Технические характеристики самолета хун 6 к. Истребители - Ролевая игра по вселенной Star Wars

Xian H-6 – реактивный стратегический бомбардировщик – носитель ядерного оружия, разработанный китайским концерном Xian в 1950-1960-хх годах. Создан на базе лицензионной копии советского бомбардировщика .

История H-6

В 1950-хх годах активное сотрудничество СССР и КНР вышло на новый этап развития. Для поддержки вооруженных сил Китая, в Советском Союзе была принята программа передачи техники и технологий военного назначения. В 1957 году в Китай было передано несколько бомбардировщиков Ту-16 для обучения экипажей и подготовки производств по лицензионному выпуску самолетов. Первый китайский Ту-16 под маркировкой H-6 поднялся в воздух в 1959 году.

Однако, к 1960-м отношения двух стран значительно усложнились и многие совместные программы были прекращены. Изначально, H-6 собирались из сборочных комплектов и оборудования, ввозимого из СССР, но теперь этот источник оказался отрезан. В результате значительных трудозатрат китайский Xian локализовал производство.

Самолет под именем H-6A был слегка переработанной версией Ту-16 с китайским оборудованием и китайскими двигателями Xian WP8 – копией советских РД-3М от Ту-16. H-6A впервые взлетел в 1968 году.

Было налажено серийное производство в рамках которого до конца 1970-хх было выпущено порядка 200 самолетов.

Конструкция H-6

Бомбардировщик Xian H-6 представляет собой моноплан со стреловидным крылом и двумя двигателями в гондолах по бокам фюзеляжа, встроенных в центроплан. Фюзеляж сигарообразной формы, круглого сечения в носовой части, с постепенным обжатием по бокам к корме. Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, в районе двигателей установлены силовые рамы. Для предотвращения повреждения фюзеляжа горячими струями от двигателей последние развёрнуты соплами в стороны на 4º.

Экипаж самолёта состоял, как правило, из шести человек - командира, второго пилота, штурмана, второго штурмана (штурмана-оператора), воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок (оператора РЭБ). Вход в кабины осуществлялся через откидываемые вниз входные люки с лесенками.

Шасси - трёхопорное, с носовой стойкой с парой колёс. Передняя стойка убирается в отсек фюзеляжа - нишу передней ноги, основные стойки убираются в гондолы шасси, с одновременным переворотом тележек.

Для самообороны бомбардировщик был оборудован семью автоматическими пушками (калибр − 23 мм). Они находились попарно на управляемых дистанционно турелях на нижней и верхней частях фюзеляжа и в хвосте. Более того, в носу была установлена одна курсовая пушка.

Модификации

  • Xian H-6 - лицензионная копия Ту-16. Использовался Китаем для первого воздушного ядерного взрыва над Лоб-Нором 14 мая 1965 года.
  • Xian H-6A - бомбардировщик-носитель ядерного оружия
  • Xian H-6B - разведывательный вариант
  • Xian H-6C (H-6III) - модернизированный вариант с аппаратурой РЭБ
  • Xian H-6D (H-6IV) - носитель ПКР «Шанью» (начало 1980-х, экспортный индекс - C-601, обозначение НАТО - Silkworm, вариант советской П-15 Термит). Позднее модернизирован под 2 сверхзвуковых ПКР «Хайин-3» (C-301) или 4 сверхзвуковых «Фейлон-2» (C-101). Ведётся проработка варианта для 4 ПКР «Инцзи-8» (C-801).
  • Xian H-6E - бомбардировщик с усовершенствованной авионикой (в строю ВВС с 1980-х)
  • Xian H-6F - новое обозначение для модернизированных H-6A и H-6C (ИНС, допплеровский радар, приёмник GPS-сигнала).
  • Xian H-6G - использовался для наведения крылатых ракет (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ).
  • Xian H-6H - носитель 2-х стратегических крылатых ракет (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ).
  • Xian H-6M - носитель стратегических крылатых ракет с системой следования местности и 4 точками подвески под крылом (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ). Есть информация о возобновлении производства этого варианта с начала 2006 года.
  • Xian HD-6 (Hongzhaji Dian -6) - самолёт радиоэлектронной борьбы
  • Xian H-6K - наиболее поздняя модификация классического H-6 (Ту-16) с новыми турбовентиляторными двигателями Д-30КП-2 с тягой около 118 кН каждый, увеличенными воздухозаборниками, модернизированной кабиной экипажа и увеличенным обтекателем антенны без 23-мм пушки. Боевая нагрузка составляет 12 000 кг. Бомбардировщик способен нести 6 крылатых ракет CJ-10A (копия Х-55). Боевой радиус увеличен с 1800 до 3000 км. Совершил первый полёт 5 января 2007 года. Принят на вооружние ВВС КНР в 2011 году.

По своим характеристикам и конструкции ранние модификации H-6 были практически точными копиями советских Ту-16.

Видео Xian H-6: Видео топливозаправщика с парой истребителей

Топливозаправщики

  • Xian HY-6 (Hongzhaji You -6, он же H-6U в варианте для ВВС Китая) - танкер для дозаправки в воздухе.
  • Xian H-6DU - танкер для дозаправки в воздухе для ВМФ Китая, модернизированный H-6D.

Экспортная версия

  • Xian B-6D - экспортная версия H-6D

Вооружение

  • Пушечное: встроенное
  • 9000 кг (способен нести ядерное оружие)
  • Ракетное вооружение:
    • 6 × YJ-82
    • 4 × YJ-62
    • 1 × Х-10
    • 1 × Х-26

Эксплуатация H-6

Не смотря на возраст, большое количество модернизированных бомбардировщиков H-6 продолжают активно эксплуатироваться ВВС и флотом НОАК

Состоит на вооружении

  • ВВС КНР - 120 H-6, по состоянию на 2012 год
  • ВМФ Китая - 14 H-6 и 26 H-6DU, по состоянию на 2012 год

Состоял на вооружении

  • ВВС Египта - приобретены после 1973 года вместе c запчастями для египетских Ту-16. Списаны до 2000 года.
  • ВВС Ирака - 4 H-6D с ПКР C-601 приобретены перед Ирано-иракской войной. Уничтожены в ходе войны в заливе в 1991 году.

На вооружение военно-воздушных сил Китая принят новый тяжелый бомбардировщик H-6K. Данная новость, возможно, станет сенсацией для россиян, которые увлеченно следят за развитием нынешней военной авиации, поскольку им прекрасно ведомо происхождение данного самолета.

H-6K - это последняя на сегодня модель серийной модификации бомбардировщика H-6 – копии знаменитого некогда советского Ту-16, созданного КБ А. Н. Туполева в 40-50-х годах и который Китай производил по лицензии.

Вечный самолет


Что же это такое, H-6K, что он представляет собой и что в нем осталось от советских разработок, кроме своеобразной внешности?

XianHong-6K (по-китайски «Сянь Хун-6K») представляет собой дозвуковой самолет, который несет на борту крылатые ракеты большой дальности. За счет применения главным образом советских технологий периода 70–80-х годов было достигнуто улучшение характеристик машины, которые позволили существенно расширить возможности старого Ту-16. Запад присвоил новому китайскому бомбардировщику то же наименование, что и его предшественникам, – «Барсук» (по-английски Badger).


Самым большим изменениям подверглась силовая установка бомбардировщика, его вооружение и радиоэлектронное оборудование. Самолет оснастили двигателями Д-30КП, подобными тем, которые еще недавно ставились на авиалайнеры Ту-154, Ил-76 и ряд других. Применение новых двигателей вместо использовавшихся на прошлых модификациях WP-8 (скопированный двигатель АМ-3) с одновременным увеличением объемов топливной нагрузки позволило существенно увеличить радиус полета машины – с 2000 до 3000 тысяч километров, несмотря на то, что под крылом размещены крылатые ракеты (КРВБ). Машина получила более мощную РЛС – обтекатель радара занял почти весь нос фюзеляжа, в результате этого H-6K лишился специфического для предшествующих модификаций Ту-16 «стеклянного носа». H-6K несет 6 КРВБ CJ-10А по три с каждой стороны, на индивидуальных точках подвески.

Теперь на самолете отсутствует внутренний бомбовый отсек, а в освобожденных объемах корпуса размещена аппаратура РЭБ и часть запаса топлива.

H-6K в отличие от части предыдущих модификаций не перестраивался из старых самолетов, а изготавливался с нуля. Учитывая срок службы нынешних тяжелых бомбардировщиков, H-6K имеет все шансы остаться в строю до 2052 года. Именно тогда исполняется ровно 100 лет с момента первого полета советского Ту-16.



Причины в такой степени завидного долгожительства очевидны. И в США, и в СССР в начале 50-х годов были созданы весьма удачные и долговечные системы, которые усовершенствовались только благодаря развитию электроники и появлению более передовых систем вооружения. Уже следующие модели, которые были созданы на рубежах 50–60-х годов, а именно сверхзвуковые бомбардировщики типа Ту-22 или B-58, сняты с вооружения намного раньше своих старших дозвуковых «братьев», которых они, по идее, должны были заменить. Причиной тому стали куда более высокая стоимость эксплуатации и не очень высокая надежность первых сверхзвуковых бомбардировщиков, а также их «узкая специализация» – летно-технические характеристики этих машин сильно ограничивали возможность создания разноплановых модификаций. Из дозвуковых машин - особенно Ту-95 и Ту-16 - былы созданы десятки вариантов, превратив их в «мастеров на все руки».

Ракетная интрига


Ту-16 морской авиации и ВВС СССР оснащались различным бомбовым и ракетным вооружением, однако они никогда не применялись в качестве носителей стратегических крылатых ракет. Это была прерогатива исключительно Ту-95 и Ту-160. Но H-6K получил как раз такие КРВБ: CJ-10A, которые скопированы с советских-российских Х-55. Но данный выбор никого не удивит, ведь другого тяжелого самолета в Китае просто нет.

Вопрос вызывает назначение получившейся системы «самолет-ракета» и её возможностей. CJ-10А (ChangJian 10А, «Чан Цзян 10А») являет собой дозвуковую крылатую ракету большой дальности, до 2200 км. И это практически все, что можно сказать о ней сегодня. Неизвестно, может ли она лететь на малой высоте, огибая рельеф местности, и также неизвестна ее реальная точность – круговое вероятное отклонение.

Непонятен пока и генезис самой ракеты. Не вызывает сомнения ее родство с Х-55, но до настоящего времени никто не знает, произошло ли создание КРВБ в результате успеха спецслужб КНР, которые сумели украсть какую-то часть документов по Х-55 и воссоздать советское изделие, или же это произошло в результате копирования готового образца, который был куплен у Украины. Напомним, что основным изготовителем Х-55 до распада СССР было харьковское авиационно-производственное объединение.

Независимо от реального потенциала CJ-10 в плане полетов на малых высотах и точности ее попадания можно с уверенностью говорить, что с созданием H-6K КНР обрела полноценную «длинную руку», которая способна атаковать значимые объекты без входа в зону противовоздушной обороны. Дальность полета H-6K не дает возможности этим самолетам наносить удары по объектам, которые расположены, например, на территории Америки, но они вполне могут использоваться против боевых надводных кораблей ВМС США, включая авианосные группы, а также их целями могут стать некоторые зарубежные базы Пентагона.



Итак, создание стратегических крылатых ракетоносцев свидетельствует о претензиях Поднебесной на превалирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, значимость которых только растет с появлением иных элементов современной китайской армии, включая перспективные атомные подводные лодки и собственный авианосец.

О технологических преградах в промышленности говорилось неоднократно, и разработка новой модели бомбардировщика H-6 является одним из лучших примеров происходящего. В настоящее время создание принципиально нового самолета, особенно в таком секторе, как стратегическая авиация, стоит настолько дорого, что модернизация машины почти шестидесятилетнего возраста является, пожалуй, оптимальным выходом с точки зрения критерия «стоимость-эффективность».

В этом случае реализация данного проекта облегчена еще и тем, что для носителя крылатых ракет большой дальности летные характеристики самолета не столь критичны, как для истребительной авиации, и наличие готовой надежной машины позволило китайцам обойтись небольшой кровью.

Нашёл. Точно нашёл? А, что нашёл? А ты, точно нашёл то, что хотел? Нет? Нет, не приключения, и тренировку на тактическом полигоне, а очередной геморрой с совещанием штаба эскадры «Призрачная Тень» и сеансом связи с подрядчиками. Так, позитивное мышление, думаем о хорошем. Я «типа Джедай»! Я добрый! Кстати, по итогу позитива получилось больше чем негатива. А дело было так…. Только я собрался слинять на полигон, уже предвкушая испытание новенького масс-дайверного карабина, купленного в оружейном магазине, и представляя, как дроиды будут разлетаться брызгами металла от попаданий.… Но тут…. В мой кабинет вошла делегация офицеров моего штаба. Ладно, послушаем, чего хотят военные. Блин, флотские командиры, вот уж действительно «Опыт не пропьёшь», сразу взяли банту за рога. - Сэр! Исходя из предоставленных Вами документов, нашему подразделению предстоит выполнить следующие задачи: 1. Совершить рейд по торговым путям Республики и провести их зачистку от криминального элемента: пираты бандиты разных мастей, диверсионные группы флота КНС. Во время рейда придётся углубляться в пространство сепаратистов, попутно нарушая логистику и уничтожая малые гарнизоны и корабельные группы. От боёв с крупными соединениями космических сил противника уклоняемся. Точка выхода – система Лианны, в Тионском секторе. 2. Вторая задача – обеспечение обороны производственных комплексов Лианны, с опорой на местные силы, лояльно относящиеся к Республике. Промышленные мощности «Санте-Сиенар». Организация передовой базы Флота и Армии Республики, и её обеспечение, создание нескольких поясов (эшелонов) обороны. 3. В дальнейшем, действия по обстановке. Цель – оттянуть на себя и связать, часть сил КНС. Так, я вижу наши задачи. Возможно, будут дополнительные цели. Но это всё после прибытия на Лианну. - Хорошо, Коммодор Чучи. Основные задачи эскадры Вы поняли. Дальше. - Генерал, Встаёт вопрос «наряда сил» для выполнения задачи. Из поставленных перед эскадрой задач, получается: на первом этапе, тактика «ударь и беги» - атака заведомо более слабого и уклонение от более сильного противника. В этом случае нам нужны корабли с хорошей скоростью, автономностью и достаточно мощным оружием. На втором этапе, нужны корабли с мощной артиллерией, бронёй и щитами. Скорость не так важна. Итак, состав корабельной группировки: - Тяжёлые корабли: шесть вымпелов класса «Аккламатор». Два: ударно – десантных, и четыре: ударно – авианосных. В качестве основной ударной группы для решения поставленной задачи – достаточно. - Имеющиеся в доступе корабли среднего класса в основном представлены: крейсерами типа «Улучшенный консульский» - производства Кореллии, «Каррак» - производства «Дамориан Мануфактуринг Корпорейшен», и фрегатами типа «Пельта» - производства Куата. Генерал, все перечисленные корабли по своим возможностям практически равнозначны. Но я, и штаб эскадры, склоняемся к фрегатам типа «Пельта» производства «Верфи Куат», как наиболее современным и имеющим открытую модульную архитектуру корпуса. Потребность от двенадцати до двадцати четырёх единиц, по два – четыре фрегата, на прикрытие одного ударного «Аккламатора». - По кораблям класса Корвет. Их применение видится как загонщиков, и перехватчиков, чему очень способствуют истребители, базирующиеся на борту «Мародёра», потребность по два - четыре корвета, на один фрегат. Итого наряд сил для выполнения первой задачи составит: капитальных кораблей класса «Аккламатор-М» - два; капитальных кораблей класса глубоко модернизированный «Аккламатор» - «Деструктор» - четыре вымпела, фрегаты типа «Пельта» - от двенадцати до двадцати четырёх единиц и корветы класса «Мародёр» - от двадцати четырёх до сорока восьми единиц. - Коммодор, давайте решим с кораблями для первой части задания. До второй ещё дожить надо. - Хорошо Генерал, для рейда минимальный состав корабельной группы я вижу примерно таким: Ударная группа: шесть кораблей класса «Аккламатор» Прикрытие: двенадцать кораблей типа фрегат «Пельта» производства Куата. Блокирующая группа и «гончие»: двадцать четыре корабля класса Корвет – насколько я понимаю, это будут корабли типа «Мародёр» производства «Санте-Сиенар». Москиты - решают задачи: разведка и поиск противника, атака противника, блокирование убегающих кораблей противника, а так же, прикрытие собственных ударных кораблей и усиление противомоскитной защиты. Потребность, согласно спецификаций на имеющийся корабельный состав в «москитах» составляет: «Деструкторы» - четыре корабля, состав авиагруппы три полка истребителей, всего 192 машины на корабль, полк бомбардировщиков 64 машины, и эскадрилья абордажно - спасательных шаттлов, 32 машины. Итого на «Деструктор» - 288 машин. На эскадру из четырёх «деструкторов» потребуется 1152-е машины, из них 768 истребителей, 256 бомбардировщиков и 128 шаттлов. Кроме того для кораблей класса «Аккламатор – М» требуются по 80 LAAT/i и 12 LAAT/c, всего 96 машин на корабль. Общее количество 192 машины. И авиагруппы для «Мародёров», в среднем 16 машин на корабль. Итого 384 машины для корветов. Общее количество «москитов» на эскадру составит 1728 машин. Из них 1152 истребителя, 256 бомбардировщиков, и 320 шаттлов. И это без резервных машин. Если брать резерв в десять процентов от общего количества, тогда заказывать надо 1286 -1300 истребителей, 282-300 бомбардировщиков, и 350 шаттлов всего 1950 машин. Можно две тысячи. Возможные варианты тактических построений: – Группа из «Аккламатора» - «Деструктора», два фрегата и четыре корвета – всего шесть групп. Либо –Ударная группа из «Аккламаторов»-«Деструкторов» с прикрытием за счёт истребителей, и группы «Загонщиков» из одного –двух фрегатов и двух – четырёх корветов, всего – от семи до тринадцати групп. Ударная и 6 или 12 звеньев лёгких сил, всё будет зависеть от противника. Если Вы Коммодор – ай, ай, ай «каста», и раз у меня есть звание во флотской иерархии, значит, будет обращаться как к офицеру Флота. Мнядь, мне только детского меряния калибром «бластеров» не хватает. О, а про моё «джедайство» молчок, блин так и хочется высказаться на «русском командном» в адрес Ордена, это ж надо так себя опустить в глазах других разумных, учтём. – Сможете получить двадцать четыре фрегата и сорок восемь корветов то … - Так, стоп. Коммодор Чучи, значит с задачами, типами и количеством корабельной группировки определились? - Да, Сэр! Экипажи! - Тогда я немного отвлекусь, что бы Вы и другие офицеры эскадры кое-что поняли. С точки зрения руководителей Ордена, то что сейчас происходит, это не Война, это бунт кучки отщепенцев, которых можно принудить к миру, парой плюх и тысячей кораблей. Конфликт на Набу помните? Два джедая, десяток королевских телохранителей и девчонка королева со свитой из таких же соплюшек, разбила силы блокады и вторжения Торговой Федерации. Геонозис – до двадцати «Аккламаторов» в космосе и на планете, двенадцать Легионов наземных и допустим Легион коммандос, всяких разных. Разнесли в дребезги и пополам Армию Дроидов из приблизительно пяти миллионов дроидов. При этом ещё и захватили некое количество кораблей противника. После таких провалов, кто, кроме молодого и «зелёного» джедая – поисковика, будет считать КНС серьёзным противником? Вот вы Коммодор, будете после такого, считать КНС организацией, способной оказать серьёзное сопротивление? Правильно! Нет! Вот и будем исходить из того, что фрегатов нам могут и не дать. И по истребителям и прочим «москитам» могут порезать заявку. Вот так… - Но сэр… Тогда… Зачем? И почему, заказана такая модификация «Аккламаторов»? Получается достаточно будет и десятка корветов. И откуда информация о базах и количестве пиратов? - Я сказал что я «джедай – поисковик»? А «поисковики» в первую очередь должны уметь работать с информацией. Девяносто процентов всей работы, это рытьё во всяких архивах в поисках крупицы нужных данных, и десять, это выезд на место и проверка. А теперь вопрос вам Коммодор, какие объединения входят в состав КНС, состав их флотов, и наличие производственных мощностей? - Сэр! "Коммерческая Гильдия" – основной тип кораблей лёгкий крейсер/фрегат «Алмаз» количество неизвестно, но не менее пяти тысяч единиц. "Торговая Федерация" – основной корабль, имеющий боевой потенциал - контейнеровоз LH-3210, можно классифицировать как тяжёлый корабль, линейный авианосец/десантный корабль, либо универсальная боевая станция – количество неизвестно, но не менее трёх – пяти тысяч. "Банковский клан" – основной корабль фрегат/эсминец «Щедрый» количество не менее десяти тысяч. "Техносоюз" – универсальный транспорт класса «Хардселл», количество не известно может быть модернизирован в лёгкий эскортный авианосец либо десантный транспорт. Кораблестроительные комплексы: «Свободный Дак» - мон каламари/куаррены, корабли любых категорий «Верфи Фоероста»… - Спасибо Коммодор Чучи, я вижу, что вы хорошо знаете противника, а потому вопрос. Сколько кораблей может выставить КНС в течение месяца – полугода, причём уже модернизированных, в боевых модификациях? Правильно Коммодор от десяти до грубо пятнадцати тысяч, и это только основные игроки, не считая сил планетарных правительств, секторов, и постройки новых кораблей на верфях. - Хорошо, я понял сэр. Тогда остаётся вопрос комплектования экипажей. На какое количество кораблей рассчитывать? - Экипажи… Готовьте из «минимального» расчёта штаба эскадры. И Коммодор, вы уже ограбили битые и повреждённые корабли, требующие ремонта на экипажи? Нет? Тогда флаг вам в руки! Оставляете на этих корытах костяк офицеров, но только после комплектования нашей эскадры. Гребите всех: канониров, техников, пилотов, абордажный наряд. Понято? Действуйте! Так, кто у нас ещё не задействован? Москиты? Значит, гребите пилотов с «нерфов», нужно тысячи полторы. Вот и выгребайте всех до кого дотянитесь! С запасом! - Сэр, а … - Коммодор, пока им не проведут ремонт, эти корабли представляют нулевую боевую ценность. А к моменту окончания ремонта должно прибыть свежее пополнение, из них и укомплектуют экипажи. Коммодор Чучи, господа офицеры, вы определились с типами москитного флота? Что заказывать? - Генерал Белл, мы не знаем возможности Ордена, какие москиты есть, какие выделят, и выделят ли вообще? - Коммодор я вас понял. – Задумчиво улыбаюсь. - Какие модели предлагаете использовать для вооружения эскадры? - Какие модели? А что, у Республики есть что-то кроме Инкомовского «Головореза», Сиенаровского «Кинжала», и Куатовских А-6 и «Дельты -7»? - Умник, что по мониторингу рынка «москитов»? – Обращаюсь к дроиду. - Выведи на проектор. Так, в продаже есть «Инком-Субпро» Z-95 разные модификации – в любых количествах, АRС – 170 (прототип), BTL-3(прототип не прошедший испытаний), V-19 «Торрент/Лавина» (прототип) и есть предложение ограниченного количества тяжёлых истребителей-бомбардировщиков Н-6 «Скурдж» (Плеть/Кара), Сиенар - «Кинжалы»- в любых количествах, и Куат – А-6 и «Дельта -7» в любых количествах. Господа офицеры, Ваше мнение? - Господин генерал. – Слово взял полковник Даал – из имеющегося ассортимента москитов нам подходят Z-95, и то, потому что, на данный момент они являются самым массовым и отработанным универсальным истребителем. По тяжёлым истребителям или бомбардировщикам сказать ничего не могу, что «плеть», что BТL, новые или мало серийные машины. С прототипами лучше не связываться, больше будем «ловить блох» и ремонтировать, чем летать. «Кинжалы» или А-6, ну это если совсем ничего другого нет, «Дельты» это для джедаев, в руках обычных пилотов то – же, что и «Кинжалы». - Хорошо полковник, я вас понял. Что скажете по шаттлам? - Имеющиеся LAAT/i и планируемые «Каппы» вполне перекрывают все наши потребности на данный момент. - Значит, господа офицеры, у нас одна проблема - «тяжёлый истребитель – бомбардировщик», так? - Да, сэр! Очень нужен малый ударный корабль, а его нет! - Господа, на счёт «прототипов», я с Вами согласен – больше проблем, чем пользы. А по «тяжёлому москиту» – думаю, стоит заказать Н-6 «Плеть», в габаритах «москита», получается практически канонерка - лёгкий корвет. Умник, выведи данные на проектор! - Генерал, если производитель обеспечит необходимое количество, то я, только – «За!» - Сообщил мне своё решение Полковник Даал, ознакомившись с ТТХ бомбера. - Коммодор? - Если «Москитчики» согласны, тогда я тоже «за»! - Хорошо! Тогда заказываем Z-95 и Н-6, из москитов. 12 фрегатов «Пельта» и 24 корвета «Мародёр», так? - Да сэр! И остаётся не решённый вопрос с транспортами снабжения. - По кораблям снабжения, вопрос на стадии окончательного решения. Ещё насколько дней. До отлёта успеем. - Разрешите идти? Сэр! - Ну, если больше вопросов нет? Тогда, оставляйте заявки на корабли и москиты, и не смею Вас задерживать господа! Одни вышли и сразу появились другие – армейцы. Вопросы практически те - же: штатное расписание, личный состав, техника и вооружение, снабжение. По штатам – выдал свои черновики, обдумали - обсудили, решили один полк собирать по старым штатам, а один - по новым (экспериментальным). Посмотрим, что получится, может и не стоит огород городить. По технике - решили пока использовать то, что есть с минимальной модернизацией в основном касающейся АТ-ТЕ – обшивка бронеплитами кабины пилота (механика-водителя) и защита стрелка верхнего орудия – изготовив силами технических служб закрытую башню. Обнадёжил, что в течение следующей пятидневки получим от «Санте –Сиенар» прототипы новой техники для испытаний. Пойдёт на комплектование «экспериментального» подразделения. Только ушли пехотинцы, звонок от ребят из «Эксклюзива» с приглашением на встречу для согласования контракта. Подумал и решил ехать, а после разговора заглянуть в Храм – пробивать заказы. В офисе «Эксклюзива» меня вежливо проводили в кабинет директора. За столом сидел молодой человек лет двадцати пяти, спортивного телосложения, блондин, этакий «нордический тип». Представился - Ринго Зант – Генеральный директор, Инженер кораблестроитель, универсал. Я представился в ответ - Рыцарь джедай, Серж Белл. На данный момент, Генерал – джедай, командир формирующейся рейдовой эскадры «Призрачная Тень». - Очень приятно познакомиться, прошу к столу господин джедай. - Спасибо, Господин Генеральный директор. – Сев за стол сразу взял банту за рога. – Очень польщён Вашим вниманием, но хотелось бы уточнить, неужели простое заключение контракта на установку оборудования требует отвлекать от работы Генерального директора? - Господин Джедай, скажите, у вас есть связь с предпринимателем из глубин Внешнего Кольца Сергом Тиимом? – Спросил господин Генеральный директор. - Связь есть. К тому – же, я, являюсь в некоторых случаях его поверенным представителем. – ну, как говорится, вся «конспирация» держится только в режиме «неуловимого Джо, который никому и на … не нужен». Как только Джо кому – то понадобился, найдут и схарчат за минуту. – Какой вопрос у Вас к Сергу? Может быть, я смогу его решить? - Сэр. Господин Тиим, заказал нашей компании разработку проекта модернизации контейнеровоза LH-3210 в универсальный добывающе – производственный мобильный комплекс. - И? - Первое, комплексы первичной переработки сырья не помещаются в отведённый для них объём при установке с производственными системами. Поэтому хотелось бы уточнить, что делать? Тут либо выносить добывающие системы в другое место или на отдельный корабль, либо увеличивать выделенный объём. Ну и поскольку проект моя разработка, хотелось перед заключением контракта уточнить последние детали, может у Вас появятся дополнительные пожелания. Мало – ли? - Я могу ознакомиться с проектом? - Да конечно, пройдёмте – Генеральный директор повёл меня помещение занятое инженерно – конструкторским комплексом. – Итак, Серж, смотрите, - включил проекцию контейнеровоза, - центральное ядро корабля, оставляем без изменений. Это складской комплекс для хранения как материалов перерабатывающих и производственных комплексов, а также всех единиц и наименований снабжения полученного со складов. В левом полукольце устанавливаем малые универсальные производственные комплексы полного цикла. Ну что бы было понятно - на вход подаём материалы, на выходе получаем готовую деталь. Дальше малые сборочные линии, грузим детали, получаем узлы и агрегаты, и в окончании сборочный цех, на входе узлы и агрегаты на выходе готовое изделие. Полный цикл производства. Что производить, будет зависеть от технологических карт. Хотите бластеры ручные, хотите истребители или шаттлы. Понятно? - Да, это понятно. А как с добывающими комплексами? - Скорее не добывающие, а обогатительно – перерабатывающие. Добыча ведётся малыми кораблями типа «трилонской добывающей барки», или другими кораблями, оборудованными соответствующими добывающими комплексами и трюмами для складирования сырья. - Понятно. Тогда вопрос к вам как к профессиональному кораблестроителю. После боёв остаётся некое количество битой техники, в виде обломков или сильно повреждённых кораблей в космосе или разного металлолома на планетах. Возможно в этих обломках могут находится малоповрежденные или вообще целые узлы и агрегаты пригодные к дальнейшему использованию. Как их быстро демонтировать с разбитой единицы и установить на действующую но требующую ремонта? Ну и обломки это готовый концентрат материалов для производства, главное чтобы производственный комплекс их принял в работу. - Ну, это просто. Инженерные дроидные кораблестроительные комплексы. Пара универсальных комплексов и обломок разберёт и ремонт произведёт. Какой корабль планируете? «Щедрый»? Смотрите, – появилась проекция фрегата банкиров – В грузовой трюм ставим обогатительный комплекс и плавильную печь, На входе подаём добытую руду, на выходе получаем слитки металлов. Если работать с обломками техники, добавляем линию «Потрошитель», на входе обломок, на выходе отдефектованные узлы и агрегаты и, или прессованный куб лома, разделённый по видам материалов. Металлы в переплавку, а полимеры и неметаллы на второй корабль. Во второй фрегат ставим химический перерабатывающий комплекс, На входе сырьё: газ, остатки полимеров и неметаллов. На выходе - то, что нужно: топливо, бластерный газ, воздушные смеси для систем жизнеобеспечения и прочие вещества, упакованные в транспортные контейнеры. Можно поставить пару линий и сразу производить заправку картриджей, наполнение прочих боевых припасов. Только корпуса привезти. Добывающие корабли базируем на крыльях или на корпусе, с возможностью передвижения экипажа между кораблём – носителем и шаттлом. Вот такой проект. Кстати мощности реакторов кораблей хватит и на работу комплексов, и на остальные системы корабля. На этих кораблях стоят реакторы избыточной для фрегата мощности. - Понятно, а второе полукольцо контейнеровоза? - Оставляем как резерв площадей, и используем как погрузочный терминал, и для базирования средств защиты корабля, истребители, шаттлы, ну вы поняли. Это понятно, теперь о пожеланиях. Нужен специалист медик, возможно не один а несколько. Нужен для военно-полевого госпиталя и исследовательской лаборатории. Вопросы, которые будет решать госпиталь это лечение тяжелораненых, протезирование клонированными тканями и органами. Как-то так. Ну и кроме того на добывающее и производственное оборудование нужен персонал, специалисты уровня инженера. Направления: кораблестроение, системы вооружений, системы защиты, сенсорные системы, управляющие системы и комплексы, двигательные системы, энергетические системы, дроидостроение, системное администрирование и программирование, планетарная техника, химик технолог универсал, технолог производственник универсал. Есть у Вас знакомые, которым нужна работа по данным специальностям? - Да - а – а, запросы у Вас джедай Белл. Так вот сразу, сказать не могу. Есть пара намёток, но будет ли результат, я смогу сказать через пару дней, не раньше. Медик с кем можно проконсультироваться по составу оборудования у меня есть. Там же и спрошу о персонале для госпиталя. Но тоже, через пару дней будет ясно. - Хорошо, сколько времени понадобится на выполнение всех указанных работ по монтажу, настройке-наладке и прочему? - Сколько времени? Ну давайте считать: день – два на подготовку - проложить магистрали энего-линий, систем управления, охлаждения, подготовить места установки оборудования и прочее; два – четыре дня на монтаж оборудования и прочие пуско-наладочные работы; ну и один –два дня на пробный запуск и согласование работы. - Откуда такая уверенность в сроках? - Уже был опыт подобных работ. Не на таких кораблях, на простых крупнотоннажных транспортах. Так там было сложнее, с разбивкой на разные корабли. - И для кого? - Из внешнего кольца, колонисты. - Понятно. – Не откладывая в долгий ящик, связался с секретариатом Ордена, купил оставшиеся трофейные «Щедрые» - две штуки. И передал коды доступа для выполнения работ. Кстати, надо будет сообщить на базу РЭБовцам и связистам пусть пороются в оборудовании, может пригодиться в дальнейшем. – Так, господин Генеральный директор. Коды доступа вы получили. Контракт на работы, и спецификация оборудования? Ну и куда переводить оплату? - Контракт и реквизиты на оплату. Пройдёмте в кабинет, финансовые документы там. – Ринго приглашающее махнул рукой и направился на выход. В своём кабинете взял один из датападов лежащих на столе, открыл документы начал вносить изменения, закончил и передал датапад мне. – Вот, пожалуйста, договор, калькуляция стоимости работ и оборудования. Согласны? Тогда вот здесь подпись, и вот счёт на оплату, пятьдесят процентов сейчас и остальное после выполнения работ. Стоимость оборудования оплачиваете полностью, я добавил дополнение по мед оборудованию, там будет отдельный счёт после консультации со специалистом. По персоналу я вам сообщу через два дня. - Понял, жду Вашего сообщения, оплату произвёл. До встречи. - До встречи. Пока я добирался в Храм, наступил поздний вечер, записался на аудиенцию на завтрашний день и отправился в свою комнату. Спать. А как же техника долгого бодрствования? А никак. Усталость была чисто психологическая, поэтому плюнув на всё, пошёл отдыхать. Завтра будет кому выносить остатки мозгов в моей голове, одно слово Совет. Утром перед походом в Совет Ордена свёл в единую заявку все требования на корабли и москиты, очень понравилась цифра в строчке «Итого» пару раз перепроверил убедился, действительно – война, особенно высокотехнологичная очень дорогое удовольствие. Фрегат «Пельта»: 12 ед. х 5 000 000 дат./ед. = 60 000 000 датари Корвет «Мародёр»:14 ед. х 2 400 000 дат./ед. = 34 000 000 датари Истребитель Z-95AF4: 1300 ед. х 80 000 дат./ед. = 104 000 000 датари Бомбард. Н-6 «Плеть»: 300 ед. х 150 000 дат./ед. = 45 000 000 датари Шаттлы: 350 ед. х 75 000 дат./ед.(ср.) = 26 000 000 датари Итого 269 000 000 датари Кажется, что сумма не большая, всего-то двести шестьдесят девять миллионов датари, но сюда не включена стоимость «Аккламаторов» и «Мародёров» которые мне уже выделили. О прочих расходах я просто молчу, и это при том, что заработная плата рабочего составляет от одной до трёх тысяч, а бюджеты многих планет не дотягивают до миллиарда. М – да, кто там что говорил о бедном Ордене? Пока разбирался с «бумагами», пришло сообщение из секретариата, меня примут в 12 – 00 по местному времени. Есть четыре часа свободных, куда – бы послать себя? О, придумал, фехтовальный зал и Архивы! Ну а что? Драллиг, часик погоняет меня по залу, может пару раз уронит на пол, а потом в Архивах приведу себя в норму и отдохну, может, что интересного найду. Да, Цин Драллиг это монстр! Увидев меня, мастер-наставник как-то уж сильно обрадовался, и почему-то многозначительно плотоядно усмехнулся. А пото-о-о-ом, у-у-у-у, говорите ситхи – монстры? Вы с Цином не работали, когда у него «хорошее» настроение. Это кто ж его так «завёл»? Час, говоришь? В Архивы собрался? Меня от превращения в хорошо отбитый кусок мяса, спас коммуникатор, вернее таймер, выставленный на сигнал «за пол часа» до аудиенции. Когда я в очередной раз отлипал от стены, после спарринга, он подал сигнал. И меня отпустили жить, напомнив о необходимости периодически являться «пред светлые очи» мастера, на очередную экзекуцию. И даже похвалили, «что по сравнению с прошлым разом есть прогресс», и ещё я удостоился рекомендации или совета, «найти и использовать в тренировках способы подготовки Ордена Матукай». О, как! Кто бы мне ещё объяснил – что это за зверь «Орден Матукай», где он обитает, и с чем его едят? Или кого он ест, что - бы не попасть в меню. Ладно, будем искать. А то ещё скажут «что меня забанили в Архивах». Совет. Я что - то пропустил! Причём в лесу сдох, явно суперранкор! Мало того, что в зале были только «Супер Чебуратор» - Йода и «Великий змей» - Оппо Ранцизис. Так меня, даже не удостоили лицезреть голограммы остальных членов Совета. Йода и Ранцизис выслушали мой доклад, проглотили сумму заказов, единственное спросили, сам закажу или секретариат напрягать? Сказал что сам, главное деньги на заказ. Сказали обратиться в секретариат, и отправили служить и защищать. Так! Это что сейчас было? Палпатин, заявил что он ситх, и все устроили победные пляски вокруг него? Или может быть случился второй Геонозис, с единовременными потерями в двести джедаев? Нихрена не понимаю! Драллиг с утра зверствует, Совет в состоянии глубокого «фалломорфирования», что - то случилось! Причём случилось что – то очень серьёзное. Где можно узнать? Точно! Мой любимый склад! Даже не склад, а кладовщик Кайл Сантресс. «Бывший» джедай детектив, хотя мне, более привычней, оперативный сотрудник. А насколько я слышал ещё там, на Земле, бывших «оперативников» не бывает! Значит, разжиться информацией можно там. Ой как все хреново в королевстве «республиканском»(ну не вспоминать же мне Принца Датского, Гамлета?). Что хреново? Так, Орден, вляпался в такую кучу пууду(г….на), что все в шоке! И центральные новостные каналы не кричат о том что джедаи «лопухи» только по тому, что Канцлеру не нужна резня джедаев именно сейчас! Ладно, буду рассказывать по порядку… Итак: Трофейные дроиды, захваченные на Геонозисе, приготовленные к вывозу на кораблях "Торговой Федерации", и оставленные «на ответственное хранение», где – то в пространстве Хаттов. Были культурно захвачены КНС и увезёны в неизвестном направлении – это первое. Пропали с «концами», десять джедаев – генералов с полным комплектом войск и кораблей (минус десять "Легионов" и около тридцати кораблей) – это второе. Республиканская разведка сообщила о «Страшном Оружии Ситхов», на поиски которого был отправлен Кеноби и Скайуокер во главе четырёх Легионов клонов. Вчера вечером, было получено сообщение от Кеноби «что от клонов остался батальон, остальные погибли после применения Злобным Ситхом Дуку «Темного Собирателя». - это третье. Остальные Войска Ордена, возглавляемые Великими Джедаями Генералами (именно так, с большой буквы), находятся под постоянным боевым воздействием Армии Дроидов КНС. Несут потери и теряют базы! Пока мы с Кайлом говорили, ему пришло два сообщения «о прекращении связи с Генералом - джедаем», то – есть, ещё два джедая и два "Легиона" клонов «приказали долго жить», а говоря просто – уничтожены! И что самое главное, все потери в зоне «Хайдианской гипертрассы» нанёс некий Генерал Сепаратистов Гривус! Все джедаи в шоке! Совет в охренении! Я тоже слегка охренел! Война Началась! Без шуток! Практически без раскачки. Хреново! А следом за Гривусом, нарисуются такие персонажи как Ассажж, Дурдж, и толпа Тёмных Аколитов. Причём, нарисуются так, что хрен сотрёшь! Мнядь! Мнядь! И ещё сто раз мнядь! После разговора с Сантрессом, рванул на полной скорости в Секретариат, получил документы на Орденскую кредитную линию и сразу отправился на базу, подготовку моего подразделения надо и ускорить и усилить! Сразу собрал совещание штаба группы, обрисовал ситуацию, и началось… Куат – договор поставки фрегатов – 12 + 2(скидка)=14 штук, парковочный док Ордена – Корветы «Мародёр» 24 штуки, экипажи, отправка, перегон техники на базу. Переговоры с «Инком- Субпро» на поставку истребителей и приобретение лицензии на производство, «Нубиан Дизайн» - заказ и лицензия на бомберы, очень повезло что нужное количество у них было готово, но дальше производить особого желания не было, а вот лицензию продать самое оно, купил, ещё и скидку приличную выторговал. Снабженцы пользуясь моим разрешением «тупо грабили Юстицию», гребли всё что может потребоваться в дальнем рейде и чуть-чуть сверху. Клоны не вылезали из полигонов, пилоты из тренажёров, я сам начал чувствовать себя загнанной бантой. Ринго выполнил своё обещание на триста процентов – теперь у меня на базе LH -3210 полноценный мобильный госпиталь на 1000 мест - «высшей категории», исследовательская лаборатория клонирования и трансплантологии, полностью укомплектованная персоналом. Универсальный производственный комплекс, на котором в тестовом режиме произвели три бомбера Н-6. Полноценное конструкторское бюро универсальной направленности, сейчас занимаются «перепилом» тээфовского транспорта С-9979, в разрезе лишения его «крыльев» без потери вместимости, с размещением необходимых объёмов грузов и техники в корпусе. По итогам должен получиться этакий «кирпич» без крылышек. Химики на «Щедром» мотнулись к ближайшему газовому гиганту, отработали добычу и переработку «тибанна», и прочего сырья, в итоге при пробном запуске произвели «бластерный газ», корабельное топливо и пару тонн взрывчатки – детонита, теперь думают, как его распихать по гранатам. Оформил договор аренды трёх кораблей с эскадрой. Офицеры РЭБ носились с блоками аппаратуры «Шедрого» как с «писанной торбой», и оставить на «Щедрых» - жаба давит, и установить негде, по итогу перебрались на фрегаты с половиной своей аппаратуры, и заявили что на ближайший месяц с места не двинутся пока не расшифруют коды и не снимут показатели аппаратуры. А интенданты от радости начали «писать кипятком» и включили «Хомяка» на всю катушку, контейнеровоз как я полагаю уже должен лопнуть от того количества груза которое в него «утоптали». Пришли корабли с ремонта, от Сиенара. Сначала два «Аккламатора - М» а позже «Деструкторы». Жить стало веселее, если до этого гоняли только пехоту по полигону, и корветы с фрегатами, то с приходом крейсеров взвыли все космонавты (да ладно, я знаю что в английском – астронавты, но мне так привычней), я начальственным произволом задержал выход полностью готовой эскадры на два дня, и эти два дня гонял всех, и себя в том числе, на слаживание экипажей, эскадренное маневрирование, огневую подготовку, и так далее. Да! Ещё от леди Санте был подарок – прототипы планетарной техники, и команда техников для обслуживания, плюс технологические карты на нестандартные боеприпасы, не считая сотни больших контейнеров с готовым боекомплектом. А – а – а – а, я ещё не сказал о работе «Штаба эскадры», или вы думаете что офицеры штаба спали в уголке на лавке? Да? Думаете? А кто по вашему разрабатывал тактику, способы маневрирования, требования для тренировок, да те – же Уставы? Что? У Юстиции были готовые? Это через тысячу лет «без армии»? Серьёзно? Спешу Вам сообщить, что Боевой Выход Эскадры «Призрачная Тень» ждали ВСЕ!!! Ждали как праздник! Ибо в Гиперпространстве пиратов нет! А раз нет пиратов, нет сепаратистов, то можно отдохнуть от постоянных тренировок! И вот, через шестнадцать дней, после моего первого задания - Вербовка в Республиканцы Санте. Получив все полагающиеся доклады, отдав все необходимые команды, выстроившись в походный порядок, я отдал команду "Старт" и Рейд- группа «Призрачная Тень» отправилась в свой первый боевой рейд!

Дальнейшим развитием идеи сверхгигантов стали бомбардировщик АНТ-26 (ТБ-6) и пассажирский АНТ-28. Им предшествовал проект четырехдвигательного АНТ-24 с двигателями М-44 мощностью по 2000 л.с. АНТ-24 по массогабаритным параметрам стал переходным к АНТ-26 и по конструктивным решениям и летно-тактическим характеристикам явился наиболее рациональным из всей гаммы туполевских сверхгигантов. Но, к сожалению, он замыкался на весьма проблемный опытный двигатель М-44.


6 ноября 1929-го председатель НТК УВВС Дубенский напомнил Туполеву о желательности получить от ЦАГИ помимо присланной сметы, более подробные соображения по проектированию и постройке самолетов особого назначения. В письме от 13 декабря 1929-го ЦАГИ изложил более подробно свои взгляды по проектировавшимся самолетам-гигантам с полезной нагрузкой 10 и 25 т соответственно. ЦАГИ затрагивал следующие принципиальные вопросы создания самолетов в СССР, в том числе и сверхтяжелых: "В связи с тем, что постройка самолетов потребует новых материалов, не изготовляемых нашей промышленностью, ЦАГИ считает, что строительство не может базироваться на отечественных материалах и потребует для производства больших заграничных заказов".

Поскольку военные в лице УВВС продолжали настаивать на создании нового гиганта, способного транспортировать десятки тонн бомб и тяжелую боевую технику, в ЦАГИ работы по теме начали входить в привычное русло эскизного, а затем рабочего проектирования. Первые эскизы и выявление форм дальнего многомоторного с большой грузоподъемностью самолета были произведены в 1930-м, а уже в 1931-м самолет под шифром ТБ-6 начал фигурировать в официальных планах и программах с упоминанием летно-тактических характеристик, как в варианте для ВВС, так и для ГВФ.

Например, в программу ГВФ по ВАО (Всесоюзное Авиационное Объединение) на 1931 год включили ТБ-6 в пассажирском и грузовых вариантах, с коммерческой грузоподъемностью 15т и дальностью полета в 1500 км, со сроком изготовления первых двух самолетов в 1933-м (проект первоначально проходил с обозначением для ГВФ под шифром АНТ-26, затем АНТ-28).

Интересно, что в тактико-технические требования (ТТТ) НИИ ВВС на 1931 год внес тяжелые бомбардировщики, как дальнейшее развитие усовершенствования ТБ-3 с такими возможностями: бомбовая нагрузка до 20 т, горизонтальная скорость - 250 км/ч, радиус действия - 750 км.

При разработке системы оборонительного вооружения предлагалось заменить пулеметы на крупнокалиберные, с установкой боковых турелей, носовой сферической башни и кормовой огневой точки. Основное развитие тяжелого бомбардировщика должно было идти по линии наращивания бомбовой нагрузки, скорости и огневой оборонительной мощи.

В октябре 1931-го на заседании ВАО под председательством П.Баранова было принято решение форсировать изготовление ТБ-6 и окончить его постройку в конце 1932-го. К более-менее нормальному проектированию ТБ-6 ЦАГИ приступил лишь в марте 1932-го, сказывалась большая загрузка по другим машинам.

Вслед за первыми прикидками, наметившими основные габариты самолета и необходимые конструктивные материалы, ЦАГИ поднял вопрос о проектировании завода для серийной постройки самолета, о подготовке авиационного завода для ремонта ТБ-6 (вечный больной вопрос для нашей авиации), а также о подготовке металлургической промышленности к выпуску необходимых сортаментов стальных изделий.

В плане работ по ТБ-6 решался вопрос по проектированию нового авиационного завода № 124 в Казани, с производительностью до 200 тяжелых машин в год. Учитывая пожелания НИИ ВВС, ЦАГИ к октябрю 1932-го определил основные данные ТБ-6. Самолет должен был иметь длину 38 м, размах крыла - 95 м, полетную массу - 70 т. Из общей массы конструкции 31 т, 18т приходилось на молибденовые трубы и 4 т на прочие виды стали. В ходе дальнейшей проработки проекта в ЦАГИ постепенно сложилась компоновочная схема самолета, тип силовой установки, размещение оборонительного вооружения и т.д.

Восемь двигателей стояли в крыле, четыре - в двух тандемных установках под крылом, оборонительное вооружение (пулеметы ДА, ШКАС, крупнокалиберные ШВАК, пушки калибра 20-37 мм) размещалось в восьми установках. Для обеспечения необходимой путевой устойчивости, при значительных размерах самолета ввели два дополнительных киля, установив их на трети размаха стабилизатора.

Обшивка крыла - гофрированная, с большим шагом волны гофра, а у фюзеляжа - предполагалось выполнить гладкой. Шасси - полуубирающееся в специальные подкрыльевые обтекатели. С двигателями М-34 и М-34РН (820 л.с.) самолет должен был иметь: полетную массу - 72,5 т, массу пустого - 44,5 т, массу горючего -13 т, бомбовую нагрузку - 10 т, максимальную скорость на высоте 3500 м - 223 км/ч, дальность -1500 км.

Определив будущее лицо самолета и выявив исключительно большую потребность в дефицитных легированных сталях (в особенности в трубах), ЦАГИ информировал ВИАМ о возможности их производства и применения.

Имея незначительный опыт в конструировании самолетов таких гигантских размеров, ЦАГИ уточнил аэродинамические и вибрационные характеристики, для выяснения всех проблемных вопросов рекомендовал провести натурные летные эксперименты на летающей модели АНТ-26. В конце 1932-го приступили к проектированию пилотируемого планера. В 1935-м летчик-испытатель Б.Кудрин проводил на нем полеты, которые позволили уточнить характеристики, устойчивость и управляемость аппарата в полете. Первоначально, на период января 1933-го, вели проектирование только в одном военном варианте.

В январе 1933-го на совещании у Туполева совместно с представителями НИИ ВВС решался вопрос, как записано в протоколе совещания, "выявления физиономии самолета ТБ-6 в части вооружения и количества экипажа". В феврале 1933-го в НИИ ВВС утвердили более детальные требования к ТБ-6. По этим требованиям самолет должен был обладать следующими основными данными: полезная нагрузка - 19600 кг, максимальная скорость на высоте 5000 м - 250 км/ч, посадочная скорость - 70-80 км/ч, длина разбега - 300 м, длина пробега - 200 м, техническая дальность - 3300 км, практический потолок - 7000 м, бомбовая нагрузка - 15000 кг, экипаж - 17 человек.

Оборонительное вооружение оговаривалось следующее: три пушки "Эрликон" калибра 20 мм, одна пушка калибра 37 мм, один пулемет ДА, четыре пулемета ШКАС, три крупнокалиберных пулемета ШВАК. К этому следует добавить, военные предполагали, что можно подвешивать под ТБ-6 танки, орудия и другую крупногабаритную технику.

Постепенно ТБ-6, по замыслу заказчика, превращался в гигантский "транспортный сундук" военного назначения, который еще должен был бомбить и стрелять - некоторое подобие сказочного Змея-Горыныча. В изменение принятых в феврале 1933-го ТТТ, в марте 1933-го НИИ ВВС предложил ЦАГИ заменить двигатели М-34 на перспективные. В дальнейшем все работы ЦАГИ по ТБ-6 продолжались с моторами М-34ФРН (1200 л.с.). По ходу дальнейшего проектирования ЦАГИ постепенно уточнял проект в части технологии, масс и размерностей отдельных агрегатов. Полетная масса в нормальном варианте определялась в 71т, пустого - 45 т, из них на планер приходилось 31т.

Большая полетная масса самолета и естественное стремление конструкторов ЦАГИ обеспечить необходимую прочность отдельных элементов и всего самолета в целом, заставили искать соответствующего сортамента конструкционных материалов. В качестве такого основного строительного материала для ТБ-6 ЦАГИ наметил хромомолибденовые трубы, производство которых еще предстояло организовать на отечественных заводах. По расчетам ЦАГИ, подобные трубы должны были иметь диаметр до 200 мм, толщину стенок до 8 мм и длину до 8 м.

Глядя вперед, Туполев планировал в своих конструкциях применение труб диаметром до 300 мм с толщиной стенок до 20 мм и длиной до 12 м. Однако возможности изготовления их на советских заводах явно не совпадали со сроками постройки ТБ-6. По планам опытного строительства, срок годности ТБ-6 намечался на конец 1934-го, а задание на проектирование завода для производства хромомолибденовых труб было дано лишь в 1933-м. Поэтому ЦАГИ уже летом 1933-го предоставили право закупать требуемые трубы для ТБ-6 за границей. Но ЦАГИ продолжал "давить" на промышленность с целью получения от нее необходимых материалов, в независимости от западных поставок.

По планам опытного самолетостроения сроки выпуска ТБ-6 неоднократно менялись. Определенный ВВС РККА вначале выпуск самолета в 1932-м отодвинули на 1934-1935 годы. Последний срок выпуска ТБ-6 с 12 двигателями М-34ФРН утвердили на август 1936-го. Такой сдвиг по времени объясняется большой загрузкой ЦАГИ по более легким и более нужным самолетам, постепенному прозрению ВВС в отношении реальной боевой ценности супергигантов в условиях бурного развития средств ПВО. Наконец, наступил неминуемый финал в длинной истории туполевских бомбовозов. В июле 1934-го по распоряжению правительства работы по ТБ-6 приостановили, а затем его сняли с плана при общей технологической готовности самолета 16%.

Как отмечалось выше, в ОКБ велись работы над гражданскими вариантами АНТ-26 в пассажирской и грузовой модификациях. Коммерческая нагрузка определялась в 15 т, а дальность полета - 1500 км. Эти проекты под шифрами АНТ-26, а затем АНТ-28 прекратили на начальном этапе. Все силы ОКБ сосредоточили на военном варианте и в случае его успеха, работы над гражданскими модификациями могли быть продолжены, как это случились с другими самолетами ОКБ, прототипами которых первоначально были военные самолеты.

Подводя итог работе ОКБ Туполева по более чем пятилетнему развитию идеи создания сверхтяжелых грузоподъемных малоскоростных самолетов, можно сказать, что дальнейшая эволюция дальнебомбардировочной авиации оказалась за скоростными высотными тяжелыми машинами. Тому подтверждение появление вслед за проектами тихоходных супербомбовозов в ОКБ А.Н.Туполева проекта скоростного, но более легкого высотного бомбардировщика АНТ-42 (ТБ-7), превосходившего на момент своего появления многие машины аналогичного назначения передовых западных стран.

Размах крыла, м 95.00
Длина, м 39.08
Высота, м
Площадь крыла, м2 760.0
Масса, кг
пустого самолета 45000
нормальная взлетная 71000
топлива 10000
Тип двигателя 12 ПД М-34ФРН
Мощность, л.с. 12 х 1200
Максимальная скорость, км/ч
у земли 275
на высоте 225
Крейсерская скорость, км/ч 170
Практическая дальность, км 5000
Скороподъемность, м/мин 130
Практический потолок, м 5500
Экипаж 17
Вооружение: три 20-мм пушки, одна 37-мм пушка, один пулемет ДА, четыре 7.62-мм пулемета ШКАС, три 12.7-мм пулемета ШВАК.
максимально до 16000 кг бомб, нормально - 10000 кг

Источник текста -

Китай методично идет по пути создания малозаметного стратегического бомбардировщика Н-20 нового поколения, реализуя параллельные программы. Об этом 20 апреля сообщил сайт «Военный паритет» со ссылкой на китайский военный ресурс mil.news.sina.com.cn .

Отмечается, что еще в 2010 году КНР не имела технологий для создания сверхзвуковых самолетов уровня российского Ту-160 и американского В-1 В, а все заявления о создании нового бомбардировщика в начале 2000-х годов «были просто лозунгами». Однако сегодня Китай «накапливает технологии», с помощью которых вскоре может создать самолет уровня малозаметного американского В-2 Spirit.

Страна успешно развивает технологии стелс по программе истребителя пятого поколения J-20, получает навыки проектирования и строительства самолетов большого размера, работая по программе военно-транспортного Y-20 и пассажирского Comac C919, вырабатывает компетенции по созданию двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД) нового поколения на базе WS-15 и WS-18 (китайская копия отечественного Д-30КП-2). Таким образом, замечает издание, Китай уже накопил «богатые технические резервы», чтобы вплотную работать над стелс-бомбардировщиком по схеме «летающее крыло».

Ресурс напоминает, что в конце декабря 2016 года командующий ВВС НОАК Ма Сяотянь в официальной газете Министерства науки и технологий КНР Science and Technology Daily официально заявил, что страна ведет разработку бомбардировщика дальнего радиуса действия следующего поколения Н-20. Кроме того, как тогда отмечал сайт Defense-aerospace , Центральное телевидение Китая даже показало чертеж предполагаемого бомбардировщика. Ранее издание China Military Online написало о том, что дальность полета нового стратега должна составить 12000 км (с одной дозаправкой — 18000 км), и он должен быть способен поражать цели в Северной Америке крылатыми ракетами большой дальности. Самолет может появиться после 2020 года, сообщил источник ресурса mil.news.sina.com.cn .

Заметим, что создание малозаметного стратегического бомбардировщика — все-таки непростая задача для ВПК КНР, несмотря на развитие китайской оборонки семимильными шагами. Прежде Пекин самостоятельно не строил стратегических бомбардировщиков, а составляющие сегодня китайскую авиационную компоненту ядерной триады «бомберы» Н-6 — лицензионная версия советского Ту-16.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что информации о H-20 крайне мало, но с учетом опыта США и СССР вряд ли у Китая получится совершить резкий скачок от H-6 к аналогу В-2 Spirit.

— Мне сложно поверить, что без промежуточных разработок можно совершить мощный рывок от Ту-16 и создать нечто совершенное. Возможно, внешне новый самолет и будет похож на американский стелс-бомбер, но конструктивно, скорее, будет аналогом B-1B и Ту-160. Гипотетически китайцы могли посмотреть все советские бомбардировщики — Ту-95, Ту-160 и Ту-22, которые были на Украине. Понятно, что украинцы никуда ничего не перегоняли, то чертежи и комплектующие вполне могли продать. То есть у китайцев была возможность получить доступ к последним советским наработкам, и, наверное, это упростило им работу над совершенствованием своих стратегов…

Другой вопрос — зачем ВВС НОАК бомбардировщик, выполненный с применением стелс-технологий. Американцы разрабатывали B-2 против мощной советской системы ПВО и, например, для уничтожения советских подвижных ракетных комплексов. Возможностей для обнаружения и перехвата китайских «невидимок», летящих через океан, у американцев намного больше. Понятно, что КНР нужен носитель крылатых ракет большой дальности, но насколько его необходимо делать малозаметным — вопрос.

«СП»: — Считается, что китайское двигателестроение продолжает оставаться больным местом их авиапрома.

— Да, Китай работает над своим аналогом двигателя Д-30КП2, который они хотят поставить на бомбардировщик H-6K и тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. Вот наши и свои аналоги этих движков они могут поставить на обсуждаемый самолет, но понятно, что это — не самое последнее слово в двигателестроении.

Когда 5 лет назад ходили спекуляции вокруг российского ПАК ДА, то говорили, что он может получить двигатели АЛ-41Ф1, которые пойдут на ПАК ФА. Исходя из этого, можно допустить второй вариант — китайцы могут поставить на бомбардировщик четыре двигателя WS10A Taihang («Тайхан»), которые были разработаны и производятся в Шеньяне.

«СП»: — По авиационному вооружению китайцы обладают довольно большим спектром средств поражения…

— Бомбардировщики Xian H-6K несут CJ-10A — КРВБ большой дальности. Плюс на вооружении ВВС НОАК находится довольно большой арсенал управляемых авиабомб. Так что, с точки зрения вооружения у них есть все необходимое. Понятно, что и сейчас H-6 составляют основу китайской воздушной компоненты ядерной триады, но с появлением новых бомбардировщиков они ее просто укрепят более современным носителем. Что и нам, и американцам придется учитывать в своем военном планировании.

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отмечает, что по той информации, которая есть, КНР действительно работает над малозаметным бомбардировщиком, напоминающим по свой компоновке B-2.

— Но создание это бомбера займет длительное время, а пока что китайцы продолжают работать над новыми вариантами H-6 с возможностью дозаправки и т. д. Их желание иметь малозаметный стратег связано с географическим положением страны. Если между Россией и США — «пустая» Арктика, в небе над которой можно совершать вполне свободное патрулирование с готовностью пустить ракеты, то китайцам для пуска КРВБ нужно преодолеть первую и вторую «цепь» островов, где США имеют довольно плотное радиолокационное поле. Что-то типа усовершенствованных Ту-160 для них, безусловно, интересно, поскольку также имеет шанс на прорыв рубежей, но в целом их конечной целью является создание малозаметного бомбардировщика. Который был бы способен, во-первых, спокойно действовать над Тихим океаном и, а во-вторых, сыграть роль в обеспечении господства над морем.

В настоящее время китайцы на своих H-6, насколько им позволяет дальность, уже совершают полеты вглубь Тихого океана, подлетают близко к Японии, а когда у них появятся более мощные дальние самолеты, то, видимо, они начнут совершать полеты вблизи американских берегов. Насколько можно судить, пока они не оснащают крылатые ракеты ядерными боевыми частями, но их КРВБ примерно сравнимы с советскими Х-55, также создаются новые варианты ракет.

— Если китайцы действительно создают что-то вроде самолета B-2, то, очевидно, их интересует бомбардировщик прорыва, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Как известно, B-2 не осуществляют патрулирование: они тихо «сидят» на своих базах и вылетают либо на войну, либо на учения, о которых мы не узнаем. Стелс-самолеты никогда ничего не патрулируют в открытую — это бессмысленно. Но что точно конкретно делают китайцы — нельзя сказать в силу закрытости информации, ничего неясно до тех пор, пока самолет не получится в «железе».

То же касается и технологий, которыми располагает КНР по строительству бомбардировщиков и, по сути, их вооружения и оснащения боевых частей ракет — все это из разряда гаданий. Эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению о примерном количество ядерных боеголовок на вооружении Китая. До сих печатаются оценки, мол, КНР обладает 200 ядерными боеголовками, что, конечно, полный абсурд. Понятно, что у нее как минимум их в 10 раз больше.

Но вообще непонятно почему американцы смогли собрать бомбардировщик B-2 еще в 1988 году и почему китайцы не могут сделать нечто подобное сегодня — с их бурным развитием военно-промышленного комплекса.