Рассмотрение бюджета на год. Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации

МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект о федеральном бюджете РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Госдума приняла в I чтении проект федерального бюджета на 2017-2019 годы Проект представили депутатам глава Минфина и председалеь Счетной Палаты. Документ сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель и инфляции не выше 4% на все три года.

Главный финансовый документ страны был представлен депутатам на пленарном заседании министром финансов Антоном Силуановым и председателем Счетной палаты РФ Татьяной Голиковой.

Проект предусматривает дефицит бюджета в 2017 году на уровне 3,2% ВВП, в 2018 — 2,2% ВВП, в 2019 году — 1,2% ВВП. Доходы на 2017 год прогнозируются на уровне 13,488 триллиона рублей, расходы — 16,241 триллиона рублей, дефицит соответственно составит 2,753 триллиона рублей. Объем доходов бюджета на 2018 год оценивается в 14,029 триллиона рублей, расходов — 16,04 триллиона рублей, на 2019 год — 14,845 и 15,987 триллиона рублей соответственно.

Документ сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель и инфляции не выше 4% на все три года. При этом предполагается, что средний курс доллара в 2017 году составит 67,5 рубля, в 2018 году — 68,7 рубля, в 2019 году — 71,1 рубля.

Глава комитета ГД сомневается в показателях ВВП, заложенных в бюджет Бюджет РФ на 2017-2019 годы сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель, инфляции в 4% в год, ослабления курса рубля до 71,1 рубля за доллар в 2019 году и оживления темпов роста ВВП до 2,1% к концу прогнозного периода.

Ожидается, что в 2017 году Резервный фонд будет полностью исчерпан, поскольку средства фонда в сумме 1,15 триллиона рублей будут использованы на покрытие дефицита федерального бюджета. Из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование бюджетного дефицита планируется потратить в 2017 году 668,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 1,16 триллиона, в 2019 году — 139,7 миллиарда рублей.

Законопроект допускает возможность внешних заимствований в 2017 году на сумму до 7 миллиардов долларов, а в 2018-2019 годах — по 3 миллиарда долларов в год. При этом предусматривается, что в 2017 году Минфин получит право обменять старые выпуски евробондов на новые в пределах 4 миллиардов долларов. Чистые государственные внутренние заимствования РФ (привлечение займов минус расходы на обслуживание долга) на трехлетку ограничиваются суммой в 1,05 триллиона рублей в год.

Депутаты

Депутаты от "Единой России" проголосовали за главную финансовую смету страны. "Сразу хочу сказать, что "Единая Россия" будет поддерживать бюджет в первом чтении. При этом мы исходим из того, что проектом бюджета предусмотрено выполнение всех важнейших обязательств, предусмотренных государством. Прежде всего, социальных обязательств", — отметил в пятницу первый вице-спикер Госдумы, депутат-единоросс Александр Жуков. По его убеждению, федеральный бюджет будет выполняться даже в случае существенных колебаний цен на нефть и газ.

Оппозиция традиционно не поддерживает проект бюджета. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов полагает, что принятый в первом чтении документ будет лишь углублять раскол общества. "Этот бюджет неизбежно приведет к политическому кризису. Вслед за финансовым наступит политический", — сказал Зюганов журналистам перед началом пленарного заседания.

"Справедливая Россия" заявила о разработке своего альтернативного проекта бюджета, который, по их мнению, превосходит правительственный вариант. "Наша позиция резко отрицательная. Мы будем голосовать против…. Сегодня, наверное, самый главный день в году. Как в народе говорят: "день год кормит". Но бюджет у нас диетический: кому-то щи без мяса, а кому-то жемчуг и неограниченно", — отметил замруководителя фракции эсеров Олег Нилов.

ЛДПР назвала данный документ "бюджетом проедания". "Фракция не будет поддерживать в первом чтении бюджет на 2017 год и на последующий период", — сказал первый замглавы комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов.

Разделы

Согласно структуре расходов открытой части бюджета, на национальную оборону предлагается направить 1,021 триллиона рублей в 2017 году, в 948,3 миллиарда рублей в 2018 году, 941,2 миллиарда рублей в 2019 году. По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" выделяется 1,270 триллиона рублей в следующем году, в последующие два года — 1,262 триллиона и 1,259 триллиона рублей соответственно. В рамках раздела "Национальная экономика" запланированы расходы в сумме 2,144 триллиона рублей в 2017 году, 2,199 триллиона рублей в 2018 году, 2,060 триллиона рублей в 2019 году.

В разделе "Социальная политика" предусмотрено расходов в 2017 году 5,079 триллиона рублей, в 2018 году 4,958 триллиона рублей, в 2019 году 5,05 триллиона рублей.

На раздел "Образование" направляется 548,9 миллиарда, 568,6 миллиарда и 566,4 миллиарда рублей за три года соответственно. На здравоохранение в целом будет выделено 363,9 миллиарда рублей в следующем году, в 2018 году будет выделено чуть больше — 383,3 миллиарда рублей, в 2019 году, напротив, будет наблюдаться снижение расходов — до 349,4 миллиарда рублей.

За три года расходы по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" значительно сокращаются: в 2017 году будет выделено 58,2 миллиарда рублей, а в 2018 году — 28,8 миллиарда рублей, в 2019 году — 25,6 миллиарда рублей.

Правительство 28 октября внесет в Госдуму проект закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ранее пояснял, что бюджет на ближайшую трехлетку непростой, а по отдельным позициям и весьма жесткий..

К 2019 году правительство планирует сократить дефицит бюджета до 1,2% ВВП (с ожидаемых 3,9% в 2016-м), не прибегая к повышению налогов и увеличению пенсионного возраста. На фото: премьер-министр Дмитрий Медведев (слева) и министр финансов Антон Силуанов (Фото: Dmitry Astakhov/Sputnik/AP)

После однолетнего бюджета 2016 года правительство решило вернуться к трехлетнему циклу — Минфин считает, что только так можно последовательно и предсказуемо выправить накопленные дисбалансы бюджетной системы. По итогам 2016 года дефицит бюджета может достигнуть 3,9% ВВП, что станет крупнейшим разрывом за шесть лет. Минфин хочет сократить его до 1,2% к концу 2019 года. Возвращение к трехлетнему бюджетному циклу — «может быть, <...> и рановато для сегодняшних условий», признался в среду президент Владимир Путин, выступая на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет». «Но все-таки определенная доля здорового оптимизма у правительства присутствует, и, безусловно, я его даже поддерживаю», — сказал президент.

Когда будет утвержден бюджет?

Правительство рассмотрит проект трехлетнего бюджета на заседании в четверг, 13 октября. Он должен еще пройти согласование Министерства экономического развития. Проект поступил в Минэкономразвития в среду, «документ прорабатывается», сказала РБК представитель министерства.

Правительство планирует внести проект трехлетнего бюджета в Госдуму 28 октября, сообщил в среду министр финансов Антон Силуанов. К тому времени он вполне может быть скорректирован, правки наверняка будут вноситься и в ходе прохождения через Думу.


Каковы основные параметры бюджета?

Доходы в 2017 году окажутся в номинальном выражении практически на уровне текущего года — 13,44 трлн руб. (см. таблицу ). В реальном выражении с учетом инфляции они продолжат сокращаться. Правда, к 2019 году Минфин ожидает роста доходной части до 14,8 трлн руб. — в номинальном выражении это будет исторический максимум. Однако, во-первых, этот планируемый рост отчасти обусловлен слабым рублем, закладываемым в бюджет на 2019 год (71,1 руб. за доллар), тогда как цена на нефть прогнозируется на все три года на уровне $40 за баррель. Во-вторых, доходы бюджета в отношении к ВВП будут снижаться каждый год и в 2019 году упадут до 15% (по сравнению с более 19% ВВП в 2012 году).

Общий объем расходов на 2017 год предложен в размере 16,18 трлн руб., на последующие два года — уже чуть меньше 16 трлн руб. Единственный путь бюджетной консолидации — это сокращение расходов, сказал в среду Силуанов на форуме «Россия зовет». Но получается, что Минфин все-таки больше рассчитывает на рост доходов, чем на экономию в расходах. По сравнению с оценкой ожидаемого исполнения бюджета 2016 года доходная часть к 2019 году возрастает более чем на 1,4 трлн руб., а расходная сокращается на 670 млрд руб. При этом нужно учитывать высокую базу расходов в 2016 году: на финише однолетнего бюджета Минфин решил увеличить расходы с 16,1 трлн до 16,4 трлн руб., а с учетом ожидаемых изменений в так называемой сводной бюджетной росписи, которые не нужно проводить через поправки в закон, — до 16,63 трлн руб.

В результате дефицит бюджета в 2017 году составит 2,74 трлн руб., или 3,16% ВВП, следует из законопроекта. В поправках к бюджету 2016 года, внесенных на этой неделе в Госдуму, Минфин предлагает прописать дефицит в 3,03 трлн руб., но ожидает, что по факту разрыв окажется больше — 3,26 трлн руб. То есть в следующем году бюджетный дефицит может сократиться сразу на 16%.

В 2018 году дефицит бюджета, согласно проекту Минфина, сократится до 2,2% ВВП, а в 2019-м — до 1,2% ВВП.


Дополнительные доходы получится привлечь и без налоговых реформ или повышения пенсионного возраста. «Идеология правительства — не увеличивать налоги», — сказал Силуанов в среду; напротив, возможны изменения с точки зрения облегчения для бизнеса доли прямых налогов. Серьезный рост доходов, на который рассчитывает Минфин, реалистичен, считает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина. Во-первых, это доход от НДПИ (Минфин подсчитал его на уровне 300 млрд руб. на 2017 год и по 200 млрд в последующие два года), второе — повышение акцизов, а затем в 2019 году вероятно повышение налогов за счет непопулярных мер, говорит Пронина.

Как Минфин собирается финансировать дефицит на трехлетку?

В отличие от 2016 года, когда дефицит на две трети финансируется за счет Резервного фонда, в 2017-2019 годах Минфин предлагает изменить структуру финансирования дефицита в сторону меньшего использования суверенных фондов и большего использования заемных средств. Занимать на внутреннем рынке предлагается по 1,05 трлн руб. каждый год (чистый объем заимствований). Это вдвое больше, чем Минфин планирует занять в 2016 году. Учитывая необходимость погашения в 2017 году госбумаг на 829 млрд руб., Минфину понадобится разместить ОФЗ на сумму почти 1,9 трлн руб.

Из Резервного фонда в 2017 году планируется забрать на финансирование дефицита 1,15 трлн руб., и это значит, что Резервный фонд будет полностью исчерпан. Придется задействовать Фонд национального благосостояния (ФНБ), из которого Минфин хочет потратить 660 млрд руб. в 2017 году. Пик расходования ФНБ придется на 2018 год — 1,14 трлн руб. В результате к концу бюджетной трехлетки в ФНБ останется около 3 трлн руб. (сейчас в нем 4,6 трлн руб.). Пополняться суверенные фонды в этот период не будут — действие бюджетного правила приостановлено до 1 февраля 2020 года.

На 2017 год Минфин устанавливает планку по внешним заимствованиям в $7 млрд, как это было в докризисные годы. Ранее Антон Силуанов объяснял, что в принципе бюджет может обойтись без внешних займов, но нужно поддерживать ликвидность суверенных евробондов. По сути Минфин в 2017 году рефинансирует истекающий долг — к погашению запланированы бумаги на $7,3 млрд. В 2018 и 2019 годах планируется занимать по $3 млрд. Строго говоря, указанные цифры на 2017-2019 годы необязательно предполагают заимствования на зарубежных рынках — это могут быть и займы на российском рынке в иностранной валюте.

Не опасен ли такой объем заимствований?

Правительство будет наращивать объем внутренних заимствований, заявил в среду Силуанов на форуме «ВТБ Капитала». Но делать это, по его словам, нужно осторожно — важно не перегнуть палку, чтобы инвесторы не начали требовать более коротких бумаг и высоких ставок.

Объем совокупного госдолга к концу 2019 года вырастет до 16,6 трлн руб., или 16,8% ВВП (по сравнению с 15% ВВП по итогам текущего года). В 2017 году Минфин планирует разместить на внутреннем рынке бумаги на 1,88 трлн руб. (в 2018 году — 1,6 трлн руб., а в 2019 году — 1,7 трлн). Если геополитические факторы не будут оказывать негативного влияния на финансовые рынки, то, при том что Минфин разместит 1,9 трлн руб., «они совершенно спокойно получат более низкую доходность, которая может оказаться на уровне 7% уже к концу года», говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. По сравнению с объемом российского ВВП 1,9 трлн руб. это немного, долг «совершенно спокойно» можно удвоить в течение пяти лет, не создав на рынке никаких проблем, считает экономист.

В целом в предстоящем периоде объем госдолга РФ «сохранится на безопасном уровне менее 20% ВВП», отмечается в пояснительной записке к проекту бюджета (есть у РБК).

Сколько расходов засекретят?

Открытая часть бюджетных расходов на 2017 год составляет 13,31 трлн руб. Это значит, что около 18% всех расходов будет засекречено (примерно такая же доля будет приходиться на закрытые расходы и в 2018-2019 годах). Это меньше, чем в 2016 году, по итогам которого уровень закрытости расходов превысит 22% (постсоветский максимум). Более 500 млрд руб. в предстоящие три года Минфин направит​ на «отдельные субсидии» компаниям и организациям, а также на «отдельные межбюджетные трансферты» региональным бюджетам по засекреченным статьям бюджета, следует из законопроекта.

В разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить в следующем году на социальную политику — 5,08 трлн руб. (см. таблицу ). По разделу «Национальная экономика» планируются ассигнования на сумму почти 2,3 трлн руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 950 млрд руб., а с учетом секретных расходов — 2,84 трлн руб. Это на 27% меньше, чем планируется выделить на национальную оборону за 2016 год.

При участии Светланы Бочаровой

В пятницу, 9 декабря, Государственная дума приняла в третьем окончательном чтении проект федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов. Спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал его "оптимальным, но жестким". 99 из 414 голосовавших депутатов высказались против принятия госбюджета. В чем заключается спорность документа и каковы его основные параметры, выясняла DW.

Дефицит сохранится. Резервный фонд будет исчерпан

Согласно принятому закону, доходы бюджета в 2017 году составят 13,5 трлн рублей, расходы - 16,2 трлн рублей. Дефицит, таким образом, прогнозируется на уровне 2,8 трлн. Финансировать его предполагается за счет средств Резервного фонда, который, как ожидается, будет исчерпан уже в следующем году, а также за счет Фонда национального благосостояния - в нем к концу 2017 года останется 4,2 трлн рублей.

Ожидается, что ВВП будет расти: с 0,6% в 2017 году до 1,7% в 2018-м и 2,1% в 2019-м. Инфляция в ближайшие три года прогнозируется на уровне 4%. Курс доллара к рублю, на который предлагается опираться, составит 67,5 рубля за доллар в 2017 году и затем будет повышаться - до 68,7 в 2018-м и 71,1 рубля в 2019 году. Депутаты заложили в бюджет цену на нефть в размере 40 долларов за баррель. При этом МВФ дает на 2017 год прогноз в 50,6 долларов за баррель с последующим ростом, а Всемирный банк - 55,2 доллара.

Тем не менее эксперты позитивно оценили консервативность подхода законодателей. Как отмечается в заключении Института экономической политики имени Гайдара и РАНХиГС на проект бюджета, "учитывая существующие риски и факторы неопределенности, консервативный подход при формировании доходной части федерального бюджета представляется оправданным".

Более трети всех расходов - по оборонным и секретным статьям

Бюджет предполагает, что оборонные и секретные расходы (в основном приходятся на раздел "Национальная оборона", а также на разделы "Национальная экономика", "Здравоохранение", подразделы "Дошкольное образование", "Периодическая печать" и другие) в следующем году будут снижены более чем на 20%. Военные расходы - до 2,836 трлн, секретные - до 2,771 трлн рублей. В совокупности расходы на эти статьи более чем в 15 раз превышают расходы на здравоохранение и почти в 10 раз - на образование.

Как говорится в заключении Института Гайдара и РАНХиГС, "среди стран, не находящихся в состоянии войны, Россия - один из рекордсменов по величине расходов на оборону". Так, по подсчетам экспертов, если доля оборонных затрат в российском бюджете составляет почти четверть всех расходов, то в США, имеющих колоссальный военный бюджет, эта доля составляет всего 15%, а в ФРГ - 11%.

Также у экспертов вызывает критику избыточное число секретных статей, создающих непрозрачность бюджета. "Доля закрытых расходов более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах", - отмечают авторы заключения. По их словам, это противоречит закону "О гостайне", допускающему секретность лишь для расходов бюджета в области разведки, оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

На образование и здравоохранение потратят всего 5,8% всех расходов

Расходы на образование в следующем году вырастут на 2% - до 568,5 млрд рублей. При этом больше всего - на 29,5% - увеличатся траты по статье "молодежная политика", которые составят 2,3 млрд. А вот на дошкольное образование ассигнования сократятся на 45,2% - до 3,2 млрд, на общее образование их урезали на 38,3% - до 17,7 млрд. Самая затратная статья - высшее образование. По ней расходы увеличатся на 3,2% - до 497,3 млрд.

Здравоохранение получит из федеральной казны в 2017 году почти на четверть меньше средств, чем в нынешнем году - всего 364 млрд рублей. Как отмечают эксперты Института имени Гайдара и РАНХиГС, "относительная величина госрасходов на здравоохранение в России значительно ниже, чем в развитых странах, и не соответствует реальному уровню экономического развития страны".

Социальные расходы растут, уровень бедности не снижается

На социальную политику в 2017 году будет выделено более 5 трлн рублей (на 28,2% больше, чем в 2016 году). При этом эксперты указывают на то, что резкий рост ассигнований не ведет в России к снижению уровня бедности в стране. С 2008 до 2015 года число бедных составляло 13,4% от всего населения, несмотря на то, что за эти годы расходы на социалку выросли более чем на 200%.

Контекст

Как пояснил DW завлабораторией бюджетной политики Института имени Гайдара Арсений Мамедов, проблема заключается в том, что выплаты носят недостаточно индивидуальный характер: "По-прежнему существует довольно много категориальных льгот, а адресная проверка нуждаемости проводится недостаточно. Большие суммы в итоге размазываются по всем получателям, при этом далеко не все из них реально нуждаются".

Производительные расходы сокращаются , развития нет

Одной из ключевых претензий, высказываемых экспертами в отношении принятого бюджета, является то, что он, по выражению депутата Алексея Журавлева, является "бюджетом терпения", а не развития. Одна из причин - сокращение так называемых производительных расходов более быстрыми темпами, чем непроизводительных.

К первым, по словам Арсения Мамедова, относятся расходы, которые ведут к ускорению темпов экономического роста. Это, главным образом, затраты на человеческие ресурсы (здравоохранение, образование и т.п.), а также инфраструктуру. К непроизводительным - остальные: на госуправление, оборону и т.д.

Кстати, расходы на инфраструктуру в ближайшие годы будут сокращаться, и особенно значительно - на транспорт. В номинальном выражении снижение год к году в 2017-м, 2018-м и 2019 годах составит 14%, 12% и 30% соответственно. По мнению аналитиков, это ставит под угрозу многие инфраструктурные проекты.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов заявил DW, что, по его убеждению, российским властям в принципе не удастся решить экономические проблемы и перейти к росту при помощи повсеместного сокращения расходов. По его выражению, необходимо кардинальное изменение экономического вектора в сторону увеличения расходов и стимулирования за счет этого потребительского спроса и промышленного производства.

Смотрите также "Как Россия накапливала и расходовала свой Резервный фонд":

Начало 10-х годов 21 века ознаменовалось резким увеличением сторонников теории о «российской супердержаве» и «особенной» роли российского государства в мире. Но ситуация в мире серьезно изменилась после падения цен на энергоносители в 2014 году, что намного поубавило ряды приверженцев «вставания с колен».

На самом деле все довольно просто: Россия, с начала 2000-х годов, жила на деньги от продажи нефтеуглеродов, которые сильно выросли на фоне растущей мировой экономики. Никакой реальной конкурентной экономики, которая бы могла предложить миру качественные продукты, в РФ за годы «нефтяного изобилия» не было создано, а большинство вырученных средств от продажи нефти и газа, банально были разворованы и остались в карманах чиновников.

Но давайте обратимся к языку цифр, чтобы определить, является ли Россия такой могущественной и богатой, как утверждают некоторые российские политики, сравнив величину государственных бюджетов России и других стран мира за 2016 год.

Государственные бюджеты ведущих стран мира за 2016 год

Страны Млн. долл. США
1 США 3 251 000
2 КНР 2 426 000
3 Германия 1 515 000
4 Япония 1 439 000
5 Франция 1 253 000
6 Великобритания 1 101 000
7 Италия 876 000
8 Канада 585 000
9 Испания 473 600
10 Австралия 425 700
11 Нидерланды 336 500
12 Республика Корея 291 300
13 Мексика 259 600
14 Швеция 250 800
15 Индия 236 000
16 Бельгия 226 800
17 Швейцария 221 900
18 Норвегия 230 300
19 Россия 216 000
30 Венесуэла 203 400

Как видно из приведенной выше таблицы, размер российского не входит даже в первую 15-ку бюджетов стран мира, его величина меньше, чем у Бельгии и Швеции (!), в 7 раз меньше, чем у Германии, в 12 раз меньше, чем у Китая и 16 раз меньше, чем у США. К слову, расходы тех же США превышают федеральный бюджет России в 3 раза.

Федеральный бюджет России на 2017 год: конец истории

Новым Федеральным бюджетом на 2017 год ни правительство, ни Госдума ничем не удивили: это бюджет проедания и продолжения агонии социально-экономической модели, утвержденной в начале 2000-х годов. Не смотря на падение уровня жизни населения в уходящем году, продолжилась тенденция по укреплению власти за счет силовых ведомств, на которые в бюджете страны денег не экономят. Так на военные расходы и силовые ведомства в новом бюджете заложено около 4,7 трлн. рублей, что превышает совокупные расходы на здравоохранение, образование и культуру более чем в 4 раза. Бюджет страны рассчитан из среднегодовой цены нефти марки Urals 40 за баррель, что является оптимистическим сценарием, учитывая мировые тенденции, а также приход в США республиканской партии во главе с Дональдом Трампом, обещающими открыть доступ на мировой рынок американской нефти.

20 декабря Владимир Путин подписал основной финансовый документ для страны на следующий год. Согласно ему, благосостояние россиян в ближайшее время не сильно улучшится, но зато может еще больше усугубиться в 2018-20 годах. Поскольку, если рассмотреть бюджет России на 2017 год в цифрах, то его можно охарактеризовать исключительно как «проедающий». Никакой реальной антикризисной программы или плана импортозамещения в нем, к сожалению, не предусмотрено. Зато есть несколько любопытных моментов, которые могут подсказать, какое будущее по прогнозам Правительства ждет граждан РФ.

Какой бюджет в цифрах приняли депутаты для России 2017 года

В главном финансовом документе страны обозначено, что государство в следующем году намерено потратить около 16,241 триллиона при доходах в 13,488 триллиона рублей. Что эти числа значат для обычных россиян?

Три тяжелых года

Структура расходов в долларах

Если рассматривать прогнозируемые на 2017 год расходы, то, по сравнению с прошлым годом, их общий размер в федеральном бюджете не сильно изменился. По большому счету что 16,241, что 16, 098 триллиона рублей  разница не сильно большая. При нынешнем курсе (60.8528 руб/долл), около 250 миллиардов в долларах. Для сравнения: расходы в бюджете США в 16 раз больше, а в бюджете Белоруссии в 30 раз меньше.

Однако, если посмотреть не на общие объемы, а на структуру затрат, то отчетливо просматривается тенденция на увеличения вливаний денег в «силовиков» и армию с сокращением затрат на социальную, научную, медицинскую и образовательную сферы. В частности, в сравнении с прошлым годом:

  • расходы на медицину снизятся на 10%;
  • затраты на ЖКХ возрастут на 40%;
  • пенсионный фонд недополучит свыше 175 миллиардов рублей;
  • образовательная сфера недосчитается около 8%.

При этом оборонный бюджет будет увеличен на 72 миллиарда рублей, не считая запланированного увеличения зарплат значительной части «силовиков».

Расходная часть:

Что для рядового гражданина означает подобная корректировка бюджета? Все просто:

  1. Поднимающиеся военные расходы говорят о подготовке к военным конфликтам.
  2. Увеличение затрат на МВД и спецслужбы указывает на подготовку к внутренним беспорядкам.
  3. Уменьшение затрат на социальную, образовательную и медицинскую сферы при большом размере резервов показывает, что приток денег уменьшается и это долгоиграющая тенденция.

Источники дохода

Относительно доходов, заложенных в федеральный бюджет, то их размер также мало отличается от прошлого года — 13,44 триллиона в 2017 году к 13,738 триллионам рублей в 2016 году. Это около 225 миллиардов в долларах.

Доходы бюджета :

 Год 2015 2016
Доходы всего 13659 13369
Нефте-газовые  5863 4778
из них
НДПИ 3160 2819
вывозные пошлины 2703 1959
Не нефте-газовые 7797 8591
из них
налог на прибыль организаций 491 465
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 2448 2637
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1785 1910
акцизы на товары, производимые на территории РФ 528 623
акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 54 57
ввозные пошлины 560 542

Как видно из таблицы, прогнозируемые Правительством доходы от нефти в следующем году уменьшатся, но это планируется покрыть за счет увеличения различных налогов, сборов, акцизов и пошлин.

Реальный дефицит бюджета

Еще в том, что касается доходов и расходов, следует уточнить один нюанс – правильное понимание размеров дефицита. Речь о том, что представители властей в новостях, комментируя федеральный бюджет, говорят: «В следующем году дефицит бюджета РФ будет на уровне (число) процентов от ВВП». Что здесь не так?

ВВП – это внутренний валовый продукт всей экономики государства в то время, как федеральный бюджет России – это расходы и затраты всех госструктур, т.е. лишь небольшой части экономики страны. Иными словами, то, что говорят представители власти, сравнивая дефицит бюджета с ВВП, — это все равно, что сравнивать финансы отдельной воспитательницы с доходами детского сада. Число выйдет меньше, но реального понимания об уровне затрат и расходов сотрудницы не дает.

В реальности же, если посмотреть бюджет России на 2017 год в цифрах, то выходит, что его дефицит равен 20%. Проще говоря, государство тратит на 20% больше, чем зарабатывает!

Что любопытно в федеральном бюджете 2017 года?

Как уже отмечалось, в федеральном бюджете РФ на следующий год есть несколько интересных моментов, которые способны рассказать о том, что ждет россиян в будущем. Самые важные из них таковы.

Скрытие военных расходов

Согласно официальной информации, государство в 2017 году планирует сократить военные расходы — с 3,89 до 2,84 триллиона рублей. При этом из них 2,771 триллиона рублей – это секретные статьи, целевое использование которых практически никто не контролирует. Однако если рассмотреть затраты бюджета, которые касаются военных, но не прописаны в статье об обороне, то можно найти еще столько же выделенных на армию средств.

Эксперты посчитали, что бюджет 2017 года потратит на военные расходы до 4,5 триллиона рублей. При этом значительная часть из них, как и официальные затраты на армию, являются засекреченными.

На что тратятся эти средства? В идеале, на армию и обеспечение военнослужащих всем необходимым, включая жилье и транспорт. Но в реальности все немного иначе. К примеру, в 2016 году правительство выделило дополнительно около 800 миллиардов «секретных» рублей на погашение кредитов, которые армия брала 2010 году на перевооружение. О том, как были потрачены взятые в кредит деньги, можно узнать из дела Евгении Васильевой.

За счет кого будет проходить корректировка бюджета

Следующий любопытный факт, который можно отметить, смотря на бюджет России на 2017 год в цифрах – 20% дефицит планируют покрыть за счет использования денег из резервного фонда и фонда национального благосостояния. Из первого заберут практически все — 50 миллиардов долларов, из второго недостающую часть. При этом нестучу также сократят за счет приватизации госимущества и корректировки бюджета:

  • ликвидации части долгосрочных инвестиционных проектов;
  • минерализации индексирования зарплат госслужащим;
  • уменьшения дотаций по регионам.

Заложенный в документе прогноз на следующий год по ключевым показателям для российской экономики

  1. Средняя цена за баррель нефти – 40 долларов.
  2. Среднегодовой курс доллара – 67 рублей.
  3. Прогнозируемый ВВП – 1,4 триллиона долларов (86,8 трлн рублей).
  4. Резервный фонд в 2018 году будет равен 0.
  5. Размер материнского — 453 тыс. рублей.

Кроме того, корректировка бюджета на следующий год уменьшит ассигнования по программам:

  • «Экономическое развитие и инновационная экономика» — снижение на 22,8%;
  • «Содействие занятости населения» — снижение на 29,4%;
  • «Развитие здравоохранения» — снижение на 25%.

Резюме

Подводя итоги, можно сказать, что бюджет России на 2017 год в цифрах указывает на продолжение экономического кризиса. При этом плана выхода из него в Правительстве нет. Его просто хотят переждать, покрыв нехватку денег приватизацией и израсходованием резервных фондов.

Битва за бюджет-2017 — завершена