Сбили вертолет в сирии 1 авг. Почему в сирии стали чаще сбивать вертолеты вкс

1. Что на самом деле произошло?

1 августа после полудня российский военно-транспортный вертолет Ми-8 (бортовой номер RF-95585) возвращался на авиабазу Хмеймим после доставки жителям города Алеппо гуманитарного груза (вода, мука, консервы, медикаменты). Он уже был на полпути к аэродрому посадки, когда его над провинцией Идлиб обстреляли с земли. Сейчас члены комиссии, отправленной с базы Хмеймим командованием группировки ВКС РФ в Сирии , расследуют характер повреждений.

Территория, над которой сбили «вертушку», которую контролирует Фронт-ан-Нусра (запрещенное в РФ).

2. Кто был на борту?

По данным Минобороны РФ, на борту вертолета были 3 члена экипажа (командир, штурман, техник) и 2 офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии.

3. Откуда взялись российские документы?

Боевики похвалились перед телекамерами российскими документами (в частности, водительские удостоверения), якобы людей, погибших в вертолете. Откуда они могли их взять?

Тут пока рассматривается две версии. Либо это потерянные на территории России документы, которые доставили в Сирию наши граждане, перешедшие на сторону бандитов. Террористы охотно пользуются такими документами для своих пропагандистских акций, демонстрации «достоверности своих побед». Вторая версия - это могут быть реальные документы российских граждан, участвующих в операции в Сирии (одно водительское удостоверение, на котором помещено фото женщины, может принадлежать медсестре или переводчице, а другое, скажем, прапорщику запаса (технику вертолета), который служил по контракту).

4. Как боевикам достались тела россиян?

Террористы показали кадры, на которых они тащат тела членов экипажа и пассажиров Ми-8. Но могло ли быть такое при падении вертолета с большой высоты? Тем более что обычно при крушении вертолета с полными баками раздается мощный взрыв, и среди обломков разорванной машины находят лишь останки обгоревших тел.

Судя по тому, в каком виде достались террористам тела людей, находившихся на борту МИ-8, горючего в нем было уже немного - машина ведь уже была на подлете к базе Хмеймим. Потому взрыв отчасти мог «пощадить» экипаж и пассажиров.

5. Как и чем могли сбить МИ-8?

Пока нет точных данных, из какого именно оружия была поражена военно-транспортная машина. Есть 2 основных версии: переносной зенитный ракетный комплекс и крупнокалиберный пулемет.

Специалистам еще предстоит разобраться, почему не сработал бортовой комплекс обороны (БКО), который и предназначен для обеспечения защиты вертолетов. Он и создавался для того, чтобы спасать «вертушки» от всех типов ракет.

И, несмотря на все это, «вертушка» была сбита...

Эксперты высказывают предположение, что машина была все же сбита из крупнокалиберного пулемета, на огонь которого БКО не реагирует. Похоже, что высота полета «вертушки» во время поражения его огнем с земли была невысокой - до 1,5 км.

6. Почему говорят, что экипаж погиб геройски?

Объятая пламенем подбитая «вертушка» могла свалиться на населенный пункт, но экипаж до последней секунды пытался отвести ее от городка и дороги, по которой двигались густые колонны жителей Алеппо.

На трагическую новость, поступившую из Сирии, уже откликнулся Кремль.

Там разбился наш вертолёт, который осуществлял гуманитарную миссию и был сбит с земли. Те, кто был в вертолёте, погибли героически, пытались отвести машину, чтобы минимизировать жертвы на земле. В Кремле глубоко соболезнуют всем близким наших погибших военнослужащих, - сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

7. Почему вертолет шел без прикрытия?

Обычно вертолеты даже на гуманитарные операции ходят парой . Пока нет информации из штаба группировки - почему это правило не было соблюдено. Очень возможно, что командиров сбил с толку доклад сирийцев, что полоса пролета «вертушки» уже зачищена их наземными войсками. В любом случае - это еще один горький урок для авиагруппировки в Хмеймим (не зря же говорят, что каждая строчка боевых уставов написана кровью солдат и офицеров).

Ми-8 стал третьим российским вертолетом, потерянным в Сирии. Кроме того, как сообщало Минобороны, 8 июля был сбит сирийский вертолет Ми-25 (экспортный вариант Ми-24), на борту которого находились 2 российских офицера. Россия также потеряла в Сирии сбитый турками бомбардировщик Су-24. Людские потери после ЧП 1 августа - 19 солдат и офицеров.

В Сирии сбит российский вертолет, пятеро военных погибли. По версии Минобороны, Ми-8 участвовал в гуманитарной миссии. Пока не ясно, почему этот вертолет оказался под огнем и зачем он нес на борту реактивные снаряды

Российский Ми-8, который был сбит в понедельник в провинции Идлиб (Фото: Reuters/Pixstream)

Вертолет Ми-8, сбитый в Сирии в понедельник, 1 августа, согласно официальному заявлению Министерства обороны России, ​возвращался на авиабазу Хмеймим «после доставки гуманитарной помощи в городе Алеппо». По данным военного ведомства, воздушное судно потерпело крушение «в результате обстрела с земли». Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил информацию о сбитом Ми-8, а также сообщил, что все, кто был в вертолете — три члена экипажа и два офицера российского центра по примирению, — погибли. При этом Песков уточнил, что точной информации о числе жертв нет.

По данным издания «Газета.Ru» , командиром экипажа сбитого Ми-8 был 33-летний капитан Роман Павлов. Вместе с ним погибли летчик-штурман Олег Шеламов и борттехник Алексей Шорохов.

Была ли защита

Близкое к сирийской оппозиции информационное агентство STEP опубликовало видеозаписи с места крушения вертолета через несколько часов после аварии. Издание демонстрирует бортовой номер сбитого вертолета — RF-95585. Согласно реестру российских воздушных судов этот бортовой номер закреплен за вертолетом Ми-8АМТШ. На корпус судна был нанесен номер 212.

Вертолет с тем же бортовым номером в июне 2016 года попал в видеосюжет агентства ANNA-News. В видеоролике вертолет забирает сирийскую девочку Сидру, пострадавшую в ходе обстрела Алеппо.

Изучив фотографии вертолета с бортовым номером RF-95585, группа независимых расследователей вооруженных конфликтов Conflict Intelligence Team (CIT) пришла к выводу, что на судне был установлен авиационный комплекс индивидуальной защиты «Витебск». Комплекс создает вокруг вертолета электронный купол и защищает все, что попадает под этот купол.

Представитель «Концерна Радиоэлектронные технологии», разработавшего комплекс, не смог подтвердить наличие «Витебска» на сбитом в Сирии Ми-8АМТШ. Однако по словам военного аналитика Антона Лаврова, данный комплекс устанавливается на все новые модификации вертолета.

Несмотря на наличие «Витебска», вертолет мог быть поражен пулеметным огнем или же мелкокалиберным зенитным орудием, считает военный эксперт Василий Кашин. «Даже если по Ми-8АМТШ стреляли из переносного зенитно-ракетного комплекса, от которого защищает «Витебск», ракета могла пройти», — считает эксперт.

Помимо этого, отмечают опрошенные РБК эксперты, в ходе полета экипаж выключает комплекс защиты. «Обычно он работает на взлете и посадке, когда вертолет максимально уязвим», — объясняет Лавров.

За последние несколько недель количество сбитых самолетов сирийской авиации увеличилось, отмечает эксперт. Лавров утверждает, что это связано с поставкой исламистам и повстанцам переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Эксперт обращает внимание на то, что в условиях войны в Сирии военным не хватает полной картины происходящего. «Нельзя исключить засады на пути или пролет над вражеской группой противника», — считает аналитик.

Реактивные снаряды

Судя по опубликованным с места событий фотографиям, вертолет нес контейнеры неуправляемых реактивных снарядов (НУРС). Как утверждают опрошенные РБК эксперты, это было необходимо для обороны вертолета, а не для участия в атакующих действиях.

Очевидцы разместили в социальных сетях видеоролики, на которых видны контейнеры НУРС.

По словам военного летчика, пожелавшего остаться анонимным, экипажи Ми-8, выполняя полеты в зоне боевых действий, постоянно используют данное вооружение. «То, что он перевозит гуманитарную миссию, не значит, что он не может себя защищать», — объясняет летчик.

По словам Лаврова, экипаж зачастую не снимает контейнеры для экономии времени. «Если это единичная операция, то снимать НУРС незачем», — объясняет эксперт.

Гуманитарные цели

Вертолет был сбит в провинции Идлиб, недалеко от деревни Тель-Султан . Район крушения находится по пути из Алеппо в Латакию, где находится российская авиабаза Хмеймим.

Начальника Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России Сергея Рудского, восточная граница провинции Идлиб находится под контролем террористической группировки « Джебхат ан- Нусра» (запрещена в России). Об этом говорит и карта Министерства обороны, продемонстрированная в октябре 2015 года.

«Предполагалось, что вертолет, возвращаясь с гуманитарной миссии, полетит по защищенному маршруту, но, видимо, на пути стала диверсионная группа противника с ПЗРК», — размышляет военный эксперт Константин Сивков. По его мнению, в таких условиях стоит использовать штурмовые вертолеты сопровождения, которые выдвигаются по маршруту и прикрывают основной вертолет.

О старте гуманитарной операции, в которой участвовал сбитый Ми-8, 28 июля министр обороны Сергей Шойгу. По его словам, в городе было открыто три гуманитарных коридора для выхода людей из Алеппо. Населению пообещали предоставить горячее питание и оказать медицинскую помощь.​ За три дня в Алеппо было доставлено 14 т гуманитарных грузов, сообщил журналистам 30 июля начальник российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-лейтенант Сергей Чварков. Губернатор АлеппоМохаммадМарванЭльби позже подтвердил , что три гуманитарных коридора было открыто.

Несмотря на заявленные цели операции, научный сотрудник Института востоковедения РАН Григорий Меламедов считает, что одной из задач российских и сирийских военных была подготовка к штурму Алеппо. «Было ясно, что рано или поздно встанет необходимость по-настоящему штурмовать Алеппо и вести бои в городских кварталах», — утверждает эксперт. По его словам, вести бои в густонаселенных кварталах сложно, именно поэтому сирийская армия при поддержке российской группы ВКС выводит из Алеппо гражданское население.

Меламедов отмечает, что битве за иракский город Фаллуджу в мае—июне 2016 года также предшествовала гуманитарная операция по выводу населения.

С ним не согласен военный аналитик Игорь Коротченко, член общественного совета при Минобороны России. По его словам, главной задачей гуманитарной операции является «минимизация жертв среди гражданского населения». Эксперт не отрицает, что выход гражданского населения облегчит возможность для ведения боевых действий в городе.

​Потери в Сирии

За 306 дней военной операции России в Сирии, которая началась 30 сентября 2015 года, погибли 14 российских военнослужащих. О последней жертве военное ведомство сообщало 22 июля. В провинции Алеппо погиб военнослужащий Никита Шевченко, сопровождавший колонну автомобилей с продуктами для местных жителей. Рядом с автомобилем, где он находился, сработало самодельное взрывное устройство.

В ходе сирийской операции российская группировка Воздушно-космических сил потеряла самолет Су-24, сбитый турецким истребителем, вертолет Ми-8, подбитый туркоманской группировкой в ходе спасательной операции, и вертолет Ми-28, разбившийся в результате ошибки экипажа. Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor также публиковала в мае снимки четырех сгоревших вертолетов Ми-24, предположительно принадлежавших Российской армии. Минобороны России опровергало эту информацию.

В Сирии сбит российский вертолет Ми-8, возвращавшийся из Алеппо на авиабазу Хмеймим. Машина, на борту которой находились пятеро военнослужащих, упала в провинции Идлиб. С ноября 2015 года ВКС России при разных обстоятельствах потеряли в Сирии четыре вертолета и фронтовой бомбардировщик Су-24.

Турецкий цугцванг

Первая потеря случилась 24 ноября 2015 года. Пара фронтовых бомбардировщиков Су-24М выполняла боевое задание в провинции Латакия (район населенного пункта Кепир) - наносила бомбовый удар по позициям боевиков.

При повторном заходе на цель пара была атакована турецкими истребителями F-16. По утверждению Анкары, российские самолеты нарушили воздушное пространство Турции, по словам Москвы - все это время находились над сирийской территорией. Так или иначе, но самолет RF-90932 бортовой номер «83 белый» был сбит вдогон ракетой «воздух-воздух».

Летчики катапультировались над районом, контролируемым оппозиционными Дамаску боевиками. Командир экипажа подполковник Олег Пешков был расстрелян ими еще в воздухе, а штурман Константин Мурахтин сумел приземлиться и скрыться.

С базы Хмеймим отправили поисково-спасательную группу. Ее вертолет Ми-8АМТШ был поврежден огнем с земли и совершил вынужденную посадку. На борту погиб морской пехотинец Александр Позынич. Машину впоследствии уничтожили боевики ракетой противотанкового комплекса.

Ночное падение

В ночь на 12 апреля 2016 года в провинции Хомс разбился ударный вертолет Ми-28Н, возвращавшийся с боевого задания. Члены экипажа - Андрей Окладников и Виктор Панков, служившие до командировки в Сирию на авиабазе в Буденновске, - погибли.

По заявлению министерства обороны, вертолет не обстреливался с земли. Источник в промышленности предположил, что машина разбилась из-за столкновения с землей при пилотировании в сложных условиях.

Впоследствии сообщалось, что экипаж, выполняя полет в очках ночного видения, мог не справиться с управлением и машина столкнулась с каким-то препятствием. Источники в комиссии по расследованию в конце апреля 2016-го подтвердили этот вывод, назвав причиной человеческий фактор.

«Летчики Ми-28Н, выполняя полет темной ночью над безориентирной местностью со сложным рельефом, потеряли правильное пространственное положение, в результате чего произошло столкновение вертолета с землей», - отметил источник в комиссии.

Вертолет, которого не было?

8 июля 2016 года возле Пальмиры был сбит вертолет. На борту находились командир 55-го отдельного полка армейской авиации полковник Ряфагать Хабибуллин и летчик-оператор лейтенант Евгений Долгин, оба погибли.

Официальная позиция Министерства обороны России на сегодняшний день по-прежнему состоит в том, что сбит был сирийский вертолет Ми-25 (экспортная версия вертолета Ми-24Д) с российским экипажем. По утверждению Знаменки, это произошло, когда машина разворачивалась на обратный курс после нанесения удара. Анонимный источник в военном ведомстве, также отметив, что израсходовавшая боеприпасы машина легла на обратный курс, связал гибель вертолета с применением боевиками американского противотанкового комплекса TOW.

Однако опубликованная видеозапись не подтверждает эту версию. На кадрах отчетливо видна пара ударных вертолетов Ми-35М (такие машины используются российской авиагруппой в Сирии). Они находились на боевом курсе, а подбитая машина непосредственно перед поражением запускала неуправляемые ракеты.

Попадание в хвостовой винт, также зафиксированное на видеозаписи, не соответствует картине применения ракет комплекса TOW. В частности, об этом говорит отсутствие следа приближающейся ракеты, ограниченный характер разрушений, а также локализация попадания. Одна из реалистичных версий - применение боевиками зенитной артиллерии.

Возвращаясь из Алеппо

В конце июля российские военные объявили о масштабной гуманитарной операции в районе Алеппо. Успехи сирийской армии и союзных формирований (включая иранских и хазарейских добровольцев) привели к окружению в северо-восточной части Алеппо крупной группировки боевиков. 28 июля сообщили, что из города открываются три коридора для выхода мирных жителей и отдельный коридор для боевиков, решивших сложить оружие.

1 августа 2016 года в сирийской провинции Идлиб был сбит вертолет Ми-8АМТШ, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. Судя по многочисленным фотографиям обломков, опубликованным в сети, речь идет о машине RF-95585 (бортовой номер «212 желтый»), до начала сирийской кампании сфотографированной в расположении 562-й авиабазы армейской авиации в Толмачево (под Новосибирском).

В Сирии сбит российский вертолёт. В интернете появились жуткие фотографии, предположительно, с места происшествия и данные о пилотах. Кремль подтвердил, что все пассажиры вертолёта погибли.

Первого августа в провинции Идлиб в результате обстрела с земли сбит возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо российский военно-транспортный вертолёт Ми-8, - цитирует РИА «Новости» заявление Минобороны России.

Ведомство сообщило, что на борту вертолёта находились три члена экипажа и два офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии.

Чуть позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что все находившиеся на борту погибли.

Те, кто был в вертолёте, насколько мы знаем из информации, которая поступила из Министерства обороны, погибли. Погибли героически, потому что пытались увести машину, чтобы минимизировать жертвы на земле, - цитирует ТАСС Пескова.

В интернете появились фотографии якобы с места происшествия. Некоторые из них публикует у себя в твиттере журналист немецкой газеты Bild Бйорн Штритцель.

По сообщениям, российский вертолёт сбит в Серакабе. Пилоты убиты на месте.

По сообщениям, один из пилотов сбитого российского вертолёта.

Ещё одна фотография сбитого, по сообщениям, российского вертолета.

Кажется, есть подтверждение, что это был действительно российский пилот.

Ещё один документ, найденный у российского пилота, чей вертолёт был сбит в Серакабе.

В одном из аккаунтов твиттера, судя по всему, принадлежащем сирийскому ополченцу, опубликована фотография паспорта, предположительно, пилота.

Кажется, это паспорт пилота.

На снимке - паспорт уроженца города Торжка Олега Шеламова, родившегося 1 апреля. Год рождения на фото не виден. Учитывая, что дата выдачи паспорта - 2007 год, можно предположить, что пилоту было 29 лет.

В интернете также появилась видеозапись, на которой видно, как несколько тел лежат на земле рядом с горящим вертолётом. Люди вокруг фотографируют окровавленные тела, кто-то встаёт на них ногами и прыгает. Снимок опубликован в твиттере Syria Today . Ролик подписан так: «Джейш аль-Фатх » (коалиция, воюющая против правительства Сирии, действует в районе города Идлиб, запрещена в России - прим. Medialeaks) издевается над телами российских пилотов, разбившихся в Тель-Султан (Tell Sultan)».

По сети также распространена фотография, на которой видны ракеты рядом с упавшим вертолётом. Подтверждений тому, что снимки сделаны именно с места крушения российского вертолёта в понедельник, нет.