Сказки Катаев В.П. Конспект нод по развитию связной речи "пересказ рассказа "грибы" (по в.катаеву) Рассказ катаева грибы


Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области коммуникации в подготовительной группе (развитие речи)
Тема: Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»
Цели:
Коррекционно - образовательные:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту, пользуясь мнемоквадратами;
Коррекционно - развивающие:
- обобщить и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах, местах их произрастания,
- активизация словаря по теме,
- развивать связную речь, употребление в речи прилагательных, согласование их с существительными,
- развивать мышление,
- координацию речи с движением, развитие мелкой моторики
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе,
- воспитывать и прививать интерес к художественному слову,
- развивать способность откликаться на музыку.
Оборудование: оформление зала «Осенний лес», мультимедиа-проектор, шапочки-грибы для детей, костюм для персонажа «Гриб-боровик, костюм «Осень», листики из цветной бумаги, мнемоквадраты, предметные картинки с изображением грибов, фонограмма П. И. Чайковского «Осенняя песня» («Времена года»)
Предварительная работа: Отгадывание загадок по теме, чтение и беседа по произведению Я. Тайца «По грибы», рассматривание иллюстраций.
Ход:
Орг. момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с вами подарим им улыбки и наше приветствие.
Дети: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
Загадка. Воспитатель: Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Вот сейчас я загадаю вам загадку о времени года, а вы попробуете её разгадать.
Приходит по луже, уходит по стуже (осень). Чем нас радует осень?
Игра «Расскажи про осень». На проекторе появляются изображения примет осени. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
- Листья на деревьях осенью какие? (желтые, красные)
- Деревья осенью какие? (печальные, разноцветные)
- Трава какая осенью? (сухая, коричневая, желтая)
- Небо какое? (ясное или хмурое)
- Тучи какие? (серые, большие)
- Дождик осенью какой? (проливной, холодный)
- Осень какая (красивая, печальная)
Сюрпризный момент. Воспитатель: к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, я приглашаю вас ко мне в гости, в осенний лес. Но, чтобы попасть в лес, вам нужно отгадать загадку.
С уважением, гриб(какой угадайте)»
Воспитатель загадывает загадку.
1.Этот гриб живёт под елью, под её огромной тенью.
Мудрый бородач – старик,
Житель бора – (боровик). Появляется гриб-боровик.
«Нас ведет тропа лесная
Прямо в чудный, светлый бор.
Где-то рядом осторожный
Слышу тихий разговор.
Присмотритесь: из-за кочки
Прям на нас глядят грибочки!»
- Давайте отгадаем, как они называются?
Выходят дети-грибы и загадывают о себе загадки.
2. Это не секрет для вас:
Нет грибов дружнее нас!
На пеньках растет в лесу,
Как веснушки на носу (опята). Они растут около пней, потому так и называются.
3.Я – грибок нарядный,
Расту с осиной рядом.
На голове ярко-красный берет
Вы узнали меня или нет? (подосиновик)
4.Я коричневого цвета
На пятнистом корешке.
И расту я под берёзой
Во тенёчке, в холодке (подберёзовик)
5.Я лесная краса,
Рыжая, словно лиса.
И со мной мои сестрички
Золотистые … (лисички)
4. Речь с движением «Грибные дожди». Гриб – боровик приглашает детей пойти в лес и поиграть (звучит музыка).
Долго шли дожди грибные
И грибницу всю полили … (дети совершают ритмичные движения кистями и пальцами рук – дождь идет)
Взяли грибники корзинки,
В лес грибной пошли тропинкой (дети ходят)
Подошли к грибной опушке, там грибные вьются мушки (машут руками)
И съедобные грибочки выросли на каждой кочке (присаживаются на корточки, поднимаются на ноги)
Сыроежка и масленок,
Груздь, лисичка и опенок,
Подосиновик, волнушка,
Подберёзовик, горькушкаИ большой красивый гриб,
Что зовется боровик (дети поочередно сгибают и разгибают пальцы на руке, перечисляя грибы)
Из грибов красивых, чистых
Сварим суп грибной, душистый (одной рукой изображают кастрюлю, другой помешивают суп)
5. Дыхательная гимнастика «Осенний ветер». Предлагается детям подуть на листочки (дети прощаются с грибом и возвращаются в детский сад)
6. Чтение педагогом рассказа В. Катаева «Грибы»
К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка.
- Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
- Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.
- Нет, я лучше, - сказала Женя.
А Инночка промолчала.
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
- Я лучше всех собрал! – кричит Павлик издали. – У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
- Не удивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, Павлик.
- Ага! – кричит Женя. – Я ж говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые красивые грибы – красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
- Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в стороне и помалкивает.
- А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, что насобирала.
- У меня совсем мало, говорит Инночка.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных, крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.
7. Беседа по содержанию.
- Кто приехал в гости к Жене и Павлику?
- Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?
- Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?
- Как вы оцениваете их поступки?
- Кто больше насобирал грибов?
Какие грибы оказались у Павлика и Жени?
- Почему Инночка стояла в стороне?
- Что увидела мама в её корзине?
- Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
8. Физминутка. «По грибы»
Мы шли, шли, шли (маршируют, руки на поясе)
Боровик нашли (наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот)
Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)
Мы идем искать опять (наклоны вперед, руки касаются носков)
9. Повторное чтение с установкой на пересказ.
10. Пересказ рассказа детьми с помощью мнемоквадратов.
11. Итог. Воспитатель оценивает рассказы детей. Входит осень, приносит угощение «Дары осени».


Приложенные файлы

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи.

Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»

Цели:

1. коррекционно-образовательная: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;

2. коррекционно-развивающие:

· уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;

· упражнять в согласовании числительных с существительными;

· развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

3. коррекционно-воспитательная: воспитывать и прививать интерес к художественному слову.

Оборудование : текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту, предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «По грибы»

Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.

2. Объявление темы.

Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением

Грибы

В. П. Катаев

Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка.

Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.

Нет, я лучше, - сказала Женя.

А Инночка промолчала.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

Я лучше всех собрал! - кричит Павлик издали. - У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

Не удивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, Павлик.

Ага! - кричит Женя. - Я ж говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые красивые грибы - красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в стороне и помалкивает.

А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, что насобирала.

У меня совсем мало, - говорит Инночка.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных, крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.

Кто приехал погостить к Жене и Павлику?

Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?

Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?

Как вы оцениваете их поступки?

Кто больше насобирал грибов?

Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?

Почему Инночка тихо стояла в сторонке?

Что увидела мама в ее корзинке?

Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

4. Игра «Сосчитай грибы».

У каждого ребенка - по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика..., семь боровиков и т. д.»

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

— Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.
Мой сайт:

– Но моя тетушка сама, собственными глазами читала в старинной волшебной книге! – начала Каролина голосом, дрожащим, как струна, от горя, отчаяния и ревности, которые разрывали ее сердце.

– Ах, мадам, не следует особенно доверять старинным, а тем более волшебным, книгам. Если бы все, что пишется в старинных и волшебных книгах, было правда, то жить было бы гораздо легче и веселее. Но, я вижу, вы плачете?

Когда красавец Дельфин вышел со своей молодой женой, медузой Кризолитой, из церкви, на паперти среди других нищих рыб стояла Каролина – старая, сгорбленная, со слезами на некогда прекрасных глазах.

Кризолита узнала ее и шепнула своему мужу:

– Обратите, ваше высочество, внимание на эту бедную женщину. Когда-то она была очень красива. Мы с ней учились в одной школе. Она имела большой успех в обществе.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

– Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришел старик – поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь, в лесу, у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

– Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

– Ну, дети, – сказала мама, – нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

– Я лучше всех собираю, – сказал Павлик.

– Нет, я лучше, – сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны.

Через час возвращаются.

– Я лучше всех собрал! – кричит Павлик издали. – У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

– Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки да собачьи грибы . Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

– Aгa! – кричит Женя. – Я же говорила, что я лучше всех собираю! Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы – красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов.

Посмотрела мама и засмеялась:

– Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

– А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, что насобирала.

– У меня совсем мало, – говорит Инночка застенчиво.

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.
- Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
- Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.
- Нет, я лучше, - сказала Женя.
А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
- Я лучше всех собрал! - кричит Павлик издали. - У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
- Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.
- Ага! - кричит Женя. - Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы - красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
- Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.
- А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.
- У меня совсем мало, - говорит Инночка застенчиво.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца - подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.
А сверх того ещё целое гнездо опят - удалых ребят.