Присоединение программе партнерство во имя мира. Государственная грантовая программа Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития

23 мая 2007 года произошло событие, которое пока глубоко не отпечаталось в массовом сознании и, не исключено, считается многими россиянами малозначительным, хотя в действительности может коснуться буквально каждого. Госдума в срочном порядке ратифицировала соглашение, заключенное с государствами - участниками НАТО и другими государствами, участвующими в программе «Партнерство ради мира», о статусе их сил. Исход дела решило традиционное единодушие «единоросов», хотя думские фракции КПРФ и ЛДПР пытались сопротивляться ратификации.

Россия присоединилась к соглашению в апреле 2005 г. Сегодня в нем участвует 41 государство, включая членов Североатлантического блока, а также большинство стран-членов СНГ.

Накануне за ратификацию соглашения и дополнительного протокола к нему высказались два профильных комитета Думы - по международным делам и по обороне. В их аргументации преобладали благостные тона: документы отвечают интересам Российской Федерации, их ратификация позволит усилить переговорные позиции при решении вопросов нахождения российских войск за рубежом, а также при организации российского воинского транзита, в том числе в Калининградскую область. Соглашение позволит гарантировать права российских военнослужащих, принимающих участие в совместных мероприятиях в рамках программы «Партнерство ради мира», значительно упростить организацию въезда-выезда за границу военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей (без оформления загранпаспортов и виз). Кроме того, реализация соглашения обеспечит на принципе взаимности ввоз и вывоз боевой техники, транспорта и других средств, необходимых при проведении мероприятий в сфере военного сотрудничества, без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Бесспорно, кому-то из наших сограждан жизнь облегчится. Но выигрыш для малого числа людей (в самом деле, много ли у нас выезжает в служебные командировки по военной линии, да и надо ли умножать их число?) при ближайшем рассмотрении оборачивается огромным, а то и непоправимым проигрышем для всех. Самое главное: в заключении профильных комитетов ушло в тень: действие соглашения распространяется не только на российских военных на территории других государств, но и на иностранные воинские контингенты на территории России.

В этом положении, как представляется, и зарыта собака. Правда, Комитет по международным делам оговорился, что присоединение РФ к соглашению «отнюдь не предусматривает автоматическое согласие России на прием иностранных контингентов на своей территории». Рассмотрение такого рода просьб и совместных планов военного сотрудничества, мол, будет являться в каждом конкретном случае предметом отдельных договоренностей между заинтересованными государствами - участниками соглашения.

А вот в это что-то не верится. Когда осенью 2006 года сорвалось проведение в Нижегородской области совместных учений российских Вооруженных сил и войск НАТО «Торгау-2006», Сергей Иванов как раз и объяснил его отмену отсутствием юридической базы, а предварительная договоренность-то была. Сегодня такая база создана, и именно она (а не какие-то частные «договоренности») будут решать исход дела. Тем более, что необходимость (как и возможность) пребывания наших воинских контингентов в США, Германии, Великобритании, Бельгии крайне сомнительна, а вот тяга США и НАТО к контролю за российской территорией бросается в глаза.

Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, отвечая на такого рода предположения журналистов, попытался сместить акценты. Речь идет, заявил он, не только о военном сотрудничестве, но и о взаимодействии служб при осуществлении спасательных операций в ходе техногенных катастроф, пожаров, спасательных операций на море. Кто спорит: сотрудничество в этих областях необходимо, но почему нельзя отрегулировать его правовые аспекты без предоставления «зеленого коридора» иностранным войскам?

А кроме того, только г-н Косачев полагает, что соглашение о статусе сил затевалось в основном в гуманитарных целях. Вот западные партнеры придерживаются иной и, сдается, отвечающей их истинным намерениям точки зрения. В представленном на днях сенату США докладе командующий Европейским командованием генерал Бантц Крэддок в открытую заявил: «Наши амбициозные планы по практическому сотрудничеству с Россией не реализованы отчасти из-за отказа Госдумы ратифицировать соглашение о статусе сил "Партнерство во имя мира", которое позволило бы вооруженным силам альянса проводить учения на российской территории (выделено нами. - Ю.Р. )».

Может сложиться ощущение, будто российские законодатели творят в башне из слоновой кости. Было спланировано ратифицировать указанное выше соглашение, - и депутаты настойчиво шли к цели, не обращая внимания на «неудобную» действительность. Ситуация своим абсурдом напоминает ту, что сложилась в последние дни перед войной и даже в ее первые часы: на нашу землю уже падали фашистские бомбы, гибли мирные люди, а к Бресту из глубины страны по-прежнему спешили эшелоны со стратегическими материалами: как же, под ранее подписанные контракты с Гитлером составлены графики и их обязательно надо выполнять. Во что вылилась такая пунктуальность - хорошо известно.

Стремление к обязательности, пунктуальности в политике - вовсе не предполагает близорукости. Линия поведения наших партнеров по программе «Партнерство ради мира» более чем наглядно свидетельствует, что не торопиться ратифицировать соглашение надо, а признать ошибочность присоединения России к этой программе и заморозить свое участие в ней.

Судите сами: несмотря на широковещательность заявлений об эффективности совместной борьбы с международным терроризмом, не пойман ни один террорист, и в то же время ни для кого не секрет поддержка со стороны ряда западных стран и международных организаций террористов, орудующих на территории России. Совместные с натовцами учения и тренировки носят локальный и скорее демонстрационный характер, дающий пользу только Брюсселю, который получает возможность назойливо внедрять в общественное сознание мысль о «транспарентности» и «совместимости» стандартов военных систем на Западе и Востоке. Много, очень много слов о «партнерстве», о необходимости диалога во имя отказа от стереотипов взаимного восприятия.

А на деле - непрекращающееся движение НАТО на восток путем поглощения уже не только бывших стран социалистического содружества, но и бывших советских республик, публичное - впервые после развала СССР - причисление России к странам, представляющим несомненную военную угрозу для США, реализация американских планов по размещению элементов собственной ПРО в Восточной Европе. Совершенно не отвечает духу сотрудничества, декларируемому между Россией и НАТО, ситуация вокруг адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Страны блока открыто заявили, что не ратифицируют договор, пока Россия не ликвидирует свои базы в Грузии и Молдавии.

Большинство указанных событий произошли уже после того, как Россия подписала соглашение о статусе сил, так что поводов задуматься у российских парламентариев было много.

В самый канун ратификации появилась новая пища для размышлений. Упомянутый выше генерал Крэддок, командующий Европейским командованием вооруженных сил США, в докладе сенату прямо заявил, что «российские стратегии последнего времени по расширению влияния идут вразрез с безопасностью США и НАТО». Госсекретарь США Кондолиза Райс, побывавшая в Москве перед ратификацией Думой соглашения о статусе сил "Партнерство во имя мира", также сделала заявление, которое при всем желании «партнерским» не назовешь: Вашингтон, мол, учитывает интересы России, но не собирается отказываться от намерения разместить элементы системы ПРО в Чехии и Польше.

Казалось бы, что еще нужно, чтобы насторожиться и уж, по крайней мере, не форсировать ратификацию соглашения, дающего односторонние преимущества военному блоку, который явно угрожает нашей национальной безопасности. Но - нет: собралась нижняя палата и за несколько часов все решила…

Предположение, будто российские парламентарии творят в башне из слоновой кости, могло бы иметь место, если бы не знать о «податливости» большей части депутатского корпуса. В политической наивности, в оторванности от грешной земли их не заподозришь.

Обращает на себя внимание два обстоятельства. Первое: думские руководители делают акцент на выигрыше от такого соглашения для российских военнослужащих. Преимущества же, которые получают на нашей земле иностранные военные, остаются почему-то «за кадром». Такая акцентировка по меньшей мере странна: законное пребывание иностранных войск на российской земле, тем более представляющих военный блок, ведущий враждебную России политику, далеко не рядовое событие. По крайней мере, новейшая история России (СССР) аналогий не знает.

Второе: западные партнеры не просто лоббировали ратификацию соглашения Госдумой, а прямо давили на российскую сторону. Это следует из слов Сергея Иванова, еще в прежнем статусе вице-премьера - министра обороны РФ принявшего участие в феврале 2007 г. в неформальном заседании Совета Россия - НАТО в Севилье. Их стоит процитировать полностью, учитывая, что Иванов держал речь не перед соотечественниками, а перед своими коллегами из Североатлантического блока: «Несколько слов о состоянии дел относительно ратификации Государственной Думой России Соглашения о статусе сил… Этот вопрос постоянно поднимается на российско-натовских встречах различного уровня. В настоящее время продолжается работа, нацеленная на запуск официальной государственной процедуры ратификации Соглашения. Повлиять на ускорение этого процесса мы не можем по причинам, не зависящим от Минобороны России».

Слышите нотки извинения в словах заместителя главы российского правительства? С чего бы это?

Чем объясняется та настойчивость, с которой натовцы постоянно и на всех уровнях поднимали вопрос об ускорении ратификации соглашения? Неужели причина в трогательной заботе о российских военных, которых, не дай Бог, занесет на чужую территорию? Вряд ли. Их, безусловно, волновало снятие любых юридических преград на пути движения на российскую территорию собственных контингентов.

И тут возникает новая серия вопросов, на которые граждане России вправе получить, но так и не получают исчерпывающие ответы. Традиционное объяснение, к которым прибегает власть (процитируем того же Сергея Иванова) - ратификация соглашения «с юридической точки зрения должна существенно облегчить подготовку и проведение совместных учений как на многонациональной, так и на двусторонней основе» - и слишком лаконично, и отдает лукавством.

Уже не выглядят мифическими догадки, высказываемые левыми силами о том, что воинские контингенты натовских стран, для которых расчищается путь на российскую территорию, будут предназначены не столько для пресловутых учений, сколько для охраны и обороны иностранной собственности, масштабы которой в нашей стране постоянно возрастают.

И еще одно. Напомним: законопроект внес в Госдуму Президент России. Как соотнести этот шаг с той же Мюнхенской речью В.В. Путина? Неужели достаточно одного визита в Москву Кондолизы Райс, чтобы заявленный перед мировым сообществом более самостоятельный внешнеполитический курс обернулся возвращением в обоз Госдепа и Пентагона?

“Существует нечто, раскрывающее нашу душу больше, чем лицо наше, - это его выражение; и нечто, раскрывающее ее больше, чем выражение нашего лица, - это наша улыбка”. (В.Гюго)

Лицо - это многофункциональная биомеханическая система, которая динамически меняется в течение всей нашей жизни. Лицо - это эстетическая и эмоциональная привлекательность, формат невербального общения, биометрический возраст.

Быть красивым - это естественное желание человека. Существует взаимосвязь между микроэстетикой улыбки и макроэстетикой лица. Нельзя не учитывать эту связь в работе врача-стоматолога с пациентом.

Именно поэтому междисциплинарный подход в стоматологии начинает быть востребованным. Стоматология становится “умной”, создает команды врачей, разрабатывает стандарты взаимодействия между специалистами.

Стоматология сложных случаев “Диастом” не только стала одной из первых стоматологий, внедряющих этот подход в своей работе, но и транслирующая его для коллег-стоматологов.

Конгрессы по междисциплинарной стоматологии в Тольятти, организованные командой “Диастом” стали уже доброй традицией. 18-19 февраля прошел очередной, 5 по счету, Поволжский научно-практический конгресс Диастом, который поддержали стратегические партнеры клиники - команда врачей-стоматологов профессора Михаила Сойхера, возглавляющего Институт биотехнологий и Центр междисциплинарной стоматологии и неврологии (г. Москва).

В.В. ДРЕВИН главный врач стоматологической клиники "ДИАСТОМ"

Для меня курс Сойхера - это открытие! Открытие простоты! Логики, причинно-следственных связей, которые чувствовал, во многом знал, но не хватало связанных в единое целое знаний… Вся команда клиники уже 5 лет проходит полноценное обучение в Центре Сойхера М.Г.. Могу сказать, что после курса не осталось вариантов! ни капли сомнений в правильности ранее интуитивно выбранного пути. Самое главное- это результат. По окончании стоматологического лечения пациент хочет получить комфорт, и повышение качества своей жизни. И вот что важно - когда сам пациент начинает осознавать, что качество его жизни напрямую связано с нашей работой, то он становится на другую ступень осмысления.

По-другому мыслит и рассуждает. Он по-другому ставит задачи и по-другому покупает наши услуги. Он становится другим потребителем!!
Благодаря Михаилу Сойхеру я получил новое наполнение “старой” профессии. Для меня это новый интересный мир, который хочется осваивать и в котором хочется жить. И я очень рад, что могу назвать нашу клинику “Диастом” - партнером Центра междисциплинарной стоматологии и неврологии.

М.И. СОЙХЕР кандидат медицинских наук, профессор, главный врач Московской областной стоматологической поликлиники

Каждый пациент это книга, которую мы читаем с белого листа и мы можем до бесконечности разбирать клинические случаи и учиться друг у друга. Мы с клиникой "Диастом" дружим более 5 лет и наше тесное взаимодействие даёт возможность нам общаться не только в качестве дружбы, но и научного продвижения, потому что очень многое мы берем у них, они берут у нас. И именно тесное взаимодействие нас и обогащает.

Мы можем с уверенностью сказать, что клинические случаи, которые представили в своих выступлениях врачи клиники “Диастом” - это достойный качественный уровень.

И мы рады предоставленной возможности - иметь партнерскую “площадку” для совместных разработок и внедрений передовых технологий.

Г.Г. ДРЕВИНА директор стоматологической клиники «ДИАСТОМ»

Стоматологическая проблема - это целостная проблема организма, и мы рады, что за 5 лет с помощью наших коллег из Центра междисциплинарной стоматологии и неврологии мы смогли не только выстроить технологический подход в нашей клинике, но и транслировать его в стоматологическое сообщество Тольятти и Самары. В этом году конгресс собрал около 200 участников. В течении двух научно-практических дней параллельно работали три секции, была проведена он-лайн операция по имплантации, выступали спикеры, в том числе врачи нашей клиники “Диастом”

На минувшей неделе Фонд развития Интернет-инициатив (ФРИИ) и одна из крупнейших отечественных продуктовых розничных компаний X5 Retail Group объявили о запуске совместной программы стратегического партнерства. В ее рамках X5 при поддержке ФРИИ будет тестировать инновационные проекты на ранних стадиях и внедрять лучшие из них в свою бизнес-практику.

Предполагается, что уже в июне ФРИИ запустит 12-й по счету акселератор . На этот раз его основной тематикой станет поддержка стартапов, развивающих инновационные технологии в ритейле (retail-tech). Проекты, прошедшие отбор на акселерацию, получат финансовую поддержку со стороны ФРИИ (от 2 до 25 млн руб.) А также уникальную возможность получить консультацию и экспертную оценку со стороны Х5, протестировав свои идеи при помощи потребительской базы компании, которая содержит обезличенную информацию о более чем трех миллиардах покупок. Принять участие в тестировании смогут как сильнейшие выпускники нового набора акселератора, так и более зрелые портфельные проекты фонда, уже успевшие зарекомендовать себя на рынке.

Растущая цифровизация открывает ритейлу возможности для экспансии в новые сектора, уверены во ФРИИ. Поэтому вложения в стартапы, связанные с retail-tech, становятся все более актуальны. За три года работы ФРИИ число стартапов, продукт или сервис которых может быть применен в розничной торговле, в воронке фонда уже превышает несколько тысяч. Причем свыше половины этих проектов подали заявки на инвестиции в прошлом году.

По мнению Дмитрия Калаева, директора по образовательным и акселерационным программам ФРИИ , сегодня мировой рынок технологий для офлайн-ритейла находится примерно в том же состоянии, в котором пребывал рынок бронирования гостиниц лет 10 назад или рынок такси пятилетней давности:

– Мы стоим на пороге значительных изменений. В ближайшие пять-семь лет в этой сфере они будут только нарастать, и у ритейл-компаний есть потенциал на этом заработать, улучшив свои бизнес-показатели.

Подать заявку на участие в новой акселерационной программе смогут основатели компаний, если их продукт или сервис помогает сделать традиционные покупки более быстрыми и комфортными, максимально персонализировать процесс обслуживания клиентов, оптимизировать логистику или пространство торгового зала, увеличить конверсию за счет сочетания онлайн- и офлайн-каналов продаж.

Вадим Капустин, директор по стратегическому маркетингу и планированию X 5 Retail Group заявил, что инновационное развитие его компания рассматривает как одно из важнейших условий для создания долгосрочного конкурентного преимущества:

– К этому вопросу мы подходим системно, поэтому партнерство с ФРИИ для нас очень важно. Наша компания выбрала для себя четыре основных направления: инновации в товарах, инновации в услугах, инновации в бизнес-процессах и инновации в бизнес-моделях.

В качестве примеров инновационных проектов, которые уже проходят тестирование и внедрение в X5, Капустин привел технологию бесконтактных платежей с помощью мобильного телефона. Еще одно направление, которое развивает компания – персонализация предложений и интеллектуальные программы лояльности, когда используя Big Data, ритейлер узнает практически все о преференциях своих клиентов.

Инновации в сфере бизнес-процессов, в частности проведения ценового мониторинга, X5 внедряет благодаря технологиям распознавания образов (сбор информации по фото продуктов на полках и их ценников): «Это как раз один из примеров того, в чем мы уже начали сотрудничать с ФРИИ», – отмечает Капустин. – «Внутри фонда есть компания, обладающая подобными технологиями, с ними мы провели несколько пилотных проектов в наших магазинах и теперь переходим на обсуждение коммерческих условий».

Не обходят в X5 вниманием и такие тренды как роботизация, оптимизация логистики и омниканальность (как инновацию в бизнес- моделях):

– Мы понимаем, что покупателям надо давать гораздо больше возможностей, где и как приобретать товар, - рассказывает Капустин. – Это могут быть и интернет-магазины, и соцсети, и доставка на дом/доставка через локеры (специальные сейфы). В этом году мы планируем запуск онлайн-магазина в рамках проекта «Перекресток».

По словам Фабрисио Гранжа, директора по информационным технологиям X 5 Retail Group , компания также ищет технологии, которые «позволят все делать быстрее, дешевле, и системы, которые дадут возможность использовать краудсорсинг и краудтестинг»:

– Сейчас ИТ, которые мы применяем, можно разделить на три уровня: для покупателей, которые приходят в наши магазины, для фронт-офиса магазинов и для бэк-офиса магазинов. Так что нам нужны инновации, которые улучшат работу на трех этих уровнях. Например, очень востребована будет система, которая позволит ускорить поиск сотрудников – этакий «убер» в сфере HR. Мы уже работаем в этом направлении. Также внедряем ИТ-систему самообучения сотрудников.

Главный исполнительный директор Х5 Retail Group Игорь Шехтерман считает, что сотрудничество с ФРИИ даст его компании возможность протестировать и внедрить инновации на самых ранних проектных стадиях, найти новые и нестандартные способы решения собственных задач, которые нацелены на повышение операционной эффективности бизнеса во всех звеньях цепочки поставок: от производителя до магазина.

Он сообщил, что внутри X5 уже существует инновационная группа, куда входят 25 человек – практики из бизнеса, из различных сетей, из корпоративного центра, которые взаимодействуют со стартапами. На ИТ компания сегодня тратит порядка 10% своих капитальных затрат. Но, поскольку в ходе сотрудничества с ФРИИ X5 планирует приобрести некоторые из особо удачных стартапов, возможно, этот бюджет возрастет.

Кстати, помимо всего прочего, компания успешно внедряет и использование ГИС-технологий:

– У нас есть собственная, во многом, уникальная геоинформационная система, с помощью которой в прошлом году мы открыли несколько тысяч магазинов, - рассказал Шехтерман. - Как она работает? Наш специалист, который занимается развитием сети магазинов, приезжает в тот или иной регион, где выбирает потенциальное место для открытия новой точки - объект, который нам интересен для аренды. Объект фотографируют и моментально отсылают на обработку в нашу ГИС, куда уже забита вся информация о данной локации: количество потенциальных покупателей, их предпочтения и т.д. В результате, буквально через несколько минут ГИС выдает данные, важные для товарооборота будущего магазина. А дальше уже независимо от человека автоматические системы готовят эту информацию к обсуждению на инвестиционном комитете. То есть мы делаем достаточно точный прогноз о том, насколько успешным будет магазин, и для принятия инвестиционного решения абстрагируемся от зависимого мнения человека, который может пожелать «протолкнуть» этот объект. А все согласования проходят онлайн, без каких-то бумаг…

Как сообщил директор ФРИИ Кирилл Варламов , фонд создал крупнейшую на сегодня отечественную сеть работы со стартапами, через которую в год проходит около восьми тысяч проектов. Им предстоит успешно миновать четыре уровня акселерации, чтобы стать более зрелыми:

– Потом мы инвестируем в них средства фонда (на этой стадии финансирование от партнеров еще не привлекается), за эти деньги развиваем их еще раз, «прокачиваем» сервисы, продукты и само видение жизни их основателей. И только после этого выпускаем эти стартапы навстречу нашим партнерам. Это все отдельная колоссальная работа. Конечно, нашим партнерам, таким как, например, X5 Retail Group, проще потом уже предметно говорить с пятью-десятью конкретными командами проектов, отобранными и выращенными, чем самим пытаться найти их среди десятков тысяч стартапов, разбросанных по всей стране.

Для нас же стратегическое партнерство с лидерами рынка, например с крупнейшим российским офлайн-ритейлером, очень важно, потому что только применив экспертизу, знания, накопленные рынком, и возможность входа на него – использования отобранных стартапов в конкретных процессах, – можно обеспечить их быстрый рост. А это именно то, в чем мы заинтересованы.

Отвечая на вопрос, какие именно стартапы ждут в двенадцатом акселерационном потоке ФРИИ, Дмитрий Калаев отметил, что основной упор будет сделан на те команды, у которых есть хотя бы прототип продукта, а не просто инновационная идея:

– Таким людям мы тоже можем помочь: обсудить, насколько их идея будет востребована рынком ритейла. Но мы ориентированы именно на стартапы, а не просто на научные кадры, которые приходят и говорят «смотрите, я могу выполнить НИР, но как на этом потом построить бизнес, не знаю». И один из маркеров того, могут люди сделать бизнес или нет, это то, в состоянии ли они создать минимально жизнеспособный продукт, хватает ли у них ресурсов и компетенций сделать его, не привлекая какого-либо инвестора вообще.

Поэтому, в первую очередь, мы все-таки надеемся увидеть тех, с кем сразу можно начать пилотирование проекта и совместно «дойти до ценности». С одной стороны, ценность – это подтверждение того, что нашему партнеру эта акселерация действительно зачем-то нужна с точки зрения бизнеса (поможет больше зарабатывать, снизить затраты на персонал и т.д.). С другой – это уверенность в том, что клиентам магазинов данный продукт тоже облегчит жизнь (покупать станет проще, удобней, дешевле и т. д.).

К слову, как показала наша и мировая практика, идеальный стартап – тот, у которого есть два сооснователя: один отвечает за технические аспекты, а второй за бизнес-компетенции. Один может придумать что-то такое, чего нет на рынке, и сделать это. А второй умеет дойти до конечного покупателя и этому покупателю свой новый продукт продать. Конечно, может существовать какой-то уникальный человек, у которого эти компетенции идут «два в одном», может быть и так, что какая-то из этих компетенций «растянута» по трем-четырем людям в команде, но обе они должны быть. Иначе никакого бизнеса и внедрения решения не случится.

В январе 1994 года главы государств и правительств стран-членов НАТО на сессии Североатлантического совета в Брюсселе выступили с предложением учредить программы "Партнерство ради мира". Приглашение было направлено государствам, входящим в Совет Североатлантического сотрудничества, учрежденный в 1992 году, а также другим странам СБСЕ. В итоговом документе, принятом в 1994 году, имеется упоминание статьи 10

Вашингтонского договора о том, что "Североатлантический союз остается открытым для членства других европейских государств, способных отстаивать и развивать принципы этого договора и вносить вклад в обеспечение безопасности Североатлантического района". См.: NATO Partnership for Peace.- Brussels: NATO Office of information and Press, 10th January 1994.- P.1

Иными словами, данная программа рассматривалась как своего рода подготовительный этап для стран-кандидатов на пути интеграции в блок НАТО.

На вашингтонской встрече на высшем уровне руководители Североатлантического союза отметили успешную деятельность по программе “Партнерство ради мира” (ПРМ) в течение первых пяти лет. ПРМ представляет собой процесс, объединяющий союзников по НАТО и партнеров в рамках широкой программы совместной деятельности в области обороны и безопасности. Программа ПРМ характеризуется открытостью и гласностью, в ее мероприятиях могут участвовать все страны - члены НАТО и их партнеры.

Суть программы ПРМ - это партнерство между отдельной страной и НАТО, создаваемое на индивидуальной основе, в соответствии с особыми потребностями этой страны, причем каждое из участвующих правительств выбирает, на каком уровне и в каком темпе это партнерство будет реализовано совместно с НАТО.

НАТО выдвинула программу “Партнерство ради мира” в январе 1994 г. С целью повышения стабильности и безопасности в Европе. За время существования Партнерства ради мира к нему присоединились 30 стран: Австрия, Албания, Азербайджан, Армения, Беларусь, Венгрия, Болгария, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, бывшая югославская Республика Македония, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Швейцария, Швеция, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия и Эстония. Десять из этих государств-партнеров затем стали членами НАТО. См.: Североатлантический Союз и Партнерство во имя мира. Совместная безопасность.- Brussels, Belgium: NATO Office of information and press

Основные цели ПРМ, определенные в 1994 г., сохраняют свою актуальность. Они включают в себя:

повышение уровня открытости относительно национального военного планирования и формирования военного бюджета;

обеспечение демократического контроля над национальными вооруженными силами;

создание в отдаленной перспективе в государствах-партнерах сил с повышенными возможностями взаимодействия с силами государств - членов НАТО;

В настоящее время ПРМ является неотъемлемым элементом архитектуры европейской безопасности. Двухгодичная программа, в которой участвуют союзники и партнеры, в настоящее время предполагает проведение более 2000 мероприятий, от крупномасштабных военных учений до небольших семинаров с участием нескольких человек. ПРМ затрагивает практически все области деятельности НАТО.

Одним из основных принципов программы является использование процесса “самодифференциации”, в соответствии с которым государства выбирают из программы ПРМ те мероприятия, которые поддерживают направления их национальной политики и соответствуют их конкретным требованиям и финансовым возможностям.

Совет европейско-атлантического партнерства (СЕАП) служит общей политической основой отношений НАТО с государствами-партнерами, на котором союзники и партнеры могут обмениваться мнениями по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес.

Роль партнеров значительно возросла в повседневной деятельности ПРМ, особенно в связи с созданием “штабных элементов партнерства" в нескольких штабах НАТО, в которых офицеры стран НАТО и государств-партнеров совместно и на постоянной основе выполняют международные штабные функции. Группа координации программы находится в Бельгии в городе Монс. Она проводит военное планирование учений по программе "Партнерство ради мира".

В 1997 г. Союзники по НАТО приняли решение об углублении ПРМ путем усиления его оперативного аспекта и более широкого участия партнеров в принятии решений и планировании, а также укрепления аспекта политических консультаций.

Это решение было принято частично под влиянием опыта, накопленного в ходе многонационального сотрудничества в ходе миротворческих операций ИФОР (Силы по выполнению соглашения) и затем СФОР (Силы по стабилизации) в Боснии.

На Вашингтонской встрече главами государств и правительств была одобрена “Углубленная и более оперативная программа ПРМ”. Это решение было основано на уже накопленном опыте и обеспечивает направление развития программы оперативного партнерства в XXI веке.

Углубленная и более оперативная программа ПРМ строится на следующих трех элементах:

военно-политические рамки возглавляемых НАТО операций ПРМ;

расширенный и адаптированный процесс планирования и анализа (ППА);

углубленное практическое сотрудничество в военной и оборонной областях, охватывающее весь спектр сотрудничества по ПРМ.

Главным фактором третьего элемента партнерства является “Концепция оперативных сил и средств для возглавляемых НАТО операций ПРМ”, инициатива, в которой еще большее внимание уделяется повышению военной эффективности многонациональных сил. Она направлена на дальнейшее усиление военного сотрудничества с целью оказания содействия партнерам в создании сил, более способных к взаимодействию с силами государств - членов НАТО в ходе ликвидации кризисных ситуаций в будущем. Программа ПРМ продолжает развиваться, и Североатлантический союз рассматривает ее как динамический процесс, который приведет к постепенному сближению между НАТО и партнерами.

Таким образом, после окончания "холодной войны" ключевую роль в изменении стратегической обстановки в Евроатлантическом регионе сыграла политика североатлантического союза, направленная на развитие партнерских отношений с большим количеством стран из Восточной Европы и СНГ См.: Приложение №2, не входящих в НАТО. Партнерство в его различных формах способствует политическому диалогу и сотрудничеству в широком диапазоне направлений и помогает создавать евроатлантическую культуру безопасности, которой свойственна твердая решимость использовать международное сотрудничество в целях решения наиболее серьезных проблем безопасности как в самом евроатлантическом сообществе, так и за его пределами. Евроатлантическое партнерство также вносит свой вклад в процесс демократических преобразований, стимулируя и поддерживая военную реформу во многих государствах-партнерах. Оно способствует строительству современных боеспособных вооруженных сил и других институтов обороны, действующих под демократическим контролем, а также помогает государствам-партнерам преодолевать социальные и материальные последствия реформ.