Артикуляционная гимнастика 4. Что входит в артикуляционную гимнастику для детей

Большинство детей имеют проблемы с правильным произношением звуков. Чаще всего такие затруднения проходят со временем сами, но малышу можно помочь преодолеть речевые дефекты. Для этого существуют различные логопедические приемы: массаж, гимнастика.

Детям с тяжелыми нарушениями в речи, такими, как заикание, дизартрия и ее формы, алалия и т. п., рекомендуется комплекс мер и постоянное наблюдение специалиста. Если же у ребенка незначительные речевые расстройства, например, простая дислалия (нарушения, при которых дефектно произносится один звук или группа одно­родных по произношению звуков), то можно попробовать обойтись логопедической или артикуляционной гимнастикой.

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие и укрепление органов речевого аппарата. Часто органы, которые участвуют в создании звуков, нуждаются в дополнительных упражнениях для нормализации их работы. Чтобы сформировать правильные и полноценные положения артикуляционных органов, а также укрепить и развить их мышцы, используется артикуляционная гимнастика.

Она содержит комплекс упражнений, которые направлены на развитие точных и правильных движений органов артикуляции. Логопедическая гимнастика очень эффективна при функциональных нарушениях речи и при легких органических нарушениях. Таковыми считаются отступления от нормы, при которых не отмечается никаких серьезных отклонений в строении речевых органов или в нервной системе.

Эти отклонения от языковой нормы в речи говорящего имеют следующие характерные признаки:

  • Закрепляются со временем;
  • Неестественны для возраста говорящего;
  • Нуждаются в логопедической коррекции;
  • У детей могут негативно воздействовать на развитие, задерживая и искажая его.

Такие симптомы позволяют отличить речевые расстройства от временных нарушений, которые бывают у людей в разном возрасте.

Упражнения для самых маленьких

Поскольку игра считается ключевым способом познания, обучения и вообще является главной деятельностью малышей, то артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет и 3-4 лет должна быть подана в виде сказки, театрализованного представления. Прежде всего, очень важна совместная деятельность со взрослым. Есть прекрасные пособия, разработанные в помощь родителям. Например, книги Валентины Николаевны Косыгиной, кандидата педагогических наук. В этих брошюрах легкие и веселые занятия тщательно расписаны и проиллюстрированы. Вот некоторые из них:

  • «Чистим зубы». Улыбаемся, рот открыт. Язычком потрогать каждый зуб со внутренней стороны.

  • «Замесили тесто». Улыбнуться, язычок положить между губами и пошлепать ими со звуком «пя-пя-пя». Поприкусывать его кончик. Выполнять по очереди то одно, то другое упражнение.

  • «Чашка». Широко открыть рот. С улыбкой высунуть распластанный язык и приподнять его кончик, чтобы в его центре получилось углубление.

  • «Индюшонок». Рот расслаблен. Языком быстро и с усилием бить изнутри по верхней губе со звуком «бл-бл-бл».

  • «Орешек за щечкой». Рот закрыт. Кончик языка с усилием надавливает изнутри то на одну, то на другую щеку.

  • «Кошечка». Улыбнуться. Открыть рот. Кончиком языка изнутри надавить на нижние зубы и выгнуть язык, как спину кошки.

  • «Гармошка». Приоткрыть рот с улыбкой и присосать распластанный язык к нёбу. Не отрывая его, соединять и разъединять губы.

Все упражнения имеют понятные для малышей ассоциативные названия и благодаря этому превращаются в забавную игру.

Занятия для детей от 4 лет

Чем взрослее становится ребенок, тем больше должны родители обращать внимание на несовершенства в его речи. Для дошкольника очень важно комфортное общение со сверстниками, и дефекты речи могут спровоцировать разного рода трудности, неуверенность в себе или даже психологические проблемы. Препятствие для логопедических упражнений еще составляет то, что дети в этом возрасте быстро теряют интерес к повторяющимся занятиям.

Чтобы разрешить эту задачу, специалисты Ястребова А. В. и Лазаренко О. И. предложили использовать биоэнергопластику в занятиях артикуляционной гимнастикой для детей 4-5 лет и 5-6 лет. То есть, вместе с упражнениями для речевого аппарата ребенок выполняет плавные раскрепощенные движения телом и руками. Такие занятия требуют максимальной концентрации внимания для того, чтобы движения рук и артикуляционных органов стали наиболее точными и синхронными. Есть прекрасные пособия для таких занятий, как, например, книга Бушляковой Р. Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой». Чтобы стала понятна суть упражнений, приведем несколько примеров:

В книге предложены варианты коротких стихотворных строк, чтобы не считать. Так можно больше увлечь ребенка и держать активный темп занятия. Этот вид артикуляционной гимнастики будет актуален для детей от 4 до 7 лет.

Гимнастика речевого аппарата (развитие мышц губ, языка и т.д.)

Для правильного произношения того или иного звука органы звуковоспроизведения должны работать точно и слаженно. Для укрепления мышц нужно ежедневно делать несложную тренировку:

  • Сомкнуть зубы, улыбнуться с напряжением и вытянуть губы трубочкой;
  • Сомкнуть зубы, делать движения губами в стороны и круговые;
  • Пожевать губы;
  • Закусить губы и улыбнуться, оставив их натянутыми на зубах;
  • Пофыркать;
  • Делать вращательные круговые движения между губами и зубами языком, задержать под щеками по очереди;
  • Похлопать губами по языку;
  • Напрячь кончик языка и вытянуть его вперед;
  • Высунуть язык и потянуться им максимально вверх и вниз;
  • Пожевывать язык.


Чтобы упражнения принесли максимальную пользу:

  • Для занятий нужно выбирать время, особенно это касается малышей, когда ребенок в хорошем расположении духа, настроен на контакт со взрослым;
  • Желательно максимально ограничить отвлекающие факторы;
  • Для занятий лучше использовать картинки артикуляционной гимнастики для детей;
  • Если ребенок выполняет упражнение неточно или неправильно, взрослый должен мягко, без нажима исправить ошибку.

Артикуляционные упражнения для детей – видео

Удобнее всего изучить комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет с помощью видео.
В этом ролике логопед демонстрирует основной комплекс упражнений, необходимых для развития органов речевого аппарата.

До семи лет у ребенка активно выстраивается звукопроизношение. Но если органы артикуляции расположены неправильно, то в речи ребенка будут искаженные или неточные звуки. Не стоит отчаиваться, но и пускать ситуацию на самотек тоже не нужно. Легкие и веселые упражнения из коррекционной гимнастики помогут малышу укрепить мышцы органов речи и справиться с непослушными звуками.

Закладка речевого развития начинается в семье. Поэтому задача близких создать условия, чтобы ребенок успешно освоил речевой навык. Ведь недостатки в будущем приводят к таким проблемам, как неумение выражать мысли, и низкая успеваемость в школе. Все дети, которые плохо владеют речью, плохо учатся. Но, в игровой форме все дети с удовольствием учатся говорить.

АРТИКУЛЯЦИонная гимнастика

Артикуляционную гимнастику для детей 3-4 лет лучше проводить в форме своеобразной игры - сказки о Язычке . Это в ненавязчивой, весёлой форме даёт возможность ребёнку тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения внимания ребёнка к правильному выполнению упражнений рекомендую дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими необходимые движения языка.

Варианты сказок могут быть различными, родители могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:

Персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно изобразить движением языка;

Движения языка должны соответствовать определённому артик. упражнению;

Действия Языка (т.е. персонажа сказки) и названия артикуляционного упражнения могут не совпадать;

Выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребёнок должен наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;

Прежде чем предложить ребёнку тренировку языка на основе сказки, взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Сказка о Веселом Язычке.

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи.

У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка.

Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале?

Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.)

А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.)

Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо.

А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.)

Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая.

Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

ВТОРАЯ СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике.

Догадайся, что это за домик.

В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик — рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт).

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

Третья Сказка о Веселом Язычке

Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.

(Упражнения "Часики", "Змейка".)

Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.

(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)

На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения "Лопаточка", "Качели".) Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение "Заборчик".) Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит "тук-тук!",
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".) Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".) Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)

Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения "Горка", "Лопаточка".)

Четвертая Сказка про Язычок.

Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка - вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.)

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.)

Стучит молоточек

вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра

В гости к тётушке пора!

(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт")

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя - пя - пя")

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок - цок - цок - цок - цок.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, затем быстрее).

Тётушка племянничка

Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная -
Просто объедение -
Ням - ням - ням - ням.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз).

Под окошком - блл, блл, блл -

Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" - предлагают.

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл - бл - бл" ("болтушка")).

Ну - ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И - у! И - у! И - у!"

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.)

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"

(Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.)

Вот интересная игра -

Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.

(Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.)

Ой, потемнело

Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр - бррр - бррр…

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.)

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;
Пя - пя - пя - пя - пя - пя
Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Отчетливо произносить все звуки - невероятно сложная задача. Малыш постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто крохе справиться с такой задачей.

Дефект в пределах нормы

  • Смягченность (ребенок говорит "масинька" вместо "машинка", "носька" вместо ножка и т.д.).
  • Отсутствие и замена шипящих звуков "ш", "щ", "ч", "ж" ("косетька" вместо "кошечка", "лосядка" вместо "лошадка" и т.д.).
  • Отсутствие звука "р", его замена на звуки "л", "ль", "в", "й" ("каова" вместо "корова", "от" вместо "рот", "лак" вместо "рак", "лямаска" вместо "ромашка", "йыба" вместо "рыба").
  • Замены звуков "к" и "г" на звуки "т" и "д" ("тапля" вместо "капля", "дусь" вместо "гусь").
  • Замены звонких звуков глухими ("сайка" вместо "зайка" и т.п.).
  • Смягчение произнесения звука "л", его замена на "й" ("кальбаска" вместо "колбаска", "стуй" вместо "стул" и т.п.).
  • Пропуск трудных звуков при сочетании согласных ("мачик" вместо "мальчик" и т.п.).
  • Сокращение длинных незнакомых слов ("ампитура" вместо "температура" и т.п.).
  • Перестановка звуков или целых слогов ("пыселос" вместо "пылесос" и т.п.).

Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5 годам. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду (лучше это сделать еще в 3-4 года). Мы делаем ребенку массаж, учим плавать, чтобы он рос гибким и крепким. Он должен освоить определенные движения, чтобы научиться сидеть или ходить. То же и с речью - малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь - как можно раньше начав делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание.

Артикуляционная гимнастика

Будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Даже двухнедельному малышу понравится, если, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, как кукарекает петух, как лает собака. Пока переберете всех известных вам животных, завороженный кроха уже одет. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т.д.). "Играть на дудочке" - прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.

Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные игровые упражнения. Выбирайте время, когда он в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т.д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. (Рекомендуемое число повторений - 6-8 раз).

Вот некоторые примеры

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: "Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх - где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) - и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)" и т.д. Проявите фантазию.

Развиваем речевое дыхание

Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.

Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, "ветер" будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.

Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.

Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.

Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: "птички полетели", дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

Научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком "а-а").Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А.С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое "ш-ш-ш".Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать "настоящую бурю".Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто: "п-п-п" и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенк попытается пригнать кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.

Развиваем фонематический слух

Ставьте ребенку аудиокассеты, привлекайте внимание к разным звукам в вашей квартире и на улице ("Слышишь, стучат: тук-тук!", "Это птицы поют!"), покупайте разные пищащие, гремящие, звучащие игрушки (неваляшку, музыкальную карусель, ксилофон и т.д.).Очень важно "переводить" звуки окружающего мира в речевые (кто-то чихнул - скажите "апчхи", звякнула посуда - скажите "дзынь").

Начните делать и специальные упражнения. Для крохи, конечно, это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т.д.). Совсем маленького ребенка научите извлекать из них звуки: звенеть, стучать, греметь. Постучите по разным поверхностям, пусть он услышит, какими разными получаются звуки. Если малыш пока еще не держит погремушку, привяжите ее к ручке или ножке. Потом учите его играть на разных инструментах, стучать в барабан (или по кастрюле). Подносите погремушки то к одному, то к другому уху, давайте послушать часы, телефон. Пойте и декламируйте стихи малышу. Применяйте "забавные звуки", имитируйте животных. Читайте ему. В первое время делайте акцент на ритм, интонацию.

Когда слышите какой-то звук, спросите: "Что это?", потом поднесите ребенка и покажите, что это звучало. Для ребенка после года подойдут игры на разгадывание звуков. Например, покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты). Можно начать с двух, причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел). Постепенно усложняйте задание. Также можно "говорить" за разные игрушки-животных (или записать на аудиокассету: "кря-кря", "хрю-хрю" и т.д.), попросить отгадать (показать), кто так "разговаривает". Постепенно усложняйте такие игры, используя больше звуков, причем таких, которые сложнее разделить. Прошепчите малышу на ушко "секрет", пусть он тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда малыш будет вам подражать.

Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например, про семерых козлят), изображайте волка с "толстым" голосом, потом с "тонким", пусть попробует это повторить и сам малыш. В других сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо (как будто все спят, а вы крадетесь по лесу), то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки. Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо), а как большая (громко), пусть ребенок повторит за вами.

Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):

Пальчик о пальчик тихо бьем.
Пальчик о пальчик тихо бьем.
А потом в ладоши громко бьем.
Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.


Разучите стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно, четвертую шепотом:Мышонку шепчет мышь:"Ты что шуршишь, не спишь?".Мышонок шепчет мыши:"Шуршать я буду тише".

Для ребенка постарше подойдут такие задания: "Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук... (например "М"), "Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком... (например "Р").

Для 5-6-летних подойдет задание: "Замени первый звук в слове на "Р". Какое получилось слово? Лис-...ис, лепка-...епка, диск-...иск и т.д.".

Можете сами выдумывать подобные игры. Попросите ребенка под тихий звук идти на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бегом (для аккомпанемента, например, ударяя в барабан).Завяжите малышу глаза, звените колокольчиком, пусть пробует определить, откуда доносится звук. Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, попросите малыша повторить за вами. Постучите по столу два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами. Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос-ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. (потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т.д.).

Можно придумывать свои слова. Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить малыша. Вас ждет непременный успех.

Комментарий невролога

Я во многом согласна с автором. Все эти упражнения не будут лишними при одном НО. Они подходят лишь здоровым детям, коррекционными их назвать никак нельзя.Если у малыша уже отмечено речевое отставание, его нужно прежде всего показать неврологу. Дело в том, что артикуляция и другая работа мелких мышц будет проходить правильно лишь тогда, когда мы "наладили" крупную моторику и связь дыхания и мышечного напряжения.

Все понимают важность развития речи ребёнка и уровень его культуры, который определяет не только дальнейшую судьбу человека, но и будущее великого русского языка.

По речи ребёнка судят о развитии, которое напрямую связано с его мышлением. Для дошкольника умение хорошо говорить - это значит:

  • легко ориентироваться в окружающем мире;
  • думать, выражать мысли и отстаивать личное мнение;
  • находить контакты с детьми и взрослыми.
Важно помнить! Чтобы говорить чисто и правильно, ребёнок должен чётко слышать звучащую речь.

Чтобы произносить непростые для ребёнка звуки, его органы артикуляции должны быть сильными и гибкими, умели совершать тонкие движения и переходы.

Этому учит артикуляционная гимнастика.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить в форме интересной игры.

Это увлечёт ребенка, и процесс развития речи будет происходить быстрее и успешнее.

В первую очередь следует рассказать и показать ребёнку, находясь перед зеркалом, про органы артикуляции, называя их: губы, язык, зубы и щеки.

Обратить его внимание на верхнюю и нижнюю губы, два ряда зубов и подвижный язычок.

Главная задача: заинтересовать ребёнка

Важно помнить! Систематические занятия закрепляют приобретенные навыки.

Занятие проводится перед зеркалом так, чтобы ребёнок зрительно воспринимал движение рта и языка при произношении звуков взрослого.

Показывайте букву и произносите звук.

Вместе с ребёнком пойте звук сначала тихо, затем громко, отрывисто и протяжно.

Повторяйте игру несколько раз. Показывая буквы, просите ребёнка спеть самостоятельно.

А – открыть широко рот.

О – сделать кругленькие губы.

У – сделать губы «трубочкой».

И – улыбаться.

Э – приоткрыть рот, высунуть язык.

Игры для дыхания


Развитие навыков: тренировка дыхания, произнесение звуков, зрительно- моторной координации.

Для нормального произношения звуков и хорошего развития языка, необходимо верное дыхание, которое способствует лучшему звучанию голоса.

Ровные вдох и выдох - это важные условия для мягкого и неторопливого звучания голоса, для перехода от спокойной речи к звонкой тональности и обратно.

Неправильное дыхание может быть причиной тихого звукопроизношения, нарушения плавности речи.

« Мяч в воротах»

Сделать мяч из ваты. Установить ворота из кубиков и вытянув губы «трубочкой» с силой подуть на шарик, произнеся звук «у», забить гол.

«Кораблик»

Сделайте бумажный кораблик. Налейте в таз воды.

Для плавного движения кораблика дуйте на него спокойно, произнося звук «ф».

Для имитации порывов ветра, сложите губы произнося звук «п».

При этом щеки не надувая.

«Пузыри»

Возьмите соломинку и стакан воды.

Дуйте в соломинку, которая находится в стакане с водой, образуя каскад пузырей.

При этом щеки не надувайте.

Артикуляционные упражнения можно проводить в любое время, например, во время умывания или прогулки.

Игры для языка

Развитие навыков: произнесение звуков, обогащение словарного запаса, чувства ритма.

«Улыбка»

Растянуть в улыбке губы, произнося звук «и»

«Трубочка»

Вытянуть губы, произнося звук «у».

«Улыбка- трубочка»

Поочерёдно растягиваем в улыбке губы, затем вытягиваем в трубочку, произнося последовательно звук «и», затем « у».

«Забор»

Растягиваем губы в улыбке, сомкнув зубы.

«Тик- так»

Высунуть кончик языка. Тянуть сначала влево, затем вправо - тик - так, имитируя движение часиков.

«Качели»

Высунуть кончик языка и тянуть его вниз, к подбородку, затем вверх, к носу

«Чистим зубки»

Провести кончиком языка, как зубной щеткой, по верхнему ряду зубов сначала снаружи, затем внутри. Также по нижнему ряду.

«Лошадка»

Цокать язычком, широко открывая рот.

Литература:
Е.Н. Лункина Растим малыша 2-3 лет - М.: ТЦ Сфера, 2009 - 96с.

Речевое развитие – сложный и длительный процесс, в котором возможны сбои. Некоторые из них возникают из-за генетической предрасположенности или неудачных родов, другие же становятся следствием психологических травм или патологий речевого аппарата.

При возникновении проблем не нужно впадать в панику, гораздо продуктивнее обратиться за помощью к логопеду. После обследования врачу будет понятна природа отклонений и приняты меры по их исправлению.

Для чего нужна гимнастика для языка?

Артикуляционную гимнастику полезно делать всем детям. Целью своеобразной физкультуры является улучшение подвижности речевого аппарата, развитие правильной позы губ и языка для чистого произношения звуков. Одних детей она научит правильно разговаривать, других - подготовит к встрече с логопедом и более сложным упражнениям. Комплексы зарядки включают три типа занятий: для языка, губ и щек.

Правильное произношение играет большую роль в психическом и эмоциональном развитии. Общение со сверстниками крайне важно и может усложниться из-за проблем в речевом развитии. Начинать заниматься с ребенком лучше в возрасте до 4 лет. Конечно, можно делать упражнения и позже, но добиться результата будет уже сложнее.

Если малышам 2-3 лет с помощью гимнастики тренируют и развивают речевой аппарат, то детям постарше исправляют имеющиеся дефекты. Физкультура языка способствует быстрому обнаружению и исправлению проблем с произношением.

Речевые зарядки проходят в игровой форме и нравятся малышам. Простые упражнения легко запомнить и выполнять в домашних условиях. Они не требуют большого количества свободного времени и особых усилий от родителей.


Показания к выполнению упражнений для детей 3-4 лет

Логопедические упражнения тренируют артикуляционные мышцы ребенка и заставляют их активно и правильно работать. Артикуляционная физкультура и массаж для языка показаны детям при выявлении у них врожденных или приобретенных дефектов речи, которые возникают по следующим причинам:

Во всех перечисленных ситуациях речевая гимнастика сочетается с занятиями у логопеда. Постоянное наблюдение и регулярное выполнение зарядки и логомассажа помогает добиться положительных результатов в короткие сроки. Перечисленные отклонения являются основными, но тренировать артикуляционные мышцы полезно абсолютно всем детям.

Симптомы гипертонуса артикуляционных мышц

Гипертонусом называется избыточное мышечное напряжение. Малыши с этим диагнозом часто раздражительны и зажаты. Они не способны расслабиться, даже когда засыпают.

Внешне детей с повышенным тонусом выдают поджатые губы, иногда из-за этого могут образовываться складки. Язык оттягивается назад и напрягается. При этом его спинка изгибается и прижимается к небу, поэтому иногда кажется, что ребенок говорит в нос. Гиперонус мышц не дает полностью поворачивать голову, широко открывать рот или удерживать его в таком положении. Верхняя губа растягивается и прижимается к деснам либо просто приподнимается.

Подобная патология является показанием к назначению расслабляющего массажа. Сеанс начинают мягкими скользящими движениями в области шеи и плеч. Это помогает снизить возбудимость тканей и снять гипертонус корня языка.

Лицевые мышцы массируются продольными и поперечными поглаживаниями лба, области вокруг глаз, щек, линии от мочек ушей к носу. Губы прорабатываются по отдельности сначала мягкими движениями от уголков к центру, затем круговыми с легким надавливанием.

Признаки пониженного тонуса

Иногда мышечный тонус не повышен, а наоборот, ниже нормы. Мышечная гипотония возникает вследствие недоразвития нервной системы и часто встречается у недоношенных детей. Пациенты со сниженным тонусом чересчур спокойны, они хорошо спят и практически не доставляют своим родителям проблем, вот только развиваются такие малыши медленнее своих сверстников.

Гипотонусу свойственны следующие симптомы: обвисшие щеки и контуры лица, нижняя губа выворачивается и практически ложится на подбородок, язык становится вялым и вываливается изо рта. Ребенок просто не в состоянии держать рот закрытым.

Целью массажа в данном случае становится активизация артикуляционных мышц. Начинают его проводить так же с шеи и плеч мягкими обхватывающими движениями. Процедура должна задеть и стимулировать мускулатуру, связанную с мышцами языка.

  • Поглаживающие движения лба, области над глазами, подбородка дополняются разминаниями скуловых и щечных мышц.
  • Щеки массируются с обеих сторон: изнутри и снаружи одновременно.
  • Губы поглаживаются и пощипываются от середины к уголкам. Надавливающие движения должны усиливаться постепенно, не причиняя ребенку дискомфорта и болевых ощущений.

Нередко встречаются пациенты со смешанным тонусом, когда щечки расслаблены, а язык напрягается и прижимается к небу или наоборот - вялый язык, когда нельзя различить его кончика, при хорошем тонусе губ и щек. Таким детям проводится дифференцированный массаж, совмещающий обе тактики.

Что понадобится для выполнения комплекса?

Перед тем, как назначить ребенку логопедический массаж и артикуляционную гимнастику, врач проводит тщательную диагностику маленького пациента. При обследовании проверяется структура шейных и мимических мышц, верхней части туловища. Опытный специалист способен выявить даже незначительные отклонения речевой функции.

Нет необходимости проводить массаж языка в поликлинике, мама может сделать его ребенку самостоятельно в домашних условиях. Предварительно потребуется хорошенько проверить комнату, в которой планируется проводить процедуру, вымыть и согреть руки.

Длительность первых сеансов обычно не превышает 5 минут и постепенно, за 4 занятия, увеличивается до 20. Нужно помнить, что время процедуры зависит и от возраста и эмоционального настроя ребенка.

Обучиться технике массажа можно на приеме логопеда или внимательно изучив следующее видео. Логомассаж задевает все мышцы речевого аппарата, и особое внимание уделяется языку. Разрабатывать его не обязательно при помощи специализированных приспособлений. Для укрепления кончика языка подойдут подручные предметы, такие как ложка или зубная щетка с мягким ворсом (рекомендуем прочитать: как можно сделать зубную щетку мягче?).

Сделать массаж кончика языка не составит большого труда. Помимо щетки потребуются марлевые тампоны, которые размещают под языком. Это необходимо для сбора излишков слюны, при массаже она вырабатывается сильнее. Производя продольные, круговые или поперечные движения по языку, не нужно сильно нажимать на щетку. Действия не должны причинять боль или доставлять неудобства. В большинстве случаев данный процесс нравится детям, даже тем, которые поначалу относились к нему с опаской.

Техника зарядки для языка

Артикуляционные упражнения укрепляют и развивают речевой аппарат. Трехлетним малышами поддаются не все звуки, но при регулярном выполнении зарядки их речь становится чистой.

Эффект от логопедических упражнений будет заметен, только если:

  • занятия проводятся ежедневно;
  • упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы у ребенка была возможность проверить правильность действий;
  • уделяется больше внимания не количеству выученных упражнений, а качеству их выполнения;
  • зарядка начинается с простых комплексов и постепенно усложняется;
  • упражнения преподносятся в игровой шуточной форме, иногда ребенку вообще не обязательно сообщать о том, что он делает упражнение, лучше представить все в форме новой игры.

Малыша необходимо заранее подготовить к гимнастике, рассказав о процедуре, для наглядности можно воспользоваться картинками. После этого проходит демонстрация упражнений, первые попытки их выполнения совместно с ребенком и корректировка.

На начальной стадии разница в тонусе мышц артикуляционного аппарата видна невооруженным взглядом. Постепенно различия сглаживаются, и тонус приходит в норму.

Дети могут начать излишне стараться или нервничать. Необходимо снять эмоциональную нагрузку: размять плечики, потрясти вместе с ними кистями рук. Для улучшения восприятия многие комплексы упражнений дополняются забавными стихотворениями. Это тоже способствует снятию напряжения и лучшему запоминанию зарядки.

Различают два типа упражнений. Разница заключается в том, что при статических действиях губы и язык фиксируются на несколько секунд в определенном положении, а динамические заставляют их двигаться.

Цель массажа

Логомассаж хорошо зарекомендовал себя в восстановлении речевых функций, а при некоторых заболеваниях, например ДЦП, проведение подобных процедур обязательно. У маленьких пациентов с этим диагнозом нарушен мышечный тонус, что неизбежно приводит к речевым дефектам. Массаж помогает добиться:

Необходимо учитывать, что массаж категорически запрещен при:

  • стоматите;
  • конъюнктивите и гингивите;
  • герпесных поражениях слизистой рта;
  • увеличившихся лимфоузлах.

Детям с сильными отклонениями в звукопроизношении дополнение речевой зарядки логопедическим массажем просто необходимо. Массаж улучшает общее состояние организма, стимулирует кровообращение и улучшает обмен веществ. После прохождения полного курса восстанавливается лимфообмен, сократительная функция мышц приходит в норму.

Мнения специалистов

Специалисты единогласно заявляют о пользе развития речи, даже при отсутствии явных отклонений, важно начинать заниматься с ребенком как можно раньше. Логопедический массаж улучшает кровообращение, повышает эластичность мышц и является отличной профилактикой речевых отклонений.

Для того, чтобы малыш заговорил - необходимо его стимулировать, больше с ним разговаривать, а лучше расспрашивать о чем-либо, вынуждая говорить самостоятельно. Речь лучше развивается у детей с широким кругозором и тех, кто привык лепить, рисовать, конструировать, т.е. развивать мелкую моторику рук. Не стоит переживать если в 1,5-2,5 года ребенок не хочет разговаривать, в детском саду это проходит, но с трехлетним молчуном необходимо проконсультироваться у специалиста, чтобы определить причину проблемы.