Шестун георгий повседневная мудрость семейной жизни. Архимандрит Георгий (Шестун): Возвратить сердца отцов детям

Вниманию наших читателей предлагаются воспоминания о паломничестве на Святую Гору Афон доктора педагогических наук, профессора, академика РАЕН и одновременно наместника монастыря в честь Животворящего Креста Господня архимандрита Георгия (Шестуна). На момент посещения Святой Горы и написания этих заметок он еще был «белым» протоиереем Евгением, настоятелем Свято-Сергиевского храма в старинном казачьем городе Самара. Паломничества на Святой Афон, знакомство с его духовным наследием имели самые благотворные последствия для батюшки, повлияв на кардинальные перемены в его жизни...

По милости Божией мы во главе с нашим Владыкой Сергием, Архиепископом Самарским и Сызранским, совершили паломничество на Святую Гору Афон. Это было уже седьмое паломничество самарской группы. Когда бываешь на Афоне в первый раз, то хочется все увидеть, везде побывать. В следующий раз стремишься узнать, как живут афонские монахи, как молятся, каков уклад жизни. А когда побываешь на Афоне несколько раз, возникает особое ощущение, которое испытываешь при чтении святоотеческой литературы.

Читать святых отцов всегда берешься с трепетом и страхом Божиим, потому что понимаешь, что это книга жизни, опыт жизни, описание пути спасения и надо обязательно подражать ей. Когда не знал, как жить, перед Богом можно оправдаться: "Господи, не знал". Когда прочитал у святых отцов, что надо смиряться, терпеть, любить, не осуждать, жить по-евангельски, то и оправдываться уже нечем - ведь знал, а не делал. Некоторые читают святоотеческую литературу просто: "Ах, книга "Лествица" или "Добротолюбие". Возьму, почитаю". А Господь спросит: "Читал?" - "Читал". "Знал?" - "Знал". "А почему жил не так?".

В этот раз стало понятно, что на Афон Господь допускает нас не просто так, Он хочет чему-то нас научить, вразумить. Он хочет, чтобы мы жили так же, как святогорцы, и стало страшновато туда ехать. Потому что знать-то мы знаем, а живем-то не так, все к миру больше склоняемся. Афон встретил нас немножко сурово. В предыдущие поездки всегда была прекрасная погода, даже в более позднее время года всегда было солнечно, тепло, а в этот раз ветер, дождь, холод. Братия говорит, что до нас было тепло, а мы приехали на Афон, как на страшный суд, держать ответ за свою жизнь.

Встретили нас как всегда любвеобильно. Священноархимандрит Иеремия (Алехин) – игумен нашего русского афонского монастыря, благословил всех, облобызался с владыкой. Это единственный игумен на Афоне, который сам ездит на рынок, возит картошку, покупает зелень, служит братии, сам следит за питанием насельников, носит им облачение. Как в Евангелии сказано: "Хочешь быть первым, стань последним". "Хочешь быть господином, стань слугой". И вот первым слугой своей братии на Афоне является наш священноархимандрит Иеремия, которому уже почти 100 лет.

Когда мы поднимались с пристани в монастырь, к нам навстречу шел Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Он уезжал. На пристани нас встретили два наших архиерея, которые в прошлом году были в это же время, - Митрополит Сергий Тернопольский и Кременецкий и Архиепископ Феодор Каменец-Подольский и Городокский. Одновременно в нашем монастыре гостили три архиерея. В русский монастырь очень часто приезжают архиереи. Еще нас встречал владелец греческой фирмы, сотрудничающей с АвтоВАЗом. Он предложил нам автобус и сразу хотел везти в греческий монастырь Ватопед. Но мы сначала отправились в свой, русский монастырь, чтобы поклониться мощам великомученника Пантелеимона, встретиться с братией, оставить вещи.

У Святых Врат нас встретили духовник обители отец Макарий (Макиенко) и братия монастыря. С пением вошли в храм, поклонились мощам великомученика Пантелеимона, приложились к чудотворным иконам, обменялись приветствиями.

Наш владыка всегда берет с собой 10-12 человек, в этот раз поехало 15. Из них половина мирян-благотворителей, которые помогают церкви. Они таким способом воцерковляются. Многие из них на Святой Горе первый раз исповедываются и причащаются. Они возвращаются домой простые и радостные как дети.

По предложению нашего греческого друга, из русского монапстыря мы отправились в паломничество в Ватопед. Здесь нас расселили и мы пошли на вечернее богослужение. Обычно греки служат вечерню в соборном храме. А во всех малых церквях и приделах служат Божественную литургию каждой ночью. Мы, как и в прошлом году, служили Литургию в небольшой церкви в честь Пояса Божией Матери... После этого мы пошли на трапезу. Нашим переводчиком оказался русский студент. Вечером он по нашей просьбе стал рассказывать историю монастыря.

У нас почему-то сложилось такое представление, что у греческих монастырей есть многовековая традиция, которая не прерывалась, и они жили так много веков до сегодняшнего дня. И вот мы слышим, что Ватопедской общине всего 13 лет. Мы очень удивились, такая община, такая братия! Оказывается, 13 лет назад этот монастырь был не общежительным, а особожительным, где монахи живут каждый сам по себе, самостоятельно питаются, содержат себя, у них нет общего братства. А в общежительном монастыре - монах не имеет ничего своего. Здесь общее братство, общая трапеза, общий духовник, общий устав для всех. И вот выясняется, что 13 лет назад монастырь был в страшном упадке. Подвизавшаяся здесь братия практически уже не жила духовной жизнью. Но пришел старец Иосиф (ученик Иосифа Исихаста) со своей небольшой общиной, в ней был монах Ефрем. Получилось две общины. Та старая община постепенно ушла. Осталась община Иосифа, и они избрали игуменом монаха Ефрема. В 1996 году, в первый свой приезд мы видели начальный этап жизни общины...

В Ватопеде мы видели седых монахов, но нам объяснили, что это не старцы. Просто о. Ефрем берет послушников любого возраста. Есть послушник, которому 85 лет. Тогда мы стали спрашивать: "Вашему общежительному монастырю 13 лет. А наша братия, которая сейчас живет в монастыре заехала как минимум 30 лет назад, да и до этого жили старцы еще дореволюционной закалки. И самое главное, о. Иеремия уже 30 лет руководит монастырем. Кто же старше? Кто у кого должен учиться?" Он немножко смутился.

Мы стали беседовать об особенностях русского и греческого монашества. Русский монастырь, оказывается, никогда не был особожительным. Здесь сохранились традиции общежительного монастыря. Греческие же монастыри - почти все были особожительными. А кроме того, о. Иеремия, игумен русского монастыря, когда стал принимать насельников в обитель, спрашивал: "Я вас звал сюда?" Они говорят: "Нет. Мы сами приехали". - "Вот сами и спасайтесь". Вроде бы как все просто. Ни один грек так не сказал бы. А русский сказал: "Спасайтесь сами". А ведь действительно, монашество - это послушание, это личный подвиг человека. Есть игумен, есть монастырь, есть устав. Ты приехал в этот монастырь, никто тебя, как в детском саду, воспитывать не будет. Пожалуйста, хочешь спасаться - слушайся наместника, не хочешь - не слушайся, уезжай обратно. Оказывается, удивительные слова сказал отец Иеремия своей братии. То есть послушник должен сам возложить на себя подвиг послушания, что и происходит в нашей русской обители на Афоне. Вроде бы здесь нет такого духовного веселия, которое мы встретили в Ватопедском монастыре, когда собрали молодых, но есть радостные лица, мир, покой. И мы поняли, что наши монахи это уже старшеклассники, студенты, а в греческих монастырях еще как бы начальная школа. Такие довольные все, радостные. Когда стали на эту тему беседовать, наш студент согласился, что, оказывается, мы ушли вперед. Просто этого не замечаем.

Русские монахи всегда говорят удивительные слова: "У греков все лучше. У нас все хуже". А греки тоже иногда говорят: "У русских не все в порядке". Если вдуматься, кто больше по-евангельски живет? Русские монахи считают себя хуже всех на Афоне, хотя на самом деле это далеко не так, и мы видим и можем уже сравнивать и свидетельствовать это, по лицам, по богослужению, по любви, в которой они пребывают. Они уже живут самостоятельной, взрослой жизнью. Потому что прошли этап безумного послушания. Для новоначальных существует так называемое безумное послушание: что тебе сказали - то и делай. Так в Ватопеде. Даже не размышляй - сказали сажать капусту вверх корешками, сажай. А у нас многие монахи выросли духовно настолько, что дошли до состояния разумного послушания. Они вышли уже, так сказать, из детского возраста, и поэтому даже наши монастырские руководители, которые могут быть из молодых монахов, иногда на тех, кто живет 25 лет, 30 лет, немного ворчат: мол, они не такие послушные, как молодые, как в греческих монастырях, как в Ватопеде. Они и не должны быть такими. Вообще, в послушании существуют, как пишут Святые Отцы, разные ступени. Оно безумно для новоначальных. Для опытных оно уже разумно. Я у одного старца читал, что если новоначальному монаху скажут плясать, он должен плясать. А если то же самое скажут опытному монаху, он ответит: "Отче, я уже свое отплясал. Ты уж меня прости. Ты скажи, как душу спасать?"

И мы стали понимать, какая ценность хранится в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Он внешне за год сильно преобразился, стал благоустроеннее, и можно говорить о том, что это один из самых красивых, самых духовных монастырей на Афоне, да и по количеству братии он занимает уже третье место на Афоне. Хотя они никогда сами в этом не признаются. Они всегда будут говорить, что греки лучше их. А те, в свою очередь, всегда будут говорить, что у русских не все в порядке. Им надо подтянуться. Хотя бы греческий язык изучить или еще что-то сделать.

Распрощавшись с Ватопедом, мы направились в Иверский монастырь поклониться Иверской иконе Божией Матери. Это было как раз в день ее празднования. По традиции коленопреклонно прочитали акафист. Набрали освященного маслица и поехали в Андреевский скит, который был раньше русским. Сейчас он занят греческой общиной. Русские монахи умерли, а так как скит был построен на территории Ватопедского монастыря, то греческая община восполнила то, что было нами потеряно, хотя скит сооружен на русские средства. В скиту самый большой храм на Афоне, в честь апостола Андрея Первозванного. Здесь хранится большая часть его главы. Потом поехали в столицу Афона Корею к иконе Божией Матери "Достойно есть" и вернулись в наш русский монастырь Святого Пантелеимона. И нам стало ясно, что больше ехать уже никуда не хочется. Здесь, в русском монастыре, так хорошо, богослужения такие умилительные, братия любвеобильная, монастырь хорош и уютен сам по себе. Мы уже все увидели, посмотрели и все последующие богослужения стали совершать в нашем монастыре.

Вернувшись в русский монастырь, нам удалось побеседовать о монашестве с Владыкой Сергием, Митрополитом Тернопольским и Кременецким и Владыкой Феодором Каменец-Подольским и Городокским. Я высказал свое мнение, что если человек хочет стать монахом, его постригать нельзя. Желание быть монахом – соблазнительно. В Самаре есть старица матушка Мануила, которая была послушницей Риммой. Она заболела и стала умирать. Ей сказали: "Тебе схиму надо принять. Хочешь быть схимницей?" Она говорит: "Не хочу" - "А согласна?" - "Согласна". И вот долго не могли понять, почему же она не хочет и в то же время "Согласна". Ведь ни один нормальный человек не хочет. Разве, чтобы быть монахом, священником, архиереем, Патриархом, достаточно желания человека? Это же Божие избрание. Но если тебе дают послушание, ты не должен отказываться. В результате беседы мы пришли к выводу, что конечно, нужно иметь желание, но не быть монахом, а жить монашеской жизнью. Ты в миру можешь уже начинать так жить. Стань церковным человеком, участвуй в Таинствах, живи по заповедям Божиим. А дальше, если есть желание, возможность и благословение, поезжай в монастырь, живи, учись монашеской жизни, а кем ты станешь, не ты решаешь. Скажут, надо на коровник, будешь лет семь, а может быть и больше в коровнике навоз чистить. Скажут, надевай подрясник, будешь в алтаре служить - надевай. Скажут, ползи, постриг принимать - ползи. Что скажут, то и делай. В этом и есть тонкость: в нас должна быть воспитана готовность отдать себя на Божью волю. Без послушания верующим быть нельзя. Конечно, желание жить монашеской жизнью - благое, а монашество - это жертвенное служение братии, как это делает игумен нашего монастыря о. Иеремия. Желание монашеской жизни может жить в душе человека, но желание стать монахом - это неблагочестивое желание.

В беседах мы выяснили, что оказывается, монашество – это личный подвиг послушания. На Афоне такая традиция, чтобы слушаться, надо человеку самому этот подвиг на себя брать. Отец Иеремия (Алехин) с самого начала показывает пример евангельской жизни. Он дал право наложить на себя подвиг послушания и монашеской жизни каждому. Духовник монастыря о. Макарий (Макиенко) с нашими рассуждениями согласился.

Хочется еще отметить. Бывает, что в русский монастырь одновременно приезжают по 3 - 4 архиерея, служат, молятся, исповедуют – радость какая! Наш монастырь благодатнее не оттого, что каждый кулик свое болото хвалит, а потому, что такое количество архиереев ни один греческий монастырь не посещает.

Урок Афона заключается в том, что когда весь мир нас ругает, а мы говорим: "Да вы все цивилизованные, а мы не цивилизованные", это не значит, что так на самом деле. Просто мы за 1000 лет привыкли жить по Евангелию, то есть считать себя хуже всех. "Считай себя хуже всех и спасешься". Русский человек окружающих видит ангелами, он говорит: все люди лучше меня. Это есть евангельская традиция жизни, которая проникла в плоть, кровь, и дух нашего русского человека, и даже если мы будем жить лучше, умнее и духовнее, мы все время будем смиряться.

Если ты зришь свои грехи, то не будешь никого осуждать. И когда себя в правде видишь, то всех любишь, всех прощаешь и всех терпишь. И эту евангельскую жизнь наши русские святогорцы сейчас свидетельствуют на Афоне. Наш монастырь становится одним из самых благоустроенных, красивых, а братия - одна из самых любвеобильных, смиренных, послушных и духовных. Мы увидели это своими глазами. И поняли, что больше ехать никуда не нужно. Только к святыням поклониться. А молиться нам привычнее, благодатнее и умилительнее среди своей, русской братии.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой православной педагогики и психологии Самарской духовной семинарии, наместник монастыря в честь Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары

Родители часто бывают довольны тем, что ребенок занят компьютером: не бегают, не мешают, того гляди, чему-то и полезному научаться. Так ли это? И надо ли остерегаться компьютерных игр?

На данный вопрос отвечает архимандрит Георгий (Шестун):

«Воспитание – это питание, а культура – это возделывание. Возделывать можно только то, что посеял и взрастил. Поэтому, задача родителей – все время сеять. Если не сеют родители – сеет кто-то другой. Если ты пшеницу не посеял, то одни плевелы будут, и даже урожай не соберешь.

В детстве все время что-то сеется, в том числе и на улице, и по телевизору. Это те семена, которые потом дадут свой плод. У человека, под воздействием того, что он воспринимает, формируется отношение к жизни.

Поэтому, когда родители отдают ребенка в руки других, то они должны понимать, что он не просто телевизор смотрит, а смотрит фильм, сделанный каким-то человеком. Безследно это зрелище не проходит.

Если родители действительно заняты, то и ребенок, конечно, не и ребенок, конечно, не должен праздно время проводить, необходимо контролировать его занятия.

Важно знать, какие книги он читает, для чего включил компьютер. Всегда быть бдительными. Известно, что хорошую культуру трудно вырастить, а сорняки растут сами. И если уж они попали, то потом всю жизнь придется их выдергивать. А перевоспитание – процесс очень трудный.

Так же следует помнить, что детская игра – творческая. Ребенок сам творит тот мир, в котором он живет. Это детский мир – ангельский, целомудренный.

Когда ребенок садится у компьютера, то перед ним открывается искаженный страстями мир, созданный взрослыми людьми. Самое опасное то, что присущие им страсти взрослые вкладывают в детей, и часто навязывают им роль, не свойственную ни по возрасту, ни по духовному развитию.

Такая игра вместо того, чтобы развивать и хранить ребенка, может настолько исказить его духовную жизнь, потрясти его психику, что в итоге мы получаем нервные заболевания и даже беснования.

Большинство компьютерных игр отличается жестокостью и агрессивностью. Такие игры – это один из способов разрушения человека.

С точки зрения православной антропологии, человек состоит из плоти, души и духа, а значит, человек имеет право на жизнь плотскую, душевную и духовную.

Все защищают плотскую жизнь, принимают меры, чтобы человек сохранился, как биологическое существо. Но если искажаются нравственные ориентиры, если искажаются духовные основы жизни – человек ведь тоже уничтожается. Компьютерные игры убивают в человеке духовную жизнь. В результате остается одна биологическая оболочка».


Архимандрит Георгий (Шестун).

Часть лекции, прочитанной в Саратовской Духовной семинарии в 2003 году тогда еще кандидатом педагогических наук протоиереем Евгением Шестуном. Через год после этого по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия отец Евгений принял монашеский постриг с именем Георгий.

Таинство брака возвращает человеку полноту бытия. Ева была взята от Адама, и тем самым была нарушена полнота его бытия. Человек чувствует себя в истинном браке полноценным: «две плоти» становятся едиными (Ср. Быт. 2: 24), если говорить народным языком, «две половинки нашли друг друга, соединились в целое». В связи с этим я много думал о том, что же такое монашество, почему монахи не ищут этой полноты, чем она у них восполняема. К тому же, говорят, что нет различий между мужским и женским монашеством. Для меня все это было тайной и загадкой, пока я с этим очень близко не встретился.

Следуя мирской логике, восполнение обязательно должно быть, оно необходимо. С этой точки зрения монашество рассматривается как восполнение своего бытия Богом, то есть как особая разновидность брака. Такое мнение достаточно распространено, и для примера приведем слова игумена Илариона (Алфеева), ныне митрополита: «Есть нечто существенно общее между браком и монашеством. Это не два противоположные пути, но два пути, которые во многом близки один другому. Человек как индивидуум - существо не вполне полноценное, он реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недостающего происходит через обретение второй “половины”, второго “я”, через обретение “другого”. В монашестве этим “другим” является Сам Бог. Тайна монашеской жизни заключается в том, что принявший монашество целиком ориентирует свою жизнь на Бога. Человек сознательно и добровольно отказывается не только от брака, но и от многого другого, доступного обычным людям, чтобы максимально сосредоточиться на Боге и посвятить Ему всю свою жизнь, все свои помыслы и дела. И в этом смысле монашество близко к браку».

Когда я стал читать творения старцев о монашестве, то убедился, что монашество - на самом деле великая тайна. Если вы возьмете «Книгу для монашествующих и мирян», составленную архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), то в предисловии прочтете первые строки: «Монашество - великая Божия тайна. И для тех, кто дерзает вступить в эту святую тайну и приобщиться к истинному духу иночества, на все времена сохранил Господь в писаниях опыт Отцов, которые прошли этим путем в радость Вечности».

В письме к брату «О монашеском постриге» архиепископ Серафим (Звездинский) попытался выразить невыразимое: рассказать, что происходит с человеком, когда совершается монашеский постриг. Прочтем начало этого письма: «Дорогой, родной мой брат! Христос посреде нас! Только что получил твое теплое, сердечное письмо, спешу ответить. Та теплота, та братская сердечность, с которыми ты пишешь мне, до глубины души тронули меня. Спасибо тебе, родной мой, за поздравления и светлые пожелания. Ты просишь, чтобы я поделился с тобой своими чувствами, которыми я жил до времени пострижения и последующее святое время. С живейшей радостью исполняю твою просьбу, хотя и нелегко ее исполнить. Как выражу я то, что переживала и чем теперь живет моя душа, какими словами выскажу я то, что преисполнило и преисполняет мое сердце?! Я так бесконечно богат небесными, благодатными сокровищами, дарованными мне щедродарительною десницею Господа, что, правда, не в состоянии сосчитать и половины своего богатства.

Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила…

Пойми ты, родной: меня, прежнего Николая (как не хочется повторять мирское имя!) нет больше, совсем нет, куда-то взяли и глубоко зарыли, так что и самого маленького следа не осталось. Другой раз силишься представить себя Николаем - нет, никогда не выходит, воображение напрягаешь до самой крайности, а прежнего Николая так и не вообразишь. Словно заснул я крепким сном… Проснулся - и что же? Гляжу кругом, хочу припомнить, что было до момента засыпания, и не могу припомнить прежнее состояние, словно вытравил кто из сознания, на место его втиснув совершенно новое. Осталось только настоящее - новое, доселе неведомое, да далеко будущее. Дитя, родившееся на свет, не помнит ведь своей утробной жизни, так вот и я: пострижение сделало меня младенцем, и я не помню своей мирской жизни, на свет-то я словно только сейчас родился, а не 25 лет тому назад. Отдельные воспоминания прошлого, отрывки, конечно, сохранились, но нет прежней сущности, душа-то сама другая…»

Стали принимать монашество мои духовные чада, которых я знал помногу лет. Сам я не монах и, присутствуя на постригах, только со стороны мог наблюдать, что происходит с людьми, которых я хорошо знаю и люблю. Я увидел, что на самом деле происходит великое Таинство: в монашестве умирает человек, но рождается Ангел. И один из первых вопросов, который задается при постриге, звучит так: «Желаешь ли сподобиться ангельскому образу иночествующих?» Монах - это Ангел во плоти.

Ангел - существо бесполое, а раз он бесполый, то может жить вне брака, он не требует земного восполнения. Поэтому монашество не следует уподоблять браку. Это великое Таинство. Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что монахи восполняют число Ангелов, заменяя Ангелов падших. В «Слове, произнесенном Старцем на постриге монахини…» он сказал: «Как назвать то, что мы видели сегодня? Ни перо, ни земной язык не могут выразить этого таинства. Велико и не исследовано честное таинство монашеского пострига… Сестра наша Никифора! Возрадовались Ангелы на твоем сегодняшнем постриге, потому что увидели тебя входящей в их лик. Опечалились демоны, возрыдались плачем великим, потому что ты заняла то место, на которое до падения были поставлены они… О! Никифора, Никифора, велика твоя благодать, земной Ангеле Никифора!»

Вы можете улыбаться, потому что монахов видели и знаете, можете говорить: «Рассказывай нам, батюшка, рассказывай, мы про них все знаем». Но я вам хочу сказать, что плотская природа остается, духовная брань не упраздняется: мир борется с Ангелом внутри монаха, но мир никогда этого Ангела уже не победит. Рано или поздно, пройдет десять лет, двадцать, но все равно Ангел победит природу. Ангельское в монахе возьмет вверх, оно неистребимо уже, как образ Божий в человеке. Я бывал на Афоне, встречал там монахов, про которых разные истории об их «похождениях» рассказывали. Но проходило пять-шесть лет, и когда мы приезжали снова, то видели, что они становятся Ангелами, молитвенными, благоговейными. «Невидимая брань монаха, по словам старца Ефрема Катунакского, состоит в том, чтобы победить внутренние страсти, самого себя. Вначале встретишь ветхого человека, подобно Голиафу, но дерзай! Придет благодать, и поднимешься над страстями, над самим собой и увидишь другого человека, подобного новому Адаму, с другим духовным горизонтом, другим духовным одеянием, другой духовной пищей».

Как может монах падать? Если он согрешает, если он падает, человеком он все же уже не сможет стать, ведь он - Ангел. Монашеские обеты даются только один раз. И когда монах сам слагает с себя иноческие одеяния и даже вступает в брак, согласно каноническим правилам Церкви он продолжает оставаться монахом, но монахом падшим. Мы должны понять, что монах может быть падшим, а может быть вовсе отпавшим от Бога. Тогда кем монах становится? Отпавший Ангел - бес. Отпавший монах становится бесом. Вот это страшно! Могу привести только два случая, когда это происходит: самоубийство монаха и смерть под анафемой. Может быть, бывают и другие причины отпадения от Бога, я их просто не знаю.

На первый взгляд, любой верующий человек мало чем от монахов отличается, но вы заметьте, как они молчат. Они уже умеют молчать, в отличие от нас. Монахи получают дар молитвы. У них лик обращен к Богу, а не к миру. Они стремятся к уединению, им хочется закрыться, у них уже идет молитва. Вы всмотритесь в монахов: их сразу можно узнать, они от нас отличаются.

Есть еще одна тайна: человек не может сам выбрать монашество. Только монахи могут выбрать человека для монашества. Кто благословляет на монашество? Опять монахи. Ангелы выбирают себе восполнение. Только они могут говорить: «Идем, вот ты! Идем к нам - ты готов». Ни один человек из мира, даже особо духовный, не в состоянии благословить на монашество, он может согласиться, понять, но благословить… Благословение родителей имеет большую духовную силу, но даже православные родители теряются перед тайной монашества. При постриге не требуется согласие и благословение родителей, точнее, этот вопрос даже и не возникает. Жития святых и жизнеописания подвижников Православия свидетельствуют о том, что большинство из них шли на монашеский постриг без благословения родителей. Родители удивляются: «Как такое может быть?» Воюют часто. Но ведь чадо к Богу идет! Радоваться надо!

Ангелов выбирают Ангелы. Это дело монахов: выбрать готового к иной жизни и постричь его. Это монашеское священнодействие. А что должен делать избранный? Его дело сказать, помните, какие слова? - Се, раба Господня; буди мне по глаголу твоему (Лк. 1: 38).

Когда человек готов к монашеству? Когда он не откажется. Не потому, что он осознает, что готов, не оттого, что он собрался, а готов тогда, когда пришли к нему и сказали: «Идем!», и он ответил: «Иду!» Именно в этот момент и происходит выбор. Это удивительно! Ему говорят: «Сейчас, сейчас!» - «Почему не вчера? Почему не завтра? Что будет?» - «Надо сейчас!» - Я спрашивал: «Почему?» - «Ты не поймешь», - отвечают.

А потому, что неделей раньше человек сказал бы: «Нет!», - он побоялся бы. Через неделю он решит: «Я и без этого проживу». А нужно человеку в такой момент предложить, когда он твердо скажет: «Да!», - а потом, получив этот ангельский образ, он никогда от него не откажется.

Помните жизнеописание старца Сампсона (Сиверса)? В его родословной - знаменитые графы Сиверсы, министры и губернаторы при императрице Екатерине II и императоре Павле. Отец - датчанин, мать - англичанка. Когда их сын принял Православие, а затем монашество, мать сказала ему: «Мы вычеркиваем тебя из нашего рода». Впоследствии о. Сампсон стал одним из исповедников и святых подвижников многострадальной Русской Церкви ХХ столетия. Его расстреливали, много лет он провел в тюрьмах и ссылках. Кроме того, обвиняя в прелести, не позволяли служить, во Псково-Печерском монастыре он пас коров. Но когда перед смертью его спросили: «Батюшка, если бы ты еще раз жизнь прожил, кем бы ты стал?», он ответил: «Я опять бы стал русским монахом!»

В монашестве есть дар, который человек, как драгоценную жемчужину, уже никогда ни на что не променяет. Если бы все это узнали, мы бы все туда побежали. Но Господь не всем это дает понимать. Как писал священномученик архиепископ Серафим (Звездинский) своему брату: «Кратко скажу тебе, родной мой, о моей теперешней новой, иноческой жизни, скажу словами одного инока: “Если бы мирские люди знали все те радости и душевные утешения, кои приходится переживать монаху, то в миру никого бы не осталось, все ушли бы в монахи, но если бы мирские люди наперед ведали те скорби и муки, которые постигают монаха, тогда никакая плоть никогда не дерзнула бы принять на себя иноческий сан, никто из смертных не решился бы на это”. Глубокая правда, великая истина…»

Почему Православной Церковью руководит монашество? Потому что Церковь можно доверить только Ангелам, а не людям. Вот Ангелы и руководят. В Православии архиереев так и называют - Ангелы Церкви. На примере Западного мира мы видим, какая беда наступает, если Церковью пытаются управлять люди.

Почему я стал рассуждать и думать о монашестве? В прошлом году владыка Сергий пятый раз взял нас с собой на Афон. Там мы встречались со старцами. Старец Иосиф Ватопедский, который написал книгу о своем наставнике преподобном Иосифе Исихасте, всегда принимает нашего владыку, беседует, а в этот раз и нам удалось повидаться с ним. Еще один старец, с которым мы встречались и беседовали, это Папа Янис из скита святой Анны. Он высказал то, что я слышал несколько раз, и что меня всегда обижало. Старец сказал, что самый нерадивый монах лучше самого духовного «белого» священника. Я подумал: «Как так? Вот гордость! Вот ведь как монахи о себе мнят!» Но потом, когда стал размышлять о монашестве, то понял смысл того, что он сказал. Из его уст мы услышали, что самый нерадивый Ангел выше самого лучшего человека. А разве это не так? Ведь так! Как же с этим не согласиться?

Старец Паисий Афонский, два тома писем и проповедей которого недавно вышли в России, сказал удивительную вещь, что благодать священства не спасает самого священника. По его словам: «Священство - это не средство для спасения (человека, который его принимает)». То есть только тем, что мы - священники, мы спасаться не можем. Хотя преподобный Силуан Афонский писал о том, что благодати в священнике столько, такое море, что если бы он ее видел, то обязательно возгордился бы. Поэтому Господь и не дает видеть это море благодати. А старец Паисий пишет, что благодать дается не для священника. Благодать священства спасает, но не его, а других через него. Став священником, ты обрел благодать, обрел власть спасения других, помощи другим, но ты ею не спасешься. Тебе как человеку нужно самому подвизаться. Таинство священства природу человека не меняет, ты остаешься таким же - греховным, слабым, падшим. Но, тем не менее, ты имеешь власть и духовную силу помогать спасению других.

Таинство монашества меняет природу человека. Старец Паисий говорил: «Мне много раз предлагали стать священником, я всегда отказывался». Даже Вселенский Патриарх предлагал ему принять священство. «Мне, - говорил отец Паисий, - хватит монашества». Потому что монашество - это дар молитвы за весь мир.

Когда мы пытаемся стать исихастами, четки перебирать, молитву умную творить, то должны помнить, что это - монашеский опыт, ангельский опыт. Конечно, и мы должны быть ревностными, но все же опыт исихазма - это опыт монашеского бытия. А наше священническое служение - это опыт любви к ближнему. Если ты о себе забываешь, тогда в любое время, когда бы тебя ни подняли, ты идешь на служение с радостью. С радостью исповедуешь, отпеваешь, причащаешь и, главное, с радостью служишь Божественную литургию.

Когда одно мое духовное чадо готовилось к постригу, я переживал: «Как же так, молодая такая…» А она говорит: «Батюшка, не волнуйтесь. Постриг - это веселее свадьбы будет. Что такое свадьба?.. А постриг - это такая радость, такой праздник!» На самом деле это такое духовное торжество! Вы видели, когда совершается постриг, как ликуют монахи? Так они рады, что их полку прибыло.

У каждого человека есть два пути, и оба спасительные: путь Марфы и путь Марии (Ср. Лк. 10, 38-42). Путь Марфы - это деятельное служение ближним, таково призвание «белого» духовенства. Путь Марии - это выбор «единого на потребу», жизнь монашеская. Монах внимает Господу, сидя у Его ног. Оба пути спасительны, второй - выше, но не нам выбирать. И в монастыре погибнуть можно, и в миру спастись. Монашество - это лицо Церкви, которое всегда обращено к Богу, а священство - лицо Церкви, обращенное в мир, к людям. Вот такие у Церкви два лица радостных.


КАК СОХРАНИТЬ - СЕМЬЮ.
Мужчина должен знать:
НЕЛЬЗЯ -- УНИЖАТЬ и оскорблять свою жену -- ОБЗЫВАЯ её грубыми словами. Грубые слова -- ЗАПОМНЯТСЯ, лягут -- Раной на сердце и ИЗГОНЯТ оттуда - Любовь.

Мужчина НЕ ИМЕЕТ права -- КОМАНДОВАТЬ, кричать, обижать, и СИЛОЙ, насилием ПОДЧИНЯТЬ -- жену себе.

Мужчина должен ВНИМАТЕЛЬНО и с любовью относиться к жене так, чтобы жена из УВАЖЕНИЯ к мужчине – САМА захотела его слушаться. Старец Паисий говорит, что без любви вы даже НЕ СМОЖЕТЕ -- подчинить себе Кошку.

НЕЛЬЗЯ -- поднимать руки на жену и бить её.
Если мужчина поднял руку на женщину – то он собственными руками УНИЧТОЖАЕТ -- своё счастье.

Ни один нормальный мужчина – никогда НЕ ПОЗВОЛИТ себе -- ГРУБО и Пошло относиться к женщине, не говоря уж о том, чтобы ОБИДЕТЬ её или УНИЗИТЬ и Подчинить -- себе силой.

И нужно помнить Русскую народную пословицу: «Насильно МИЛ -- не будешь!»

Потому, такие грубые мужчины НАПРАСНО надеются, что женщины будут их любить -- за ГРУБОСТЬ и НАСИЛИЕ -- НЕТ, и ещё раз НЕТ!

Многие люди НЕСЧАСТЛИВЫ на земле: либо -- ОДИНОКИ, или у них ПЛОХИЕ -- семьи, или в жизни -- НЕ ВЕЗЕТ.

А всё только из-за того, что люди – НЕ СЛУШАЛИСЬ своих родителей, Грубили им, РУГАЛИСЬ с ними, ОБИЖАЛИ родителей, Оскорбляли и унижали их, осуждали их и потому Бог – НЕ ДАЛ им счастья!

Пока они -- НЕ РАСКАЮТСЯ и не исповедуют эти -- Тяжкие Грехи и НЕ ИСПРАВЯТСЯ -- начнут по доброму и с уважением относиться к своим родителям -- Бог им счастья на земле -- НЕ ДАСТ.

Заповедь Божия говорит: ЧТИ -- Отца своего и мать свою -- да БЛАГО будет тебе на земле, да ДОЛГОЛЕТЕН и Здрав -- будешь в жизни своей!

Это Божий Закон! Кто нарушает его -- тот сам себя ЛИШАЕТ -- всего доброго в жизни!

Почему так МНОГО -- несчастливых семей?
Семьи НЕСЧАСТЛИВЫ в основном – из-за ЭГОИЗМА, гордыни и равнодушия людей к друг другу.

Женщине НАДО -- помнить, что есть такие вещи, которые она вообще никогда НЕ ДОЛЖНА -- себе позволять, ни при каких обстоятельствах.

Нельзя -- командовать мужем.
Нельзя -- оскорблять, унижать мужа.
Грубые и злые слова – РАЗРУШАЮТ семейные отношения и УБИВАЮТ -- любовь!
.
Нельзя -- смеяться над ним,
Нельзя -- выставлять напоказ и обсуждать с другими свои семейные отношения.
Нельзя -- оскорблять при муже и без него -- его родителей, родных и близких.

Потому что РАНЫ, которые при этом наносятся, не затянутся уже никогда. Может, жить вместе будут и дальше, но без любви. Любовь просто -- исчезнет.

Старайтесь ХОРОШО относиться -- к родителям и к родным и близким мужа или жены и помогать им, если им нужна какая-либо помощь. Когда мы по-доброму -- к ним относимся, помогаем им и заботимся о них – то наш муж или жена, видя наше ДОБРОЕ -- отношение к его родителям к своим родным и близким людям -- НАЧИНАЮТ нас БОЛЬШЕ -- любить и уважать.

Если мы начинаем -- ПЛОХО относиться к родителям и к близким своего супруга, то тем самым -- мы ПРИЧИНЯЕМ ему Большую боль и Обиду, которые со временем могут РАЗРУШИТЬ семью.

Также старайтесь -- ХОРОШО относиться -- к друзьям вашего супруга. Важно, чтобы они были -- ХОРОШИМИ людьми, а остальное не имеет значения.

А мужчины -- должны НЕ ЗАБЫВАТЬ, что хорошая жена – это первый и самый ГЛАВНЫЙ -- Друг и МЕНЯТЬ свою жену и своих детей на друзей -- ГЛУПО.

НАДО -- помнить, что «СТРОПТИВАЯ, вредная, скандальная, неуступчивая жена – в доме ПОЖАР и семья из-за этого -- ГИБНЕТ!»

Семейное счастье -- если только муж – не ПОДЛЕЦ, не ЭГОИСТ-самодур и не горький пьяница -- ЗАВИСИТ только от жены! Печально, если нормальный муж, а в семье – НЕТ согласия.

В семейной жизни умен не тот, кто настоит -- непременно на своем, а тот, кто сумеет вовремя - УСТУПИТЬ. В мелочах -- УСТУПАЙТЕ всегда, мелочи не стоят того, чтобы из-за них спорить или ругаться.

Никогда не отвечайте словом «Нет» -- на предложение мужа, даже, если вы и категорически против, -- скажите так: «А что мысль не плохая, но меня смущает то и то», и спокойно изложите свои возражения. А затем, выслушайте доводы вашего мужа. Не исключено, что вы убедитесь, что прав -- именно он.

А если правда на вашей стороне, то выслушав ваши спокойные доводы, он сам согласится с вами и будет больше уважать, за то, что вы не разжигаете -- скандал. И согласие между вами станет прочнее.

Неразумно и ГЛУПО поступает та женщина, которая вечно НЕДОВОЛЬНА -- своим мужем, Раздражается и Грубо кричит на него, игнорирует -- его мнение и не Слушается, делает всё по своему, ворчит на него, постоянно ПРИДИРАЕТСЯ, и пилит мужа или детей. Не было еще случая, что бы тот, кого, ругают и пилят таким путём исправил -- бы свои недостатки.

Обычно муж в этом случае НАЧИНАЕТ -- рваться и уходить из дома, поменьше в нём бывать, начинает выпивать, и даже может найти - другую женщину, которая будет к нему более внимательной и добрее, чем его собственная жена.

И получается, что женщина сама -- подпиливает и РАЗРУШАЕТ основы своего семейного счастья. – «Что имеем не храним -- потерявши плачем!»

Самый великий подвиг супружеской жизни - это вопреки всему, семью СОХРАНИТЬ. Это самое главное. Даже народная мудрость говорит: «Стерпится - слюбится». То есть, прежде, чем научиться любить, НУЖНО -- научиться немощи друг друга -- переносить и ПРОЩАТЬ друг друга – всегда и во всем. И так, исполнять закон Христов. Нужно НАУЧИТЬСЯ – по доброму терпеть, смиряться, НУЖНО научиться -- ХРАНИТЬ мир. Вот, что составляет основу семейного бытия. Если этого нет, то, конечно, семью сохранить -- бывает трудно.

Люди, когда -- ЖЕНЯТСЯ, после регистрации -- обязательно должны -- ПОВЕНЧАТЬСЯ в церкви – иначе потом, когда они -- УМРУТ и придут к Богу – их души НИКОГДА – НЕ ВСТРЕТЯТСЯ в Раю и будут навечно -- Разлучены с друг другом навечно!

Венчаться православным христианам -- Необходимо, но в наши времена -- СПЕШИТЬ в этом серьезном деле никак -- НЕЛЬЗЯ.

Категорически -- НЕЛЬЗЯ делать то, что многие женщины ХОТЯТ, через Таинство Венчания -- ПРИВЯЗАТЬ покрепче к себе мужа, такое венчание Господь – НЕ ПРИНИМАЕТ и не Благословляет – счастья НЕ БУДЕТ.

Венчание в церкви -- это не СТРАХОВКА от развода, и не "волшебное" -- СРЕДСТВО, чтобы ПРИВЯЗАТЬ -- ПОКРЕПЧЕ к себе своего супруга.

Такое потребительское отношение к таинству Венчания -- это -- Грех

До Венчания муж и жена должны -- ПОЛЮБИТЬ друг друга по настоящему и хорошо -- к друг другу относиться, они должны быть готовыми для совершения над ними Таинства Венчания.

Оба супруга должны быть – Верующими, воцерковленными людьми, а не понарошку, то есть, они должны жить Духовной жизнью -- знать определенный минимум молитв и постоянно молиться,

Они должны с ЖЕЛАНИЕМ -- ходить на воскресные и праздничные службы в церковь и понимать всю серьезность и важность этого. Они должны уметь Исповедовать свои грехи и соблюдать Посты, а главное, ДОЛЖНЫ стремиться -- соблюдать Заповеди Божии.

Тогда такие венчанные браки – НЕ РАСПАДАЮТСЯ, потому что развод вообще просто -- Невозможен, и потому, супруги живут -- в мире, в любви и согласии между собой всю жизнь.

1. Муж должен быть Хозяином -- в своей семье, но хозяином -- ДОБРЫМ и Великодушным, а жена должна быть -- Доброй и ПОСЛУШНОЙ своему мужу.

Мужья равнодушны -- к дому и НЕ ПОМОГАЮТ -- своим женам только в двух случаях:
А) Либо муж -- Эгоист и Непорядочный человек и НЕ ЛЮБИТ -- свою жену.
Б) Либо сама жена -- гордая, строптивая и вредная, СТРЕМИТСЯ быть -- Главной и всеми -- Командовать. Обычно такие семьи -- Распадаются

2. Секрет счастья в семейной жизни – это доброе ВНИМАНИЕ супругов -- к друг другу. Муж и жена должны -- постоянно оказывать друг другу ЗНАКИ -- самого НЕЖНОГО Внимания и любви.

Надо ЧАЩЕ -- РАДОВАТЬ своих домашних, дарить им – хорошее настроение. Чаще делайте что-нибудь хорошее и приятное для своих близких.
ДАРИТЕ -- небольшие подарки и делайте приятные и неожиданные сюрпризы, даже просто купить в магазине то, что любят ваши супруги – и угостить, уже большое дело!

3. УВАЖЕНИЕ и ДОВЕРИЕ к друг другу.
Если в семье НЕТ -- Доверия и Уважения к друг другу – это значит, что НЕТ и Любви, что люди живут в семье -- каждый своей жизнью, а это уже Одиночество вдвоем – самое печальное, что может случиться в семейных отношениях. Всё вместе это означает, что между людьми либо – любовь УШЛА, либо её никогда – НЕ БЫЛО.

4. СВОБОДА в семье – одно из ГЛАВНЫХ и важнейших условий счастливой семейной жизни.

Каждый из супругов должен быть -- УВЕРЕН в другом, как в самом себе, зная, что его всегда -- ПРАВИЛЬНО поймут, никогда не подведут, не Предадут и НЕ БРОСЯТ -- в беде.

Нельзя – силой или материальной зависимостью ПОДЧИНЯТЬ -- себе своего супруга.

Нельзя -- НАВЯЗЫВАТЬ и диктовать ему -- СВОЮ волю и своё видение жизни, свои взгляды на жизнь, устанавливать и требовать исполнения без добровольного согласия супруга -- каких-то правил поведения и жизни.

Нельзя – УНИЖАТЬ, ломать и топтать человека – Бог такую семью не благословит и счастья в ней -- не будет.

Господь дал Заповедь – «Возлюби ближнего своего – как самого себя»! В этом всё!

Либо мы хорошо и с УВАЖЕНИЕМ -- относимся к своим ближним – и Бог нас благословляет и дает счастье за наше послушание и исполнение этой Великой Божией Заповеди! Либо мы ПЛОХО -- относимся к ближним и потому, Бог нас – наказывает и добра в нашей жизни -- НЕТ.

Потому, первое правило – УВАЖАЙТЕ вашего супруга или супругу,

ПРИНИМАЙТЕ его таким -- какой он есть и радуйтесь и Бога благодарите, что этот человек живёт -- с вами рядом,

И что в его сердце Господь -- ВЛОЖИЛ Любовь к вам и потому БЕРЕГИТЕ -- это Великое и драгоценное чувство!

Взращивайте его и УКРЕПЛЯЙТЕ своей любовью, своим нежным вниманием, согласием и пониманием, своим уважением -- к вашему близкому и родному человеку.

Грубость, равнодушие, эгоизм, упреки, придирки, ругань, крики, раздражительность, не уважение, унижения, ПРИКАЗНОЙ Тон – типа «Я сказала!» – всё это РАЗРУШАЕТ и уничтожает любовь людей – РАЗРУШАЕТ семьи.

Господь за ПЛОХОЕ отношение к ближним -- может ЛИШИТЬ вас любви и тогда ничего доброго у вас в жизни -- НЕ БУДЕТ. Что имеем -- не храним, потерявши -- плачем!

5. Общие интересы. Семья -- это МЫ. Семья -- это одно большое целое - неделимое, и потому в семье – каждый из супругов НЕ МОЖЕТ жить своей отдельной от другого супруга жизнью.

Если в семье супруги -- НАЧАЛИ жить каждый своей жизнью – такая семья скоро РАСПАДЕТСЯ. Это один из законов семейной жизни.

НАДО -- Вместе ОБСУЖДАТЬ -- насущные проблемы. Важные решения – НАДО принимать только ВМЕСТЕ.

Если спрашиваешь совета -- значит УВАЖАЕШЬ, а это всегда РАСПОЛАГАЕТ, служит -- к УКРЕПЛЕНИЮ семейных отношений.

Интересуйтесь -- делами своего мужа и своей супруги, расспрашивайте их о работе, узнавайте об их планах и сомнениях, чтобы что-то посоветовать, в чем-то помочь. Выбирайтесь вместе за пределы квартиры -- в гости, в кафе, в музей, в театр, на прогулки в в какой-нибудь парк! Чаще бывайте вместе, это сближает.

Старайтесь -- больше общаться. Несмотря на большую занятость вне дома и на многочисленные домашние дела, НАХОДИТЕ -- время для семейного общения.

Огромное число супружеских пар -- РАСПАЛИСЬ только потому, что супруги почти -- ПЕРЕСТАЛИ общаться с друг другом.

6. ДЕНЬГИ. Семейный бюджет должен быть -- ОБЩИМ.

Никаких -- Твоё-Моё, только один кошелек. Никто не должен -- скрывать или ПРЯТАТЬ от другого супруга какие-либо деньги или доходы, супруги всегда должны знать -- сколько каждый из них зарабатывает. Никаких тайных счетов в банке.

Иначе НЕ БУДЕТ -- Доверия, а не будет доверия – УЙДЕТ и любовь.

Супруги должны ВМЕСТЕ -- решать какие покупки и вещи они будут -- приобретать и на что потратят деньги.

В денежных делах должно быть полное ДОВЕРИЕ – иначе любая НЕПРАВДА или УТАИВАНИЕ денежных доходов – могут РАЗРУШИТЬ доверие супругов друг к другу, а это начало -- Распада семьи.

Кто-то из супругов зарабатывает -- БОЛЬШЕ, а другой -- МЕНЬШЕ или совсем не работает – это совсем ничего не значит. Всё в жизни бывает.

Не дай вам Бог, ПОПРЕКАТЬ -- небольшой зарплатой своего супруга – лучшего способа РАЗВАЛИТЬ -- семью вы не найдёте! Как жить со скупым человеком? Бог счастья таким людям -- не даёт.

Также, часто бывает, что в семье -- кто-то лучше материально обезпечен, а другой хуже – это тоже не имеет никакого значения.

Наоборот, более обезпеченный супруг должен, радоваться, что у него -- ЕСТЬ возможности ПОМОЧЬ своему супругу и его близким и родным, и своей ДОБРОТОЙ, своей безкорыстной помощью и заботой накрепко -- ПРИВЯЗАТЬ их сердца к себе.

Женщины часто считают ЗАВИСИМОСТЬ от мужчины -- как проявление -- личной слабости. Опираться на близкого человека – это хороший ПРИЗНАК -- нормальных семейных отношений. Это ПРИЗНАК – дружной семьи и близких отношений.

Оставьте друг другу -- СВОБОДНОЕ пространство. У каждого из нас могут быть -- свои интересы, свои друзья, время для себя, но это -- НЕ ДОЛЖНО быть -- ТАЙНЫМ, чтобы ваш супруг -- не думал, будто вам есть, что скрывать.

Уважайте -- свободу, права и увлечения близкого вам человека. Никогда не влезайте -- не в свою сумку и карманы,
Не ройтесь в ящиках письменного стола,
Не читайте -- чужих писем и записок,
Не проверяйте -- не свой мобильный телефон и записные книжки,
Не заходите -- на личные странички супруга в интернете – вы не жандарм и не прокурор и ваш супруг -- не преступник.

В семье НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ -- никаких СЕКРЕТОВ и тайн друг от друга.

Если в семье между супругами -- НЕТ близких, доверительных отношений – это означает, что между мужем и женой -- НЕТ Доверия, согласия и взаимопонимания, а значит -- НЕТ Любви, следовательно – НЕТ и семьи!

Почему многие люди, поссорившись – НЕ МОГУТ помириться с друг другом? Не могут -- простить друг друга?

Да потому что человек, который виноват – НЕ ЖЕЛАЕТ признавать -- свою ВИНУ, свою -- НЕПРАВОТУ!

Признание своих ОШИБОК – это самое ГЛАВНОЕ и ВАЖНЕЙШЕЕ в отношениях людей, особенно это ВАЖНО -- в семейных отношениях супругов.

Если люди – ПРИЗНАЮТ свои ошибки, ПРИЗНАЮТ то, что они – НЕ ПРАВЫ, и просят Прощение -- тогда появляется -- ДОВЕРИЕ между людьми и только тогда и ВОЗМОЖЕН -- диалог, ПРИМИРЕНИЕ и достижение -- согласия между ними. Только тогда начинают -- РАЗВИВАТЬСЯ дальше отношения между людьми.

Если люди – НЕ ПРИЗНАЮТ своих ошибок и своей НЕПРАВОТЫ, не желают – исправляться, тогда появляется СТЕНА -- Непонимания и обиды между людьми, ИСЧЕЗАЕТ -- доверие, семейные отношения заходят в ТУПИК и начинают -- РУШИТЬСЯ.

Тогда люди – НЕ МОГУТ и НЕ СПОСОБНЫ договориться и примириться по настоящему с друг другом.

Помните одно очень мудрое правило:
Если вы поссорились днем – вы должны до вечера -- ПРИМИРИТЬСЯ!
Если вы поссорились ночью – вы должны до утра ПОМИРИТЬСЯ! Выполнение этого закона -- СОХРАНИТ ваши отношения и вашу семью!

Не поступайте – НАЗЛО.
Старайтесь – НЕ ДЕЛАТЬ другому БОЛЬНО.

Никогда не выдвигайте никаких УЛЬТИМАТУМОВ -- друг другу. Не приказывайте, не командуйте, не говорите -- приказным, не терпящим возражений тоном. НЕ КРИЧИТЕ -- друг на друга, даже не ПОВЫШАЙТЕ голос.

Никогда -- не КРИТИКУЙТЕ друг друга, старайтесь -- воздерживаться от упреков и претензий к друг другу -- всё это разновидности Агрессии, которая обязательно НАСТРОИТ против вас -- вашего супруга, и как правило приведёт -- к ссорам.

Не насмехайтесь -- друг над другом. Ругань, обиды и ссоры, критика, любые претензии – УБИВАЮТ любовь, РАЗРУШАЮТ -- семейные отношения и семью!

А если случилась ссора, то -- НЕ УНИЖАЙТЕ и не оскорбляйте другого человека, НЕ ОБЗЫВАЙТЕ его -- ОБИДНЫМИ словами и пытайтесь прекратить -- ссору и по-доброму примириться, старайтесь успокоить другого человека. Потому всегда старайтесь ПЕРВЫМИ -- подходить и мириться. Это Важно.

Одной из главных причин ПЛОХОЙ семейной жизни супругов, а также и Одиночества людей является – НЕСПОСОБНОСТЬ и нежелание людей ХОРОШО -- Относиться к людям, Женщин -- к мужчинам, а Мужчин -- к женщинам.

Многие женщины -- ПЛОХО относятся к мужчинам -- СЧИТАЮТ их плохими, ненадежными людьми, пьяницами, лодырями, бабниками НЕ УВАЖАЮТ -- мужчин. Но не все мужчины -- пьяницы и бабники -- МНОГО нормальных мужчин и ОСУЖДАТЬ всех подряд - большой Грех!

Потому, у всех таких женщин и НЕТ -- семейного счастья, потому, что НЕ УВАЖАЮТ -- других людей и мужчин, считают их ХУЖЕ -- себя и Дурно о людях -- думают! Не будет счастья и у их – дочерей.

НЕ БУДЕТ до тех пор, пока – они НЕ РАСКАЮТСЯ в этом грехе и -- НЕ ИСПРАВЯТСЯ и не научатся -- УВАЖАТЬ мужчин. Да и ко всем людям НАДО -- учиться ХОРОШО относиться – иначе добра в жизни – не будет.

Мужчина – образ Бога, не уважая мужчин – женщина – оскорбляет Бога!
Потому, Господь таким женщинам счастья -- не даёт!

Нужно БЕРЕЧЬ любовь в семье!
Нужно Беречь -- чувства к друг другу!
Нужно Беречь свою семью!

Нужно Бороться за свою любовь и если потребуется – то ЗАЩИЩАТЬ её от всех, кто хочет -- разрушить вашу семью – пусть даже это будут близкие и родные вам люди!

Нужно понять, что Бог дает любовь и счастье -- только один раз!

И если человек, знает, что его любят и все-таки ПЕРЕСТУПАЕТ через -- своего любимого человека, НЕ ДОРОЖИТ -- его чувствами, оскорбляет и унижает любящего его человека, поступает с ним Несправедливо – то он тем самым УБИВАЕТ -- в этом человеке Любовь к себе и Разрушает свою семью!

Такой человек должен знать, что Бог больше ему никогда – НЕ ДАСТ счастья! Ведь, ему дали один раз, а он -- не сберёг!

Но если человек - РАСКАЕТСЯ и ИЗМЕНИТСЯ - станет добрым человеком, если Господь ему -- ПОВЕРИТ – то Бог может его простить и может дать ему -- счастье еще раз. Такое иногда бывает.

Очень опасно ОТКАЗЫВАТЬ мужчине -- во ВНИМАНИИ и Сексе -- без уважительной на то причины, к примеру болезнь. И уж обманывать вообще НЕЛЬЗЯ – обман рано или поздно Откроется и тогда -- РАЗВОД. Мужчина и не потерпит и не простит.

Часто супруга ОБИДЕВШИСЬ на мужа, или желая чего-либо добиться – ОТКАЗЫВАЕТ ему в Близости, в СЕКСЕ.

Это не только большая -- ГЛУПОСТЬ, но это Провоцирование мужа -- на ИЗМЕНУ, и это прямое РАЗРУШЕНИЕ семьи!

Ну раз, вы обиделись и отказали вы мужу в сексе, два - показываете свой каприз или ставите ультиматум мужу, три -- вы отказали, что якобы у вас настроения нет или голова болит, а на четвертый раз, ваш муж -- либо заведет любовницу – и этот Грех – ложится на вас. Или совсем уйдет и НАЙДЕТ себе -- другую женщину, которой он будет -- нужен всегда.

Поступая так, раз за разом -- ОТКАЗЫВАЯ мужу в сексе – вы сами ОТТАЛКИВАЕТЕ своего мужа -- от себя и в конце концов он -- ПОТЕРЯЕТ к вам всякий интерес.

А потом, поздно будет плакать – вы ему будете -- НЕ НУЖНЫ, а если вы ему будете НЕ НУЖНЫ -- как женщина, то и как жена -- тем более. Всё, можете считать, что вашей семьи у вас -- больше НЕТ.

Мужчина, когда ему отказывают в близости – воспринимает это, как тяжелейшую личную -- ОБИДУ и оскорбление, которое может вам никогда -- НЕ ПРОСТИТЬ.

Секс конечно не главное, он только помогает, чтобы люди -- БЫЛИ по настоящему БЛИЗКИ к друг - к другу.

Но для мужчины -- понимание того, что он всегда НУЖЕН и близок жене – очень ВАЖНО, и если женщина -- ОТКАЗЫВАЕТ ему в Сексе, в Близости – то он РАСЦЕНИВАЕТ это как – ОТВЕРЖЕНИЕ себя, для него это и унизительно, а главное, он точно начинает знать, что женщина его – НЕ ЛЮБИТ. Вот одна из главных причин, когда мужья – БРОСАЮТ своих жён.

И очень ВАЖНО! Мужья – УЧИТЕ своих жен - ЦЕЛОМУДРИЮ. Не допускайте никаких Греховных ИЗВРАЩЕНИЙ в сексе – не надо РАЗВРАЩАТЬ близкого человека и самих себя. Если, есть такие Греховные желания или были попытки – Исповедайте эти грехи и будьте ЧИСТЫ. Там, где обитает Извращенная похотливая страсть – УХОДИТ любовь. А уйдет любовь – ПОТЕРЯЕТЕ любимого человека и семью. Храните – чистые отношения, в этом залог семейного счастья.

Родители – старайтесь объяснить вашим детям, чтобы они БЕРЕГЛИ свою ЧИСТОТУ – ЦЕЛОМУДРИЕ и до свадьбы – НЕ ВСТУПАЛИ ни с кем в Сексуальные связи. Это очень и очень ВАЖНО! Иначе у них – НЕ БУДЕТ счастья в жизни. Бог – НЕ ДАСТ!

Ваши дети НЕ ДОЛЖНЫ смотреть никакой -- Порнографии и Эротики. Порнография и Эротика – ЛИШАЕТ человека СТЫДА и РАЗВРАЩАЕТ душу. А человека – ПОТЕРЯВШЕГО Стыд – ОСТАВЛЯЕТ Господь и не хранит.

Девушки – должны БЕРЕЧЬ свою Девичью ЧЕСТЬ – мужчины это очень ЦЕНЯТ и потому, все такие ЧИСТЫЕ, девушки всегда ЛЕГКО – выходят замуж и Бог -- дает им счастье, крепкие семьи и здоровых детей.

Также ВАЖНО, чтобы родители – НЕ ДОПУСКАЛИ – БЛУДНОГО сожительства ваших детей в Гражданском браке. Если люди друг друга – любят – они ЧЕСТНО – регистрируют свой брак и живут вместе – только в Законной семье. И Господь благословляет – только такие семьи.

Из-за Блудного сожительства Бог и НЕ ДАЕТ -- семейного счастья вашим детям, а если НЕТ семейного счастья – то РУШАТСЯ и судьбы людей. В блудных сожительствах – обычно рождаются – БОЛЬНЫЕ и неполноценные дети с ПЛОХИМИ генами, как правило, у таких детей – НЕТ ничего доброго в жизни, а ВИНОВАТЫ в этом их родители – потому что жили в Гражданском браке.

Игумен Георгий (Шестун)

Дети очень похожи, а вот мир, в который они приходят, со временем меняется, изменяя условия жизни каждого маленького человека.

Трудно самому поверить, но застал время, когда еще не было телевизора. Правда, когда я уже учился в 3-м классе, дядя, живший на соседней улице, приобрел это чудо советской электроники. Помню даже марку – «КВН-49»: экранчик с ладошку, а перед экраном – большая стеклянная линза, наполненная дистиллированной водой. Всей улицей ходили смотреть первые телепередачи.

Подрастая, много читали. Читали не всегда разборчиво, но школа приучала к классике, а со временем мы начинали вникать не только в сюжет, но и замирать перед красотой родного языка, отличали поэзию от просто стихов. С тех пор сложилось убеждение, подтверждение которому нашлось в наше время в одной замеченной фразе, что человек, читающий книги, всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор.

В студенческие годы видел первые электронно-вычислительные машины, или ЭВМ, занимавшие несколько больших помещений. Первый сотовый телефон появился, когда мне было уже за 40. В те годы не было громкой электронной музыки, и мы поэтому, не испортив слуха, могли слушать и классическую. Не было цветных телевизоров и мониторов, которые разрушают восприятие природных цветов.


Сегодня уже не удивляет малыш, только что научившийся ходить и еще не умеющий говорить, но ловко управляющийся с планшетником, где находит мультики или рассматривает фотографии. Современные дети умеют с малых лет то, что нам трудно дается даже в зрелые годы. А может быть, мы просто по привычке желаем без этого обойтись… Но неужели, если молодежь что-то умеет лучше или знает то, что нам было неведомо, это так сильно отличает людей разного возраста друг от друга? Но ведь так было всегда! Всегда были старшие и младшие, всегда были разные поколения.

Дело может быть в слове, хорошо знакомом слове «поколение». Вспомнилась одна веселая картинка: радостный человек в шляпе улыбался, положив руки на головы двух симпатичных малышей. Под картинкой стояла подпись «По-коление». Дети ростом были по колено своему взрослому соседу, уж не знаю, кем они ему приходились. Кто по колено, тот – другое по-коление.

Вот и корень слова проявился, сразу вспомнились 12 колен Израиля, берущих свое начало от 12 сыновей ветхозаветного Патриарха Иакова. Правда, в других переводах можно встретить понятия «племена» или «семейства», но в наших Священных книгах укоренилось понятие «колена». 12 колен, или племен, на пути из Египта в обетованную Землю переживают самый важный момент в еврейской истории – Синайское откровение и начинают превращаться в единый народ, обладающий Богом данным Законом, по которому они становились «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6).


Время шло, и не все ладилось в этом народе, не всегда отцам удавалось передавать обетование о пришествии Мессии, верой в Которого они и оправдывались. И вот слышен грозный глас ветхозаветного пророка Малахии, устами которого говорит Бог: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:4–6).

Беда коренится не в семейных отношениях, а в потере духовной преемственности. Ангел Господень почти буквально повторяет эти слова Захарии, отцу Иоанна Предтечи, предвозвещая о рождении Крестителя Господня – последнего пророка Ветхого Завета и первого пророка Нового Завета: «И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:16–17).


Возобновить духовное единство всех отцов и детей, чающих пришествия Христа, – это уже достойная задача ветхозаветного народа. Не кровное родство и преемство, а вера во Христа – единственная основа духовного единства народа новозаветного.

Размышлял о поколениях, а дошел до самого главного: чего нам – отцам и детям – не хватает? Не хватает духовного единства во Христе. Сердца наши не возвращены друг другу, мы все стараемся договориться и переубедить один другого. Но разве Христос «современен»? Апостол Павел восклицает: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

«Представить Господу народ приготовленный» – вот цель, которую Божественное Откровение определяет разным поколениям. А для этого необходимо «возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников».


С возрастом начинаешь понимать, что не только головой живет человек, не знания движут нами в этом мире, а сердце: порывы чувств часто ломают преграду ума. В сердце хранится самое ценное, что есть у человека. Сердце привязано к своему богатству: «Где сокровище ваше, – говорит Христос, – там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

Может быть, не возраст определяет поколения, а ценности и их сходство? На основе этого предположения американцы Нил Хоув и Уильям Штраус в 1991 г. создали целую теорию поколений. Согласно этой теории, поколение – группа людей, которые родились в определенный период времени и испытали на себе влияние одних и тех же особенностей воспитания и событий, обладают похожими ценностями. Период времени авторы определили в 20 лет. Каждое поколение ими было названо. Мое поколение (рожденные в 1943–1963 гг.) получило странное название – «поколение бэби-бумеров». Объяснение простое: в эти годы происходил всплеск рождаемости. Объяснить можно все, но есть народная мудрость: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Смотрю на своих сверстников и понимаю, что «бэби-бум» – это не про нас.

Рожденных в период с 1963 по 1983 г. назвали «поколение Х» («неизвестное поколение»). Тех, кто родился с 1983 по 2000 г., именуют «поколение У» («сетевое поколение»), следующих за ними назвали «поколение Z». Читаю дальше и понимаю, что американцы большие выдумщики. Они почти всегда забывают про сердце человека, его внутренний мир и много внимания уделяют внешним, часто рукотворным, обстоятельствам, все объясняя объективными причинами. Наши подражатели этих теорий делают все, чтобы разрушить семьи, лишить детей систематического образования. Навяжут им странные стереотипы поведения, подменят игрушки монстрами, героев – кумирами, цели и средства поменяют местами, а потом скажут, что это объективные процессы и поэтому молодежь сейчас совсем другая.


Возвратить сердца отцов детям получится, только если ценности у всех поколений будут одни. Разве такое возможно? Возможно, но для этого нужны разумные, благочестивые родители и государство, которое печется о благочестии народа.

Считается, что ценности, которые определяют всю последующую жизнь человека, формируются до 14 лет. Думаю, что сформировать их извне практически невозможно, а вот создать условия, чтобы нужные из них запечатлелись в сердце, – это возможно. В детский период, да и не только в детский, впечатления оказываются важнее знаний.

Принесли новорожденного человека домой, лежит он и вбирает все звуки, которые слышит. Но какие они? Раньше молитву «Отче наш» ребенок впитывал с молоком матери. А что впитывает сейчас? Лежит младенец и смотрит на все то, что вокруг него имеется и что происходит. Затем он начинает ходить и говорить, слушать книги, смотреть мультики и играть в игрушки. И уже к трем годам в его сердце ой как много запечатлелось. Куда исчезли русские сказки, поучавшие, как отличить добро от зла? Где наши добрые мультфильмы, где наши русские богатыри и игрушки-голышки? А где благоразумные родители?

Вспомнилась такая история. К одному батюшке из нашего прихода обратилась благочестивая семейная пара с просьбой освятить дом. Свою просьбу они объяснили тем, что их ребенок по ночам плохо спит и кричит. По пути они рассказывали, что помогают храмам и сами люди православные. На пороге дома батюшку встретил мальчик, который взял его за руку и сказал: «Пойдем, я тебе покажу моих гостей из ада!» В детской комнате на столе стояли персонажи самого мерзкого вида. «Пойдем лучше со мной, – предложил священник, – будешь держать чашу со святой водой».

Рыбалка с отцом, ночевка у костра, рассвет над рекой, красота природы, любящие глаза матери, Божественная Литургия, свет свечи и благоухание ладана, первая любовь, – все это и много другое запечатлевается в сердце на всю жизнь.

Можно оправдываться телевизором, компьютером, интернетом, но не в них беда. Мы знаем, что делать с маленькими детьми: их надо кормить, одевать, играть с ними. Но что делать с подрастающими детьми, представляем плохо и продолжаем лишь кормить и одевать, а все остальное – чем они занимаются и как их воспитывает интернет и телевидение – нам неведомо: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

С детьми надо разговаривать. Не поучать, не ругать, а разговаривать, открывая им свое сердце. И тогда наше отцовское сердце вернется нашим детям, и они откроют нам свое сокровенное богатство, хранящееся в их сердцах. Мы не разные поколения, мы люди одного времени. Мы семья, большая семья, имя которой – русский народ.