Преподобный герасим вологодский. Преподобный Герасим – первый Вологодский святой

Основной источник биографических сведений о преподобном Герасиме - «Повесть о чудесах Герасима Вологодского», написанная неким Фомой около 1666 года по благословению архиепископа Вологодского и Великопермского Маркела. Согласно повести, он родился в Киеве, а затем был послушником в монастыре, который в житии именуется «Глушенским». Однако, по мнению исследователей, здесь в документе допущена ошибка, поскольку «такого монастыря ни в XII веке, ни после не бывало в Киевской губернии». Предположительно речь идёт о Гнилецкой Успенской пустыни или Глушицком монастыре близ Киево-Печерской Лавры. В 30 лет принял сан пресвитера. Сказание повествует о том, что святой пришёл из Киева на реку Вологду в 1147 году и основал на так называемой Ленивой площадке мужской монастырь в честь Святой Троицы, вокруг которого затем вырос город Вологда.

«Лета 6655 (1147) Августа в 19 день, на память
святого мученика Андрея Стратилата, прииде
Преподобный отец Герасим от богоспасаемого града
Киева, Глушенскаго монастыря постриженик, к
Вологде реке, ещё до зачала града Вологды, на
великий лес, на средний посад Воскресения
Христова Ленивыя площадки малаго Торжку,
и создал пречестень монастырь во славу
Пресвятыя Троицы, от реки Вологды расстоянием
на полпоприща»,

Датировка основания монастыря подвергается учёными сомнению. Так, историки А. Н. Башенькин и И. П. Кукушкин указывают на отсутствие практики монастырской жизни на северо-востоке Руси в XII веке:

О его деятельности после основания монастыря и до самой кончины ничего не известно. Умер преподобный Герасим в 1178 году. В грамоте патриарха Адриана 1691-1692 гг. о месте его упокоения говорится так:

Каноническая дата смерти Герасима - 4 марта. Однако историки подвергают её точность сомнению: «её день подозрительно совпадает с отмечаемым всею Церковью днём памяти другого, более известного святого Герасима - Герасима Иорданского, скончавшегося 4 марта 475 года».

Списки жития святого Герасима очень редки. По предположению учёных, «существовало какое-то раннее житие, которое могло погибнуть при захвате и разорении Вологды польско-шведскими отрядами в Смутное время, в 1612 г., когда был разгромлен основанный Герасимом Троицкий на Кайсаровом ручье монастырь. Об этом сообщается в Сказании XVII в. о чудесах Герасима». Один из списков в настоящее время находится в Государственном историческом музее в Москве, другой - указан в сборнике из библиотеки Спасо-Прилуцкого монастыря № 37/36 . Научное исследование памятника не проводилось. Как указывается в «Православной энциклопедии», ещё один список находится в Ярославском музее-заповеднике. В последнем списке, в частности, говорится о том, что его автору, монаху Ионе Керженскому была доступна «особенная книжица древняго письма», в которой чудеса святого излагались в 37 статьях.

Почитание и канонизация

После разорения поляками Троицкой обители в 1612 году место погребения её основателя было утрачено и открыто вновь только спустя несколько десятилетий. С последним событием связывают многочисленные чудеса. Согласно записям священника Троицкой церкви о. Григория Попова, в 1649-1666 годах их было 37. Одно из чудес 6 июля 1649 года было свидетельствовано архиепископом Маркелом. В 1690 году братия вологодского Духосошественского монастыря обращалась с челобитной к патриарху Адриану с просьбой разрешить прославление Герасима как святого. Однако в 1699 году после дознания архиепископа Гавриила в этой просьбе им было отказано. Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений:

Однако, несмотря на запрет архиепископа, почитание Герасима местными жителями продолжалось. В 1717 году деревянная Троицкая церковь, в которой хранились его мощи, была заменена каменной. Мощи перенесли в раку. В 1811 году преподобный Герасим уже упомянут в официальном списке вологодских святых, составленном епископом Евгением (Болховитиновым), а в 1841 году местная канонизация подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых. В 1894 году Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Герасима в Вологду крестным ходом.

Каменная Церковь Троицы Живоначальной у Кайсарова ручья, более известная как «Троице-Герасимовская», просуществовала менее полутора столетий. Её архитектурный стиль характеризовали как «провинциальное барокко». В 1930 году церковь была закрыта, а в 1940-х годах снесена до основания. По всей видимости, тогда же была безвозвратно утрачена рака с мощами преподобного Герасима. В 2008 году на месте снесённого храма был установлен памятный крест. Тогда же было объявлено о том, что на этом месте планируется построить часовню в честь святого, однако эти планы до сих пор не осуществлены.

Память 4 марта (по юлианскому календарю) и в 3-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых.

Иконография

Наиболее ранняя икона, изображающая святого Герасима, относится к 2-й половине XVII века. До революции она находилась в главном иконостасе Троице-Герасимовской церкви, слева от царских врат, у северной стены. В настоящее время она хранится в Вологодском музее-заповеднике (ВГИАХМЗ). На ней, кроме Герасима Вологодского, изображены Димитрий Прилуцкий и Иоанн Милостивый.

Изображение святого также встречается на следующих иконах, хранящихся в фондах ВГИАХМЗ: иконепрядница «Преподобные Герасим и Галактион Вологодские чудотворцы» (XVIII век); «Спас Вседержитель (Смоленский) с вологодскими святыми» (1779 год); «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу со святыми» (XVIII век) и др.

По традиции преподобный Герасим изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на голове и на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. Согласно иконописному подлиннику Филимонова, Герасим «Подобием сед, брада аки Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия».

Основной источник биографических сведений о преподобном Герасиме - «Повесть о чудесах Герасима Вологодского», написанная неким Фомой около 1666 года по благословению архиепископа Вологодского и Великопермского Маркела . Согласно повести, он родился в Киеве , а затем был послушником в монастыре, который в житии именуется «Глушенским». Однако, по мнению исследователей, здесь в документе допущена ошибка, поскольку «такого монастыря ни в XII веке, ни после не бывало в Киевской губернии» . Предположительно речь идёт о Гнилецкой Успенской пустыни или Глушицком монастыре близ Киево-Печерской Лавры . В 30 лет принял сан пресвитера . Сказание повествует о том, что святой пришёл из Киева на реку Вологду в 1147 году и основал на Кайсаровом ручье мужской монастырь в честь Святой Троицы .

Из «Жития Герасима Вологодского»

«Лета 6655 (1147) Августа в 19 день, на память
святого мученика Андрея Стратилата, прииде
Преподобный отец Герасим от богоспасаемого града
Киева, Глушенскаго монастыря постриженик, к
Вологде реке, ещё до зачала града Вологды, на
великий лес, на средний посад Воскресения
Христова Ленивыя площадки малаго Торжку,
и создал пречестень монастырь во славу
Пресвятыя Троицы, от реки Вологды расстоянием
на полпоприща» ,

Датировка основания монастыря подвергается учёными сомнению. Так, историки А. Н. Башенькин и И. П. Кукушкин указывают на отсутствие практики монастырской жизни на северо-востоке Руси в XII веке :

О его деятельности после основания монастыря и до самой кончины ничего не известно. Умер преподобный Герасим в 1178 году . В грамоте патриарха Адриана - гг. о месте его упокоения говорится так:

Каноническая дата смерти Герасима - 4 марта . Однако историки подвергают её точность сомнению: «её день подозрительно совпадает с отмечаемым всею Церковью днём памяти другого, более известного святого Герасима - Герасима Иорданского , скончавшегося 4 марта 475 года » .

Списки жития святого Герасима очень редки. По предположению учёных, «существовало какое-то раннее житие, которое могло погибнуть при захвате и разорении Вологды польско-шведскими отрядами в Смутное время, в 1612 г., когда был разгромлен основанный Герасимом Троицкий на Кайсаровом ручье монастырь. Об этом сообщается в Сказании XVII в. о чудесах Герасима» . Один из списков в настоящее время находится в Государственном историческом музее в Москве , другой - указан в сборнике из библиотеки Спасо-Прилуцкого монастыря № 37/36 . Научное исследование памятника не проводилось. Как указывается в «Православной энциклопедии », ещё один список находится в Ярославском музее-заповеднике . В последнем списке, в частности, говорится о том, что его автору, монаху Ионе Керженскому была доступна «особенная книжица древняго письма», в которой чудеса святого излагались в 37 статьях .

Почитание и канонизация

После разорения поляками Троицкой обители в 1612 году место погребения её основателя было утрачено и открыто вновь только спустя несколько десятилетий. С последним событием связывают многочисленные чудеса. Согласно записям священника Троицкой церкви о. Григория Попова, в -1666 годах их было 37. Одно из чудес 6 июля 1649 года было свидетельствовано архиепископом Маркелом. В 1690 году братия вологодского Духосошественского монастыря обращалась с челобитной к патриарху Адриану с просьбой разрешить прославление Герасима как святого. Однако в 1699 году после дознания архиепископа Гавриила в этой просьбе им было отказано. Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений:

Однако, несмотря на запрет архиепископа, почитание Герасима местными жителями продолжалось. В 1717 году деревянная Троицкая церковь , в которой хранились его мощи, была заменена каменной. Мощи перенесли в раку . В 1811 году преподобный Герасим уже упомянут в официальном списке вологодских святых, составленном епископом Евгением (Болховитиновым), а в 1841 году местная канонизация подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых . В 1894 году Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Герасима в Вологду крестным ходом .

Иконография


Изображение святого также встречается на следующих иконах, хранящихся в фондах ВГИАХМЗ : иконепрядница «Преподобные Герасим и Галактион Вологодские чудотворцы» (XVIII век); «Спас Вседержитель (Смоленский) с вологодскими святыми» (1779 год); «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу со святыми» (XVIII век) и др.

По традиции преподобный Герасим изображается в полном монашеском облачении (подряснике , рясе , поясе, мантии , аналаве на груди, в схиме на голове и на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке . Согласно иконописному подлиннику Филимонова, Герасим «Подобием сед, брада аки Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия » .

Памятники

Памятник Герасиму Вологодскому открыт 28 июня 2012 года в Вологде на пересечении улиц Бурмагиных и Маяковского. Скульптор - Олег Уваров.

См. также

Напишите отзыв о статье "Герасим Вологодский"

Примечания

  1. «Чудеса и деяния и преславные новоявленная творения преподобного и приснопамятного Отца нашего Герасима».
  2. Верюжский В. Преподобный Герасим, основатель Троицкого Кайсарова монастыря, Вологодский чудотворец. Вологда, 1879. С. 3.
  3. «Чудеса и деяния и преславные новоявленная творения преподобного и приснопамятного Отца нашего Герасима»
  4. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  5. Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города. - Вологда, «Древности Севера», 2006 (2-е изд.)
  6. .
  7. ГИМ, собр. Уварова, № 1247 (107) (134), в сборнике севернорусских житий начала XVIII в., на л. 69-81 об.: «Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца» (25 чудес, с 1649 г.)
  8. «Чудеса и деяния и преславная новоявленная творения преподобнаго и приснопамятнаго отца нашего Герасима, иже у пресвятыя Троицы, вверх посаду с поля от Прилука, что у Кайсарова ручья»
  9. «Месяца марта в 4 день, преподобнаго отца нашего Герасима Вологодскаго, началника Троицкаго монастыря, иже у Кайсарова ручья» (в составе «Алфавита» старообрядческого мон. Ионы Керженского - ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 110 об.- 111 об., 1807-1811 гг.).
  10. // Православная энциклопедия . - М, 2006. Т. 11. С. 142-144
  11. Старая Вологда: XII - нач. XX в.: Сб. документов и материалов. - Вологда, 2004. С. 421, 517
  12. Новый сводный иконописный подлинник, МДА, 2008 год
  13. Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова. М., 1874

Литература

  • Боярищев В. А. Троице-Герасимовская церковь / В. А. Боярищев // Мезон. - 2000. - N 9. - С. 16: ил.
  • Башенькин А. Н. , Кукушкин И. П. Древняя Вологда // Вологда: Ист.-краевед. альм. - Вологда, 1994. - Вып. 1. - С. 29-45: ил. - Библиогр. в примеч. в конце ст.
  • Васильев Ю. С. Герасим Вологодский и начало города Вологды // Вологда: Краевед. альм. - Вологда, 1997. - Вып. 2. - С. 588-600.
  • Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гаранина Т. «Прииде Герасим на великий лес…» // Русский Север (Пятница). - 1997. - 27 июня. - С. 1-2
  • Герасим Вологодский, преподобный (1178) // Энциклопедия православной святости: Т. 1. - М., 1997. - С. 131
  • Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых.- М.: Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т, . - 692, III, с.
  • Лазарев И. В лето явления Вологды // Красный Север. - 1997. - 12 апр.
  • Маркелов, Г. В. Свод описаний // Маркелов Г. В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии: (Прориси и пер., иконопис. подлинники): [В 2 т. ].- М., 1998. - Т. 2. - С. 35-245
  • О торжествах в Вологде в память Вологодского преподобного Герасима // Вологодские Губернские Ведомости. - 1895. - N34. - С. 6
  • «Повесть о чудесах» Герасима Вологодского / Публ. Ю. С. Васильева, Е. А. Малышевой // Вологда: Краевед. альм. - Вологда, 1997. - Вып. 2. - С. 601-619
  • Роман, иерей. Вологодские святые угодники: [Рассказ иерея Рождество-Богородицкого кафедрального собора о. Романа] / Записала О. Крутикова // Вологодские новости. - 1997. - N 27 (3-9 июля). - С. 6
  • Суворов Н. И. Преподобный Герасим, Вологодский чудотворец и Троицкий Кайсаровский, основанный им, монастырь// Вологод. Епарх. Вед. - 1868. - N5. - С.115 - 133.
  • Халтурина Н. Вологодские святые // Русский огонёк. - Вологда, 1996. - N 24 (28 июня-4 июля).

Ссылки

Отрывок, характеризующий Герасим Вологодский

В чем же состоит сущность этих упреков?
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.
Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру.
Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12 м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели.
Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного.
Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, – с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было.
Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни.

Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении.
Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.
Почему же это случилось так, а не иначе?
Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история.
Но что такое случай? Что такое гений?
Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений.
Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей.
Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении.
Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений.
Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы.
Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.

Преподобный Вологодский, считается первым по времени подвижником Вологодского края. "К сожалению, - пишет Коноплев, - древность очень мало сохранила нам сведений об этом подвижнике. Скудость сведений о преподобном Герасиме дала возможность некоторым исследователям сомневаться если не относительно исторической действительности его лица, то, по крайней мере, относительно времени его существования". Сведения о Герасиме почерпаются исключительно из источников XVII века, которые сами признают, что "егда Божиим попущением грех ради наших прииде разорение на град Вологду от неверных (т. е. литовцев), тогда житие святого и с службою утратися". Тем не менее на основании "извлеченных откуда-то летописных известий" эти источники сообщают, что Герасим, киевлянин, "постриженник Глушенского (или, вернее, Гнилецкого) монастыря", иерей, в точно датированный день 19 августа 1147 г. "прииде от Богоспасаемого града Киева к Вологде реце, до зачала града Вологды", поселился, по одним известиям, близ существовавшего на месте Вологды посада Воскресенского, по другим - в полном уединении среди "великого леса", на ручье Кайсарове, "создал пречестен монастырь во славу Пресвятыя Троицы", "поживе тут лет 31", обращая в христианство язычников и утверждая в вере христиан, и скончался 4 марта 1178 г. История основанного Герасимом монастыря остается "совершенно неизвестной". После литовского разорения в Вологде огласились явления преподобного Герасима и совершенные им чудеса. В запустелой после литовского погрома обители на Кайсарове ручье чудесным образом была найдена могила Герасима; над ней "возградиша малу часовню и раку устроиша и икону пядницу во имя святаго написаша". С 1618 г. на Кайсарове является церковь Св. Троицы, сначала деревянная, а с 1717 г. каменная. Была составлена запись чудес угодника и особая служба ему. В 1683 г. вологжане ходатайствовали о канонизации Герасима, но Вологодский архиепископ Гавриил мог донести о нем патриарху лишь следующее: "точию обретается, не в подлинность же, яко бы Герасим бяше прежде (т. е. Галактиона, о котором также была речь) в лето 6605-е и скончался в лето 6686-е месяца марта 4 в день, постриженник в монахи Киевского монастыря; и сие в возглавии гробницы его написано в книгу; а лежит де он под спудом в земли, по край Вологодского посада при приходском храме Живоначальныя Троицы на монастыре в часовни, и в часовни гробница, а под часовню ход, и с гроба емлют тамо персть; а под часовнею против гробницы на земли лежит камень синий, от земли вверх до помосту часовни полтора аршина". Патриарх Адриан в 1691 г. не нашел оснований для канонизации Герасима, и "остается неизвестным, когда именно после 1691 г. установлено ныне существующее ему празднование". В настоящее время мощи преп. Герасима почивают под спудом в Троицкой у Кайсарова Ручья церкви; над мощами находится "надгробная медная сребро-позолоченная рака, строенная в 1857 г. доброхотными дателями Вологодскими и Московскими"; при церкви есть придел во имя Всех Вологодских Чудотворцев, а не одного преп. Герасима.

Толстой, гр. М. В., "Книга, глаголемая Описание о Российских Святых", № 244; Верюжский И., свящ., "Исторические Сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии", 25-43; "Церк. Ведом.", изд. при Св. Синоде, 1904, неоф., 386; Ключевский, "Жития Святых как исторический источник", 322; Степановский, "Вологодская Старина", 11, 87-88, 278-279; Коноплев H., "Святые Вологодского Края" ("Чт. О. И. Др. Рос.", 1895 г., кн. IV), 12-14; Голубинский, "История Канонизации", 140, 432-434; Его же, "История Церкви", І, половина 1, 638.

{Половцов}

Преподобный вологодский. Мощи покоятся под спудом в Троицкой (бывшей монастырской) церкви в Вологде. Память празднуется 4 марта. Преподобный Г. род. в Киеве и там же получил пострижение. В древней вологодской летописи о нем повествуется, что он пришел в 1147 г. "еще до зачала града Вологды, на великий лес" и там, в полуверсте от реки Вологды, построил церковь во имя св. Троицы и монастырь. На этом месте преподобный Г. и скончался в 1178 г. Некий очевидец записал 25 чудес преподобного Г., совершенных в 1645-1649 гг., и в своей записи говорит, что существовало древнее сказание о чудесах преподобного Г. и служба ему, пропавшие во время разорения Вологды. Составитель службы отметил особый дар преподобного Г. "слепые разрешати" (см. Вологда).

{Брокгауз}

Герасим, преподобный вологодский

Святой Герасим родился в Киеве. С детства он помышлял о пути отшельника. Став послушником, а затем монахом в Гнилецкой обители, в семи километрах от города, он совершенствовался в добродетели под руководством опытных старцев монастыря.

В 30 лет Герасим получил предложение стать священником. Сначала он из смирения отказался, но затем по настоянию братии дал согласие. Святой Герасим часто повторял слова Господа: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Он старался с каждым днем извлекать все больше пользы из дарованного ему и ежедневно приносил Бескровную Жертву со страхом Божиим и великим благоговением.

Горя желанием нести людям свет истины, он покинул Киев и отправился на север, в Вологодский край, тогда еще мало просвещенный светом Евангелия (1147). Достигнув небольшого селения с церковью Воскресения Христова, бывшего тогда на месте Вологды, Герасим поселился в глухом лесу, отделенном от селения Кайсаровым ручьем. Там он построил себе скромную келью и жил в ней в полном одиночестве, творя непрестанную молитву, денно и нощно восхваляя чудеса Господни пением псалмов.

Мало-помалу жители того края стали приходить к нему за молитвой и советом. Отдавая себе отчет в том, сколь слабы их познания в вере Христовой, святой Герасим принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы, вокруг которого позднее образовалась обитель. Несмотря на противодействие местного землевладельца, святой упорно продолжал трудиться, усерднее постясь и молясь, и своими исполненными любви проповедями прививал местным жителям христианские добродетели и милосердие к ближним. Со временем некоторые из них сами предлагали благочестивому иноку помощь в возведении храма, другие просили позволения остаться и вести монашескую жизнь под его руководством. Так возник Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь – первый в этих краях.

Святой Герасим скончался в 1178 году. Христиане с верой стекались к могиле преподобного Герасима, прося его молитвенного заступничества, и около нее неоднократно происходили случаи исцеления. Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь на протяжении еще четырех веков привлекал к себе многочисленных паломников.

В 1612 году польские войска захватили эту область. Монастырь святого Герасима был разорен и остался лежать в руинах. Однажды святой явился во сне женщине, которая на протяжении двенадцати лет страдала слепотой. Он указал ей место, где в забвении лежали его драгоценные мощи, и попросил отслужить панихиду. Женщина, выполнив его просьбу, исцелилась. Монастырь тогда был восстановлен. В дальнейшем на могиле святого Герасима продолжали совершаться чудеса, связанные прежде всего с прозрением слепых.

Новая церковь Святой Троицы, возведенная над могилой святого, была разрушена в начале большевистской революции.

Краткое житие преподобного Герасима Вологодского

Мо-на-ше-ское по-стри-же-ние при-нял в Ки-ев-ской Гни-лец-кой Успен-ской оби-те-ли, где про-во-дил дни свои в непре-стан-ных тру-дах и глу-бо-кой сер-деч-ной мо-лит-ве. Из по-слу-ша-ния бра-тии он при-нял сан иеро-мо-на-ха.

По до-сти-же-нии ду-хов-ной зре-ло-сти пре-по-доб-ный Ге-ра-сим от-пра-вил-ся на се-вер Ру-си и при-шел на ре-ку Во-лог-ду. Здесь он по-стро-ил се-бе хи-жи-ну и в ти-шине уеди-не-ния пре-дал-ся бо-го-мыс-лию, непре-стан-ной мо-лит-ве и псал-мо-пе-нию. По-сте-пен-но сбли-жа-ясь с мест-ны-ми жи-те-ля-ми, пре-по-доб-ный по-же-лал для их ду-шев-но-го спа-се-ния по-стро-ить храм во имя Пре-свя-той Тро-и-цы и ос-но-вать при нем оби-тель. Бла-го-да-ря тер-пе-нию и неустан-ным тру-дам свя-то-го со-зда-ет-ся пер-вый и древ-ней-ший в се-вер-ных пре-де-лах Ру-си Тро-иц-кий Кай-са-ров-ский мо-на-стырь.

Во вре-мя сво-ей жиз-ни пре-по-доб-ный Ге-ра-сим про-све-щал све-том еван-гель-ско-го уче-ния Во-ло-год-ский край: од-них об-ра-щал из язы-че-ства в пра-во-сла-вие, дру-гих укреп-лял в ве-ре и под-дер-жи-вал в со-блю-де-нии за-по-ве-дей Хри-сто-вых. Скон-чал-ся пре-по-доб-ный 4 мар-та 1178 г., и по-сле смер-ти мо-щи его ста-ли ис-точ-ни-ком бла-го-дат-ных да-ров и ис-це-ле-ний. При-чем свя-той сам яв-лял-ся боль-ным, со-вер-шен-но его не знав-шим, и при-ка-зы-вал им ид-ти к сво-е-му гро-бу, обе-щая при этом ис-це-ле-ние от раз-ных неду-гов.

Полное житие преподобного Герасима Вологодского

Пре-по-доб-ный Ге-ра-сим был од-ним из пер-вых по-движ-ни-ков Во-ло-год-ско-го края; но сам он не был во-ло-год-ским уро-жен-цем.

Пре-по-доб-ный ро-дил-ся в Ки-е-ве. Еще в дет-ских ле-тах он по-мыш-лял о жиз-ни от-шель-ни-че-ской. Воз-му-жав-ши, он ре-шил при-нять по-стри-же-ние в мо-на-ше-ство, для че-го и от-пра-вил-ся в од-ну на-хо-див-шу-ю-ся невда-ле-ке от Ки-е-ва оби-тель, име-но-вав-шу-ю-ся Гни-лец-кой, или Гли-нец-кой. При-дя сю-да, пре-по-доб-ный об-ра-тил-ся с прось-бой к на-сель-ни-кам этой пу-сты-ни при-нять его в свое об-ще-ство. Ви-дя усерд-ное же-ла-ние пре-по-доб-но-го, гни-лец-кие по-движ-ни-ки при-ня-ли его в свое об-ще-ство и по-сле непро-дол-жи-тель-но-го ис-ку-са (ис-пы-та-ния) об-лек-ли его в мо-на-ше-ское оде-я-ние.

Под ру-ко-вод-ством гни-лец-ких стар-цев, опыт-ных в жиз-ни ду-хов-ной, пре-по-доб-ный Ге-ра-сим на-чал усерд-но под-ви-зать-ся в тру-дах ино-че-ских. По-том, сми-ряя свое те-ло и укреп-ля-ясь мо-лит-вой, юный по-движ-ник пре-успе-вал все бо-лее и бо-лее, со-вер-шен-ство-вал-ся с каж-дым днем в доб-ро-де-те-лях.

Ко-гда по-движ-ник до-стиг воз-рас-та, по-треб-но-го для по-лу-че-ния са-на свя-щен-но-го (не ме-нее 30-ти лет), под-ви-зав-ши-е-ся с ним бра-тия пред-ло-жи-ли ему при-нять на се-бя сан пре-сви-те-ра.

Ге-ра-сим из сми-ре-ния не хо-тел при-нять на се-бя ве-ли-ко-го са-на, но, усту-пая на-стой-чи-вым прось-бам бра-тии, дол-жен был ис-пол-нить их же-ла-ние.

В сане пре-сви-те-ра пре-по-доб-ный еще с боль-шим усер-ди-ем на-чал под-ви-зать-ся в тру-дах ино-че-ской жиз-ни. Пом-ня сло-ва Спа-си-те-ля: «ему же да-но бу-дет мно-го, мно-го взы-щет-ся от него», свя-той Ге-ра-сим не ста-рал-ся скры-вать дан-но-го ему от Бо-га та-лан-та доб-ро-де-ла-ния, но при-умно-жал его.

По-доб-но све-тиль-ни-ку, свя-той Ге-ра-сим све-тил всем сво-ей доб-рой жиз-нью, каж-до-днев-но при-но-сил Бо-гу Бес-кров-ную Жерт-ву, с ве-ли-ким бла-го-го-ве-ни-ем и стра-хом под-ви-за-ясь бес-пре-стан-но в мо-лит-ве и по-сте. При этом по-движ-ник за-бо-тил-ся не толь-ко о сво-ем лич-ном спа-се-нии, но и о спа-се-нии ближ-них сво-их. Го-ря ис-тин-но хри-сти-ан-ским же-ла-ни-ем быть по-лез-ным для дру-гих, он оста-вил стра-ну Ки-ев-скую и ре-шил ид-ти на даль-ний се-вер, в об-ласть Во-ло-год-скую, для про-све-ще-ния ее све-том ве-ры Хри-сто-вой.

По-сле про-дол-жи-тель-но-го и труд-но-го стран-ство-ва-ния по ле-сам и бо-ло-там пре-по-доб-ный до-стиг, на-ко-нец, 19 ав-гу-ста 1147 го-да бе-ре-гов ре-ки Во-лог-ды. На ме-сте ны-неш-не-го го-ро-да Во-лог-ды то-гда бы-ло неболь-шое се-ле-ние или по-сад с цер-ко-вью Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва. Ге-ра-сим вы-брал се-бе для жи-тель-ства глу-хой лес, от-де-ляв-ший-ся от по-са-да Во-лог-ды ру-чей-ком Кай-са-ро-вым. Здесь, в по-лу-вер-сте от ре-ки Во-лог-ды, сре-ди лес-ной ча-щи, пре-по-доб-ный Ге-ра-сим устро-ил скром-ную кел-лию и в ти-шине уеди-не-ния, ни-кем и ни-чем не раз-вле-ка-е-мый и ни-ко-му не ве-до-мый, все-це-ло пре-дал-ся бо-го-мыс-лию и по-дви-гам су-ро-вой от-шель-ни-че-ской жиз-ни, дни и но-чи про-во-дя в мо-лит-вах и псал-мо-пе-нии.

Ма-ло-по-ма-лу кел-лия пре-по-доб-но-го Ге-ра-си-ма ста-но-ви-лась из-вест-ной жи-те-лям по-са-да Во-лог-ды. Ви-дя свя-тую жизнь от-шель-ни-ка, мно-гие из по-се-лян при-хо-ди-ли к нему, про-ся его мо-лит-вы и со-ве-та. И сам пре-по-доб-ный, бли-же по-зна-ко-мив-шись с жи-те-ля-ми Во-лог-ды и уви-дев их недо-ста-точ-ные по-зна-ния в ве-ре Хри-сто-вой, так как хри-сти-ан-ство в то вре-мя толь-ко на-ча-ло рас-про-стра-нять-ся в об-шир-ном За-волж-ском крае, воз-го-рел-ся пла-мен-ным же-ла-ни-ем по-слу-жить де-лу ду-шев-но-го спа-се-ния их. С этой це-лью пре-по-доб-ный ре-шил по-стро-ить здесь храм во имя Пре-свя-той Тро-и-цы, на-ме-ре-ва-ясь в то же вре-мя ос-но-вать при нем и оби-тель.

С юно-ше-ским оду-шев-ле-ни-ем и неуто-ми-мым усер-ди-ем на-чал пре-по-доб-ный Ге-ра-сим ру-бить лес и очи-щать ме-сто для по-строй-ки. Но ко-гда он об-ра-тил-ся за по-мо-щью и со-дей-стви-ем к та-мош-ним жи-те-лям, то его прось-ба бы-ла встре-че-на на пер-вых по-рах до-воль-но хо-лод-но. Из чис-ла со-сед-них и ближ-них кре-стьян сна-ча-ла не на-шлось ни-ко-го, кто бы за-хо-тел по-се-лить-ся с ним, при-нять мо-на-ше-ское по-стри-же-ние и раз-де-лить с ним его тру-ды, тем бо-лее, что на се-ве-ре Ру-си то-гда не бы-ло еще ни од-ной оби-те-ли мо-на-ше-ской, и для оби-та-те-лей Во-лог-ды это де-ло ка-за-лось но-вым и неслы-хан-ным.

Но пре-по-доб-ный Ге-ра-сим не толь-ко не на-шел в жи-те-лях даль-не-го се-ве-ра со-чув-ствия сво-е-му свя-то-му де-лу, но встре-тил да-же про-ти-во-дей-ствие со сто-ро-ны од-но-го та-мош-не-го бо-га-то-го земле-вла-дель-ца. Несмот-ря на то, что земле-вла-де-лец был хри-сти-а-ни-ном, он по при-чине сво-ей чрез-мер-ной ску-по-сти сна-ча-ла не хо-тел от-дать пре-по-доб-но-му зем-лю, необ-хо-ди-мую для хра-ма и мо-на-сты-ря; зем-ля в то вре-мя це-ни-лась очень де-ше-во, в осо-бен-но-сти в том глу-хом краю.

Тя-же-ло бы-ло пе-ре-но-сить рев-ност-но-му по-движ-ни-ку та-кое несо-чув-ствен-ное и хо-лод-ное от-но-ше-ние к осу-ществ-ле-нию его свя-то-го на-ме-ре-ния - со-здать Бо-жий храм и оби-тель. Од-на-ко пре-по-доб-ный не пал ду-хом и не от-ча-ял-ся в успе-хе сво-е-го пред-при-я-тия, но, во-ору-жив-шись тер-пе-ни-ем, еще с боль-шим усер-ди-ем и рев-но-стью про-дол-жал на-ча-тое, тру-дясь каж-дый день с утра до ве-че-ра.

Меж-ду тем слух о на-ме-ре-нии пре-по-доб-но-го стар-ца по-стро-ить храм Бо-жий и при нем мо-на-стырь рас-про-стра-нил-ся по окрест-но-сти. Стро-гая по-движ-ни-че-ская жизнь пре-по-доб-но-го, его му-же-ство, твер-дость и тер-пе-ние удив-ля-ли и изум-ля-ли окру-жав-ших его по-се-лян и про-сла-ви-ли его. Его оте-че-ские бе-се-ды и на-став-ле-ния, ды-шав-шие ис-тин-но хри-сти-ан-ской лю-бо-вью, все бо-лее и бо-лее при-вле-ка-ли к нему серд-ца их. Од-ни по-же-ла-ли со-дей-ство-вать пре-по-доб-но-му в его тру-дах по по-строй-ке церк-ви и оби-те-ли, дру-гие за-хо-те-ли под его стар-че-ским ру-ко-вод-ством под-ви-зать-ся и со-жи-тель-ство-вать ему. Так вско-ре был устро-ен храм во имя Жи-во-на-чаль-ной Тро-и-цы и вме-сте с тем со-здан пер-вый и древ-ней-ший в се-вер-ных пре-де-лах Ру-си Тро-иц-кий Кай-са-ров-ский мо-на-стырь.

До нас не до-шло ни-ка-ких све-де-ний о жиз-ни и де-я-тель-но-сти пре-по-доб-но-го Ге-ра-си-ма по устро-е-нии им хра-ма и оби-те-ли до са-мой бла-жен-ной его кон-чи-ны, по-сле-до-вав-шей в 1178 го-ду. Но, без со-мне-ния, в эти трид-цать лет он со-вер-шил мно-го по-дви-гов, про-све-щая стра-ну Во-ло-год-скую све-том сво-их доб-ро-де-те-лей и уче-ния еван-гель-ско-го.

Бо-лее че-ты-рех ве-ков про-цве-та-ла по-том оби-тель Пре-свя-той Тро-и-цы, при-вле-кая мно-же-ство бо-го-моль-цев к цель-бо-нос-но-му гро-бу сво-е-го ос-но-ва-те-ля, по-да-вав-ше-го ис-це-ле-ния всем с ве-рою к нему при-бе-гав-шим. Но в 1612 го-ду, ко-гда бы-ло со-вер-ше-но на-па-де-ние поль-ско-ли-тов-ских ша-ек на го-род Во-лог-ду, оби-тель пре-по-доб-но-го Ге-ра-си-ма бы-ла со-вер-шен-но опу-сто-ше-на и ра-зо-ре-на. Жи-те-ли ра-зо-рен-ной Во-лог-ды по уда-ле-нии непри-я-те-ля за-ня-лись воз-об-нов-ле-ни-ем и устрой-ством сво-их до-мов, но за-бы-ли об оби-те-ли. То-гда пре-по-доб-ный по-за-бо-тил-ся о том, чтобы ме-сто, освя-щен-ное его тру-да-ми и по-дви-га-ми, не при-шло в со-вер-шен-ное за-бве-ние: он чу-дес-но от-крыл и ука-зал, где по-ко-ят-ся его свя-тые мо-щи, и через это сно-ва явил для стра-ны во-ло-год-ской и для всей Рос-сии неис-чер-па-е-мый ис-точ-ник бла-го-дат-ных да-ров и ис-це-ле-ний. Слу-чи-лось это так. Од-на жен-щи-на, про-жи-вав-шая в Во-лог-де, бы-ла 12 лет сле-пой. Чу-до-тво-рец явил-ся ей во сне и ска-зал: «По-про-си ко-го-ли-бо от-ве-сти се-бя ко мне, в преж-де быв-ший Тро-иц-кий мо-на-стырь, в верх-нем по-са-де, и над гро-бом мо-им от-слу-жи па-ни-хи-ду; ес-ли ис-пол-нишь это, бу-дешь здо-ро-ва».

Ви-де-ние бы-ло столь жи-во и по-ра-зи-тель-но, что жен-щи-на та тот-час же про-бу-ди-лась от сна и ска-за-ла, об-ра-тив-шись к пре-по-доб-но-му, как бы ви-дя его сво-и-ми ду-хов-ны-ми оча-ми пе-ред со-бою: «Угод-ник Бо-жий! Как мо-гу я узнать то ме-сто, где ты по-чи-ва-ешь? Я сле-па, да и ме-сто твое свя-тое по гре-хам на-шим при на-ше-ствии ино-пле-мен-ни-ков ра-зо-ре-но».

Пре-по-доб-ный от-ве-чал ей: «Ес-ли ты дей-стви-тель-но ве-ришь в мою по-мощь, то ты уви-дишь ме-сто это». И по-том, взяв у нее пла-ток, ска-зал ей: «На том ме-сте, где най-дешь зав-тра пла-ток свой, там и про-си от-слу-жить па-ни-хи-ду».

На дру-гой день ра-но утром сле-пая про-си-ла от-ве-сти се-бя в быв-ший Тро-иц-кий мо-на-стырь и, на-шед-ши свой пла-ток в се-вер-ном уг-лу мо-на-сты-ря, про-си-ла тут от-слу-жить па-ни-хи-ду по пре-по-доб-но-му Ге-ра-си-му, по-сле ко-то-рой она про-зре-ла. Та-ким пу-тем сно-ва сде-ла-лось из-вест-ным ме-сто зем-ных тру-дов и по-дви-гов пре-по-доб-но-го. Те-перь уже мно-гие, одер-жи-мые раз-ны-ми бо-лез-ня-ми, ста-ли при-хо-дить сю-да для то-го, чтобы по-лу-чить, по мо-лит-вам угод-ни-ка Бо-жия, ис-це-ле-ние от неду-гов сво-их.

За этим пер-вым чу-дом, за-пи-сан-ным в XVII сто-ле-тии, по-тек-ли мно-гие дру-гие бла-го-дат-ные ис-це-ле-ния от гро-ба пре-по-доб-но-го Ге-ра-си-ма: во-да, освя-щен-ная в гро-бо-вой ча-совне, зем-ля с мо-ги-лы его мгно-вен-но об-лег-ча-ли бо-лезнь и воз-вра-ща-ли здо-ро-вье страж-ду-щим. Не толь-ко все, при-хо-див-шие в ча-сов-ню с ве-рой для по-кло-не-ния гро-бу пре-по-доб-но-го, по-лу-ча-ли про-си-мое и вы-хо-ди-ли из нее здо-ро-вы-ми, но ча-сто угод-ник Бо-жий и сам яв-лял-ся боль-ным, до то-го со-вер-шен-но его не знав-шим, и при-ка-зы-вал им ид-ти к сво-е-му гро-бу, обе-щая при этом ис-це-ле-ние от раз-ных неду-гов.

Из чис-ла мно-гих чу-дес, со-вер-шен-ных пре-по-доб-ным Ге-ра-си-мом, при-ве-дем лишь те, ко-то-рые за-пи-са-ны с боль-шею по-дроб-но-стью и об-сто-я-тель-но-стью.

Кре-стья-нин Во-ло-год-ско-го уез-да Иа-ков Са-ве-лов дол-гое вре-мя был нездо-ров но-га-ми. Бо-лезнь ста-но-ви-лась все бо-лее се-рьез-ной, так что, на-ко-нец, он слег в по-стель и был не в со-сто-я-нии сдви-нуть-ся с ме-ста. Несмот-ря на уси-лен-ное ле-че-ние, по-мо-щи от вра-чей и зна-ха-рей Иа-ков не по-лу-чил ни-ка-кой. Ко-гда боль-ной не имел уже ни ма-лей-шей на-деж-ды на свое вы-здо-ров-ле-ние, явил-ся ему пре-по-доб-ный Ге-ра-сим и го-во-рит: «Иа-ков! Ве-ли де-тям сво-им ве-сти те-бя ко мне в ча-сов-ню, в Тро-иц-кий мо-на-стырь; у гро-ба мо-е-го от-слу-жи па-ни-хи-ду, и ми-ло-стью Бо-жи-ей ты бу-дешь здо-ров».

Вско-ре по-сле яв-ле-ния пре-по-доб-но-го Иа-ков по-чув-ство-вал об-лег-че-ние от неду-га сво-е-го и, по-ла-гая, что он уже со-вер-шен-но осво-бо-дил-ся от него, не счел нуж-ным ис-пол-нить по-ве-ле-ние свя-то-го и ид-ти к его гро-бу.

Од-на-ко не про-шло и двух недель по-сле то-го, как кре-стья-нин сно-ва сде-лал-ся нездо-ров и на-чал стра-дать го-раз-до силь-нее преж-не-го. Ко-гда, на-ко-нец, стра-да-ния вра-зу-ми-ли его, при-ве-ли его в со-зна-ние сво-ей ви-нов-но-сти пе-ред пре-по-доб-ным, и он на-чал рас-ка-и-вать-ся и жа-леть о сво-ем непо-слу-ша-нии, то-гда ему сно-ва явил-ся пре-по-доб-ный Ге-ра-сим, по-веле-вая немед-лен-но ис-пол-нить свое преж-нее при-ка-за-ние. На этот раз Иа-ков по-спе-шил в Тро-иц-кую оби-тель и ко-гда по со-вер-ше-нии па-ни-хи-ды при-ло-жил-ся к иконе, на-хо-див-шей-ся при гро-бе пре-по-доб-но-го, и ис-пил освя-щен-ной во-ды, тот-час же по-чув-ство-вал се-бя со-вер-шен-но здо-ро-вым и в бла-го-дар-ность за свое ис-це-ле-ние по-ло-жил обе-ща-ние на-пи-сать ико-ну пре-по-доб-но-го и еже-год-но в день его па-мя-ти при-хо-дить на по-кло-не-ние к его гро-бу.

Жи-тель Во-лог-ды Ани-кий был нездо-ров гла-за-ми и бо-лее го-да не мог вы-хо-дить из сво-е-го до-ма по при-чине сво-ей сле-по-ты. Мать его, Ан-то-ни-на, по обе-ща-нию боль-но-го при-ве-ла его в цер-ковь Пре-свя-той Тро-и-цы, ос-но-ван-ную пре-по-доб-ным Ге-ра-си-мом. По со-вер-ше-нии здесь мо-леб-ствия сле-пец при-ло-жил-ся к иконе свя-то-го, твер-до ве-руя в его чу-до-дей-ствен-ную по-мощь. Тот-час же сле-пой про-зрел и воз-вра-тил-ся до-мой без про-во-жа-то-го, сла-вя Бо-га и угод-ни-ка Его, за-ступ-ни-ка бо-ля-щих - пре-по-доб-но-го Ге-ра-си-ма.

Иг-на-тий, уро-же-нец го-ро-да Кар-го-по-ля, про-жи-вав-ший в Во-лог-де, ра-бо-тая в ле-су, по-чув-ство-вал нестер-пи-мую зуб-ную боль; му-чи-мый ею, он при-нуж-ден был оста-вить ра-бо-ту и воз-вра-тить-ся до-мой. По до-ро-ге он мо-лил-ся пре-по-доб-но-му Ге-ра-си-му, обе-щая мыс-лен-но схо-дить на по-кло-не-ние его гро-бу, - и бо-лезнь его мгно-вен-но про-шла.

По-лу-чив ис-це-ле-ние и воз-вра-тясь до-мой, Иг-на-тий в те-че-ние трех су-ток не вспом-нил о сво-ем обе-ща-нии и не по-за-бо-тил-ся об ис-пол-не-нии его. На чет-вер-тый день у него опять за-бо-ле-ли зу-бы, и на-столь-ко силь-но, что все ли-цо его опух-ло; от нестер-пи-мой бо-ли он упал на-вз-ничь и ле-жал на зем-ле дол-гое вре-мя как мерт-вый. Уви-дев-ши в та-ком по-ло-же-нии Иг-на-тия, же-на его бро-си-лась к нему с пла-чем и сле-за-ми, поды-мая его с зем-ли. При этом она ска-за-ла ему с го-ре-чью: «За-был ты свое обе-ща-ние пре-по-доб-но-му Ге-ра-си-му и тем про-гне-вал Гос-по-да!»

Услы-хав это, Иг-на-тий вспом-нил о сво-ем обе-те и тот-час же, ни-ма-ло не мед-ля, от-пра-вил-ся в путь, на-ме-ре-ва-ясь по-мо-лить-ся у гро-ба угод-ни-ка Бо-жия. В то же мгно-ве-ние Иг-на-тий по-чув-ство-вал об-лег-че-ние от сво-их стра-да-ний.

До-ро-гой ему при-шло на ум, что, быть мо-жет, он на-прас-но тру-дит-ся и что от мо-лит-вы его ед-ва ли бу-дет ему ка-кая-ни-будь поль-за. Но лишь толь-ко он по-ду-мал это, бо-лезнь его сно-ва на-ча-ла уси-ли-вать-ся. То-гда Иг-на-тий по-нял, что он не слу-чай-но под-вер-га-ет-ся бо-лез-ни, что враг спа-се-ния на-ше-го, диа-вол, ста-ра-ет-ся ис-ку-сить его и все-ля-ет в его ум со-мне-ние для то-го, чтобы ли-шить его бла-го-дат-ной по-мо-щи пре-по-доб-но-го Ге-ра-си-ма. Иг-на-тий ста-рал-ся то-гда по-бо-роть ис-ку-си-тель-ные по-мыс-лы и утвер-дить-ся ве-рою в угод-ни-ка Бо-жия, со сле-за-ми при-зы-вая его к се-бе в по-мощь.

К Тро-иц-кой церк-ви Иг-на-тий при-шел во вре-мя ве-чер-ни и по окон-ча-нии ее про-сил от-слу-жить па-ни-хи-ду в ча-совне при гро-бе пре-по-доб-но-го Ге-ра-си-ма. По-сле па-ни-хи-ды Иг-на-тий с ве-рой при-ло-жил-ся к иконе пре-по-доб-но-го и ис-пил освя-щен-ной во-ды. Тот-час же он по-чув-ство-вал се-бя со-вер-шен-но здо-ро-вым.

Ста-ри-ца Со-фия из Во-лог-ды силь-но стра-да-ла гла-за-ми и на-ко-нец со-вер-шен-но по-те-ря-ла зре-ние. Од-на-жды но-чью явил-ся ей во сне пре-по-доб-ный Ге-ра-сим и по-ве-лел от-пра-вить-ся к Тро-иц-ко-му мо-на-сты-рю, чтобы со-вер-шить там па-ни-хи-ду при его гроб-ни-це. Од-на-ко Со-фия не при-да-ла ве-ры сво-е-му ви-де-нию, по-чи-тая его меч-та-ни-ем; на сле-ду-ю-щую ночь ви-де-ние по-вто-ри-лось, и то-гда ста-ри-ца ве-ле-ла ве-сти се-бя к то-му ме-сту, где был Тро-иц-кий мо-на-стырь. При-дя в ча-сов-ню пре-по-доб-но-го, она па-ла ниц пе-ред его ико-ной, со сле-за-ми про-ся се-бе ис-це-ле-ния сво-е-го неду-га. По окон-ча-нии мо-леб-ствия сле-пая Со-фия тот-час же про-зре-ла и воз-вра-ти-лась в дом свой со-вер-шен-но здо-ро-вой.

Свя-щен-ник од-ной из церк-вей Во-ло-год-ской епар-хии Фо-ма Ан-дре-ев, при-быв к Тро-иц-кой церк-ви в 1666 го-ду, про-сил мест-но-го свя-щен-ни-ка Гри-го-рия от-слу-жить в ча-совне над гро-бом пре-по-доб-но-го Ге-ра-си-ма па-ни-хи-ду и по-сле нее объ-явил, что год то-му на-зад он был силь-но нездо-ров и ни-че-го не ви-дел пра-вым гла-зом бо-лее пя-ти недель. Услы-шав о чу-де-сах, со-вер-ша-ю-щих-ся при гро-бе пре-по-доб-но-го, он стал при-зы-вать его се-бе на по-мощь, и ко-гда од-на-жды ве-че-ром, ло-жась спать, дал обе-ща-ние схо-дить для мо-леб-ствия ко гро-бу его, то по-ут-ру про-бу-дил-ся со-вер-шен-но здо-ро-вым. В бла-го-дар-ность за ис-це-ле-ние он по-ста-вил для се-бя за пра-ви-ло еже-год-но бы-вать у гро-ба чу-до-твор-ца.

Мно-го и дру-гих див-ных и чу-дес-ных зна-ме-ний со-тво-рил Бог через Сво-е-го слав-но-го угод-ни-ка пре-по-доб-но-го Ге-ра-си-ма.

В гра-мо-те пат-ри-ар-ха Адри-а-на 1691-1692 гг. о ме-сте упо-ко-е-ния угод-ни-ка Бо-жия го-во-рит-ся так: «А ле-жит он под спу-дом в зем-ле, на краю Во-ло-год-ско-го по-са-да, при при-ход-ском хра-ме Жи-во-на-чаль-ной Тро-и-цы на мо-на-сты-ре, в ча-совне; в ней гроб-ни-ца, под ча-сов-ню ход, и с гро-ба бе-рут там персть; а под ча-сов-ней, про-тив гроб-ни-цы, ле-жит на зем-ле ка-мень си-ний и от зем-ли вверх до по-мо-ста ча-сов-ни пол-то-ра ар-ши-на». Ко-гда вме-сто па-ни-хид при гро-бе пре-по-доб-но-го Ге-ра-си-ма ста-ли петь мо-леб-ны, дру-ги-ми сло-ва-ми, ко-гда на-ча-лось мест-ное празд-но-ва-ние ему, оста-ет-ся неиз-вест-ным точ-но. Несо-мнен-но, это про-изо-шло по-сле 1691 го-да и, мо-жет быть, до учре-жде-ния Свя-тей-ше-го Си-но-да (1721 г.).

Молитвы

Тропарь преподобному Герасиму Вологодскому

Я́ко Безпло́тным единонра́вен/ и преподо́бным соо́бщник, преподо́бне Гера́симе,/ еди́н на Во́логду прише́л еси́,/ прорица́я ту бы́ти гра́ду вели́кому/ и в нем святе́й це́ркви воздви́гнутися/ и святи́телем водвори́тися./ Те́мже и сподо́бился еси́/ близ того́ погребе́н бы́ти/ и по преставле́нии свое́м мно́гими чудесы́ исцеле́ний просия́л еси́./ Моли́ся всегда́ о нас,// я́ко да обря́щем от Бо́га ми́лость.

Перевод: Равный по образу Бесплотным Силам [ангелам] и преподобным единомышленник, Герасим, один ты пришел на реку Вологду, предсказывая там быть великому городу, и в нем построиться святой церкви, и святителям там появиться. Потому и удостоился ты быть погребенным около того города, и после смерти твоей многими чудесами исцелений ты прославился. Молись всегда о нас, чтобы получить нам от Бога милость.

Кондак преподобному Герасиму Вологодскому

От ю́ности, прему́дре, мирски́й мяте́ж оста́вил еси́,/ и многоце́нныя ри́зы тле́нныя возненави́дел еси́,/ и святу́ю оде́жду а́нгельскую любе́зно восприя́л еси́,/ и ту соблю́л еси́ в чи́стой со́вести/ и во благи́х де́лех, и до преставле́ния своего́/ бысть Боже́ственнаго ра́ди жития́ Тро́ицы селе́ние/ и просвети́л еси́ ве́рою приходя́щия к тебе́;/ те́мже вси зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Гера́симе всечестны́й.

Перевод: С юности, премудрый, мирскую суету ты оставил и драгоценные, но подверженные тлению одежды ты не любил, а благоговейно принял святую ангельскую одежду и сохранил её своей чистой совестью и благими делами, и еще до смерти своей из-за Божественной жизни стал обителью Святой Троицы ( ) и просветил верой приходящих к тебе, потому все взываем к тебе: радуйся, отец Герасим, достойный особого почитания.