Что такое чучхе. Чучхе как государственная идеология корейской народно-демократической республики

В 1955 году.

Общая информация

Дата возникновения - 1955 год.

Этимология - в переводе с корейского языка слово "чучхе" означает "хозяин тела"

История

Официально понятие чучхе было упомянуто первый раз Ким Ир Сеном в его работе «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе», в 1955 году. Хотя история этого термина углубляется глубоко в двадцатые года прошлого века. Так как в 1926 году была создана организация . С этого момента началось зачатие и развитие идей чучхе. Есть версия, о том, что Ким Ир Сен первый раз произнёс это слово в 1930 году. В 1972 году В КНДР была принята "чучхейская" конституция. В 1980 году, Ким Ир Сен посвятил ряд научных статей посвящённых этой теории. После смерти Ким Ир Сена идеи чучхе обогатил и продвинул вперёд его сын .

Летосчисление Чучхе

С 1997 года в КНДР было принято летосчисление чучхе. Первым годом которого стал год рождения Ким Ир Сена - 1912.

Сущность

Субъект общественного движения - народные массы.

Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима

Чучхе подразумевает социалистическую экономику, которая в отличие от капиталистической не стремиться к прибыли, а работает во благо народа.

По версии чучхе, народ должен бороться с империализмом, агрессией, порабощением, и защищать свои интересы и интересы трудящихся всего мира.

Страна должна быть сильной, боеспособной, хорошо вооружённой и тогда она народ сможет устоять в борьбе с агрессорами и оккупантами.

Революция - это борьба народа за свою самостоятельность.

Нельзя сидеть сложа руки.

Идеология чучхе предусматривает преданность к вождю.

Человек - хозяин своей судьбы и мира.

Сознание - высшая функция человеческого мозга.

Природа - объект труда и источник материальных потребностей человека.

Монумент идеям чучхе

В 1982 году, по случаю 70-летия Ким Ир Сена в был установлен .

Современное Состояние

Идеология чучхе и по сей день является официальной идеологией КНДР. И в то же время Северная Корея осталась последним в мире оплотом чистого социализма. Это из единственных стран, где сохранилась бесплатная медицина, бесплатное жильё, бесплатное образование. КНДР является четвёртой в мире страной, по численности вооружённых сил ( . Империалисты всех стран боряться с КНДР, желая превратить её в жалкий придаток запада, каким уже является . Но корейский народ не сломить, не сказками о "голоде" и "железном занавесе", ни всевозможными международными санкциями и запретами.

Название официальной идеологии Северной Кореи, впервые предложенной в 1955 году Ким Ир Сеном в противовес марксистским идеям, исходившим из СССР и Китая.

Суть идеи чучхе - опора в развитии именно на собственные силы корейцев.

Строго говоря, сам термин «чучхе» был известен ещё в средневековой Корее.

«В конце 1955 года на пленуме ЦК ТПК Ким Ир Сен произнёс речь «Об изжитии догматизма и формализма - и установлении чучхе в идеологической работе», направленную против низкопоклонства вообще и перед СССР в частности.

Жёсткой критике были подвергнуты лидер советской фракции Пак Чхан Ок и его соратники. Речь представляла собой законченную политическую программу, которую удалось реализовать на практике. Она особенно интересна тем, что содержала формулировку идей чучхе, которые очень скоро станут официальной северокорейской идеологией.

Сам термин «чучхе» обычно переводят как «самостоятельность», «самобытность», «опора на собственные силы» или «человек - хозяин всего».

Ким говорил о чуждых корейцам формах прямого копирования советской действительности. В Министерстве обороны на стенах висят пейзажи Сибири, а не прекрасных гор Мехян и Кымган. В красных уголках на предприятиях помещают фото советских заводов и их производственные показатели, а не картины восстановления промышленности КНДР. И даже в школах вместо классиков корейской литературы висят портреты Пушкина и Маяковского .

Почему «Нодон синмун» копирует заголовки из «Правды»? - спрашивал он. - Почему даже оглавление печатается на западный манер в конце книг, а не в начале, как принято в Корее?»

Балканский А., Ким Ир Сен, М., «Молодая гвардия», 2011 г., с. 144.

«Чучхе ставит во главу угла человеческое сознание и волю, способные преобразовать мир. Идея находится на первом месте по отношению к материи. Особый упор делается на воспитание личности.

Предполагается, что с помощью просвещения и правильного подхода к человеку возможно в корне изменить его, создать новую, улучшенную породу людей.

От конфуцианства в идеях чучхе был воспринят и принцип иерархичности. Наверху иерархии находится вождь, принимающий решения, затем партия, передающая их массам, и народ, исполняющий указания. При этом нация мыслится как одна большая семья, а вождь - как любящий отец.

Однако неверно было бы воспринимать чучхе как законченную философскую и теоретическую систему. Это не набор догматов, а скорее определённое мировосприятие, изложенное в текстах Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Оно носит практический характер, помогая осуществлять управление государством.

Выдвижение идей чучхе было весьма практичным шагом. Для небольшой страны, многие века зависевшей от больших держав и недавно избавившейся от колониального гнета, стремление к самостоятельному развитию без оглядки на других было абсолютно естественным и пользовалось полной поддержкой в обществе. Появление собственной идеологии подчёркивало значимость КНДР как одной из ключевых стран социалистического лагеря. А сам Ким с таким идейным багажом мог уверенно называть себя теоретиком мирового уровня.

Одной из важнейших составляющих чучхе является тезис о ключевой роли вождя в жизни государства. С начала 1970-х годов в северокорейских учебных заведениях преподается курс «вождеведения».

Юным корейцам объясняют, что если физическое тело они получают от родителей, то социально-политическую жизнь даёт вождь - Ким Ир Сен (а после него - Ким Чен Ир ).

Для возвеличивания вождя была разработана специальная титулатура. Ким Ир Сена именовали «Великий Вождь», «Легендарный герой - Солнце нации», «Непобедимый стальной Полководец», «Солнце нашего народа», «Маршал-отец», «Величайший герой XX столетия», «Выдающийся руководитель международного коммунистического движения», «Светоч объединения», «Политический деятель мирового масштаба», «Гений теории и практики руководства».

В каждом доме и квартире висят портреты обоих Кимов. При пожаре или наводнении в первую очередь полагается спасать именно их, а потом уже всё остальное имущество».

Балканский А., Ким Ир Сен, М., «Молодая гвардия», 2011 г., с. 181-182.

В 1997 году в Северной Корее принято новое «летоисчисление чучхе», началом которым положен 1912 год – именно тогда родился вождь Ким Ир Сен.

Аналогичное по смыслу понятие - «чучхесон» использовал в своей идеологии Пак Чон Хи - лидер Южной Кореи.

Алексей Петрович Цветков Я хоть и не коммунист и не социалист, но все же, будучи подростком, воспитывался изначально на левых взглядах и придерживался их до поры, до времени. Это было до тех пор, пока жизнь не заставила меня их немного подкорректировать. Украинские события в конце 2013-начала 2014 гг. внесли свою лепту и в мое мировоззрение."Частичку Народной Кореи
Мы в сердце желаем нести.
Идём мы свободным простором
К победе, к науке, к реке!
И правду поём свою хором.
И каждый — немного чучхе!"

Но я никогда не выскажусь плохо о людях с левыми взглядами, коих в нашей стране немало, поскольку я с уважением отношусь к их мнению. Это нормально, когда твой собеседник находится в другом идеологическом лагере, потому что в этом случае неизбежно возникнет необходимость компромисса, но главное, чтобы за вами не стояли американцы. Антиамериканизм сегодня — это главное условие, при котором можно найти компромисс как таковой. Одним из примеров правых европейских антиамериканистов я назову Франка Реннике, известного немецкого барда, который поет в своих песнях с право-консервативной позиции, при том, что он сам воспитывался на левой идеологии. Кроме того, он поддерживает выход Германии из блока НАТО (исполняя песню про бундесвер, он выкрикивает фразу: "Raus aus dem NATO!")

Поэтому, чтобы не возникало идеологической вражды между правыми и левыми, я посвящаю данный материал. Для начала обратимся к одной из форм летоисчисления.
Календарь чучхе — летоисчисление в КНДР. Используется с 8 июля 1997 года, наряду с летоисчислением от Рождества Христова. За точку отсчёта в календаре чучхе берется год рождения Ким Ир Сена (1912), принимающийся за первый год. Нулевого года в календаре чучхе нет. При написании дат в КНДР используются оба летоисчисления совместно, а именно в такой форме: «21 марта 104 года Чучхе (2015)». У такой формы записи есть плюс в том, что она позволяет выявлять ошибки в датах по разнице между годами, которая всегда должна быть равна 1911.
Т.е в Северной Корее существуют 2 формы летоисчисления: общепринятая и своя собственная.
А что же такое чучхе?

Дословный перевод термина означает "хозяин тела". В словарях встречается перевод "основная часть", "самобытность". Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира.
Каждый турист, который приезжает в Пхеньян, неизменно останавливается у памятника идей чучхе. У подножия расположена 30-метровая бронзовая скульптурная группа из трёх фигур, представляющих крестьянина (серп), рабочего (молот) и трудового интеллигента (кисть). Три этих символа и отражены на знамени Трудовой Партии Кореи.

Художники составили проект эмблемы, на котором молот, серп и кисть соединялись концами ручек в виде развернутого веера. По сообщению посольства КНДР, Ким Ир Сен принимал личное участие в создании эмблемы: предложил скрестить ручки инструментов и установил их очерёдность.

Впервые термин упоминается еще во времена Средневековья в значении "вещь с точки зрения субъекта". Как официальная идеология, чучхе считается гармоничной трансформацией идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли. Впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» (кор. 사상사업에서 교조주의와 형식주의를 퇴치하고 주체를 확립할 데 대하여), произнесенной 28 декабря 1955 года. По официальной точке зрения историков КНДР, долгое время считалось, что идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен в 1930 году в селе Калунь (Китай), однако в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться с момента образования «Союза свержения империализма».
По Конституции КНДР является суверенныи социалистическим государством, которое в своей деятельности руководствуется идеями «чучхе», что означает решение всех вопросов внутренней жизни с позиций опоры на собственные силы. Если объяснить по-простому, то чучхе в простонародии означает "мы сами с усами". Многие политологи считают чучхе разновидностью национал-коммунизма. На мой взгляд, это небольшое преувеличение. Как полагают историки, основной причиной разработки чучхе было стремление Ким Ир Сена подчеркнуть самостоятельность КНДР от влияния сталинизма и маоизма, а также дать идеологическое обоснование своей личной власти и власти преемников. Конституция КНДР закрепляет руководящую роль чучхе в государственной политике, определяя его как «мировоззрение, в центре которого — человек, и революционные идеи, нацеленные на осуществление самостоятельности народных масс», что является противовесом "импортному марксизму". Идеология Северной Кореи похожа больше не столько на национал-коммунизм, сколько на социал-традиционализм, учитывая, что в Конституции государство провозглашено социалистическим, а в самой стране хорошо развито сельское хозяйство. Ну и не будем забывать, что КНДР — член Ядерного Клуба, что закреплено и в первой статье Основного Закона КНДР, провозглашающей ядерный статус страны.

Одним словом, идеи чучхе — это идеи, гласящие, что народные массы являются хозяевами революции и строительства нового общества, что у них есть силы для продвижения вперед революции и строительства; другими словами, ты сам хозяин своей судьбы и у тебя есть и сила для решения своей судьбы. Идеи чучхе, можно сказать, это философская идеология, в центре внимания которой стоит человек, это революционное учение и политическая философия, основанные на философии чучхе. Отражая стремление эпохи самостоятельности, когда народные массы стали хозяевами своей судьбы, и требования практики корейской революции, философия чучхе выдвинула место и роль человека в мире как главный вопрос философии и осветила философский принцип, что человек — хозяин всего и он решает все, на основе философского разъяснения о человеке, что человек — общественное существо, обладающее самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью. Она еще установила философское мировоззрение, гласящее, что мир представляет собой объект, над которым властвует человек и который преобразует он, что надо относиться к миру, исходя из интересов и деятельности человека. Идеи чучхе освещают общественно-исторический принцип, что народные массы представляют собой субъект истории, что общественно-историческое движение — это самостоятельное и творческое движение народных масс, что решающую роль в революционной борьбе играет самостоятельное сознание народных масс. Идеи чучхе заново установили философский принцип и общественно-исторический принцип, и на той основе определили основной принцип и руководящий принцип революции и строительства придерживаться самостоятельной позиции, решить все вопросы в соответствии с конкретными условиями, опираясь на творческие силы народных масс, отдавать приоритет идеологии.

Итак, философский принцип идей чучхе, их положения об общественно-историческом развитии и их руководящие принципы представляют собой три их составных части. Самобытность идей чучхе выражается не только в философских идеях, но и в теории о революции и в методе руководства. Чучхейская теория о революции ставит в центре внимания трудящиеся народные массы, и она представляет собой стратегию и тактику, основанные на роли трудящихся народных масс. В ней всесторонне обобщена теория о национальном, классовом освобождении и перевоспитании человека, о преобразовании природы, общества и человека. Идеи чучхе выдвигают вопросы метода руководств в революционной борьбе, как один из главных вопросов дли ее победы, и всесторонне разъяснили все вопросы, встающие в руководстве революцией и стоительством, начиная от руководящего принципа революции и кончая способом ведения политики, методом и стилем работы. Идеи чучхе основаны в отражении требования действительности корейской революции. Они обогащены ее практикой и опытом. Правильно освещая путь к решению судьбы человека, народных масс, эти идеи стали руководящей идеологией правящей партии этой страны ТПК и правительства, и жизненной артерией корейской революции.

В настоящее время в КНДР марксизм по отношению к чучхе считается чем-то вроде устаревшей ступени, примерно также марксисты смотрели на социал-утопистов Фурье и Оуэна. Или даже больше: чучхе объявляется полностью самобытной философией. Как пишет сам Ким Чен Ир: «Философия чучхе - это самобытная философия, это комплекс развернутых и систематизированных собственных, свойственных только ей, положений. Ее исторический вклад в развитие философской мысли заключается не в развитии ею марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов». После смерти Ким Ир Сена в 1994 году чучхе все больше стал принимать черты религиозно-мистического учения. Так, Ким Ир Сен объявлен «вечным президентом», который как бы продолжает незримо управлять страной. Судите сами: первый глава КНДР находился у руля власти 46 лет (1948-1994).

Ким Ир Сен (1912-1994)

Идеи чучхе претворены в жизнь корейской действительности. Благодаря идеям чучхе, КНДР смогла идти по верной колее в деле осуществления самостоятельности. народных масс и добилась блестящих побед в борьбе за независимость, самостоятельность и социализм, преодолевая тяжелые испытания и трудности, восхищая весь мир. Под знаменем идей чучхе корейский народ покончил с военной оккупацией Японии, продлившейся более чем 40 лет, за короткое время установил социалистический строй, при котором народные массы заняли место хозяина и достойно играют свою роль. На земле, где раньше царили эксплуатация и неравенство, отсталость и нищета, воздвигли социалистическую державу, независимую в политике, самостоятельную в экономике и самозащитную в обороне страны. Немыслимы идеи чучхе в отрыве от имени Президента Ким Ир Сена и немыслима социалистическая Корея в отрыве от идей чучхе. Благодаря титаническим усилиям преданного Президенту преемника руководителя Кореи Ким Чен Ира (а ныне — Ким Чен Ына) идеи чучхе блестяще наследуются, развиваются, и проявляемся непобедимая жизненная сила. Лидер Кореи систематизировал революционные идеи Президента — идеи чучхе стройной системой — идеологии, теории, метода чучхе, еще более развивает и o6огащает их. Его идеи сонгун и его главный метод ведения политики — политика сонгун, ныне ставшие руководящей идеологией социалистической Кореи, тоже базируются на идеях чучхе.

Конечно, есть в чучхе и демагогические утверждения о «роли народных масс», не играющие практической роли. Практическое значение имеет лишь то, что мудрый правитель властвует над страной, опираясь во всем на собственные силы, отсюда чучхе принимает форму государственного национализма, проявляющегося в нескольких аспектах.

Во-первых, это свое видение истории. Северокорейские историки утверждают, что в Корее раньше других стран Дальнего Востока образовалось государство. По их мнению, легендарный родоначальник корейцев и основатель корейского государства Тангун, которого они считают реальным историческим лицом, жил несколько столетий до мифического китайского императора Яо и за пару тысячелетий до первого японского императора Дзимму. Более того, они превозносят свою нацию за «чистоту крови», что совсем не характерно для марксистов-ленинцев: «…корейская нация была чиста по крови да и смогла стать единой нацией значительно раньше, чем другие нации мира». Кроме того, жители КНДР убеждены, что страну от японской оккупации освободил именно Ким Ир Сен, а не советские войска, как было на самом деле. А затем тот же Ким Ир Сен (без поддержки СССР и Китая) разгромил американцев и их союзников в Отечественной освободительной войне, как именуется Корейская война 1950-53 гг.

Однако я бы не стал отрицать и роль СССР в событиях тех времен на Корейском полуострове. Скорее она носила вспомогательный (не первостепенный) характер, потому что северяне запросили поддержку тогда, когда их положение начало ухудшаться; в остальном они полагались на себя. Да и сталинское руководство не горело особым желанием ввязываться в очередной конфликт, в отличие от американцев. История распорядилась так, что Советскому Союзу пришлось всадить американцам в той войне как следует, вопреки собственному нежеланию. Результат мы прекрасно знаем. Вообще, в КНДР и по сей день благодарны не только своим, но и нашим ветеранам войны на Дальнем Востоке.


Президент РФ В.В. Путин возлагает цветы к Монументу Советской Армии-Освободительнице. Пхеньян, 20.07.2000

Монумент Советской Армии-Освободительнице в Пхеньяне на почтовой марке, посвященный 40-летию знакового события

Во-вторых, в экономической сфере это автаркия, что вполне логично, ибо страна, зависящая от международных экономических связей, легко может подвергнуться давлению извне. Однако на практике автаркия может быть безболезненна лишь для великой державы, чьи недра богаты полезными ископаемыми, а для КНДР с ее скудными ресурсами подобная политика привела к значительным трудностям.

В-третьих, курс на всемерное укрепление вооруженных сил, концепция «неприступной крепости». Из 25,5 млн. населения КНДР более 1,2 млн. служит в армии. Срок службы в сухопутных силах для призывников - 12 лет, и уклонистов здесь не бывает, как нет и «солдатских матерей». Северная Корея собственными силами производит танки, по характеристикам приближающимся к российским Т-90. В настоящее время в распоряжении Ким Чен Ына до 8 компактных плутониевых зарядов, которые могут быть установлены на ракеты «Нодон» дальностью более 1 тыс. км. Кроме них в арсенале имеются ракеты "Тэпходон-1" и "Тэпходон-2" Мусудан (4000-6000 км), а также "Ынха-2" и "Ынха-3" (8000-10000 км).

По подсчетам американских экспертов, возможная война с КНДР будет стоить до 100 тыс. жизней американских и южнокорейских солдат (в первой войне погибло 60 тыс. американцев, что сравнимо с потерями во Вьетнаме), не говоря уже о потерях со стороны мирного населения.

Это лишний раз доказывает, что американцы — вояки никудышные; их учат только наступать (и то, из рук вон плохо, и при этом используя только компьютерный тренажер), а обороняться они совершенно не способны; кроме всего, большинство их военных разработок — брошенные на ветер деньги, а сами "изобретения" выпускаются совершенно поганого качества (зато — понтовые!). Не будь иначе, Северную Корею давно бы постигла судьба Югославии и Ирака. Для противников КНДР ситуация осложняется тем, что эта страна монолитна в этническом и идеологическом плане (диссидентов, как замечает проф. Ланьков, здесь нет даже на кухнях), в отличие от того же Ирака, на протяжении новейшего периода истории раздираемого межобщинными противоречиями.


Кто знает, если вдруг КНДР в ходе войны удастся попасть ракетой в Йеллоустоунскую кальдеру ("баркашовский сценарий") чего также нельзя исключать, то от США просто-напросто полетят ошметки и американское "государство" окончательно прекратит свое существование. Вот вам и "Endlösung der US-Frage und globalen Versklavung" ("окончательного решения Американского вопроса и проекта глобального порабощения")!


МБР "Ынха-3"


В-четвертых, это культурный антиглобализм, полное неприятие западного масскульта. Пхеньян - это, пожалуй, единственная столица на свете, где нет ни одного «Макдональдса»


Итак, проанализировав причину возникновения и составные элементы идеологии КНДР, мы можем вспомнить, что подобное происходило и у нас, когда в 20 - 30-е годы на место идеи «мировой революции» пришло строительство социализма в одной, отдельно взятой стране, вместо осуществления «снов Веры Павловны» и марксистских утопий поднялась могущественная держава, воплотившая архетипы российской государственности, а партия, некогда выступавшая за «поражение собственной страны в империалистической войне», сама превратилась в воинствующий орден меченосцев. Все это, вызвавшее разочарование у леваков, было полностью одобрено и поддержано национал-большевиками. Подобный процесс национал-большевистской трансформации в КНДР продвинулся еще дальше. Некогда великий русский мыслитель и ярый ненавистник серопиджачного либерализма Константин Леонтьев писал о желательности синтеза социализма и монархии, ныне его мечты сбылись на корейской почве. Марксизм благополучно испарился даже в виде бутафорской внешней оболочки, оставив в осадке именно то, что требуется: тоталитарную державность, благодаря чему ныне Северная Корея представляет модель, полностью и антагонистически отрицающую западную либеральную демократию. Этим и объясняется огромная притягательность северокорейской модели для многих людей, которые чувствуют себя неуютно в сладком капиталистическом раю, и это несмотря на весь поток негативной информации об этой стране. Когда в 2000 году в нашем городе проходила выставка КНДР, то я с удивлением для себя обнаружил немало благожелательных отзывов в книге для посетителей. Причем эта притягательность не оставляет равнодушной людей, казалось бы крайне далеких от реалии страны чучхе. Восхищенные отзывы о Северной Корее мне приходилось читать даже на мусульманских сайтах, хотя, казалось бы, чего общего у мусульман с людьми, которые поклоняются статуям вождей и питаются собачатиной (и то, и другое харам - строго запретно в Исламе). Однако, некая метаидеология, некий общий дух объединяет людей поверх внешних различий.

Идеи сонгун, одним словом, представляют собой идеи отдачи приоритета военному делу в борьбе народных масс за самостоятельность, линию, стратегию и тактику, требующие выдвину на место главных сил революции не рабочий класс, а армию. В 1990-е годы в мировой арене шла ожесточенная борьба между сторонниками самостоятельности и закабаления, между социализмом и капитализмом, что сконцентрировано выражено в Корее. В то самое время Председатель ГКО КНДР Ким Чен Ир принял на себя руководство партией и государством. Он глубоко убедился в том, что именно оружие решает судьбу страны и народа, перспективу социализма, что можно преодолевать серьезные испытания и победоносно продолжать дело Президента, только опираясь на армию, и встал на дальний путь сонгунского руководства революцией. В суровой практике борьбы с тяжелейшими испытаниями, впереди которой стала армия, родилась философия оружия: оружие — это революция и победа социализма, армия это партия, государство и народ, а также обоснованы революционные положения — дело самостоятельности народных масс завершаемы благодаря стержневой и ведущей роли армии, оформлены идеи сонгун как единые революционные идеи, завершена политика сонгун стройным методом социалистической политики. Идеи и политика сонгун рассматривают армию движущими силами революции и опорой страны, определяют идеи и дух революционной армии основными движущими силами революции настоящего времени, и тем самым четко освещают путь к последовательной защите и осуществлению самостоятельности народных масс путём укрепления субъекта революции и радикального повышения его роли по требованию идей чучхе. Благодаря идеям и политике сонгун КНДР, находившаяся в конце прошедшего века в наихудшем положении, не только отстояла социализм, но и открыла светлый путь к построению могучей процветающей социалистической державы. В современном мире, когда империализм стал ультрареакционным и крайне милитаризованным,.для корейского народа самое большое счастье — иметь великие революционные идеи и мощные методы политики, как идеи и политика сонгун, надежно гарантирующие дело социализма и победу дела самостоятельности человечества.

Слово "сонгун" значит — монолитно укреплять собственные силы революции, надежно защищать Родину и усиленно продвигать вперед социалистическое строительство в целом, считая военное дело самым важным в государственной деятельности и делая Народную Армию главным отрядом революции.

Сонгун возвышает Корейскую народную армию в КНДР как организацию с государственными функциями, которая имеет главные позиции в правительстве КНДР и в обществе. Это правительственная структура, которая определяет вооружённые силы КНДР как «Великое хранилище мощи». Северокорейское правительство ставит Корейскую народную армию на высокие позиции в экономике и ресурсораспределении, а также делая её [армию] предметом для подражания всему обществу. Сонгун стал политической концепцией после возвышения его в 1994 году, которая подчёркивала, что народные войска выше любых других аспектов государства и общества.
Итак, какие выводы можно сделать из всего вышесказанного?

Основные постулаты:
— Субъектом общественного движения выступают народные массы.

— Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима.

— В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения.

— Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран.

— Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость.

— Революция — это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности.

— Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции.

— Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности вождю.

Общефилософские взгляды:
— Человек — властелин мира и хозяин своей судьбы;

— Сознание — высшая функция человеческого мозга;

— Природа — объект труда человека и материальный источник человеческой жизни;

— Человек, заразившийся низкопоклонством, перестаёт адекватно воспринимать реальность.

Чучхе и его восприятие в мире

Идеи чучхе получили международное признание. В 26 странах были созданы комитеты по идеям чучхе, тысяча кружков чучхе действовали в 67 странах. Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов. В Пхеньяне проводятся ежегодные Всемирные конгрессы Чучхе.
Во Франции Чучхе Партия Франции (PJF) опирается на идеологию чучхе.
В России изучением, развитием и распространением идей чучхе занимается Союз Сторонников идей Чучхе.
В Японии действует Международный Институт изучения идей Чучхе, филиалами которого являются общества по изучению в разных странах мира. На сайте института имеются ссылки на несколько десятков обществ-членов на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды.

"Самостоятельность не противоречит интернационализму. Наоборот, она служит основой для его укрепления. Отрыв от революции в собственной стране делает немыслимой мировую революцию, подобно этому невозможен интернационализм вне проявления самостоятельности. Интернациональная сплоченность должна опираться на добровольность и равенство. Интернациональная сплоченность только на основе самостоятельности приобретает характер добровольности и равноправия, становится подлинной и прочной. Наша партия отстаивает курс, направленный на то, чтобы, борясь с империализмом, поддерживать национально-освободительные движения в колониальных странах и международное рабочее движение, неуклонно идти к социализму и коммунизму и, соблюдая принципы невмешательства, взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, укреплять сплоченность социалистических стран и международного коммунистического движения.
Лишь под верным руководством партии и вождя рабочий класс, народные массы в состоянии настойчиво вести серьёзную и сложную революционную борьбу за преобразование природы и общества, добиться национального и классового освобождения, успешно строить социалистическое и коммунистическое общество и управлять им".

Ким Чен Ир. "Об идеях чучхе"


Использованы материалы сайтов www.rossia3.ru, www.idea.juche.ru и Википедии

В свете событий 2017 года, после серьезного обострения отношений между Северной Кореей и , все больше людей стали интересоваться тем, что значит загадочное слово чучхе.

Вообще 20 века, когда и зародилось учение чучхе, поражает глобальными изменениями всех мировых устоев. Вряд ли выдающиеся умы 19 столетия могли предположить, что ждет мир в век научно-технического прогресса.

Чучхе – это государственная коммунистическая идеология (КНДР), разработанная Ким Ир Сеном, который руководил страной без малого полвека: с 1948 по 1994 год.

Историки считают, что Ким Ир Сену понадобилось изобретать чучхе для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность и независимость своих взглядов от «импортного марксизма». Ведь к тому времени человечество уже знало коммунистическую систему (сталинизм) и Мао Цзэдуна (маоизм).

Но Ким Ир Сен решил «оприходовать» мировоззренческую систему Карла Маркса под себя. Чучхе обосновывает не только многие нормы жизни северокорейцев, но и саму законность единоличной власти Ким Ир Сена, а также его преемников.

Значение слова Чучхе

Интересен факт, что само слово «чучхе» обозначает «хозяин природы», то есть всего, что существует. Дословно чучхе переводится так: «Чу» — «хозяин», а «чхе» - «тело, природа». Хотя корейско-русские словари переводят чучхе, как «основная часть».

Рассматривает идею чучхе, как естественное развитие идей марксизма-ленинизма.

Идеи чучхе

Суть чучхе северокорейцы понимают, как «опору на собственные силы». Причем не только во всех сферах государства, но и отдельно взятого человека в частности.

Интересно, что официальный статус на законодательном уровне идея чучхе получила только в 1970 году, став главным учением Трудовой партии Кореи.

По-другому идеи чучхе называют кимирсенизмом (или кимизмом), по имени своего основателя.

Жители Северной Кореи уверены в том, что это совершенно новая и уникальная система революционных взглядов на жизнь, считающая основной своей догмой – опору исключительно на собственные силы.

Никаких письменных основополагающих текстов, объясняющих чучхе нет. Сторонники этой мировоззренческой системы воспринимают ее как совокупность трудов Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира.

Надо сказать, что идеи чучхе получили широкое распространение в мире. В 26 странах созданы комитеты по этому учению, а тысячи кружков занимаются его изучением и распространением. Около 200 университетов мира проводят лекции по чучхе.

Справедливости ради нужно сказать, что многие утверждения этого учения вполне естественные и понятны любому человеку. Кто же будет выступать против благоустройства природы вообще и жизни каждого человека в частности?

Для полноты понимания приведем цитату из трудов Ким Чен Ира об этих идеях:

«Лишь под верным руководством партии и вождя рабочий класс, народные массы в состоянии настойчиво вести серьёзную и сложную революционную борьбу за преобразование природы и общества, добиться национального и классового освобождения, успешно строить социалистическое и коммунистическое общество и управлять им».

«… Наша партия отстаивает курс, направленный на то, чтобы, борясь с империализмом, поддерживать национально-освободительные движения в колониальных странах и международное рабочее движение, неуклонно идти к социализму и коммунизму и, соблюдая принципы невмешательства, взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, укреплять сплоченность социалистических стран и международного коммунистического движения».

Но крайности, как хорошо известно по урокам истории, способны превратить самые благие намерения и взгляды в нечто обратное: разрушительное и уничтожающее.

Кстати, любителям надо знать, что слово «чучхе» часто используют в качестве объяснения чего-то темного и непонятного, извращенного и неприемлемого для большинства.

Монумент чучхе

В 1982 году, в честь семидесятой годовщины со дня рождения Ким Ир Сена, в Пхеньяне был построен памятник. Официально он называется «Монумент идей Чучхе».

Это гранитный обелиск высотой 170 метров. У его основания расположено три фигуры, изображающие крестьянина, рабочего и трудового интеллигента.


Монумент идей Чучхе

Ну что же, теперь вы знаете о взглядах, которыми на сегодняшний день руководствуется, пожалуй, одна из самых замкнутых и изолированных от мира стран – КНДР.

07 августа 2014 Туристы постарше, представляющие себе путешествие в Северную Корею как путешествие в наше недавнее, по историческим меркам, социалистическое прошлое, заблуждаются...

Государства с общественно-политическим строем, подобным созданному в северной части Корейского полуострова, на территории бывшего СССР никогда не было. Как нет, и никогда не было, ничего подобного в других странах.

Неправильно считать, что господствующая идеология в Северной Корее - коммунистическая. В конституции страны и в программных документах правящей Трудовой партии Кореи (ТПК) ни коммунизм, ни социализм даже не упоминаются. Официальное название страны – Корейская Народно-Демократическая Республика. В качестве официальной идеологии принята «теория чучхе» - уходящее корнями в древнюю философию учение о самодостаточности и опоре только на собственные силы.

Чучхе

Основной принцип учения чучхе можно изложить формулой «человек решает всё и хозяин всего». Далее из этого принципа вытекает необходимость быть самостоятельным, и поскольку Корея - страна самостоятельных людей, ей никто не нужен. Принципом «опоры на собственные силы» оправдывается практически полная закрытость страны от внешнего мира. Характерный пример – в КНДР с 1997 года официально принято «летоисчисление чучхе». Новый северокорейский календарь начинается с 1912 года – даты рождения первого президента страны Ким Ир Сена. Ему же приписывается и создание самой теории чучхе.

На самом деле теория чучхе – всего лишь идеологический антураж, политическое прикрытие. Оно позволяет правящей ТПК во главе с несменяемой уже более шестидесяти лет династией Кимов полностью подчинить себе население Северной Кореи.

В этом и состоит главная особенность общественного строя Северной Кореи – полное отсутствие каких-либо гражданских свобод, даже формальных, и стопроцентный приоритет коллектива перед отдельной личностью. Теория чучхе полностью исключает личную материальную заинтересованность в труде. И при этом от северокорейца не услышишь малейшего намёка на несогласие с порядками в стране, даже в том случае, когда он – беженец и покинул КНДР, спасаясь от голода.

Культ

Поклонение вождям – Ким Ир Сену и его сыну Ким Чен Иру, ставшего после смерти отца в 1994 году во главе страны и руководившему ею до собственной смерти в 2011 году, приобрело в КНДР фантастический масштаб. Это самый настоящий религиозный культ, которого не знала даже христианская Европа во времена Средневековья. Портреты «двух вождей» висят не только в каждом доме, но и в каждом вагоне пхеньянского метро. Порой их можно встретить в самых неожиданных местах, например, рядом с крестьянским полем. Установленным по всей стране памятникам вождям надлежит кланяться, исключений для иностранцев не делается.

В каждом детском саду Северной Кореи устроена отдельная комната, в центре её — большой макет родной деревни Ким Ир Сена Мангёндэ, на стенах обязательно- картинки из детства вождя, его сына и официальный портрет Ким Ир Сена.

Дошколята и воспитатели перед началом занятий должны трижды поклониться портрету и при этом нараспев повторять: «Спасибо, Маршал-Отец!».

Многолетнее тотальное и беспрекословное следование идеям чучхе не привели Северную Корею к экономическому процветанию. Изоляция от внешнего мира и как следствие – огромное технологическое отставание, чудовищные военные расходы (с 2005 года КНДР обладает ядерным оружием), неэффективный принудительный труд – эти и множество других проявлений тоталитарного режима привели страну на порог экономического коллапса. Одно из самых страшных последствий «следования по пути чучхе» - острый недостаток продовольствия в КНДР.

Никаких статистических данных в КНДР об уровне жизни населения не публикуется. Однако в 2000 году северокорейские власти официально признали, что в период с 1995 по 1999 годы в стране умерло от голода «большое число людей». Европейские эксперты считают, что КНДР от голода в эти годы погибло до трёх миллионов человек. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, не в последнюю очередь за счёт международной гуманитарной помощи. Но по некоторым сведениям, факты массового голодания всё ещё имеют место, особенно среди населения отдалённых сельских районов страны.