Какие впечатления от разных городов и стран запомнились больше всего.

Павел Запорожец окончил механико-машиностроительный институт в КПИ, начиная с бакалавриата работал в международной компании, специализирующейся на техническом обслуживании электромеханических систем. Построил карьеру от рядового инженера до руководителя отдела системной инженерии, успел поработать руководителем проектов в Каире и Сан-Паулу. В 2016 году задумал воплотить свою давнюю мечту – кругосветное путешествие. За три месяца Павел облетел 40 стран и почти 60 городов, со средними затратами в день на уровне $100. Как он планировал и организовал путешествие, какие сервисы и устройства использовал в пути - об этом Павел рассказал в интервью редактору .

Фото героя статьи

Как появилась идея кругосветного путешествия?

Когда еще работал в Каире, задумался об этом. Я там ни с кем особо не подружился, мне было очень скучно, казалось, что все мои друзья в Украине живут полноценной жизнью, а я себя запер в Египте в погоне за каким-то карьерным ростом. У меня была мечта давно - проехать вокруг света. И я решил, что если не сейчас, то я это никогда не сделаю, а мечту надо осуществить.

Первые полгода я прикидывал общий бюджет, продолжительность путешествия. Думал, что было бы круто объехать за 80 дней вокруг света (отсылка к популярному роману Жюля Верна - ред.), но чтобы цифра запомнилась, лучше спланировать путешествие на 79 дней. В августе 2017 года, за год до выезда из Киева, я купил первый билет и с того момента начал подготовку.

Уже зимой меня из Каира перебросили в Киев, и это было неудачно, потому что в Каире - более широкий набор посольств, мне было бы проще оформлять визы. Без проблем договорился об отпуске с начальством, поскольку мне надо было продлевать визу в Бразилии, с этим вышли трудности, и вопрос о моей работе на бразильском проекте решился сам по себе.

На сколько вы месяцев рассчитывали, когда выбирали маршрут?

Я начал планирование с маршрута. Есть такой сайт Rome2rio.com , без него мое путешествие бы не получилось. Там можно задать маршрут путешествия, и сайт посчитает коридор цен на транспорт.

Фото героя статьи

По этому коридору цен я кликал дешевые направления (они же - самые загруженные), где есть высокая конкуренция между операторами. Таким образом я построил маршрутов пять, все кругосветные. Затем я взял эти маршруты и начал считать по дням. Прикинул бюджет примерно на 80 дней, это оказалось посильно. Маршрут выбирал по своим географическим предпочтениям, но основными факторами были: где проще взять визу, где дешевле билеты и т.д. Где возникали сложности – делал петли в треке. К примеру, пришлось сделать петлю в Южной Америке, где я был не уверен в адекватности перевозчиков, вместо Австралии, которая не выдала мне визу, полетел в Индонезию, и так далее.

Во сколько примерно обошлось вам путешествие?

Я планировал бюджет по минимальной цене и добавлял 30%, на случай, если не смогу сэкономить. И мое путешествие обошлось примерно в $12 000, из них примерно 33% – это траты на билеты, 50% – карманные и 16,7% – ночлег.

Фото героя статьи

Я очень сэкономил на билетах. В среднем билет стоил мне $100-150, потому что я заморочился и разработал систему, как их покупать. Когда подобрал все авиабилеты и понял, куда хочу лететь, начал на каждом направлении проверять оптимальное время. Я вычислил, что есть два окна: весеннее и осеннее, они самые дешевые. Я попал в осеннее, с августа по ноябрь, летал на лоукостах, просчитал изменения в температуре настолько, что не брал с собой зимние вещи, что позволило мне облететь все с единственным рюкзаком.

Сэкономить получилось и тем, что мало ходил по музеям, мне было интересно на контрастах сравнивать города, страны, урбан-культуры. Музеи - это история о прошлом, а мне хотелось узнать настоящее, смотреть достопримечательности, а потом уходить в спальные районы, смотреть, как живут люди.

Сколько городов в общей сложности вы объехали? Каким маршрутом путешествовали?

Мой маршрут выглядел так:

Фото героя статьи

Фото героя статьи

Какие впечатления от разных городов и стран запомнились больше всего?

Я никогда раньше не был в Польше и она меня поразила. Я всегда думал, что Польша - это что-то между Германией и Украиной, но оказалось, что она намного намного больше к Германии. И так как у меня были заниженные ожидания, был приятно удивлен.

И наоборот, о Германии у меня всегда были высокие ожидания, но когда я там был, мне не понравилось, что исторические центры восстановлены скрупулезным немцами до мельчайшей детали, но при этом видно, что это - восстановленное, не настоящее.

Очень впечатлила архитектура Цюриха. Италия показалась неухоженной, мусор на улицах, много мигрантов. У меня после Египта сдвиг на чистоте на улицах, а я себя в Италии ощущал примерно как в Украине.

Исландия, скульптура “Солнечный странник”. Фото героя статьи

Очень понравилась Барселона, идеальный вариант провести выходные на море. Остальная Испания по сравнению с Барселоной блекнет. Могу понять, почему каталонцы решили стать независимыми, они там - самые яркие. В Париж ни в коем случае нельзя лететь на Ryanair, потому что аэропорт, куда летает Ryanair, находится примерно между Брюсселем и Парижем - что туда, что туда три часа добираться, очень далеко. После Парижа полетел в Брюссель. Он показался скучным, но с отличным пивом. Если есть настроение поскучать с кружкой хорошего пива - идеальное место.

А кроме Европы что запомнилось?

Про США все говорили, что там великолепный сервис, но мне показалось, что сервис даже хуже, чем в Украине. Зря мы по поводу и без повода критикуем украинское. В Украине приходишь в «ПриватБанк», на тебя посмотрят с нулевыми эмоциями, но решат проблему. В Египте весь персонал очень рад тебя видеть, называет по имени, но проблему решить не может, и это намного больше бесило, чем консультант «Привата», который забыл тебе улыбнуться.

В США это выражалось немного по-другому. В украинском кафе без проблем можно спросить у официанта, что у них самое классное в меню. В Штатах мне раз пять официанты довольно надменно указывали, мол, чувак, читай меню. Это только один пример, но ощущалось во всех сферах. Очень не понравился общественный транспорт. США - это огромные города с неудобной инфраструктурой. Не хотел бы жить, к примеру, в Нью-Йорке и тратить столько времени просто на передвижение по городу.

Водопады Игуасу, граница Бразилии и Аргентины. Фото автора статьи

Бразилия запомнилась высоким уровнем преступности. После олимпиады в Рио там обанкротилось правительство, ввели военное положение, идут постоянные войны с наркобаронами и у них не очень получается. В Киеве в любом районе можно нарваться на неприятности, но это скорее дело случая. А в Рио ночью лучше пешком домой не идти, в Сан-Паулу есть районы, где вообще лучше не появляться. У меня лично проблем не возникло, но напрягало огромное количество людей с автоматами, пулеметами на улицах.

Что может украинцам понравиться в Аргентине- примерно украинские цены в магазинах.

Как планировали путешествие, какие сервисы использовали? На чем экономили?

К путешествию подошел как к какому-то своему большому проекту, создал Google-таблицу с ценами. Сначала пытался искать по агрегаторам самые дешевые отели, но оказалось, что там в зависимости от сайта разброс в ценах может составлять до 10%, поэтому все искал на Booking.

Павел Запорожец окончил механико-машиностроительный институт в КПИ, начиная с бакалавриата работал в международной компании, специализирующейся на техническим обслуживанием электро-механических систем. Построил карьеру от рядового инженера до руководителя отдела системной инженерии, успел поработать руководителем проектов в Каире и Сан-Паулу. В 2016 году задумал воплотить свою давнюю мечту — кругосветное путешествие. За три месяца Павел облетел 40 стран и почти 60 городов, со средними затратами в день на уровне $100. Как он планировал и организовал путешествие, какие сервисы и устройства использовал в пути - об этом Павел рассказал в интервью редактору сайт.

Как появилась идея кругосветного путешествия?

Когда еще работал в Каире, задумался об этом. Я там ни с кем особо не подружился, мне было очень скучно, казалось, что все мои друзья в Украине живут полноценной жизнью, а я себя запер в Египте в погоне за каким-то карьерным ростом. У меня была мечта давно - проехать вокруг света. И я решил, что если не сейчас, то я это никогда не сделаю, а мечту надо осуществить.

Первые полгода я прикидывал общий бюджет, продолжительность путешествия. Думал, что было бы круто объехать мир за 80 дней вокруг света (отсылка к популярному роману Жюля Верна - ред.), но чтобы цифра запомнилась, лучше спланировать путешествие на 79 дней. В августе 2017 года, за год до выезда из Киева, я купил первый билет и с того момента начал подготовку.

Уже зимой меня из Каира перебросили в Киев и это было неудачно, потому что в Каире - более широкий набор посольств, мне было бы проще оформлять визы. Без проблем договорился об отпуске с начальством, поскольку мне надо было продлевать визу в Бразилии, с этим вышли трудности, и вопрос о моей работе на бразильском проекте решился сам по себе.

На сколько вы месяцев рассчитывали, как выбирали маршрут?

Я начал планирование с маршрута. Есть такой сайт Rome2rio.com , без него мое путешествие бы не получилось. Там можно задать маршрут путешествия, и сайт посчитает коридор цен на транспорт.

По этому коридору цен я кликал дешевые направления (они же - самые загруженные), где есть высокая конкуренция между операторами. Таким образом я построил маршрутов пять, все кругосветные. Затем я взял эти маршруты и начал считать по дням. Прикинул бюджет на примерно 80 дней, это оказалось посильно. Маршрут выбирал по своим географическим предпочтениям, но основными факторами были: где проще взять визу, где дешевле билеты и т.д. Где возникали сложности — делал петли в треке. К примеру, пришлось сделать петлю в Южной Америке, где я был не уверен в адекватности перевозчиков, вместо Австралии, которая не выдала мне визу, полетел в Индонезию, и так далее.

Во сколько примерно обошлось вам путешествие?

Я планировал бюджет по минимальной цене и добавлял 30%, на случай, если не смогу сэкономить. И мое путешествие обошлось примерно в $12 000, из них примерно 33% — это траты на билеты, 50% — карманные и 16,7% — ночлег.

Я очень сэкономил на билетах. В среднем билет стоил мне $100-150, потому что я заморочился и разработал систему, как их покупать. Когда подобрал все авиабилеты и понял, куда хочу лететь, начал на каждом направлении проверять оптимальное время. Я вычислил, что есть два окна: весеннее и осеннее, они самые дешевые. Я попал в осеннее, с августа по ноябрь, летал на лоукостах, просчитал изменения в температуре настолько, что не брал с собой зимние вещи, что позволило мне облететь все с единственным рюкзаком.

Сэкономить получилось и тем, что мало ходил по музеям, мне было интересно на контрастах сравнивать города, страны, урбан-культуры. Музеи - это история о прошлом, а мне хотелось узнать настоящее, смотреть достопримечательности, а потом уходить в спальные районы, смотреть, как живут люди.

Сколько городов в общей сложности вы объехали? Каким маршрутом путешествовали?

Мой маршрут выглядел так:

Полный список городов:

Какие впечатления от разных городов и стран запомнились больше всего?

Я никогда раньше не был в Польше и она меня поразила. Я всегда думал, что Польша - это что-то между Германией и Украиной, но оказалось, что она намного намного больше к Германии. И так как у меня были заниженные ожидания, был приятно удивлен.

И наоборот, о Германии у меня всегда были высокие ожидания, но когда я там был, мне не понравилось, что исторические центры восстановлены скрупулезным немцами до мельчайшей детали, но при этом видно, что это - восстановленное, не настоящее.

Очень впечатлила архитектура Цюриха. Италия показалась неухоженной, мусор на улицах, много мигрантов. У меня после Египта сдвиг на чистоте на улицах, а я себя в Италии ощущал примерно как в Украине.

Исландия, скульптура «Солнечный странник»

Очень понравилась Барселона, идеальный вариант провести выходные на море. Остальная Испания по сравнению с Барселоной блекнет. Могу понять, почему каталонцы решили стать независимыми, они там - самые яркие. В Париж ни в коем случае нельзя лететь на Ryanair, потому что аэропорт, куда летает Ryanair, находится примерно между Брюсселем и Парижем - что туда, что туда три часа добираться, очень далеко. После Парижа полетел в Брюссель. Он показался скучным, но с отличным пивом. Если есть настроение поскучать с кружкой хорошего пива - идеальное место.

А кроме Европы что запомнилось?

Про США все говорили, что там великолепный сервис, но мне показалось, что сервис даже хуже, чем в Украине. Зря мы по поводу и без повода критикуем украинское. В Украине приходишь в «ПриватБанк», на тебя посмотрят с нулевыми эмоциями, но решат проблему. В Египте весь персонал очень рад тебя видеть, называет по имени, но проблему решить не может, и это намного больше бесило, чем консультант «Привата», который забыл тебе улыбнуться.

В США это выражалось немного по-другому. В украинском кафе без проблем можно спросить у официанта, что у них самое классное в меню. В Штатах мне раз пять официанты довольно надменно указывали, мол, чувак, читай меню. Это только один пример, но ощущалось во всех сферах. Очень не понравился общественный транспорт. США - это огромные города с неудобной инфраструктурой. Не хотел бы жить, к примеру, в Нью-Йорке и тратить столько времени просто на передвижение по городу.

Водопады Игуасу, граница Бразилии и Аргентины

Бразилия запомнилась высоким уровнем преступности. После олимпиады в Рио там обанкротилось правительство, ввели военное положение, идут постоянные войны с наркобаронами и у них не очень получается. В Киеве в любом районе можно нарваться на неприятности, но это скорее дело случая. А в Рио ночью лучше пешком домой не идти, в Сан-Паулу есть районы, где вообще лучше не появляться. У меня лично проблем не возникло, но напрягало огромное количество людей с автоматами, пулеметами на улицах.

Что может украинцам понравиться в Аргентине- примерно украинские цены в магазинах.

Как планировали путешествие, какие сервисы использовали? На чем экономили?

К путешествию подошел как к какому-то своему большому проекту, создал Google-таблицу с ценами. Сначала пытался искать по агрегаторам самые дешевые отели, но оказалось, что там в зависимости от сайта разброс в ценах может составлять до 10%, поэтому все искал на Booking.

Сингапур

Также использовал Skyscanner . Здесь есть хитрость: у Skyscanner сверху есть переключатель локаций. Если покупать билет из Майями в Рио-де-Жанейро, и на локации будет Украина, то он стоит $700-800. Если переключить локацию на Бразилию, цена снизится до $250. Я так сэкономил порядка $1000

Как решали проблему с транспортом, арендовали ли машину на местах?

Я проводил один-два дня в каждом городе, не арендовал машину, в бедных странах катал на Uber, иногда он обходился дешевле какого-то другого транспорта в аэропорт. Например, в Аргентине дешевле уехать из аэропорта на Uber, чем на автобусе. Не знаю, почему так, но по моим наблюдениям, если небогатая страна - Uber по цене хорошо работает, а в Америке, Европе - это дорогое удовольствие.

Использовал Wikitravel и Google Trips , в аэропорту до вылета читал о ground transportation приложениях, как правило, приходилось заморочиться, чтобы найти дешевые автобусы и поезда.

Как организовывали мобильную связь, интернет?

Последние года два я много путешествую и перестал использовать TravelSIM, они неэффективные. Катался с симкой «Киевстара», использовал интернет по роумингу, обходилось в 1500 грн в месяц, это очень дешево. Старался экономить трафик (подгружал карты, не смотрел YouTube), но в большинстве случаев не ограничивал себя в том, чтобы что-то загуглить.

Тель-Авив, Израиль

Важно: с вами всегда должна быть симка, на которую забронированы отель и билеты. Если что-то пошло не так, авиакомпания будет звонить вам, а если не будете брать трубку – можете пропустить важный перелет.

Расскажите о системах платежей, картах, расчетах — были ли какие-то сложности или проблемы?

В каждой стране - свои особенности. Когда ездишь по Европе, можно платить картой где угодно. Но в той же Бразилии нельзя просто взять и расплатиться картой, нужно учитывать ее тип. В половине мест работает только дебетная, а значит – только бразильская карта.

Я ездил с картой «ПриватБанка», в Северной и Южной Америке перед каждой транзакцией мне блокировали карту и звонили из банка, уточняли, я ли это расплачиваюсь. Вроде бы ты можешь свободно ездить и с приватовской карты снимать деньги по всему миру, но в Индии и США мне регулярно звонили, видно, считают эти страны зоной риска. А если бы у меня была TravelSIM, на нее банк не смог бы позвонить, и я остался бы без денег.

Гонолулу, Гавайи

Обычно с платежами проблем не было, но были сложности со снятием налички. Есть такая особенность: у MasterCard и Visa есть система международных транзакций (Visa Plus и Cirrus) и если вы видите на банкомате ее наклейку, комиссия будет на уровне 5%, очень дешево. Но если банкомат конвертирует платеж через свою систему, это может означать конские комиссии. Я старался не снимать много денег, чтобы не оставалось «мертвой» налички, снимал $20-25, чтобы платить там, где карту не принимают. Когда банкомат работал не по системе Visa Plus/Cirrus, на $25 комиссия порой могла быть $10.

Не держал много денег на карте, которой расплачивался. Основная сумма была на электронной карте, с которой я подключил постоянное пополнение. Я рассчитал, сколько мне нужно карманных денег на каждый день около $100 или чуть меньше, и в системе автоматически задал эту цифру. С электронной карты на основную каждый день капала определенная сумма. Это я делал в целях безопасности: если обнесут, то на $100, а не на все имеющиеся деньги.

Еще одна уловка: есть очень много мест, где нужно оставлять залог: сервисы аренды автомобилей, отели. Они блокируют какую-то сумму денег на карте, как правило, на 14 дней, но прикол в том, что если быстро ездить по городам, деньги на карте довольно быстро закончатся. Поэтому лучше иметь кредитку с лимитом в $3000-4000, на которую оформлять эти выплаты.

Приходилось ли что-то докупать на ходу?

Все было настолько идеально спланировано?

Ни одного рейса не пропустил, горжусь своей пунктуальностью. Кстати, очень рад, что удалось путешествовать по направлению на запад. Когда летишь на запад, это все равно, что переводить стрелки все время назад, тебе просто все время хочется раньше лечь спать. Если бы я летел на восток, уже пятый-шестой самолет я бы банально проспал.

Осенью читал лекцию в КПИ об этом. Если коротко — вот перечень онлайн-сервисов, которые могут вам пригодиться:

  • Urban Planet B4 - очень вместительный ролтоп-рюкзак, прочный, легкий и удобный. Идеально подходит по габаритам во все лоукостеры мира. Bobby Urban, как альтернатива.
  • Бананка - в разы безопаснее и удобнее, чем хранить все в карманах.
  • Хотели бы еще раз обогнуть земной шар?

    Нет. Побывать в кругосветке - это круто, но побывать в кругосветке дважды - это не в два раза круче, чем один раз. Есть еще много вещей, которые хочу осуществить.

    Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Марк Бомонт ехал на велосипеде по 16 часов в день, а спал - лишь по пять часов

    Велосипедист из Шотландии Марк Бомонт установил новый мировой рекорд, объехав вокруг света на велосипеде за 79 дней. Для этого ему приходилось ежедневно проезжать в среднем по 386 км.

    34-летний спортсмен прибыл в Париж на один день раньше установленного срока, преодолев в общей сложности 30 тысяч км. У Триумфальной арки его ждала толпа поклонников.

    В 2008 году Бомонт уже ставил мировой рекорд: тогда он проехал вокруг света за 194 дня. Однако с тех пор этот рекорд был побит другими велосипедистами: последнее кругосветное велопутешествие длилось 123 дня.

    Чтобы побить этот рекорд, Бомонт ехал на велосипеде по 16 часов в день, а спать ему приходилось лишь по пять часов в сутки.

    Он начал свой путь 2 июля в Париже и проехал через Европу, Россию, Монголию и Китай. Затем он пересек всю Австралию, Новую Зеландию и Северную Америку, после чего вышел на финишную прямую, которая пролегала через Португалию, Испанию и Францию.

    В ходе заезда Бомонт также установил рекорд для Книги рекордов Гиннеса за наибольшее число миль, преодоленных на велосипеде в течение месяца. За этот период он проехал от Парижа до Перта (Австралия), преодолев расстояние в 11315 км.

    Велопутешественники-рекордсмены

    • В мае 2016 года американская велосипедистка Аманда Кокер установила мировой рекорд, проехав за 12 месяцев 138,5 тысячи км. В среднем она проезжала примерно 381 км в день.
    • В марте 2015 года австриец Кристоф Штрассер установил рекорд по преодолению максимального расстояния в течение 24 часов. За сутки он проехал 896 км.
    • В 2013 году британка Мария Лейджерстам стала первым человеком, которому удалось достичь Южного полюса на велосипеде. Ее трехколесный велосипед был усовершенствован для передвижения по Антарктиде.
    • В 2003 году бельгийцы Зигфрид Верхайак и Люк Беле и датчанин Мартин Абсербалль совершили самое высокогорное велопутешествие, проехав на высоте 7008 м по снежному покрову горы Музтаг в Китае.
    • В 1985 году австралиец Ханспетер Бек совершил самое длинное путешествие на одноколесном велосипеде: он проехал 6237 км от Порт-Хедленда до Мельбурна за 51 день 23 часа и 25 минут.

    "Это было, бесспорно, самое жестокое испытание, через которое когда-либо проходило мое тело и мой мозг. Физическая и моральная выдержка была необходима мне каждый день, но меня окружала прекрасная команда", - рассказал спортсмен.

    "Успех кругосветного путешествия за 80 дней показывает, что то, что кажется невозможным, на самом деле возможно, и раздвигает рамки спорта, требующего выносливости", - говорит Бомонт.

    Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Бомонт вдохновлялся романом Жюля Верна "Вокруг света за 80 дней"

    По его словам, за время путешествия приходилось быстро привыкать к разным условиям климата и проезжать через совершенно незнакомые ему территории, такие как Россия и Монголия.

    В северном полушарии путешественнику приходилось ехать при минусовых температурах, а в Северной Америке - дышать воздухом, задымленным в результате лесных пожаров.

    За время путешествия Бомонт дважды падал с велосипеда, и после падения в России ему была оказана срочная стоматологическая помощь. На протяжении всего маршрута его сопровождала команда поддержки, в которую входили в том числе механик, диетолог, врач и менеджер.

    Марк начал заниматься велосипедным спортом в 12-летнем возрасте. Тогда он совершил свое первое большое путешествие, проехав 233 километра по Шотландии.