Сказочный мир Уайльда: Счастливый Принц. Сборник сказок «Счастливый принц Уайльд счастливый принц главные герои

Для своих сыновей О. Уайльд написал два сборника сказок. Однако эти сказки (автор сам признавал это) адресованы скорее взрослым. Слишком глубокий в них смысл, слишком грустный тон.

Свои сказки Уайльд наполнил христианскими идеями, на них строятся все сюжеты. Например, в сказке «Счастливый принц», где главный герой — памятник Принцу — раздает больным и бедным людям драгоценные камни и позолоту, которыми он украшен. Тут отчетливо звучит идея сострадания и милосердия. В «Преданном друге» один герой — мельник — полон эгоизма и считает, что должен только брать, тогда как другой герой — маленький Ганс — должен только отдавать. Этот беззастенчивый грабеж мельник называет дружбой, хотя об истинной дружбе или любви он не имеет ни малейшего представления.В сказке «Замечательная ракета», посвященной тщеславию, ракета никак не может понять, что она ничем не выдающаяся, неисправная вещь. Всякое бранное и нелестное слово в свой адрес она переделывает в комплимент.

Однако самая христианская сказка, гениально воплощающая идею греха, покаяния и прощения — это, безусловно, «Мальчик-звезда».

Это история прекрасного мальчика, который был злым, жестоким и тщеславным, отрекся от своей матери, считая ее нищенкой, и в наказание стал безобразным как жабы и гадюки. После этого он много лет бродил по свету, чтобы найти свою мать и испросить у нее прощение. Его сердце умягчилось, вкусив нищету, презрение и голод, и он научился любви и состраданию. В тот момент, когда он готов пожертвовать жизнью ради другого человека, его красота возвращается к нему, и он получает прощение от своей матери-королевы.

Красота внешняя и красота внутренняя могут противопоставляться друг другу, как в сказке «День рождения инфанты», где восхитительная принцесса безобразна душой, а уродец-карлик обладает прекрасным сердцем. Или Мальчик-звезда, который будучи прекрасным как принц, выкалывал глаза кроту, убивал птиц, кидал в нищих камнями.

Красота внутренняя может показываться сквозь красоту внешнюю. Так, когда мальчик-звезда обретает внутреннее совершенство, он снова становится прекрасным, его внутренняя красота словно вырывается наружу. Или, например, грубое одеяние юного короля из одноименной сказки чудесным образом преобразилось в царское облачение, чтобы явить всем его внутреннее достоинство.

Для Уайльда этические и эстетические категории оказываются нераздельными. Он бесконечно соединяет красивое и нравственное, изучает их взаимодействие. В результате, Уайльд показывает, что прекрасный порок, уродливая добродетель — это только видимость. На самом деле порок всегда уродлив, а добродетель прекрасна.

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки "Счастливый принц" и их характеристика

  1. Ласточка. Добрая, отзывчивая, ласковая, верная.
  2. Счастливый принц. Милосердный, сострадательный.
План пересказа сказки "Счастливый принц"
  1. Прекрасная статуя
  2. Ласточка и тростинка
  3. Странная капля
  4. Рубин для швеи
  5. Сапфир для писателя
  6. Сапфир для девочки
  7. Слепой принц
  8. Золото для бедняков
  9. Смерть Ласточки
  10. Расколотое сердце
  11. Снесенная статуя
  12. В раю
Кратчайшее содержание сказки "Счастливый принц" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Ласточка села возле ног статуи Счастливого принца, и на нее упала слеза.
  2. Ласточка отнесла рубин со шпаги Принца бедной швее с больным ребенком.
  3. Ласточка отдала сапфир молодому голодному писателю
  4. Ласточка отдала второй сапфир бедной девочке.
  5. Ласточка отдала золото беднякам и умерла от холода.
  6. Сердце принца разбилось, статую снесли, а сердце и мертвую Ласточку забрал Господь.
Главная мысль сказки "Счастливый принц"
Любовь к другим людям должна быть сильнее, чем любовь к самому себе.

Чему учит сказка "Счастливый принц"
Сказка учит состраданию и милосердию, учит не оставаться равнодушным перед лицом чужого горя. Учит доброте и самоотверженности. Учит раздавать милостыню, делиться всем, что имеешь. Учит возлюбить ближнего, как самого себя.

Отзыв на сказку "Счастливый принц"
Это очень трогательная сказка о доброй Ласточке и милосердном Принце. Они отдали свои жизни ради того, чтобы люди в городе были счастливы, и это прекрасно. Своим подвигом они заслужили вечность в раю.

Пословицы к сказке "Счастливый принц"
Кто добро творит, тому бог отплатит.
Доброе дело, питает и душу и тело.
Добрые умирают, да дела их живут.
Доброе сердце о чужой беде болит.
Доброму - добрая память.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Счастливый принц"
На колонне стояла статуя Счастливого принца. Она была отделана золотом, глаза принца были сделаны из сапфиров, а шпагу принца украшал рубин.
Все вокруг восхищались статуей и считали принца похожим на ангела.
Однажды, Ласточка подружилась с тростинкой. Она полюбила тонкое растение и все лето кружилась вокруг тростинки. Ее подруги уже улетели в Египет, и вот Ласточка тоже собралась улетать. Она долетела до города и устроилась передохнуть у ног статуи Принца.
Вдруг на нее упала тяжелая капля. Ласточка удивилась, ведь на небе не было ни облачка. Но оказалось, что это плакала статуя.
Ласточка спросила Принца, почему он плачет, и тот рассказал, что пока был живым, жил во дворце и весело проводил время на балах. Когда он умер его поставили на колонну, и теперь он видит всю нищету и боль своего народа. А потому плачет, несмотря на то, что сердце у него оловянное.
Принц рассказал, что видит бедную женщину, швею, которая вышивает прекрасное платье, а ее сын лежит больной и скоро умрет. И Принц попросил Ласточку отнести швее рубин со своей шпаги.
Ласточке было холодно и она торопилась в Египет, но Принц так настойчиво уговаривал птицу, что Ласточка согласилась. Она взяла рубин и отнесла его в комнату швеи.
Вернувшись, она сказала, что ей совсем не холодно, а Принц объяснил, что это потому, что она сделала доброе дело.
На следующий вечер Ласточка объявила Принцу, что улетает в Египет, но тот снова стал просить ее задержаться. Он рассказал про голодного юношу, у которого нет сил, чтобы закончить пьесу, и попросил Ласточку отнести юноше сапфир из своего глаза.
Ласточка согласилась и отнесла сапфир юноше, а вечером вернулась к принцу. Она сказала, что улетает в Египет, и что весной принесет Принцу камни еще краше, чем те, которые он отдал беднякам.
Но Принц снова стал уговаривать Ласточку остаться. Он рассказал ей про маленькую девочку, которая уронила и намочила спички, и теперь плачет, потому что отец сурово накажет ее. Принц попросил Ласточку отдать девочке второй сапфир. Ласточка уронила сапфир в руки девочке и та засмеялась.
А Ласточка вернулась к Принцу и сказала, что останется с ним навеки, потому что тот стал слепым. Она устроилась около его ног и целый день рассказывала о далеких и чудесных краях.
А потом Принц попросил ее облететь город и рассказать, что она увидит.
Ласточка облетела город и рассказала Принцу о нищете и голодных детях. И Принц попросил ободрать с него все золото и раздать бедным.
Настала зима. Ласточка сильно мерзла и перебивалась крошками хлеба. А потом поняла, что умирает. Она забралась на плечо Принца и стала прощаться с ним.
Принц сказал, что счастлив, что Ласточка наконец летит в Египет и попросил поцеловать его в губы, ведь он полюбил ласточку. Ласточка ответила что летит не в Египет, а в обитель смерти и поцеловала Принца.
А потом Ласточка упала мертвой у его ног. Раздался страшный треск, это раскололось оловянное сердце Принца.
Утро городской голова сказал, что статуя выглядит облезлой, позолота с нее сошла, глаза выпали, а рубин потерялся. У ног статуи лежала мертвая ласточка и голова приказал запретить птицам умирать возле статуй.
Статую снесли и переплавили. Только оловянное сердце не хотело переплавляться, и его выбросили на свалку, где уже лежала мертвая Ласточка.
И Господь послал в город своего ангела, велев ему принести самое дорогое. И принес ангел мертвую птицу и оловянное сердце. И Господь похвалил его выбор, сказав, что птица будет вечно щебетать в его райских садах, а Счастливый принц будет вечно возносить хвалу Господу в его золотом чертоге.

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд

«Счастливый Принц и другие сказки»

Счастливый Принц

Покрытая золотом и драгоценными камнями скульптура Счастливого Принца стояла на колонне над городом. Все восхищались прекрасной статуей. Однажды над городом летел Скворец — он покинул свою возлюбленную Тростинку, которая была домоседкой и не разделяла любви к путешествием, а лишь флиртовала с Ветром; он устроился на ночёвку между туфель Принца. Вдруг птица почувствовала на себе слезы Принца — тот плакал, ибо видел всю скорбь и нищету города, хотя и имел оловянное сердце. По просьбе Принца Скворец не улетел в Египет, а несколько дней носил бедным людям помощь в виде драгоценностей со скульптуры: швее, у которой болел сын — рубин со шпаги, бедному юноше-драматургу — глаз-сапфир, девочке, уронившей спички для продажи в канаву — второй сапфир.

Пришла зима, но Скворец решил остаться с Принцем и рассказал ему, уже слепому, о Египте, куда сама птица так стремилась. После того, как Скворец листочек за листочком раздал все золото, покрывавшее скульптуру, крылатый помощник умер. Оловянное сердце Принца раскололось надвое.

Некрасивую статую сняли и переплавили. Глава города решил, что пора поставить памятник ему самому, но Советники были не согласны — все переругались. Оловянное сердце и мёртвую птицу выбросили на свалку, откуда их забрал Ангел, которого Господь попросил принести самое драгоценное, что он найдёт в этом городе.

Мальчик и Великан

Каждый день дети играли в прекрасном саду Великана, но когда тот вернулся из гостей, где пробыл семь лет, то выгнал из своих владений всех детей, построил забор и повесил табличку «Посторонним вход воспрещён». Дети не нашли другого места для игр, с грустью вспоминали сад. Пришла весна, и только в саду Великана бушевала зима — ведь детей не было, и птицам некому было петь свои песни. Даже осень обошла сад стороной.

Как-то утром Великан услышал прекрасную музыку — это пела коноплянка. Выглянув в окно, он увидел, что дети пролезли через дыру в обветшалом заборе и расселись на ветках деревьев, которые тут же расцвели. Только в уголке, где маленький мальчик не мог залезть наверх, была зима. Увидел Великана, дети убежали — и в сад вновь пришла зима. Только маленький мальчик не заметил грозного хозяина. Великан подсадил мальчика на ветку, а тот обнял и поцеловал его.

Великан разнёс в щепки забор и отдал сад детям, и даже сам играл с ними. Когда дети пришли пожелать спокойной ночи, мальчика с ними не было, и Великан загрустил. Мальчик не появлялся больше, и Великан совсем затосковал. Однажды зимним утром уже совсем старый Великан увидел, что дерево в углу сада покрылось прекрасными белыми цветами, а под деревом стоял тот самый мальчик, но на руках и ногах его зияли раны. Гигант в гневе спросил, кто это сделал, но мальчик ответил, что «это раны Любви» и сказал, что для Великана открыт Его сад.

Когда дети пришли в сад, они увидели лежащего под деревом Великана, усыпанного белыми цветами.

Преданный друг

Однажды утром старая Водяная Крыса высунулась из норы. Утка учила своих детей стоять вниз головой в пруду («Если вы не научитесь стоять на голове, вас никогда не примут в хорошее общество»). Водяная Крыса: «Любовь конечно вещь хорошая, но дружба куда возвышеннее… Преданный друг должен быть мне предан». Тогда Коноплянка начала историю о Преданном Друге.

Жил-был славный паренёк Ганс. Он ничем таким не отличался, разве что добрым сердцем и забавным круглым весёлым лицом. Был у него садик, который он очень любил и где выращивал цветы. У Маленького Ганса было множество друзей, но самым преданным был Большой Гью-Мельник. Богатый мельник был настолько ему предан, что всякий раз проходя мимо набирал огромный букет цветов или набивал карманы плодами. «У настоящих друзей должно быть все общее», — говорил он. А Ганс записывал всю теорию дружбы тщательно в тетрадочку. Естественно мельник никогда ничем не отблагодарил Ганса. Зимой он его никогда не навещал («Когда человеку приходится туго, его лучше оставить в покое») и не звал к себе («…на свете нет ничего хуже зависти, она любого испортит… Я ему друг и всегда буду следить, чтобы он не подвергался соблазнам».)

Наконец настала весна и Мельник пошёл к Гансу за первоцветами. Ганс хотел продать их и выкупить тачку, которую пришлось заложить зимой. Но мельник забрал все цветы (корзина была огромна) и предложил Гансу подарить свою тачку, правда она была очень сломана. Ганс сказал, что у него есть доска, и он починит тачку. Тогда мельник попросил Ганса, как истинного друга, которому он собирается подарить тачку, отремонтировать этой доской дыру в своей крыше. Ганс конечно же согласился ради друга. Мельник начал просить его о других «услугах», ведь он подарит ему тачку. Ганс на все соглашался, а в своём саду он просто не успевал работать.

Однажды ночью у мельника заболел ребёнок. Нужно было идти за доктором, а на улице страшная буря. Мельник попросил Ганса, но даже фонаре ему не дал («…фонарь у меня новый, вдруг с ним что-нибудь случится?»). На обратном пути Ганс сбился с дороги и утонул в болоте. Все пришли на похороны Ганса, потому что все его любили. Но больше всех горевал Мельник («Я ведь уже, можно сказать, подарил ему свою тачку и теперь ума не приложу, что мне с ней делать: дома она только место занимает, а продать — так ничего не дадут, до того она изломана. Впредь буду осмотрительнее. Теперь у меня никто ничего не получит. Щедрость всегда человеку во вред».)

Водяная Крыса не поняла истории и ушла к себе. «Боюсь, она на меня обиделась, — сказала Коноплянка. — …я рассказала ей историю с моралью. — Что вы, это опасное дело! — Утка.»

Замечательная ракета

Все готовились к свадьбе принца и принцессы-красавицы, которую привезли из далёкой России. Придворный Инженер в дальнем конце сада готовил все к феерверку (русская красавица никогда не видела феерверков). Петарда, Римская Свеча и Огненная Карусель обсуждали мир. Карусель, в молодости влюблённая в ёлочную шкатулку, считала, что любовь умерла, Петарда видела мир прекрасным, а Римская Свеча считала его слишком большим.

Резким кашлем на себя обратил внимание Патрон, привязанный к длинной палке. В его длинную и очень себялюбивую речь никто не могу вставить и слова: он считал себя выше всех (принцу повезло, что свадьбу назначили в день запуска Патрона), других называл грубиянами. На все увещевания остаться сухим, ибо это главное для их брата, Патрон отвечал, что выбирает рыдать. Конечно, когда все заряды взлетели к небу, вызвав смех принцессы, отсыревший Патрон молчал, и на следующий день дворники выбросили его в канаву.

Патрон решил, чо его отправили на воды для поправки здоровья; правда, местное общество — лягушка — ему не понравилось, ведь она говорила только о себе. Не смотря на то, что собеседница уже уплыла, Патрон выложил весь свой рассказ о том, как в честь него организовали свадьбу принца и принцессы. Стрекоза и Утка тоже необдуманно быстро покинули его, лишившись возможности поумнеть.

Мальчишки, собиравшие хворост, бросили грязный шест в огонь, чтобы согреть воду в котелке. Патрон взорвался, но мальчики даже не проснулись. Палка упала на спину Гусыне, которая пустилась наутёк, а Патрон погас, успев сказать: «…знал, что произведу фурор». Пересказала Маус

Счастливый Принц

Скульптура Счастливого принца возвышалась над городом. Мимо нее пролетал Скворец и решил остановиться на ночлег в туфлях скульптуры. Вдруг на птицу стали капать слезы - это плакал Принц, скорбя о жителях города. С этого дня птица стала носить бедным людям драгоценности, которые украшали скульптуру.

Вскоре от былого великолепия Принца ничего не осталось, все самое ценное Скворец раздал нуждающимся. Птица умерла, а оловянное сердце скульптуры не выдержало этого горя.

Изваяние переплавили и выбросили на свалку вместе с мертвым Скворцом. Но Ангел забрал их к Господу, как самую большую драгоценность этого города.

Мальчик и Великан

После своего возвращения Великан прогнал детей из своего сада. И поселилась там вечная зима, даже птицы облетали стороной запретные владения.

Однажды утром Великан увидел, что в один из уголков сада пробрались дети. Только там, где они находились, снова цвели деревья и пели птицы. Заметив Великана дети убежали, не успел за ними только маленький мальчик. Когда Великан к нему подошел, тот его поцеловал.

С тех пор Великан играл с детьми и даже убрал забор. Только не было с ними маленького мальчика. А когда появился, его тело было покрыто ранами. Мальчик сказал изумленному Великану, что это цена за возврат Его сада. Вскоре дети обнаружили Великана под деревьями. Он лежал, укрытый белоснежными цветами.

Преданный друг

Коноплянка решила рассказать жителям пруда историю о преданном друге. Ганс был добрым и трудолюбивым. Он любил свой сад и трепетно о нем заботился. Его друг Гью-Мельник частенько заглядывал к Гансу в гости, но только тогда, когда можно было чем-нибудь поживиться. Домой от товарища он уходил с охапкой цветов и с полными карманами фруктов. Зимой Мельник не навещал друга. А зачем, взять то у него нечего.

Как-то весной Мельник забрал у Ганса все первоцветы, которые тот готовил на продажу. На вырученные деньги нужно было выкупить тачку. Но Мельник сказал, что тачку подарит, а за услугу попросил починить крышу. Череда просьб длилась все лето и Ганс не успевал работать в саду.

Однажды Мельник попросил Ганса привести доктора для заболевшего ребенка. Тот пошел, но заблудился и утонул в болоте, ведь фонарь друг для него пожалел. Все друзья плакали, но больше всех слезы лил Мельник. Ему было обидно, что тачка его так и осталась не у дел.

Замечательная ракета

Вскоре должна была состояться свадьба принца. Его невеста не знала, что такое фейерверк, поэтому к его показу тщательно готовились. Петарда, Огненная Карусель и Римская Свеча должны были принять активное участие в зрелище.

Самым главным в этом событии Патрон считал себя. И как его не уговаривали, к ответственному моменту он не сумел остаться сухим. Он отсырел и не смог достойно выполнить свою функцию, за что был выброшен в отхожую яму.

Но хвастливый Патрон не воспринял это, как наказание. Он сказал всем обитателям канавы, что принимает водные процедуры. Глупца никто не стал слушать.

Момент триумфа для Патрона настал, когда мальчишки бросили в воду горящую палку. Прозвучал не громкий бум, который даже не разбудил ребятню. Испугалась только одна Гусыня.

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра русского языка

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

АНАЛИЗ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА О. УАЙЛЬДА «СЧАСТЛИВЫЙ ПРИНЦ»

Исполнитель: Лысенко А.С.; гр. 4125

Руководитель: Давыдова Е.А.

Санкт-Петербург

Введение

Глава 1. Перевод как результат переводческой деятельности

1.1 Сущность перевода

1.2 Процесс перевода как специфический компонент коммуникации

Глава 2. Переводческие трансформации

2.1 Переводческие трансформации - суть процесса перевода

2.2 Классификация переводческих трансформаций

Глава 3. Анализ примеров переводов рассказа О. Уайльда «Счастливый принц»

1 Анализ текстов рассказа «Счастливый принц»

2 Анализ перевода К. Чуковского и перевода П.В. Сергеева и Г. Нуждина

Заключение

Список литературы

Введение

Начало XX века - время переводческого бума. Новые горизонты, традиции переплетаются с новаторством. Формируются новые представления о языке и тексте.

Если в XIX веке языком дипломатии был французский язык, и все дипломаты общались без переводчиков, то в XX веке преобладает английский. Появилась потребность в переводчиках. Работа через переводчика позволяет сторонам выиграть время.

Растущим масштабам переводческой деятельности в немалой степени способствовало то, что Советский Союз был страной многонациональной. В стране происходил широкий обмен произведениями литератур населявших ее народов.

Научная новизна определяется тем, что работа по данной теме пишется впервые.

Объектом нашего исследования является анализ трансформации текста при переводе.

Предмет исследования - рассказ О. Уайльда «Счастливый принц».

Основная цель нашей работы - анализ переводческой трансформации рассказа О. Уайльда «Счастливый принц».

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи :

·Выявить сущность перевода;

·Рассмотреть процесс перевода как специфический компонент коммуникации;

·Проанализировать и классифицировать переводческой трансформации;

·Выявить и проанализировать особенности и методы перевода рассказа О. Уайльда «Счастливый принц» на примере перевода К. Чуковского и перевода П.В. Сергеева и Г. Нуждина.

Основными методами исследования являются описательный (контекстуальный анализ и лексикографическое описание) и сопоставительный.

Теоретической основой исследования послужили классификации переводческих трансформаций, предложенные известными лингвистами: Л.С. Бархударовым, В.Н. Комиссаровым и Я.И. Рецкером.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке курсовой или дипломной работы, при подготовке доклада и тому подобных работ.

перевод коммуникация трансформация текст рассказ

Глава 1. Перевод как результат переводческой деятельности

.1 Сущность перевода

Прежде всего, перевод нельзя понять и дать ему научное определение без учёта его социальной природы, социальной сущности. Перевод не может возникнуть, существовать и функционировать вне общества. Круг деятельности, охватываемый понятием перевод, очень широк. Переводу, как известно, подлежат «стихи, художественная проза, научно-популярные книги из различных областей знания, дипломатические документы, деловые бумаги, газетные материалы, беседы лиц, разговаривающих на разных языках и вынужденные прибегать к помощи посредника». Перевод - неделимая часть духовной культуры каждой страны и её народа, духовной культуры всего человечества.

Перевод - это трудный, сложный и продуктивный творческий процесс, в котором участвуют все духовные силы человека: интеллект, интуиция, эмоции, воображение, воля, память. Вот некоторые из самых распространённых определений.

Р.К. Миньяр-Белоручев: «Перевод - вид речевой деятельности, удваивающий компоненты коммуникации, целью которого является передача сообщения в тех случаях, когда коды, которыми пользуются источник и получатель, не совпадают».

А.В. Фёдоров: «Перевести - значит выразить верно и полно средствами одного языка то, что уже выражено ранее средствами другого языка… цель перевода - как можно ближе познакомить читателя (или слушателя), не знающего языка подлинника, с данным текстом (или содержанием устной речи)».

Е.В. Бреус: «Перевод - акт межъязыковой коммуникации. При переводе имеет место не только контакт дух языков, но и соприкосновение двух культур.»

В.Н. Комиссаров излагает четыре лингвистические теории и, соответственно, приводит четыре определения перевода. Согласно денотативной теории, перевод есть «процесс описания при помощи языка перевода денотатов, описанных на языке оригинала». Согласно трансформационной теории, «перевод есть не что иное, как преобразование единиц и структур языка оригинала в единицы и структуры языка перевода». Согласно семантической теории, перевод «заключается в раскрытии сущности эквивалентных отношений между содержанием оригинала и перевода». Теория уровней эквивалентности предлагает «модель переводческой деятельности, основанную на предложении, что отношения эквивалентности устанавливаются между аналогичными уровнями содержания текстов оригинала и перевода».

Л.С. Бархударов: «Переводом называется процесс преобразования речевого произведения на одном языке в речевое произведение на другом языке при сохранении неизменного плана содержания, то есть значения».

И всё же, что такое перевод в свете уже имеющихся достижений общей теории перевода? «Если мы хотим дать определение перевода как результата переводческой деятельности в наиболее общем и кратком виде, то его можно было бы сформулировать следующим образом: перевод есть аналог оригинала. Идеальный перевод есть идеальный аналог оригинала, созданный в новой общественной, культурной и языковой реальности… Если же мы хотим дать по возможности более полное и относительно точное общее теоретическое определение перевода как процесса, то нужно сказать, что перевод - это специфическая устная или письменная деятельность, направленная на пересоздание существующего на одном языке устного или письменного текста (произведения) на другом языке при сохранении инвариантности содержания и качества оригинала». Чтобы изучить и познать законы перевода как специфической деятельности, возникшей в процессе исторического развития и исторической практики общества и человека, чтобы открыть новые пути и возможности её совершенствования, необходимо исследовать все разновидности перевода. Необходимо исследовать всю систему появившихся на практике видов переводческой деятельности, исследовать её такой, какая она есть в действительности, во всём её многообразии и взаимодействии с другими видами человеческой деятельности. Только таким путём можно постичь суть той деятельности, которая входит в понятие перевод . Подводя итог первой части первой главы отметим, что перевод есть сложный, разносторонний, многосоставный феномен. Любая попытка пренебречь тем или иным компонентом, связью, функцией ведёт к деформации его научно-теоретического познания. Истина о переводе может быть постигнута лишь на пути его всестороннего исследования.

Таким образом, для того, чтобы всесторонне исследовать перевод, необходимо, прежде всего, исследовать его как процесс, который и является предметом следующей части данной работы.

1.2 Процесс перевода как специфический компонент коммуникации

Процесс перевода включает два этапа: уяснение переводчиком содержания оригинала и выбор варианта перевода. В результате этих этапов осуществляется переход от текста оригинала к тексту перевода. При этом действия переводчика часто интуитивны и переводчик подчас не осознаёт, чем он руководствовался при выборе того или иного варианта. Реальный процесс перевода осуществляется в мозгу переводчика и недоступен для непосредственного наблюдения и исследования. Поэтому изучение процесса перевода производится косвенным путём при помощи разработки различных теоретических моделей, с большей или меньшей приближенностью описывающих процесс перевода. Комиссаров выделяет два вида моделей перевода: ситуативная модель перевода и трансформационно-семантическая модель.

Ситуативная (денотативная) модель перевода исходит из того, что содержание всех единиц языка отражает предметы, явления, которые обычно называются денотатами. Создаваемые с помощью языка сообщения содержат информацию о какой-то ситуации. Воспринимая текст оригинала, переводчик отождествляет составляющие этот текст единицы с известными ему языковыми единицами оригинала и, интерпретируя их значение в контексте, выясняет, какую ситуацию реальном действительности описывает оригинал. Процесс перевода, таким образом, осуществляется от текста оригинала к реальной действительности и от неё - к тексту перевода. Наиболее чётко ситуативная модель работает в следующих случаях: при переводе безэквивалентной лексики, когда описываемая в оригинале ситуация однозначно определяет выбор варианта перевода и когда понимание и перевод оригинала невозможно без выяснения тех сторон описываемой ситуации. Что же касается трансформационно-семантической модели перевода, она рассматривает процесс перевода как ряд преобразований. Трансформационно-семантическая модель ориентирована на существование непосредственной связи между структурами и лексическими единицами оригинала и перевода.

В первой главе данной работы мы попытались ответить на вопрос, что такое перевод. Рассмотрели некоторые из самых распространённых определений перевода известных лингвистов. Заканчивая эту главу, можно сделать вывод, что предметом перевода является научное описание процесса перевода как межъязыкового преобразования. Переход от единиц оригинала к единицам перевода осуществляется при помощи переводческих (межъязыковых) трансформаций. Переводческим трансформациям будет посвящена следующая глава данной работы.

Глава 2. Переводческие трансформации

2.1 Переводческие трансформации - суть процесса перевода

Главная цель перевода - достижение адекватности. Основная задача переводчика при достижении адекватности - умело произвести различные переводческие трансформации для того, чтобы текст перевода как можно более точно передавал всю информацию, заключённую в тексте оригинала при соблюдении соответствующих норм переводящего языка.

Преобразования, с помощью которых осуществляется переход от единиц оригинала к единицам перевода, называются переводческими трансформациями. Однако термин преобразование нельзя понимать буквально: сам исходный текст не преобразуется в том смысле, что он не изменяется сам по себе. Этот текст, конечно, сам остается неизмененным, но на ряду с ним и на основе его создается другой текст на ином языке.

Переводческие трансформации представляют собой особый вид перефразирования - межъязыковое, которое имеет существенные отличия от трансформаций в рамках одного языка. «Когда мы говорим об одноязычных трансформациях, то мы имеем в виду фразы, которые отличаются друг от друга по грамматической структуре, лексическому наполнению, имеют (практически) одно и то же содержание и способны выполнять в данном контексте одну и ту же коммуникативную функцию». Сравнивая исходный и переводящий тексты, мы непроизвольно отмечаем, что некоторые отрезки исходного текста переведены слово в слово, а некоторые - со значительными отклонениями от буквальных соответствий. Особенно обращают на себя те места, где переводящий текст по своим языковым средствам совершенно не похож на исходный. Следовательно, в нашем языковом сознании существуют некоторые межъязыковые соответствия, отклонения от которых мы и воспринимаем как межъязыковые трансформации. В зависимости от характера единиц языка оригинала, которые рассматриваются как исходные операции, переводческие трансформации подразделяются на стилистические трансформации - суть которых заключается в изменении стилистической окраски переводимой единицы.

- замена одной части речи другой или несколькими частями речи.

Синтаксические трансформации , суть которых заключается в изменении синтаксических функций слов и словосочетаний. Изменение синтаксических функций в процессе перевода сопровождается перестройкой синтаксической конструкций: преобразования одного типа придаточного предложения в другой.

Семантические трансформации осуществляются на основе разнообразных причинно-следственных связей, существующих между элементами описываемых ситуаций.

Лексические трансформации представляют собой отклонения от прямых словарных соответствий. Лексические трансформации вызываются главным образом тем, что объём значений лексических единиц исходного и переводящего языков не совпадает.

Грамматические трансформации заключаются в преобразовании структуры предложения в процессе перевода в соответствии с нормами языка перевода.

Морфологические трансформации практически ничего в плане содержания не меняют.

Семантические трансформации связаны с более глубокими модификациями в плане содержания. Сравнивая между собой языки, мы обнаруживаем в каждом такие явления из них, которые не имеют соответствия в другом.

Рассмотрев виды переводческих трансформаций, мы перейдем к рассмотрению их классификации, предложенные такими учеными, как Л.С. Бархударовым, В.Н. Комиссаровым и Я.И. Рецкером.

2.2 Классификация переводческих трансформаций

Существует огромное множество способов классификации переводческих трансформаций. Остановимся на некоторых из них. Одна из классификаций переводческих трансформаций, предложенная Л.С. Бархударовым. Он различает следующие виды трансформаций:

перестановки;

добавления;

опущения.

Перестановка - это изменение расположения языковых элементов в тексте перевода по сравнению с текстом подлинника.

Второй вид переводческих трансформаций - замены .Это наиболее распространённый и многообразный вид переводческих трансформаций. В процессе перевода замене могут подвергаться формы слов, части речи, члены предложения. То есть существуют грамматические и лексические замены.

Л.С. Бархударов выделяет лексические замены (конкретизация, генерализация).

Конкретизация - это замена слова или словосочетания языка оригинала с более широким значением словом или словосочетанием языка перевода с более узким значением.

Генерализация - явление, обратное конкретизации - замена единицы языка оригинала, имеющей более узкое значение, единицей языка перевода с более широким значением.

Следующий вид переводческих трансформаций - добавление . Причиной, вызывающей необходимость добавлений в тексте перевода является то, что можно назвать формальной невыраженностью семантических компонентов словосочетания в языке оригинала.

Следующий вид переводческих трансформаций, который выделяет Л.С. Бархударов - опущение . При переводе опущению подвергаются чаще всего слова, являющиеся семантически избыточными, то есть выражающие значения, которые могут быть извлечены из текста и без их помощи.

В.Н. Комиссаров делит переводческие трансформации на лексические и грамматические трансформации. Основные типы лексических трансформаций включают следующие переводческие приёмы: переводческое транскрибирование, транслитерация и калькирование.

Калькирование - это способ перевода лексической единицы оригинала путём замены её составных частей - морфем или слов - их лексическими соответствиями в языке перевода. В.Н. Комиссаров выделяет также лексико-семантические замены. Основными видами подобных замен являются конкретизация, генерализация и смысловое развитие значения исходной единицы.

К наиболее распространённым грамматическим трансформациям принадлежат: членение предложения, объединение предложений, грамматические замены.

Грамматические замены - это способ перевода, при котором грамматическая единица в оригинале преобразуется в единицу перевода с иным грамматическим значением.

В.Н. Комиссаров также выделяет третий тип переводческих трансформаций - это смешанный тип или как он называет комплексные лексико-грамматические трансформации. К ним относим: антонимический перевод, экспликацию и компенсацию.

Экспликация или описательный перевод - это лексико-грамматическая трансформация, при которой лексическая единица языка оригинала заменяется словосочетанием, эксплицирующим ее значение, то есть дающим более или менее полное объяснение или определение этого значения на язык перевода.

Такова классификация переводческих трансформаций, предложенная В.Н. Комиссаровым.

Я.И. Рецкер разделяет переводческие трансформации на лексические и грамматические трансформации.

Я.И. Рецкер выделяет семь разновидностей лексических трансформаций:

·Дифференциация значений;

·Конкретизация значений;

·Генерализация значений;

·Смысловое развитие;

·Антонимический перевод;

·Целостное преобразование;

·Компенсация потерь во время перевода.

Антонимический перевод - замена какого-либо понятия, выраженного в подлиннике, противоположным понятием в переводе с соответствующей перестройкой всего высказывания для сохранения неизменного плана содержания.

Прием целостного преобразования также является определенной разновидностью смыслового развития. Преобразуется внутренняя форма любого отрезка речевой цепи - от отдельного слова до целого предложения. Причем преобразуется не по элементам, а целостно.

Целостное преобразование - распространенный прием лексической трансформации при переводе публицистического материала.

Компенсацией в переводе следует считать замену непередаваемого элемента подлинника элементом иного порядка в соответствии с общим идейно-художественным характером подлинника и там, где это предоставляется удобным по условиям русского языка

Грамматические трансформации, как считает Я.И. Рецкер, заключаются в преобразовании структуры предложения в процессе перевода в соответствии с нормами языка перевода. Трансформация может быть полной или частичной. Обычно когда заменяются главные члены предложения происходит полная трансформация, если же заменяются лишь второстепенные члены предложения, происходит частичная трансформация. Кроме замен членов предложения могут заменяться и части речи.

Таковы особенности классификации переводческих трансформаций, предложенные Я.И. Рецкером.

Мы рассмотрели три классификации переводческих трансформаций, предложенные Л.С. Бархударовым, В.Н. Комиссаровым и Я.И. Рецкером.

Подводя итоги теоретической части данной работы, мы пришли к следующему выводу: главная цель перевода - достижение адекватности. Основная задача переводчика при достижении адекватности - умело произвести необходимые переводческие трансформации для того, чтобы текст перевода как можно более точно передал всю информацию, заключённую в тексте оригинала при соблюдении соответствующих норм переводящего языка.

Глава 3. Анализ примеров переводов рассказа О. Уайльда «Счастливый принц»

.1 Анализ текстов рассказа «Счастливый принц»

Для нашей работы нами был выбран рассказ О. Уайльда «Счастливый принц». Мы сравнили тест оригинала, буквального перевода с текстами, переведенными К. Чуковским и П.В. Сергеевым и Г. Нуждиным.

Для удобства восприятия и наглядности мы оформили все в виде таблицы.

Текст оригиналаБуквальный переводПеревод К. ЧуковскогоПеревод П.В. Сергеева и Г. НуждинаПереводческие трансформацииHigh above the city, on a tall column , stood the statue of the Happy Prince. He was gilded all over with thin leaves of fine gold , for eyes he had two bright sapphires , and a large red ruby glowed on his sword -hilt. Высоко над городом, на высокой колонне , стояла статуя Счастливого Принца. Он был позолоченный на всем протяжении с тонкими листьями из чистого золота , на глазах у него было два ярких сапфиров , и большой красный рубин сиял на его меч рукоять.На высокой колонне , над городом, стояла статуя Счастливого Принца. Принц был покрыт сверху донизу листочками чистого золота . Вместо глаз у него были сапфиры , и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги .Счастливый Принц стоял на стройной колонне , возвышаясь над черепичными крышами и острыми шпилями. Его одежда была сшита из тонких листьев самого лучшего золота , глаза ему заменяли два светлых сапфира , а на рукояти его шпаги пылал ярко-красный рубин . Лесич. Замена; Экспликация; Лексч. замена; Морфор. и лексич. замена; Лексич. замена. He was very much admired indeed. "He is as beautiful as a weathercock ," remarked one of the Town Councillors who wished to gain a reputation for having artistic taste ; "only not quite so useful ," he added, fearing lest people should think him unpractical, which he really was not.Он был очень восхищался действительно. «Он прекрасен, как флюгер », заметил один из советников города, которые хотели завоевать репутацию за то, что художественный вкус ; «только совсем не так полезно , добавил он, опасаясь, что люди должны думать его непрактичным, которые он на самом деле не было. Все восхищались Принцем. - Он прекрасен, как флюгер-петух ! - молвил некий городской советник, жаждавший прослыть за тонкого ценителя искусств . - Но, конечно, флюгер полезнее! - прибавил он тотчас же, опасаясь, что его уличат в непрактичности; а уж в этом он не был повинен. Жители города были от него в восторге . - Он прекрасен, как мой флюгер , - сказал Советник, которому очень хотелось, чтобы все знали про его тонкий художественный вкус . - Но не так полезен , - поспешно добавил он, опасаясь показаться непрактичным. Морфол.Замена; Добавление; Добавление, лексич. морфол. Замена; Морфолог. Замена; "Why can"t you be like the Happy Prince?" asked a sensible mother of her little boy who was crying for the moon. "The Happy Prince never dreams of crying for anything .""Почему ты не можешь быть как Счастливый принц? Спросил разумная мать своего маленького мальчика, который плакал на Луну . "Счастливый Принц никогда не мечтает ни за что плачу. - Постарайся быть похожим на Счастливого Принца! - убеждала нежная мать своего мальчугана, который все плакал, чтобы ему дали луну . -Счастливый Принц никогда не капризничает !- Вот с кого надо брать пример ! - говорили молодые мамы своим детям. - Счастливый Принц никогда не плачет. Морфологич. Замена; Лексич. замены; Опущение, экспликация; Конкретизация. "I am glad there is some one in the world who is quite happy", muttered a disappointed man as he gazed at the wonderful statue .«Я рад, что есть кто-то в мире, который вполне устраивает", пробормотал разочарованный человек , как он смотрел на замечательные статуи .- Я рад, что на свете нашелся хоть единый счастливец! - бормотал гонимый судьбой горемыка, взирая на эту прекрасную статую . - Как я рад, что хоть кто-то на этой земле действительно счастлив, - грустно промолвил кто-то в сером плаще , глядя на великолепный памятник из темной подворотни. Лексич. и морфолог. Замена; Лексич. замена, дополнение."He looks just like an angel," said the Charity Children as they came out of the cathedral in their bright scarlet cloaks , and their clean white pinafores . «Он выглядит как ангел, сказал Благотворительность Дети как они вышли из собора в ярко-алые плащи , и их чистые белые фартуки . - Ах, он совсем как ангел! - восхищались приютские девочки, толпою выходя из собора в ярко-пунцовых пелеринках и чистых белоснежных передниках .- Он совсем, как ангел! - говорили приютские девочки, когда шли домой из храма в своих красненьких курточках и чистых белых передничках . Лексич. замена, генрализация; Лексич. замены; Конкретизация. "How do you know?" said the Mathematical Master, "you have never seen one." "Ah! but we have, in our dreams ," answered the children ; and the Mathematical Master frowned and looked very severe, for he did not approve of children dreaming .«Как вы знаете? Сказал Учитель Математики", вы никогда не видел. "Ах! но мы, в наших мечтах , - ответил детей , и Учитель Математики нахмурился и выглядел очень тяжелым, потому что он не одобряет дети мечтали . - Откуда вы это знаете? - возразил учитель математики. - Ведь ангелов вы никогда не видали.- О, мы часто их видим во сне ! - отозвались приютские девочки , и учитель математики нахмурился и сурово взглянул на них: ему не нравилось, что дети видят сны .- Откуда вы знаете? - спросил Учитель Математики. - Вы же никогда не видели ангелов.- Видели, видели, - защебетали две сестренки , - они приходят к нам во сне . Учитель Математики сразу нахмурил брови и стал совсем строгим. Ему очень не нравилось, что дети видят сны . Конкретизация; Замена, изменение порядка слов; Конкретизация, лексич. замена; Лексич. замена. One night there flew over the city a little Swallow . His friends had gone away to Egypt six weeks before, but he had stayed behind, for he was in love with the most beautiful Reed. Однажды ночью пролетела над городом Ласточк а. Его друзья уехали в Египет шесть недель раньше, но он остался, потому что он был влюблен в самых красивых Рид . Как-то ночью пролетала тем городом Ласточка . Ее подруги , вот уже седьмая неделя, как улетели в Египет, а она задержалась тут, потому что была влюблена в гибкую красавицу-тростинку . Как-то ночью над городом летел маленький Скворец . Его друзья еще шесть недель назад улетели в далекий Египет, а он остался. Скворец был влюблен в прекрасную Тростинку . Замена, дополнение; Конкретизация; Дополнение, экспликация. He had met her early in the spring as he was flying down the river after a big yellow moth , and had been so attracted by her slender waist that he had stopped to talk to her.Он встретил ее в начале весны, как он летел вниз по реке после большого желтого моли , и был так увлечен ее тонкую талию , что он остановился, чтобы поговорить с ней.Еще ранней весною она увидала ее, гоняясь за желтым большим мотыльком , да так и застыла, внезапно прельщенная стройностью ее девичьего стана . Он встретил ее на ранней весной, когда в погоне за желтым мотыльком летел вниз по реке. Его так очаровала ее грациозность, что он остановился поговорить с ней. Опущение; Экспликация."Shall I love you said the Swallow", who liked to come to the point at once , and the Reed made him a low bow. So he flew round and round her, touching the water with his wings, and making silver ripples . This was his courtship , and it lasted all through the summer.«Неужели я тебя люблю сказала Ласточка», который любил приходить в точку сразу , и Рид сделал ему низкий поклон. Таким образом, он вылетел круглый и вокруг нее, касаясь воды с его крыльями, и делает серебряную ряб ь. Это был его ухаживания , и это продолжалось в течение всего лета. - Хочешь, я полюблю тебя ? - спросила Ласточка с первого слова, так как любила во всем прямоту ; и тростинка поклонилась ей в ответ. Тогда Ласточка стала кружиться над нею, изредка касаясь воды и, оставляя за собой серебряные струи . Так она выражала любовь. И так продолжалось все лето.- Будьте моей женой . - решительно сказал Скворец. Он привык сразу браться за дело . Тростинка сделала ему низкий поклон. И Скворец стал летать, летать вокруг нее, касаясь реки крыльями, и покрывая воду тонкой серебристой рябью . Так он провел все лето. Переделка; Экспликация; Конкретизация; Конкретизация; Экспликация, опущение. "It is a ridiculous attachment ," twittered the other Swallows, "she has no money , and

Оскар Уайльд

Эстетизм (преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами.)

Ирландский писатель, поэт

Сказки О. Уайльда, как и все его творчество, очень многопланово, в них поднимается множество проблем. Мы остановимся на наиболее выразительных, таких как:

· проблема соотношения героев и окружающего мира («Молодой король», «Преданный друг», «День рожденья Инфанты»);

· проблема соотношения красоты внешней и внутренней («Мальчик-звезда», «День рожденья Инфанты», «Счастливый Принц»);

проблема самопожертвования («Соловей и Роза», «Счастливый Принц», «Преданный друг»).

Сказки Уайльда - не наивные вымыслы, а серьезные, и где-то недетские произведения. Сам писатель называл свои сказки этюдами в прозе и адресовал их всем читателям. В них О.Уайльд обличает алчность и корыстность буржуазных нравов, противопоставляя им искренние чувства и привязанности простых людей, не загрязненные холодным расчетом. Именно такие чувства составляют подлинную красоту человеческих отношений. Он говорит о несправедливом устройстве общества, в котором те, кто трудятся, терпят лишения и нужду, в то время как другие живут припеваючи за счет их труда. Показывает, как эгоизм и алчность этого мира убивают вокруг себя все живое. Блестяще высмеивает пустоту и чванливость, кичащейся своей родовитостью знати. Однако, в сказке «День рождения Инфанты» - та же тема приобретает уже трагическое звучание. Сказки О.Уайльда предназначались скорее взрослым, чем детям. Тем взрослым, которых не перестает радовать и изумлять окружающий мир. В свое время критика прохладно приняла эти книжки, но по прошествии времени они стали бесспорной классикой. Сам О.Уайльд своей задачей сказочника считал убедительное описание того, чего не было. Он решал ее последовательно, порой вступая в спор с тогдашней прозой, которая добивалась противоположного эффекта.

Центральной темой для таких сказок, как «Счастливый Принц» и «Соловей и Роза» является тема самопожертвования. В сказке «Счастливый принц» живой принц не умеет плакать. Его Дворец беззаботности содержится за высоким забором, который отделяет прекрасный сад от города. И лишь после смерти принц познает сожаление и грусть людей и учится сочувствовать им - слезы катятся из сапфировых глаз его статуи, которая стоит на высокой колонне над городом.

«На высокой колонне, над городом, стояла статуя Счастливого Принца. Принц был покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги.

Все восхищались Принцем».

Счастливый Принц приносит себя в жертву, чтобы излечить боль своего, пусть и оловянного, но все же сердца. Вначале, он отдает бедной швее рубин со своей шпаги, затем, Счастливый Принц отдает свои глаза. Но он отдает в жертву не просто камни и золото - а свою красоту. И там, где О.Уайльд рассказывает о страдании бедняков, изменяется даже стиль рассказа. Исчезают цветистые сравнения, тускнеют ценные каменья и благородные металлы. Яркое цветное изображение становится черно-белым.

Ласточка снимает со статуи кусочки позолоты и относит бедным, и статуя уже не такая привлекательная, как была первоначально. И со временем её убирают с городской площади:

«В ней уже нет красоты, а затем, нет и пользы»,- говорит в Университетепрофессор Эстетики».

Ему вторит Мэр:

«Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! - воскликнул Мэр. - Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него сошла… Он хуже любого нищего!» .

Но Счастливый Принц, как и Ласточка, принесшая в жертву свою жизнь, вознаграждены:

«И повелел господь ангелу своему: - принеси мне самое ценное, что ты найдешь в этом городе.

И принес ему ангел оловянное сердце и мертвую птицу.

Правильно ты выбрал, - сказал господь. - Ибо в моих райских садах эта малая пташка будет петь вовеки веков, а в моем сияющем чертоге Счастливый Принц будет воздавать мне хвалу» .

В сказках Уайльда нет глубокого художественного исследования социальных проблем его времени. Он стремился разоблачить утилитарный, практический подход к красоте - и парадоксально противоречил сам себе: красота души и сердца принца реализовались именно в его желании быть полезным людям.

Комедии Уальда

Шантаж миссис Чивли практически связывает Роберта Чилтерна и, кажется, не оставляет ему выбора. Героиня аргументированно доказывает, что после обнародования письма барону Арнгейму сэр Роберт распрощается со своей карьерой. Большую часть ее монолога занимают рассуждения о зависимости всех и каждого от лицемерной позиции окружающих. В данных высказываниях миссис Чивли определяются и другие темы произведения – тема греха и его искупления, характерная для творчества О. Уайльда в целом, тема общества, его ценностей и морали. Чилтерн оказывается весьма «податливым к доводам рассудка» . После беседы с женой он принимает и ее аргументы, боясь потерять ее любовь, он пишет письмо миссис Чивли, в котором отказывается поддержать проект Аргентинского канала. Выбор сделан, но мы видим, что он «ненастоящий», поскольку произошел не в результате самостоятельных раздумий, а под воздействием жены. Сомнительность этого решения подчеркивает и ремарка, где автор высвечивает его в ироническом ключе: «Дворецкий гасит лампы. В комнате становится темно. Осталась только люстра над лестницей; свет от нее падает на гобелен, изображающий «Торжество любви» . Главным в комедии является внутренний конфликт, который и несет основную смысловую нагрузку и также доказывает, что анализ социальной проблематики автору неинтересен. Мы видим, что завязка внутреннего конфликта – эпизод, в котором Гертруда показывает мужу, что не сможет смириться с его бесчестностью, Чилтерн лишится ее любви. Кульминация совпадает с кульминацией конфликта внешнего, а вот развязка – это обретение героями Любви более высокой. Социальная проблематика в данном произведении О. Уайльда не являясь ведущей, тем не менее тесно переплетается с нравственной. Общество автор оценивает весьма критично, и нельзя согласиться со словами И. Ф. Тайц: «Трагичность заключалась в самом существовании общества, разъедаемого коррупцией. Но подняться до обличения его, до постановки вопроса о преступности самого факта существования его Уайльд в силу ограниченности своих политических взглядов не мог. Да и эстетическое credo его, хотя он, как правило, отступал от него в своих лучших произведениях, все-таки сковывало и ограничивало критическую направленность Уайльда» 8 . Действительно, автор не «бичевал пороки» в традиционном понимании, он писал о более важном: о закономерностях мироустройства, о зависимости личности от общества, его морали и его предвзятой оценки. Развязка внешнего конфликта – вручение Чилтерну портфеля министра – с точки зрения осуждения пороков общества абсурдна, отмечая это, А. Аникст писал: «Только в “Идеальном муже” Уайльд от юмора переходит к сатире, достаточно язвительно показывая облик английского государственного деятеля и сомнительные пути, приводящие людей к власти в буржуазном обществе. Но, став на этот путь, драматург под конец все же завершил его все сглаживающей компромиссной развязкой» 9 . Следовательно, не обличение «английского государственного деятеля» интересовало автора. Герой «награжден» высокой должностью за свои ошибки? Ответ очевиден: он действительно награжден, но не за ошибки, а за нравственный выбор. Развязка же внутреннего конфликта подчеркивает, что и должность не главное, потому что благодаря непростым испытаниям герой обрел нечто гораздо более значимое для себя.

Дориан Грей

О книге: Художник Бэзил Холлуорд пишет портрет своего друга - юноши Дориана Грея. Он буквально боготворит его за красоту и юность, которыми наделен молодой человек. И Дориан Грей, видя, насколько он прекрасен на холсте, продает душу за то, чтобы всегда оставаться таким же юным и прекрасным. Конечно же, это становится единственным, что действительно важно для него.

Пользуясь своей внешностью, влюбляя в себя всех и каждого, Дориан становится демоном в обличьи ангела (у него и вид соответственный: розовые щечки, голубые глаза и золотые кудри). Никто и подумать не может, что такой прелестный юноша может таить в себе какие-либо темные стороны. На самом деле, это давно известно: зло и темнота души неизбежно отражаются на лице. Они и отражались: после каждого своего низкого поступка менялось не его собственное лицо, а портрет. Портрет стал зеркалом его души, которая старела и становилась все более уродливой, жестокой и зловещей.

В конце концов, дойдя до самого дна и оставшись чистым для всех окружающих, Дориан Грей совершает настоящее преступление: он убивает художника, написавшего его портрет, когда тот, узнав правду о портрете, призывал Дориана остановиться в злодеяниях и попытаться искупить все грехи, что он совершил за свою жизнь. Дориан убивает художника, который очень любил его и пытался помочь, уничтожает все улики и вновь остается чистым для правосудия, но не для своей души. Портрет ужасает и пугает молодого человека, к тому же это единственная улика, которая может открыть глаза на него окружающим. И Дориан Грей берет нож, которым убил своего друга художника Бэзила. Но, вонзив нож в сердце портрета, он умирает сам, мгновенно состарившись и подурнев. Портрет же, напротив, стал таким же прекрасным, каким и был создан художником еще лет 20 назад...