Буквы и ы после ц словарный диктант. Правописание букв И-Ы после Ц

Отыскать, безыскусственный, безыдейный, безынициативный, безысходный, предыстория, отыграть, подытожить, разыскать, сверхинтересный, сверхизысканный, межиздательский, пединститут, безынтересный, безыскусный, изымать, изысканный, обыскать, межинститутский, сымпровизировать, сыщик, сызнова, розыгрыш, обыграть, безызвестный, взыскательный, дезинформация, дезинфекция, контринтрига, подымать, подыграть, предыдущий, предынфарктный, сверхинтеллигентный, сыграть.

2

Заиграть-разыграть, доискаться-подыскать, по-импровизировать-сымпровизировать, доинфарктный-предынфарктный, проинвентаризовать-безынвентарный, доисторический-предыстория, сверхискусный-безыскусный, наименование-безымянный, доиюньский-предыюньский, заинтересоваться-безынтересный.

3

Безыдейная картина, безынициативный помощник, небезынтересное письмо, безыскровая сварка, безыскусный рассказ, безысходное положение, взимать налоги, взыгравшее самолюбие, взыскательный художник, изысканная обстановка, предложить контригру, предъявить контриск, межигровая тренировка, межинститутские соревнования, разыгранный жребий, уголовный розыск, сыграть пьесу, сызмала закаляться, затеять сызнова, межиздательское соглашение.

4

Было приказано, отыскав брод, перейти на ту сторону (Л. Т.). Спокойное отчаяние, безысходная тоска звучали в песне моего товарища (М. Г.). Судя по посадке людей и по тому, как мотали головами разыгравшиеся лошади, эскадрон только что шел на рысях (Фад.). В прошлом году это место никак не называлось, было просто безымянным урочищем (Г. Усп.). Нам предстояла сверхинтересная поездка. Заключено межиздательское соглашение.

Словарные диктанты

I. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.

II. Вкусный шоколад; деревянная трещотка; глухая трущоба; таинственный шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.

III. Цыплячий пух; улицы города; желтая акация; бледнолицый мальчик; дальняя станция; черная смородина; кудрявый цыган; коричневый желудь; цыганская песня; циферблат часов; теплая цигейка; новая щетка; учеба в школе; четкий шаг; мягкая шерстка; новая ситуация; цитата из книги; лисицын след; короткая челка; длинный циркуль; хорошая дикция; сестрицын платок; интересная традиция.

Выборочные диктанты

Выписать в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.

I. Цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, продукция, милиция, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, столицы, гусеницы, куницы, птицы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, Царицыно, дикция, скворцы, смуглолицый, спицы, грация, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, мельницы.

II. Цирковое чудо

Аттракционов в цирковом представлении было много. Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать цитрусовые.
Скворцы, эти неутомимые бойцы, так толкали друг друга, как будто на арене цирка происходила настоящая революция.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый цыган в цилиндре с цыпленком в руках. За цыганом на цыпочках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький цыпленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали цифры, показанные ему.
В конце выступления цыган, к всеобщему изумлению, достал из маленького цилиндра цветы: нарциссы, настурции — и под бурные аплодисменты подарил их зрителям.

(Из газеты «Русский язык» )

Объяснительный, предупредительный диктант

1) Шорох за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин) 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и щеки. 6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. (А. Казанцев) 10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами. 11) Уже поют в уютной листве соловьи, скворцы. 12) Птенцы скоро выросли, и однажды веселая семейка улетела на широкие речные отмели. (Н. Сладков) 13) Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей. (И. Соколов-Микитов) 14) Круглолицый подсолнух в оконце затевает со мной разговор. (Ю. Могутин ) 15) Бегают по деревьям, гоняются за белками злые куницы. 16) Над широкими реками и голубыми озерами летят птицы. 17) Цирк родился в Древнем Риме. 18) Елочка стала расти, а береза прикрывала ее от ожогов солнца и мороза. (М. Пришвин)

Схематические диктанты

I. Не записывая слова, составить их структурные схемы.

1) Пригорки; грибника; волчица; хохотушка; соломка.
2) Лесная; серебристого; дождевые; гусиный; болотный.
3) Засветит; налечу; перебегают; бросала; заскрипит.
4) Комариный; хвостик; затрещит; развесистого; сохранишь.

II. Не записывая текстов, выбрать, составив структурные схемы,

(О. Константинова)

III. Записать слова в колонки в соответствии с их строением:

1) ; 2) ; 3) .
Шелестят, прояснить, возлагать, направо, чиста, предложить, поредеют, соединить, слева, растет, аллея, гляжу, задрожать.

IV. «Составь слово».
1) Составить слова по данным схемам, указать принадлежность этих слов к частям речи.

2) Составить по три слова с данными морфемами. Обозначить части речи записанных слов.

3) Составить словосочетания по данным схемам.

4) Составить слово, взяв из разных слов указанные морфемы.

Диктант как эффективное средство формирования орфографической зоркости на уроках русского языка

Практический блок

Сборник диктантов по теме «Правописание гласных и / ы после ц» для учащихся 5 класса

В данном разделе представлены следующие виды диктантов:

1.Словарный диктант.

2.Распределительный диктант.

3.Выборочный диктант.

4.Выборочно – распределительный диктант.

5.Творческий диктант.

6.Буквенный диктант.

7.Картинный диктант (диктант – молчанка).

8.Объяснительный диктант.

9.Диктант для шпиона.

10.Диктант - загадка.

11. Диктант по памяти.

12.Диктант «Исправь ошибки».

13.Диктант с продолжением.

1.Словарный диктант

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Ц…вилизация, ц…почки, ц…гейка (стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы), ц…кламен (декоративное, а также дикорастущее растение с клубнем и ярко окрашенными цветками, альпийская фиалка), ц…пленок, ц…клон, ц…клоп (в древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу), ц…корий (травянистое растение семейства сложноцветных, сушеный корень которого употребляется как добавка к натуральному кофе), ц..ц (окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что- либо или замолчать), ц…нк (химический элемент, ковкий металл синевато – белого цвета),ц...рк, ц…ркуль, ц..рюльник (парикмахер), ц…тата, ц…трусовый, ц…фра, ц…п-ц…п (возглас, которым подзывают кур).

2.Распределительный диктант

Распределите слова в две колонки: 1) слова с и после ц; 2) слова с ы после ц.

Ц…вилизация, ц…почки, ц…гейка (стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы), ц…кламен (декоративное, а также дикорастущее растение с клубнем и ярко окрашенными цветками, альпийская фиалка), ц…пленок, ц…клон, ц…клоп (в древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу), ц…корий (травянистое растение семейства сложноцветных, сушеный корень которого употребляется как добавка к натуральному кофе), ц..ц (окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что- либо или замолчать), ц…нк (химический элемент, ковкий металл синевато – белого цвета),ц...рк, ц…ркуль, ц..рюльник (парикмахер), ц…тата, ц…трусовый, ц…фра, ц…п-ц…п (возглас, которым подзывают кур), овц…, сестриц…н,

с улиц…

3.Выборочный диктант

Выберите из данных слов те, в которых после ц пишется и.

Ц…вилизация, ц…почки, ц…гейка (стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы), ц…кламен (декоративное, а также дикорастущее растение с клубнем и ярко окрашенными цветками, альпийская фиалка), ц…пленок, ц…клон, ц…клоп (в древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу), ц…корий (травянистое растение семейства сложноцветных, сушеный корень которого употребляется как добавка к натуральному кофе), ц..ц (окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что- либо или замолчать), ц…нк (химический элемент, ковкий металл синевато – белого цвета),ц...рк, ц…ркуль, ц..рюльник (парикмахер), ц…тата, ц…трусовый, ц…фра, ц…п-ц…п (возглас, которым подзывают кур), овц…, сестриц…н, столиц..

4.Выборочно – распределительный

Выберите из данных слов те, в которых после ц пишется ы. Распределите их в две колонки, где в 1) ы после ц в корне слова; 2) ы после ц в окончании.

Ц…почки, ц…кламен (декоративное, а также дикорастущее растение с клубнем и ярко окрашенными цветками, альпийская фиалка), ц…пленок, ц…клон, ц…клоп (в древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу), ц…корий (травянистое растение семейства сложноцветных, сушеный корень которого употребляется как добавка к натуральному кофе), ц..ц (окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что- либо или замолчать), ц…нк (химический элемент, ковкий металл синевато – белого цвета),ц...рк, ц…ркуль, ц..рюльник (парикмахер), ц…тата, ц…трусовый, ц…фра, ц…п-ц…п (возглас, которым подзывают кур), овц…, с улиц…

5.Творческий диктант.

Используя данные ниже слова, составьте небольшую юмористическую миниатюру на тему «Случай в ц…рюльне» (5-10 предложений).

На ц…почках, ц…рюльня, ц…рюльник, ц..ц, ц…кламен.

6.Буквенный диктант.

Вставьте пропущенные буквы (слова записывать не нужно).

1.Ц…вилизация

2.ц…почки,

3.ц…гейка (стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы)

4.ц…кламен (декоративное, а также дикорастущее растение с клубнем и ярко окрашенными цветками, альпийская фиалка)

5.ц…пленок

6. ц…клон

7.ц…клоп (в древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу)

8.ц…корий (травянистое растение семейства сложноцветных, сушеный корень которого употребляется как добавка к натуральному кофе)

9. ц..ц (окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что- либо или замолчать)

10. ц…нк (химический элемент, ковкий металл синевато – белого цвета)

11.ц...рк

12. ц…ркуль

13.ц..рюльник (парикмахер)

14.ц…тата

15.ц…трусовый

16. ц…фра

17.ц…п-ц…п (возглас, которым подзывают кур)

18. сестриц…н

19.с улиц…

20.братц…

7.Картинный диктант (диктант - молчанка).

Внимательно рассмотри изображения. Под каждым из них запиши слово, которое оно обозначает.




8.Объяснительный диктант.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните написание орфограмм.

Ц…вилизация, ц…почки, ц…гейка (стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы), ц…кламен (декоративное, а также дикорастущее растение с клубнем и ярко окрашенными цветками, альпийская фиалка), ц…пленок, ц…клон, ц…клоп (в древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу), ц…корий (травянистое растение семейства сложноцветных, сушеный корень которого употребляется как добавка к натуральному кофе), ц..ц (окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что- либо или замолчать), ц…нк (химический элемент, ковкий металл синевато – белого цвета),ц...рк, ц…ркуль, ц..рюльник (парикмахер), ц…тата, ц…трусовый, ц…фра, ц…п-ц…п (возглас, которым подзывают кур), овц…, куниц..

9.Диктант для шпиона (5 ошибок)

Прочитайте. Найдите и исправьте, где необходимо, неточности в объяснении орфограммы «Буквы и / ы после ц».

В корне слова после ц пишется буква и, например: цикламен, цитрусовый, цирк, ципленок. Существуют слова – исключения, например: цыган, цыц, цыкнуть, цыклон. Гласная и после ц пишется также в окончаниях существительных (овци, рукавици, улици). В словах иноязычного происхождения на –ция пишется гласная и (администрация, иллюстрация, аппликация). Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах прилагательных (бледнолицый, куцый, сестрицын, лисицын). После первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах пишем гласную ы: блицынтернат, спецынтернат. В русских фамилиях после ц пишется буква и в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах.

10.Диктант – загадка.

По толкованию (значению) определи слова. Запиши их в соответствии с правилами орфографии .

1.Стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы).

2.Декоративное, а также дикорастущее растение с клубнем и ярко окрашенными цветками, альпийская фиалка).

3.В древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу.

4.Травянистое растение семейства сложноцветных, сушеный корень которого употребляется как добавка к натуральному кофе.

5.Возглас, которым подзывают кур.

11.Диктант по памяти.

Внимательно посмотри на слова (3 минуты). Запомни их. Запиши по памяти слова в соответствии с правилами орфографии.

1.Цыган

2.Цыц

3.Цыпленок

4.Цирк

5. Циркуль

6.Цитата

7.Цитрус

8.Цифра

9.Улицы

10.Сестрицын

12.Диктант «Исправь ошибки» (7 ошибок)

Прочитай слова. Найди ошибки. Спиши, исправив их. Запиши исправленный вариант.

1.Цывилизация

2.цыпочки

3.огурцы

4.цыкламен (декоративное, а также дикорастущее растение с клубнем и ярко окрашенными цветками, альпийская фиалка)

5.ципленок

6. циклон

7.цыклоп (в древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу)

8.цикорий (травянистое растение семейства сложноцветных, сушеный корень которого употребляется как добавка к натуральному кофе)

9. циц (окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что- либо или замолчать)

10. столицы

11.цирк

12. циркуль

13.бледнолиций

14.цитата

15.акцыя

13. Диктант с продолжением

Вам дано предложение. Продолжите его, создав небольшой текст (5-10 предложений). Тип речи – повествование. Жанр – комедия. В текст необходимо включить три слова с орфограммой «Гласные ы/ и после ц».

Во время новогодних праздников нам удалось съездить в ц и рк.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕЖ № 33

Методическая разработка дидактического материала

по дисциплине «Русский язык»

по теме: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»

2014

Аннотация.

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами на уроках русского языка в средних и старших классах общеобразовательных учреждений, а также на первых курсах в профессиональном образовании.

Содержание

1 Аннотация…………………………………………………………………………………… 2

2. Содержание………………………………………………………………………………… 3

3. Введение……………………………………………………………………………………. 4

4. Основная часть……………………………………………………………………………... 5

5. Заключение…………………………………………………………………………………. 7

6. Список использованных источников……………………………………………………… 8

Введение .

В соответствии с Государственным стандартом образования главной целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции, которая включает не только устные умения и навыки, но и письмо. Наряду с содержательным аспектом высказывания, важной характеристикой письма является его орфографическая нормированность. Работа над правописными привычками предусматривает формирование орфографической внимательности обучающихся.

Проблема формирования орфографической грамотности легла в основу данной разработки. Кроме того, при составлении диктантов меня волновал вопрос: «Как разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости?»

Поэтому цель данной методической разработки – использование дидактического материала на уроках русского языка с целью фо рмирования орфографической зоркости у обучающихся.

К разработке данного дидактического материала меня подтолкнула идея учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1108, г. Москвы Ивановой Ирины Самуиловны.

Для того, чтобы разнообразить уроки русского языка, в течение нескольких лет я сочиняла шуточные диктанты для своих учеников. Складывая их в отдельную папку, накопила неплохой дидактический материал. Эти шуточные диктанты можно использовать на разных этапах урока. В качестве дополнительного задания можно попросить обучающихся озаглавить или продолжить текст.


Основная часть

Диктант «Мягкий знак после шипящих»

Витька в походе.

Витька решил отправиться с классом в поход. Прослушав напутственную речь мамы, пообещав ей себя беречь, Витька выскочил из дома, прихватив с собой вещь-мешок, лёгкий плащ на случай непогоды и кирпич на всякий пожарный. Сбор был назначен за городом возле заброшенных дач. Когда ребята встретились, на небе сгустилось множество туч, но туристов это не напугало. Путь лежал мимо берёзовых рощ, двух старых кладбищ и поля, где колосилась золотая рожь. Перед грозой кругом стояла тишь. «Увеличьте шаг!» – скомандовал Витька, потому что первые капли уж упали на землю. Всем было невтерпёж добраться до речки и спрятаться от грозы в шалаш. Вдруг сверкнула молния, прогремел гром. С испугу Таня упала навзничь, послышался громкий плач. «Не плачь, слышишь, - говорили ребята, - впереди столетний дуб, там спрячемся.» Дуб был раскидист и могуч. Под его ветвями дети переждали грозу. Когда они пришли на место, погода установилась. Тучи умчались прочь, светило солнце, в речке плескался лещ, предвещая хороший улов. Домой туристы вернулись за полночь…

Диктант «Соединительные гласные в сложных словах. Пол - , полу -»

Витька-кашевар.

Витька – кашевар решил приготовить маме сюрприз. Сперва он обошёл полмагазина и истратил баснословную сумму (около восьмисот шестидесяти рублей) на покупку морепродуктов и полуфабрикатов. Пол-одиннадцатого вернулся домой. Надо поторопиться, потому что мама придёт полчетвертого. В пол-литровую скороварку Витька набрал из водопровода воды и сварил гарнир. Потом запек в духовке до золотисто – коричневой корочки полсёмги, сбрызнув ее соком пол-лимона. При помощи овощерезки приготовил капустно-морковный салат. Теперь можно было сделать получасовой перерыв и посмотреть полуфинал Чемпионата мира по футболу. Пол-России сейчас с учащенным сердцебиением следило за игрой нашей команды… Полчаса пролетели быстро. Вскоре с птицефабрики пришла мама и была приятно удивлена. После вкусного ужина семья устроила чаепитие, заварив душистый зверобой и мяту.

Диктант «О, Ё, Е после шипящих и Ц»

Весенняя прогулка.

На улице уже горячо печёт жёлтое солнце, слышится щёлканье скворцов, на крыше большого дома развевается пунцовый флаг… В этот прекрасный день Витька шёл по жёсткому насту, цокал языком, жевал шоколад и шёпотом напевал песенку про чокнутого чёртика в парчовых шортах. Настроение было мажорное. Поздоровавшись со знакомым врачом Петром Кузьмичом и шофёром Иваном Сергеевичем, мальчик свернул в Усачёвский переулок. Вдруг послышался шорох. От страха мальчонка был почти сражён, ручонки его затряслись. В этот миг он был жалок и смешон. Из-за угла чётким шагом шёл некто в чёрном шёлковом капюшоне, ел крыжовник и что-то нашёптывал себе под нос. Когда они поравнялись плечом к плечу, Витька узнал хорошего знакомого. Страх ушёл, на душе стало снова хорошо. Витька с приятелем провели остаток дня вместе, весело о чём-то болтая, как трещотки... Вечер уже ничем не был омрачён.

Диктант «Буквы А, О в корнях кас - кос, лаг - лож»

Витька на море.

Витька ехал отдыхать на Каспийское море. Вещи были уложены. Билеты, как полагается, куплены заранее. На вокзале он внимательно слушал объявления пассажиров, которые касаются пассажиров. При посадке в самолет его руки кто-то коснулся. Витька покосился в ту сторону и увидел Лёшку. Мальчик и не предполагал, что его друг тоже летит на море. Во время полёта друзья весело болтали, при этом неукоснительно выполняя инструкции бортпроводника. И вот наконец-то море! В прекрасном расположении духа товарищи вышли из самолёта. Ласковый ветерок касался их лиц и трепал волосы. Положившись на носильщика, друзья налегке добрались до отеля. Немного отдохнув в номере под легким пологом, Витька встретился с другом и изложил свой план. По его мнению, весь первый день полагалось провести на море. Так они и сделали, отложив все остальные дела на завтра. Через полчаса ребята расположились на песчаной косе и стали смотреть вдаль. Вдруг на горизонте показалась касатка, весь пляж оживился. Неожиданно начался тропический косой ливень, все кинулись в отель. В тот день друзья долго не ложились спать, делились первыми впечатлениями.

Диктант «Междометия и звукоподражательные слова»

Витька на каникулах.

Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» - подумал он, потягиваясь. «Тук-тук-тук,» - это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» - откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» - заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» - прикрикнул на них Витька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой. «Динь-динь-динь,» - доносился из поля дальний звук колокольчика. «Ох, боже мой! Куда он подевался?» - охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро разыскивала Витьку, чтобы дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» - мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тс-с-с-с, не выдавай меня,» - шепнул он подбежавшему к нему Шарику. «Полно! Дай мальчонке отдохнуть,» - вступился за Витьку улыбавшийся дед, наблюдавший за происходящим из окошка.

Диктант «Буквы Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласную.»

Витька-вратарь.

Небезызвестный всем Витька попал в больницу. Предыстория была такова. Учитель физкультуры Иван Иванович предложил сыграть в футбол с параллельным классом. Игра обещала быть сверхинтересной, однако среди безынициативных одноклассников никто не хотел быть вратарём. После долгих розысков Иван Иванович уже начал было от безысходности складывать спортинвентарь, но тут вратарь отыскался. Им стал Витька. Мяч разыграли, матч начался. Но доиграть его не пришлось…Витька изысканным движением направил мяч в центр поля, но не рассчитав силы, упал, сломав при этом ногу. Суперигра была отложена до полного выздоровления вратаря.

Заключение

Надеюсь, данный дидактический материал поможет разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости, а также послужит другим преподавателям русского языка отправной точкой для работы над данной темой.

Добавлю, что в качестве самостоятельной работы можно попросить обучающихся самим составить подобный диктант, используя слова на изученную орфограмму. Эта работа будет способствовать развитию не только орфографического внимания, но и творческого воображения, а также поддержит интерес обучающихся к урокам русского языка.


Список использованных источников

1. В свои висячие дворцы летят хозяева скворцы. Последний снег не страшен. «Ну здравствуй, здравствуй, друг скворец. Давно починен твой дворец». (В. Соколов.) 2. Посмотрите, ученицы, на стене висят таблицы. Здесь и цапли, и синицы, и лисицы, и куницы. 3. Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то - умница! 4. В цирке были дрессированные собаки и кошки. 5. Из-за недостатка витаминов моряки болели цингой. 6. Отец привез детям гостинцы. 7. Цыгане - народ индийского происхождения. 8. Из Древней Греции пришли к нам многие виды спорта. 9. Первые официальные соревнования по прыжкам в высоту были проведены в 1864 году в Англии. (88 слов)

Словарный диктант

Морские границы; новые гостиницы; редакция газеты; геологическая экспедиция; нефтяная цистерна; идти на цыпочках; круглолицый мальчик; темные ресницы; юные проводницы; старые улицы; последняя цифра; светящийся циферблат; мощный циклон; быстроногие зайцы; куцый щенок; соленые огурцы.

Загадки. 1. Длинноногие сестрицы вышли в поле на лужок. Словно снег у них ресницы и как солнышко глазок. 2. Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором. 3. Он циркач такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и - ни шагу. (79 слов)

(Отгадки. Ромашки. Пальцы. Циркуль.)

Контрольный диктант

I. 1. Сажать деревья - добрая старая традиция. 2. И море, и буря качали наш челн. (Тютч.) 3. Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют. (П.) 4. Песня росла г. разливалась. (Т.) 5. Пословицы и поговори - это краткие выражения народной мудрости.

II. 1. Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова». Значит, на него можно положиться. 2. На складе были мешки ржи и пшеницы. 3. Пищевая промышленность - это отрасль народного хозяйства. 4. Самолеты медицинской службы перевозят врачей и больных. 5. Шомпол - это стержень для чистки ствола оружия 6. Шорты - это род коротких брюк. 7. Жонглер - цирковой артист, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. 8. Я располагаю точными данными. (91 слово)