Белорусская рыбинской волости енисейской губернии. Уезды, волости, население енисейской губернии

После отмены крепостного права в России в 1861 г. в Енисейскую губернию до 1890 г. переселилось 54 366 человек. Основная часть их размес­тилась в старожильческих селениях, но одновременно старожилами и пере­селенцами было основано 27 новых селений.

С 1892 г. процесс переселения приобрел устойчивый возрастающий характер. С 1892 по 1905 гг. переселенцами было основано 358 селений, но из них только одно селение - в северной части Енисейской губернии. Переселенцев это­го периода насчитывалось уже 190 тыс. человек.

В 1906 – 1916 гг. в связи с реформами П.А. Столыпина переселение приобрело массовый целенаправленный характер. За это десятилетие в Ени­сейской губернии возникло 671 новое селение и сюда переселилось 274 516 человек. Подавляющее число «столыпинских» деревень было основано в зоне тайги.

Население губернии быстро росло и за счет естественного прироста старожильческого населения: всего прирост старожилов с 1897 по 1917 гг. составил 367 тыс. человек. К 1917 г. сельское население Енисейской губернии составляло 931 814 душ мужского и женского пола.

Образованная по Указу Императора Александра I Енисейская губерния была одновременно разделена на 5 округов: Енисейский, Красноярский, Ачинский, Минусин­ский, Канский. Позднее из Енисейского округа был выделен Туруханский край, а на юге был образован новый Усинский пограничный округ. С 1898 г. округа ста­ли называться уездами. Селения и население распределялись по округам к 1863 г. следующим образом (табл. 4):

Таблица 4

Таким обратом, наиболее заселенным в середине XIX в. стал Мину­синский округ. Первоначально большая часть переселенцев второй полови­ны XIX в. селилась в Минусинском, Ачинском, Красноярском округах, но в начале XX в. наиболее быстро осваивается Канский уезд.



Уездные центры XIX – начала XX вв. именовавшиеся городами, бы­стро превращались в центры торговли, ремесла, но одновременно большая часть жителей занималась землепашеством, обслуживанием трактов, про­мыслами. Быстро развивалась в городах и крупных селах губернии ярмарочная торговля.

В каждом округе было по 3 – 4 волости. Так, в 1831 г. в Минусинский округ входило 4 волости: Шушенская, Курагинская, Абаканская и Новоселовская. Образование новых селений и освоение новых земель потребовало выделения новых волостей. Состав волостей Енисейской губернии к 1917г. (без Туруханского края) был следующим:

Енисейский уезд: Анциферовская, Бельская, Казачинская, Кежемская, Маклаковская, Пинчугская, Яланская волости.

Красноярский уезд: Александровская, Больше-Муртинская, Вознесен­ская, Еловская, Есаульская, Заледеевская, Кияйская, Межевская, Нахвальская, Петропавловская, Погорельская, Покровская, Сухобузимская, Тертежская, Частоостровская, Шалинская и Шилинская волости.

Ачинский уезд: Балахтинская, Балахтонская, Березовская, Бирилюсская, Больше-Улуйская, Даурская, Козульская, Кольцовская, Корниловская, Кизыльская инородческая, Мало-Имышенская, Назаровская, Николь­ская, Николаевская, Ново-Еловская (Зачулымская), Петровская, Подсо­сенская, Покровская, Солгонская, Тюльковская, Ужурская, Шарыповская волости.

Минусинский уезд: Абаканская, Аскизская инородческая, Бейская, Балыкская, Белоярская, Восточенская, Ермаковская, Знаменская, Идринская, Имисская, Иудинская, Каптыревская, Комская, Кнышинская, Кочергинская, Курагинская, Луговская, Моторская, Мало-Минусинская, Никольская, Новоселовская, Паначевская, Сагайская, Салбинская, Таштыпская, Тесинская, Тигрицкая, Усть-Абаканская инородческая, Шалаболинская, Шушенская волости.

Канский уезд: Абанская, Агинская, Александровская, Аманашенская, Анцирская, Вершино-Рыбинская, Выдриская, Долго-Мостовская, Ирбейская, Конторская, Кучеровская, Мало-Камалинская, Перовская, Переясловская, Рождественская, Рыбинская, Сретенская, Семеновская, Тальская, Тасеевская, Уярская, Фаначетская и Шелоевская волости.

Усинский пограничный округ: Усинская волость.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий

1. Освоение русскими территории Приенисейского края.

2. Сибирские поселения: типы, застройка.

3. Наш поселок (село, город) в прошлом и настоящем. Экскурсия по памятным местам.

4. Практикум. Выполнение плана-рисунка селения, поселка, городского района.

II. Термины и понятия

Деревня, село, поселок, елань, заимка, займище, починок, тракт, деревня «однопородная» и «разнопородная», застройка свободная, рядовая, уличная, квартальная, поскотина (околица).

III. Диалог

Разработайте логические цепочки возникновения и развития сибирских селений или схему-таблицу данных процессов. Сколько вариантов подобных процессов вы можете выделить? Как влияют на сельские поселения географические особенности и ландшафты? Какие особенности учли первооснователи вашего города, селения при основании и планировке вашего населенного пункта? Попробуйте начертить план в перспективе, через 50 – 100 лет. Обоснуйте ваш замысел.

IV. Исследования

1. Описать принцип формирования и развития улиц вашего населенного пункта. Какие обособленные участки («края», «кутки») имеются у вас?

2. Определите на местности место начала застройки вашего селения и обозначьте это место специально изготовленным памятным знаком.

3. Составить список первых жителей вашего селения. Кто из потомков первопоселенцев проживает сейчас?

4. Найти и сфотографировать (в целом и подетально) все самые старые здания вашего населенного пункта. Описать их.

V. Творчество

Сочинения «День на заимке», «Мой край» («куток» и т.д.).

Макет селения (города, острога) в период его возникновения.

План-схема развития селения. Памятные места и здания.

Фотографии улиц. Фотопанорама селения. Общественные здания, торговые лавки старого села, школа, «волость».

Топонимика улиц, селения, окрестностей.

СИБИРСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

ОБЩЕСТВО»

На первоначальном этапе сельскохо­зяйственного освоения сибирского края, при подъеме пашни, обустрой­стве на новом месте возникали трудовые земельные сообщества, объединя­ющие в большинстве своем семейно-родственные коллективы или товари­щества. По мере развития семейно-родственные коллективы оформились в общины. Тысячелетний опыт общинной жизни возродился здесь не только как традиция, но и как необходимость при регулировании отношений между индивидуальными ячейками-домохо­зяйствами. Одновременно шло возрождение черт общины докре­пост­нического периода.

Сибирская община имела ряд специфических функций.

Сибирская община представляла собой замкнутый мир полноправ­ных граждан «своего» сообщества - старожилов. Община кол­лективно противо­стояла внешнему миру государства и переселенцам. Община защищала ин­тересы своих членов, но в то же время, как и «в России», отвечала на условиях круговой поруки за исполнение повинностей перед государством. Членам общины были присущи многие черты «полисного сознания».

Община выступала коллективным пользователем государственной земли, определяла порядок и наделяла землей крестьян-общинников, за­щищала границы земельных владений в споре с соседними общинами. Но в Сибири не было передела общинных земель, «мир» не вмешивался в инди­видуальную хозяйственную деятельность домохозяев. Высочайший статус личного труда, индивидуализма, чувство собственности и свободы породи­ли в Сибири возможность продажи, аренды, наследования пашенных зе­мель в общине. Община осуществляла совместное пользование угодьями: пастбища­ми, покосами, лесом, кедровниками, рыболовными «места­ми».

«Благоразумные крестьяне, вырубая постепенно на свои нужды все древесные породы, оставляют кедр как плодовое дерево… Кедровые рощи в течение лета берегутся не только от пожаров, но от того, чтобы кто-нибудь из своих или чужих не испортил дерева… и существует сбор кедровых орехов на общинных началах».

В общине были тесно увязаны права и обязанности крестьян: права порождали обязанности, и наоборот. Община здесь не только не препятство­вала росту зажиточности на трудовой основе, новым «заимочным» за­пашкам, но и поддерживала немощных, убогих, сирот, помогала при по­жарах, стихийных бедствиях, неурожаях.

Сибирская община стала ячейкой с характерными укладами отно­шений гражданского общества в условиях жесткой бюрократической систе­мы Российской империи. Полноправие старожилов, самоуправление, вер­ховенство норм обычного права в рамках своего «общества», высочайшая требовательность общины к человеку, а человека к себе, высокий статус женщины, высокая активность в делах сообщества, коллегиальное утверж­дение решений при высоком уровне самостоятельности индивида были и условием, и следствием особенностей крестьянского мира Сибири.

В русской общине, несмотря на внешнее единомыслие, постоянно тлел конфликт между личностью и коллективом. «У подавляющей массы населения всегда были живучи традиции коллективизма и взаимопомощи, хотя у любого крестьянина одновременно никогда не исчезала и естественная тяга к личному, частному способу ведения хозяйства», - справедливо отмечает современный российский историк А.В. Милов.

Община в Европейской России подавляла «бунт личного» и всячески закрепляла образ «Мы» через развитую «мирскую» систему социальной поддержки, самоуправления, пользования землей. При этом отдельные члены данного сообщества с ярко выраженным «образом Я», вступая в конфликт с «Мы», пытались обрести экономическую, духовную, правовую и политическую независимость. Отток крестьянского населения на восток стал основой формирующегося сибирского крестьянства.

Практически не отмечались случаи массового коллективного переселения всей общиной или селением. История освоения территории за Уралом доказывает, что подавляющей была индивидуально-семейная форма переселения в Сибирь. В 1886 г. в с. Комском Балахтинской волости из 178 мужчин, имевших право голоса на сходе, было: Ананьиных - 60, Кирилловых - 40, Ростовцевых - 28, Черновых - 12, Сиротининых - 11, Спириных - 11, Юшковых - 9 человек; только 7 мужчин не входили в данные семейные «микрокорпорации». Нельзя забывать, что большинство семейств за многие десятилетия породнились на основе брачных связей.

Превалирование «образа Я» старожила закрепилось, прежде всего, в том, что ведущее место занял индивидуализм. Об этом писал А.П. Щапов: «Каждый живет особняком, …коллективное начало мало развито». Превалирование индивидуализма стало основой выраженного соревнования - конкуренции между домохозяевами в труде, поведении, обустройстве усадьбы, во внешнем виде домочадцев. В борьбе за выживание в условиях соревнования-соперничества в сибиряках вырабатывались «удивительная выносливость и настойчивость,… необыкновенная терпимость в трудах, мужество в опасностях». Сформировавшись как семейная, сибирская община в период ее становления четко определила приоритеты личного и «мирского» по всему кругу проблем.

Сибиряки делили мир на «своих» и «российских людей», на «своих» и чиновников. Крестьянский мир замыкался под давлением властей, и общи­на становилась для крестьян своим обществом. Не случайно в Сибири общи­на называлась крестьянами «обществом». Сибирское население представля­ло собой сообщества самоуправляющихся «обществ».

Общины по структуре были как простые - в границах отдельных дере­вень, так и сложные - из нескольких селений. Но и в сложной общине в каждой деревне было свое самоуправление, делегировавшее представите­лей в органы всей общины. Территориальное оформление земельных владе­ний «обществ» относится в Приенисейском крае к концу XVIII в. Так как владения были весьма обширными, то вплоть до XX в. селения располага­лись в среднем не ближе чем в 5 – 15 верстах друг от друга.

«Общество» полноправно распоряжалось государственной землей в границах владений. Долгое время мир лишь констатировал размеры земель­ных владений домохозяев, которые зависели от трудовых возможностей се­мьи. В конце XIX в. государство определило надельную норму в 15 десятин на мужскую душу. Наделы на душу мужского пола полагались с 17 лет. Однако крестьянский двор имел и заимочные земли, пашни, поднятые трудом предков, арендованные и купленные земли. Земля в Сибири продавалась, но только возделанная, - скорее, здесь продавался вложенный на ее освоение труд. Одновременно при продаже пашни к другому владельцу переходили обязанности по уплате повинностей, от этого не проигрывали ни государство, ни «общество». До конца XIX в. существовало беспередельное землепользование-владение. До нашего времени повсеместно поля, урочища, лесные угодья, лога так и называются по имени кре­стьян-общинников.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ»

Сход членов общины - «общественное согласие» - был высшим органом «общества». На сходе все старожилы были равны в правах, но наибольшим авторитетом пользовались мудрые, вы­соконравственные, талантливые в землепашестве крестьяне. На сходах из­бирали должностных лиц, заслушивались отчеты «выборных» лиц, финансовые отчеты, утверждалось налоговое обложение домохозяев, разрешались спо­ры и тяжбы между крестьянами. Здесь наказывали за нарушение нравственных норм, традиций, за мелкие преступления и т.д. Сельский сход обычно со­бирался 10 – 16 раз в год, чаще зимой, чем летом.

Выборными лицами «общества» являлись староста, окладчики, счет­чики, члены различных комиссий, рассыльные, челобитчики, сотские, десятские и др. Из «Приговора» сельского общества д. Дрокиной Заледеевской волости Красноярского округа мы узнаем, что в 1819 г. «для смотренья чистоты и опрятности дворов и улиц… из женщин выбрали Анну Иванову Быкасову, которая поведения доброго»; в д. Емельяновой выбрали «Настасью Яковлеву Орешникову, поведения добропорядочного и означенную службу нести способна»; в д. Устиновой «выбрали в смотренье чистоты крестьянскую жену Василису Тимофееву Голощапову…».

Выбирая должностное лицо, сход давал характеристику, мотивирующую данный выбор, например: «...Поведения хорошего, в дoмaшнем хозяйстве рачителен, в хлебопашестве искусный, штрафах и наказаниях не бывал и возложенную на него должность исправлять может»; «Поведения хорошего, имеет домообзаводство и землепашество, женат, в штрафах и наказаниях не был».

По окончании срока сход благодарил за честное и добросовестное исполнение обязанностей и выдавал аттестат:

«Вел себя добропорядочно, к подчинен­ным ему относился благопристойно, ласково и снисходительно. В разбира­тельстве соблюдал долг присяги. Представлял и сдавал деньги исправно. Предобижденьев ни от кого не принимал и никому не чинил, и жалоб на него ни от кого не принесено, поэтому и заслужил себе справедливую от общества благодарность, которого впредь принимать в мирских светах за достойного в чести человека».

Выбирая доверенного от мира «челобитчика», сход выдавал доверенносгь: «Доверили утруждать... от лица крестьян нижеследующей покорной просьбой..». Всем крестьянам, выезжавшим по той или иной причине за пределы воло­сти, общество выдавало «покормежные» паспорта.

ПОВИННОСТИ

В период расцвета сибирской общины, во второй половине XIX в., повинности крестьян-общинников делились на государ­ственные, земские и «мирские-общественные», а по содержанию - на на­туральные и денежные. Н.М. Ядринцев насчитал в конце XIX в. у крестьян Минусинского уезда около 20 денежных и 11 натуральных повинностей. В Енисейской губернии было принято при определении величины денежных повинностей считать казенные сборы за 100%, а земские за 80,1% от их суммы. Но в общем выражении наибольшей была сумма мирских сборов и стоимость натуральных повинностей в денежном выражении. К натураль­ным повинностям относились ямщицкие по­винности, выделение лошадей и подвод, исправление дорог, общинные работы, отопление правлений.

Общество оплачивало «общественные» службы выборных лиц и за исполнение служб сторожам, караульным, смотрителям и т.д. Из мирских сборов осуществлялось содержание «немощных»; часто сход, не унижая достоинства человека в случае инвалидности, сиротства, умственной неполноценности, назначал их на посильные им службы - посыльными, пастухами, сторожами, с со­ответствующей оплатой.

Налоговое обложение осуществлялось чаще всего по принципу учета трудовых возможностей хозяйства. Тягловые души делились на 3 – 4 разряда: «бойцы», «полубойцы», «неимущие». При этом «неимущие» по причи­не старости, болезни, одиночества освобождались полностью или частично от податей с перекладкой их доли на «бойцов». По подсчетам историка В.А. Степынина, на крестьянина-«бойца» Енисейской губернии в конце XIX в. приходилось в год денежных повинно­стей до 28 руб. 32 коп.

В сибирской общине права порождали обязанности. Если домохозяин желал иметь большие наделы, дополнительные покосы, лесные деляны, то получал их с условием увеличения повинностей. По свидетельству совре­менников, крестьянин-старожил гордился званием «бойца» - полного на­логоплательщика, т. к. это было выражением его самодостаточности, зажи­точности, равенства и высокого статуса при решении мирских дел.

На мирские средства община строила церкви, школы, медпункты, закупала лекарства, оплачивала учителей, содержала детей крестьян в учеб­ных заведениях.

ПРИЧИСЛЕНИЕ К «ОБЩЕСТВУ»

Новых членов община принима­ла на основании решения схода. Переселенец определенное время жил в селении, пользуясь за плату всеми общинными угодьями, «рыбными мес­тами», ягодниками, лесными угодьями. Начиная обустраиваться и зани­маться землепашеством, переселенец должен был проявить себя в труде и поведении с положительной стороны. Если «общество возжелало» причислить его в состав «своих», тo составляло приговор.

Мирской приговор

Мы, нижеподписав­шиеся, Енисейской губернии Ачинского уезда Ужурской волости деревни Соксинской крестьяне, не бывалые под судом, будучи на мирской сходке, учинили сей приговор 1876 года марта 28 дня, о приеме Захара Васильева Власова 24 лет с женою Анной Филипповой 21 года и рожденными… Авдотьей 4 лет, Марией 1 ½ года и матерью Феедосьею Матвеевой Власовой 70 лет в среду нашего общества. Казенный крестьянин Захар Васильев Власов, проживая в нашей деревне, ведет себя прилично, под судом не был, завел себе домообзаводство… Приговорили: принять … в среду нашего общества на всегдашнее жительство».

За причисление в «общество» крестьянин-переселенец платил:

1. За приемный договор 30 руб.

2. Угощение общества 7 руб.

3. Почтовые и гербовые расходы 3 руб.

4. Общественникам и старосте 3 руб.

5. Сельскому писарю за прошение 3 руб.

6. Волостному писарю 4 руб.

Всего: 50 руб.

В данном случае так обходилось причисление к «обществу» в деревне Иджа Шушенской волости Минусинского уезда Енисейской губернии. Община принимала новых переселенцев, прежде всего, в случае достаточного количества свободных земель. Но на рубеже XIX – XX вв. государство стало обязы­вать принимать в общину переселенцев принудительно, особенно если об­наруживались излишки земель сверх 15-десятинного надела на душу мужс­кого пола.

ОТНОШЕНИЯ В «ОБЩЕСТВЕ»

Сибирская деревня жила в условиях устойчивой гармонии отношений, сосуществования личных и общих инте­ресов. При вынесении решений по конкретным вопросам сход руководство­вался более традиционными правилами, «неписаными законами» дедов, нормами совести, морали. Государственные законы и распоряжения вос­принимались с недоверием, как попытка вторжения в права их мира. Очень красноречиво об этом свидетельствует документ - Приказ Минусинского зе­мельного исправника Жербатскому сельскому старшине № 1447 от 11 апре­ля 1860 года. «Мерзавец ты старшина! Если ты через сутки не доставишь ко мне предписанием моим от 8 числа генваря сего года за N 115 требуемой ведо­мости о постройке домов и прочем, то за истребованием ведомости послан будет нарочный за прогон на твой счет».

Общество сурово осуждало и наказывало тех, кто допускал правона­рушения, ему разрешалось осуществлять определенные судебные функции. Это касалось разбирательств о мелких хищениях, потравах посевов, о раз­деле имущества, хулиганских выходках. При проведении расследования ста­роста и понятые обращали особое внимание на доказательства: «Полично­му нет отвода», - говорили в Сибири (поличное - свидетель, вещь и про­чее). Родственники обвиняемого не могли выступать свидетелями.

В системе наказаний особое место занимали штрафы. Наказывали так­же «мирским начетом», заключением в «кутузку» («чижовку») на хлеб и воду, а в каче­стве крайней меры отлучали от «общества». В решениях конкретных дел находим «предрассудительные поступки»: предерзость в миру, непристойность, поношения, пьянство, буянство, рас­путное поведение, похабство, тяжбы, а также отрицательные характерис­тики - «недельный человек», «кляузник на суседа», «не уважает обще­ство».

Современники отмечали, что преступления в сибирских селениях были крайне редки. Чаще встречаются различные «тяжбы», однако сход старался примирить крестьян. Было принято примирение «запить совмест­но вином».

Общественное мнение сурово осуждало тех, кто дебоширил в семье, слыл лентяем, неуважительно относился к старшим. Сход наказывал и за порубки леса, за нарушение противопожарных мер, за унижение достоинства личности и оскорбление сообщинника.

Особо осуждалось нарушение общепринятых правил ведения хозяйства, затягивание сроков сельскохозяйственных работ и прежде всего затягивание жатвы хлебов. По­рицали тех, чьи поля зарастали сорняками, тех, кто нерадиво относился к скоту, к порядку и чистоте в доме. Таких общинников ждали и порицание, и насмешки, и едкое прозвище. Традиционно не «в чести» были высокомерие, заносчи­вость, сквернословие, грубость и несдержанность, неряшливость в одежде.

За постоян­ное, циничное нарушение общепринятых норм и правил поведения «обще­ство» вынуждало человека покинуть деревню. Впрочем, люди, стремящиеся к вседозволенности и «поиску шальных денег», оторвавшиеся от семьи и дома («вы-род-ки»), сами с легкостью уходили на прииски мыть золото, на тракт или в город. Но подобное происходило крайне редко: крестьянский мир был достаточно мудр и терпелив в воспитании традиционных устоев в человеке с раннего детства. Мир коллективно учил уважать стариков, почитать их мудрость, воспринимать нормы поведения как осознанную необходимость, учил уважать другого человека и принимать его таким, каков он есть. «Об­щество» снисходительно относилось к «чудакам и чудачествам». Община сообща выступала на защиту «своего», если угроза или обида шли извне - от чиновника, от переселенца-лапотошника.

Общину сплачивали совместные праздники - «съезжие», «храмовые», «кануны». Все религиозные и мирские праздники отмечались сообща, обиль­ными угощениями, совместными «гулеваниями». Многолюдными и весе­лыми были сельские свадьбы, масленичные катания на горках-«катушках» и ката­ния на «тройках». «Общество» всем коллективом провожало в последний путь умершего человека, поддерживало родственников в трудный час. Посещение «моги­лок» в Родительский день выливалось в Сибири в единение одной большой семьи...

Таким образом, сибирская община являлась величайшей ценностью культуры и общественной жизни.

Село – сравнительно крупное селение, в котором обязательно имелась церковь. Таким образом, село становилось центром церковного прихода. Село выполняло и административные функции; оно могло быть центром волости, включавшей от 15 до 30 малых населенных пунктов.

деревнями. Вначале их было немного: так, в Красноярском уезде в 1700 г. было три села. В самом крупном из них - Ясаулово - было тогда 73 двора, а в 1795 г. - уже 194 двора. Со временем в селах налаживалось ремесленное производство и торговля, они часто стано-вились местом проведения ярмарок,

Развитие населенных пунктов в начале XIX в. шло как по пути быст-рого укрупнения имеющихся, так и увеличения количества новых селений. Декабрист Н. Бестужев писал: «Теперь едущий по Сибири увидит огромные деревни: я говорю огромные потому, что они действительно та-ковы; например, в Красноярской губернии (т.е. в Енисейской губернии) между прочими большими есть д. Бояроновка, которая тянулась еще в 1827 г. на 6 верст. Деревни изумляли бы любого русского огромностью и доволь-ством». Можно отметить, что в начале XIX в. самым крупным селом всей Сибири от Урала до Тихого океана было село Боготольское, насчитывавшее 606 дворов.

Во второй половине XIX в. в отдельных местах начали ощущаться зат-руднения в землепользовании: в пределах общинного землевладения группа домохозяев одновременно переселялась на отдаленные угодья. Появившиеся таким образом селения назывались «выселки».

Незначительным явлением для Сибири на рубеже XIX-XX вв. стало появление хуторов-поселений одной семьи с двором и прилегающими уго-дьями. Многие хутора в Енисейской губернии основывались переселенцами из Польши или При-балтики.

В середине XVII - начале XIX вв. в освоении междуречных пространств немалую роль стали играть тракты. Через Тобольскую, Томскую, Енисейс-кую и Иркутскую губернии прошел Большой Сибирский (Московский) тракт. С его прокладкой возникло множество селений, непосредственно об-служивающих тракт. Вдоль тракта принудительно селили переселенцев-крестьян, ссыльных - поселенцев. Здесь часто оседали на жительство не только крестьяне, но и беглые люди.

Жители трактовых селений заготавливали сено, дрова для нужд дороги, выращивали на продажу овес, зерновые культуры, овощи. Многие жители данных деревень и сел зарабатывали на жизнь обслуживанием проезжавших путников, многие служили на тракте постоянными ямщиками.

Сибирский тракт обеспечивал перевозку товаров, перемещение во-инских команд, административные сообщения между сибирскими губер-ниями и центром. Почтовым ведомством было налажено постоянное почто-вое сообщение. Любой проезжавший по тракту во второй половине XIX в. мог насчитать в день от 1 до 2 тыс. встречных повозок, подвод.

Основными населенными пунктами на тракте были станции (стан-ки), полустанки и зимовья-станции, расположенные в глухих местах. На каждой станции всегда были наготове повозки, лошади для смены, име-лись постоялые дворы, «обогревные» избы. В домах, постоялых дворах, обогревных избах круглыми сутками кипели самовары: любой путник мог най-ти приют и обогреться, был накормлен.

Значительные пространства на водоразделах сибирских рек были ос-воены в сельскохозяйственном отношении благодаря прокладке сухопут-ных дорог, трактов местного значения,

7.4 ЗАСТРОЙКА СЕЛЕНИЙ. Типы застройки селений зависели от мно-гих факторов: времени возникновения, ландшафтных особенностей, вет-ров, степени родства «засельщиков».

До начала XIX п. была более распространена свободная застройка. Дан-ные деревни были раскинувшимися, разбросанными на расстоянии груп-пами строений. Избы стояли как группами, «кучковались по-родственно-му», «по артельности», по времени подселения, так и отдельно друг от друга. Так, в с. Имисском Минусинского уезда крестьяне из Симбирской губернии, переселившиеся сюда в 60-х годах XIX в., основали отдельную улицу в стороне от села. Впоследствии она соединилась с остальными ули-цами, но до сих пор называется ул. Симбирской. Зачастую, при свободной застройке, дома могли располагаться группами вдоль озера, реки, тракта и ориентироваться фасадом на южную сторону.

Рядовая застройка - тип улицы из одного ряда домов с подворьями. Такое селение могло тянуться на несколько верст.

Уличная застройка - тип улицы из двух рядов домов с постройками, обращенными фасадами другу к другу. Данные селения более характерны для второй половины XIX - начала XX вв. Дома вдоль улицы стояли как на грани, так и в глубине дворов. Одна - две усадьбы разделялись прогонами для скота, а группы подворий по 4-б разделялись переулками. Передняя линия «заплотов» с воротами была ровная. Палисадники перед ломами в сибирских селениях появились только в первой трети XX в. Современники отмечали, что улицы старожильческих селений широкие, ровные, ухожен-ные.

Еще во второй половине XIX в. усадьба от усадьбы располагались на достаточном расстоянии, но разделы хозяйств, увеличение количества дворов, постоянные подселе-ния переселенцев уплотняли застроенность селений. Даже в старожильческих селе-ниях появилась скученность. Дома стали строиться в переулках, застройка при этом стала походить на квартальную.

Практически все сибирские селения имели еще одну особенность: даже при плотной, уличной застройке они сохраняли обособленность на отдельные участки-коллективы по принципу родства, времени застройки, подселения, иногда по этническому признаку и пр. Назывались данные уча-стки - «край», «гнездо», «кулига», «куток», «конец».

Наиболее высоким и красивым зданием села была церковь. Строили се на возвышенном месте. Между храмом и домами обязательно сохраняли незастроенное пространство. На площади проходили ярмарки, но праздни-кам здесь разворачивалась торговля, проходили гулевания. Рядом с церко-вью обычно стояла церковно-приходская школа,

В сибирских селах было обычно несколько торговых «лавок». В начале XX в. частные торговцы быстро богатеют и строят свои дома и «лавки» из кирпича. Магазинами же в Сибири называли амбары-хранилища обществен-ного зерна на случай неурожаев, стихийных бедствий и т.д. Из магазинов оказывалась помощь сиротам, инвалидам, выплачивалась хлебная «руга» священнослужителям,

Важнейшим административным зданием крупного села была «волость» - волостное правление. При «волости» имелось специальное помещение или содержания наказанных по решению общественного схода или волост-ного старшины - «кутузка», «холодная», «чижовка».

Каждое селение располагало своей пожарной службой: был пожар-ный сарай с необходимым пожарным и инвентарем, пожарная «каланча» - вышка. Кроме этого, каждый домохозяин обязывался но общему решению схода участвовать в тушении пожара в той или иной роли с определенным инвентарем. Пожары были нередки в сибирских селениях, приносили страшные последствия. Так, в мае I849 г. дотла выгорело богатейшее село Енисейской губернии - Тасеево. Крестьянам удалось спасти весь скот и хлебные запасы. К ноябрю того же года все домохозяева успели выстроить новые жилища, некоторые хозяй-ственные постройки. Но прежнего благополучия и довольства после такого опустошительного пожара с. Тасеево уже не смогло достичь...

Сибирские старожильческие селения были чисты, ухожены, но об-щий вид и экологию портили груды навоза, вывозимые на определенное расстояние от строений. До последних десятилетий XIX в. сибиряки землю не удобряли, а восстанавливали плодородие переложным способом,

Вокруг сел и деревень на много верст шла изгородь - поскотина» (В «России» она называлась - «околица») из 3-4 рядов жердей. Каждый домохозяин «при-сматривал» (ремонтировал, подновлял) за участком поскотины в 30-50 м. На дорогах в изгороди делали легкие ворота, оставлять открытыми их счи-талось серьезным проступком, т. к. за поскотиной расстилались пашенные и лесные угодья крестьян, членов общины.

§ 8. ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ

8.1 ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ. Енисейская губерния была образована Высочайшим Указом Императора Александра I от 26 января 1822 года. До 1708 г. все города и сельские поселения Приенисейского края входили в состав Воеводства Сибирского во главе с главным То-больским воеводой. В нее входили Томская, Иркутская, Якутская области. В 1708 г. была образована Сибирская губерния с центром в г. Тобольске. В 1721 г. губернию разделили на 5 провинций, они в свою очередь делились на дистракты.

В 1764 г. вся территория Сибири была разделена на две губернии То-больскую и Иркутскую, Затем произошел ряд новых переделов, не изме-нивших до 1822 г. судьбу земель Приенисейского края. Процветавшее в си-бирском крае самодурство чиновников, казнокрадство, взяточничество, и «кривосудие» заставило власти провести ревизию. В 1819 г. с этой целью сюда прибыл знаменитый реформатор М. М. Сперанский. По его предложе-нию и была выделена территория Приенисейского края в отдельную Ени-сейскую губернию.

Первым губернатором Енисейской губернии стал умный, деятельный, спра-ведливый, человек прогрессивных взглядов Александр Петрович Степа-нов.

Енисейская губерния была одной из самых обширных в Российской империи; так Московскую губернию она превосходила в 77 раз! А. П. Степа-нов отмечал: «Нет сомнения, что Енисейская губерния может поравнять-ся пространством с целыми землями многих европейских владений… За всем тем и сей заселенный край губернии Енисейской не может еще, в сравне-нии с количеством земли, похвалиться своим народонаселением. Не кишит народ в полях необозримых...».

По данным 1863 г на территории губернии в 2.883.009 кв. верст про-живало 309. 594 души обоего пола, из них сельское население составляло 285.445 душ (т. е. 92,2% населения). Проживали они в 136 селах, 594 дерев-нях, 53 станках и 40 зимовьях.

Распределение земель Енисейской губернии между владельцами n 60-х. гг. XIX в. было следующим:

Крестьянские земли

Казачьи земли

Церковные и монастырские земли

Городские земли

Казенно-оборочные и заводские земли

Помещичьи земли

Примечание: Почти все помещичьи земли (97%) были владениями Самойлова в Рождественской волости Канского уезда. Всего к 1861 г. в губернии насчитывалось 519 крепостных крестьян.

8.2 УЕЗДЫ, ВОЛОСТИ, НАСЕЛЕНИЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ. После отмены крепостного права в России в 1861 г. в Енисейскую губернию до 1890 г, переселилось 54.366 человек. Основная часть их размес-тилась в старожильческих селениях, но одновременно старожилами и пере-селенцами основано 27 новых селений.

С 1892 г. процесс переселения приобрел устойчивый, возрастающий характер. С 1892 по 1905 гг. переселенцами было основано 358 селений, но из них только одно селение в северной части Енисейской губернии. Переселенцев это-го периода насчитывалось уже 190 тыс. человек.

В 1906-1916 гг. в связи с реформами П.А. Столыпина переселение приобрело массовый, целенаправленный характер. За это десятилетие в Ени-сейской губернии возникло 671 новое селение и сюда переселилось 274.516 человек. Подавляющее число «столыпинских» деревень основано было в зоне тайги.

Население губернии быстро росло и за счет естественного прироста старожильческого населения: всего прирост старожилов с 1897 по 1917 гг. составил 367 тысяч человек. К 1917г. сельское население Енисейской губернии составляло 931.814 душ мужского и женского пола.

Образованная по Указу Императора Александра I Енисейская губерния была одновременно разделена на 5 округов: Енисейский, Красноярский, Ачинский, Минусин-ский, Канский. Позднее из Енисейского округа был выделен Туруханский край, а на юге был образован новый Усинский пограничный округ. С 1898 г. округа ста-ли называться уездами. Селения и население распределялись по округам к I863 г. следующим образом:

Округ Енисейской губернии

Население

Красноярский округ

деревень-94

Канский округ

деревень –105

Енисейский округ

деревень - 181

Ачинский округ

деревень- 94

улусов - 63

Минусинский округ

деревень- 120

Туруханский округ

станков - 53

зимовьев - 40

Таким обратом, наиболее заселенным в середине XIX в. стал Мину-синский округ. Первоначально большая часть переселенцев второй полови-ны XIX я, селилась в Минусинском, Ачинском, Красноярском округах, но в начале XX в. наиболее быстро осваивается Канский уезд.

Уездные центры XIX - начала XX вв. именовавшиеся городами, бы-стро превращались в центры торговли, ремесла, но одновременно большая часть жителей занималась землепашеством, обслуживанием трактов, про-мыслами. Быстро развивалась в городах и крупных селах губернии ярморочная торговля.

В каждом округе было по 3-4 волости. Так, в 1831 г. в Минусинский округ входило 4 волости: Шушенская, Курагинская, Абаканская и Новоселовская. Образование новых селений и освоение новых земель потребовало выделения новых волостей. Состав волостей Енисейской губернии к 1917г. (без Туруханского края) был следующим:

Енисейский уезд: Анциферовская, Бельская, Казачинская, Кежемская, Маклаковская, Пинчугская, Яланская волости.

Красноярский уезд: Александровская, Больше-Муртинская, Вознесен-ская, Еловская, Есаульская, Заледеевская, Кияйская, Межевская, Нахвальская. Петропавловская, Погорельская, Покровская, Сухобузимская, Тертежская, Частоостровская, Шалинская и Шилинская волости.

Ачинский уезд: Балахтинская, Балахтонская, Березовская, Бирилюсская, Больше-Улуйская, Даурская, Козулская, Кольцовская, Корниловская, Кизыльская инородческая, Мало-Имышенская, Назаровская, Николь-ская, Николаевская, Ново-Еловская (Зачулымская), Петровская, Подсо-сенская, Покровская, Солгонская, Тюльковская, Ужурская, Шарыповская волости.

Минусинский уезд: Абаканская, Аскизская инородческая, Бейская, Балыкская, Белоярская, Восточенская, Ермаковская, Знаменская, Идринская, Имисская, Иудинская, Каптыревская, Комская, Кнышинская, Кочергинская, Курагинская, Луговская, Моторская, Мало-Минусинская, Никольская, Новоселовская, Паначевская, Сагайская, Салбинская, Таштыпская, Тесинская, Тигрицкая, Усть-Абаканская, инородческая, Шалаболинская. Шушенская волости.

Канский уезд: Абанская, Агинская, Александровская, Аманашенская, Анцирская, Вершино-Рыбинская, Выдриская, Долго-Мостовская, Ирбейская. Конторская, Кучеровская, Мало-Камалинская, Перовская, Переясловская, Рождественская, Рыбинская, Сретенская, Семеновская, Тальская, Тасеевская, Уярская, Фаначетская и Шелоевская волости.

Усинский пограничный округ: Усинская волость.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

I. Примерная тематика занятий:

    Освоение русскими территории Приенисейского края.

    Сибирские поселения: типы, застройка.

    Наш поселок (село, город) в прошлом и настоящем. Экскурсия по памятным местам.

    Практикум: Выполнение плана-рисунка селения, поселка, городского района.

II. Термины и понятия:

Деревня, село, поселок, елань, заимка, займище, починок, тракт, деревня «однопородная» и «разнопородная», застройка, свободная, рядовая, уличная, квартальная, поскотина (околица).

III. Диалог:

Разработайте логические цепочки возникновения и развития сибирских селений или схему-таблицу данных процессов. Сколько вариантов подобных процессов Вы можете выделить? Как влияют на сельские поселения географические особенности и ландшафты? Какие особенности учли первооснователи вашего города, селения при основании и планировке вашего населенного пункта? Попробуйте начертить план в перспективе, через 50-100 лет. Обоснуйте Ваш замысел.

IV. Исследования:

1. Описать принцип формирования и развития улиц вашего населенного пункта. Какие обособленные участки («края», «кутки») имеются у вас?

2. Определите на местности место начала застройки вашего селения и обозначьте это место специально изготовленным памятным знаком.

3. Составить список первых жителей вашего селения. Кто из потомков первопоселенцев проживает сейчас?

4. Найти и сфотографировать (в целом и по детально) все самые старые здания вашего населенного пункта. Описать их.

V. Творчество:

Сочинения: «День на заимке», «Мой край («куток» и т. д.).

Макет селения (города, острога) в период его возникновения.

VI. Музей:

    План-схема развития селения. Памятные места и здания.

    Фотографии улиц. Фотопанорама селения. Общественные здания, торговые лавки старого села, школа, «волость».

    Документ

    Таких секциях, как: «Лингвистика», «Литературное краеведение» , «Краеведение» , «Родословная», «Современная литература», «Земляки». ... краеведения . Мы предполагаем, что, обладая патриотическими и гражданскими чувствами, посвящая стихи родному сибирскому ...

  • Автореферат диссертации

    Аппарат краеведения сибирские краеведы... лидера сибирских краеведения )14 ...

  • Исламова дания государственное краеведение и музейное дело в тобольской губернии во второй половине х i х – начале хх вв

    Автореферат диссертации

    Аппарат краеведения складывался позднее, в 90-е гг. ХIХ в., следует отметить, что сибирские краеведы... лидера сибирских областников Г.Н. Потанина в разработку основополагающих методологических подходов к организации родиноведения (краеведения )14 ...

Как удалось установить, наши предки пришли в Красноярский острог среди первых русских жителей в середине XVII века. После чего, в течение длительного периода времени, они оседло проживали в Красноярске, на территории Подгородной и Заледеевской волостей Красноярского уезда, а позднее Енисейской губернии, в Новоселовской, Кнышенской, Тесинской, Шушенской, Абаканской и других волостях Минусинской округи (уезда) и Ужурской волости Ачинской округи (уезда).

Однако отдельные семьи иногда меняли место своего жительства. Эти переезды, вероятно, были связаны, прежде всего, с политикой государства, стремившегося к максимально полному освоению территории Сибири. Создавались новые населенные места, и жители в них расселялись из близлежащих, наиболее крупных и экономически более развитых деревень, были видимо и причины личного характера.

Любое перемещение, а тем более переселение жителей России очень жестко регламентировались и контролировалось. Существовала такая норма, как «причисление людей» к поселениям, которое производилось на основании соответствующих указов Губернских Казенных палат.

Первая волна переездов моих предков приходится на середину 60-х годов XIX века. Это, очевидно, связано, в том числе, с отменой в 1861 году крепостного права в России. Многие семьи наших предков принадлежали к крестьянскому сословию. И, хотя в Сибири крепостное право отсутствовало, одним из пунктов Манифеста об отмене крепостного права предусматривалась свобода передвижения крестьян, чем отдельные семьи не преминули воспользоваться.

Вторая волна переселения относится к советскому периоду. После 1917 года существенно изменилась структура населения, жизненный уклад. В годы политических репрессий люди обычно покидали насиженные места не по своей воле.

Мне удалось проследить за миграцией некоторых семей в Енисейской губернии.

Город Красноярск

Среди первых лиц по фамилии Катцыны, пришедших в Красноярский острог, вероятно после 1643 года, был казак Яков Никитин Катцын, проживавший ранее в деревне Свининой Окологородной волости Сольвычегодского уезда. Возможно, перед тем, как попасть в Красноярск, Яков некоторое время прожил в Соли Камской. Из писцовых книг Сольвычегодского уезда 1645 и 1647 гг. известно, что «…Якунка Никитин прозвище Кадцыных збежал (збрел) в Сибирские городы, а именно, в Соль Камскую в РНВ-м (1643) году». Более подробно смотрите далее, в разделе «Откуда наши корни».

В Красноярске Яков имел сына Михайлу, который являлся конным казаком. У Михайлы Яковлева Катцына (Кадцына) были сыновья Родион и Ермолай. Ермолай служил Красноярским казаком и проживал в Красноярске. Сыновей у него не было. Старшая дочь Ермолая Катцына - Екатерина вышла замуж за красноярского мещана Михаила Петрова Петлишного, младшая дочь Анна была замужем за красноярским мещанином Иваном Федоровым Черкасовым. Имя мужа средней дочери Ермолая – Марии пока установить не удалось. Родион Михайлов Катцын был вначале казаком, а после сокращения штатов красноярских казаков стал разночинцем. Его старший сын Андрей и младший Иван имели статус казаков, а три других сына – Илья, Филипп и Козма занимались крестьянским трудом.

По переписям Красноярска и уезда 1713 и 1719-22 гг. в Красноярске проживал также пеший казак Василий Катцын, который, несомненно, приходится родственником Михаилу. Однако установить их родственные отношения пока не удалось. Василий также проходил службу в отряде красноярских служилых людей. Его сыновья Степан и Фома тоже являлись казаками, а Ларион был разночинцем и крестьянином.

В метрических книгах, исповедных росписях Красноярской Покровской и Красноярской Благовещенской церквей за XVIII-XX вв., содержатся записи, касающиеся красноярцев по фамилии Катцыны, в том числе потомков Ермолая, Степана, Фомы, а также учителя Красноярской начальной школы Федора Дмитриева Катцына и др.

А вот еще снимок Благовещенской церкви

Деревня Тетерина

На рубеже XVIII и XIX вв. отставной казак Иван Степанов Катцын и его двоюродный брат, разночинец Михаил Фомин Катцын, внуки Василия Яковлева Катцына, покинули Красноярск и поселились неподалеку в д. Тетериной Подгородной волости. Жители Тетериной состояли в приходе Красноярской Покровской и Красноярской Благовещенской церквей.

Станица Дрокинская

В конце XVIII века семья разночинца Лариона Васильева Катцына, у которого была жена Авдотья Борисова, сыновья Михаил и Демид, переехала из Красноярска в деревню Дрокину Заледеевской волости. Сыновья Михаила были преимущественно казаками и служили в 1-й сотне Енисейского казачьего полка станицы Дрокинской, сыновья Демида являлись крестьянами.

Карта подгородных волостей Красноярска 1859 года

Село Новоселово

В период между 1-й и 2-й ревизиями (1722-1748) семья разночинца Родиона Михайлова Катцына ушла из города Красноярска в село Новоселово. Примерно в 1775 году семья Родиона (за исключением Филиппа) переехала из села Новоселово в деревню Аёшину, а в 1798 году в Аёшину перебралась и семья Филиппа. Филипп имел жену Агафью Петрову и детей - Прокопия, Бориса, Ивана, Прохора, Прасковью 1-ю, Прасковью 2-ю и Матрену.

В середине XIX века в село Новоселово из деревни Аешиной переехала семья крестьянина Григория Спиридонова и Мариамны Гавриловой (в девичестве Ленивцевой) Катцыных. Их потомки жили в Новоселово много десятков лет.

Ирбинский железоделательный завод

В исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год по Ирбинскому железоделательному заводу в разделе «Служилые казаки» записана семья Екима Степанова Катцына, внука Красноярского пешего казака Василия Катцына. В 1770 году семья Екима вернулась в Красноярск.

Карта Минусинского округа 1888 года

Деревни Шунерская, Очур (Очурская), Каптырева и Каменка

Крестьянин деревни Аёшиной Новоселовской волости Иван Филиппов Катцын в период между 1800 и 1805 гг. переехал в деревню Шунерская Шушенской волости. У Ивана Филиппова была жена Соломия Матвеева и дети: Михаил, Тарас, Мавра, Мария и Евдокия.

Тарас Иванов Катцын упоминается в документах 30-х годов XIX века, как участник строительства казенного поселения Сабинского. Первой женой Тараса была Агафья Прокопьева, второй женой Неонила Федорова. От 2-х браков родились сыновья Филипп, Петр и Гордей, а также дочери Ксения и Агафья. В дальнейшем Филипп, Петр и их потомки жили в окрестных деревнях Очур и Каптырева. Гордей Тарасов Катцын с женой Марфой Сергеевой и сыновьями Денисом и Лаврентием проживали в Каменке.

Село Верхне-Усинское

В начале XX века некоторые потомки Тараса Иванова Катцына поселилась в Усинском пограничном округе (южная часть Енисейской губернии, на границе с северной Монголией) в селе Верхне - Усинском. Среди них был сын Тараса - Петр с женой Татьяной Лукьяновой, у которых был сын Роман и внуки Григорий, Дмитрий, Михаил, Елизавета и др. Из документа Минусинского архива (см. ниже) следует, что семья Романа Петрова Катцына переселилась в В-Усинское в 1902 году.

Ф. Р-142. Документ Минусинского городского архива около 1920 года

Село Анашенское

В 90-е годы XIX века Катцын Николай Петров и его жена Дарья Гаврилова из д. Аёшиной переехали в село Анашенское, где стали жить в семье Алексея Ефимова Кожуховского, приемного сына Николая Петрова Катцына. Жители села Анашенского состояли в приходе Анашенской Спасской церкви.

Деревня Янова

С середины XIX века в Яновой Новоселовской волости проживала семья уроженца д. Аешиной Катцына Федора Герасимова, у которого была жена Наталья Семенова Катцына (в девичестве Скобелина).

Деревня Светлолобова

В 1776 году в деревне Светлолобовой проживала семья служащего казака Ивана Родионова Катцына.

В начале XX там же проживали семьи крестьян Михаила Афанасьевича Катцына и Афанасия Романовича Катцына.

Село Батеневское (деревня Батенева, Батени)

В селе Батеневском в разное время жили несколько семей Катцыных, выходцев из д. Аешиной. Так, с 50-х годов XIX века там проживала семья Катцына Никифора Трифонова, позднее семьи Катцына Николая Дмитриева, Катцына Павла Михайлова, Катцыной Анастасии Александровой, Катцына Михаила Ефимова, Катцына Мокея Федотова (Федосимова) и другие. С начале XX века в с. Батеневском проживала семья еще одного бывшего жителя д. Аёшиной, Катцына Лукьяна Иванова и его жены Агриппины Степановой. Жители села состояли в приходе Батеневской Живоносного Источника Иконы Божией Матери церкви.

Ниже представлены живописные виды в районе пристани Батеневой. Фото начала XX века:







Деревня Чернокомская (Чернавка, Черная Кома)

В 60-е годы XIX века из д.Аешиной в д. Чернокомскую Новоселовской волости переехали крестьянские семьи братьев Петра и Михея Матвеевых Катцыных. Жители деревни состояли в приходе Комской Покровской церкви. Прихожанами этой церкви также были православные жители села Комского, деревень: Кульчек, Безкиш, Ивановка.

Деревня Кокарева

По Указу Енисейской Казенной Палаты от 19 марта 1858 г. N2564 в д. Кокореву Новоселовской волости была причислена семья крестьянина Катцына Герасима Афанасьева и его жены Марьи Семеновой из д.Аешиной. В эту деревню также были причислены семьи: Сургутских из д. Улазской, Черкашениных, Черкасовых и Песеговых из д. Яновой. По этому указу было перераспределено много семей Новоселовской волости во вновь образуемые и малонаселенные деревни волости. Жители деревни Кокоревой состояли в приходе Новоселовской Петро-Павловской церкви.

Деревня Имышенская (Черноимыжска, Сухоимышенская, Мало-Имышенская)

В исповедной росписи Новоселовской Петро-Павловской церкви за 1778 год по деревне Сухоимышенской записана семья Козмы Родионова Катцына. В дальнейшем в деревнях Имышенская, Большой Имыш и Малый Имыш Ужурской волости Ачинской округи (уезда) в течение почти 200 лет проживал многочисленный род Катцыных, основателем которого был Козма Катцын. После открытия в 1781 году Бараитской Троицкой церкви, жители вышеуказанных деревень стали прихожанами этой церкви.

Деревня Кузурбинская

В д. Кузурбинской Ужурской волости в конце XIX века жила семья Федора Павлова Катцына.

Деревня Берешенская (Поперешинская)

В 1818 году семья уроженца деревни Имышенской Ужурской волости Ачинской округи Владимира Козмина Катцына переехала в деревню Берешенскую (Поперешинскую) Ужурской волости.

У Владимира была жена Евдокия Иванова и сыновья Василий и Сильвестр.

Деревня Тесинская (Тесь)

После 1863 года в деревню Тесинскую Новоселовской волости из деревни Аешиной переехала крестьянская семья Максима Спиридонова Катцына и его жены Дарьи Силовой. Жители деревни состояли в приходе Анашенской Спасской церкви.

Деревня Усть-Караскирская (Усть-Караскыр)

В 70-е годы 19 века из деревни Аешиной в деревню Усть-Караскырскую Абаканской волости перебрались крестьянские семьи братьев Якова, Феодора, Макария и Трофима Петровых Катцыных. Жители деревни Усть–Караскыр состояли в приходе Белоярской Николаевской церкви.

Деревня Кнышенская

В 1866 году уроженцы д. Аешиной Хрисанф Гордеев Катцын с женой Еленой Константиновой и детьми Мариамной, Дмитрием и Иваном, братья Иван и Семен Матвеевы Катцыны, а также Андрей Федоров Катцын поселились в деревне Кнышенской Тесинской (Кнышенской) волости. В память о своей малой родине братья Катцыны назвали Аёшкой ту часть деревни Кнышенской, где стояли их дома.

Село Идринское

В 1866 году из деревни Аёшиной в село Идринское Абаканской волости переехала семья отставного солдата Лариона Федорова Катцына, у которого были жена Наталья Козмина (в девичестве Черкашенина, уроженка д. Яновой) и сын Семен.

Деревня Сонская (село Сон)

В марте 1860 года семья еще одного жителя деревни Аёшиной крестьянина Семена Афанасьева Катцына и его жены Параскевы Павловой переехала в деревню Сонскую (село Сон) Новоселовской волости.

Семья крестьянина Семена Еремеева Катцына и его жены Параскевы Антоновой, после 1864 года переехала из деревни Аёшиной в деревню Сонскую (Сон).

Деревня Знаменская

После 1863 года семья уроженца д. Аёшиной крестьянина Феодора Васильева Катцына и его жены Домникии Дмитриевой стала жить в деревне Знаменской Новоселовской (Знаменской) волости.

Движение переселенцев шло стихийно. Большую часть крестьян на это толкало возраставшее в центре страны малоземелье. Далекая Сибирь рисовалась обетованным краем, где вдоволь землицы, богатые зверем леса, обильные рыбой реки. Эти представления, конечно, больше отвечали крестьянской мечте о сказочном Беловодье, чем суровой реальности, которая ждала переселенцев в новом краю. Значительная часть ехавших в Сибирь крестьян не имела точных сведений о месте будущего водворения и маршруте передвижения и шла наобум. По данным статистического обследования четырех южных округов губернии, из 196 партий переселенцев, пришедших сюда в 1892 г., лишь 105 знали о местах переселения по переписке, 22 — по рассказам случайных людей, 39 засылали перед отправкой ходоков, остальные шли, не имея никакой информации.

Решившись на переселение, крестьяне покидали родные места с таким расчетом, чтобы находиться в пути в летнее время. Большинство переселенцев прибывало в губернию с апреля по ноябрь. Шли, как правило, большими партиями по 40-50 семей. Переселенческие караваны двигались Сибирским трактом, повозки с нехитрым скарбом служили не только средством передвижения, но и жильем. Переселенческие пункты с крытыми помещениями имели небольшую пропускную способность и не могли обеспечить всех переселенцев кровом.

Многомесячное нахождение под открытым небом, отсутствие элементарных санитарных условий, плохое питание, эпидемии, многочисленные лишения и опасности в дороге - все это становилось суровым испытанием для тех, кто выбрал путь самостоятельного устройства своей судьбы. Один из современников, писавший о горькой доле переселенцев, замечал, что путь в Сибирь для многих становился «злой мачехой, и кроме полного разорения, продолжительного страдания, а иногда и потери целой семьи ничего не приносил» .

Однако с прибытием крестьян на место их злоключения не заканчивались. Специально созданных для устройства переселенцев учреждений при губернской администрации не было. Лишь в мае 1892 г. силами красноярской общественности был создан временный переселенческий комитет для помощи переселенцам. Главную роль в нем играла городская общественность. Активистами комитета стали В. М. Крутовский, Е. А. Рачковская, А. П. Кузнецов, А. Н. Шепетковский. Председательствовал городской голова И. А. Матвеев. Члены комитета занимались регистрацией переселенцев, организацией приемных пунктов, медицинской помощи, предоставлением денег, одежды, разъяснением инструкций, регламентировавших положение переселенцев. Но комитет существовал на средства от пожертвований, которых явно не доставало для оказания полноценной помощи переселенцам.

СПИСОК ВОЛОСТЕЙ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ 1831 г. Красноярский округ: Подгородная, Заледеевская, Устюжская, Частоостровская, Нахвальская, Сухобузимская, Ладейская. Минусинский округ: Шушенская, Курагинская, Абаканская, Новоселовская. Канский округ: Рыбинская, Уринская, Тасеевская, Устьянская, Иланская. Ачинский округ: Чернореченская, Назаровская, Ужурская, Балахтинская. Енисейский округ: Маклаковская, Яланская, Казачинская, Бельская, Анциферовская, Богучанская, Кежемская. 1860 г. Красноярский округ: Заледеевская, Погорельская, Частоостровская, Еловская, Сухобузимская, Ладейская. Минусинский округ: Шушенская, Тесинская, Абаканская, Новоселовская. Канский округ: Рыбинская, Уринская, Ирбейская, Анцирская, Устьянская, Тинская, Тасеевская. Ачинский округ: Чернореченская, Назаровская, Ужурская, Балахтинская. Енисейский округ: Маклаковская, Яланская, Казачинская, Бельская, Анциферовская, Пинчугская, Кежемская. 1913 г. (без Туруханского края) Ачинский уезд: Балахтинская Петровская Балахтонская Подсосенская Березовская Покровская Бирилюсская Кольцовская Большеулуйская Корниловская Даурская Кизыльская Козульская Мало-Имышенская Ново-Еловская Назаровская Ново-Новоселовская Никольская (Зачулымская) Николаевская Солгонская Ужурская Тюльковская Шарыповская Енисейский уезд: Анциферовская Маклаковская Бельская Пинчугская Казачинская Яланская Кежемская Канский уезд: Абанская Рождественская Агинская Рыбинская Александровская Стретенская Амонашеская Семеновская Анцирская Тальская Вершино-Рыбинская Тасеевская Выдринская Тинская Долго-Мостовая Толстихинская Ирбейская Троицко-Заозерновская Конторская Уринская Кучеровская Устьянская Мало-Камалинская Уярская Перовская Фоночетская Переяславская Шелаевская Красноярский уезд: Александровская Петропавловская Большемуртинская Погорельская Вознесенская Покровская Еловская Сухобузимская Есаульская Тертежская Заледеевская Частоостровская Кияйская Шалинская Межевская Шилинская Нахвальская Минусинский уезд: Абаканская Комская Аскызская ин. волость Кнышинская Бейская Кочергинская Беллыкская Курагинская Белоярская Луговская Восточенская Моторская Ермаковская Мало-Минусинская Знаменская Никольская Идринская Новоселовская Имисская Паначевская Иудинская Сагайская Коптыревская Салбинская Таштыпская Усть-Абаканская ин.волость Тесинская Шалаболинская Тигрицкая Шушенская После Октябрьской Социалистической революции стал вопрос о пересмотре прежнего административно-территориального деления. Несоответствие существовавшего административного деления новым экономическим и политическим условиям выражалось в обширности территории уездов, неудачном расположении уездного города не в центре уезда – отсюда слабой связи периферии с центром, зачастую в несовпадении административного центра с экономическим центром уезда или губернии. Эти несоответствия наблюдались, в первую очередь, в поуездном деле-нии. Декретом СНК от 27 января 1918 г. местным Советам была предоставлена полная самостоятельность в решении вопроса административно-территориального деления.6 В результате число волостей, по сравнению с 1917 г., увеличилось. В 1918 г. административно-территориальное деление Енисейской губернии имело следующий вид.7 Ачинский уезд: 1.Алтайская* 21.Медведская* 2.Балахтинская 22.Мелецкая 3.Балахтонская 23.Назаровская 4.Березовская 24.Никольская 5.Бирилюсская 25.Ново-Еловская 6.Большеулуйская 26.Ново-Новоселовская 7.Горная* 27.Павловская* 8.Грузенская 28.Петровская 9.Даурская 29.Петропавловская 10.Едетская* 30.Подсосенская 11.Ельниковская* 31.Покровская 12.Жуковская* 32.Сережская* 13.Ильинская 33.Солгонская 14.Кизыльская 34.Трудновская* 15.Козульская 35.Тюльковская 16.Кольцовская 36.Ужурская 17.Корниловская 37.Черноречинская 18.Курбатовская* 38.Шарыповская 19.Мало-Улуйская* 39.Ястребовская* 20.Мало-Имышенская Енисейский уезд: 1.Анциферовская 6.Маклаковская 2.Бельская 7.Пинчугскя 3.Бобровская 8.Пировская 4.Казачинская 9.Яланская 5.Кежемская* Канский уезд: 1.Абанская 24.Переяславская 2.Агинская 25.Перовская 3.Александровская 26.Покровская* 4.Амонашевская 27.Рождественская 5.Анцирская 28.Рыбинская 6.Балайская* 29.Семеновская 7.Больше-Уринская* 30.Соколовская* 8.Вершино-Рыбинская 31.Сретенская 9.Верхне-Уринская* 32.Суховская* 10.Долго-Мостовская 33.Тальская 11.Иланская 34.Тасеевская 12.Ирбейская 35.Тесинская 13.Касьяновская 36.Толстихинская 14.Конторская 37.Троицко-Заозерновская 15.Курайская 38.Унерская* 16.Кучеровская 39.Устьянская 17.Мокрушинская 40.Усть-Ярульская 18.Мало-Камалинская 41.Уярская 19.Межовская* 42.Фаначетская 20.Михайловская 43.Червянская 21.Неванская 44.Шелаевская 22.Нижнеингашская* 45Шелеховская 23.Ношинская* 46.Шеломковская Красноярский уезд: 1.Александровская 12.Нахвальская 2.Большемуртинская 13.Петропавловская 3.Вознесенская 14.Погорельская 4.Еловская 15.Покровская 5.Есаульская 16.Степно-Баджейская 6.Заледеевская 17.Сухобузимская 7.Кияйская 18.Тертежская 8.Красноярская-Казачья 19.Шерчульская 9.Межовская 20.Частоостровская 10.Мининская 21.Шалинская 11.Михайловская 22.Шилинская Минусинский уезд: 1.Абаканская 20.Мало-Минусинская 2.Аскызская 21.Никольская 3.Бейская 22.Ново-Михайловская 4.Беллыкская 23.Новоселовская 5.Белоярская 24.Паначеевская 6.Восточенская 25.Сагайская 7.Григорьевская 26.Салбинская 8.Ермаковская 27.Сейская 9.Знаменская 28.Синявинская* 10.Идринская 29.Татарская* 11.Имисская 30.Таштыпская 12.Иудинская 31.Тесинская 13.Каптыревская 32.Тигрицкая 14.Кнышинская 33.Усинская* 15.Комская 34.Усть-Абаканская 16.Кочергинская 35.Усть-Есинская* 17.Кужебарская 36.Усть-Фыркальская 18.Курагинская 37.Шалоболинская 19.Луговская 38.Шушенская * - Вновь образованы в 1918 г. С П И С О К НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ по состоянию на 1 января 1907 г. Название уезда, волости и насе- ленных пунктов Географическое положение: при реке, речке, озере, ключе и т.д. Название уезда, волости и насе- ленных пунктов Географическое положение: при реке, речке, озере, ключе и т.д. К Р А С Н О Я Р С К И Й У Е З Д Заледеевская волость село Арейское Дер. Бугачева Дер. Бирюса Уч. Бахты Дер. Дрокина Дер. Еловая Дер. Емельянова Дер. Заледеева Знамеский жен- ский монастырь Знаменский обще-жительный скит Дер. Замятина Дер. Ибрюль Дер. Крутая Коноваловский стеколделатель-ный завод при рч. Каче и урочище Мишкин лог при рч. Бугач при реке Енисей то же при реке Каче при речке Еловой при реке Каче при рр. Каче и Еловке при реке Каче при реке Енисей при реке Арее при реке Ибрюль при реке Каче то же Дер. Кардачина Карьер Бирюсин- ский Село Минино Дер. Малый Кем- чуг Дер. Овсянка Дер. Сухая Дер. Солнечная Дер. Старцева Дер. Творогова Дер. Установа Дер. Шуваева Пер.Уч. Близневка Дер. Попова Пер.уч. Становой ` ` Жуковка ` ` Большой Ибрюль при реке Арее при реке Енисей при ручье Пяткове при рр.Минжуль и Малый Кемчуг при реке Енисей при реке Каче при реке Каче водоснабжение колодезное и ручей Черемховой при рч.Каче и уро- чище Пустой Ка- лат при реке Каче при реке Арее при рк.Близневке при реке Арее при реке Каче при реке Малый Кемчуг при реке Ибрюль и ручье Мали- новке Погорельская волость дер.Бадагова ` ` Буланова село Гляденское ` ` Иркутское ` `Миндерлин- ское пос.Мостовой ` ` Медведская дер.Николаевская село Погорель- ское дер.Покровская при рч.Малый Бузим при рч.Миндерле при рч.Малый Бузим то же при рч.Малый Бу- зим и Миндерле при рч.Шиле при рч.Малый Кемчуг то же при рч.Малый Бузим при рр.Змеевке и Огневке дер.Сухановая ` ` Татарская ` ` Таскина ` ` Талая пос.Петропавловс кий ` ` Ушканчиков село Устюжское дер.Шипулина пос. Ново-Троиц- кий дер.Шошкина пос.Шерчуль при р.Малый Бузим при рч.Минжуль при рч.Малый Бузим при рч.Талая при рч.Терехтюль то же при рр.Устюг и Бузим при рч.Минжуль при рч.Миндерле при рч.Шиле ` ` Шерчуль Вознесенская область село Вознесенское дер. Усть-Батой- ское ` ` Бархатова ` ` Киндякова ` ` Крестешникова ` ` Перевалова ` ` Федосеева ` ` Терентьева ` ` Юдина ` ` Воеводская ` ` Ермоловка село Березовское дер.Шумкова дер.Карлова ` ` Кулакова село Свищевское дер.Камена село Маганское при рч.Батое то же при рч.Есауловке то же то же то же то же то же то же то же при р.Енисей то же при рч.Березовке при рч.Березовке то же при рр.Березовке и Каракуше при рч.Березовке ` ` Березовке дер.Злобина ` ` Кожевникова ` ` Богомолова село Ладейское дер.Чудова село Торгашин- ское дер. Перевозин- ская ` ` Базайская ` ` Лукина ` ` Кузнецовская ` ` Зыкова ` ` Денисова ` ` Пузырева ` ` Злобина 2-я ` ` Безрукова ` ` Кускунское при рч.Березовке то же при кл.Солонеч- ном при реке Енисей при рч.Березовке при кл.Безымян- ном проток р.Енисея при рч.Базаиха при ручье Быс- тром при ручье Сухом при рч.Березовке при рч.Есауловка при рч.Есауловке то же ` ` Каракуше при рр.Кускунке и Есауловке Железнодорож-ные станции: Енисей Сорокино Зыкова Разъезды: Злобинский Пинчино дер.Лопатина ` ` Чанчикова при р.Енисей при рч.Ситик при р.Березовке то же при р.Тайшет ` ` Батой ручей Чанчиков Переселенческие поселки: Самарский пос.Сорокинский ` ` Белоруский Правый пос.Беретский при рч.Ситик ` ` Ситик ` ` Тартат при р.Ситик при рч.Берет Шалинская волость дер.Тертежская станция Камар- чага Сосновский Ново-Михайлов-ский Сугристый при р.Тертеж при р.Камарчаге Переселенческие при рр.Есауловке и Сосновке при рч.Имбеж то же поселки: Ново-Троицкий Ново-Покровский Кияйский Нарва при рч.Степной Лейба при рч.Чащевитой ` ` Кияй при р.Мане Сухобузимская волость дер.Тингина ` ` Н.Есаульская Ново-Николаев- ский М.-Камарчагский дер.Торгинская ` ` Ново-Алексан- дровская ` ` Покосная ` ` Островская уч.Широкий лог д. Ново-Васильев- ская уч.Орешный уч.Покровский Ермак уч.Коноплич уч.Степной Баджей уч.Потанин уч.Ядринцева уч.Кырза уч.Тюлюп уч.Солбея уч.Верхний Синер уч.Нижний Синер уч.Средний Синер уч.Выезжий уч.Кубеинский уч.Казанчежский уч. Сухо-Базай- ский уч.В.-Шалинский уч. Мокро-Базай- ский уч.Унгутский уч.Грязная Кирза при рч.Тингин при рч.Б-Камар- чага Переселенческие при рч.Секершине при руч.Камарча- га и рч.Есауловка при рч.Б.-Тор- гинка при рч.Имбеж при руч.Покосной ` ` рч.Имбеж то же при рч.Колба при рч.Баджей при рч.Солбея при руч.Коноплич при рч.Баджей то же то же при рч.Кырза при рч.Тюлюп при рч.Солбея при рч.Синер то же то же при рч.Мана при руч. Кубеин- ский при рч.Казанчеж при руч.Сухо-Ба- зайский при рч.Шало при рч.Базаиха при рч.Унгут при руч.Кирза с.Шалинское д.В.-Есаульская участки: Ванновский Сергиевский Новосельский Правый дер.Белгородская ул.Острая Горка село Сухобузим- ское дер.Воробина выс.Кузнецова село Шилинское дер.Ковригина ` ` Высотина село Сидельни-ковское дер.Хлоптунова ` ` Кононово село Атаманов- ское дер. Мало-Балчуг- ская ` ` Толстомысская выс. Толстомыс- ский село Подсопочное выс.Подсопочный дер.Ишимская дер. Больше-Бал- чугская ` ` Подпорожская ` ` Ново-Никлоа- евка уч.Стрелка при рч.Шало и Есауловке при рч.Казанчеж и Есауловке при рч.Алчанж при рч.Тингиной при рч.Ситик то же при рч.Белогорка при рч.Есауловка при рч.Большой Бузим и Сухой Бузим то же при руч.Грязном при рч.Шиле при кл., не имею- щим названия при рч.Большой Бузим при рч.Большой Бузим и кл.Са- мыса при прит.р.Енисей при р.Енисей то же при рч.Мингуль то же то же при рч.М.Бузим то же при рч.М.Бузим при р.Енисей при р.Кан при р.Большая Тель при рч.Мана Частоостровская волость село Частоостров- ская дер.Куваршина село Барабанов- ское дер.Додонова дер.Шивера дер.Карымская дер.Серебрякова при прит.р.Енисей то же при р.Енисей то же то же при рч.Минжуль при рч.Куваршин ключ село Коркинское дер.Песчанка дер.Кубекова с выселком Горки дер.Худоногова дер.Тетерина дер.Стрешнева при рч.Минжуль то же то же при прит.р.Енисей при рч.Камнный брод при рч.Куваршин ключ Есаульская волость село Есаульское при р.Енисей Еловская волость село Еловское дер.Бартатская ` ` Межева ` ` Пермская ` ` Шестакова ` ` Тигина ` ` Верхобродрва село Больше-Мур- тинское дер.Мало-Мур- тинская дер. Мало-Кан- татская ` ` Айтатская ` ` Придивинская поселки: Хмелевский Пихтовский Ломовой Локинский В.Подъемный при рч.Еловке ` ` Бартат ` ` Айтат ` ` Бартат то же при рч.Тингинке то же при рч.Тингинке при рч.Муртушке при рч.Кантат при рч.Айтат при р.Енисей при рч.Локиной при рч.Бартат то же при рч.Локиной при рч.Подъем- ный село Юксеевское дер.Пакульская ` ` Мингульская ` ` Казанцева 2-я Солдатова ` ` Силина ` ` Бузунова ` ` Дуброва ` ` Больше-Кан- татская село Подъемское дер.Комарово Энтуальский Обейка дер.Симоновская пос.Ерлычиха при р.Енисей при рр.Мингуль и Подъемный при рч.Мингуль то же то же то же то же то же при рч.Кантат при рч.Подъемной то же при рч.Энтуаль при рч.Обейка при р.Енисей при рч.Ерлычиха Нахвальская волость село Нахвальское дер. Мало-Нах- вальская дер.Павловская ` ` Ильинский винокуренный завод дер.Таскина при рч.Бузим то же при р.Енисей то же то же седо Кекурское дер.Абашкина ` ` Больше-Бузим- ская ` ` Карнаухова при рч.Бузим в 4-х верстах от реки Енисей при реке Енисей на правом берегу р.Бузима А Ч И Н С К И Й У Е З Д Покровская волость село Больше-Кем- чугское дер.Шарлова ` ` Козульская дер.Михайловская ` ` Грязнушка с.Чернореченское с.Покровское дер.Ольхова ` ` Козлова дер. Мало-Чере- мухова река Чулым рч.Шарловка, приток р.Кемчуг на Сухом логу рч.Катук ключ Грязнушка речка Черная рч.Улуй, приток р.Чулыма кл.Ольховский ручей Козлов рч.Улуй, приток р.Чулым дер.Карловка дер.Мазульская село Белоярское дер.Игинка ` ` Курбатово ` ` Больше-Салыр- ская ` ` Преображенка ` ` Лапшиха село Тимониское рч.Тептятка, при- ток р.Чулыма рч.Мазулка, при- ток р.Чулыма р.Чулым рч.Игинка, приток р.Чулыма р.Чулым рч.Салырка, при- ток р.Чулыма кл.Игинка, приток р.Чулыма рч.Лапшиха рч.Тимонинский 6 СУ, 1918, №2, с.318. 7 Документы героической борьбы. Красноярск, 1959, с.558-561.