Николай кавасила. Молитва положения и поминовения святых

Дядя Николая, по общепринятому мнению, управлял Солунской паствой до 1340 года, при Иоанне Кантакузине. Младший, Николай, родился в 1320 году в аристократической семье в Фессалонике. Детство его прошло под наставничеством дяди. В 1335 - 1340 гг. Николай получает классическое образование в Константинополе, где изучает философию, риторику, грамматику, естественные науки. Впоследствии он принимает активное участие в политической и церковной жизни империи и упоминается в должности сакеллария Константинопольской Церкви.

При гражданских беспокойствах, вызванных движением зилотов, мы встречаем Николая Кавасилу (греч. Νικόλαος Καβάσιλας ) на стороне Палеологов и военачальника Сигриана.

Патриарх Иоанн в 1343 году посылал его в числе других к императору Иоанну Кантакузину, чтобы убедить его отречься от престола. Но когда тот был коронован в Адрианополе и когда Фессалоника и другие города перестали противодействовать благоприятствовавшей ему партии, посольство в 1346 году отправилось к сыну его Мануилу, чтобы обещать ему покорность под некоторыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавасила. Может быть, эти самые сношения приобрели Николаю благосклонность Кантакузина; по крайней мере, сам Кантакузин говорит, что удостаивал своей дружбы и даже причислял его к лучшим своим друзьям. Будучи склонным к созерцательной монашеской жизни, Иоанн Кантакузин в 1349 году удалился в монастырь Святого Маманта и потом перешел в монастырь Манганийский, недалеко от Константинополя. В это добровольное изгнание последовали за ним Димитрий Кидоний и Кавасила, мужи, по словам самого императора, достигшие вершины внешней мудрости, не менее любомудренные и в делах, избравшие жизнь целомудренную и свободную от несчастий брака.

Пребывание императора и друзей его в монастыре было непродолжительным.

Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения ради принятия монашеского пострига, призвал в соправители себе сына своего Матфея и Палеолога Андроника, Кавасила опять встречается в числе посредников, которым надлежало вызвать удалившегося патриарха Каллиста и заставить его короновать Матфея (Cantac. hist. lib. IV. Vol. III. P. 275). Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, и на это место предложены были Кавасила и еще двое: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский; император избрал последнего, и он короновал Матфея. При сем случае Кантакузин называет Кавасилу мирянином; а это дает понять, что он пользовался большим уважением, если предлагали его прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко.

Около этого времени Николаю Кавасиле, как приверженцу исихастского учения, пришлось иметь спор о природе Фаворского света с Никифором Григорой, последователем Варлаама и Акиндина. Рассказ о встрече Никифора и Кавасилы и сущность их спора изложены у Никифора (L. XXI. XXII. 4).

На созванном в 1351 г. Влахернском Соборе Николай Кавасила выступал твердым защитником Православия и строгой аскетической жизни.

Один краткий перечень сочинений Николая Кавасилы может показать его литературную многосторонность и плодовитость. К самым ранним его произведениям относится отрывок из комментарий его на Птолемея; ко времени занятий его делами церкви в звании сакеллария нужно отнести сочинения: «О росте против ростовщиков», книгу о неправильных тяжбах гражданских начальств по отношению к церковным предметам. Немало осталось от него отдельных слов нравственных, на праздники и похвальных. Из них можно указать слова: на Страсти Христовы, на Вознесение, на великомученика Димитрия, на св. Феодору Чудотворицу, на трех вселенских святителей. Из богословских произведений его известны: «Какая цель воплощения Господа», «Против заблуждений Никифора Григоры», «Изложение на пророка Иезекииля», «О душе» и другие мелкие сочинения и письма.

Более известным творением Николая Кавасилы служит его «Изъяснение Божественной литургии», которое имел в виду истолкователь литургии Симеон Солунский .

Выдающийся христианский писатель и богослов святой праведный Николай Кавасила был канонизирован Элладской Православной Церковью 3 июня 1982 года.

Тропарь праведному Николаю Кавасиле, глас 4

Яко наставник Божественный и вещатель премудрый/ веры православныя догматов и добродетелей священнейших/, просиял еси в мире словом и делом/, Николае праведне./ Сего ради Солунская земля твоею славою хвалится// и любовию празднует всечестную память твою.

Кондак праведному Николаю Кавасиле, глас 2

Житие свое разумом Боговдохновенным проводил еси/, просиявый мудростию и благодатию,/ и, словес силою прославивыйся,/ благочестия учитель явился еси.// Сего ради поем тя, Николае.

Введение. 3

Глава 1. Учение о церковных таинствах св. Николая Кавасилы.. 6

Глава 2. Взаимосвязь таинств и аскетического делания. 9

Заключение. 12

Список использованных источников. 13


Введение

Вопрос о взаимном отношении аскезы и таинств, является основополагающим вопросом духовной жизни православного христианина. Это вопрос синергии (греч. συνεργία – «вместе действующий») – соработничества, совместного усилия Бога и человека в деле спасения. Учение о синергии имеет крайне важное значение для понимания не только православной аскетики, но и богословия вцелом. Понятие о синергии существовало в Церкви всегда, впервые этот термин употребляется в Первом Послании апостола Павела к Коринфянам: «Мы соработники (συνεργοί) Бога» (1 Кор. 3, 9). Но подробно учение о синергии было сформулировано в традиции исихазма и связано с именем святителя Григория Паламы, учившем о соединении нетварной Божественной энергии и энергии тварной, человеческой. «Фундаментальной установкой паламитского богословия была следующая идея: благодаря синергии, то есть соединению энергий Бога или Его благодати, и покоряющихся ей энергий человека, в результате длительного и крайне трудного аскетического пути для подвижника становится возможным обожение. Так в исихазме называется реальная встреча человека с Богом, приобщение к Божественной жизни и созерцанию нетварного Божественного света. Но для этого удивительного результата в равной степени необходимы как действия и стремления самого человека, так и Божия благодать» .

Выдающемся представителем паламитского богословия в его лаической интерпретации является св. Николай Кавасила. Как утверждает протоиерей Иоанн Мейендорф, - «В трудах Кавасилы мы находим толкование всей традиции Григория Паламы, хотя он и пользуется иной терминологией».

В шестидесятых гг. XIV в. Николай Кавасила удалился в монастырь, где написал где посвятил себя духовным писаниям. Наиболее полно его богословие раскрывается в трактате «О жизни во Христе» в семи главах (словах), в котором объясняется природа духовной жизни и смысл таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Большую ценность в раскрытии «паламитского богословия» также имеют его работы: «Изъяснение Божественной литургии» и «Богородичные гомилии».
Святой Николай Кавасила не состоял в священном сане и принадлежал к восточной традиции богословов-мирян, вероятно поэтому, его богословие, в большей степени направлено, на рассмотрение церковного таинства как основного средства ко спасению (обожению) христиан, живущих в миру. Как он сам отмечает в трактате «Семь слов о жизни во Христе»: «Ибо никто не скажет, что одна и та же добродетель у людей, управляющих общественными делами, и у занимающихся только своими собственными; равно у тех, кои после купели ничего более не обещали Богу, и у тех, кои ведут жизнь отшельническую, кои предположили сохранять девство».
Сегодня, когда в христианстве наблюдается оскудение подвижнического делания, вопросовзаимном отношении аскезы и таинств приобретает особую актуальность . «Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10, 26-27).

Целью данного реферата является раскрытие учения о взаимном отношении аскезы и таинств в деле спасения изложенного в трудах святого праведного Николая Кавасилы.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

Рассмотреть учение о церковных таинствах святого Николая Кавасилы;

Раскрыть взаимосвязь таинств и аскетического делания изложенную святым Николаем Кавасилой.

Структура реферата определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части и заключения. В конце приведен список использованных источников и литературы.


Глава 1. Учение о церковных таинствах св. Николая Кавасилы

Слово «таинство» уже указывает на некоторую непостижимость, невозможность заключить это явление духовной жизни христианской Церкви в четкие определения и формулировки. Господь наш Иисус Христос, открывая апостолам тайны Царства Небесного, облекал их в приточную форму, используя многочисленные образы повседневной жизни. Так поступали и апостолы, и святые отцы. Этот прием использует и святой праведный Николай Кавасила. Он сравнивает таинства с окнами, через которые, подобно солнечному свету, в наш мир проникает благодать Божия: «И так посредством сих священных таинств, как бы посредством оконцев, в мрачный сей мир проникает Солнце правды и умерщвляет жизнь, сообразную с миром, и восстановляет жизнь премирную…», а крещальную купель он сравнивает с входной дверью в жизнь будущего века: «Сам Спаситель восхотел креститься Крещением Иоанновым, показывая, что чрез Крещение только мы можем узреть небесные пространства и тем указано было, что нельзя войти в жизнь некрещеному, тем же указано и то, что купель есть вход и дверь».

Рассуждая о церковных таинствах в «Семи словах о жизни во Христе», именно в них он видит присутствие Царствия Божия на земле: «Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня». «Согласно учению Николая Кавасилы, церковные таинства являются теми самыми средствами, благодаря которым осуществляется истинная жизнь человека во Христе» . Как отмечает протоиерей Иоанн Мейендорф: «Отправным пунктом для обсуждения таинств Кавасиле служит текст из речи апостола Павла в Деян. 17:28: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем». Мы получаем жизнь, начинаем ее в крещении; мы движемся, продолжаем жить в таинстве миропомазания; мы существуем, ибо содержание нашей жизни составляет
Евхаристия».

Таинство Крещения является начало новой жизни. Умерая в крещальной купели, ветхий человек получает «бытие и всецелое существование о Христе, ибо оно, приняв мертвых и растленных, первое из всех таинств вводит их в жизнь» . Миропомазание даёт вновь рожденному силу действовать в новой жизни, ему преподается Святой Дух, чтобы он мог «благодетельствовать другим» и, в соответствии с апостолом Павлом, либо «назидать церковь, предрекая будущее, или уча таинствам», либо «словом освобождая от болезней», или, чтобы сам сделался лучшим, «сияя благочестием, или преизбытком целомудрия, или любви, или смиренномудрия». Евхаристия же сохраняет и поддерживает сию новую жизнь: «Ибо принимаем от сей трапезы уже не смерть, и гроб, и общение жизни лучшей, но Самого Воскресшего, и не дары Св. Духа, какие только можем мы получить, но Самого Благодетеля, самый храм, в коем находится вся полнота благодатных даров». По учению Николая Кавасилы Евхаристия является Таинством Таинств, исполнением и венцом всего в Церкви, окончательным действом и реальным участием в Царстве Божием: «После же Евхаристии нет уже ничего такого, к чему бы нам стремиться, но остановившись здесь должны стараться узнать то, как до конца сохранить сие сокровище». И как земной хлеб поддерживает телесную жизнь, так Хлеб сошедший с Небес поддерживает духовную жизнь христианина: «Посему сим хлебом живем, движемся миром, получив бытие от купели».

Духовную жизнь христианина заключенную в церковных таинствах святой Николай Кавасила назвает жизнью во Христе, подчеркивая ее христоцентризм. Как отмечает Неллас Панайотис: «Духовная жизнь для него есть именно жизнь во Христе, или жизнь Христа в нас. Ее сущность недвусмысленно задана Павловым утверждением "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20), принятым в самом буквальном смысле» .

Такой же христоцентризм мы видим и в другом творении святого «Объяснении божественной Литургии». Говоря о святости Церкви, Кавасила пользуется круговой аргументацией: причащаясь Святых Даров, Церковь становится святой; но, лишь достойные, то есть святые, имеют право причащаться таинств. «Круговое доказательство, возможно, преднамеренно: Кавасила хочет сказать, что святость не достигается, что она есть благодать и дар Божий. Лишь смертный грех автоматически исключает человека из Тела Христова». Что закономерно ставит перед нами вопрос взаимосвязи аскезы и таинств.

УЧЕНИЕ О ТАИНСТВАХ СВ. НИКОЛАЯ КАВАСИЛЫ

Глава 1. Жизнеописание св. Николая Кавасилы

«Приятнее и полезнее всего, и говорить, и размышлять о таинствах». Эти слова принадлежат православному богослову поздневизантийского периода – святому Николаю Кавасиле, основную тему сочинений которого составляло учение о церковных таинствах. Но прежде чем приступить к разбору данного учения, обратимся к жизнеописанию его автора. Ведь творчество любого богослова неразрывно связано, а зачастую даже обусловлено, тем образом жизни и теми жизненными обстоятельствами, в которых оно рождается и вынашивается, прежде чем стать общеизвестным достоянием богословской науки.

Итак, Николай Кавасила Хамает, 1320 г рождения, вырос в знатной семье города Фессалоники. Он был выходцем из аристократического рода, представители которого сыграли важную роль в светской и духовной жизни Византии. Мать Николая Кавасилы была сестрой 3-х архиереев, из которых наиболее известен Нил Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, бывший учителем своего племянника Николая. В течение 5-ти лет Николай Кавасила изучал в Константинополе богословие, философию, астрономию и естественные науки.

Известно, что с юношеского возраста, несмотря на диаметрально противоположные богословские взгляды, он дружил с латинофилом Димитрием Кидонисом, ставшим впоследствии государственным сановником и известным писателем. Возможно, эта дружба, окажет влияние на ту мягкость, с которой Кавасила будет полемизировать с католиками о «тайносовершительной формуле» и на само признание католических таинств.

Уже с тридцатых годов, то есть с 10-ти летнего возраста, Николай принадлежал к исихастскому движению, в рамках которого всю жизнь разрабатывал и обосновывал вариант «лаического» (светского, народного или мирского) исихазма. Эта духовная практика и вытекающее из нее богословие были неразрывно связаны с монашеской разновидностью умного делания. С 1341 г. Николай Кавасила активно участвует в политической и религиозной жизни Византии, находясь на службе при константинопольской патриархии в должности сакеллария (церковнослужителя). На протяжении многих лет Кавасила был другом и советником императора Иоанна VI Кантакузина. Однажды император поручил ему сопровождать новоизбранного архиепископа фессалоникийского Григория Паламу на кафедру, но горожане не приняли святителя, и Григорий с Николаем около года прожили на Афоне. Такое сближение с великим исихастом не могло не отразится на тематике будущих богословских сочинений святого Николая. Как говорит протоиерей Иоанн Мейендорф, - «В трудах Кавасилы мы находим толкование всей традиции Григория Паламы, хотя он и пользуется иной терминологией». В том числе, это относится и к толкованию смысла церковных таинств. В частности, таинства Евхаристии. «Вместе с Паламой Кавасила принадлежит к <...> школе толкователей, для которых смысл Литургии выходит далеко за рамки символического», - пишет отец Иоанн.

После 1349 г. Николай Кавасила сосредотачивает свою деятельность на церковной политике. Он участвует во Влахернском соборе, осудившем антипаламитов, а через 2 года становится одним из кандидатов на константинопольское патриаршество. Однако Николаю не суждено было принять священный сан. В шестидесятых гг. XIV в. Николай Кавасила отошел от активных занятий политикой и удалился в монастырь, где посвятил свое время написанию богословских трудов, которых известно более 1,5 десятков, а также писем. После публичного диспута между главным теоретиком исихазма Григорием Паламой и его оппонентом Никифором Григорой, Николай Кавасила написал прославивший его псогос «Слово против нелепостей Григоры». Николаю принадлежит также пролог к выдающемуся полемическому трактату «Об исхождении Святого Духа», направленному против латинян, автором которого был его дядя - архиепископ Нил Кавасила.

Но дарование Николая Кавасилы как богослова наиболее полно раскрылось в других его сочинениях. Это, прежде всего, трактат «О жизни во Христе» в 7-ми главах (словах), в котором объясняется природа духовной жизни и смысл таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Не малую ценность имеют также работы: «Изъяснение Божественной литургии» и «Богородичные гомилии».

Свой жизненный путь Николай Кавасила Хамает окончил около 1398 г. в Манганском монастыре Константинополя. А в 1982 г. был канонизирован Греческой Православной Церковью. Память святого совершается 3 июля (20 июня по старому стилю).

Таким образом, познакомившись с жизнью св. Николая Кавасилы, можно вплотную подойти к пониманию смысла и значения таинств в его богословском трактате «Семь слов о жизни во Христе». Как нам уже известно, святой Николай был мирянином. Возможно поэтому, его богословие направлено, в большей степени, на изучение церковного таинства как основного средства к обожению человека, живущего в миру. «Ибо никто не скажет, что одна и также добродетель у людей, управляющих общественными делами, и у занимающихся только своими собственными; равно у тех, кои после купели ничего более не обещали Богу, и у тех, кои ведут жизнь отшельническую, кои предположили сохранять девство», - пишет Кавасила.

Николай Кавасила, или Хамает (Νικόλαος Καβάσιλας, Χαμαετός) (ок. 1322/23, Фессалоника – после 1391, Константинополь) – византийский писатель и богослов. Выходец из знатной семьи, принял, наряду с патронимом Хамает, фамильное имя матери – Кавасила. Учился в Фессалонике, затем в Константинополе. Был близок к учению Григория Паламы. В 1360-х гг. занял архиепископскую кафедру в Фессалониках. Главные богословские сочинения – «Объяснение божественной литургии» и «О жизни во Христе» в семи книгах. Мистика Кавасилы носит христоцентрический характер. Практика исихазма лежит в основе его учения о молитве. Среди других сочинений – «Речь о незаконных делах властей против священных сокровищ» (против актов секуляризации), пояснения к книге пророка Иезекииля и др. Сочинения его получили известность в Сербии и на Руси.

M.В. Бибиков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 89.

Николай Кавасила (Nikolaos Kabasilas) (ок. 1320 - между 1363 и 1391) - византийский богослов, философ-мистик. Сторонник Иоанна VI Кантакузина. Отличие мистического учения Николая Кавасилы (основное сочинение "О жизни во Христе" - "Peri tnsen Xristo zons") от мистики исихастов - в ориентации на мирян, которых Николай Кавасила ставил выше монахов, в подчеркивании роли таинств (и церкви вообще) в познании человеком бога, в отсутствии у Николая Кавасилы идеи страдания как блага. Николаю Кавасиле принадлежит также сочинение против ростовщичества ("Logos kata tokizonton"), трактат против конфискации церковного имущества (написанный, предположительно, в 1344 году), который ряд ученых рассматривает как обвинение зилотов (советский ученый Б. Т. Горянов, историк ГДР Э. Вернер и др.), но который скорее всего направлен против константинопольского правительства (точка зрения, высказанная американским историком И. Шевченко).

А. П. Каждан. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Николай Кавасила Хамает - святой, византийский богослов, философ и ученый-энциклопедист. Родился около 1320 г. в Фессалониках, умер около 1398 г. в Манганском монастыре Константинополя. Выходец из аристократического рода, представители которого играли важную роль в светской и духовной жизни Византии начиная с XI в. Мать Николая Кавасилы была сестрой трех архиереев, из которых наиболее известен Нил Кавасила , архиепископ Фессалоникийский в 1361-1363 гг. и учитель своего племянника Николая. В 1335-1340 гг. Николай Кавасила в Константинополе изучал богословие, философию, астрономию и естественные науки. С юношеских лет, несмотря на диаметрально противоположные взгляды на жизнь, дружил с латинофилом Димитрием Кидонисом , ставшим впоследствии государственным сановником и известным писателем. Уже с 30-х гг. Николай принадлежал к исихастскому движению, в рамках которого всю жизнь разрабатывал и обосновывал вариант «лаического» (светского, народного) исихазма, неразрывно связанного с его монашеской разновидностью общей целью и аскетическими методиками. С 1341 г. Николай Кавасила активно участвовал в политической и религиозной жизни Византии, служил при Константинопольской патриархии в должности сакеллария. На протяжении многих лет Кавасила был другом и советником императора Иоанна VI Кантакузина (1341-1354). В 1348 г. император поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру, но жители Фессалоник не приняли святителя, и Григорий с Николаем около года после этого прожили на Афоне. После 1349 г. Николай Кавасила сосредоточил свою деятельность на церковной политике, в 1351 г. участвовал во Влахернском соборе, осудившем антипаламитов. В 1353 г. он был одним из кандидатов на константинопольское патриаршество, при этом Николай всю жизнь оставался мирянином. В 60-е гг. XIV в. Николай Кавасила отошел от активных занятий политикой и посвятил свое время написанию богословских трудов, которых известно более полутора десятков, а также писем. После публичного диспута в 1355 г. между главным теоретиком исихазма Григорием Паламой и его оппонентом Никифором Григорой Николай Кавасила написал прославивший его псогос «Слово против нелепостей Григоры». Николаю принадлежит также пролог к выдающемуся полемическому трактату «Об исхождении Святого Духа», направленному против латинян, автором которого был его дядя и предшественник на кафедре фессалоникийского архиепископа - Нил Кавасила. Однако дарование Кавасилы как богослова-мистика раскрылось прежде всего в трех других его сочинениях. В трактате «О жизни во Христе» в 7 главах (словах) Кавасила пишет об основах православной духовной жизни. Не менее значимы его работы «Изъяснение Божественной литургии» и «Богородичные гомилии», в которых разъясняется символический смысл богослужебных действий и молитв, рассматривается возможность соединения человеческой воли с волей божественной на примере «лучшей Матери в человеческом роде» и тем самым обосновывается принципиальная разрешимость проблемы сообразности человеческой воли божественному замыслу. В 1982 г. Николай Кавасила был канонизирован Греческой Православной Церковью.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.122-123.

Память: 20 июня / 3 июля

Праведный Николай Кавасила Хамает (1322-1397/1398) - православный богослов и литургист, учёный-энциклопедист, философ, писатель и представитель византийской традиции исихазма.

***

Проскомидия

Происходящее в жертвеннике над принесенным хлебом - есть наглядное изображение Страстей Христовых и совершается в воспоминание (1Кор.11:24-25) о том, как Он пострадал за нас и умер. И таким образом повествуется о смерти Господа (1Кор.11:26) не только через то, что иереи говорят, но и через то, что они делают. Таков был древний обычай практических наставлений и увещеваний. Когда одного из богоносных отцов спросили, чем является монах, то он отвечал, что "монах - это монашеская ряса, в которую тот одевается, проявляя надлежащее монаху смирение и послушание, а переодевшись [в иную одежду], впадает в искушение". Пророк же, желая открыть о [грядущем] еврейском пленении, связал себя (Ез.3:25; 4:8), тоже сделал и Агав, показывая "узы Павла".

Чтение и пение

Поемое и читаемое перед Входом Честных Даров есть приготовление к принятию святыни причастия, и творится [в воспоминание] о Господе и Его домостроительстве. Книги Ветхого Завета пророчески предвозвещают Грядущего, а книги Нового Завета являют уже Воплощенного и рассказывают о Нем .

Вход с Евангелием

Вход с Евангелием происходит из-за необходимости, так как нужно вынести лежащее в сосудохранилище . Евангелие для чтения в храм, сопровождая дориношением, как и надлежит. Это символическое начало проповеди, которая из тайной становится явной для всех.

Вход с Честными Дарами

Подобным образом и вход с Честными Дарами совершается по необходимости, так как и они обычно лежат в сосудохранилище ; и дориношение , и внесение [их в храм] с песнопениями и каждением, и светом [происходит], как и подобает Дарам Бога. Так вносят [Дары]. Дары, посвящаемые Богу императорами, увенчанные коронами, цари несут сами.

Припадем и помолимся об иерее, да помянет нас в приносимой жертве, как и надлежит. Ибо не существует иной молитвы иерея к Богу за нас, кроме той, которой он дарует [нам] столь добрые и твердые надежды во время [совершения] этой святой жертвы, безвозмездно очистившей все грехи и нечестие мира. Если же иные припадают к честным Дарам словно к телу и крови Христовой, как на литургии преждеосвященных [Даров], и поклоняются [им], и приветствуют [их], то [эти люди] пребывают в заблуждении. Только тогда, когда после пресуществления выносят Дары, должно поклоняться им словно телу и крови Христовым.

ПокровениеДаров

Дары, положенные на трапезу, покрываются и после освящения разделяются для причащения верных. [Эти Дары], согласно божественному Дионисию , символизируют Иисуса Христа, пришедшего из сокровенного и нераздельного в явное для [человеческого] восприятия, чтобы даровать нам Себя и Свое блаженство.

Молитва положения и поминовения святых

После положения честных Даров тотчас происходящее поминовение и называние некоторых святых мужей символизирует причастие к Христу поминаемых, согласно божественному Дионисию.

Умовение рук

Умовение иереем [рук] перед честными Дарами учит о том, что иерей должен очистить себя перед взором Божиим.

Положение омофора

Епископ, совершающий священнодействие, откладывает омофор. Таким образом, омофор является знаком начала [Евхаристии]. Если служит иерей, ничего подобного в начале [анафоры] не происходит. Когда же [архиерей] или совершает рукоположение, или причащает Святынь, тогда он снова надевает омофор как пастырь, творящий дело рукоположения и освящения.

Природа евхаристической жертвы

Поскольку иерей зовется приносителем жертвы, а честные Дары жертвой и приношением, зададимся вопросом, когда хлеб становится жертвой, до освящения или после. Ведь если он становится жертвой до освящения, то это не есть жертвоприношение Агнца Божия, так как противоречит правильному представлению. Если же после освящения, то иерей приносит в жертву уже тело, и, следовательно, Христос становится жертвой многократно, что расходится со словами "тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи" (Евр.9:28). Что можно сказать [по этому поводу]? Что хлеб становится жертвой ни до освящения, ни после, но во время него. Именно тогда хлеб становится самим телом Христовым. Когда же тело Христово принесено и стало жертвой, тогда и Он Сам становится принесенным и жертвой. Именно это обозначает принести хлеб и соделать его жертвой - пресуществить его в тело Господа, принесенное в жертву. Таким образом [каждый раз] осуществляется спасительная жертва Агнца Божия и тело Христово пребывает единократно принесенным.

Престол

Престол является истинной трапезой благодаря лежащим на ней Дарам, которые, по словам Христа, есть брашно и пиво истинное (ср. Ин.6:55). Он представляет собой также и истинный жертвенник благодаря жертве, на нем совершаемой. Еще он становится жертвенником и через помазание всесвятым миром. Это миро приносит самого Христа, - толкует божественный Дионисий. - Иисус - наш жертвенник, благодаря которому мы получили приношение.

Теплота в момент Причастия

Теплая вода, вода, бывшая причастной огню, является символом Святого Духа, подобного огню (Деян.2:3-4) и названного водой (Ис.44:3; Ин.7:38-39). Она вливается после совершения [таинства] и освящения Честных Даров, символизируя схождение на Церковь Святого Духа, Который тогда сошел после заклания, воскресения и исполнения домостроительства Христова, и Который всегда сходит после совершения [жертвы]. Ибо Утешитель приходит к достойно ей причащающимся. Если есть сама жертва, ранее принесенная и ныне совершаемая, и посредник сам Христос, тогда и сам Дух, в которого веруют подобным образом, нисходит. Эта теплая вода изливается на честные Дары не для того, чтобы символизировать схождение Святого Духа на честные Дары, так как они во время освящения приняли благодать, но чтобы явить образ, по которому Церковь стала причастна, и вновь, и вновь становится причастной Святому Духу. Это происходит благодаря посредничеству Спасителя нашего Христа. Поэтому сначала вливается теплота в Святые Дары, а затем оттуда причащаются священнослужители и дают причащаться остальным, так как и Дух Святой прежде исполнил богоносную плоть самого Господа, а затем из нее словно из источника и вместе с нею излился на Церковь и всегда изливается. Об этом же свидетельствует божественный Иоанн: и от исполнения его мы все прияхом (Ин.1:16).

Евхаристия и Церковь

И наконец, Церковь есть тело Христа, это пречистое равно-божественное тело, согласно апостолу [вы же есте тело Христа (1Кор.12:27)], поэтому бывшее с Его пресвятым телом является примером происходящему и тому, что будет происходить в Церкви. И как Он Сам родился от Святого Духа рождением на земле, так и Церковь не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И подобно тому, как Он умер и воскрес (ср. 1Фес.1:14) во славе, так и Церковь воскреснет в своей славе в последние дни. Он вознесся и Церковь будет вознесена на облацех во сретение Его (ср. 1Фес.4:17). Кто-то из богоносных отцов сказал, что необходимо проливать поты за Христа подвигом и молитвой, так как и Церковь утверждена кровью. Поэтому в священнодействуемые хлеб и вино, ставшие после освящения истинными телом и кровью Христа и лежащие на престоле, иерей вливает теплую воду и приобщается сам, а затем преподносит остальным, что обозначает сошествие Святого Духа на Церковь, который стал совершением домостроительства Христова. Это происходит каждый раз при совершении приносимой жертвы. И она [Церковь] есть посредница, и Он есть посредник, и сама жертва, явленная при Понтийском Пилате приносится сейчас. Поэтому иерей есть всегда Христос (Евр.5:6; 7:17-21). И снисходящий [на Святые Дары] Дух Святой не иссякнет. Символом Святого Духа является теплая вода, так как подобна огню, сошедшему на апостолов и зовется водою. В ней и то, и другое. Водой сошел огонь. И так символически обозначается образ причастия Святому Духу. Через плоть Спасителя мы причащаемся Святому Духу. И подобно тому, как мы не можем сказать, что приняли Святого Духа без посредничества Христа, так нельзя сказать, что эта вливаемая вода не причастна божественной Евхаристии.

Николай Кавасила, праведный

Перевод А.Ю. Никифоровой по изданию:

Nicolas Cabasilas. Explication des ornements

sacrus. Explication des rites de la Divine Liturge /

Explication de la Divine Liturge. Paris, 1963

Цитировано по:

Николай Кавасила. Христос, Церковь, Богородица.

М.: Изд-во храма святой мученицы Татианы, 2002. -С.192-196

Примечания

1. В предлагаемом вниманию "Изъяснении" Кавасила описывает архиерейский чин литургии.

2. В наше время на православной литургии читают Апостол и Евангелие тогда, как в XIV веке в Византии еще сохранялась раннехристианская практика трех чтений - из Ветхого Завета, Апостола и Евангелия, перемежавшихся пением псалмов и антифонов.

3. В византийских храмах сосудохранилище, или ризница, находилось в отдельном здании, расположенном недалеко от храма.

4. Проскомидия совершалась в сосудохранилище. Оттуда торжественная процессия с Дарами направлялась в храм, где приготовленные для таинства хлеб и вино поставлялись на престол. Это шествие получило название Великого Входа.

- праведный Николай Кавасила
  • "Слово на достопокланяемое и преславное Успение Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы" - праведный Николай Кавасила
  • "Письмо Димитрию Кидону" - праведный Николай Кавасила