Число зверя в библии. Святоотеческое толкование библейского понятия "печать антихриста"доклад игумена андроника (трубачева) Антихрист в мусульманстве

Слово «антихрист» значит вместо Христа. Приставка “анти” скорее значит “вместо”, чем “против”. В Церкви существует и Антидор, и праздник Антипасхи. Антихрист придет вместо Христа. Христос, или Мессия, был обещан в Ветхом Завете Богом Своему народу. Этот Человек является не просто посланником Всевышнего, Он является Сыном Божьим, Богом, принявшим человеческое естество. Мессия станет Царем своего народа и возвеличит его над всеми другими народами мира. Принципиальным различием христианства от иудаизма являются разногласия на предмет, Кто же этот Мессия и что это за народ.

Христиане считают Мессией Иисуса, а народом - всех уверовавших в Него, и Царствию Его не будет конца в будущей вечной жизни, а иудеи считают, что мессия еще не пришел, а народ - только евреи и царствовать их «мессия» будет на земле (по Откровению Иоанна Богослова всего 3,5 года).

Христианское понимание антихриста можно выразить в одной цитате «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.» (Иоан. 5; 43). Антихрист в традиции Христианской Церкви - это человек, который будет назван иудеями своим царем и богом. «… Человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.» (2-е Фессал. 2; 3,4). Отметим, что под храмом здесь понимается иудейский храм в Иерусалиме, а не какая-нибудь из современных Христианских церквей. Последних во время написания этих строк (53 г. от P. X.) просто еще не было, к тому же, иудеи никакого другого храма не признают.

Теперь попробуем сказать все то же самое, но только совсем уж приземленно. Антихрист - это лидер еврейской нации, их монарх, про которого евреи будут говорить, что это бог и чудотворец. Евреи вместе со своим лидером попытаются организовать всемирное государство - царство, в котором евреи будут иметь власть над остальными народами.

Антихрист будет обычный, земной человек, который всеми силами будет доказывать, что он сошедший на Землю Бог. Силой диавола он будет творить многие чудеса. Как без Божьей помощи стать «всемогущим» или имитировать это? Нас сейчас более интересуют технические аспекты. Как имитировать Божественные качества? Особо нас интересуют всепроникновение и всеведение. Антихристу нужен обязательный, но ненавязчивый, земной способ имитировать все это. Обязательный, т.к. эти условия необходимы для того, чтобы его власть была реальной, а не иллюзорной. Ненавязчивый, добровольный, выдаваемый за что-то другое - чтобы народ не догадался об истинном назначении. «Начертание антихриста» - это и есть средство, позволяющее «все ведать», всеобъе млющее средство контроля.

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:16-18).

Какие признаки «начертания антихриста» можно выделить из этих строк? 1) Всеобщность 2) Возможность нанесения на тело человеку (на правую руку или на лоб). 3) Обязательность использования при купле-продаже. 4) Замена имени. 5) Непосредственное отношение к начертанию имеет число 666. Это признаки не вызывают разногласий. Отметим так же, что в самом тексте Откровения слова «печать» нет, есть «начертание».

Фраза «начертание, или имя зверя, или число имени его», с точки зрения многих, не совсем точно переведена с греческого оригинала. Там, в оригинале, используется союз, который может означать и «и», и «или» в зависимости от контекста. Об этом так же свидетельствует тот факт, что в 16 стихе говорится только про начертание и про то, что оно обязательное, а в 17 стихе «начертание, или имя зверя, или число имени его» - эти союзы «или» приводят к формально-буквальному противоречию.

Необходимо отметить, что число 666 появляется в Писании не в Откровении, а в Ветхом Завете.

«Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, было шестьсот шестьдесят шесть талантов золота. Сверх того, послы и купцы приносили и все цари Аравийские и начальники областные приносили золото и серебро Соломону» (2-я Паралипоменон 9:13,14). Если вдуматься в этот отрывок, то он описывает не что иное, как доход царя Соломона, а точнее, обязательный, гарантированный налог. «И превзошел царь Соломон всех царей земли богатством… господствовал он над всеми царями…» (2 Пар. 9:22-26). Таким образом, число 666 , как мера налога самого могущественного из еврейских царей, является символом господства и власти евреев над другими народами. То, что начертание антихриста связанно с числом 666, указывает на его связь с евреями и с налоговой системой, пока якобы государственной, но которую они создают для своего будущего «мессии».

Кроме того, при «приземленном» анализе очевидным становится еще один важный момент - что будет вперед: антихрист или число зверя? Если обобщить ранее сказанное, число зверя - это средство тотального контроля. Очевидно, что система тотального контроля может существовать без антихриста. Она может поддерживать любого тирана. А вот антихрист без системы тотального контроля быть не может, точнее – царствовать не может. Сопоставляя два эти утверждения, делаем вывод, что СИСТЕМА ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ВВЕДЕНА ДО ВОЦАРЕНИЯ АНТИХРИСТА.

В заключении сказанного процитируем одного из признанных авторитетов Вселенского Православия старца Паисия Святогорца, ныне прославленного в лике преподобных (по книге «Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. СЛОВА. Том II. Духовное пробуждение.»//М. Издательский дом «Святая Гора», стр. 188): «Этой системой антихрист хочет подчинить себе весь мир. Люди - будь они красными, черными или белыми - находясь вне этой системы, не смогут работать, станут социальными изгоями. Таким образом, антихрист будет навязан с помощью системы, контролирующей всемирную экономику , и только те, кто примет печать-начертание с числом 666, смогут вступать в торговые отношения».

Кандидаты технических наук И. Башкиров, В. Ахромеев, А. Ипатов в своих технических экспертизах подтвердили, что в процессе декодирования штрих-кода в системе EAN - 13/UPC компьютер однозначно расшифровывает три пары удлиненных линий как цифры «666». Это компьютерные шестерки второго сета. Называются они «параллелями безопасности». Реже, но бывает, что используются шестерки и других сетов, но это не меняет «кода безопасности», числа 666.

К такому же выводу еще в 1997 г. пришли отцы афонского монастыря Григориат, специализировавшиеся ранее в области информатики, которые по благословению архимандрита Георгия тщательно исследовали этот вопрос. Выводы ученых-афонитов этим не ограничиваются. Они показали к тому же, что число 666 (в виде трех контрольных символов) введено в штрих-код не случайно. Употребление именно таких символов неоправданно и невыгодно, так как: 1) средний символ контроля не нужен; 2) нет необходимости крайним символам контроля быть одинаковыми между собой и со средним символом контроля, это создает ненужные сложности; 3) нет необходимости выделять все три символа контроля более длинными линиями. Следовательно, окончательный вывод ученых-афонитов состоит в том, что разработчиками основных типов штрих-кода намеренно введено 666 как некое символическое число - число антихриста.

Поэтому Священный Кинот Святой Горы Афон, «как духовный авангард Церкви и как хранитель Священного Предания православного народа, вынужден известить о своем сильном безпокойстве по поводу очевидной опасности вводимой системы всеобщего электронного учета со всеми… негативными последствиями для богодарованной свободы человеческой личности и ее спасения во Христе» (Обращение от 24.02.1997 г.). В Заявлении чрезвычайного специального собрания Святой Горы от 20 августа 1997 года говорится: «Мы заявляем еще раз, что наш основной долг - исповедание веры - обязывает нас отречься от принятия любого вида электронной карты-удостоверения с единым кодовым регистрационным числом (666), поскольку при этом попирается свобода личности и христианская совесть».

Мысль о неслучайном характере числа 666 в электронных карточках подтверждается и в послании Св. Синода Элладской Церкви от 07.04.1997 г. Это документ, который возник в результате огромной проверочной работы с привлечением специалистов в отрасли экономики, математики и компьютерных технологий. Каждое слово в этом документе, в силу понятных причин, выверено и взвешено. Это обращение Священного Синода Элладской Православной Церкви принято накануне заседания парламента Греческой Республики, на котором должны были ратифицировать вступление Греции в Шенгенскую группу. Вот этот текст с сокращениями:

«Священный Синод считает своевременным обратиться к правительству и к политическим деятелям нашей страны со следующими рекомендациями:

1) не принимать число 666 в качестве кодового числа государственных электронных систем по защите личности. Должно войти в традицию, чтобы всякий раз при смене правительства в подтверждение этого решения делались официальные заявления, по возможности, всеми государственными деятелями.

2) обратиться к руководству стран Европейского Союза, которые, хотя и объявили себя (по крайней мере, некоторые) государствами «демократическими», однако, являются странами христианскими, с христианской культурой, официально поставить вопрос о замене числа 666 в центральной электронной системе Союза на любое другое кодовое число. При таком прогрессе электроники, неужели подобная замена невозможна?

3) ни под каким предлогом не допустить, чтобы число 666 попало в новую систему паспортов нашей страны…»

Однако события показали, что Правительство оставило без внимания просьбу руководства Православной Церкви, и уже в Послании от 9.02.1998 г. Св. Синод Элладской Церкви, подтверждая предыдущие свои выводы, с горечью объявляет:

«Св. Синод Элладской Православной Церкви настаивает на своих прежних высказываниях и требует немедленного пересмотра закона № 2472/97.

1. Данное Соглашение прямо связано с процессом выдачи новых электронных паспортов и использованием в них числа 666, являющегося числом антихриста, согласно тексту Апокалипсиса, а не каким-то случайным числом, как утверждают. Св. Синод в своем предыдущем Послании от 7.04.1997 г. указал на мистическое значение числа 666 и просил «не принимать его в качестве кодового числа государственных компьютерных систем по защите человека», а также «не использовать число 666 как кодовое число в новых греческих паспортах…» Как показала жизнь, эта просьба Церкви не была услышана.

2. Если, все же, окажется, что в новых паспортах будет использовано как кодовое зловещее и неприемлемое для нас число 666, Св. Синод будет рассматривать это как насилие над свободой совести православных и будет рекомендовать им отказаться от получения новых паспортов».

Может возникнуть вопрос: насколько оправдано такое решительное неприятие православными греками новых удостоверений? Ведь в Апокалипсисе сказано, что «печать» с числом 666 будет накладываться на правую руку или на лоб (Откр. 13,16-18).

Почему-то почти все в первую очередь обращают внимание на слова «… на правую руку или чело», а не на слова «ни покупать, ни продавать». Вот и получается, что ожидаем «печати» как завершения дела покорения царству антихриста (или как «метки», «знака» или «символа» этой покорности) и не видим сути. Не видим, что в настоящее время личный номер (СНИЛС/ИНН) уже сегодня исполняет функцию апокалиптического начертания , т.е. дает возможность купли-продажи и без него уже сегодня невозможно заниматься бизнесом, оформить счет в банке, получать зарплату и пенсию. Нигде в Апокалипсисе нет слова «печать», а есть «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13,17).

Каково назначение этого начертания? Чтобы только «пометить» и осквернить людей посредством числа 666? Не только. Из слов Священного Писания, святых отцов, а также из самой жизни явствует, что будут созданы такие социально-экономические условия, при которых без начертания-числа «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать» (Откр.13,17). И ЗДЕСЬ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ВЕРНЫХ СЛУГ АНТИХРИСТА ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КУПЛИ-ПРОДАЖИ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ И ПЕРЕВОДЕ ВСЕХ РАСЧЕТОВ НАСЕЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ БАНКОВСКИХ И ПРОЧИХ КАРТ, ПРИВЯЗАННЫХ К ЧИСЛОВОМУ ИМЕНИ ЧЕЛОВЕКА! (Во многих странах Запада такая система уже выстроена; в Швеции, например, 97% платежей осуществляется по безналичному расчету).

Иначе говоря, речь идет в принципе о наличии электронного имени человека, независимо от того, каким будем материальный носитель этого имени: свидетельство о постановке на учет в налоговом ведомстве, паспорт, микрочип, рука, лоб… Без этой идентификации людей (без присвоения им пожизненного номера) не сможет функционировать создаваемая богоборцами антихристова система купли-продажи. Уже сегодня индивидуальный номер имеет признаки «начертания», является «именем зверя» (т.е. числовым именем, данным человеку системой антихриста), или «числом имени его» (т.е. именем именно числовым), но не нанесенным пока на тело владельца. Необходимо не забывать, что во времена написания «Откровения» и даже в ХIХ столетии ничего и близкого к понятиям и терминам «идентификационный номер», «компьютер», «электронная система», «автоматизация» не было в языке. Иоанн Богослов при всем желании не смог бы описать эти свойства начертания антихриста более точно. Поэтому словосочетание «печать антихриста» - это устаревшее понятие.

Настоятель одного из греческих монастырей архимандрит Нектарий (Мулациоти ) обратился в период дискуссий о вступлении Греции в Шенген с запросом к известному в Афинах специалисту по компьютерным системам Фоме Псаросу. Вот выдержки из ответа ученого в письме от 7 апреля 1997 года: «Глубокоуважаемый о. Нектарий! В связи с вашим запросом о техническом оправдании использования числа 666 в системах штрих-кода или в смарт-карточках («думающих карточках») сообщаю следующее. Чтобы правильно и безошибочно использовать штрих-код для разделения информации используются потаенные двойные штрихи кода, которые волей случая обозначают число 6. Для избежания копирования с помощью фототехники информации, содержащейся в штрих-коде, в новейших разработках она помещается на магнитную ленту… Проблемы, связанные с воровством карточек, окончательно решаются другими способами - например, упомянем технические термины F (forehead - лоб) и Н (hand - рука) - при этом способе карточка может быть использована только тем, кто имеет нанесенное число на своей руке или же на лбу».

Приведем общий вывод (резюме) по результатам технической экспертизы, проведенной в ходе судебного разбирательства в г. Приозерске по иску православных граждан о признании права состоять на учете в налоговом органе без использования ИНН (эксперт - кандидат технических наук А.П. Ипатов , 13.02.2002 г.). «ИНН в системе учета является именем человека, данным ему системой, представляет собой число, может быть нанесено на лоб или на правую руку человека, имеет штриховую форму начертания, при считывании которой используется ключевая последовательность шестьсот шестьдесят шесть». Нетрудно заметить, что между изложенным здесь объяснением слов Откровения и заключением специалиста (имеющего практический «ум») совпадение полное.

Начертание или имя зверя, или число имени его в данном случае есть одно и то же - выражает знак покорности и верноподданнических чувств по отношению к системе грядущего зверя. Хотя антихрист еще не воцарился, но принимающие «число имени его» уже сегодня признают власть в мире и над собой системы грядущего «зверя» (системы антихриста).

Поэтому, если будем внимать словам Священного Писания и руководствоваться ими в жизни, то нам нужно удаляться от всякого пожизненно присваиваемого личного номера, с которым нам придется отождествлять себя наряду со своим именем при куплях-продажах и других контактах с государственными структурами.

Сегодня такие номера нам предлагаются под именем ИНН или «личного» кода «номера социальной карты», но «универсальным» или «всеобщим» идентификатором, в частности для получения «государственных услуг», для жителей России стал С Н И Л С – «Социальный Номер Индивидуального Лицевого Счета» в системе обязательного пенсионного страхования, записанный в зеленой пластиковой карточке; (в ней же на радость содомитам, предусмотрена смена пола владельца – обратите внимание). С Н И Л С теперь присваивают и младенцам прямо в роддомах лукаво объясняя, что ребеночек теперь может с рождения получать «госуслуги», а для этого ему необходимо получить пожизненный и посмертный номерочек – СНИЛС , как удобно! И многие доверчивые родители, не обращая внимания, соглашаются – а что делать, жить-то как-то надо…

11–значный СНИЛС является международным и универсальным для всех граждан м iра, распознается в любой стране. Человек думает, что имя-то у него осталось и для окружающих он по-прежнему Николай или Татьяна, но СНИЛС – его второе цифровое имя, для бездушной компьютерной системы становится главным и основным.

Будет ли этот номер проставлен любым техническим способом в документе (как сейчас), или «запечатлен» в виде штрих-кода на теле, или «заключен» под кожей в чипе, или прикреплен к человеку еще как-то иначе - это дело техники и этапов порабощения человечества. Во всех сих душепагубных этапах для служителей князя мира сего главное - присвоить каждому человеку пожизненный номер. Сегодня, пока глобальная система активно формируется, его выдают на бумаге или пластиковой карточке. А при сформировавшейся системе личный номер - универсальный идентификатор - будет ставиться человеку непосредственно на тело (причем - прямо в роддоме). Так что этой антихристовой системе есть возможность противостоять только сейчас, как и в Евангелии Христос сказал нам: «Когда же начнет это сбываться,… поднимите головы ваши» (Лк.21,28) от житейских забот к Небесному.

Нужно понять, что всякое индивидуальное человеческое число (СНИЛС, ИНН, номер медицинского полиса, социальной карты или УЭК), которое будет давать возможность купли-продажи в новоустрояемой социально-экономической системе, является началом и основанием погибельного начертания - так называемой «печати антихриста».

Как в церковном чине Таинства Крещения во испытание свободной разумной воли крещаемого задается не один, а три вопроса «отрицавшили ся сатаны…» и «сочетаваеши ли ся Христу?» и еще три «Сочетался ли ecu Христу» , так и диавол - эта обезьяна Бога - пытается подражать Творцу и заставить людей троекратно отречься от Христа и признать его богом: первое отречение - принятие идентификационного номера, второе - пластиковой карточки, третье - окончательное - принятие лазерной татуировки или микрочипа.

Отречение апостола Петра было только внешним, в душе он верил, что Иисус Христос Сын Божий, но это было отречением. Так и нам некоторые говорят, что должно быть явное отречение от Христа, но Господь скажет: «Лицемеры! Лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаёте?» (Лк.12; 56). Свою веру мы должны исповедовать перед лицем отступившего от Бога мира, как и апостол учит: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10; 10).

Идентификация является автоматизированной, но не автоматической, так как человек должен целенаправленно и сознательно войти во взаимодействие с системой, т.е. добровольно принять систему антихриста. В бланках заявлений о постановке на учет или присвоении СНИЛСа, номера социальной карты, или замены ИНН на якобы альтернативную форму учета по серии и номеру паспорта (что является уловкой, так как принципиально сути не меняет) стоит слово «прошу», т.е. испытывается разумная воля человека, и он просит присвоить ему число зверя, в чем и расписывается в конце бланка. Это есть первое отречение от Христа.

В посмертных пророчествах святого Нила Мироточивого раскрывается духовный смысл начертания. На печати же написано будет следующее: «Я твой есмь». - «Да, ты мой еси». - «Волею иду, а не насильно». - «И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно». Сии четыре изречения или надписи изображены будут посреди той проклятой печати (Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого Афонского,- Изд. Келлии Благовещенской старца Парфения на Афоне, 1912 г., стр. 84-85). И как пророчество Исайи (Ис. 7, 14) о имени Мессии Еммануил (С нами Бог) необходимо было понимать не буквально, а духовно, так необходимо понимать и сии изречения на печати антихриста. Слово «изображено» говорит о том, что отречение будет написано не буквально, а символически.

Принимающий идентификационный номер уже принял число зверя, и тем самым отрекся от Христа, но пока это число зверя еще не нанесено на руку или лоб несмываемой технологией, ему есть еще покаяние. В этом только разница между принятием личного кода и так называемой «печати» - в глубине падения и степени отречения от Христа.

Свято-Успенская Почаевская Лавра. 2011г.

От ДСНМП. Как сказано выше, в России не имея личного кода СНИЛС , человек уже сейчас не может официально работать (т.е. продавать свою рабочую силу) и, следовательно, оказывается выброшенным на обочину жизни, попадает в число изгоев и обречен на жалкое существование. Наши соотечественники, люди, как правило, преклонного возраста, отказавшиеся от принятия «новых» паспортов РФ, из которых изъята графа национальность, но появилась «личный код» и кощунственные знаки, и прочих документов, содержащих цифровые имена (медицинских полисов, социальных карт, УЭК и т.п.), поистине являются Исповедниками последних времен. Такого мужества не многие сподобляются!

Что же касается «отречения от Христа» – мы бы сказали так: «принятие и использование личного кода является еще одним шагом, приближающим воцарение антихриста, еще одним компромиссом, маленьким поклончиком ему». А принятие начертания антихриста, как известно из Откровения, является последним самым страшным грехом, описанным в Новом Завете. И участь принявших его – вечная (то есть безконечная) мука в огне и сере, вместе с нераскаявшимися грешниками. (Откр.14:9-11).

Православным необходимо распознать самим лукавое предантихристово время и все сатанинские деяния мировых сил зла, оповещать об этом ближних, способных понять и вместить; противостоять, сопротивляться принуждению к использованию цифровых имен-кодов, требовать от властей предоставить возможность полноценно жить без богомерзких идентификаторов. Нельзя сегодня быть равнодушными, теплохладными. Впрочем, выбор всякий делает самостоятельно. Да даст нам Господь в помощь мудрых пастырей, разума и крепости сил устоять в этой последней брани, И не убояться предстоящих испытаний!

Существует немало пророчеств о последней великой миссии России, о том, что станет она могущественной и непобедимой перед вторым славным пришествием Христа-Спасителя на землю. По многим признакам мы живем в преддверии этих времен – никогда еще в истории человечества не было таких совпадений с событиями, описанными в Откровении св. апостола Иоанна Богослова. Но по молитвам святых угодников Божиих да, пожалуй, и наших с вами взвешенных, выверенных, духовно грамотных действий Господь может отодвинуть сроки Своего пришествия ради покаяния оставшихся человеков.

Движение «Сопротивление новому мiровому порядку». Актуальные новости, важные и полезные публикации. Всегда на нашем сайте DSNMP. RU

P.S. Небольшое прибавление к работе. Иногда задается вопрос:” А для чего с ТЕХНИЧЕСКОЙ точки зрения необходимо принять лазерное (или иное) начертание на лоб или вживление микрочипа в руку?” А для того, чтобы на переходном этапе, когда электронные деньги (наличных уже не будет), похищаются с карточек (что в огромных масштабах происходит сейчас в мiре и в России в том числе), да и не только деньги, но и другие сведения (о собственности, доходах и т.п.) исчезают или изменяются злоумышленниками , держатели карт успокоились. При пользовании картой (вставлении ее в считывающее устройство – банкомат, валидатор и т.п) при совершении покупок или иных действий необходимо подтвердить, тот ли это человекономер, которому принадлежит карта, применяет ее. Для подтверждения этого и происходит сверка одновременно и с карты, и с начертанием на лбу, или с микрочипом. Если все совпадает – новый человек, приятель антихриста уходит довольный с покупками…

Со временем (по окончании переходного этапа – в разных странах не одновременно – например, преподобный Паисий Святогорец перешел в вечность в начале 90-х, а в Греции уже в то время во всю вводили электронные документы, о чем и предупреждал святой) потребность в картах отпадает. Человек сам становится ходячей смарт-картой. Российские чиновники даже придумали ему циничное наименование “биообъект”, который, по замыслам гроболизаторов, должен стать пронумерованным рабом “электронного концлагеря”.

Об этом же кратко излагает специалист по компьютерным системам Фома Псарос в ответе на просьбу архимандрита Нектария (Мулациоти ) – смотрите выше в настоящей статье .

Немного обновленная версия для печати расположена здесь:

Расскажите пожалуйста о нынешнем понимании,осовремененном, числа зверя 666, когда оно используется на номерах автомашин, на изделиях используемых в быту ножи и т.п. ведь насколько я понимаю все имеет значение и несет в себе информацию. Хотелось услышать Ваше мнение, отец Афанасий.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Чтобы избавиться от того смущения, о котором Вы пишете, надо ясно сознавать, что существующие от начала творения предметы и числа становятся символами (греч. symbolon - знак) только тогда, когда они находятся в семантической (греч. semantikos - обозначающий), т.е. смысловой, связи с конкретными людьми, явлениями или объектами. Нужно, чтобы кем-то эта связь была установлена. Причем, необходимо, чтобы вполне осознано определенному предмету или числу было усвоено конкретное значение. Так возникает символ. Обратим внимание, что один и тот же предмет может употребляться в разных символических значениях. Так чаша в Священном Писании означает: 1.Суды Божии. «Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя» (Иер. 25: 15). 2.Божие благоволение. «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой» (Пс. 15: 5). 3.Страдания праведника. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить» (Мф. 20: 22). Таким образом, значение символа зависит от библейского контекста.

Число 666 в Библии встречается 4 раза и только 1 раз в значении, которое имеете в виду Вы: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10: 14; 2 Пар.9: 13); «Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею <...> сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (1 Ездр. 2: 13). Во всех трех цитатах 666 имеет только числовое значение и символом не является. Оно становится знаком в Апокалипсисе, потому что с его помощью зашифровано имя самого злобного и упорного противника (из людей) Иисуса Христа: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13: 18).

Поскольку буквы латинского алфавита, как и церково-славянского, имеют числовое значение, то с древности делались попытки соединить цифру 666 с определенным именем или словом. Например, предполагали, что данным числом закодировано слово латеинос. Л - 30; А - 1; Т - 300; Е - 5; И - 10; Н - 50; О - 70; С - 200; сумма составляет 666. Латеинос, т.е. латинский, означало Римскую империю. Другие выдвигали предположение, что число указывает на первого гонителя христиан - Нерона: Н - 50; Е -6; Р - 500; О - 60; Н - 50. А если слова кесарь Нерон написать древнееврейскими согласными (в древнееврейском алфавите нет гласных), сумма их тоже будет равна 666. Было много и других попыток соединить это число с именем конкретного исторического лица.

Вывод очевиден - любая цифра, употребляемая просто в качестве числительного, никакого духовного смысла не имеет. Снимите с полки Вашей библиотеки любую толстую книгу, и там будет 666-я страница. Проезжая большие расстояния, мы всякий раз встречаем 666-й километровый столб. У каждого к концу второго года жизни бывает 666-й день. Конечно, живому человеку порой бывает трудно освободиться от неприятных ассоциаций, когда речь идет о некоторых зловещих символах. Однако упование на Бога и здоровое отношение к духовной жизни помогает нам безбоязненно и в радости совершать дело нашего спасения.

Критический комментарий на статью протоиерея Олега Скнаря «Самое страшное число»

Ибо один путь, доступный всем видящим, который освящен небесным светом; но многочисленны и темны и противоположны пути не видящих; и первый ведет в небесное царство, соединяя человека с Богом, эти же низводят к смерти, отделяя человека от Бога.

Свмч. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди.

В ложной мысли ума уже существует все здание прелести, как в зерне существует то растение, которое должно произойти из него по насаждении его в землю...

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения., т, 2, 203

Зверем же апостол Иоанн Богослов называет не того императора, который «являлся угрозой для императора Отона», а самого антихриста. «Зверь - антихрист; он называется восьмым, потому что восстанет для обольщения людей и опустошения земли после семи царств. И он придет как царь римский...на погибель и муку тех, кто не покорится ему, а потом сам пойдет в погибель». То есть, согласно прочтению мысли свт. Андрея, сами цари были правителями царств, которые представляли собой всемирные империи, но все они предшествовали империи и царству антихриста. Некоторые из них были известными империями, упомянутыми в Библии: Ассирийское, персидское, вавилонское, греческое и римское. Поэтому семь гор и семь глав Апокалипсиса - это не семь гор, на которых стоит Рим, а места, на которых «в разные времена основывались мировые царства ».

Итак, неверное историческое прочтение 17 главы Апокалипсиса является следствием а) отрицания духовно-прикровенного, таинственного смысла в данном месте священного текста, б) игнорирования святоотеческих авторитетных свидетельств о времени написания книги Откровения.

Свмч. Ириней Лионский и его комментарий на число зверя.

Отдавая в своей статье предпочтение исключительно историческому прочтению книги Апокалипсиса, что является заведомо ошибочной методологией, о. Олег, комментируя причины текстологических расхождений в Апок. 13, фактически игнорирует авторитет свмч. Иринея Лионского, не приводит его аргументацию и разъяснения относительно того, почему именно Церковь Христова признает сегодня принятое прочтение текста Апок. 13 о «числе зверя» ка именно числа 666 - χξς, а не 616 - χις. В то время как исторически авторитет свмч. Иринея Лионского был для Церкви всегда велик. И это было связано как с его особой деятельностью - обличителя гностицизма и ересей, а также с его воспитанием в Малой Азии у свмч. Поликарпа Смирнского и иных пресвитеров, которые знали Апостолов. «Это обращение св. Иринея с Поликарпом и пресвитерами, - пишет известный отечественный патролог Н. И. Сагарда. - получает важное значение при суждении о достоинстве свидетельств св. Иринея». В плане истолкования Священного Писания свмч. Ириней, как ученик св. Поликарпа Смирнского, доносит до нас не личностные мнения и комментарии, а апостольскую веру. Как св. Поликарп «всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь», тому же вне всякого сомнения учил и свмч. Ириней Лионский. Необходимо также учесть и то, что св. Поликарп «был наставлен Апостолами », «Апостолами был поставлен епископом Смирнской церкви в Азии » и был учеником апостола Иоанна Богослова. То есть традиция истолкования Священного Писания, а тем более книги Откровения, написанной апостолом Иоанном Богословом на о. Патмос во время ссылки, в малоазийский церквах твердо опиралась на самого апостола любви. Эту же апостольскую традицию унаследовал и неизменно хранил и свмч. Ириней Лионский.

Поэтому его комментарии и изъяснения мест из Священного Писания необходимо рассматривать как донесение апостольской веры и традиции. Крайне щепетильное и трепетное отношение к апостольскому преданию, вере у свмч. Иринея совершенно не напрасно. Ибо по его глубокому убеждению Господь «пошлет в вечный огонь исказителей истины». 14 то есть искажение апостольской веры это уклонение от «пути веры», путь к погибели.

Исходя из того, что свмч. Ириней Лионский в точности доносит до нас божественную истину не только в общих чертах, но и во всех ее частных проявлениях, мы соответствующим образом должны относится и к его комментариям эсхатологического содержания: о кончине мира, об антихристе, о числе имени его, о Втором пришествии Христа, воскресении мертвых и т.д.

а) учение свмч. Иринея Лионского об антихристе

Учение об антихристе свмч. Ириней раскрывает в весьма сжатом виде в XXVIII и XXIX главах V книги своего самого известного произведения «Против ересей» (Adversus haereses), которая сохранилась полностью лишь в латинском переводе. Учение об антихристе свмч. Ириней излагает опираясь на главы из книги Откровения и на послания апостола Павла. Определяя, что очевидно ошибочно, время пришествие антихриста «истечением шести тысяч лет с момента творения мира Богом», свмч. Ириней подчеркивает, что его пришествие будет попущено Богом «в надлежащее время» 15 . Это попущения для всего человечества является необходимым - для отделения пшеницы от плевел, то есть людей богоугождающих от злых, с одной стороны, и для подготовки через скорбь спасаемых к Царству Божию. «Поэтому, - подчеркивает свмч. Ириней, - для спасаемых необходима скорбь, чтобы некоторым образом протертые, утонченные и через терпение проникнутые Словом Божиим, и очищенные огнем годны были к Царскому пиру» 16 .

Что же касается самого антихриста, то, согласно учению свщм. Иринея Лионского, он будет воплощением всякого зла, которое когда-либо было на земле, «по своему восстановит в себе самом богоотступничество» 17 . «В нем будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную». Он воссядет «храме Божием» 18 , «в храме Иерусалимском» 19 с тем, чтобы «обольщенное» человечество воздало ему поклонение «как Христу». Прельщение или обольщение человечества времен антихриста будет вызвано отвержением человечеством евангельской истины, «непринятием любви Божий» 20 , а верой лжи и любовью к неправде. Антихрист - это зверь, описанный в Откровении в образе барса, который воспринимает власть и престол от дракона, то есть от дьявола. Антихрист будет прельщать людей многочисленными «великими знамениями» 21 . Но он будет иметь и своего предшественника, оруженосца - лжепророка, «действующего со властью первого зверя» 22 . Он с помощью «волшебства» будет совершать знамения и чудеса . Он их совершает через «служащих ему демонов и отступивших ангелов» 24 . Именно он и «повелит сделать образ зверя, и даст дух образу», но он же и будет «полагать начертание на челе и на правой руке» 25 . Этим начертанием будет число имени антихриста, χξς - 666. Однако властвование антихриста на земле будет недолгим. «Когда же антихрист опустошит все в этом мире, процарствует три года и шесть месяцев».

Приход антихриста введет историю человеческого рода в завершающую стадию его истории. Как пишет свмч. Ириней «это будет последняя борьба праведных, в которой они победивши, увенчаются бессмертием» 26 .

в) о числе антихриста и имени его, символика числа

Итак, излагая учение Священного Писания об антихристе и его предтече, лжепророке и оруженосце, свмч. Ириней цитирует тект Откр. 13, 18 о наложении лжепророком скверного начертания имени антихриста: «И будет положено начертание на челе и на правой руке... и число его шесть сот шестьдесят шесть».

И здесь же свмч. Ириней дает символическое образное разъяснения этого начертания 666: «т.е. шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц, чтобы восстановить все отступничество, какое было в течение шести тысяч лет». 27 Определяя хронологические рамки существования мира шестью тысячью лет, свмч. Ириней проводит некую связь числа 666 с совокупностью всего зла и богоотступничества, совершенного за всю историю мира с момента его создания Богом. Мы не станем останавливаться на ошибочной теории свмч. Иринея Лионского и ее аргументации о существовании мира только в течении шести тысяч лет. Однако эта теория никак не влияет вцелом на понимание и восприятие именно этого числа как символа зла .

Для большей ясности мы процитируем самого свмч. Иринея:

И, кстати, его имя будет иметь число 666, потому что он восстановит в себе самом все смешение зла, бывшее перед потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы потребить восстание земли за нечестивое поклонение, бывшее во время Ноя. И он (антихрист) восстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков, и сожжение праведных...» 28

Приводя древнее предание о статуи идола, сделанного по приказу вавилонского царя Навуходоносора для всеобщего поклонения, свмч. Ириней приводит его размеры - 60 локтей в высоту и 60 локтей в ширину. Тем самым образуется число 66. Этот идол был символом нечестия, образом дьявола, которому должны были поклоняться люди. Число антихриста, как символ зла совершенного до потопа и после потопа, складывается из этих двух чисел: 600 - лет Ноя и 66 - символа идола сооруженного в Вавилоне при Навуходоносоре.

Итак, согласно свмч. Иринею Лионскому число антихриста 666 - χξς это символ «зла, богоотступничества, неправды, нечестия, лжепророчества и обмана».

Кроме того, авторитетные толкователи Апокалипсиса свт. Андрей Кесарийский и свт. Арефа Кесарийский дают ему наименование τό ψήφος 29 , которое в более глубоком смысл необходимо интерпретировать как собственное, персональное число антихриста, означающее его личность.

Как крест является символом Христа, точно также и число 666 является антиподом Христа - антихриста. Исходя из учения Православной Церкви о символе, символ является связующим между миром тварным и нетварным, носителем и передатчиком божественной благодати, энергии. Но это в том случае, если символ относится к Богу. 30 Если через символы обозначающие божественный мир человек получает освящение , то через символы обозначающие демоническую реальность человек получает вместо освящения осквернение. Именно таким оскверняющим демоническим символом является число 666-χξς .

г) Почему прочтение в тексте Откр. 13, 18 - вместо числа 666 - числа 616 является ошибочным.

Свмч. Ириней Лионский, раскрыв символику числа антихриста 666 - χξς, приводит очень важные свидетельство относительно того, что именно это число, которое является «одинаковым повторением числа «шесть», а не иное «стоит во всех лучших и древних списках (Откровения)». Это одно доказательство. А вторым является свидетельство лично общавшихся с апостолом Иоанном, «сами лично видевшие Иоанна о том свидетельствуют» 32 . В принципе эти аргументы носят вполне исчерпывающий характер, в особенности последний, поскольку именно он указывает на традицию, восходящую непосредственно к самому писателю Апокалипсиса, апостолу Иоанну Богослову. Поэтому уже исходя из этого авторитетного свидетельства представителя школы апостола Иоанна Богослова утверждение о. Олега Скнаря о том, что «вполне возможно, именно 616 и было «числом зверя», указанным в оригинальном варианте, вышедшем из-под пера апостола Иоанна». Однако в оригинальном тексте этого числа и не было, как о том авторитетно свидетельствует свмч. Ириней Лионский.

Каким же образом это число появилось в некоторых списках книги Откровения? То, что оно действительно было в некоторых списках убеждает и приводимый о. Олегом папирус из Оксиринха, датируемый III - IV столетием (P 115 o P. Oxy LXVI 4499). Мы выше мы приводим его фотографическое изображение, где в третье строке видно написание χις - 616

Но что отвечает свмч. Ириней Лионский относительно существующего «двойного прочтения» числа антихриста? Введших число 616 - χις свмч. Ириней называет «впавших в ошибку, заблуждение» (πῶς ἐσφάλησάν, erraverunt). Такая ошибка была допущена по неведению переписчиков, «как обыкновенно бывает, так как числа изображаются посредством букв, и греческая буква, выражающая число шестьдесят, легко превратилась в греческую букву йоту». Однако в дальнейшем, как пишет свмч. Ириней, произошло следующее: «одни просто и слепо употребляли число десять», а некоторые «по своему неразумию осмеливались отыскивать имя, содержащее ошибочное и неверное число». Однако в разные списки Апокалипсиса вносилось и другое ошибочное написание числа зверя - 606. Несомненно, это также была описка. Как пишет в своей докторской диссертации, посвященной проблеме истории истолкования числа 666, Евангелия Амириду «дилемма в написании χξς или χις могла бы создать большую проблему, но она исчезла окончательно, поскольку написание χις, несмотря на то, что оно появилось буквально сразу после написания Апокалипсиса, на самом деле никаким образом не оказало влияния ни на рукописную традицию, ни на традицию герменевтики исследуемого периода».

Кроме того, использование вместо числа 666 иных чисел противоречило бы традиции Ветхого Завета, который усваивал именно число 666 размеру «дани царя Соломона» (3 Царств.10, 14, 2 Парал. 9, 13).

Свмч. Ириней предупреждает об опасности доверять этим вкравшимся «опискам», поскольку это может ввести в заблуждение и погибель людей:

«Что же касается тех, которые по своему тщеславию решаются определять имена ошибочного числа и какое-либо придуманное ими название назначают для имеющего придти (антихриста), то они не выйдут без вреда, потому что обманывали и самих себя и веривших им. И первый вред тот, что они уклонились от истины и несуществующее принимали за истину, потом таковой непременно подвергнется не малому наказанию, какое будет тому, кто прибавляет или убавляет что-либо от Писания». 35

Но именно к опасным и неверным выводам привело о. Олега как раз доверие своему мнению о правильном и изначальном употреблении в тексте Откровения не числа 666, а числа 616.

Заключение

И
так, неверное утверждение о. Олега о том, что первоначально в тексте Апокалипсиса в Откр. 13, 18 стояло не число 666 - χξς, а 616 - χις неизбежно привело к целой ложной системе понимания, подхода и комментирования священного текста Апокалипсиса. И как следствие, это привело и к неверным выводам относительно правильного и верного отношения к числу 666 протестующих против его систематического введения явным или неявным образом в нашу современную жизнь. И если для о. Олега протесты против этого числа антихриста и зверя являются дикостью, то для настоящего христианина эти протесты являются здравым стоянием против символа и глобальной системы антихриста, превращающей весь мир в управляемый концлагерь, где человек - это раб, не имеющий своего имени, или имеющий его чисто формально, поскольку всемирная компьютерная система присваивает ему свое компьютерное имя - цифровой код, так или иначе связанный с числом 666. И если для о. Олега это ничего не значит, то для Церкви Христовой существуют важные ориентиры, данные в книге святого Откровения апостола Иоанна Богослова в главе 13 с 11 по 18 стих и важный комментарий свт. Андрея Кесарийского: «Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим ». 36 Точно также пишет и свт. Арефа Кесарийский: «То, что в точности касается числа и всего того, что о нем написано, откроет время, опыт и трезвенный образ жизни». 37 Относительно же всемирного товарного знака EAN 13 - UPC 1, который активно распространятся повсюду, на всех товарах и всякого рода продукции, мы зная, что он содержит в себе запись в двоичном счислении числа 666, имеем полное право сопоставить с тем предупреждением, которое также дает свт. Андрей Кесарийский: «И будет он (т. е. лжепророк) распространять звериную печать (точнее число зверя - τὴν ψῆφου δὲ τοῦ θηρίου) везде, и в купле и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни». 38

Неслучайно Священный Кинот Святой Горы Афон еще в своем Заявлении от 24. 02. 1997г., выражая свои «беспокойства и опасения по поводу возможного попирания религиозной свободы и оскорбления христианских чувств», «бескомпромиссное навязывание... Всемирной Кодировки Продукции (UPC 1) с использованием известного свой дурной славной числа Апокалипсиса 666» расценил, как попрание р именно религиозной свободы.

А Священный Синод Элладской Церкви в своем Окружном послании за № 2626 от 7.04.1997г. ясно и недвусмысленно высказал следующее:

а) число 666, как явствует из Апокалипсиса, - это, безусловно, число антихриста;

б) следовательно не может христианин быть безразличен к тому, что это число намеренно и систематически вводится в его жизнь;

в) не принимать число 666 в качестве кодового числа государственных электронных систем по защите личности;

г) официально поставить вопрос о замене числа 666 в центральной электронной системе Евросоюза на любое другое кодовое число;

д) ни под каким предлогом не допустить, чтобы число 666 попало в новую систему паспортов нашей страны.

Поэтому неслучайно опытные в духовной жизни пустынники и монахи Святой Горы перед употреблением в пищу продуктов с этим штрих-кодом, его снимали или счищали, а затем обязательно благословляли. В этом действии выражено правильно христианское отношение к символу антихриста, который «освящает» продукты не божественной благодатью, а оскверняет их демонической энергией.

Протесты против числа 666 - это, как точно и верно свидетельствует архимандрит Георгий, игумен монастыря Григориат на Святой Горе Афон, «свидетельство о правильной функционировании православного чувства ». «Наше беспокойство, -говорит он далее, - является показателем нашего духовного бодрствования, любви ко Христу и стремления ко спасению». 40

И если мы считаем себя православными христианами, то мы не имеем право принимать что-то с числом 666, которое, согласно учению Церкви, является числом и символом антихриста, а также пренебрегать его присутствием в наших документах. Священный Синод РПЦ являтся не просто церковно-административным органом Русской Православной Церкви, а прежде всего он призван хранить и защищать чистоту веры, думать прежде всего о спасении своих чад. Священный Синод во главе со святейшим патриархом обязан постоянно и настойчиво, а не вяло и безучастно, требовать от государственной власти, которая сегодня пытается себя позиционировать лояльной к Православной Церкви, замены бланков современных паспортов, где сплошь и рядом пестрит число 666, на другие, без этого числа и всяких цифровых кодов. Священный Синод обязан требовать от государственной власти не вводить УЭК (электронный паспорт), который непосредственно связан с единым кодовым числом 666, имеет универсальный цифровой идентификатор личности.

Что же касается статьи о. Олега и его статьи «Самое страшное число», то мы считаем, что она была написана либо преднамеренно, чтобы с помощью неверных понятий и толкований священной книги Апокалипсиса Иоанна Богослова ввести всех в еще большее заблуждение, либо по недопониманию и незнанию учения Церкви. Поэтому мы требуем от о. Олега убрать свою статью с сайта и принести извинения за неверные суждения и введение людей в заблуждение.

Редакция «Православного Апологета», 2012г.

Кандидат богословия, член редакции иеромонах Сергий (Троицкий)

Ответственный секретарь редакции Виталий Липатов и др.

28. 01/ 11.02/ 2012 память свмч. Игнатия Богоносца.

См. Περί οδού. Μητροπολίτου Ναβπάκτου Ιεροφέου. μία ὁδός

Adversus haereses III, 2. 1-2

Adversus haereses V, XXX, 3

Χαραλάμπους Δ. Βασιλοπούλου, Αρχιμανδρίτου. Αποκάλυψις εξηγημένη. Εκδ. Ορθόδοξος Τύπος. Αθήναι. 1991, τόμ.1, σ. 40

Прот. П. Преображенский. О святом Иринее Лионском и его сочинениях.//Св. Ириней Линский. Творения. СПб. 1900, с. 15 См. Catholic Encyclopedia. Encyclopedia Press, 1913. http://oce.catholic.com/index.php?title=Apocalypse где подтверждается эта дата написания на основе свидетельства Церковной истории Евсевия Кесарийского ((Hist. Eccl., III, 18)), свмч.Иринея Лионского; Piene sub nostro saeculo ad finem Domitiani imperii" (Adv. Hair., V. 4), бл. Иеронима Стридонского: "Quarto decimo anno, secundam post Neronem persecutionem movente Domitiano, in Patmos insulam relegatus, scripsit Apocalypsim" (Ex libro de Script. Eccl).

Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М. Правило веры. 2009, с. 16, PG. 11, p. 217

Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М. Правило веры. 2009, с. 17

Там же, с. 185-186

Там же, с. 190

(5 голосов : 4.4 из 5 )

архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Из доклада «Числовая символика в Книге Откровения Иоанна на 35 международной филологической конференции 13.03.2006 г.

«Зверь из моря», появляющийся в 13-й главе, имеет таинственное имя, символизируемое числом шестьсот шестьдесят шесть. «Всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (13:16-18). Знак, который должны носить последователи и поклонники зверя, обозначает его имя или число его имени, так называемую гематрию. Для посвященного читателя приводится это числовое значение. Автор сообщает, что оно – число некоего человека и составляет значение 666. Читателю предлагается разгадать эту загадку. Узнать личность, скрывающуюся за этим числом, способен лишь тот, кто имеет соответствующую «мудрость». Таким образом, число 666 следует понимать как символическое, смысл которого доступен только посвященным.

В долгой истории толкования число 666 (другое чтение – 616) интерпретировалось различно. Например, Мартин Лютер толковал его применительно к Папе Римскому как «антихристу». Это курьез. «Число зверя» следует идентифицировать с именем личности, известной Иоанну и его современникам. Сначала поясним, как число может обозначать имя того или иного человека. В задачу читателя входило определить некое имя из данного числа. Именно такая задача, или шарада, называлась «гематрией». Гематрия – излюбленная игра Античности. Само слово «гематрия» – искаженное греческое «геометрия». Под геометрией в простом народе понимался счет или математика вообще. Буквы того или иного слова переводили в числа, эти числа складывали, и полученная сумма давала число слова. Обратная задача – по сумме угадать соответствующее слово – требовала особого искусства. Игра возможна потому, что греки и евреи не имели цифр; вместо них пользовались буквами, которым придавались определенные числовые значения. Например, а = 1, Ь = 2, i = 10, k = 2О и так далее. Вопрос в том, какое слово стоит за числом 666.

Ответ затрудняется тем, что мы не знаем заранее, какой алфавит предполагается в задаче: греческий или еврейский. Грекоязычный читатель Откровения ожидал гематрию с греческим алфавитом. Толкование осложняется еще тем, что само чтение греческого текста неоднозначно. Кодекс Ефрема (С) читает не 666, а 616. Однако 666 засвидетельствовано лучше, и этому чтению следует отдать предпочтение. Откуда же появилось число 616? Предполагали, что 616 – не случайный вариант или ошибка переписчика. Одно время считалось, что соответствующее этому числу слово приводит к имени одного из римских императоров, кто олицетворял бы устрашающий образ Империи и, на первый взгляд, подходил к содержанию . Это Гай Цезарь, именуемый Калигулой (37 – 41 гг. н. э.). Ведь именно Калигула был первым из римских кесарей, потребовавшим для себя божественного поклонения и воздвижения себе статуй по всей Империи, в том числе и в Иерусалимском храме (Бог не допустил этого, и Калигула был убит, прежде чем это произошло). В случае Калигулы сумма чисел написанного по-гречески имени Gaios Kaisar (g=з + а=1 + i =10 + o=70 + s=200 + k=20 + a=1 + i=10 + s=200 + a=1 + r=100). И, тем не менее, чтение 616 большинство толкователей отклоняет. Не только потому, что число 666 в рукописях засвидетельствовано много лучше, чем 616, но и потому, что в конце I столетия, когда была написана Книга Откровения, фигура Калигулы потеряла свою актуальность. В таком случае предполагали, что вариант 616 возник потому, что первоначальное значение загадочного числа 666 вскоре забылось, и в голову приходило другое число, которое, казалось, имело больше смысла, а именно 616 по имени Гай Цезарь (Калигула). Однако число 666, если следовать греческому алфавиту, оставалось неразрешимой загадкой.

Но обязательно ли предполагать греческий алфавит? Подавляющее большинство современных ученых полагают, что за гематрией 666 стоит не греческий, а еврейский алфавит. Может показаться странным, что в греческом тексте используется еврейский алфавит. Но эта странность не столь уж велика, поскольку автор Откровения Иоанн был иудеохристианин, а иудеохристианское влияние в ранних церквах нельзя не учитывать. Кроме того, уже сам текст обращает внимание на то, что требуется особая «мудрость» для разгадки имени, скрывающегося за числом 666. Следует считаться и с тем, что вестники, доставлявшие церквам книгу Откровения, могли иметь особую информацию для расшифровки. Ведь таинственная гематрия здесь приведена не просто ради забавы! Речь шла о политически опасных реалиях, угрожавших каторгой и смертью. Поэтому в условиях религиозно-политического преследования называть все своими именами было неразумно. Но благодаря шифровке через еврейский алфавит была надежда избежать опасности, если текст попадет в руки гонителей. Хотя Иоанн и взывает к готовности христиан принять мученичество, он нигде не пишет о том, что христиане обязаны умереть мученической смертью.

Наиболее признанное до сих пор толкование сводит число 666 не к имени императора Калигулы, а к имени Нерона. Это толкование аргументировано опирается на очень распространенную в те времена легенду о Нероне воскресшем (Nero redivivus). Подавляющее большинство современных специалистов согласно в том, что число 666 – означает «Кесарь Нерон», если эти слова написать еврейскими буквами. Но число это относится не к историческому императору Нерону, а к грядущему Антихристу как «Nero redivivus». И это толкование построено на числовых значениях букв именно еврейского алфавита: Nrwn qsr (nun=50 = + resh=200 + waw=6 + nun=50 + qoph=100 + samech=60 + resh=200). Такое толкование способно объяснить и появление варианта 616 как неслучайного. Дело в том, что еврейскими буквами можно было транскрибировать либо греческое имя Нерона (Neron), либо его латинское имя (Nero). Разница всего в одну букву «n». В еврейском числовом обозначении n = 50. Получается, что при транскрипции с латинского языка число 666 уменьшается на 50, то есть 666-50=616. Так и число 666, и число 616 объясняются из имени Нерона.

Все народы мира придавали большое значение числам. Некоторые из чисел — тройка, семерка, девятка — считались священными и, соответственно, счастливыми; другие (например, печально известная «чертова дюжина») — несчастливыми, связанными с нечистой силой. Но, пожалуй, больше всего не повезло числу 666 — «числу зверя».

Первое упоминание о «числе зверя» встречается в «Откровении» Иоанна Богослова — пожалуй, единственном официально признанном христианской церковью пророчестве. Иоанн подробно описывает появление зверя, более могущественного, чем все демоны ада:

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные» (Апокалипсис, гл. 13).


Зверь этот будет иметь тело леопарда, медвежьи когти и львиные клыки. Он будет править Землей три с половиной года, а перед тем присоединится к нему Антихрист, который многих заставит поклоняться зверю.

Затем настанет время великого сражения под Армагеддоном, дьявольская сила будет разбита, а Сатана вместе с Антихристом будут заточены на тысячу лет, и на Земле утвердится царство Христа…

О таинственном «числе зверя» в «Откровении» говорится как бы мимоходом: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Эта короткая фраза породила огромное множество толкований.

Самое простое, породившее больше всего паники, можно назвать «календарным». Всякий раз, как в календаре появлялись зловещие три шестерки, особо впечатлительные люди начинали ожидать появления предсказанного зверя. Но ни в 666 году, ни в 1666 ничего подобного не произошло.

Последняя волна прокатилась по миру шестого июня 2006 года. Будущие матери панически боялись рожать в этот день (особенно после просмотра фильма «Омен»), многие верующие закрылись в домах и молились, а мистики украдкой поглядывали на небо.

Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиереи Всеволод Чаплин был даже вынужден сделать официальное заявление для прессы, в котором предостерегал христиан от суеверий:

«В отличие от язычника, который всего боится, в том числе затмений, чисел и примет, христианин не должен бояться ничего и никого, кроме Бога… Когда наступят последние времена — зависит не от совпадения цифр, а от того, насколько люди будут уклоняться от зла и исполнять заповеди Бога».

«Календарная» расшифровка «числа зверя» едва ли может считаться верной, ведь текст «Апокалипсиса» глубоко символичен. Кроме того, в нем есть прямые «подсказки», как, например, слова одного из ангелов:

«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель… И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть».

Так что Иоанн Богослов говорит о мудрости не случайно — скорее всего, это намек, ключ к разгадке, доступной только тем, кто «имеет ум».

На протяжении веков было сделано множество попыток расшифровать «число зверя» — то есть узнать его имя. Одним из самых распространенных методов был каббалистический. Он опирался на то, что во времена Иоанна Богослова цифры часто заменялись буквами алфавита.

Таким образом, сумма букв имени зверя должна была составить 666. Но ведь подобных сочетаний может быть несколько, как же выбрать из них то, которое имел в виду пророк?

Для расшифровки «числа зверя» важно сопоставить слова «Откровения» с реальными историческими событиями. Дело в том, что в раннехристианской традиции «зверями» называли римских императоров.

Еще Фридрих Энгельс в работе «К истории первоначального христианства» сделал попытку определить время написания «Апокалипсиса» и провел подсчет: первым «зверем» был Август, вторым — Тиберий, третьим — Калигула, четвертым — Клавдий, пятым — Нерон, шестым — Гальба, а седьмым — Отон. Отон правил всего три месяца.

Энгельс сделал вполне закономерный вывод: Иоанн Богослов написал «Апокалипсис» во времена царствования Гальбы, то есть с 9 июня 68 года по 15 января 69 года нашей эры.

Немецкий востоковед Фердинанд Бенари предложил в свое время такую гипотезу: под числом 666 скрывается имя римского императора Нерона — того самого зверя, который «был, и нет его». Дело в том, что на римских монетах, которые чеканились для восточной части Римской империи, надписи делали на древнееврейском языке.

При этом гласные буквы опускались, и вместо «Нерон кесарь» надпись гласила «Нрон кср». Если сложить числовые значения этих букв, получим как раз 666. Но почему именно Нерон был объявлен «зверем»?

Если обратиться к историческим документам, станет ясно, что ненависть христиан к Нерону имела под собой немало оснований. Древнеримский писатель-историк Гай Светоний Транквилл оставил жизнеописание Нерона. Это был крайне неуравновешенный, жестокий и аморальный человек.

По свидетельству Светония, Нерон казнил Антонию, дочь Клавдия, которая после смерти Поппеи отказалась выйти за него замуж, убил свою мать и пасынка. Он заставил покончить с собой своего воспитателя Сенеку, хотя не раз клялся не причинять ему зла.

Когда в небе появилась хвостатая комета, он узнал от астролога Бальбилла, что она предвещает смерть верховным властителям.

Нерон не на шутку встревожился, но астролог сказал ему, что от этого бедствия можно откупиться блистательной казнью. И римский император обрек на смерть всех знатнейших мужей государства — предлогом стало раскрытие сразу двух заговоров.

Если ко всем своим подданным Нерон относился с невероятной жестокостью, то в отношении христиан он придумывал поистине дьявольские издевательства. Больше всего императору нравилось наблюдать за тем, как христиан бросали в клетку к хищным зверям, и те разрывали их на части.

Вскоре во время заговора Нерон приказал одному из своих приближенных убить себя, христиане вздохнули спокойно. Но ненадолго.

Пришедший на смену Нерону Сервий Сульпиций Гальба оказался слабым правителем. Он не сумел навести в империи порядок. В отдаленных провинциях вспыхивали междоусобицы. Неудивительно, что в этих условиях нашелся человек, объявивший себя Нероном, который якобы был только ранен во время переворота и сумел бежать на восток.

Христиане от этих слухов пришли в ужас. Еще бы: один из самых страшных врагов воскрес из мертвых. Они приписывали воскрешение Нерона самому Сатане и в ужасе ждали конца света. Христианская вера в то время еще не окрепла. В римских городах существовали замкнутые общины, ведущие полулегальное существование.

Если бы в момент появления лже-Нерона их члены отказались от своей веры, это означало бы крах христианства. Поэтому пастыри приняли меры, чтобы укрепить волю своих подопечных.

Именно в это трудное время появились различные «откровения». Все они были посвящены одной теме: скоро настанет конец света и судный день, после которого все враги христиан будут уничтожены, а сами христиане обретут вечную жизнь.

И все они, включая Иоанна Богослова, говорили о конце света как о чем-то неизбежном и очень близком во времени. Однако конца света не последовало, и имя Нерона со временем забылось.

Казалось бы, Церковь должна была предать «Апокалипсис» забвению — как не сбывшееся пророчество. Но пастыри христиан были мудрыми людьми. Поэтому они оставили учение о конце света и грядущем Страшном суде.

Оно оказалось очень действенным аргументом, создающим мощную мотивацию: наше дело — правое, когда-нибудь все враги будут уничтожены, а на Земле наступит Царство Христа.

Со временем забылось общепринятое толкование числа 666, и его стали «примерять» на очередных тиранов, которых можно было найти в каждой эпохе. Скажем, во времена Петра I староверцы антихристом считали именно его. Во-первых, это был «осьмой царь» — как и предсказано в «Откровении».

Во-вторых, его реформы затронули интересы Православной церкви. Еще бы: он отобрал у монахов земли, отменил пост в армии, да и обычаи завел при дворе совершенно чужие — ассамблеи, курение табака, непривычную одежду…

Следующим «антихристом», по подсчетам тех же монахов, был Наполеон. Путем множества перестановок и комбинаций удалось подогнать его имя под знаменитое «666».

Позже «зверем» называли Гитлера, Сталина, Билла Гейтса… А по одной из версий, «зверем» был не человек, а целое государство — ныне распавшийся СССР. Аргумент был очень прост: отсекаем последнюю букву «Р» — она означает просто страну, — и читаем название как «страна ССС».

А теперь берем старославянское издание «Откровения» и видим, что число зверя часто выглядит как SSS. Дело в том, что именно так писалась восьмая буква алфавита — «зело», означавшая цифру шесть.

Пожалуй, это самая странная из версий о «числе зверя» — ведь «Откровение» писалось не только и не столько для России, да и совпадение это на других языках не подтверждается.

Но вернемся к самому числу 666. С точки зрения числовой символики пифагорейцев, это так называемое треугольное число. Оно выражает сумму последовательных цифр от 1 до 36.

Составляющие его шестерки — не менее необычны. Число шесть — первое из так называемых совершенных чисел, сумма делителей которых (включая единицу и исключая само число) равна самому числу: 6 = 1 + 2 + 3.

А вот и еще один интересный факт из мира чисел: 666 — это сумма квадратов первых семи простых чисел. Если же рассмотреть число зверя в рамках теории устойчивости бинарных систем, как это сделал кандидат технических наук Андрей Осипов, то получится довольно интересная картина.

Дело в том, что бинарные системы устойчивы в диапазоне от одной трети до двух третьих (в десятичном виде — от 33,3% до 66,6%). Так что если число людей, прельщенных зверем, достигнет 66,6%, человечество как система начнет разрушаться…

По библейской символике, шестерка — число человеческое. Прежде всего, человек был сотворен именно в шестой день. Но это не главное: если семерка тесно связана с Богом и высшим миром, то шестерка символизирует человеческое совершенство (которое на порядок ниже божественного), богатство и могущество.

На Востоке стоят целые очереди за документами с шестеркой — она считается настоящим талисманом, приносящим владельцу счастье. Но чего только не обнаружили в числе 666 (или в связи с его употреблением) исследователи из разных уголков мира!

Зверем пытались объявить мировую паутину — Интернет (на том основании, что www при переводе на иврит и соответствующем подсчете равно 666) и долларовые банкноты (они имеют ширину 66,6 мм)!

А в 1997 году греческий компьютерщик Фома Псарас сообщил, что в штрихкодах используются три потайных двойных штриха, которые для компьютера просто являются разделителями, но волею случая обозначают число 6.

Фома, как видно, был поклонником «Апокалипсиса», и сделал вывод: штрихкод на товарах и документах является не чем иным, как печатью сатаны. В доказательство он привел слова из того же пророчества: те, кто не имеет печати сатаны, не смогут ни покупать, ни продавать. Разумеется, журналисты тут же подхватили очередную сенсацию.

Число 666 оказывает на людей странное влияние. Христиане всеми силами стараются избегать его, что порождает немало курьезов. В некоторых городах мира в небоскребах отсутствует 66-й этаж, то есть после 65-го следует сразу 67-й. А на карте США вы не отыщите дороги 666 — видимо, американцы решили не рисковать.

Московские православные в орнаменте на новом российском паспорте увидели три шестерки. Новые документы они пришли получать только после консультации у священника. Перед выборами в парламент России в 2003 году в Тамбовской области решили не делать участок N 666 в связи с многочисленными обращениями верующих избирателей.

В 2002 году стал сенсацией судебный процесс, состоявшийся в городе Приозерске Ленинградской области и названный впоследствии «судом против дьявола». Городской суд официально признал, что штрихкод каждого идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) содержит три шестерки.

Несмотря на то что число толкований 666 перевалило за сотню, постоянно выдвигаются новые гипотезы. Все чаще они касаются уже не конкретных исторических лиц, а абстракций. Например, настоятель церкви Иоанна Богослова в Торонто Олег Моленко считает:

«Само по себе число 666 ничего не обозначает, кроме собственно числа. Но, я думаю, имя зверя не случайно выражается тремя шестерками. Бог в течение шести дней создал Вселенную, а на седьмой день почил от дел Своих.

Отсюда у людей установлена семидневная неделя. Если убрать день отдыха, остается работа, работа, работа. Вот в этом смысле число шесть означает лишение покоя. А в утроенном виде — лишение вечного покоя».

История «числа зверя» и связанных с ним суеверий — классический пример влияния мифов на человеческое сознание. Число 666 — действительно число человеческое. Его мрачная символика была придумана людьми. Но, как часто бывает, символ вышел из-под контроля своих создателей.

И теперь тысячи людей осознанно или бессознательно сторонятся числа, которое считают дьявольским. А сотни — пытаются разгадать имя зверя и вычислить дату конца света.