Как контролировать свой язык? Афонский старец о том, как управлять языком Святые отцы об обуздании языка.

Одно из самых тяжелых испытаний, с которыми сталкивается человек – это контролировать свой язык. Грехи совершаются тоже языком - это злословие, сплетни, ложь, обидные слова… Наверно, каждому знакомо, когда в порыве гнева или злости, мы говорим и выкрикиваем первое, что придет на ум, а потом горько об этом жалеем. Можно ли этого как то избежать? Как не быть жертвой своих слов? Как обезопасить себя от этого?

Думайте перед тем, как что-то сказать. Как бы сложно это не казалось, особенно, когда эмоции берут верх над вами. Самый верный способ обезопасить себя от плачевных последствий своих слов – это думать перед тем, как говорить. Мы привыкли говорить не обдумывая, что слова потеряли хоть какую-либо ценность, и вылетают из нас направо и налево без особой значимости.

Представьте, что за каждое необдуманное и сказанное вами слово, вам придется нести наказание. Просто для себя, представляйте, что вам будет больно, если вы скажете что-то обидное другому человеку, это заставит вас думать перед тем, как говорить.

2. Просите прощения

Как бы сложным не казалось, если вы принесли боль своими словами другому человеку, просто попросите прощения. Даже если этот человек принес боль вам, обидел вас или по вашему мнению заслужил этого, не будьте тем, кто отвечает злом на зло. В этом нет ничего благого. Наша религия призывает к сдержанности, смиренности и терпению в любых ситуациях. К тому же, само прошение прощения заставит вас в следующий раз проявлять сдержанность заранее, чтобы не просить прощения потом.

3. Окружайте себя хорошими людьми

Если вы замечаете, что из-за своего окружения вы подвержены сплетничать и обсуждать других, смените его. Окружайте себя хорошими людьми, которые видят в людях только хорошее и научат этому вас. Хорошие друзья воспитывают в нас только самые лучшие черты и заставляют оставлять дурные привычки.

4. Делайте напоминание

Сплетни, ложь – все это грехи, совершаемые языком, и являются запретными в исламе. Об этом сказано и в Коране и в хадисах посланника Аллаха (мир ему). Изучите эту тему в хадисах, Коране, сделайте для себя напоминание, изучите наказание, которое следует за совершение подобного рода грехов. Просто для себя визуализируйте эти наказания и сделайте эти грехи чем-то очень страшным для себя. Помните об ангелах, которые ежесекундно записывают каждое ваше деяние и слово…

5. Поощряйте себя

Каждый раз, когда вы сможете себя сдержать или промолчать, когда могли бы сказать что-то обидное и нехорошее, поощряйте себя каким-либо подарком, хвалите себя за то, что вы сделали так, как следует!

Библия - Божье Слово – открывает нам, какую огромную роль играет язык в нашей судьбе. Все слова, исходящие из наших уст, влияют на различные сферы нашей жизни, принося туда либо благословение, либо проклятие.

КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ

Важно понимать: духовная зрелость человека измеряется тем, насколько хорошо он умеет контролировать свой язык: «…ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2).

Далее на примерах Апостол Иаков помогает нам увидеть, как управлять тем, что может показаться нам неуправляемым: «Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! (Иак.3:3-5)

Рассмотрим подробнее каждый пример. «Вот, мы влагаем удила в рот коням , чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их» (Иак.3:3).

КОНЬ . Когда садишься верхом, начинаешь понимать силу и власть лошади над всадником. Но когда ты влагаешь ей в рот удила, то уже ты получаешь власть над ней: теперь ты можешь управлять её движением и ехать туда, куда хочешь ты, а не она.

«Вот, и корабли , как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий» (Иак.3:4).

КОРАБЛЬ . Однажды пастора Рика пригласили на экскурсию по военному кораблю. Судно было таких невероятных размеров, что и целого дня не хватило, чтобы осмотреть его целиком! Наконец, поражённый масштабом увиденного пастор Рик поинтересовался, как вообще возможно управлять таким гигантом. Ответ был поразительно прост – этот великан управляется при помощи маленького штурвала! Независимо от размеров, любой корабль направляется туда, «куда хочет кормчий».

В следующем стихе Иаков даёт нам понять, что же в нашей жизни является этим «пультом управления»: «…так и язык – небольшой член, но много делает…» (Иак.3:5).

А вот во второй части стиха звучит предостережение: «…Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!» (Иак.3:5).

ОГОНЬ опасен тем, что может сразу вырваться из-под контроля. Вспоминая о страшных пожарах, уничтоживших огромные лесные массивы или заселённые территории с жилыми домами, мы понимаем: всё началось с маленькой искорки – и вдруг огонь стало невозможно остановить!

Иаков подчёркивает: легче лошадь заставить повиноваться всаднику, проще кораблём управлять, но огонь – быстро выходит из-под контроля! И чтобы погасить разбушевавшийся огонь, потребуется очень много воды! А потом ещё сгоревшее в огне надо будет восстанавливать. Поэтому лучше предотвратить пожар, чем устранять его последствия!

В 6-м стихе Апостол предупреждает нас об опасности, которая подстерегает тех, кто «выпускает огонь на свободу» – позволяет себе бездумно и безответственно использовать слова: «И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак.3:6).

Когда ты не контролируешь, что говоришь, то это похоже на пожар в степях, на просторах – разрушение почти невозможно остановить. Источник этого разрушения – геенна, но ты сам своим языком можешь либо позволить, либо запретить аду уничтожить твою судьбу!

«Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим…» (Иак.3:7)

ДИКИЕ ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, даже РЕПТИЛИИ, – все они поддаются дрессировке.

«…а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.3:8).

ЯДОВИТАЯ ЗМЕЯ. Практически не поддаётся дрессировке. Она очень быстро атакует: бросается всем телом, и когда бьёт кого-то, вонзает в жертву свои зубы и впрыскивает яд – чистый протеин, от которого начинается разложение плоти. Даже удар ядовитой змеи настолько опасен, что может привести к смерти.

Вот так же опасен наш язык! Язык не желает «поддаваться дрессировке»! Иногда ты хочешь что-то сказать, а Дух Святой останавливает: «Стоп, не говори этого!» Ты пытаешься сдержаться, но бывает срываешься, и потом жалеешь, что не промолчал. Необходимо отдать контроль Духу Святому. Иногда самая большая победа – просто промолчать.

«Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным» (Прит.17:27,28).

В этих стихах говорится об умном человеке, который научился закрывать свои уста и молчать! Маленькая искорка может привести к огромному пожару, и надо быть очень зрелым, чтобы сказать себе: «Для меня сейчас лучше уйти!»

«Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду» (Иак.3:10-12).

Не должно так быть, чтобы из одного и того же источника текла и горькая и сладкая вода. У каждого из нас такое случается. Но Апостол Иаков желает, чтобы мы поняли: не следует мириться с этим, надо принять решение не позволять языку выходить из-под контроля. Зрелый христианин скажет: «Я буду контролировать свой язык!» Но как?

Плоть (в данном случае – необузданные эмоции) хочет вмешиваться, воровать твой мир! Молитва на языках позволяет Святому Духу взять под контроль наши эмоции и, значит, язык. Ведь сложно одновременно молиться на языках и при этом говорить гадости кому-то. Надо выбрать – поступить правильно. Мы должны применить власть, и нам нужна помощь Святого Духа.

Библия говорит, что это признак зрелости – умение управлять языком. Ядовитая змея не может остановиться в броске. Но у нас есть Дух Святой, поэтому мы можем остановиться вовремя!

Помни: ты создан по образу Творца, Который Своим Словом сотворил небеса и землю. Твоим словам Он придал такую же силу – твои слова либо созидают тебя, либо разрушают. Твоя судьба, здоровье, взаимоотношения, финансы – все сферы твоей жизни, нуждаются в созидательной силе твоих слов. Поэтому, говори только то, что Библия говорит о тебе: созидай свою жизнь Словами Творца!

Самая великая лежит на нас нужда управлять как должно языком своим и обуздывать его. Двигатель языка – сердце; чем полно сердце, то изливается языком. Но, обратно, излившееся чрез язык чувство сердца укрепляется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава.

Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему cамолюбию и что может показать нас, как нам мнится, с лучшей стороны. Многословие в больших случаях происходит от некоего горделивого самомнения, по коему, воображая, что мы слишком многосведущи и что наше мнение о предмете речи самое удовлетворительное, неудержимое испытываем понуждение высказаться и обильною речью с многократными повторениями запечатлеть то же мнение и в сердцах других, навязываясь таким образом им в учителя непрошеные и мечтая иметь иной раз учениками такие лица, которые понимают дело гораздо лучше учителя.

Сказанное, впрочем, относится к таким случаям, когда предметы речи бывают более или менее стоящие внимания. Наибольшей же частью многоречие однозначительно с пусторечием; и в таком случае нет слов для полного изображения зол, происходящих от сего дурного навыка. И вообще многословие отворяет двери души, чрез кои тотчас выходит сердечная теплота благоговеинства, тем паче это делает пустословие.

Многословие отвлекает внимание от себя, и в сердце, таким образом не блюдомое, начинают прокрадываться обычные страстные сочувствия и желания, и иногда с таким успехом, что когда кончится пусторечие, в сердце окажется не только соизволение, но и решение на страстные дела.

Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разноситель ложных вестей и мнений, сеятель разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. После многословия, когда пройдет чад самодовольства, всегда остается некое чувство тоскливости и разленения.

Не свидетельствует ли это о том, что душа и нехотя сознает тогда себя обокраденною?

Апостол Иаков, желая показать, как трудно говорливому удержаться от чего-либо неполезного, грешного и вредного, сказал, что удержание языка в должных границах есть достояние только совершенных мужей: «аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело» (Иак. 3, 2 ).

Язык, коль скоро начнет говорить в свое удовольствие, то бежит в речи, как разнузданный конь, и выбалтывает не только хорошее и подобающее, но и нехорошее и зловредное. Потому апостол сей называет его «неудержимым злом, исполненным яда смертоносного» (Иак. 3, 8 ). Согласно с ним и Соломон еще древле изрек: «от многословия не избежиши греха» (Притч. 10, 19 ). И скажем с Екклезиастом, что вообще кто много говорит, тот обличает свое безумие, ибо обычно только «безумный умножает словеса» (Еккл. 10, 14 ).

Не распространяйся в долгих собеседованиях с тем, кто слушает тебя не с добрым сердцем, чтоб, надокучив ему, не сделать себя для него мерзостным, как написано: «умножаяй словеса мерзок будет» (Сир. 20, 8 ). Остерегайся говорить сурово и высокотонно, ибо и то, и другое крайне ненавистно и заставляет подозревать, что ты очень суетен и слишком много о себе думаешь.

Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных, исключая случаи, когда это необходимо, но и при этом говори как можно короче и скорее. Когда видишь, что другие говорят о себе с излишком, понуди себя не подражать им, хотя слова их кажутся смиренными и самоукорительными.

Что же касается ближнего твоего и дел его, то говорить не отказывайся, но всегда говори короче даже и там и тогда, где и когда это требовалось бы для блага его.

Беседуя, припоминай и старайся исполнить заповедь св. Фалассия, которая гласит: «Из пяти родов предметов речи в собеседовании с другими три употребляй с благоразумием небоязненно; четвертый употребляй не часто, а от пятого совсем откажись» («Добротолюбие», сотня 1-я, гл. 69).

Один из пишущих первые три понимает так: да, нет, само собою или ясное дело; под четвертым разумеет сомнительное, а под пятым совсем неизвестное. То есть, о чем знаешь верно, что оно истинно или ложно и что оно очевидно само собою, о том с решительностью говори как об истинном или как о ложном, или как об очевидном; о том, что сомнительно, лучше не говори ничего, а когда и нужда, говори как о сомнительном, не предрешая; о неизвестном же тебе совсем не говори.

Другой некто говорит: есть у нас пять приемов или оборотов речи: звательный, когда кого призываем; вопросительный, когда спрашиваем; желательный или просительный, когда желаем или просим; определительный, когда решительное о чем выражаем мнение; повелительный, когда начальственно и властно повелеваем.

Из этих пяти первые три употребляй всегда свободно, четвертый – пореже, как можно, а пятого совсем не касайся.

О Боге говори со всем расположением, особенно о Его любви и благости, однако ж со страхом, помышляя, как бы не погрешить и в этом, сказав что о Божественном небоголепно и смутив простые сердца слышащих. Посему люби паче внимать беседам о сем других, слагая словеса их во внутреннейшие хранилища сердца своего.

Когда же говорят о другом чем, то только звук голоса пусть приражается к слуху твоему, а не мысль к уму, который да стоит непоколеблемо устремленным к Богу. Даже и тогда, когда нужно бывает выслушать говорящего о чем, чтоб понять, в чем дело, и дать должный ответ, и тогда не забывай между речью слышимою и говоримою возверзать око ума на Небеса, где Бог твой, помышляя притом о величии Его и о том, что Он не сводит с тебя ока Своего и взирает на тебя то благоволительно, то неблаговолительно, соответственно тому, что бывает в помышлениях сердца твоего, в твоих речах, движениях и делах.

Когда нужно тебе говорить, наперед добре рассуди о том, что высказать всходит на сердце твое, прежде чем перейдет то на язык твой, и найдешь, что многое из сего таково, что ему гораздо лучше не исходить из уст твоих. Но при этом знай, что и из того, что высказать кажется тебе делом хорошим, иному гораздо лучше оставаться похороненным в гробе молчания. Об этом иной раз сам ты узнаешь тотчас по окончании беседы.

Молчание есть великая сила в деле невидимой нашей брани и верная надежда на одержание победы. Молчание очень любезно тому, кто не надеется на себя, а надеется на одного Бога. Оно есть блюстительница священной молитвы и дивная помощница при упражнении в добродетелях, а вместе и признак духовной мудрости. Св. Исаак говорит, что «хранение языка не только заставляет ум воспрянуть к Богу, но и в делах явных, телом совершаемых, втайне доставляет великую силу к совершению их. Оно просвещает и в сокровенном делании, если только кто соблюдает молчание с ведением» («Добротолюбие» в рус. пер., сл. 31, с. 208). В другом месте так восхваляет он его: «Когда на одну сторону положишь все дела жития сего – отшельнического, а на другую – молчание, тогда найдешь, что оно перевешивает на весах. Много есть добрых для нас советов; но когда сблизится кто с молчанием, излишним для него будет делание хранения их» («Добротолюбие» в рус. пер., сл. 41, с. 251).

В другом еще месте называет он молчание «таинством будущего века»; слова же, говорит, «суть орудие мира сего» (там же, сл. 42, с. 263). Святой же Варсонофий ставит его выше богословствования, говоря: «Если ты и едва-едва не богословствуешь, то знай, что молчание более достойно удивления и славы» (там же, отв. 36). Посему хотя бывает, что «иной молчит, потому что не имеет, что сказать; иной... потому что ждет удобного времени для своего слова» (Сир. 20, 6 ), иной по другим каким причинам, «славы ради человеческой или по ревности о сей добродетели молчания, или потому, что держит сокровенное в сердце собеседование с Богом, от коего не хочет отойти внимание ума его» (св. Исаак, сл. 76, с. 546), но вообще можно сказать, что кто молчалив, тот показывает себя благоразумным и мудрым (Сир. 19, 28, 20:5 ).

К тому, чтоб навыкнуть молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: берись за дело сие – и само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом. Для поддержания же усердия к такому труду почаще размышляй о пагубных следствиях безразборной говорливости и спасительных следствиях благоразумного молчания. Когда же дойдешь до вкушений спасительных плодов молчания, тогда не потребуется более для тебя никаких в этом отношении уроков.

преподобный Никодим Святогорец

"Невидимая брань"

Мы любим болтать. У нас в день бывает в среднем 30 разговоров. 1/5 жизни мы разговариваем. За год ваши разговоры составили бы 66 книг по 800 страниц. Мужчины произносят 20 тыс слов в день, женщины – 30 тыс.

Ничто не открывается так не во время, как наш рот. Он производит множество проблем. А вот когда надо (свидетельствовать), он открываться не желает. Кто овладевает языком, становится человеком зрелым. «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». (Иак. 3:2)

А зачем следить за своими словами?

1. Язык направляет мою жизнь. Мои слова становятся моей судьбой. «Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова, кто же нечестен в речи, нечестен во всем». (Индуизм. Законы Ману 4.256) Примеры:

  • Привычка причинять боль другим обрекает на жизнь в конфликтах.
  • Постоянные жалобы и обвинения других ведут к безответственности, а, следовательно, к бесплодности в делах.
  • Матерщина надежно предохраняет вас от появления приличных людей вашем окружении.
  • Если вы грубо материалистичны в своем языке, за идеалы вместе с вами никто бороться не будет.
  • Если вы говорите лозунгами, вас окружат люди глупые.
  • Те, кто вдохновляют других, сами имеют более позитивное восприятие реальности. Могут больше свершить, пользуются авторитетом у других людей.
  • Те, кто говорят искренне, встретят искренних людей.
  • Говорящие правду встретят прямых, открытых и смелых людей, любящих истину.

2. Одним словом можно уничтожить все, что собирал всю жизнь. Одно лишнее слово может лишить тебя друга. Неправильное слово может убить духовного ребенка, разрушить команду, вызвать обвал в сердце человека. Одно слово может воскресить, ободрить, спасти жизнь человека. Целый скандал начинается с одного слова. Одно слово может стать триггером развода. Одно слово может восстановить отношения. Слово может повернуть историю.

Святой Наставник Словом зажег светильник,
И была повержена тьма в храме человеческой самости
И раскрылась драгоценная палата.
И мы были поражены, созерцая это величие
Величие, не поддающееся описанию.
(Сикхизм. Ади-Грантх, Билавал М. 5)

«Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Матф.4:6)

3. Мой язык показывает всем, кто я есть . А я есть человек достаточно противоречивый. «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию». (Иак.3:9) В один миг я славлю Бога, и через минуту кричу: «Заткнись!» Славить Бога – самое высшее предназначение языка. Второе предназначение – свидетельствовать об Истине. Почему мы можем быть так ласковы к детям, и тут же с ними грубы? Язык показывает сердце. Я могу притворяться какое-то время, а потом мой язык меня обязательно выдаст. Кто грубо говорит, имеет злое сердце. Кто везде видит проблемы, имеет страх в своем сердце. Кто много болтает, имеет неспокойное сердце. Кто всех критикует, имеет обиду в сердце. И наоборот, тот, кто говорит мягко имеет любящее сердце. Говорящие правду имеют искреннее сердце.

Как контролировать язык?

1. Новое сердце. Где его взять? Истинные Родители. Рождение свыше через Благословение и подразумевает обретение нового сердца. Революция истины, революция совести и революция сердца. Революция сердца – самая главная революция в человеческой истории. С проблемами в нашей организации мы потеряли сердце. Сейчас важно соединиться с духом Мун Хёнг Джина и обрести сердце снова. Суть нового сердца – сердце спасения. Такое сердце не может молчать о том, что есть Принцип, что есть Истинные Родители. Если мы по-настоящему связаны с Богом, проблемы организации не должны нас волновать уж очень сильно. Конечно, мы оглядываемся, чтобы посмотреть, с кем мы будем строить Страну вселенского мира и единства, но если мы зависим от их решения, значит оно в любом случае уже не наше. Нужно принимать решения без оглядки на других, а потом уже смотреть, кто с тобой, а кого с тобой нет и что можно сделать, чтоб он был. Свидетельствование об истине начинается с самого себя. Не могу свидетельствовать, главным образом, потому что сам не уверен, у самого в сердце сомнения, горечи, обиды и несбывшиеся мечты. Можно не свидетельствовать. Хорошо, допустим Бог это примет. Но как быть со своим сердцем? Самому-то каково это все носить в себе? Хочу ли я этого?

2. Просить Бога о помощи. Чтобы контролировать себя, нужна сверхъестественная сила. Так просто, самому по себе, будет очень нелегко это сделать. Присутствие Духа Божьего не в том, чтобы говорить на неизвестных языках, а в том, чтобы контролировать свой язык. Чтобы испускать Божественное, нужно получать больше Божественно. Что посеешь, то и пожнешь. Надо впускать в себя Слово Бога (традиция хундокхве). «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих». (Пс.140:3)

3. Думай, потом говори. Нужно больше слушать. Не спешить сказать. Это важное правило. Если больше слушаете, не будете поспешно говорить, а значит не будете поспешно гневаться. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык». (Иудаизм и христианство. Книга пророка Исайи 45:22-23)

Священник Иоанн Павлов

16. О грехах языка и слова

Есть в Новом Завете одно место, где апостол Иаков рассуждает о грехах слова. Там говорится, что язык, хотя и малый член в человеческом теле, но часто он делает много зла. Язык назван у апостола разжигаемым от геенны огнем, прикрасой неправды и исполненным смертоносного яда злом, которое до конца укротить никто из людей не может. Из этих слов хорошо видно, братия и сестры, насколько серьезны грехи нашего языка. И это совершенно неудивительно: ведь дар слова есть один из высших Божиих даров человеку, а потому и грехи, извращающие этот дар, есть грехи очень нехорошие.

Человек - существо словесное, в отличие от бессловесных животных. Даже само имя «человек» некоторые производят от слова «словек» - то есть словесное существо. Но главное даже не в этом, а в том, что наш Бог и Создатель есть Бог Слово. «Слово» - это одно из имен Божиих. «В начале было Слово», - читаем мы в Евангелии. И по этой причине грехи языка и слова есть грехи тяжкие, ибо они относятся лично к Нему, к ипостасному Слову, ко второму Лицу Троицы.

Дар слова есть таинственный дар, и мы знаем, что слово может обладать великой силой. Сама наша вселенная, как известно, была сотворена словом Божиим. «Словом Господа сотворены небеса», - говорит царь и псалмопевец Давид. И вот этот дар слова, данный нам, мы можем использовать как во благо, так и во зло. Бог дал его человеку, чтобы он использовал его во благо. Но увы, очень часто мы используем его именно во зло. И конечно, к этому всегда нас пытается склонить диавол, который хорошо знает, что грехи слова очень опасны и гибельны для человека. Что же это за грехи? Попробуем коротко перечислить основные из них.

Первый такой грех есть празднословие. Празднословие - это когда мы много говорим ни о чем, расточая дар слова на суету и пустоту. Люди грешат этим грехом постоянно, бывают готовы празднословить с кем угодно и где угодно - дома ли, на работе, в гостях или, например, в храме. Многие способны часами разговаривать по телефону. Совершенно очевидно, что большая часть таких разговоров относится именно к празднословию, ибо это разговоры в прямом смысле ни о чем, - по народной пословице: говорит весь день до вечера, а послушать нечего. Однако Божественный дар слова слишком велик, чтобы расточать его бездумно, бесцельно и бессмысленно. Такое бесцельное расточение является грехом. В Евангелии Христос говорит, что за каждое праздное слово на последнем Суде люди дадут ответ. Как же мы будем отвечать за наши праздные слова? Ведь таких слов у нас окажутся целые моря или океаны?

Кроме того, празднословие крайне пагубно сказывается на духовной жизни человека. Оно опустошает душу и изгоняет из нее Благодать Божию. Святые отцы приводили такое сравнение: если в натопленной бане часто открывать дверь, то жар быстро улетучивается. Так бывает и у нас: приходит в душу Благодать, например, через молитву или Причастие, но мы, предаваясь празднословию, быстро ее выбалтываем, и душа снова становится пустой...

Если бы грехи слова ограничивались одним только празднословием, то это было бы полбеды. Однако за празднословием следует и к нему легко примешивается целый ряд других грехов, и часто грехов тяжких. Таких, например, как осуждение. Ведь очень часто именно оно бывает главной темой наших разговоров. Мы привыкли осуждать всех и вся: родственников, соседей, начальников, сослуживцев, политиков и кого угодно. Между тем многие святые отцы, например преподобный Амвросий Оптинский, говорят, что из всех заповедей Евангелия самой важной является заповедь «не судите». Осуждение ненавистно Богу, оно есть как бы донос на своего ближнего. Осуждая, мы обвиняем перед Богом того или иного человека, доносим на него. И этим мы уподобляемся диаволу, о котором сказано в Писании, что он клевещет перед Богом на людей день и ночь, то есть является доносчиком. Господь дал нам заповедь, чтобы мы любили друг друга, а мы, вместо этого, осуждаем и доносим Ему друг на друга. Причем почти всегда эти доносы бывают ложными, по той простой причине, что наш суд о каком-либо человеке в большинстве случаев является ошибочным, неверным.

Осуждением словесные грехи не заканчиваются. Грех осуждения легко переходит у нас в прямое злословие, и тогда мы начинаем оскорблять, обзывать и ругать людей бранными словами, забывая, что за все это нам угрожает в прямом смысле геенна огненная. Ибо написано в Евангелии: кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Бывает, что в порыве гнева человек доходит до того, что проклинает других людей, и подчас даже самых близких. Проклятие - это страшное дело, особенно в тех случаях, когда родители проклинают детей. Такое проклятие может иметь действие, враг может как бы поймать безумное слово отца или матери и через него получить право и доступ к человеку для своей деятельности, которая всегда несет с собой зло и разрушение. Увы, имеется немало примеров из жизни, подтверждающих справедливость сказанного.

Следующий, также очень распространенный грех языка, - это сквернословие. Кто же вынуждает тебя сквернословить, о человек? Неужели тебе нельзя говорить по-человечески, без гнусных матерных слов и выражений? И ведь люди часто сквернословят без всякой видимой причины, даже и не для красного словца, а просто так, по скверной безмозглой привычке. Нужно ли говорить, что сквернословие и матерная брань - это тяжкий грех? Ведь если даже за праздное слово нам будет непросто отвечать перед Богом, то как мы ответим за скверные и матерные слова?

Еще из грехов языка следует упомянуть грехи лжи и лицемерия. Как и грех осуждения, ложь и лицемерие также по своей сути являются самыми что ни на есть диавольскими грехами, ибо эти качества глубоко присущи диаволу, названному в Евангелии отцом лжи. Он также есть и отец лицемерия, потому что, будучи ангелом тьмы, всегда принимает вид Ангела света. И тот человек, который привык врать и лицемерить, должен знать, что этим он уподобился диаволу и сроднился с ним.

Итак, мы коротко перечислили грехи языка. Как видно, среди них действительно есть много грехов нехороших и тяжких. Еще раз скажем: слово - это великий Божий дар, а любой великий дар, в зависимости от того, как им пользоваться, может стать причиной и великого блага, и великого зла. Вот и слово - оно может созидать, а может разрушать, может лечить, а может убить, может нести благословение, а может проклятие. Будем же всегда об этом помнить, братия и сестры, будем очень внимательны и осторожны в том, как мы пользуемся словом. Постараемся обуздать наш язык и не допускать, насколько возможно, совершения тех грехов, о которых мы говорили. Конечно, обуздать свой язык бывает очень непросто, и апостол Иаков прямо говорит, что это дело принадлежит совершенным. Но мы ведь как раз и призваны к христианскому совершенству, призваны Самим нашим Господом и Создателем. Поэтому если потрудимся и приложим усилия, то Господь нам будет помогать, и мало-помалу мы научимся использовать дар слова так, как и нужно его использовать, - во благо и во спасение. Аминь.