Святой кирилл. Св

Кирилл (Константин Философ) (в миру Константин, по прозвищу Философ (за любовь к размышлению), 827—869, Рим) - cоздатель (с братом Мефодием) славянской азбуки, литературной, богословской и философской традиций.

Родился в 827 в Солуни, ныне Салоники, Греция; умер 14 февраля 869 в Риме. Православный миссионер, создатель первого славянского алфавита. Вместе со своим старшим братом Мефодием перевел на славянский язык богослужебные книги. Имя Кирилла увековечено в названии одного из современных алфавитов - кириллицы.

Один человек, доставши немного морской воды, носил ее везде с собою и всем говорил: «Посмотрите, вот вода, которой нет ни у кого, кроме меня». Но встретил он один раз жителя морского берега; и этот сказал на его хвастанья: «Не сошёл ли ты с ума, что носишься, как с дивом каким, с бутылкой протухлой воды? У нас целое море этой твоей воды.

Кирилл (Константин Философ)

Причислен к лику святых и католической церковью, и православной церковью - как Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский, то есть Святой, подобно апостолу принесший веру целому народу, в данном случае славянам.

Константин родился в семье друнгария - полкового командира. С детства отличался отличной памятью, красотой и способностью к языкам. Кроме родного греческого с малых лет владел славянским языком. Отец Константина друнгарий Лев умер, когда мальчику было 12 лет. Его взял на воспитание государственный канцлер Феоктист, опекун малолетнего императора Михаила III. Вместе с императором Константин обучался во дворцовом училище Магнаура в Константинополе. Полученное там образование можно сравнить с университетским. Училище окончил на 22-м году жизни, но отказался от выгодного брака с крестной дочерью канцлера и карьеры на государственной службе.

Чтобы оставить Константина при себе, Феоктист назначил его библиотекарем храма Святой Софии (это было единственное предложение, на которое молодой человек согласился), для чего было необходимо принять сан священника. Константин всю жизнь прожил в безбрачии, но до начала миссионерской деятельности своего прихода не имел. Административные обязанности главного библиотекаря настолько утомили его, что он скрылся в монастыре на берегу Мраморного моря. Его разыскали через полгода, и предложили читать курс философии в родном училище.

Константин проявил себя в дискуссиях с иконоборцами и в 852 получил отвественное задание - был отправлен в Багдад для диспута с самыми учёными мусульманскими богословами. Не дав себя убедить, муллы отдали должное учености Константина. Они устроили ему экзамен по всем наукам; во всех дисциплинах его познания превосходили познания самих экзаменаторов. На вопрос: "Откуда ты все это знаешь?" он отвечал, что арабы просто не так давно знакомы с науками и потому их поражает человек, получивший систематическое образование в Греции - на родине наук. «Один человек,— говорил он,— доставши немного морской воды, носил ее везде с собою и всем говорил: «Посмотрите, вот вода, которой нет ни у кого, кроме меня». Но встретил он один раз жителя морского берега; и этот сказал на его хвастанья: «Не сошёл ли ты с ума, что носишься, как с дивом каким, с бутылкой протухлой воды? У нас целое море этой твоей воды». Так-то и вы - немного усвоили себе просвещение и думаете, что имеете право гордиться; но все науки заимствованы вами у нас». Однако по возвращении продолжать работу преподавателя Константин не смог по причине разногласий с ректором училища, Львом Философом - завистником и скрытым иконоборцем, не терпевшим рядом с собой восходящую звезду. 10 лет Константин прожил у своего брата Мефодия в монастыре на горе Олимп.

В 862 году император дал Константину новое поручение - отправиться к союзнику Византийской империи хазарскому кагану для участия в диспуте. В этом путешествии его сопровождал Мефодий, который с тех пор не расставался с братом. Повелитель Хазарского каганата отличался веротерпимостью. Важные сановники при дворе могли исповедовать и ислам, и иудаизм, и христианство. Но у христиан, в основном греков, не было подготовленного богослова, который мог бы на равных спорить с раввинами и муллами. По дороге к хазарам Константин побывал в Крыму, произвел там археологические раскопки и обнаружил захоронение Святого Климента, третьего папы римского. Эту находку он позже использует для того, чтобы добиться личной встречи с действующим римским папой, когда направится в Рим сопровождать мощи.

Константин произвел самое благоприятное впечатление при дворе кагана, но эффект не был закреплен. Через 6 лет, в надежде на военную помощь Хивы, хазарская держава перешла в ислам, что, впрочем, ее не спасло от разгрома дружинами киевского князя Святослава.

Вконтакте

Обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам.

По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета, Константин был посвящён во чтеца и поступил на службу хартофилаксом (буквально «хранителем библиотеки»; реально это равнялось современному званию академика) при соборе Святой Софии в Константинополе. Но, пренебрёгши выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье.

Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Магнаврском университете, где недавно учился сам (с тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ). На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождём иконоборцев, бывшим патриархом Аннием, что принесло ему широкую известность в столице.

Sławomir Czyż , GNU 1.2

Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар.

В 856 году логофет Феоктист, бывший покровителем Константина, был убит. Константин вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.

ChristianeB , CC BY-SA 3.0

В 860 году Константин направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство. Во время пребывания в Корсуни Константин, готовясь к полемике, изучил еврейский язык, самаритянское письмо, а наряду с ними какое-то «русьское» письмо и язык (полагают, что в житии описка и вместо «русьские» письмена следует читать «сурьские», то есть сирийские - арамейские; во всяком случае это не древнерусский язык, который в те времена не выделяли из общеславянского). Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, согласно «Житию» кончился победой Константина, однако каган веру не поменял. Арабские источники и «Письмо Иосифа» дают иную картину: победителем в диспуте был признан раввин, который стравил Константина с имамом и, выждав, когда они дискредитируют друг друга перед каганом во взаимном споре, затем доказал кагану преимущества иудейской веры.

Dimitar Papradiški , Public Domain

В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой прислать учителей, которые «могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке». Император и патриарх, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам.

В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трёх лет, а затем отправились с учениками в Рим к папе Римскому. Среди части богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну - Паннонию, где находилось Блатенское княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке. После того, как Константин передал папе Римскому Адриану II обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан.

В Риме Константин тяжело заболел, в начале февраля 869 года окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, и через 50 дней (14 февраля) скончался. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

Похоронен в Риме в церкви Святого Климента.

Фотогалерея


Полезная информация

Кирилл (в миру Константи́н, по прозвищу Фило́соф

Годы жизни

Имя

Кирилл
в миру Константи́н, по прозвищу Фило́соф

Дни памяти

Февраль 14,
Май 11,
Июль 27 - Собор Болгарских просветителей

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский (до принятия схимы - Константин), и старший брат его Мефодий (память 6 апреля) по происхождению славяне, родились в Македонии, в городеСолуни.

Святой Кирилл получил блестящее образование, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора. Он рано принял сан пресвитера. По возвращении в Константинополь состоял библиотекарем соборной церкви и преподавателем философии.

Святой Кирилл с успехом вел прения с еретиками иконоборцами и с магометанами. Стремясь к уединению, он удалился на гору Олимп к своему старшему брату Мефодию, но уединение его продолжалось недолгое время.

Оба брата были посланы в 857 году императором Михаилом в миссионерское путешествие для проповеди христианства у хозар. По дороге они останавливались в Херсоне и обрели там мощи священномученика Климента, папы Римского. Прибыв к хозарам, святые братья беседовали с ними о христианской вере. Убежденный проповедью святого Кирилла хозарский князь и с ним весь народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ними на родину всех греческих пленников. Святой Кирилл вернулся в Константинополь с 200-ми отпущенными пленниками.

В 862 году началось главное дело святых братьев. По просьбе князя Ростислава император послал их в Моравию для проповеди христианства на славянском языке.

Святые Кирилл и Мефодий по откровению Божию составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги. Они ввели Богослужение на славянском языке.

Затем святые братья были вызваны в Рим по приглашению Римского папы, где папа Адриан И встретил их с великой честью, ибо они принесли туда мощи священномученика Климента, папы Римского. По природе болезненный и слабый, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году 42-х лет.

Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. Погребен святой Кирилл в римской церкви святого Климента, где почивают мощи этого священномученика, принесенные в Италию из Херсонеса словенскими учителями.

ок. 827, Салоники - 14 февраля 869, Рим) - создатель (с братом Мефодием) славянской азбуки, литературной, богословской и философской традиций. Знатного происхождения, был взят ко двору византийского императора Михаила III, получил образование в Магнаврской академии у Льва Математика и патриарха Фотия. Уклонившись от светской карьеры, принял духовное звание и стал библиотекарем при храме Св. Софии Константинопольской. В 860-861 вместе с Мефодием совершил миссионерскую поездку в Хазарию. По пути останавливался в Крыму, где обрел мощи св. Климента папы Римского, перенесенные им впоследствии в Рим. Принимал участие в диспутах с иконоборцами, арабскими мусульманами, иудейскими богословами. В 863 по приглашению князя Ростислава «солунские братья» посланы императором в Великую Моравию для организации богослужения на славянском языке. Вместе с соратниками Климентом, Наумом, Саввой, Гораздом, Ангеларием трудились над переводами с греческого богослужебных текстов. Отозванные в Рим, в полемике со сторонниками «триязычной ереси» (признававшими сакральное значение лишь за еврейским, греческим и латинским языками) отстаивали равенство всех языков и народов. Папа Адриан II разрешил им распространение канонической литературы и церковную службу на славянском языке. Вскоре Кирилл умер и был погребен в крипте церкви Св. Климента, где его мощи почитаются до сего дня. Кирилл и Мефодий канонизированы православной и католической церковью, считаются духовными покровителями Европы, в их честь воздвигнуто много храмов, день памяти 24 мая (по н. ст.) отмечается в Болгарии, России и др. странах как день славянской письменности и культуры. Творческое наследие Кирилла включает избранные переводы Священного Писания и собственные творения, сохранившиеся на греческом, славянском, латинском языках. Кирилло-мефодиане посвящено более 2 тыс. публикаций. В православной культуре Slavia orthodoxa Кирилл получил звание философа, ставшее частью его имени, за глубокие в ней познания, ее преподавание и первое на славянском языке определение философии, которое гласит, что она есть «Божиам человечям вещем разум, елико может человек приближитися Бозе, яко Детелию учить человека, по образу и по подобию быти сътворшему его» (Рук. 15 в. РГБ, МДА. ф. 173, № 19, л. 367 об.). Эпизод из отроческой биографии, описанный в виде пророческого сна, повествует о том, как юный Кирилл избирает себе в невесты Софию Премудрость, сияющую неземной красотой. Духовное обручение с ней будет трактоваться в православной софиологии как основополагающий мистический акт сопричастия к высшей форме постижения бытия не рациональным рассудочным, но внутренним сокровенным путем сердечного познания. Константин-Кирилл со времен Древней Руси становится образцом православного философа, его образ как просветителя, подвижника, мудреца повлиял на всю последующую историю отечественной философской мысли.

Ист.: Жития Кирилла и Мефодия. М.-София, 1986; Лавров Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930; Сказания о начале славянской письменности, вступ. статья, пер. и комм. Б. Н. Флори. М., 1981.

Лит.: Бильбасов В. А. Кирилл и Мефодий. ч. 1 -2. СПб., 1868-71 ; БернштейнС. Б. Константин-Философ и Мефодий. М., 1984; Верещагин E. М, У истоков славянской философской терминологии. - «Вопросы языкознания», 1982, № 6; Кирило-Методиевска енциклопедия в Зт., т. 1. София, 1985; DannA. Litinerario spirituale di un santo: delia saggezza alla Sapienza. Note sul cap. Ill Vita Constantini. - Константин-Кирил Философ. София, 1981; Grivec F. Konstantin und Methodius, Lehrer der Slaven, Wiesbaden, 1960; Sevcenko J. The Definition of Philosophy in the Life of Saint Constantin. - For Roman Jacobson. The Hague.1956.

У этого термина существуют и другие значения, см. Константин Философ (значения) .

Биография

В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой прислать учителей, которые «могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке». Император и патриарх, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам .

В культуре

В кино

См. также

Примечания

Неизвестный тег расширения «references»

Литература

  • Тахиаос, А.- Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий просветители славян. Сергиев Посад, 2005.
  • Турилов А. А.. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина (История и культура славян IX-XVII веков). М.: Индрик, 2011. - 448 с., 800 экз., ISBN 978-5-91674-146-9
  • Копылов А. Н. Кирилл и Мефодий // Современные гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 14-21.
{{#if: | {{#if: Шаблон:Wikidata-link | {{#if:||}} {{#if: | {{#if:||}} {{#if: | {{#if:||}}

Кирилл, в миру - Константин родился в Солуни в 827 г. И был младшим из семи сыновей почтенного и богатого сановника Льва родом болгарина, но состоявшего на службе у греческого императора. Константин с детства отличался способностью к учению. Однажды он увидел удивительный сон

«Явился мне какой-то воевода, - рассказывал мальчик своей матери, - и указывая на собранных со всего города девиц, сказал: «Выбирай себе подругу». И я выбрал самую красивую, которую звали София».

«София» по-гречески означает «мудрость», и родители поняли, что сон вещий - быть их сыну мудрецом и ученым. И в самом деле, он рано пристрастился к чтению, особенно же любил читать сочинения Григория Богослова.

На четырнадцатом году, лишившись матери, Константин был вызван в Царьград своим родственником логофетом Феоктистом, опекуном малолетнего императора Михаила, для обучения. Получив блестящее образование, Константин так покорил окружающих своими познаниями, что ему дали прозвище Философ. За заслуги перед Церковью в проповедовании христианского учения он был посвящен в сан священника и сначала стал библиотекарем при храме Святой Софии, а потом учителем философии и языков. В это время он вступил в свор с низложенным патриархом Иоанном и блистательно опроверг иконоборческую ересь.

По возвращении в столицу Константин, которого не привлекала мирская жизнь, удалился на гору Олимп - в монастырь, где подвизался в иночестве его брат Мефодий. Они вместе проводили время в молитве, посте и ученых трудах.

В 358 году Константин был назначен в миссию для христианского просвещения кочевников-хазар. Константин отправился туда вместе с Мефодием. Сначала они поселились в древнем городе Херсоне на Крымском полуострове, научились языку хазар и стали проповедовать христианскую веру. Дела шли успешно, и вскоре сам каган, а с ним и множество народа приняли святое крещение.

Испросив у новопросвещенного кагана освобождения всех греков, находившихся в плену у хазар, Кирилл и Мефодий отправились в обратный путь и по дороге просветили христианским учением еще одно языческое племя, жившее близ Сурожского (Азовского) моря.

Братьев-проповедников встречали в Константинополе с великим почетом. Мефодий был поставлен игуменом монастыря Полихрона. Константин же, живя при церкви Святых Апостолов, предался молитве и науке, но вскоре был призван к новым трудам.

В 862 году сдавяно-паннонские князья, сознавая потребность слышать богослужение и учение о вере на родном языке, просили императора греческого и патриарха Фотия прислать к ним нужных учителей. Император решил доверить эту важную миссию братьям и предложил им отправиться на проповедь Евангелия в славянские страны.

Константин, несмотря на то, что был болен, охотно согласился. Ему давно не давала покоя мысль о том, как передать славянским народам Слово Божие, чтобы запомнилось навеки.

Есть ли у этих народов буквы? - спросил он у императора.

Дед мой и отец искали, но не нашли, - ответил император.

Как же быть? - задумался Константин. - Проповедовать только устно - все равно что писать на песке. Если же я стану сочинять буквы, то боюсь, как бы меня не назвали еретиком...

И, приготовившись к делу постом и молитвой, Константин приступил к составлению славянской азбуки, а в 863 году отправился с братом Мефодием в новую миссию. Прежде всего проповедью на славянском языке Константин обратил ко Христу с молодости знакомых ему славян, живших невдалеке от Солуни, которые не знали греческого языка и потому не ведали о христианстве. И затем, обходя одну область за другой, братья проповедовали и объясняли Слово Божие. Они обучали детей, организовывали богослужение на славянском языке, перевели с греческого на славянский все основные богослужебные книги.

Служители Римской церкви сочли братьев-учителей еретиками и подали на них жалобу папе Римскому Николаю. Тот потребовал в Рим Константина и Мефодия, но скончался, не дождавшись их приезда. Заменивший его папа Адриан принял братьев с почетом, высказал одобрение просветителям, и даже велел совершить службу частично на латинском, частично на славянском языке в храме Святого Петра и в храме Андрея Первозванного как первого благовестника в славянских землях. В то же время папа рукоположил Мефодия в сан пресвитера и повелел двум епископам посвятить в пресвитеры и дьяконы некоторых учеников, сопровождавших Константина и Мефодия.

Однако Константину не суждено было возвратиться из Рима на родину и продолжать свой проповеднический подвиг: он опасно занемог. Сознавая близость кончины, он принял иночество и схиму, причем был назван Кириллом, и стал спокойно готовиться к смерти. Он завещал своему брату Мефодию не покидать начатого дела просвещения славян.

Брат, - говорил он ему на смертном одре, - мы с тобой были как дружная пара волов, возделывающих одну ниву, и вот я падаю на бразде, рано окончив день мой... Знаю, ты возлюбил уединение на горе Олимп, но умоляю тебя, не оставляй дела нашего: ты им угодишь Богу.

Потом Кирилл стал молиться о просвещенных им племенах. Окончив молитву и благословив окружающих его, он скончался. Произошло это в 869 году, ему было тогда только 42 года, но его силы и здоровье были уже давно надломлены непомерными трудами.