарь Союза писателей РСФСР.

В начале 1970-х Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и др. В 1974 вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава».

Основой первого романа «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом и в трёх последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества.

«Горящие Сады»

С начала 1980-х писатель начинает работать в жанре военно-политического романа, материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. Романы-путешествия «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник…» «Африканист», «И вот приходит ветер» образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по следам событий и характеризующуюся напряжённым развитием сюжета.

Афганистан

Позднее Проханов вновь обращается к афганской теме. Главным героем романа «Рисунки баталиста» (1986) является художник Веретенов, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат, и которому хочется увидеть сына-военнослужащего. В романе «Шестьсот лет после битвы» (1988) рассказывается о демобилизованных солдатах, служивших в Афганистане.

«Семикнижие»

«Семикнижие» Александра Проханова - серия романов, главный герой которых - генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.

Название «Семикнижие» отсылает к Пятикнижию, Шестопсалмию и Четвероевангелию. В «Семикнижие» входят романы:

  1. Сон о Кабуле
  2. И вот приходит ветер
  3. В островах охотник
  4. Африканист
  5. Последний солдат империи
  6. Красно-коричневый
  7. Господин Гексоген

Господин Гексоген

«Господин Гексоген» (2001) привлёк внимание критиков и общественности. В романе рассказывается о заговоре спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путём её передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлёвские интриги, взрывы домов, провокации и т. п. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года писателю была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».

Малая проза

В 1970-90-е он создаёт несколько заметных рассказов и новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кандагарская застава» (все - 1989) и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию им. А. П. Чехова. В 1989-1990 годах Проханов - главный редактор журнала «Советская литература», выходившего на 9 языках и распространявшегося более чем в 100 странах мира.

Стиль Проханова часто считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу. Однако по мнению немецкого слависта Вольфганга Казака, для произведений Проханова характерна «банальная, слащавая манера письма, основанная на бесстыдной лжи и перенасыщенная дешёвыми украша­ющими эпитетами».

Определённо реалистичные действия и события соседствуют с вещами совершенно фантастического толка (в романе «Господин Гексоген» один из олигархов (возможно, схожий с Березовским), попав под капельницу в больнице, истаивает и исчезает в воздухе; Избранник (возможно, схожий с Путиным), попросившись управлять самолётом наедине в пилотской кабине, исчезает, превратившись в радугу).

Ярко прослеживается симпатия к христианству, России и всему русскому, неодобрение к капитализму.

Награды

  • орден Красного Знамени
  • орден Трудового Красного Знамени (1984)
  • орден «Знак Почета»
  • орден Красной Звезды
  • премия Ленинского комсомола (1982) - за роман «Дерево в центре Кабула»
  • премия имени К. А. Федина (1980)
  • Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1987)
  • премия МО СССР (1988)
  • премии журналов «Знамя» (1984), «НС» (1990, 1998)
  • Международная Шолоховская премия (1998)
  • медаль «Защитнику Приднестровья»
  • премия «Честь имею» (2001)
  • Бунинская премия (2009) -за подшивку передовиц газеты «Завтра» за 2008 год и сборник «Симфонии Пятой империи»
  • 23 марта 2010 года в номинации «Лучший главный редактор/издатель общественно-политического средства массовой информации» награждён премией «Власть № 4» учреждённой Институтом общественного проектирования и «Клубом 4 ноября» (как главный редактор газеты «Завтра»).

Работа на радио и телевидении

  • С 2007 года по настоящее время: постоянный гость радиопередачи «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» (по средам в 19.05)
  • С сентября 2009 на радиостанции Русская Служба Новостей по понедельникам в 21.05 выходит передача «Солдат Империи»
  • Один из постоянных участников телевизионных ток-шоу Владимира Соловьёва «К барьеру!» (2003-2009 гг.) и «Поединок» (с 2010 г.).

Книги

На русском языке

Зарубежные издания

Альбомы живописи

  • - Сборник работ в стиле русского лубка (подарочное издание, в открытую продажу не поступало)

Театральные постановки произведений

  • 1984 - Иду в путь мой - По роману «Дерево в центре Кабула»; СССР, Чечено-Ингушский драматический театр; драм. А.Проханов, Л.Герчиков, пост. Р.Хакишев, худ. рук. М.Солцаев; гастроли: Москва - 1984, сцена МХАТ на Тверском бульваре, Ленинград - 1986

Кинофильмы/Экранизации

  • 1972 - Отчизна - Автор сценария, в соавторстве с В.Комиссаржевским; СССР, Центрнаучфильм, реж. А.Косачёв, В.Капитановский, С.Прошин, Ф.Фролов
  • 1983 - Место действия - По мотивам одноим. романа; СССР, Ленфильм, реж. А.Граник, сцен. Р.Тюрин
  • 1988 - Шурави - Автор сценария, в соавторстве с С.Ниловым; СССР, Мосфильм, реж. С.Нилов
  • 1988 - За всё заплачено - Автор сценария, в соавторстве с А.Салтыковым (по мотивам одноим. повести А.Смирнова); СССР, ТО «Экран», реж. А.Салтыков
  • 1991 - Ущелье духов - Автор сценария, в соавторстве с С.Ниловым; СССР, Мосфильм - Туркменфильм, реж. С.Нилов
  • 2010 - Охотники за караванами - По мотивам повести «Охотник за караванами» и рассказа «Мусульманская свадьба»; Россия, ГК «Star Media», реж. С.Чекалов, сцен. В.Бочанов
26 февраля 2018

Сегодня 80-летие отмечает известный публицист и писатель. Накануне юбилея Александр Проханов дал откровенное интервью. Оказалось, что он сильно скучает по своей супруге, которой не стало несколько лет назад.

Александр Проханов / фото: globallook.com

Сегодня 80 лет исполнилось Александру Проханову. Накануне своего дня рождения он дал откровенное интервью. Писатель и публицист признался, что отпразднует юбилей не в Москве, но точное место называть не стал. Он планировал отправиться в одно из мест, где ему когда-то было хорошо. Например, в Карелию, где он провел с женой медовый месяц, а может быть, и в Истру, где Проханов работал лесником одно время. Также он предположил, что может отправиться в уральский город Верхотурье, где часто бывал в юности.

Общаясь с журналистами, Александр Андреевич не стал скрывать, что скучает по своей жене Людмиле Константиновне, которая скончалась семь лет назад. Она подарила ему дочь Настю и сыновей — Андрея и Василия. Девочка выросла и пошла по маминым стопам. Она окончила текстильный институт. Младший наследник стал известным публицистом, а средний — Василий — фотографом, а также он автор-исполнитель песен. Все трое обзавелись детьми и подарили родителям восемь внуков. «Я думаю о жене каждый день, мечтаю о встрече с ней. Полагаю, что она тоже об этом мечтает. И мы с ней, я думаю, очень скоро повидаемся», — поделился своими мыслями Проханов.


Жена Александра Проханова с детьми/Фото: EG.ru

По словам писателя, с будущей женой он познакомился, когда она была художницей. Позже Людмила Константиновна посвятила свою жизнь материнству и супружеству. Александр Андреевич рассказал, что она была «возвышенным» человеком. Он не стал скрывать, что она явилась ему однажды во сне и предстала в новом «хрустальном» образе, в котором исчезло все, что раньше его могло раздражать или приводило к ссоре. Однако писатель добавил, что обязан всем также еще двум женщинам — бабушке и маме. Так как именно они его вскормили и воспитали, об этом Проханов рассказал

Детство Сергея Проханова

Родной город Проханова – Москва. Семья жила рядом с Домом пионеров, благодаря чему Серёжа мог попробовать себя практически во всём, посещая предлагаемые Домом пионеров кружки. На первом месте всегда оставался театр. Достаточно успешно он занимался музыкой и пел. Серёжа даже выступал как-то по телевидению. Он обладал очень звонким голосом, говорили, что Проханов может много достичь в пении.

Первое яркое разочарование произошло, когда на конкурсе «Музыкальная весна» Серёжа не стал лауреатом. Для него это было большой психологической травмой. Примерно в тот период у него начал ломаться голос.

Колобок - Усатый нянь - Сергей Проханов

Семья у Проханова, как сам он выразился, пролетарская. Отец был рабочим. Темперамент и неуёмность будущий актёр унаследовал именно от отца, который всегда был душой компании. От мамы же он унаследовал нелюбовь к показухе. Проханов окончил физико-математическую школу, ему нравились точные науки.

Параллельно он занимался в театральной студии. Молодой человек выбрал для себя Щукинское училище и стал его студентом. Сергей попал на курс Веры Львовой. Многие называли в тот период Проханова лучезарным. Это было замечательное время. Студентов же этого курса называли не иначе, как «артисты праздника», они вели телепередачи на ТВ, могли поднять людям настроение.

Начало фильмографии Сергея Проханова

Ещё в училище Сергей начал сниматься. Его первая картина – «Семья, как семья». Его роль была небольшой. Начинающий актёр сыграл приятеля Лены, присутствовавшего на новогодней вечеринке. Будучи студентом, он также сыграл в «Юльке», «Весёлом калейдоскопе», снялся в роли пионервожатого в картине «Ох, уж эта Настя!» и др.

Получается, что окончив в 1974-ом театральное училище, Сергей уже активно снимался. Его первым театром стал театр «Моссовета», куда его пригласили, как выпускника училища. Там он с успехом дебютировал на одной сцене с заслуженными мастерами, однако будучи успешным в кино, там Сергей играл на протяжении ряда лет только второстепенные роли.

Настоящий перелом произошёл тогда, когда зрители увидели актёра в главной роли в постановке «Саша». С этого момента его в театре стали считать серьёзным актёром. Казалось бы, всё складывалось хорошо, но в тот период времени театр покинули такие именитые режиссёры, как Виктюк , Черняховский и Гинкас.

Лучшие фильмы Сергея Проханова

Сергей активно снимался, успевая за год поучаствовать в трёх-четырёх картинах, много играл на сцене. Успех пришёл к Проханову после сыгранной им главной роли в «Усатом няне». Он почувствовал, что значит быть знаменитым. Ему предлагали сыграть, чаще всего, весёлых и активных парней. Похожую роль ему предложили в фильме «Завтрак на траве». Там он был вожатым в пионерском лагере и снова занимался воспитанием ребят. Начиная с 1981-го года, предлагаемые роли были по большей части уже второстепенными или эпизодическими.

«Шантеклер» в театре Луны. Интервью с Прохановым

В то время он сыграл в фильмах «Чехарда», «Первая конная», «Сашка», «Размах крыльев», «Подвиг Одессы», «Белые вороны» и др.

Заметную роль Проханов получил в фильме, который зрители увидели в 1991-ом году. Его название – «Гений». В главной роли снимался Александр Абдулов . Сергей же сыграл спекулянта по имени Костик.

Окончательно расстаться с кино актёр решил после того, как завершились съёмки в детективе «Привал странников», где у него снова была небольшая роль.

Актёр считал, что кино умерло, и ему в нём делать нечего. Он полностью переключился на работу в театре. Однако на экране телезрители видели Проханова ещё и в качестве телеведущего. Он вёл передачу о кино «Знай наших». Сергей думал, что со временем она превратится в альманах, планировал создать несколько интересных рубрик, но на деле телепередача стала походить на телевикторину о тех или иных кинокартинах. Притом что работать телеведущим ему нравилось, с телевидения он ушёл.

Сергей Проханов в «Театре Луны»

Актёр принял решение создать при театре творческий кооператив «Маскарад». Когда в его родном театре начали готовить постановку известного мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда», его кооператив взял на себя обеспечение кордебалета, без которого этот мюзикл был бы невозможен. Надо сказать, что как руководитель кооператива, Проханов прекрасно справился с этой задачей. Мюзикл зрители увидели в 1992-ом году. Сорежиссёром был Проханов. Нельзя не отметить, что эта постановка до сегодняшнего дня остаётся популярной и идёт на сцене того же театра.


Когда в качестве режиссёра Проханов занялся постановкой «Византии» на сцене родного театра, оказалось, что надо ждать очереди, чтобы попасть в репертуар. Ждать можно было год или два. С этого момента стало понятно, что нужен свой театр. Это сразу предоставило бы Сергею возможность самостоятельно действовать.

Сергей Проханов в настоящее время

Все заработанные кооперативом деньги Проханов собирал для того, чтобы открыть собственный театр. Помещение он нашёл совершенно случайно. Это подвал неподалёку от театра «Моссовета». Название его театра – «Театр Луны».

Так Сергей стал режиссёром. Все постановки театра он перерабатывает сам. Проханов считает, что с этого момента он стал совершенно другим, уже не за него отвечали, а он отвечал за свою труппу.

В «Театре Луны» за более чем двадцатилетнюю его историю играло немало знаменитых актёров. Все постановки эмоциональны и чувственны, при этом не без эротизма. Проханов не терпит всего простецкого, считает, что в театре зрители должны ощущать мечту, должны видеть другой мир. В «Театре Луны» нет постановок о нищете, о каких-то «Васьках» и «Петьках». Само название спектаклей говорит об их воздушности и космичности: «Лиромания», «Маленькая Луна», «Ночь нежна», «Таис Сияющая».

Сергей Проханов в программе Будильник

При театре Проханова есть киностудия. Её название – «Луна-фильм». В главной роли в первой же картине снялся Проханов. По сюжету режиссёр прощается со своим театром и передаёт его другому руководителю.

Личная жизнь Сергея Проханова

С будущей женой Сергей Борисович познакомился, когда отдыхал на даче у друзей. Её имя – Татьяна. Она внучка двух известных маршалов – Василевского и Жукова. Девушка тогда училась в десятом классе. Они начали встречаться. Татьяна поступила в институт. Они поженились, когда ей исполнилось восемнадцать.

Когда недавно поженившиеся Татьяна и Сергей получили свою первую двухкомнатную квартиру, Сергей во время ремонта убрал почти все межкомнатные перегородки. Семье даже грозили за это выселением. Так в просторной квартире молодожёны прожили до тех пор, пока не появились дети, и им не потребовалась детская. Пришлось вновь возводить стены. На этот раз Сергей Борисович сделал перепланировку так, что у него появился даже маленький кабинет.

Вместе супруги прожили двадцать пять лет. Бывали в их жизни разные времена, актёрская профессия не могла не отражаться на семейной жизни. Жена занималась воспитанием их двоих детей. Старшая дочь стала художником по костюмам. Она трудится в театре у отца.

Сейчас Проханов в разводе. Он живёт один.