Корейские и японские драконы - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Корейская мифология: персонажи, легенды и мифы Царь драконов в корейской мифологии

  • «Евангелион» (яп. 新世紀エヴァンゲリオン Синсэйки Эвангэрион, международное название - Neon Genesis Evangelion) или сокращённо «Ева» - аниме-сериал жанра «меха» режиссёра Хидэаки Анно, выпускавшийся студией Gainax с 4 октября 1995 года по 27 марта 1996 года.
  • (Енсин) в корейской мифологии царь драконов, живший в подводном дворце; хозяин водной стихии, главный из водяных духов мульквисинов
  • КАНЧХОРИ

    • В корейской мифологии злой дракон, который несет с собой засуху
      • Аврийи́ (фр. Avrilly) - коммуна во Франции, находится в регионе Овернь. Департамент коммуны - Алье. Входит в состав кантона Ле-Донжон.
      • Царь, прославившийся навозом
      • Царь, хозяин конюшен
      • Царь, запустивший конюшни
      • Царь из шестого подвига Геракла
      • Царь, мифологический персонаж в древнегреческой мифологии
      • Царь, в чьих конюшнях Геракл нашел место очередному подвигу
      • Царь, чья любовь к лошадям довела до экологической катастрофы
      • Царь, загадивший конюшни
      • Древний царь, совсем запустивший свои конюшни
      • В греческой мифологии царь Элиды, владелец конюшен, которые очистил герой Геракл (мифическое)
        • Крейн (англ. Crane) - город в США, расположенный в западной части штата Техас, административный центр одноимённого округа.
        • (Креон) сын Ликанфа, царь Коринфа, давший приют предводителю аргонавтов Ясону и волшебнице Медее, отец Креусы.
        • В греческой мифологии царь Коринфа, давший приют предводителю аргонавтов Ясону и волшебнице Медее
        • В греческой мифологии брат фиванской царицы Иокасты, царь Фив после гибели обоих сыновей Эдипа
          • Амба́нт (или Абант) - в греческой мифологии старший из шести сыновей элевсинского царя Келея и его жены Метаниры, который, увидев как Деметра залпом выпила целый кувшин ячменного отвара, сдобренного мятой, воскликнул: «О, как жадно ты пьёшь!» - за что та, оскорблённая таким неуважением к старшим и непочтительностью к богам, превратила его в ящерицу.
          • В греческой мифологии: сын Посейдона и Аретусы; сын Мелампа
          • В греческой мифологии царь Аргоса, отец Акрисия, дед Данаи и Аталанты (мифическое)

Если на севере есть высокая гора, её охраняет Черепаха-Змея,
Если на востоке есть ручей, его охраняет Голубой Дракон,
Если на юге есть обработанные поля, их охраняет Красная Ласточка,
Если на западе есть большой тракт, его охраняет Белый Тигр.
Такое место является священным, и его называют «местом,
охраняемым четырьмя богами - ками» («енсин-сюго»).

Это довольно большая тема посвящённая 4 богам-хранителям и начну пожалуй с Сэйрю (Seiryu) - бог Воды (также известен как бог войны). Его воплощение - Голубой Дракон .

Другие его названия - Huang Long , Ryujin , Chung Ryong (кор.) , Qing Long (кит.) , 青龍

Корейский дракон

Возникновение своей письменности в Корее . Дело в том, что корейцы очень долго своего языка не имели и пользовались языком Китая, точнее его символами для обозначения своих слов. В 1443 г. король Сенчжон повелел создать хунминчон ("правильные звуки для обучения народа";). В 1446 г. получившееся было обнародовано под тем же названием - "Хунминчон". Так вот первым же литературным произведением, написанном на настоящем корейском алфавите, была "Ода дракону, летящему в небеса", и произошло это в 1445 году. Из этой книги мы можем узнать, что полет корейского дракона вещь крайне, видимо, редкая, ибо как только он взлетает в небо, в Корее меняется династия императоров. Хотя при этом дракон, как и в Китае – символ правителя.

Более полный пост посвящённый императорам Китая

Корейский дракон (용, Йон) имеет ряд специфичных именно для Кореи черт, которые отличают его от драконов других культур. Наиболее близкий родственник корейского дракона, как по внешности, так и по культурной значимости - китайский дракон.
Тогда как большинство драконов в западной мифологии обычно ассоциируются с огнём и разрушением, корейские драконы в мифах обычно выступают как положительные существа, покровительствующие водоёмам и рисовым полям. Считается, что они приносят на землю дождь. Живут корейские драконы обычно в реках, озёрах, океанах или глубоких горных прудах "где дракон, там и вода, где вода, там и дракон" .
Упоминание дракона встречается повсеместно как в корейской мифологии, так и в искусстве корейцев. В политике дракон олицетворяет императора, таким образом, ванам (королям) было запрещено носить украшения с драконьей символикой. С ванами обычно ассоциировали птицу феникс.
В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать «Драконом Восточного моря, чья цель - защита Кореи».
Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой.
Изредка дракона представляли держащим в одной из своих лап «драконью державу», известную под именем Ёиджу (여의주). По преданию, смельчак, который сумеет завладеть Ёиджу, станет всемогущим, однако только четырёхпалые драконы (у которых есть большой палец для того, чтобы держать державу) настолько мудры и сильны, что могут владеть Ёиджу.
Как и для китайских драконов, главное число корейских - девятка. По легенде, у них на спине 81 (=9x9) чешуйка.


Если в Китае явление дракона во сне женщины - к рождению героя или правителя, то в Корее это просто приносит счастье кому угодно.

Как и в Китае, Корейские драконы бывают пяти цветов: зелёный дракон (Чхоннён) - страж Востока и Весны, красный (Чоннён) и желтый (Хваннён) - стражи Юга и двух фаз лета, собственно Лета, и Конца Лета, белый (Пэннён) - страж Запада и Осени, и черный (Хыннён) - страж Севера и Зимы. Боги запрягают эту пятерку и передвигаются на них как по небу, так и по воде, что похоже на монгольский вариант, где Лу иногда считают просто своеобразными "лошадьми" богов.

Более подробно о корейских драконах можно прочитать пройдя по этой ссылке - elena-elk.narod.ru/Dragonology/Lessons/lesson44...

Близкие драконам существа корейской мифологии

Близким родственником дракона в корейской мифологии является Имуги (이무기) . Существует множество сказаний, посвящённых Имуги: в некоторых, к примеру, говорится, что они - безрогие существа, похожие на драконов, однако из-за наложенного на них проклятия, стать драконами не могут; в других можно найти упоминания о том, что Имуги - это своего рода «личинка» дракона, которой потребуется одна тысяча лет для того, чтобы стать полноценным драконом. Иногда они изображаются в виде гигантских добродушных змей, похожих на питонов. Живут они в воде или пещерах. По преданиям, изображения Имуги приносят удачу.
Корейский василиск, известный как керён (계룡/鷄龍) , что в переводе означает дракон-петух, появляется в мифах корейцев не так часто, как дракон. Часто их изображают впряжёнными в колесницу, ведомую одним из легендарных героев корейских мифов. В одном из таких мифов говорится об основании королевства Силла - первая принцесса этого королевства родилась из яйца василиска.

Китайский дракон

Китайский дракон (龍, лун) - в китайской мифологии и культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.
По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.


Основные породы дракона следующие:
Тяньлун - Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
Фуцанлун - Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.
Дилун - Земляной дракон, который заведует морями и реками.
Шэньлун - Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.
Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому мифу, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.

Девять сыновей дракона

К XVI веку китайские авторы объединили нескольких фантастических созданий, некоторые из которых уже давно появлялись в китайской скульптуре или декоративно-прикладном искусстве, под общим названием «Девять сыновей дракона» (龙生九子). Существует несколько вариантов этого списка. По одной традиции, представленной в книге «Шэнъань вайцзи» (升庵外集) поэта Ян Шэня (1488-1559), сыновья дракона, в порядке старшинства, перечисляются следующим списком:

1. Биси (赑屃, bìxì) Биси любит носить тяжести, и поэтому на него ставят стелы.
2. Чивэнь (螭吻, chīwěn) Чивэнь любит глотать, и поэтому его помещают на концах конька крыши, чтобы он проглатывал все дурные поветрия.
3. Пулао (蒲牢, pulao) Пулао любит кричать, и поэтому за него вешают колокола.
4. Биань (狴犴, bì"àn) Биань могуч и любит юстицию, и поэтому его помещают над тюремными дверьми.
5. Таоте (饕餮, tāotiè) Таоте - загадочное древнее чудовище, которое любит есть, и чья маска появляется на сосудах для жертвоприношений династий Шан и Чжоу.
6. Бася (𧈢𧏡, bāxià) Бася любит воду, и поэтому его помещают на опорах мостов, у источников, и пр.
7. Яцзы (睚眦, yázì) Яцзы - хищный зверь, который любит убивать, и поэтому им украшают рукоятки холодного оружия.
8. Суаньни (狻猊, suānní) Суаньни любит сидеть, и поэтому его обычно помещают сидящим у ног Будды или бодхисатвы.
9. Цзяоту (椒图, jiaotu) Цзяоту похож на морскую раковину и не любит, чтобы его беспокоили; поэтому его помещают на дверные ручки или пороги.

Немного отличное собрание разновидностей «родственников» драконов:

1 . Пу-лао , вырезанный в верхней части колоколов и гонгов, говорит об его «привычке» громко кричать во время атаки его главнейшего врага - кита;
2. Чиу-ниу вырезался на колках скрипки из-за своей любви к музыке;
3. Пи-хси вырезался в верхней части каменных табличек из-за своей любви к литературе. Также он выражал самку и самца черепахи, склоненных к горе, и использовался в качестве пьедестала для надгробных камней с головой, направленной во все стороны. Это речной бог, наделенный сверхъестественной силой;
4. Па-хся вырезался в нижней части каменных памятников, так как считалось, что он способен поднимать огромные тяжести;
5. Чао-фенг вырезался на карнизах храмов, так как считалось, что он способен увидеть опасность;
6. Чих-вен вырезался на перилах мостов из-за своей тяги к воде. Также его изображение можно увидеть на крышах домов, так как считалось, что он способен уберечь жилище от пожара. Он стоит настороже с раскрытой пастью и иногда символически изображается в виде фигуры рыбы с поднятым хвостом;
7. Суан-ни вырезался на троне Будды из-за своей предрасположенности к отдыху. Так же его отождествляют с Чих-цу, т.е. с символическим львом;
8. Йай-цу вырезался на поверхности лезвия сабли в месте, где лезвие соединяется с рукояткой. На сабле он изображался из-за своей тяги к битве;
9. Пи-кан вырезался на воротах тюрьмы, так как имел склонность к суду и спорам и любил использовать свою силу и энергию в состоянии гнева. Имеет чешуйчатую грудь и рог.

Обычно восточного дракона изображают с жемчужиной - эмблемой солнца, которую он либо глотает, либо она висит у него на шее. В этой жемчужине заключена его сила, и, если жемчужину отнять или похитить, чудовище становится беспомощным. Жемчужина является источником энергии дракона, а также помогает дракону подниматься в небо, она способна преумножить все, к чему ни прикоснется. Жемчужина эта символизировала еще одно сокрытое от глаз сокровище - мудрость.

Ещё жемчужина считается символом Луны. Китайцы таким образом объясняли полный лунный цикл, якобы небесный дракон то больше, то меньше выпускает луну из своей пасти.


Японцы, как китайцы и корейцы, верили в духов-хранителей, защищающих стороны света. Поэтому в устройстве лагерей и постройке городов японцы руководствовались теорией о пяти первоэлементах.
Интересно, что Токио, Киото, Осака и другие процветающие города и деревни расположены с непогрешимой точностью в местах, которые считаются подходящими с точки зрения покровительства четырёх божеств.

Японский дракон

Кирин

В Сети - на блогах и форумах - часто утверждается, что японский дракон - это кирин . Но это неверно. Кирин – это японский единорог, существо с головой дракона, телом оленя и крыльями, имеющее копыта лошади, один рог на голове и шкуру пяти цветов. Очень часто чешуя заменена пятнами, как у оленя. Современные японцы этим словом называют жирафа.
Кирин – японский единорог, был заимствован из китайской мифологии во времена развития учения Онмёдо (Путь Инь и Ян), около 1200 лет назад. Согласно китайской мифологии, это существо с головой дракона, телом оленя и крыльями, имеющее копыта лошади, один рог на голове и шкуру пяти цветов. Очень часто чешуя заменена пятнами, как у оленя.

Кирин - мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Кирин - знаменитое животное, добрый вестник, а также символ долголетия, знатности, счастья, одаренного потомства и мудрого правления. Он яростный последователь справедливости и закона, и что он иногда появлялся на суде, убивал виновного и спасал невиновного. Доныне каждой весной в одном из храмов города Тоттори исполняется ритуальный танец "Кирин-лев". Танцуя, "лев" стремится взмыть вверх и улететь в небеса. Пожалуй, даже сегодня в Японии кирин считается посланником, передающим богу желание получить щедрый урожай, жить в благоденствии и безопасности.

Кирин – самое главное животное-божество. В Японии в четверку богов-хранителей - Лазурный Дракон Сейрю (Повелитель Востока), Алый Феникс Судзаку (Повелитель Юга), Черная Черепаха Генбу (Повелитель Севера) и Белый Тигр Бьякко (Повелитель Запада), было включено пятое божество, одновременно венчающее пентаграмму и стоящее в центре квадрата Хранителей Сторон Света, объединяя и гармонизируя их силы. Этим божеством становится Повелитель Природы Кирин (собственно японское развитие учения о противоположности, взаимопроникновении и неделимости Инь и Ян). В Японии Кирин в отличии от китайского Цилинь приобрел гораздо больше «агрессивных» черт. Так, к примеру, ему стало приписываться свойство требовать жертвы за дарование силы.

Японский дракон (竜 или りゅう или リュウ, Рю) - обладает тремя пальцами на каждой лапе, что отличает их от других драконов восточной мифологии.


Один из известнейших японских драконов - Ямата-но ороти 山多の大蛇. По легенде он семь лет подряд наводил ужас на страну Идзумо в верховьях реки Хи на юго-западе о. Хонсю, пожирая дочерей земного бога Асинадзути (Старец, гладящий ноги) и его жены Тэнадзути (Старуха, Гладящая руки). Явившийся на восьмой год бог Сусаноо-но микото договорился с родителями убить дракона, попросив в награду последнюю их дочь - Кусинада-Химэ. В древней японской рукописи «Нихонги» имя дракона обозначено идеограммами, которые переводятся как «змей-страшилище, восьмихвостый, восьмиглавый». А сам Ямата-но ороти описан так: «Его глаза подобны ягодам вишни, он имеет тело с восемью головами, на нём растут мох и деревья. Тело дракона покрывает собою восемь долин и восемь холмов, а брюхо его кроваво и охвачено пламенем». Сусаноо-но микото напоил дракона сакэ из восьми бочек и когда тот опьянев, уснул, убил его, разрубив на мелкие кусочки. В одном из хвостов он нашёл меч Кусанаги (Муракумо-но-Цуруги - Небесный меч из Кучащихся Облаков), который преподнёс своей сестре Богине Солнца Аматэрасу.
Японский дракон отличается от китайского ци-линя только тем, что на лапах у него три пальца вместо пяти, а у корейского дракона - четыре пальца. Важное значение имеет цвет дракона. Желтые драконы выше имперских, они являются символом центра Земли. Золотые драконы приносят богатство, мудрость и доброту. Синие и зеленые являются символами Весны, они приносят удачу и крепкое здоровье. Красный ассоциируется с бурями, югом, летом, сердцем, это символ огня, активности и удачи. Черный дракон ассоциируется со штормами, севером, зимой, местью и беспокойством. Белый представляет осень, траур и смерть.
Fuku Riu - японский дракон удачи. Не всех японских драконов надо остерегаться. Например, японского дракона удачи Fuku Riu назвать свирепым трудно. Встреча с ним благоприятна для активации удачи, процветания и изобилия.
Дракон Ryo Wo . Дракон Ryo Wo происходит от синто-религии, это морской змей. Он известен своим благородством и мудростью, является опекуном синто-веры. Люди, которые погибли в море, как сообщается, проживали в его царстве - Ryo Wo имеет подводный дворец.

ЁНВАН, Ёнсин (др.-кор. мири), в корейской мифологии царь драконов, живший в подводном дворце; хозяин водной стихии, главный из . Генетически связан с . Ёнван обитает не только в глубоких морях, но в реках и прудах. Цари драконов четырех морей (восточного, западного, южного и северного) вместе с жёнами (ёнпуин), дочерьми (ёнгун-агисси), воеводами (ёнчангун) и сановниками (ёнгун-тэгам и ёнгун-тэсин) составляют собственный пантеон духов вод. Возглавляют подводные царства Ёнваны пяти цветов: зелёный дракон (Чхоннён, см. ) - страж Востока(Весны), красный (Чоннён) и желтый (Хваннён) - стражи Юга (Лета и Конца Лета), белый (Пэннён) - страж Запада (Осени) и черный (Хыннён) - страж Севера (Зимы). Колесница, запряженная пятицветными драконами, - средство передвижения небожителей. Дракон свободно передвигается и в воде, и в небе. Считалось, что если дракон взлетает на небо, происходит смена династий (см. первое произведение на корейском алфавите «Ода драконам, летающим в небесах», 1447). В подводном царстве Ёнвана находят приют Солнце и Луна. Подводный дворец представляется утопическим царством, и Ёнван мог приглашать туда даже людей. Детёныши Ёнвана могли превращаться в людей и жить в земном мире, общаясь с подводным царством. По народным поверьям в Ёнвана превращаются большие змеи (Имуги) после долгого лежания в воде; найдя драгоценную жемчужину (Ёый поджу. Мани поджу), они взлетают на небо. Государь после смерти мог в образе Ёнвана выступать духом - защитником страны. Считалось, что явление дракона во сне будто бы приносит человеку счастье.

Культ Ёнвана был известен у древнекорейских племен с периода Трёх государств (1 в. до н.э. - 7 в.н.э.) Дракон, видимо, под влиянием южной океанической культуры, был тотемом древнекорейских племен. Мать одного из основателей государства, Силла, родилась из левого ребра петушиного дракона (керён); мать правителя Пэкче У-вана (7 в.) забеременела от дракона; дух Чхоёна был сыном дракона восточного моря и т.д. Ёнван повелевал тучами и осадками. 15 числа 6-й луны, в день омовения головы и расчесывания волос (Юдуналь), в старину в Корее устраивалось моление с жертвоприношениями Ёнвану о ниспослании дождя и урожайном годе. В ряде мест Кореи существовало гадание, называемое "драконова вспышка" (ёный паткари). Во время зимнего солнцестояния водоемы покрывались льдом, но подтаявший на солнце лед выглядел как вспаханный сохой. Местные жители считали, что это проделки Ёнвана. Если льдины выстраивались с юга на север, то год обещал быть урожайным; если с запада на восток, то не урожайным; если льдины расходились в разные стороны - то средним. В корейском народном календаре 5-ый день 1-ой луны называют "днём дракона" (ённаль); считалось, что если в этот день зачерпнуть воды из колодца, в котором дракон накануне откладывает яйцо, то в течение всего года в доме будет благополучно. Ёнван - распространенный персонаж в корейском фольклоре и средневековой литературе. Изображение дракона - атрибуты сана правителя, особенно в период Корё (нач. 10 -кон. 14 вв).

____________________________

Мульквисин, сусин, в корейской мифологии общее название водяных духов. Считалось, что душа утопленника становилась Мульквисином. В разных местах Кореи приносились жертвы духам четырех морей - Тонхэсину (духу восточного моря) в Янъяде, Сохэснну (духу западного моря) в Пхунчхрне, Намхэсину духу южного моря) «в Наджу и Пукхэсину (духу северного моря) в Кенсоне. Кроме того, весной и осенью во избежание наводнений и для спокойствия в стране совершались жертвоприношения духам семи водоемов (Чхильдоксин) в виде пятицветных ритуальных денег, которые бросали в реки и бухты.

(Л. Р. Концевич. Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2х тт., т. 2, М.: «Советск. энциклопедия», 1980.)

На протяжении многих веков Корея являлась культурно-идеологическим посредником между Восточной Азией и населением островов Тихого океана (в основном Японии). Ее мифология формировалась под влиянием индийско-буддийской и китайской цивилизаций. Культура древних корейцев, являющаяся по своему характеру автохтонной, то есть характерной лишь для данной территории, подарила человечеству множество уникальных мифов и преданий, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

История, воплотившаяся в мифах

Самые ранние образцы мифов и сказаний были обнаружены учеными в хрониках древних государств Силла, Пэкче и Когуре, находившихся в разные исторические периоды на территории, прилегающей к современному Пхеньяну. Кроме того, записи, касающиеся корейской мифологии, содержатся в китайских историях знаменитых династий. Однако наиболее полное представление об этом жанре народного творчества дает первая официальная корейская летопись, называемая «Самгук саги». Она датирована 1145 годом.

Изучая этот исторический памятник, можно заметить, что персонажи корейской мифологии взяты главным образом из истории страны или из народных сказок, а из мира богов в значительно меньшей степени. В них отражено представление людей об их предках, а также о героях, которым приписывается историческая подлинность. Отдельную группу составляют культовые мифы, в которых объясняется происхождение всевозможных обрядов. Они, как правило, связаны с конфуцианством или буддизмом, а нередко и с демонологией.

Царственный отпрыск медведицы

Начнем наш краткий обзор с мифа о Тангуне, поскольку этому персонажу традиционно отводится роль основателя древнего государства Чосон, находившегося на месте нынешней южнокорейской столицы. Как повествует легенда, сын властелина неба Хванун досаждал отцу просьбами отпустить его на землю. Наконец он добился своего. Хванун с тремя сотнями последователей покинул небо.

На земле он подарил людям законы, научил ремеслам и земледелию, отчего они зажили богато и счастливо. Увидев картину всеобщего благополучия, тигр и медведица стали упрашивать небожителя, чтобы он и их превратил в людей. Тот согласился, но с условием, что они пройдут испытание. Требовалось в течение 100 дней не видеть солнечного света, а в еде ограничиться лишь 20 дольками чеснока и стебельком полыни.

Тигр через 20 дней отказался от этой затеи, а медведица выдержала испытание и превратилась в женщину. Однако почувствовать себя счастливой ей мешала неудовлетворенная жажда материнства. Снизойдя к просьбам страдалицы, Хванун женился на ней. От их брака, согласно древней легенде, родился тот самый Тангун, унаследовавший от отца трон и основавший государство Чосон. Характерная особенность корейского фольклора заключается в том, что в нем зачастую указывается конкретное место и время описываемых событий. Так, в данном случае приводится точная дата начала правления Тангуна - 2333 г. до н. э.

Корейский вариант сотворения мира

В корейской мифологии, как и в любой другой, нашли отражение бытовавшие в народе представления о создании мира, причем в разных частях полуострова они были различными. Так, согласно одной из версий, солнце, луна и звезды - это не что иное, как земные дети, взобравшиеся на небо в поисках спасения от тигра. Возможно, того самого, которому не хватило выдержки, чтобы стать человеком. Что же касается морей, озер и рек, то они были созданы великанами по приказанию их хозяйки Халласан, такой огромной, что подушками для нее служили горы.

Объясняется в древних легендах и природа затмений. Согласно приводимой в них версии, Солнце и Луну неотступно преследуют огненные псы, посылаемые князем Тьмы. Они пытаются проглотить небесные светила, но каждый раз бывают вынуждены отступить, поскольку одно из них - дневное, необычайно горячее, а ночное слишком холодное. В результате собакам удается лишь оторвать от них по куску. С тем они и возвращаются к своему повелителю.

По поводу того, как появились на свете первые люди, в корейской мифологии приводится несколько версий. Согласно наиболее распространенной из них, небесная фея воспылала любовью к лавровому дереву. От их союза появились предки современных корейцев. Размножаясь вполне традиционным способом, они заселили всю территорию

Особая сакральность придавалась небу, где обитали многие удивительные существа корейской мифологии. Наиболее значимым среди них был владыка мира Ханыним. Его ближайшими помощниками являлись Солнце (оно изображалось в виде ворона с тремя лапами) и Луна. Ей обычно придавался облик жабы. Кроме того, небесный свод вмещал в себя бесчисленный сонм духов, контролировавших животный мир, водоемы, погодные условия, а также горы, холмы и долины.

Миф о горе Амисан

На северо-востоке Южной Кореи находится гора Амисан, верхняя часть которой раздвоена, что делает ее похожей на двугорбого верблюда. О происхождении ее столь необычной формы рассказывает древняя легенда. Оказывается, в давние времена гора имела самый заурядный вид. У ее подножья жила бедная крестьянка с сыном и дочерью. Женщина эта была скромной и незаметной, но дети у нее родились великанами. Об их отце в легенде ничего не говорится.

Однажды затеяли они состязание в силе и выносливости, причем, победитель получал право убить проигравшего. Согласно условию, мальчик должен был в тяжелых стальных башмаках пробежать за день 150 верст, а его сестра тем временем возвести каменную стену вокруг горы Амисан. Девица, как видно, была работящая. К вечеру она уже заканчивала дело, но мать вдруг позвала ее ужинать. Прервав неоконченную постройку, она отправилась домой. В это время прибежал запыхавшийся брат, покрывший за день положенное расстояние.

Увидев, что стена не готова, он счел себя победителем. Выхватив меч, он отрубил сестре голову. Однако его радость была омрачена рассказом матери о том, что из-за нее дочь не успела завершить начатое дело. Осознав ошибку, сын ощутил себя обесчещенным. Не желая сносить позор, он попытался вонзить клинок в собственную грудь, но смертоносное оружие отскочило от нее и отлетело в сторону горы. Ударившись о вершину, меч оставил выемку, придавшую ей форму двугорбого верблюда. Эта история занимает в корейской мифологии весьма заметное место. В наши дни ее рассказывают всем туристам, посещающим гору Амисан.

Сказания о добрых драконах

От жителей Китая древние корейцы переняли любовь к драконам, которых их фантазия породила необычайное множество. Каждому из них придавались особые черты, в зависимости от места его проживания. В отличие от представлений, укоренившегося среди европейских и большинства славянских народов, в Азии эти страшные с виду существа воспринимались как положительные персонажи. Корейские драконы, например, своими чудесами помогали людям, боролись со злом всеми доступными способами. Они же являлись непременными спутниками правителей.

В народном фольклоре весьма популярна легенда о жившем в давние времена драконе по имени Ен. В отличие от большинства своих собратьев, он был смертным существом. Прожив долгую жизнь при дворцах местных правителей, Ен однажды почувствовал, что его земной путь завершен. На смертном одре он обещал, что, находясь в ином мире, навсегда останется покровителем Кореи и Восточного (Японского) моря, омывающего ее берега.

Народная фантазия населяла драконами озера, реки и даже океанские глубины, откуда те посылали полям и лесам столь необходимые для них дожди. Эти мифические животные фигурируют не только в устных сказаниях корейцев, но также и во всех без исключения областях искусства. Проникли они даже в политику, где испокон века считались олицетворением императоров. При этом никому из нижестоящих правителей не разрешалось использовать их символику.

Внешним отличием корейских драконов от их родственников, распространенных по всему миру, является отсутствие крыльев и наличие длинной бороды. Кроме того, их часто изображают держащими в одной из лап некий символ власти, напоминающий царскую державу. Он называется «Еиджу». Согласно легенде, тот смельчак, который сумеет вырвать его из лап чудовища, станет всесильным и обретет бессмертие. Многие пытались это сделать, но, потерпев неудачу, сложили головы. Драконы и по сей день не упускают Еиджу из своих лап.

Ближайшие родственники корейских драконов

К числу этих фантастических существ относятся гигантские змеи, известные под названием «Имуги». О том, что они собой представляют, в корейской мифологии существует две версии. По одной из них это бывшие драконы, но проклятые богами за какую-то провинность и лишенные своего главного украшения - рогов и бороды. Отбывать наложенное на них наказание этим существам предстоит тысячу лет, после чего (при условии достойного поведения) им будет возвращен прежний статус.

По другой версии Имуги - это не провинившиеся существа, а личинки драконов, которым требуется тысяча лет, чтобы развиться в полноценных сказочных рептилий с рогами и бородой. Как бы то ни было, но их принято изображать в виде огромных добродушных змей, чем-то напоминающих современных питонов. Если верить преданию, то живут они в пещерах или глубоких водоемах. Повстречавшись с людьми, Имуги приносят им удачу.

Имеется в корейской мифологии и еще одно любопытное существо, представляющее собой аналог известного всем змея, обладающего многими сказочными свойствами. Называется он «Керен», что в буквальном переводе означает «дракон-петух». Ему отводится скромная роль прислужника у более весомых Сохранилось немало старинных изображений этого змея, впряженного в повозки царствующих особ. Впрочем, однажды довелось и ему отличиться. Как свидетельствует легенда, из яйца этого корейского василиска в 57 году до н. э. родилась принцесса, ставшая основательницей древнего государства Силла.

Духи - хранители жилищ

Кроме драконов, в корейской мифологии значительное место уделяется образам других сказочных персонажей, неотступно сопровождавших человека в течение всей его жизни. Это ближайшие родственники наших славянских домовых - весьма забавные существа, называемые «токкэби».

Они селятся в жилищах людей, но при этом не прячутся за печкой, а разворачивают весьма бурную деятельность: за хорошие дела награждают хозяина дома золотом, а за плохие пакостят ему. Токкэби охотно становятся собеседниками людей, а при случае даже и собутыльниками. Изображают их обычно в виде рогатых карликов, покрытых шерстью. На лицах они всегда носят маски в виде звериных морд.

Хранить свои дома от всяческих бед и несчастий древние корейцы поручали не только разного рода духам, но и божествам, составлявшим высший небесный пантеон. Известно, что неизменным почитанием пользовалась покровительница жилищ Опщин. Эта великодушная небожительница не только ограждала семьи от бедствий, но и привлекала удачу и богатство.

Однако, несмотря на все благодеяния, среди прочих корейских богов она выделялась тем, что народная фантазия «награждала» ее малоприятным обликом - змеи, паука, жабы или крысы. В реальной жизни этих существ убивать категорически запрещалось из опасения навлечь на себя гнев богини Опщин.

«Коммунистический Годзилла»

Кроме драконов, о которых речь шла выше, среди мифических животных Кореи большой популярностью пользовались химеры, называвшиеся «пульгасари». Они представляли собой фантастический гибрид тигра, лошади и медведя. У людей эти существа пользовались признательностью за то, что ограждали спящих от дурных снов. Однако за это их приходилось кормить, а питались они исключительно железом, что по тем временам было весьма накладно.

Любопытно, что в наши дни образ пульгасари нередко используется в корейском кинематографе как некий идеологический элемент. Согласно легенде, монстр был создан из рисовых зернышек, а затем помогал крестьянам в борьбе с эксплуататорами-феодалами. В связи с этим за ним даже утвердилось прозвище «Коммунистического Годзиллы».

Демоны в представлении жителей Кореи

Весьма богата корейская мифология и демонами, одна из разновидностей которых носит название «квищин». Согласно легенде, эти злобные и коварные существа появляются на свет каждый раз, когда кто-то из людей покидает мир в результате насильственной смерти или становится жертвой несправедливого приговора. В этих случаях его душа не находит упокоения. Обретя она мстит всем, оставшимся на земле.

Среди всех демонов корейской мифологии особую категорию составляют квищины, появившиеся на свет в результате безвременной кончины незамужних девушек. Эти духи тьмы крайне озлоблены, потому что они, находясь в человеческом теле, были лишены возможности исполнить главное женское предназначение - выйти замуж и родить ребенка. Изображают их в виде мрачных призраков, облаченных в траурные одежды, поверх которых ниспадают длинные пряди белых волос.

Из японского фольклора корейцы заимствовали образ Кумихо - лисы с девятью хвостами, которая имела обыкновение превращаться в женщину, чтобы соблазнять наивных мужчин. Уединившись с очередной жертвой для любовных утех, злобный оборотень пожирал ее сердце. Согласно корейской демонологии, каждая Кумихо - это в прошлом настоящая женщина, проклятая за излишнюю похотливость, поэтому обреченная губить своих любовников.

Разновидности демонов в корейской мифологии

Наряду с почитанием неба, от которого зависит благополучие и сама жизнь людей, корейцы с давних времен одухотворяют и всю видимую природу, населяя ее бесчисленными армиями демонов и духов. Принято считать, что эти фантастические существа не только наполняют собой воздух, землю и море, но также находятся в каждом ручье, овраге и лесной чаще. Ими буквально кишат печные трубы, погреба и чуланы. Едва ли можно найти недоступное для них место.

Согласно корейской мифологии, демоны бывают двух категорий, каждая из которых имеет свои характерные особенности. К первой принадлежат духи, явившиеся из ада, чтобы творить зло и всячески вредить людям. В союзе с ним действуют души умерших бедняков и тех, чей жизненный путь был полон лишений. Став после смерти демонами, они бродят по земле, вымещая свою злобу на всех, кто попадается им на пути.

Ко второй категории относятся демоны, рожденные во мрачных глубинах потустороннего мира, но способные на хорошие поступки. Их ближайшими союзниками являются тени людей, чья жизнь была преисполнена счастья и добродетели. Все они не отказываются от добрых дел, но беда в том, что по своей природе они чрезвычайно обидчивы и капризны.

Чтобы добиться от этих демонов желаемой помощи, людям приходится их предварительно «умасливать» жертвоприношениями. В Корее на этот случай была разработана целая система ритуалов, позволявшая земным людям вступать в общение с потусторонними силами. Принято считать, что счастье и благополучие каждого человека зависит именно от его умения расположить к себе добрых, но своенравных демонов.

Конь, ставший символом нации

Своеобразным порождением народной фантазии стал корейский мифический крылатый конь по имени Чхоллино, способный в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. При всех своих достоинствах он обладал столь неистовым нравом, что никто из наездников не мог на нем усидеть. Взмыв однажды в небо, конь растаял в лазурной синеве. В Северной Корее конь Чхоллима является символом движения нации по пути прогресса. Его именем названо массовое народное движение, аналогичное тому, которое в СССР именовалось стахановским.

В столице КНДР Пхеньяне имя крылатого коня носит одна из линий метрополитена. Оно же присвоено сборной страны по футболу. Поскольку в образе этого мифического существа воплощен революционный дух северокорейского народа, его часто используют при создании плакатов и скульптурных композиций идеологической направленности. Один из них представлен в нашей статье выше.

Русалки

Кроме упомянутого выше домового по имени Токкэби, в корейской мифологии русалки тоже присутствуют. Точнее, здесь имеется одна русалка, которую зовут Ино. Она, как и славянские девы вод, является полуженщиной-полурыбой. Живет Ино в Японском море возле острова Чеджудо.

Внешне она весьма отличается от обитательниц днепровских и волжских заводей. По свидетельствам очевидцев (говорят, таких было более сотни человек), у этой «красавицы» шесть или семь пар длинных ног, отчего своей нижней половиной она напоминает не рыбу, а осьминога. Туловище, руки и голова у нее вполне человечьи, но покрыты гладкой и скользкой кожей, как у налима. Дополняет образ морской девы длинный лошадиный хвост.

Периодически русалка Ино производит на свет потомство, которое кормит грудным молоком. Она очень заботливая мать. Когда кто-либо из детей огорчает ее, горько плачет. Слезы, появившись из глаз, тут же превращаются в жемчужины. В корейском народном фольклоре ей отводится место вполне дружелюбного персонажа.

Наследницы мифических русалок

Вблизи острова Чеджудо создателями легенд была замечена еще одна разновидность морских дев, также обладавших весьма экстравагантной внешностью. Их покрывала мелкая чешуя, а вместо рук по бокам выступали плавники. В нижней части тела у них, как у всех порядочных русалок, помещался рыбий хвост. Представительницы этого вида мифических существ, получившие название «Хэне», любили весело проводить время, но далеко не всегда их развлечения были безобидны. "Доподлинно" известно, что некоторые из них, обернувшись прекрасными девами, заманивали в морскую пучину легковерных мужчин.

Любопытно отметить, что в настоящее время название «Хэне» носят в Корее уникальные женщины - профессиональные ныряльщицы с острова Чеджудо. Погружаясь без акваланга на глубину до 30 метров, они занимаются промышленным сбором устриц, морских ежей и прочих даров моря. Кажется невероятным, но их средний возраст колеблется от 70 до 80 лет. Молодых последовательниц они не имеют. Ныряльщицы хэне, по признанию правительства Корей, являются визитной карточкой острова, его исчезающим культурным наследием.

Мифы и Легенды * Драконы * Кореи и Японии

Драконы Кореи и Японии

Японский дракон на деревянной гравюре XIX века
(Japanese dragon, Chinese school, 19th Century)

Корейский царь драконов Ёнван

Одноглавый крылатый корейский царь драконов Ёнван обитает в прекрасном подводном дворце. Палаты его так просторны, что на ночь в них спускается солнце, а на день — луна. Среди многих сокровищ Ёнвана главное — волшебная жемчужина, она исполняет любые желания и защищает от опасностей.
Хотя Ёнван и живет под водой, но без труда передвигается и по земле, а иногда взлетает в небо. Это случается не так часто и предвещает смену императорской династии — то есть раньше предвещало, в былые времена, когда Кореей еще правили императоры. Теперь, конечно, это поверье не в счет.
Но зато до сих пор у корейцев считается, что увидеть Ёнвана во сне — к счастью. А если зачерпнуть воды из колодца, где царь драконов отложил яйцо, целый год в доме будет царить благополучие.
Есть еще одна корейская примета, она красиво называется «драконья вспашка». Дело в том, что зимой водоемы в Корее покрываются льдом. Но климат там довольно теплый, часто даже зимою светит солнце, и подтаявший лед выглядит как вспаханное сохой поле. В народе издавна считалось, что это работа Ёнвана. Если бороздки на льду направлены с юга на север -— год обещает быть урожайным. Если с запада на восток — неурожайным. В разные стороны — средним. Так что благодаря царю драконов в Корее можно легко предсказать будущий урожай.

Японский дракон Татс-маки

«Татс-маки — ужас добрых людей», — писал в середине прошлого века из Японии Эме Гюмбер, швейцарский дипломат. «Это огромный дракон, большей частью скрывающийся в пещерах на дне морском; но иногда он поднимается на поверхность моря и вдруг взлетает в небо; смятение, которое он при этом производит в воздухе, причиняет губительное явление, известное под именем тифона, или смерча». Вероятно, речь идет о тайфуне.

Японский дракон Ямата-но ороти

Японский дракон Ямата-но ороти восемь лет подряд наводил ужас на страну Идзумо, что на юго-западе острова Хонсю в Японии, в верховьях реки Хи. А особенно мучил он одну семью, ежегодно отбирая и пожирая у старика и старухи по дочери. Сопротивляться ему не могли, уж больно дракон был страшен.
В древней японской рукописи «Нихонги» имя дракона обозначено идеограммами, которые переводятся как «змейстрашилище, восьмихвостый, восьмиглавый». А сам Ямата-но ороти описан так: «Его глаза подобны ягодам вишни, он имеет тело с восемью головами и восемью хвостами, на нем растут мох и деревья. Тело дракона покрывает собою восемь долин и восемь холмов, а брюхо его кроваво и охвачено пламенем».
И вот, когда последняя, восьмая дочь стариков должна была отправиться на съедение чудовищу, спустившийся с небес божественный герой Сусанооно микото взялся помочь несчастному семейству и всем жителям Идзумо. Он приказал сварить побольше сакэ, японской водки, и разлил напиток в восемь больших бочек. Бочки он поставил на возвышения, каждое окружив оградой; в каждой ограде было по одному проему — для каждой из драконьих голов. Ямата-но ороти, учуяв влекущий запах, приполз и начал пить из восьми бочек сразу. Осушив их до дна, он опьянел и уснул, и тогда хитроумный герой бесстрашно подошел к дракону и разрубил его на мелкие части.

Ямата-но Ороти (Ороти)

Так спасенная девушка досталась не дракону, а герою Сусаноо. Мало того, в среднем хвосте чудовища Сусаноо нашел чудесный меч Кусанаги, позднее ставший в Японии одним из священных символов императорской власти. Изображениями мифологического дракона нередко украшались японские мечи и ножны.

Японский дракон Руй (Ryu)

Похож на китайских и корейских драконов, но с тремя когтями, вместо четырёх. Они доброжелательны (за некоторым исключением) и могут исполнять желания. Редко встречаются в японской мифологии. Японцы считали, что их драконы были настолько могущественны, что путешествовали по всему миру. У них, в отличии от китайских драконов, три пальца. и считается, что именно от них произошли китайские драконы (хотя сами китайцы считают, что наоборот). Самые сильные и могущественные существа на Земле, после богов. Очень красивые, наделенные огромными знаниями и мудростью. Они символизируют богатство, воду и мудрость. В отличие от европейских драконов, их тела длинные и тонкие, они лишены крыльев, а голова похожа на голову лошади с огромными усами и без ушей, с двумя рогами. Драконы обожают играть с облаками и вызвать ливни и ураганы. Они славятся своими богатствами и щедростью. Драконы обожают жемчуг, и ради редкой жемчужины готовы на многое.