Что является показателем социальной компетенции. Структура социальной компетентности

Компетентность - это система компетенций, наличие определенных знаний и необходимого опыта для результативной деятельности в заданной области. Компетентность человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью личности решать необходимые проблемы в различных областях деятельности: самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой.

Советом Европы были определены пять групп ключевых компетенций, которыми, по мнению ЮНЕСКО, должны обладать выпускники общеобразовательной школы. В первую группу включены социальные компетенции, овладение которыми позволяет выпускникам школы брать на себя ответственность, активно участвовать в выработке совместного решения, уметь урегулировать конфликтные ситуации позитивным путем, эффективно участвовать в деятельности различных демократических институтов.

В отечественной педагогике и социальной психологии в определении «социальной компетентности» преобладали коммуникативные аспекты. А. Кидрон толковал социальную компетентность как необходимый навык общения. В качестве свойств такой социальной компетентности были рассмотрены контактность, общи-тельность, разговорчивость, сила убеждения, готовность к обсуждению, уверенная манера держать себя и др.

После 90-х гг. XX в. социальная компетентность как личностное качество человека становится востребованным во всех социальных сферах жизнедеятельности, рассматривается в качестве междисциплинарного предмета и анализируется как сложное, многокомпонентное и многоаспектное явление. Эта тенденция находит свое продолжение в исследованиях настоящих ученых.

Так, В. Н. Куницына выделяет следующие виды социальной компетентности: вербальная компетентность; коммуникативная компетентность; социо-профессиональная компетентность; социально-психологическая компетентность; самоидентификация (эго-компетентность).

И. А. Зимняя разделяет компетенцию, относящуюся к социальному воздействию человека и социальной сферы на компетенцию социального взаимодействия (с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальная мобильность) и компетенцию в общении (устное, письменное, диалог, монолог; знание и соблюдение традиций, этикета; кросс-культурное и иноязычное общение; деловая переписка; коммуникативные задачи).

В диссертационном исследовании Е. В. Коблянской социальная компетентность рассматривается как «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность - «…это качество человека - субъекта трудовой деятельности и члена данного социума, связанное с социальными нормами, которыми общество регулирует жизнь и взаимодействие своих членов».

O. K. Крокинская акцентирует свое исследование на недостаточном уровне социальной компетентности, которая сохраняет авторитарный тип личности с комплексом установок конфронтации и иррациональности, с клишированным мышлением, умеющим принимать только упрощенные объяснения.

Большое внимание исследованию социальной компетентности уделено зарубежными авторами. Так, немецкими психологами У. Пфингстен и Р. Хинтч социальная компетентность трактуется как владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотнесению положительных и отрицательных следствий. Г. Спивак и М. Шаре рассматривают социальную компетентность как набор связанных между собой умений в решении межличностных проблем. М. Аргайле в понятии «общая социальная компетентность» объединял профессиональную и коммуникативную компетентность, считая необходимым рассматривать их взаимосвязи. Х. Шредер и М. Форверг считают, что структуру социальной компетентности пронизывают четыре свойства личности: коммуникабельность, решимость, влиятельность, самоуважение.

Таким образом, анализ существующих подходов к определению «социальной компетентности» дает нам основание определить социальную компетентность как интегративное качество личности, которое включает в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в результате социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социуме и эффективно взаимодействовать в обществе. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде.

Социальная компетентность человека включает в себя:

Знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

Знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

Навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

Знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т. п.) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;

Умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения);

Знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т. д.

По мнению Н. В. Калининой, социальная компетентность личности - важное психологическое новообразование, позволяющее гармонично и конструктивно разрешать проблемы возрастного юношеского кризиса. Ученый также связывает с социальной компетентностью успешность выполнения образовательным учреждением социального заказа общества, государства, конкретного социума и предлагает считать ее основным индикатором результативности его деятельности. В частности, автор пишет: «Определяя социальную компетентность, как совокупность знаний и умений, обеспечивающих выполнение социальной деятельности, личностных качеств, связанных со способностью брать на себя ответственность, и определенного уровня духовной культуры, включающей в себя любовь, признание, веру, модель социально-компетентного младшего школьника можно представить в виде набора следующих признаков:

Сформированность мотивации достижений в учебной деятельности; развитие продуктивных приемов и навыков учебной деятельности;

Сформированность навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; руководство в поведении сознательными социальными нормативными целями и правилами, усвоение социальных норм поведения;

Удовлетворенность собой, адекватная достаточно высокая самооценка, обладание критичностью по отношению к себе и окружаю щим;

Усвоение навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, усвоение прочных дружеских контактов;

Сформированность навыков конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях».

Рассматривая социальную компетентность как личностное формирование, М. И. Лукьянова трактует данный феномен как «сознательное выражение личности, проявляющееся в ее убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию».

Такое понимание сущности социальной компетентности автор дополняет своим видением ее структуры, предлагая в качестве компонентов рассматривать следующее:

Мотивационно-ценностный - это мотивы социальной деятельности, сформированность мотивации, стремление к достижениям, установки на социальное взаимодействие, отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личностного порядка;

Операционно-содержательный - это совокупность знаний, умений, навыков, позволяющая осуществлять критический анализ своих и чужих поступков, прогнозировать результат взаимодействия, осуществлять коммуникацию, влиять на других людей, ставить цели и добиваться их реализации; социальный компетентность подросток самоопределение

Эмоционально-волевой - способность осуществить выбор решения, способность к самоконтролю и саморегуляции, готовность взять на себя ответственность, решительность, уверенность в себе).

Интересные взгляды на сущность социальной компетентности отражены в работах В. Ш. Масленниковой. Социальная компетентность, по мнению автора, объединяет ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека. В силу этого в центр процесса формирования такой компетентности предлагается поместить развитие у молодых людей локус контроля (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам) и их информирование по всем вопросам социальной реальности. В. Ш. Масленникова выделяет три компонента социальной компетентности: индивидуально-личностный, социологический и жизненно-футурологический.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о различных подходах к пониманию сущности социальной компетентности:

Социальная компетентность представлена или как интегративное качество личности, или как социальное взаимодействие;

Социальная компетентность характеризуется как результат некоторой деятельности или показатель достижений личности в определенном виде деятельности;

На основе теоретических исследований можно сформулировать следующее понятие социальной компетентности: это комплекс знаний о социальной действительности, система социальных умений, навыков и социально-личностных характеристик, уровень сформированности которых у каждого человека позволяет ему выстраивать свое поведение, учитывая особенности социальной ситуации, и эффективно выполнять заданную социальную роль.

По нашему мнению социальная компетентность - это не обычная сумма знаний, это способность человека решать жизненные проблемы и задачи, находить выход в повседневных реальных ситуациях, используя приобретенные умения и навыки, учебный и жизненный опыт, социальные ценности и личные мотивы.

Статья

Использование потенциала дополнительного образования в формировании социальных компетентностей у обучающихся.

Для современного человека абсолютно естественны динамичные изменения в социуме. Человек научился адаптироваться к стремительному появлению инноваций. И сегодня, когда основным фактором, преобразующим нашу жизнь вокруг стала информация, человек привыкает и к постоянному ее росту (известно, что ежегодно происходит ее удвоение). Так, современный социум все более наделяется чертами информационного общества. Такая модель общественного развития диктует определенные требования для каждого человека, который хочет идти в ногу со временем: к его личностным и профессиональным качествам, творческим возможностям, его занятиям и умениям оперировать ими, постоянно их обновлять, появляется острая необходимость создавать и производить нечто новое.

Естественно, что идентичные требования современный социум выставляет и перед образованием. И если раньше, мы вполне могли согласиться с мнением о том, что «образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились», то сейчас каждый должен осознать, что образование необходимо получать в течение всей нашей жизни. Только постоянно повышая уровень своего мастерства, человек может добиться желаемых результатов.

Происходящие сегодня и в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни . А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.

Современный педагог должен не просто давать знания, решать с учащимися типовые задачи, где заранее известны ответы, но выходить за рамки стандартного. Педагог обязан постоянно динамично развиваться сам и научить ребенка жить в постоянно незамедлительно изменяющемся мире. И с данной стратегически важной задачей, к сожалению, система образование пока не справляется.

И хотя уже никому не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанных с социализацией учащихся. Все же, существенное недопонимание огромной важности развития социальной компетенции учащихся в системе школьного образования настораживает.

Такая педагогическая недальновидность может быть обусловлена и тем, что понятие «социализация» трактуется зачастую по-разному. Под понятием « социализации» можно подразумевать способность индивида к адаптации, приспособление к существующим социальным условиям. Но можно так же употреблять термин «социализация», вкладывая иной смысл: обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума. И если из первого определения можно сформулировать цель социализации, как воспитание ребенка (подростка), способного существовать в обществе, которое навязывает ему определенный стиль и ритм жизни, то из второго определения вытекает цель социализации, как воспитание ребенка (подростка) в аспекте активного члена гражданского общества, способного к самоопределению на основе общественных моральных ценностей, формулированию собственного мнения и целей, разработке проектов преобразующих общество и отдельных его институтов, реализации таких проектов, анализу проделанной творческой работы.

Исходя из условий окружающего нас информационного общества, все же, вторая трактовка понятия «социализация» кажется нам более уместной, продиктованной социальным заказом самого общества. И тогда, основной задачей образования в развитии социальной компетенции учащихся становится формирование юного субъекта социальной деятельности (или социального творчества, как наивысшей формы социальной деятельности).

Социальная деятельность - это созидательный процесс, направленный на преобразование. При реализации социального творчества происходит созидание качественно новых форм социальных отношений.

Можно выделить следующие компоненты социальной деятельности:

  • отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социальному развитию и самоизменению;
  • отношение к педагогу как к посреднику между учащимся и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социальных ценностей;
  • отношение к образованию как к диалогу и сотрудничеству его участников, в достижении целей их творческого самовыражения;
  • отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, моделируются реальные социальные ситуации, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

Главной общественно значимой целью является адаптация к социальной среде и взаимодействующей с ней части природной среды для максимально возможной реализации личностью своих общественно приемлемых потребностей.

Модель формирования социальной компетентности.

Социальная компетентность является системой:

  • знаний о социальной действительности и себе,
  • сложных социальных умений и навыков взаимодействия
  • сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих:
  • быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела.

Происходящие социально-экономические изменения в современной России предъявляют новые требования к личности и одновременно несут как новые возможности, так и серьезные проблемы, такие как устойчивость ее существования. Очень важен психологический климат в коллективе. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям в жизни.

Деятельность педагога-организатора направлена на создание условий для формирования благоприятного психологического климата в коллективе обучающихся.

Важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Важно уметь общаться друг с другом. Слушать и слышать, понимать друг друга.

Благоприятный психологический климат в коллективе обеспечивает успешное формирование социальной компетентности у обучающихся ДДТ «Град чудес».

Задачи:

1. Создание благоприятного для ребенка психологического климата в ДДТ, который определяется организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками на досуговых программах.

2. Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей.

3. Формирование основ эмоциональной саморегуляции у детей эмоционального осознания собственных чувств, переживаний в условиях межличностного взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание детьми смысла следующих понятий:

Тренинг, ценности, характер, друг, дружба, команда, эмоции, ощущения, чувства

2. Развитие умений и навыков:

В области самопознания – понимать и принимать собственные ощущения, чувства, отслеживать свое состояние и состояние другого человека по внешним признакам, развитие вербальных и невербальных средств выразительности.

В области межличностного взаимодействия – преодоление барьеров общения, стереотипы поведения, развитие умения адекватного использования невербальных и вербальных средств общения.

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе учащихся является необходимым условием развития социальной компетентности обучающихся.

Психологический комфорт в образовательном учреждении – одно из важнейших условий эффективности саморазвития и самореализации для каждого участника образовательно-воспитательного процесса.

По мнению многих исследователей, социальная компетентность должна рассматриваться как состояние равновесия между предъявляемыми требованиями со стороны общества и среды, в которых живет человек, и его возможностями. Нарушение этого равновесия порождает кризисную ситуацию.

Главная задача педагога – научиться видеть ребенка . Научиться делать наблюдения, грамотно их фиксировать и анализировать открыто и непредвзято, не сквозь схемы, но в установке доверия и принятия.

Такое изменение приоритетов позволяет искать и находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Развитие социальных компетенций ребенка эффективно при следующих педагогических условиях:

1. Переориентация педагога-организатора на работу с личностными структурами сознания учащихся, педагогическую поддержку способности к ответственному выбору, самоорганизации, рефлексии, жизнетворчеству.

2. Наполнение содержания досуговых программ эмоциональной и социальной компонентой.

3. Использование педагогических технологий, построенных на субъектно-субъектных отношениях педагога-организатора и учащегося.

4. Психологическое просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа.

Педагогические условия формирования и повышения социальной компетентности обучающихся в образовательном учреждении:

1. Наличие специально организованной социально-педагогической помощи с учетом негативно влияющих факторов, построенной на реализации вариативных досуговых программ.

2. Возможность переживания подростками ситуации социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности.

3. Согласованность педагогического влияния на таких учащихся.

Педагогические технологии, методические средства:

  1. реализация проектной деятельности в масштабе как одного мероприятия, так и цикла мероприятий;
  2. создание ситуации успеха;
  3. организация положительных эмоций в общении «педагог - ученик»,
  4. мотивация деятельности,
  5. организация самоанализа собственной деятельности,
  6. диалоговое обучение: дискуссии, диспуты, коммуникативные образовательные технологии.

Использованная литература:

  1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. - М., 2011- С 44
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – Новосибирск, 2003
  3. Поляков С.Д. Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно ориентированному // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2003. -№1 – с.71- 72
  4. Гуревич А.В., Хижнякова Е.В. Социальное проектирование // Ученическое проектирование и деятельностное содержание образование – стратегическое направление развития образования. – М., 2007 – С 56-68
  5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. - М., 2011 - С 46.

Государственное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Петровский детский дом

Ишимбайский район Республика Башкортостан

Доклад

«Формирование социальных компетенций на основе

участия несовершеннолетних в социально- значимой деятельности»

Подготовила: воспитатель

2 группы Базулина Н.Н.

С. Петровское, 2016 год

Доклад

Формирование социальных компетенций на основе

участия несовершеннолетних в социально- значимой деятельности

1. Я работаю в ГБУ Петровский детский дом воспитателем с 2006 года. Одним из направлений моей работы является формирование социальных компетенций. При воспитании подрастающего поколения в условиях интернатного учреждения очень важно учитывать реалии современного мира, то есть формировать социальные компетенции. И это означает, что воспитанник сам, на основе своих ценностных отношений, должен научиться формировать свою жизненную позицию, стремиться к разумному личностному выбору, к выработке самостоятельных решений. Воспитанник с формированными социальными компетенциями будет готов к осознанному управлению своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества; осознает, какие социальные компетенции помогут в реализации позитивных жизненных установок и достижению поставленных целей.

Социальная компетенция это – умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в своих силах, а также умение помочь другому человеку поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания при общении.

Социальная компетенция опирается на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, поэтому формирование социальной компетентности связано с формированием социальной идентичности личности, заключающейся в соотнесении себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои (семья, религия, этнос, профессия). Потребность человека в самоопределении, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию требуют социальной и педагогической поддержки. Вследствие этого возникает необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки учащихся к вхождению в изменяющуюся социальную среду, развития социальной компетенции учащихся для успешной интеграции в социуме.

Одним из действенных способов для развития социальной компетенции является социально-значимая деятельность.

Социально-значимая деятельность это совокупность действий субъектов образовательного процесса, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и закрепляющим у детей социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли. Социально-значимая деятельность является одним из приоритетных направлений воспитательной работы, направлена на организацию занятости несовершеннолетних Социально-значимая деятельность основана на следующих принципах:

Учет интересов и возрастных особенностей;

Единство воспитательной и оздоровительной работы;

Социально-полезная направленность;

Многоролевой характер деятельности;

Развитие и сохранение традиций;

Творческая инициатива и самостоятельность.

Целями социально-значимой деятельности являются: -формирование социальных компетенций на основе участия несовершеннолетних в социально-значимой деятельности;- приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций, поиск решений и путей преодоления проблем, умение применять теоретические знания в конкретной ситуации;- знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, происходящих в современном обществе;

Приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;

Формирование представлений несовершеннолетних о возможностях современных социальных технологий.

2. Социально-значимая деятельность в детском доме начинается с маленьких шагов. С дежурства по группе, с помощи на приусадебном участке. Воспитанники группы всегда принимают участие во всех трудовых мероприятиях детского дома. С большим желанием посещают занятия инструкторов по труду, где приобретают такие полезные навыки – как держать в руках гвозди, швейные принадлежности, пользоваться инструментами – что очень важно для наших мальчиков. Слайды

На участке и клумбах дети учатся работать на земле, видят, как выращиваются овощи и фрукты- весь процесс от маленького зернышка до урожая.(Слайды).

Мы никогда не остаемся в стороне от экологических субботников, принимаем в них активное участие. Дружно трудимся на очистке территории детского дома и улиц села от мусора.(Слайды)

Каждый год воспитанники группы со старанием и любовью готовят памятные подарки ко Дню старшего поколения. Мы разносим пригласительные на концерт для бывших сотрудников детского дома, а ныне пенсионеров, а они встречают нас с огромной радостью от того, что мы их помним и ждем. Это большой урок для детей в плане почитания и сохранения традиций, уважения к старшим.(Слайды)

Проектная деятельность группы также формирует социальные компетенции. Сама суть этой работы учит детей ставить перед собой задачу, искать пути ее решения и различными способами приходить к результату. И это очень пригодится для последующей жизни. Мы реализовали несколько больших и интересных проектов, например «Сад-огород» 2015 год - тесно связанный с реальной жизнью и навыками работы на участке, «Мое село Петровское» 2013 год, где изучали историю и социально-значимые объекты родного села и района, и в результате создали книжку-раскладушку, где собрана интересная информация от прошлого до наших дней. Реализован проект «Самая гуманная профессия» в рамках профориентационной работы.Слайды.Важная составляющая в социально-значимой деятельности это творчество, творческая инциатива. Процесс работы учит развивает мышление, поиск решений, фантазию, учит взаимодействовать с людьми. Результат- повышает самооценку, заставляет делать новые шаги вперед. Мы были участниками многих конкурсов, олимпиад и прочих состязаний, становились их призерами. Это 1 место Маликовой Дианы в литературном фестивале «Мир без границ» в 2015 году, главный приз зрительских симпатий в конкурсе «Какой он детский телефон доверия» Латыповой Элизы в 2016 году, 2 место в поэтическом конкурсе о Телефоне доверия у Артамонова Вячеслава, участие в районо-городском поэтическом конкурсе «Изящной лирики перо», посвященном 75-летию города Ишимбая с Маликовой и лично мной 2015 год, и публикация наших стихотворений в книге «Литературный Ишимбай» Слайды.

Результаты осуществления социально – значимой деятельности:

Воспитанники группы удовлетворены результатами своей работы и хотели бы в продолжить свою деятельность.

Оценивая работу социально – значимой деятельности, следует отметить, что дети стали более обязательны, ответственны, аккуратны; отношения детей в коллективе стали добрее и мягче.

Организация данной деятельности способствовало объединению воспитанников, повысило стремление и желание самостоятельно заниматься любимым делом для дальнейшего развития способностей.

устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, эмоционального реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, прогнозировать межличностные события.

Социальная компетентность

система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубеж. работах, посвященных социальному интеллекту и С. к., эти явления часто объединяются. М. Аргайл в книге «Психология межличностного поведения» (в разделе «Социальная компетентность») упоминает и социальный интеллект, но осн. внимание уделяет понятию «общая С. к.», объединяя им профессиональную и коммуникативную компетентность. М. Аргайл называет след. компоненты С. к.: а) социальная сенситивность (имеется в виду точность социальной перцепции); б) осн. навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для профессионалов); в) навыки одобрения и вознаграждения, к-рые существенны для всех социальных ситуаций; г) равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности. В 1980-е гг. ряд авторов подчеркивает мотивационную и операциональную стороны С. к., ее поведенческие проявления. Критерием С. к. служит результативность взаимодействия, достижение значимых социальных целей в опр. социальных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель С. к. понятие социальных сценариев (т. е. опр. шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях). С. к. можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, осн. функции к-рых - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. С. к. позволяет быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. С. к. - операциональное понятие, к-рое имеет временные, истор. рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Осн. функции С. к. - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989; Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989; Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994. В. Н. Куницына

Компетентность социальная

сложное образование, под к-рым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно использовать и понимать др. людей. К. с. отражает степень конструктивности человека как субъекта социального взаимодействия и занимает особое место в ряду разл. видов психол. компетентности исследуемых в совр. психологии. Начало исследования К. с. связано с работами В. Э. Уайта и относится к 1950-м гг. С т. зр. В. Э. Уайта социальная компетентность рассматривается как опр. способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Ю. Хабермас (Habermas) конкретизируя данное понятие, подчеркивает, что социальная компетентность заключается в адекватности и эффективности решения многообразных проблемных ситуаций, с к-рыми сталкивается человек в социуме. В совр. зап. социальной психологии К. с. определяется, как способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации (К. Х. Рубин и Л. РоузКрэснор). Т. Кавел (Т. Cavell) предлагает трехкомпонентную модель К. с., включающую социальные способности; представления и достижения. В кач. критерия социальной компетентности выделяется результативность межличностного взаимодействия, социального достижения. У. Пфингстен и Р. Хинтч определяют К. с. как систему когнитивных, эмоциональных и моторных способов поведения, к-рые приводят к долгосрочным позитивным следствиям в конкретной социальной ситуации. К. с. включает в себя наличие развитой способности находить компромисс между собственными целями самореализации и целями др. людей, к-рая лежит в основе социальной адаптации (D. Zimmer). К. с. предполагает как наличие достаточно высокого уровня интеллекта, так и наличие способности к конструктивной, преобразовательной активности при взаимодействии с социальным окружением. Структура К. с. в совр. исследованиях представлена в след. виде: оперативная социальная компетентность, вербальная и коммуникативная компетентность, социально-психол. и эго-компетентность. В отеч. психологии разные авторы по-разному интерпретируют данное понятие и выделяют его разл. функции. Так, А. В. Брушлинский, развивая идею связи К. с. с наличием субъектной позиции индивида, подчеркивает связь К. с. с высоким уровнем осознания существа социальных проблем, эффективных способов взаимодействия с разл. агентами обществ. системы. Здесь сама субъектная позиция партнеров взаимодействия является результатом проблематизации социального мышления человека. К. с. в широком смысле: отражает соотношение субъектности и социальности личности как имманентно присущих ему характеристик в кач. субъекта взаимодействия с разл. агентами социума. В узком смысле этот термин используется для определения способности к надындивидуальному способу соотношения внеш. и внутр. Противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с обществом на основе личностного конструкта «Я - субъект - общество - субъект». К. с. в интерпретации Т. Ю. Базарова включает умение эффективного социального взаимодействия, социальную зрелость, базовые установки личности, адекватные профессии. В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша показывают, что на высоких уровнях развития К. с. и социальный интеллект проявляются в адекватности, автономности и аутентичности личности. В кач. осн. функций К. с. выделяется: адаптация, социальная ориентация, интеграция личностного и общесоциального опыта. Е. В. Коблянской К. с. обозначается как адаптационное явление, в основе к-рого лежит коммуникативная компетентность и социально-психол. подготовленность. Социальная компетентность - это умение избирать социальные ориентиры и соответствующим образом организовывать свое поведение (Е. В. Коблянская). В. Н. Куницына определяет К. с. как систему знаний о социальной действительности и себе, социальных умений и навыков взаимодействия, поведения в стандартных социальных ситуациях, что способствует адаптации, целесообразному принятию решений и максимальному использованию обстоятельств. Осн. компоненты социальной компетентности - это прежде всего мотивационный: желание быть компетентным субъектом социальных интеракций, а также способности и умения реализовать модели компетентного социального поведения; возможность принять и ассимилировать требования совр. социальной реальности, более того, способность конструировать прогностически эффективные модели поведения. Лит.: Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопр. психол. 1995. № 5; Реан А. А., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999; Рубин К. Х., Роуз-Крэснор Л. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей // Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб., 2001; Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005. В. Н. Куницына, Т. Н. Щербакова

1

В статье рассмотрен вопрос о формировании социальной компетенции студента – будущего педагога; факторы, которые необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов. Выделены особенности, условия формирования социальной компетенции в педагогическом образовании на современном этапе, необходимость более активных форм и методов работы со студентами.

социальные компетенции

формирование социальных компетенций

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – C. 34-42.

3. Зимняя И. А., Лаптева М.Д., Морозова Н.А. Социальные компетентности в контексте государственных образовательных стандартов и проекта TUNING // Высшее образование сегодня. – 2007. – №11. – С.22-27.

4. Лебедева С.С. Перспективы развития системы подготовки специалистов социальной сферы в контексте использования отраслевого подхода // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2009. – Т. 12. – № 2. – С. 138-141.

5. Шаронова С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (Сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социологические исследования. – 2008. – Т. 7. – № 1.URL: http://ecsocman.edu.ru/text/19137846/

6. Федеральный государственный образовательный стандарт. высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» … 050400 - Психолого-педагогическое образование. (квалификация (степень) – бакалавр) URL: http://mon.gov.ru/files/materials/5943/09.10.02-050400b.pdf

Стратегия современного педагогического образования, в основе которой лежит необходимость овладения различными компетенциями и субъективное развитие и саморазвитие личности школьника, студента и педагога, способного выходить за пределы нормативной деятельности и осуществлять инновационные, творческие процессы, предполагает изменения в образовательном процессе.

К сожалению, в современном образовании формирование социальных компетенций не носит целенаправленного и научно обоснованного характера. Проявление подобных компетенций нередко зависит от ситуативных факторов. Главное же заключается в том, что овладение социальными знаниями и умениями не соотносится с личностными основаниями социальной компетенции, то есть с теми социально-личностными характеристиками, которые у каждого человека представлены разным уровнем сформированности. Социально-личностные характеристики, социальные знания и умения в условиях педагогического образования должны получить должное развитие. Необходимо создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности студентов. Именно в этом контексте следует создавать новое содержание образования, то есть и обучение, и воспитание, будучи двумя составляющими образовательного процесса, должны определяться, прежде всего, с точки зрения контекста будущей социальной действительности, с которой сталкиваются нынешние студенты. Таким образом, социальная компетенция играет одну из ведущих ролей, где происходит взаимодействие практически во всех сферах социальной активности. Нередко недостаток социальной компетенции (педантизм, неумение владеть собой, слабый контакт с людьми, завышение требований к сотрудникам, перенос собственной неуравновешенности на окружающих) приводит к неудачам в педагогической деятельности, в коммуникационном процессе, в управлении педагогическим процессом.

В определении понятия «социальные компетенции» сегодня нет общего мнения у исследователей. При широкой трактовке сюда включают многое: от таких качеств, как эмпатия (способность к сопереживанию), социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству, до таких, как активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие . В связи с содержательным многообразием общеприемлемое определение социальной компетенции до сих пор еще не закрепилось. Конструкция «социальная компетенция», к которой можно отнести личную компетенцию по таким категориям, как персональное развитие, ключевая квалификация и индивидуальность, обнаруживает сильнейшую зависимость от ситуативной специфики. Так, то, что в быту является успешной моделью поведения, в профессиональной повседневной жизни - особенно в организациях, управляемых с ориентацией на рынок - может привести к краху. Кроме того, ожидания по отношению к одному и тому же лицу сильно меняются в зависимости от роли, которую оно выполняет. Кроме того, социальную компетенцию ни в коем случае нельзя понимать как индивидуальную квалификацию или личную мотивацию. Огромное значение приобретает стимулирование социальной компетенции. Поэтому необходимо формирование данной компетенции в рамках подготовки будущих социальных педагогов и специалистов социальной сферы.

Качество развития системы подготовки педагогов и специалистов социальной сферы находится также в непос-редственной зависимости от уровня теоретических и эмпирических исследований. Будущие специалисты в данной сфере должны учитывать все факторы, оказывающие влияние на них в послед-ние десятилетия:

  • ускорение темпов социально-экономичес-кого развития, что ставит человека в ситуацию пос-тоянного совершенствования, необходимости быть включенным в систему непрерывного образования, социокультурные процессы, совершенствоваться в профессиональной сфере, организовывать с учетом изменений общественную и личную жизнь;
  • необходимость вовлечения человека в но-вые социальные процессы и явления, новые соци-альные институты и структуры на глобальном, фе-деральном и региональном уровнях, что требует от каждого соответствующей адаптации по всем этим позициям, начиная с государственно-общественно-го уровня и кончая уровнем семьи и личных отно-шений;
  • радикальные изменения в информацион-но-коммуникационной области, отразившиеся на характере общения и взаимодействия людей со всеми общественными структурами, сетевыми сис-темами, органами государственно-общественного управления .

В этом контексте, прежде всего, требуется, чтобы выпускник обладал следующими профессиональными компетенциями в социально-педагогической деятельности: готовность к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося; способность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся; умения составлять программы социального сопровождения и поддержки; способность участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности учащегося, развитии социальных инициатив, социальных проектов; готовность выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства; владение методами социальной диагностики; способность выступать посредником между учащимся и различными социальными институтами. Кроме того, будущий социальный педагог должен обладать суммой инвариативных общекультурных и общих для всех видов профессиональной деятельности ключевых компетенций (согласно стандарту третьего поколения Российской Федерации) .

В тоже время в настоящий момент образование столкнулось с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения, как содержания этого понятия, так и оснований разграничения ключевых компетенций и объема входящих в них компонентов. Это, в свою очередь, затрудняет и разработку подходов (процедур, критериев, инструментов) к их оценке как результату образования.

Современное состояние образования, эволюция специальностей сегодня, содержание реальных программ и ситуаций предполагают необходимость приобретения выпускником вуза комплекса инвариантных ключевых компетенций, которые позволят личности быть постоянно востребованной на рынке труда.

Для того чтобы сформировать данные компетенции, необходимо перестраивать и весь педагогический процесс, и самого студента.

Для формирования социальной компетенции студентов необходимо:

  • в основу вузовского этапа обучения положить принципы гуманизации, гуманитаризации, интеграции в сочетании с принципами реформирования системы высшего образования с опорой на коммуникативность и практико-ориентированную направленность;
  • профессиограмма выпускника университета и государственные стандарты высшего образования предполагают необходимость проявления социальной компетентности в деятельности всех участников педагогического процесса высшей школы;
  • в соответствии с дидактическими традициями вуза необходимо всецело реализовывать концепцию личностно ориентированного обучения;
  • изучение всех, прежде всего, специальных дисциплин, должно быть профессионально ориентировано, что развивает социально и профессионально значимые компетенции.

Организация образовательного процесса сегодня и заключается в создании условий для формирования у студента опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, социальных, креативных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. При этом собственно содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения таких проблем.

Хотелось бы отметить, что одной из линий реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического характера всего вузовского образования, в том числе и предметного обучения. Педагогические, социально-педагогические практики на протяжении всего срока обучения, активные методы обучения, разнообразные ситуации социального взаимодействия (посещение и проведение социальных, благотворительных акций в детских домах, приютах, центрах, специальной школе закрытого типа для детей с девиантным поведением и др.) должны стать основой обучения при формировании профессиональных компетенций.

В таких условиях в системе подготовки специ-алистов при преподавании дисциплин «Социальная педагогика», «Основы социальной работы», «Основные концепции социальной педагогики» и др. первостепенное место отводится формированию основных ценностных систем - ду-ховной ориентации, нравственной позиции, отно-шения к человеку, к обществу, государству, к куль-туре, к труду.

С этих позиций образовательный процесс «наполняется» такими задачами и видами деятельности, реализация которых вне актуализации педагогической позиции студента как целостного профессионально-личностного образования невозможна.

В обосновании и развитии данной позиции мы опираемся на следующее:

  • социальная компетенция студента в педагогической деятельности обусловлена не только психологическим механизмом саморегуляции личности, но и социокультурно-педагогическим контекстом, который выступает как содержание данного явления, определяя ее профессионально-личностную и социальную ценность;
  • данное явление динамическое и развивается на протяжении всей профессиональной жизни педагога;
  • развитие происходит в той мере, в которой оно соответствует механизму личностного развития и педагогическому ценностному целеполаганию.

Таким образом, содержание формирования социальной компетенции студентов, будущих педагогов, может быть представлено только с учетом социокультурного, социопедагогического, ценностно-смыслового опыта развития личности. Как известно, ценности формируются в результате многократной рефлексии, осмысления, чему способствует предоставления ситуации вы-бора, умение анализировать и корректировать. В связи с этим, отбор организационных форм предусматривает мно-гократную возможность анализировать ситуации реальной жизни, особенно при проведении практи-ческих занятий на базе реабилитационных центров, специализированных школ, общественных объеди-нений инвалидов, пожилых и других групп риска. Эти ситуации, отражающие проблемы и противоре-чия реальной жизни, могут выступать для будущих специалистов убедительным учебным материалом, побуждающим их к углубленному анализу социаль-ных проблем, ставящих в ситуацию сопоставления выдвигаемых гуманистических ценностей и опыта реализации социальных программ. Подобная умс-твенная работа служит источником поиска путей организации инновационной деятельности для творческих личностей.

Социально-личностная компетенция специ-алиста, как известно, проявляется не только в сфе-ре его жизнедеятельности, но без исключения на всем социокультурном пространстве, где происхо-дит взаимодействие, сотрудничество, организация процессов социального партнерства, совместной деятельности специалиста социальной сферы с со-циальными институтами: образования, здравоохра-нения, культуры, физкультуры и спорта и, особен-но, с институтом семьи. Именно на этой платформе проверяется уровень сформированности социаль-ной компетенции, таких профессионально-зна-чимых качеств, как эмпатия (способность к сопере-живанию), эмоциональная устойчивость, толерант-ность, побуждение к творческим проявлениям, от-крытость, самоограничение, альтруизм, сохранение профессионально-ролевой дистанции.

Как известно, компетенции специалиста оп-ределяются не только объемом знаний, но и умением их рационально использовать при решении профес-сиональных задач, рассматривать ситуации с пози-ции современных научных парадигм, использовать соответствующий научный аппарат и технологии при решении научно-методических и практических проблем.

В процессе формирования социальных компетенций при преподавании различных дисциплин мы и используем активные методы обучения, которые направлены на формирование интеллектуально-гностической, эмоционально-рефлексивной и поведенческой составляющих компетенций в социально-педагогической деятельности, которые содействуют соединению теоретических знаний с практическими умениями. В отношении стимулирования социальной компетенции следует отметить, что ее различные грани тесно связаны со стабильностью характера личности (частично обусловленной генетически, частично благоприобретенной ранее). Нередко природные качества людей усиливаются в ходе социализации. Базис социальной компетенции развивается на основе позитивного самоопределения. Главными при этом являются самостоятельность в действиях и отношение к контролю.

На практических и семинарских занятиях необходимо активно использовать интерактивный подход, имитационные методы, метод анализа конкретных ситуаций, инсценировки, социально-психологические тренинги. Здесь принимается во внимание как результаты воспитания в детстве, так и потенциал развития социальной компетенции на других этапах жизни. При этом социальные навыки (например, ораторские способности, решение профессиональных задач, профессиональная техника) изменяются легче, чем квалификация, структуры ценностей и мотивов, которые лежат в основе социального поведения.

Процесс формирования подразумевает также рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности студентов. Внеаудиторная деятельность преследует тот же комплекс практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей, создавая общую социально-педагогическую воспитательную среду, которая способствует формированию у будущих педагогов толерантных форм общения и взаимодействия, готовности к пониманию собеседника и умения идти к нему на встречу. Это и волонтерская работа, и выезды с социальной помощью в приютах и детских домах. Проводимые нами «Недели педагогики», «Недели психологии», олимпиады по «Социальной педагогике», многолетняя деятельность Казанского корчаковского общества «Солнце детям» на нашем факультете также способствуют этому.

Необходимо продолжать и развивать данную деятельность, совершенствовать систему создания определенных педагогических, организационных и психологических условий, которые позволили бы успешно осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне и педагогам и их воспитанникам в будущем. Более глубокие исследования феномена социальной компетенции должны быть направлены на устранение связанных с ней потенциальных опасностей и расширение возможностей ее измерения и стимулирования.

Рецензенты:

  • Казанцева Л.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета МОиН РФ, г. Казань.
  • Валеев А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры иностранных языков Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Министерства образования и науки РФ, г. Казань.

Работа получена 08.09.2011.

Библиографическая ссылка

Биктагирова Г.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4748 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»