Свой среди чужих. Линкор со странной судьбой

Служил в советском ВМФ, в котором носил имя «Архангельск».

«Ройял Соверин»
HMS Royal Sovereign

HMS Royal Sovereign
Служба
Великобритания
Класс и тип судна линейный корабль типа «Ривендж»
Организация Королевский флот
Строительство начато 15 января 1914 года
Спущен на воду 29 мая 1915 года
Выведен из состава флота Передан ВМФ СССР 30 мая 1944 года
Служба
СССР
Название «Архангельск»
Класс и тип судна Линейные корабли типа «Ривендж»
Организация ВМФ СССР
Введён в эксплуатацию 30 мая 1944 года
Выведен из состава флота В январе 1949 года возвращён Великобритании
Статус Разобран в 1949 году
Основные характеристики
Водоизмещение 28 000 т нормальное
31 000 т полное
Длина 189 м
176,9м по КВЛ
Ширина 27,0 м
Осадка 8,7 м
Бронирование главный пояс: 102-330 мм
траверзы: 102-152 мм
палуба: 127 мм
башни ГК: лоб - 330 мм
барбеты башен ГК: 102-254 мм
боевая рубка: 279 мм
Двигатели 24 водотрубных котлов на нефти
турбины системы Парсонса
Мощность 26 500 л. с.
Движитель 4 винта
Скорость хода 21 узла максимальная
Дальность плавания 5000 миль на 12 узлах
Экипаж 997 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 - 381-мм/42 Mk I
14 × 1 - 152-мм/50 BL Mk XII
2 × 1 - 76-мм
4 × 1 - 47-мм
Минно-торпедное вооружение 4 подводных 533-мм ТА
Медиафайлы на Викискладе

Служба в Королевских ВМС Великобритании (1915-1944)

Май 1916 года - приписан к 1-й эскадре Гранд флита . 1916 год - из-за поломки машин не смог принять участие в Ютландском сражении .

В 1920-1930-х годах «Ройял Соверен» претерпел много мелких модернизаций, в основном сводившихся к усилению зенитного вооружения. В 1924-1925 годах 76-мм орудия уступили место 102-мм одиночным зениткам (сначала двум, а затем и четырём), которые, в свою очередь, в конце 30-х заменили на спаренные. Тогда же, с 1936 года, началась установка восьмиствольных 40-мм автоматов («двухфунтовых пом-помов»), закончившаяся уже после начала боевых действий, и радаров. Угол возвышения орудий главного калибра не был увеличен, и они уступали по дальности стрельбы практически всем линкорам Второй мировой войны.

В сентябре 1939 года линкор входил в состав Флота метрополии (Home Fleet), а потом был переведён в Средиземноморский флот и 18 июля 1940 года участвовал в сражении при Пунта-Стило , однако из-за недостаточной скорости корабля Каннигэм не сумел навязать итальянским линкорам «Джулио Чезаре » и «Конте ди Кавур » решительный бой.

В 1940-1941 годах «Ройял Соверен» сопровождал атлантические конвои. В 1942 году был на короткое время приписан к Восточному флоту, базировавшемуся в Тринкомали , на о-ве Цейлон , а потом переведён в Килиндини, Кения , поскольку считался слишком устаревшим для борьбы с японским флотом.

С сентября 1942 по сентябрь 1943 года из-за плохого состояния механизмов прошёл капитальный ремонт в США , после чего прослужил один месяц в Индийском океане и был отозван в резерв.

После выхода из войны 8 сентября 1943 года Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. Советское правительство хотело в счёт этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать потери. Но получить в то время итальянские корабли не представлялось возможным, и союзники временно передали СССР некоторое количество собственных устаревших кораблей. Одним из таких «временных» кораблей стал линейный корабль «Ройял Соверен».

К моменту передачи корабля СССР он имел следующее артиллерийское вооружение:

  • главный калибр - восемь 381-мм/42 орудий «Виккерс» в четырёх двухорудийных башенных установках;
  • противоминный калибр - восемь 152-мм/42 орудий «Виккерс» в одноорудийных казематных установках;
  • зенитный калибр дальнего боя - восемь 102-мм/45 орудий «Виккерс» в четырёх двухорудийных щитовых установках;
  • зенитный калибр ближнего боя - 24 40-мм/39 орудия «Виккерс» в двух восьмиствольных и двух четырёхствольных установках, 46 20-мм/70 орудий «Эрликон» в спаренных и 14 в одноствольных установках.

ТТХ корабля на момент передачи:

  • Водоизмещение порожнего - 28 950 т;
  • Водоизмещение стандартное - 29 150 т (при осадке носом 8,92 м, кормой 8,79 м);
  • Водоизмещение полное - 33 500 т (осадка носом 10,83 м, кормой 9,96 м).
  • Наибольшая длина 189,38 м
  • Длина по ватерлинии 187,3 м
  • Наибольшая ширина (по булям) - 32,18 м
  • Высота борта (наибольшая) - 16,54 м

По английскому штату личный состав корабля должен был насчитывать 1234 человека: 59 офицеров, 54 специалиста 1-го класса (в советском флоте - мичманы и главстаршины), 151 - 2-го и 970 - 3-го классов.

Принимающим с советской стороны и командиром сводного отряда кораблей назначили замнаркома ВМФ вице-адмирала Г. И. Левченко , начальником штаба отряда - контр-адмирала В. А. Фокина , начальником политотдела - капитана 1-го ранга Н. П. Зарембо, командиром линкора - контр-адмирала В. И. Иванова (бывшего командира линкора «Марат »). Подготовку к приёму корабля осуществляли члены советской военно-морской миссии инженер-капитаны 1-го ранга А. Е. Брыкин и П. П. Шишаев.

Литература

На русском языке

  • Гузанов В.Г. Волчий фьорд. - М. : ТЕРРА, 1998. - 320 с. - (Секретные миссии). - ISBN 5-300-01801-5 .
  • Васильев А. М. Линейный корабль «Архангельск» // Гангут. - 2001. - № 27 .
  • Савельев Е. В. От Скапа-Флоу до Ваенги на линкоре «Архангельск» // Гангут. - 1995. - № 9 .
  • Усов В. Ю. Линейный корабль «Архангельск» // Судостроение. - 1995. - № 2-3 .
На английском языке
  • Przemyslaw Budzbon. Soviet Navy at War 1941–1945. - London: Arms and Armour Press, 1989. - ISBN 0-85368-948-2 .
  • R. A. Burt. British Battleships, 1919–1939. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2012. - ISBN 978-1-59114-052-8 .
  • R. A. Burt. British Battleships of World War One. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1986. - ISBN 0-87021-863-8 .
  • Dennis Angelo Castillo. The Maltese Cross: A Strategic History of Malta. - Westport, Connecticut: Praeger Security International, 2006. - ISBN 0-313-32329-1 .
  • Royal W. Connell, William P. Mack. Naval Ceremonies, Customs, and Traditions. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2003. - ISBN 1-55750-330-3 .
  • R. J. Daniel. The End of An Era: The Memoirs of A Naval Constructor. - Penzance, UK: Periscope Publishing, 2003. - ISBN 1-55750-352-4 .
  • Ashley Jackson. The British Empire and the Second World War. - London: Hambledon Continuum, 2006. - ISBN 1-85285-417-0 .
  • Robert Jackson. The Royal Navy in World War II. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. - ISBN 1-55750-712-0 .
  • Angus Konstam. British Battleships 1939–45: Queen Elizabeth and Royal Sovereign Classes. - Oxford, UK: Osprey Publishing, 2009. - Vol. 1. - ISBN 978-1-84603-388-9 .
  • James P. Levy. The Royal Navy"s Home Fleet in World War II. - Hampshire, UK: Palgrave Macmillan, 2003. - ISBN 1-4039-1773-6 .
  • Bernard Lovell. Our Present Knowledge of the Universe. - Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1967.
  • Stephen McLaughlin. Russian & Soviet Battleships. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2003. - ISBN 1-55750-481-4 .
  • Vincent P. O"Hara, W. David Dickson, Richard Worth. On Seas Contested: The Seven Great Navies of the Second World War. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2010. - ISBN 978-1-59114-646-9 .
  • Vincent P. O"Hara. Struggle for the Middle Sea. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2009. - ISBN 978-1-59114-648-3 .
  • Lawrence Paterson. Weapons of Desperation: German Frogmen and Midget Submarines of the Second World War. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2006. - ISBN 1-59114-929-0 .
  • Peter Plowman. Across The Sea To War. - Dural Delivery Center, NSW: Rosenberg, 2003. - ISBN 1-877058-06-8 .
  • Alan Raven, John Roberts. British Battleships of World War Two: The Development and Technical History of the Royal Navy"s Battleship and Battlecruisers from 1911 to 1946. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1976. - ISBN 0-87021-817-4 .
  • Jürgen Rohwer.

После выхода из войны 8 сентября 1943 года Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. Советское правительство хотело в счет этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать потери. Но получить в то время итальянские корабли не представлялось возможным, и союзники временно передали СССР некоторое количество собственных устаревших кораблей. Одним из таких «временных» кораблей стал линейный корабль «Ройял Соверен».

К моменту передачи корабля СССР он имел следующее артиллерийское вооружение:

главный калибр - 8 381/42 орудий «Виккерс» в четырех двухорудийных башенных установках;

противоминный калибр - 8 152/42 орудий «Виккерс» в одноорудийных казематных установках;

зенитный калибр дальнего боя - 8 102/45 орудий «Виккерс» в четырех двухорудийных щитовых установках;

зенитный калибр ближнего боя - 24 40/45 орудия «Виккерс» в двух восьмиствольных и двух четырехствольных установках, 46 20/70 орудий «Эрликон» в спаренных и 14 в одноствольных установках.

ТТХ корабля на момент передачи:

Водоизмещение порожнего - 28 950 т;

Водоизмещение стандартное - 29 150 т (при осадке носом 8,92 м, кормой 8,79 м);

Водоизмещение полное - 33 500 т (осадка носом 10,83 м, кормой 9,96 м).

Наибольшая длина 189,38 м

Длина по ватерлинии 187,3 м

Наибольшая ширина (по булям) - 32,18 м

Высота борта (наибольшая) - 16,54 м

По английскому штату личный состав корабля должен был насчитывать 1234 человека: 59 офицеров, 54 специалиста 1-го класса (в советском флоте - мичманы и главстаршины), 151 - 2-го и 970 - 3-го классов.

Принимающим с советской стороны и командиром сводного отряда кораблей назначили замнаркома ВМФ вице-адмирала Г. И. Левченко, начальником штаба отряда - контр-адмирала В. А. Фокина, начальником политотдела - капитана 1-го ранга Н. П. Зарембо, командиром линкора - контр-адмирала В. И. Иванова (бывшего командира линкора «Марат»). Подготовку к приему корабля осуществляли члены советской военно-морской миссии инженер-капитаны 1-го ранга А. Е. Брыкин и П. П. Шишаев.

3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 0062 о формировании отряда кораблей, принимаемых от союзников, и экипажей для них, а 9 марта линейный корабль Royal Sovereign и другие получаемые корабли были зачислены в списки кораблей ВМФ СССР.

Команды для кораблей были сформированы в Архангельске и 28 апреля 1944 года с очередным конвоем отправлены в Англию на пароходе «Новая Голландия». 7 мая моряки прибыли на ВМБ Гринок близ Глазго, откуда по железной дороге добрались до ВМБ Розайт, где стоял линкор. Начались работы по ремонту корабля и подготовке команды. Линкор оказался в относительно приличном состоянии, хотя были обнаружены дефекты в гидравлике. Также выявились большой расстрел стволов главного калибра и отсутствие фугасных снарядов. Командование отряда поставило вопрос о смене лейнеров и об обеспечении корабля фугасными снарядами.

30 мая состоялась церемония передачи корабля. В 11 часов 15 минут на его мачте взвился советский военно-морской флаг. С этого момента корабль стал называться «Архангельск».

В течение лета линкор выходил в море для учебных стрельб и совместной практики с другими кораблями. 17 августа «Архангельск» с конвоем JW-59 вышел из Скапа-Флоу в Ваенгу (ныне Североморск). Сначала линкор с восемью эсминцами держался вместе с конвоем, подвергшимся нескольким атакам подводных лодок, а затем, увеличив ход, оторвался от конвоя и следовал к северу от него, также отражая атаки подводных лодок. 24 августа, пройдя 1880 миль, линкор благополучно прибыл в Ваенгу, где стал флагманом созданной из переданных кораблей эскадры.

До конца войны линкор не покидал Кольского залива. Единственный раз главный калибр «Архангельска» выстрелил холостым залпом в День Победы. Сентябрь и декабрь 1944 года «Архангельск» провел, в основном, стоя на якоре, а в ноябре имел 10-12 ходовых суток (непродолжительные выходы из базы в пределах Кольского залива для боевой подготовки: учебных стрельб зенитными калибрами, радиодальномерных учений и тому подобного). Наибольшее ходовое время за год - 40 суток - корабль имел в 1945 году, за это время он прошел 2750 миль, а в дальнейшем эксплуатировался вдвое менее интенсивно, периодически выходя для отработки учебно-боевых задач в Баренцево и Белое моря. Всего в 1946 году за 19 ходовых суток линкор прошел 1491 милю, а в 1947 году - 1826 миль (21 ходовые сутки). Заводских ремонтов и докований корабль за время пребывания в советском флоте не проходил.

Есть корабли, которые за весь период нахождения в боевом составе флота не участвовали в морских сражениях, не бомбордировали побережья, но одним своим присутствием оказывали влияние не только на тактический, но и на стратегический фон событий. Такими были линкоры - немецкий «Тирпиц» и советский «Архангельск».

Операции по уничтожению

Англичане до ноября 1944 года постоянно проводили операции по уничтожению фашистского линкора «Тирпиц» в водах Северной Норвегии. А немцы, опасаясь усиления советского Северного флота, до конца войны охотились за линкором «Архангельск». На боевые действия против этих кораблей отвлекались значительные силы и средства воюющих стран.

Разрабатывая операции по уничтожению супердредноута типа Royal Sovereign - линкора «Архангельск», немцы рассчитывали еще и поссорить союзников, ведь все шло к тому, что Германия проиграет в войне, а так возникала надежда на другой исход.

Линкор союзники передали во временное пользование советскому флоту. Погоня за «Архангельском» началась с момента его выхода из Скапа-Флоу в Шотландии 17 августа 1944 года, откуда судно в составе конвоя JW-59 должно было проследовать в Кольский залив.

Сохранить это в тайне было невозможно, посему англичане, понимая всю ответственность мероприятия, выделили конвою небывалый эскорт: линкор, три авианосца, три крейсера и 18 эсминцев. И это были не напрасные предосторожности. В Алта-фьорде (Норвегия) стоял немецкий линкор «Тирпиц», более десяти эсминцев находились в готовности на северных базах Норвегии. На пути следования враг мог выставить до 50 подводных лодок.

Ставка верховного главнокомандующего ежедневно интересовалась переходом кораблей. Уже на следующий день после того, как они покинули базу, стали поступать доклады об атаках немецких подводных лодок. Напряжение личного состава отряда на переходе было на пределе.

24 августа корабли, пройдя 1880 миль, вошли в Кольский залив и встали на якоря. Вся операция по приему и переходу линкора заняла около четырех месяцев. И все-таки один корабль был потерян - это подводная лодка В-1 («Санфиш») под командованием капитана 2-го ранга И.И. Фисановича. Тайна ее гибели не раскрыта до настоящего времени.


Старые корабли

В войне наступил перелом, но руководство Союза не жило иллюзиями и задумывалось о будущем. Военно-морской флот показал свою значимость, особенно на Севере. Северные моря с началом войны стали местом ожесточенных боев. Норвежское, Гренландское и Баренцево моря не потеряли своего значения и сегодня.

В конце июля 1943 года, когда Италия капитулировала, Советский Союз потребовал свою долю трофейных итальянских кораблей. Но союзники под всякими предлогами затягивали решение этого вопроса, как и открытие второго фронта. Настойчивые требования Сталина вынудили их предложить такой вариант - временно использовать союзные корабли. Все они были старыми, в том числе и супердредноут Royal Sovereign 1915 года постройки.

Вот как об этом вспоминал Николай Герасимович Кузнецов, бывший тогда наркомом ВМФ:

«Я доложил в Ставке, что корабли нам передают старые...

Рассчитывать на передачу нам более современных судов не стоит, - ответил Сталин. -

Скажите лучше, где вы думаете их использовать?

На Северном флоте. Там они еще смогут принести пользу. Пригодятся для эскортирования конвоев, противолодочной борьбы и охраны побережья.

Хорошо. Перегоняйте их туда».


3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Кузнецов подписал приказ №0062 о формировании отряда кораблей из передаваемых союзной стороной во главе с дредноутом Royal Sovereign.

Команды для кораблей отряда формировались в славном городе русских поморов Архангельске, поэтому и решено было назвать получаемый линкор «Архангельск». Это не противоречило традиции - большенство линкоров России носили названия городов. Русские моряки столь быстро освоили новую для них технику, что даже вызвали восхищение англичан.

Школа для моряков и кораблестроителей

С прибытием на Северный флот линкор «Архангельск» стал ядром образованной эскадры надводных кораблей и флагманом флота.

Естественно, кораблем не хотели рисковать. В случае потери за него все равно пришлось бы расплачиваться. Ведь это миф, что союзники оказывали СССР помощь бесплатно. За все было заплачено российским золотом и человеческими жизнями. А кроме того, использовать линкор для защиты конвоев было нецелесообразно, с этим отлично справлялись эсминцы и авиация. Хотя эсминцы и были старыми, но в руках советских моряков они представляли грозное оружие против фашистских «волчьих стай» гросс-адмирала Карла Дёница.

Служба на линкоре стала хорошей школой для сотен моряков. Кораблестроители тоже, как говорится, воспользовались передовым опытом. Уже в послевоенные годы в СССР были построены такие крейсера проекта «68-бис» (наиболее известны «Свердлов» и «Дзержинский»), за которыми охотились уже английские разведчики.

За крупный надводный флот ратовал и нарком ВМФ Н. Кузнецов. О «большом флоте» мечтал и Сталин.

«Большой флот» - это собирательное название кораблестроительных программ ВМФ СССР 1938-1955 годов, целью которых было создание мощного океанского флота. Его ядром должны были стать линкоры. Для этого нужны были кадры, которые готовились и на «Архангельске».

В 1949 году линкор был возвращен Великобритании, где пошел на слом. СССР по репарации получил трофейный итальянский дредноут типа Giulio Cesare 1910 года постройки, который под именем «Новороссийск» погиб в октябре 1955-го.

Чем больше, тем лучше

До середины XX века мощь любого военного флота определялась наличием в нем линкоров.

В период Второй мировой войны наибольшее количество линкоров (27) имел флот США. У Японии было 14 линкоров. США победили Страну восходящего солнца на Тихом океане, и даже акт о полной капитуляции Японии - фактическое окончание Второй мировой войны - символично был подписан на борту линкора США «Миссури», который сегодня имеет статус военно-морского музея.

В период Великой Отечественной войны в ВМФ было три линкора 1914 года постройки, которые замечательно справились со своими задачами, бомбардируя позиции неприятеля: на Черном море - «Парижская коммуна» (название «Севастополь» судну было возвращено 31 мая 1943 года), а на Балтике - линкоры «Петропавловск» («Марат») и «Октябрьская революция» («Гангут»). Так что линкор «Архангельск» вполне соответствовал по возрасту своим собратьям на других флотах.

Короли морей и океанов

Что такое мощь линкоров, автор знает не понаслышке. В 1955 году мне пришлось проходить практику на линкоре «Октябрьская революция», который к тому времени был учебным кораблем. В том году линкор совершил свой последний переход Кронштадт - Балтийск - Кронштадт и произвел стрельбы главным калибром по острову Сескар. Это было что-то!

Перед стрельбами корабль готовился основательно, полутонные снаряды (калибра 305 миллиметров) летели на расстояние до 30 километров. Корабль содрогался, извергая тонны металла. Да, линкоры были действительно «королями» не только морей, но и океанов. Это были плавучие крепости.

Очень жаль, что линкор «Архангельск», служивший советскому ВМФ в годы войны и несколько позже, не получил должной оценки в официальных сводках. Но каждый тип кораблей соответствует требованиям своего времени, и сегодня это авианосцы и подводные лодки.

Я привел этот малоизвестный факт из истории нашего флота - пребывание линкора в его составе - в напоминание тем, кто принижает роль ВМФ в победе в Великой Отечественной войне и кто считает флот для России дорогой и ненужной игрушкой. Флот всегда был стержнем государственности. Он был и остается надежным защитником государственных интересов России.

Нашего героя началась в Портсмуте, 29 мая 1915 года, когда линейный корабль «Ройял Соверен» был спущен на воду. Но в нашу историю он попал так как с 1944 по 1949 годы служил в советском ВМФ, под именем «Архангельск».

Вообще весь боевой путь этого корабля прошел под знаком «не везло».

На момент постройки «Ройял Соверен» считался супердредноутом серии «Ривендж». Отличное для тех времен вооружение из 8-ми 381-мм орудий, хорошее бронирование. Но ход в 21 узел был, скажем так, ахиллесовой пятой корабля.

И машины стали именно тем фактором, который фактически лишил линкор боевой славы.

1916 год. Первая мировая война. Знаменитое Ютландское сражение. «Соверен» не смог принять в нем участие из-за поломки машин. Война прошла мимо.

В 1920-1930-х годах «Ройял Соверен» претерпел много мелких модернизаций, в основном сводившихся к усилению зенитного вооружения. Вместо 76-мм зениток установили 102-мм одиночные, которые, в свою очередь, в конце 30-х заменили на спаренные.

В 1936 году были установлены радары и 40-мм зенитные автоматы. Что не смогли сделать английские инженеры, так это увеличить угол возвышения орудий главного калибра. В итоге к началу новой войны линкор уступал по дальности стрельбы (22 км) всем коллегам из флотов других государств.

В начале Второй Мировой войны линкор входил в состав Флота метрополии, но быстро был переведён в Средиземноморский флот. 18 июля 1940 года пытался участвовать в сражении при Пунта-Стило, однако итальянские «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур», обладая большей скоростью (28 узлов) просто смылись от англичан и за всех отдувался «Уорспайт».

Дальше «Ройял Соверен» играл роль «чемодана без ручки». Сопровождал атлантические конвои в 1940-41 годах, находился на безе на острове Цейлон, а потом его перевели в Кению, так как посчитали абсолютно непригодным для борьбы с японским флотом.

В итоге линкор оказался в США, где с сентября 1942 по сентябрь 1943 года прошёл капитальный ремонт, после чего прослужил один месяц в Индийском океане и был окончательно отозван в резерв. Где «Соверен» не ждало ничего такого перспективного.

И тут началась следующая часть его истории.

8 сентября 1943 года капитулировала и вышла из войны Италия. Как проигравшая сторона, Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. В том числе и Советскому Союзу.

Наше правительство хотело в счет этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать понесенные потери. Но с получением итальянских кораблей возникли сложности, и был придуман роскошный выход: союзники временно передали СССР некоторое количество своих кораблей. Надо понимать, по принципу «отдай, что себе не гоже».

Об эсминцах, которые пополнили Северный флот, я уже писал. А головным кораблем в переданной эскадре, как вы уже поняли, британцы с радостью назначили «Ройял Соверен». Опрокинув, на радостях, очевидно, не одно ведро виски или рома.

В отличие от американцев, которые согласно договоренности пригнали крейсер «Милуоки»/»Мурманск» в наш порт, англичане настояли на том, что прием линкора, эсминцев и подводных лодок произошел в Англии. Пришлось направить наши команды в Британию.

3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 0062 о формировании отряда кораблей, принимаемых от союзников, и экипажей для них, а 9 марта корабли были зачислены в списки кораблей ВМФ СССР.

Команды для кораблей были сформированы в Архангельске и 28 апреля 1944 года с очередным конвоем отправлены в Англию на пароходе «Новая Голландия».

Линкор оказался в относительно приличном состоянии, сказался, видимо, капремонт в США. Были обнаружены множественные дефекты в гидравлике. Также выявился «внезапно» большой расстрел стволов главного калибра. Но основным затруднением в приемке стало полное отсутствие фугасных снарядов.







Англичане упорно не хотели укомплектовать боекомплект корабля фугасами, мямля о нуждах и потребностях для открытия Второго фронта. Но тема была настолько избита к тому времени, что вмешавшиеся в процесс подготовки и передачи командир отряда кораблей вице-адмирал Г. И. Левченко, начальник штаба отряда контр-адмирал В. А. Фокин и командир линкора контр-адмирал В. И. Иванов фактически заставили англичан выполнять взятые на себя обязательства.

В итоге лейнеры в стволах главного калибра были заменены, а фугасы все-таки «нашлись».

30 мая состоялась церемония передачи корабля. В 11 часов 15 минут на его мачте взвился советский военно-морской флаг. С этого момента корабль стал называться «Архангельск».

И уже 17 августа 1944 года «Архангельск» с конвоем JW-59 вышел из Скапа-Флоу в Ваенгу (ныне Североморск).

Естественно, немцы не могли упустить возможности отвесить плюху противникам, тем более, что такое дело, как выход конвоя, спрятать было нереально.

В то время головная боль Британии, «Тирпитц», все еще ошивался в норвежском Альтен-фьорде, а по соседству базировалась банда из 11 эсминцев. Кроме того, в Норвежском и Баренцевом морях находилось одновременно до 50 подводных лодок.

Что мог гипотетически противопоставить «Ройял Соверен» «Тирпитцу»? 22 узла скорости против 30 и 22,4 км дальности ведения стрельбы против 36,5. Эскортных авианосцев (в конвое их было аж 4) «Тирпитц» мог особо не бояться, так как в то время его зенитная артиллерия представляла собой устрашающую силу.

16 × 105-мм (8 х 2) орудий;
16 × 37-мм одиночных орудий;
12 × 20-мм одиночных орудий;
72 × 20-мм в счетверённых установках.

Да и немецкие эсминцы серии Z на две головы превосходили американских коллег 1914-16 годов постройки.

Однако страх Гитлера перед потерей второго суперлинкора оставил «Тирпитц» на базе. И операцию по потоплению «Архангельска» взяли на себя подводники гросс-адмирала Деница.

Фактически, отряд теперь уже советских эсминцев охранял только линкор. Но борьба с немецкими подводными лодками уже к тому времени для наших моряков была делом насквозь житейским и привычным, так что две «немки» не вернулись на свои базы, а остальным в общем-то «повезло». 9-ти балльный шторм позволил кораблям оторваться от противника и прибыть в наши северные порты.

Насколько эффективными были бы действия наших моряков на старом английском линкоре, выползи «Тирпитц» из своего логова, предсказать сложно. Но присоединяюсь к мнению многих историков, шансов было бы весьма мало.

Тем не менее, вопреки ли, благодаря ли, но «Архангельск» прибыл в Ваенгу. И стал головным кораблем уже не эскадры, а фактически именно Северного флота. Линкор, крейсер, три дивизиона эсминцев, сторожевики, подводные лодки… Это уже был Флот!

Но служба «Архангельска» была странной и неоднозначной.

До конца войны линкор ни разу не покинул Кольского залива для выполнения боевых задач. Даже для огневого обеспечения наступления советских войск в середине октября 1944 г. и срыва эвакуации немецких войск из Финнмарка, хотя одно его появление в Варангер-фьорде сорвало бы все планы немцев.

Видимо, адмирал Головко боялся ответственности в случае потери корабля. Единственный раз главный калибр «Архангельска» выстрелил холостым залпом в День Победы.

До конца 1944 года «Архангельск» провел стоя на якоре, только в ноябре имел 10-12 ходовых суток. Да и то это были короткие выходы в пределах Кольского залива для боевой подготовки: учебных стрельб зенитными калибрами, радиодальномерных учений и тому подобного.

В 1945 году корабль провел в море целых 40 суток и прошел 2750 миль. Дальше – еще меньше. В 1946 году за 19 ходовых суток линкор прошел 1491 милю, а в 1947 году за 21 сутки - 1826 миль.

Видимо, в целях экономии (все равно возвращать союзникам!) ремонтов и докований корабль не проходил.

Конечная участь была весьма ожидаема.

15 января 1949 года «Архангельск» покинул Ваенгу и 4 февраля прибыл на военно-морскую базу Росайт. По возвращении корабля техники Королевского Флота провели тщательную инспекцию систем корабля и обнаружили, что большая часть оборудования непригодна для дальнейшего несения службы.

Башни главного калибра, которые не проворачивались весь период службы в ВМФ СССР были заклинены в срединном положении. Последний поход «Ройял Соверен» совершил 18 мая в шотландский Инверкитинг где и был разобран.

Странная судьба. Очень сложно судить, для чего этот старый корабль был снова введен в строй силами наших моряков, пригнан в Архангельск, но ни единым выстрелом не послужил тому, чему должен был служить.

Складывается некая тождественность с «Тирпитцем». Тот тоже не особенно себя проявил в той войне, но являлся то ли символом немецкого флота, то ли пугалом (это вернее) для робких британских адмиралов. И именно присутствие «Тирпитца» в море привело к предательству с конвоем PQ-17.

Но в основном «Тирпитц», если посмотреть серьезно, являлся мишенью для упражнений в бомбометании английских летчиков. Которые его в итоге и доконали. Не без помощи, правда, «асов» Люфтваффе.

«Архангельск» же служил мишенью для немецких подводников. Было предпринято несколько попыток потопить его, но силами противолодочной обороны Северного Флота они все были сорваны. О чем немцы, спустя 20 лет, написали в журнале «Марине Рундшау».

Но все равно, странная судьба у линкора оказалась.