Блудный сын суд соломона. Блудный сын, Суд Соломона - театрализации для воскресной школы

Суд Соломона

Начать книгу с суда праведного, краеугольного камня правосудия, сам Бог велел. О суде Соломона, как некоем эталоне мудрого, правого и скорого суда, говорят без малого три тысячи лет.

Третий царь Израильско-Иудейского государства Соломон (Шломо от евр. «мирный», «благодатный»; ок. 965-928 г. до н.э.) признается и ныне величайшим «солнцеподобным» мудрецом, творцом «золотого века» Израиля. По Библии страна в правление Соломона процветала. Только одного золота монарх получал в год 666 талантов (свыше 30 т) - для небольшого государства это фантастическое количество. Недаром «три шестерки» стали заветным числом идолопоклонников.
Царь - это законодатель, высший правитель и судья людям, и именно по его судейским делам о нем судят, как о праведном или, напротив, неправедном государе.

Чаще всего библейскую историю о двух женщинах и младенце пересказывают своими словами, но все же лучше процитировать короткий, как и сам суд, отрывок из Священного писания.

«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;
на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;
и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;
и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;
утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.
И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд».
(Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16-28)

Какой разительный контраст суду современному, долгому, погрязшему в макулатуре дел, показаниях свидетелей и словах участников процесса, часто безучастных к выявлению истины и к судьбе осуждаемых! Недаром суд Соломона был запечатлен на фресках и в живописных полотнах Рафаэлем, Н. Пуссеном, Рубенсом, Г. Доре, К. Флавицким, Н. Ге и др., стал фольклорным сюжетом многих народов мира. В России XVI-XVII вв., например, было множество лубочных картинок и рукописных сборников нравоучительной литературы на эту тему, а в мире выражение «Соломонов суд» стало крылатым.

Соломон наглядно показал изначальный и единственный смысл суда - справедливость, для чего собственно только и пишутся в суде законы. Гладко на бумаге, а вот в жизни закон часто бывает «дышлом», отчего и возникла расхожая фраза «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов). Вопрос непраздный, т.к. именно судья наделен в суде правами казнить или миловать - не только по прениям сторон, но и по своей совести. Собственно, с Соломона и пошло, что главной фигурой любого суда является судья, и именно он определяет качество и результат установления истины.

P.S. Не правда ли, «Соломоново решение» куда милосерднее, справедливее и изящнее, чем «Казнить нельзя помиловать»?

Рис.
Жан-Батист Жозеф Викар «Суд Соломона», 1785, Музей изящных искусств, Лилль, Франция.

Суд Соломона

Библейская притча

Однажды к царю пришли две женщины-блудницы. Одна из них сказала:

– О господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме. Я произвела здесь потомство. Через три дня родила и эта женщина. Мы были вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы вдвоем. У этой женщины ночью умер сын, ибо она заспала его. Тогда она встала ночью, взяла от меня сына, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а мертвого ребенка положила к моей груди. Утром я встала, чтобы покормить сына, но он был бездыханным. Однако когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

И сказала другая женщина:

– Нет, мой сын живой, а твой мертвый.

А та ей возражала:

– Нет, твой сын мертвый, а мой живой.

Так они ссорились будучи перед царем.

Тогда правитель сказал:

– Эта говорит: «Мой сын живой, а твой сын мертвый»; а та говорит: «Нет, твой сын мертвый, а мой сын живой». Подайте мне меч.

И принесли царю меч. Он сказал:

– Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему:

– О господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его.


Царь Давид и старейшины, поклоняющиеся Богу Отцу. Фрагмент фрески, изображенной на стене церкви Успения Пресвятой Богородицы в Фюрстенцелле, Бавария


А другая говорила:

– Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

Тогда царь сказал:

– Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его. Она – его мать.

И услышал весь Израиль о суде, как царь решил вопрос; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.

Выслушав рассказ странников, Соломон предложил им за решением явиться на другой день, а сам стал придумывать, каким образом обнаружить вора, заставив его самого уличить себя. Когда странники явились на суд, Соломон обратился к ним с такими словами:

Слышал я о вас, что вы - люди просвещённые, мудрые и в делах спорных опытные, и я прошу вас рассудить дело, с которым обратился ко мне один царь.

В стране этого царя росли в соседстве юноша и девушка. Полюбили они друг друга, и сказал юноша девушке: "Поклянись мне в том, что не станешь ничьей женой, пока я не дам на то своё согласие". Девушка поклялась. Через некоторое время её обручили с другим человеком. После венца, когда молодые остались наедине, невеста заявила жениху: "Я не могу сделаться твоей женой до тех пор, пока не пойду к первому жениху моему, которому я поклялась, и не получу его согласия на это".

Придя к первому жениху, она сказала: "Возьми с меня большой выкуп серебром и золотом и разреши мне стать женой того, с кем меня повенчали". "Так как ты осталась верна клятве своей, - ответил тот, - я не возьму никакого выкупа. Иди, ты свободна". А молодому мужу, который был тут же, он сказал: "Радуйся в мире доле своей".

На обратном пути на них напали разбойники. Среди разбойников был один старик, который, не довольствуясь награбленными деньгами и украшениями, потребовал любовных ласк от молодой женщины. "Позволь мне, - взмолилась она, обращаясь к разбойнику, - рассказать об одном случае из моей жизни". И она рассказала историю своего первого сватовства и то, как поступили оба жениха её. "Подумай же, - прибавила она в заключение, - тот юноша, который имел все права на меня, преодолел свою страсть и не дотронулся до меня. Тебе, человеку старому, тем более следует обуздать себя. Оставь себе всё серебро и золото, только освободи меня с мужем моим".

Выслушав рассказ её, разбойник поднял глаза к небу и, глубоко раскаявшись в том, что он - стоящий на краю могилы - намеревался сделать, не только отпустил молодую чету на свободу, но и возвратил все отнятые у них деньги и драгоценности до последней мелочи.

Царь, - прибавил Соломон, - в стране которого произошёл этот случай, спрашивает меня, кто из замешанных в этой истории заслуживает высшей похвалы?

И вот, я вас прошу помочь мне рассудить это дело.
- Государь, - ответил один из странников, - по-моему, высшей похвалы заслуживает невеста, оставшаяся верной своей клятве.

Второй сказал:
- Высшей похвалы достоин молодой муж, который сумел удержаться от искушения и не дотронулся до неё, прежде чем первый жених не освободил её от клятвы.

Это что! - воскликнул третий из странников. - Более всего я удивляюсь разбойнику: подумайте только - мало того, что он пленницы не тронул - деньги, все деньги, которые уже были у него в руках, обратно отдал!

И сказал царь Соломон:
- Этот последний с таким восторгом говорит о деньгах, которых он и не видел даже, а только слышал о них; как же он был способен поступить с теми деньгами, которые очутились в его руках?

Прежде чем понять и определить значение и смысл выражения «суд Соломона», окунемся в самую древнюю историю и обратимся к Библии за помощью, чтобы узнать, кем был Соломон, и чем он так прославился. И здесь сразу необходимо отметить, что имя Соломон (Шломо) с иврита переводится как «миротворец».

Одно только высказывание о Соломоне и его суде дорогого стоит и оно звучит так: «Главное - мудрость, приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя».

Царь Соломон

Соломон был третьим иудейским царем, период правления которого датируется примерно с 967-928 год до н.э. Он был сыном и Вирсавии. Еще при рождении пророк Нафан выделил его из всех сыновей Давида, который в дальнейшем и стал самым умным и бесстрастным правителем. Именно он построил Первый на Он имел талант к предвидению и был очень чутким, поэтому с его именем связано много легенд и сказок.

Суд Соломона всегда был справедлив и мудр. Существует предание, что, когда Бог, явившись к нему во сне, пообещал исполнить любое его желание, Соломон попросил себе сердца разумного, чтобы правильно судить свой народ и уметь различать, где добро, а где зло. Соломон стал мирным царем, за сорок лет его правления не было ни одной большой войны. Он был великолепным дипломатом, торговцем и строителем, при нем появились в еврейской армии колесницы, конницы и торговый флот. Он укрепил и отстроил свой Иерусалим, который стал утопать в роскоши и богатстве. Царь Соломон сделал серебро равноценным простым камням.

Цена непослушания

Но, как и любой царь, он тоже допускал ошибки, и поэтому после смерти его государство распалось. Одной из причин стало строительство царем капищ и языческих идолов для своих многочисленных жен, которые зачастую были из разных рас и религий. Он даже присягнул участвовать лично в некоторых языческих культах.

В устной торе Мидраше описывается, что, когда царь Соломон женился на дочери египетского фараона, то с неба на землю сошел архангел Гавриил и воткнул свой шест в морскую пучину, на этом месте впоследствии был построен Рим, который в дальнейшем и завоюет Иерусалим.

В библейской «Книге царств» говорится о том, в конце жизни Бог опять явился перед Соломоном и сказал ему, что отторгнет от него его царство, так как он не выполнил Его заветов и уставов, но при жизни не сделает этого из-за его отца Давида. После смерти Соломона, его некогда крепкое и могущественное царство распалось на два слабых государства Израильское и Иудейское, которые стали воевать между собой.

Суд Соломона: значение

Есть такое крылатое в народе выражение - «Соломонов суд» или «Соломоново решение». В нем подразумевается быстрое, остроумное и в то же время неожиданное решение, которое помогает ловко выйти из какого-нибудь затруднительного и очень спорного положения. Этот фразеологизм «суд Соломона» употребляется в значении «скорый и мудрый».

Примеры мудрых решений Соломона

Однажды Соломон стал судить двух женщин, которые не могли поделить между собой младенца. Они жили в одном доме, и практически в одно время у них родилось по младенцу. Ночью одна из женщин заспала своего ребенка, и он умер. Тогда она забрала у другой живого ребенка и переложила к ней своего мертвого. Наутро возник жестокий спор между женщинами. Вот и пришли они на суд к Соломону. Он же, выслушав их рассказ, повелел разрубить ребенка пополам и раздать половинки матерям. Одна из женщин сразу решила: будет лучше, если он не достанется никому. Другая взмолилась, не убивать младенца, и сразу разрешила забрать ребенка другой женщине, лишь бы он остался живым. Определив в ней настоящую мать, царь Соломон сразу повелел отдать ребенка этой женщине.

Помощь фараона

Однажды Соломон взял себе в жены дочь фараона, когда строил Святая Святых - храм своему Господу, и как-то раз решил отправить к тестю посла с просьбой помочь ему. Фараон тут же отправил к Соломону в помощь шестьсот человек, которым по гороскопу выпадала смерть. Таким образом, он хотел испытать мудрость израильского царя. Соломон, увидев их издали, приказал сшить им саваны, а потом приставил к ним своего посла и передал тестю, что, если ему своих мертвецов не в чем погребать, то вот им одеяния и пусть он у себя их и похоронит.

Суд Соломона над тремя братьями

Умирающий отец позвал своих троих сыновей, чтобы дать свои последние распоряжения, касающиеся наследства. Они пришли к нему, и он рассказал им о том, что у него где-то в земле зарыт клад, там три сосуда, стоящих друг на друге. Верхний сосуд пусть достанется старшему, следующий - среднему, а нижний - младшему. Когда отец умер, они раскопали клад и увидели, что первый сосуд наполнен золотом, второй костями, а третий землей. Братья в ужасе стали спорить за золото и не могли его поделить. Тогда-то они решили прийти к Соломону, чтобы тот справедливо разрешил их

Суд Соломона как всегда был очень мудр, он повелел золото отдать старшему брату, скот и слуг среднему, а виноградники, хлеба и нивы младшему. И сказал им, что их отец был умным человеком, раз так грамотно разделил между ними все уже при жизни.

Теперь я расскажу вам, как мудро судил Соломон и как справедливо решал дела. В Иерусалиме в одном доме, даже в одной комнате, жили две женщины. У той и у другой было по маленькому грудному ребенку. У них не было ни нянек, ни люлек, и дети спали с матерями на одной кровати. Однажды одна из них положила своего ребенка слишком близко к себе, неосторожно прижала его к груди, так что ребеночек не мог дышать, – и бедняжка задохнулся. Ночью женщина проснулась и поглядела на своего ребенка. И как же она испугалась, когда увидела, что он не шевелится и даже не дышит! Пощупала, а он холодный. Тут поняла она, что ребенок умер, что она его задушила.

Видит эта женщина, что ее соседка спит. «Постой, – думает она про себя, – никто и не узнает, что я задушила ребенка. Я подменю его». Потихоньку подкралась она к спящей соседке, осторожно взяла у нее живого ребенка, а ей подсунула своего мертвого. И как ни в чем не бывало легла спать на свою постель с чужим живым ребенком.

Просыпается утром другая женщина. Берет ребенка, хочет покормить его грудью и не верит своим глазам – он мертвый. Она начинает всматриваться и видит, что это не ее ребенок.

Дети! Понимаете ли вы, как любят вас ваши матери? Посмотрите, как ласково, как внимательно добрая мать смотрит на своего крошечного ребенка. Она знает, какие у ее ребенка носик, губки, глазки; она знает, где у него пятнышко; у нее сосчитан, кажется, каждый волосок на голове ребеночка.

«Дай мне моего ребенка! – закричала она. – Зачем ты подменила ребенка? У меня украла живого, а мне подсунула мертвого». «Что ты? Опомнись! – говорит женщина, задушившая своего ребенка. – Это мое дитя, и я ни за что не отдам его тебе».

Спорили они, спорили, поссорились, побранились, но укравшая не отдает ребенка настоящей матери.

Что делать? Решили обратиться к молодому царю Соломону, пусть он рассудит, кому отдать ребенка. Приходят к царю. Начинают говорить. Одна говорит: «Вот эта женщина нынешней ночью нечаянно задушила своего ребенка и, когда я спала, взяла моего ребенка живого, а мне положила своего, мертвого. Государь! Вели ей отдать моего ребенка». «Нет, – говорит другая, – это она задушила своего ребенка, а теперь хочет, чтобы я отдала ей своего живого. Государь! Прикажи ей отстать от меня. Я не отдам ей ребенка». «Мой ребенок живой!» – говорит одна. «Нет, не твой, а мой!» – спорит другая. «Ты задушила ребенка», – говорит одна. «Нет, ты!» – отвечает другая.

Сколько ни спорили женщины, а добиться толку, чей ребенок, было невозможно. Нам с вами так никогда бы и не решить это трудное дело. А Соломон решил. «Принеси-ка сюда меч», – сказал он слуге. Слуга принес большой острый меч. «Возьмите живого ребенка, – сказал Соломон, – разрубите его пополам и дайте той и другой женщине по половине: пусть не спорят». Не бойтесь, дети, не бойтесь! Неужели Соломон и в самом деле позволит разрубить бедного ребенка? Нет! Вот что он думал: «Настоящая мать не даст его разрубить. Она лучше отдаст его другой женщине, только бы ее дитя было живо». И Соломон угадал, не ошибся.

Женщина, которая задушила своего ребенка и утащила чужого, сказала: «Пусть ребенка разрубят – не достанется он ни мне, ни тебе». Ей, видите ли, не жалко было чужого ребенка. А настоящая мать, у которой ребенок был подменен, стала просить, чтобы его не убивали. «Государь, – со слезами умоляла она, – лучше отдайте ребенка этой женщине, только не убивайте его. Пусть он останется жив». Так узнал Соломон, которая из женщин – настоящая мать. Ей и велел он отдать ребенка. Как она радовалась и благодарила царя!

Когда израильтяне узнали, как мудро судит их молодой царь, они стали уважать его. Добрые радовались и любили царя, а злым он не нравился, и они боялись его.