Страхование государственных служащих от несчастных случаев. Государственное страхование

Эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, в соответствии с федеральным законом ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9.1) при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, - возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации; расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы. Возмещение расходов, предусмотренных настоящим пунктом, производится в порядке и на условиях, которые установлены для возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

9.2) обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным

2. В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

3. Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты страхования государственных служащих

1.2 Обзор страховых компаний, страхующих государственных служащих

1.3 Зарубежный опыт страхования государственных служащих на примере Мексики

Глава 2. Анализ современных тенденций развития страхового рынка в России

2.1 Общий обзор тенденций российского рынка страховых услуг

2.2 Специализация рынка

2.3 Страхование жизни

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

Пенсионным;

Обязательного медицинского страхования;

Социального страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Целью данной курсовой работы является изучение и нормативно – правовых основ страхования государственных служащих. Для достижения цели в первой главе курсовой работы представлен теоретический аспект страхования государственных служащих, во второй главе представлен анализ современных тенденций развития страхового рынка в целом по России. В третьей главе курсовой работы представлены основные выводы и предложения по совершенствованию системы страхования государственных служащих в России.


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

1.1 Гарантии государственных служащих

Государственному служащему, в соответствии с действующим законодательством гарантируется:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

6) обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

7) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

9) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;

10) защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.

Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Расходы, связанные с предоставлением гарантий, предусмотренных настоящей статьей, производятся за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.

Администрация государственного органа обязана обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм труда, которые целесообразно устанавливать для каждого государственного служащего.
Такими условиями являются:

1) исправное состояние техники, включая обеспечение техникой;

2) своевременное обеспечение документацией и информацией, необходимой для исполнения своей функции;

3) надлежащее качество техники и материалов;

4) своевременное обеспечение рабочего места энергией;

5) безопасные и здоровые условия труда, включая обязанность администрации соблюдать нормы по технике безопасности, освещенности, отопления, вентиляции, устранения вредных последствий шума, излучения и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье государственного служащего.

Оборудование рабочего места государственного служащего может быть определено в должностной инструкции. Все остальные условия труда устанавливаются в различных правилах, принимаемых в государственном органе. Например, это - Правила по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности и другие.

Если государственный служащий не исполнил свою обязанность из-за того, что администрация не обеспечила его необходимыми условиями, то он освобождается от ответственности.

Часть гарантий для государственного служащего конкретизирована в соответствующих статьях настоящего Закона, другая часть - в специальных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ.

Медицинское обслуживание государственного служащего и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию гарантируется следующим образом.

Государственные служащие прикрепляются к какому-либо медицинскому центру решением соответствующей комиссии.
Порядок и условия обязательного государственного страхования регулируются гражданским законодательством. Законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Оно осуществляется непосредственно на основании законов о таком страховании за счет средств, выделяемых на эти цели из государственного бюджета соответствующим министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти.

Все сотрудники государственных налоговых инспекций подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Согласно ст. 17 этого Закона при гибели сотрудника инспекции в связи с осуществлением служебной деятельности его семье или иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. При нанесении сотруднику тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и, кроме того, в течение 10 лет - разница между размерами его должностного оклада и пенсии, а при нанесении менее тяжких телесных повреждений - только единовременное пособие в указанном размере.

Аналогичные нормы предусмотрены и в некоторых других законах, касающихся отдельных профессиональных групп, в частности, сотрудников федеральных органов государственной безопасности (ст. 16 Закона "О федеральных органах государственной безопасности"), сотрудников кадрового состава органов внешней разведки (ст. 22 Закона "О внешней разведке").

Гарантированное государственным служащим обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности регламентируется ст. ст. 236 - 241, 243 ТК и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Президиумом от 12 ноября 2004 г., с последующими изменениями и дополнениями.

При заболевании, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, карантине и протезировании, государственному служащему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Основание выплаты - больничный лист (листок нетрудоспособности), выданный в соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.

Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до определения медико - социальной экспертной комиссией группы инвалидности.

Из этого правила установлены некоторые исключения. Например, при бытовой травме пособие выдается с шестого дня нетрудоспособности. Однако если травма явилась результатом стихийного бедствия (землетрясения, наводнения, урагана, пожара и т.п.) либо анатомического дефекта пострадавшего, действует общее правило.
В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, государственный служащий может быть лишен пособия. Так, оно не выдается в случае умышленного причинения вреда своему здоровью с целью уклонения от служебных обязанностей; в случаях, если нетрудоспособность наступила вследствие травмы, полученной при совершении работником преступления, и др.Размер пособия зависит от причины заболевания, продолжительности непрерывного трудового стажа и некоторых других обстоятельств.

Следует отметить, что в данном случае учитывается любой трудовой стаж, а не только на государственной службе.

Пособие при временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания выдается в размере 100 процентов заработка. В таком же размере оно выплачивается государственным служащим: имеющим непрерывный стаж 8 и более лет; имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 (учащиеся - 18) лет (за некоторыми исключениями, связанными с увольнением по инициативе руководителя государственного органа за виновные действия); являющимся инвалидами Отечественной войны и приравненными к ним в отношении льгот; если временная нетрудоспособность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга.

В размере 80 процентов заработка пособие выплачивается государственным служащим: имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет; имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет, если они являются круглыми сиротами и не достигли 21 года.

Остальным пособие выдается (по общему правилу) в размере 60 процентов заработка. Во всех случаях размер пособия не может быть менее 90 процентов минимальной оплаты труда.

Если в связи с заболеваниями, трудовым или иным увечьем государственного служащего будут установлены признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и необходимость социальной защиты, он направляется на медико-социальную экспертизу для определения группы инвалидности. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации могут установить для государственных служащих и иные гарантии, позволяющие им более эффективно исполнять свои обязанности.

Таким образом, ст. 15 определяет лишь минимальный уровень гарантий - условий для работы, который должен обеспечить государственный орган. Этот уровень является правом государственного служащего, на которое он может претендовать.

Государственному служащему и членам его семьи обеспечивается государственная защита от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им своих обязанностей по должности.

Основания и порядок применения мер такой защиты подлежат определению в специальном федеральном законе.

В настоящее время они урегулированы лишь для отдельных категорий государственных служащих предусматриваются следующие виды государственной защиты:

-применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях охраны жизни и здоровья защищаемых лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

- применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

- осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае гибели (смерти) защищаемых лиц, причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Органы, обеспечивающие безопасность, могут применять с учетом конкретных обстоятельств следующие меры:

- личную охрану, охрану жилища и имущества;
выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

- временное помещение в безопасное место;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

- переселение на другое место жительства;

- замена документов, изменение внешности.

Расходы на содержание государственной службы являются составной частью расходов соответствующего бюджета на управление и включают затраты на: денежное содержание государственных служащих, материально - бытовое и социальное обеспечение, государственное страхование, повышение квалификации и переподготовку государственных служащих, организацию управления государственной службой.

По элементам затрат расходы, связанные с предоставлением гарантий государственным служащим, предусматриваются в бюджетной классификации.

По элементам затрат расходы по реализации гарантий, предусмотренных комментируемой статьей, в бюджетной классификации подразделяются на:

- фонд заработной платы административно - управленческого аппарата, в который входит заработная плата штатного персонала по должностным окладам и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- начисления взносов на фонд заработной платы в обязательное государственное социальное страхование, пенсионный фонд по установленным тарифам;

- командировки, служебные разъезды (оплаты за проезд, суточные, подъемные и т.п.) и другие затраты.

Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании во вторник рекомендовал отклонить законопроект, устанавливающий обязательное государственное страхование депутатов законодательных органов власти субъектов РФ. Законопроект предусматривает, что обязательное страхование депутатов должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Федерации в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ. Целью поправок является делегирование субъектам РФ права принимать законы, регулирующие обязательное государственное страхование депутатов законодательных органов власти субъектов РФ. Комитет отмечает, что законопроект противоречит действующему законодательству. В частности, в соответствии с законом "Об организации страхового дела в РФ" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются только федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а не законами субъектов РФ. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу РФ посредством обязательного государственного страхования осуществляется страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Депутаты законодательных собраний субъектов РФ не относятся к категориям госслужащих, следовательно, для них не может быть установлено законом обязательное государственное страхование. В связи с этим комитет не поддерживает принятие законопроекта.

Страхование для граждан стало привычным делом. Последнее новшество, следующее европейской моде — медицинское страхование государственных служащих. Такая программа позволяет населению воспользоваться перечнем услуг, не входящих в ОМС. Например, предприятиям предлагается страхование госслужащих от несчастного случая.

Особенности ДМС государственных служащих

В мед. страхование обязательного типа (сокращенно ОМС) входит минимальный перечень лечебных и профилактических услуг и несложных операций (например, сюда не включены оперативные вмешательства в сердце или другие органы).

Дополнительно государственным предприятиям предоставляется ДМС страхование госслужащих. Услуга представляет собой договорное соглашение предприятия с медицинской организацией, обязующей предоставлять лечение или проведение профилактических мероприятий работникам.

Финансовая сторона

Наша компания «ЕВРОИНС» предоставляет услуги добровольного медицинского страхования, в том числе и страхование здоровья государственных служащих. Цена страхового пакета зависит от медучреждений, предоставляющими услуги по лечению, выбора медикаментов, сроков и пр. При этом стоит помнить, что многие медикаменты импортируются, и их стоимость зависит от курса валют. Итоговая стоимость ДМС госслужащих зависит от:

  • перечень предоставляемых услуг в рамках пакета;
  • численность застрахованных работников;
  • уровень мед. учреждений, предоставляющих услуги;
  • возраст работников.

В договоре могут быть обговорены различные дополнительные услуги.

Обязательное личное государственное страхование установлено рядом законодательных актов для лиц, находящихся на государственной, в том числе и на военной, службе.
В соответствии со статьей 1 ФЗ «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ: государственная служба Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Общие положения о гарантиях государственного страхования впервые были установлены ФЗ от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы». Государственному служащему гарантируется «обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей».

Гражданский кодекс в статье 969 предусматривает, что обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества может быть установлено для определенных категорий госслужащих в целях обеспечения социальных интересов граждан и государства. Однако само понятие «государственные служащие» в ГК РФ точно не установлено.

Понятие «государственный служащий» в отношение государственного обязательного страхования за счет средств бюджета применимо к членам Совета Федерации, Депутатам Государственной думы, судьям, работникам прокурорского надзора, военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, сотрудникам милиции, сотрудникам налоговых инспекций, к должностным лицам таможенных органов, к должностным лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, к сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки .



Подлежат государственному личному страхованию работники, осуществляющие приватизацию.

Обязательное личное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации министерствам и ведомствам, которые выступают в роли страхователей. Так, военнослужащие внутренних войск, судьи, прокурорские работники подлежат страхованию за счет федерального бюджета, сотрудники милиции – за счет соответствующих бюджетов и средств, поступающих в специальные фонды на основе договоров от учреждений и организаций, которые пользуются услугами милиции. При обязательном государственном личном страховании страховыми случаями для лиц гражданских ведомств – судей, прокурорских работников, чиновников налоговой инспекции – являются: гибель (смерть) застрахованного лица, причинение телесных повреждений разной степени тяжести, исключающих и не исключающих возможность заниматься профессиональной деятельностью.

Правовой базой обязательного личного государственного страхования является комплекс законодательных актов, принятых в разное время за последние годы. Нормы об обязательном страховании включались в Законы «О милиции», «О прокуратуре», «О внешней разведке» и т.д. В каждом отдельном случае в конкретных законах определялись объекты и субъекты обязательного страхования, порядок заключения договоров, система финансирования расходов на обязательное государственное страхование. Важно отметить, что в принципе эти юридические конструкции имеют много общего, так как регулируют сходные правоотношения.

Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, военные сборы и служба.

Страховщиками по данному страхованию выступают страховые организации, получившие лицензию в установленном законом порядке. При этом имеются особые условия для получения таких лицензий. К означенной страховой деятельности допускаются страховые организации, уставный капитал которых сформирован без участия иностранных инвестиций и которые функционируют как страховщики в области личного страхования не менее одного года.

Страховыми случаями при обязательном государственном личном страховании являются для лиц гражданских специальностей – судей, прокурорских работников, работников органов, осуществляющих приватизацию, и других: гибель (смерть застрахованного лица), причинение увечья или иного повреждения здоровья, исключающих (либо не исключающих) возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью. Для военнослужащих и приравненных к ним лиц страховыми случаями являются: гибель (смерть), увечье (ранение, контузии, травмы), заболевание, полученное в период прохождения ими военной (иной приравненной) службы или военных сборов, и некоторые иные.

Законодательство устанавливает различные размеры выплат по обязательному личному государственному страхованию применительно для каждой группы застрахованных лиц.

По поводу государственного страхования депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации Федеральным законом о «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» определено: «Член Совета Федерации, депутат Государственной думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной думы.

При этом в качестве страховых случаев обозначены: гибель (смерть), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья.

В случае причинения члену Совета Федерации, депутату Государственной думы увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной думы на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.

В случае гибели (смерти) члена Совета Федерации, депутата Государственной думы каждому члену их семей устанавливается ежемесячное пособие в размере четырехкратного минимального размера пенсии по старости. Круг членов семьи, имеющих право на получение пособия, и сроки выплаты такого пособия устанавливаются в соответствии с пенсионным законодательством.

По поводу обязательного государственного личного страхования судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в РФ» от 20 июня 2000 года с изменениями от 15 декабря 2001 года (статья 20), объектом обязательного государственного страхования являются: жизнь и здоровье судьи. Страховыми случаями являются: гибель (смерть) судьи; увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее прекращение профессиональной деятельности; телесные повреждения или иное повреждение здоровья, не повлекшие прекращения профессиональной деятельности.

Жизнь и здоровье судьи, народного заседателя, присяжного заседателя, судебного исполнителя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника федерального органа государственной охраны, сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального или соответствующих других бюджетов в сумме, равной 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания) занимающего соответствующую должность.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, – его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи; причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере трехлетней заработной платы судьи; причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере годовой заработной платы судьи.

В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в виде заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

При этом пенсия по инвалидности, назначенная судье в связи с увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после увечья, в счет возмещения вреда не засчитываются. Также не засчитываются в счет возмещения вреда заработок, получаемый потерпевшим судьей после увечья, а также выплаты, полученные им по обязательному государственному страхованию.

В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.

Указанный порядок выплаты применяется и в случае гибели (смерти) пребывавшего в отставке судьи, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.

Выплаты по возмещению вреда производятся за счет федерального бюджета.

Вышеописанные правила не применяются, если в предусмотренном законом порядке будет установлено, что причинение вреда судье и членам его семьи не связано со служебной деятельностью судьи.

Порядок и условия осуществления государственного обязательного страхования прокуроров и следователей определяется Федеральным законом «О прокуратуре РФ» в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года. В соответствии с пунктом 4 статьи 45 данного закона «прокуроры и следователи прокуратуры подлежат обязательному государственному личному страхованию так же, как и судьи, за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания», т.е. их трехлетнему заработку.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, – их наследникам в размере, равным 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора или следователя; причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере, равном 36-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания; причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, – в размере, равном 12-кратному размеру их среднемесячного содержания.

В случае причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между их средним денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию.

В случае гибели (смерти) прокурора или следователя в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных со службы прокурора или следователя, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам их семей, находившимся на их иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного содержания погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. Для определения указанной части денежного содержания среднемесячное денежное содержание погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных. За семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели (смерти) прокурора или следователя.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего прокурору или следователю или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке.

Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) прокурора или следователя, причинении им телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего им имущества, которым установлено, что эти события не связаны с их служебной деятельностью.

В соответствии с Законом РФ «О милиции» от 18.04.1991 го­да № 1026-1 все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, использовавших услуги милиции.

В соответствии со статьей 29 Закона РФ «О милиции»: в случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности выплачивается денежная компенсация за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры об оказании услуг. Ущерб, причиненный имуществу сотрудника милиции или его близким в связи со служебной деятельностью сотрудника милиции, возмещается в полном объеме из средств соответствующего бюджета с последующим взыскание этой суммы с виновных лиц.

В соответствии со статьей 22 ФЗ от 10.01.1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» осуществляется социальная защита сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации и членов их семей.

Все сотрудники кадрового состава этих органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму их пятнадцатилетнего денежного содержания.

Вред, причиненный здоровью сотрудника кадрового состава органа внешней разведки Российской Федерации или члена его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается в полном объеме за счет средств федерального бюджета. Из этих же средств указанным лицам выплачивается единовременное пособие в размерах от годового до семилетнего денежного содержания, установленного на день начисления пособия, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

В случае гибели сотрудника кадрового состава органа внешней разведки Российской Федерации или члена его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности государство оплачивает расходы по подготовке к перевозке и по перевозке останков к месту захоронения, оговоренному в завещании или указанному близкими родственниками (в случае их отсутствия – руководством органа внешней разведки Российской Федерации), а также расходы по захоронению останков сотрудника внешней разведки Российской Федерации. Семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере его пятнадцатилетнего денежного содержания, установленного на день начисления пособия. Помимо этого семья погибшего пользуется льготами при решении вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, установленном федеральными законами.

Государство обязано всемерно содействовать освобождению сотрудника кадрового состава органа внешней разведки Российской и членов его семьи, задержанных, арестованных или осужденных за пределами территории Российской Федерации в связи с осуществлением разведывательной деятельности.

В случае полной или частичной утраты сотрудником кадрового состава органа внешней разведки Российской Федерации профессионально пригодности в результате его расшифровки или по другим, не зависящим от него причинам, орган внешней разведки Российской Федерации обязан трудоустроить указанного сотрудника или создать условия для его профессиональной переподготовки, включая компенсацию связанных с этим расходов.

Имущественный ущерб, нанесенный сотруднику кадрового состава органа внешней разведки Российской Федерации и членам его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается государством за счет средств федерального бюджета в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В феврале 1998 года Государственной думой был принят Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции ». Закон вступил в действие с 1 июля 1998 года. Данный акт регламентирует обязательное страхование самой многочисленной категории лиц, подлежащих государственному страхованию, и его принятие способствовало совершенствованию правового регулирования и правоприменение в данной сфере.

Названные объекты подлежат страхованию со дня начала службы по день ее окончания.

Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; установление застрахованном лицу инвалидности в период происхождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период происхождения военной службы, службы, военных сборов; получение застрахованным лицом в период происхождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии).

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и бабушка застрахованного лица – при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха застрахованного лица – при условии если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечные застрахованного лица.

Размеры страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним по страхованию лицам, а в случае их гибели (смерти) выгодоприобретателям определяются исходя из месячного денежного содержания застрахованных. Тяжесть последствий страхового случая определяет параметры выплат, выраженные в окладах месячного денежного содержания.

В случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы, военных сборов или до истечения одного года после увольнения со службы или после окончания сборов в результате увечья или заболеваний, полученных в период прохождения службы, каждому выгодоприобретателю выплачивается страховая сумма в размере 25 окладов месячного денежного содержания застрахованного лица.

В случае установления застрахованному лицу инвалидности по тем же основаниям и в те же сроки страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу, соответственно составляют: для инвалида I группы – 75 месячных окладов денежного содержания, II группы – 50 окладов и III группы – 25 окладов.

Закон точно устанавливает основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы. Это ситуации, когда страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного судом общественно опасным, когда страховой случай находился в установленной судом прямой причинной связи с опьянением застрахованного лица и, наконец, когда страховой случай явился результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью и самоубийства. Из последней позиции Закон предусматривает существенное исключение. Если смерть последовала в результате самоубийства застрахованного лица, которое находилось на службе, военной службе не менее двух лет, страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы.

Страхование от несчастных случаев

В данном виде страхования выплаты осуществляются при утрате застрахованным здоровья, наступившей вследствие несчастных случаев и болезней. Обычно страховая защита предоставляется и на случай смерти от указанных причин. Страхование от несчастных случаев и болезней производиться в обязательном и добровольном порядке.

Обязательное страхование закрепляется в отношении военнослужащих, должностных лиц таможенных органов, сотрудников государственной налоговой службы и некоторых других категорий государственных служащих (обязательное государственное страхование). Законодательством предусматривается обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта.

Обязательное государственное страхование государственных служащих и иных лиц финансируется из бюджета. Обязательное личное страхование пассажиров оплачивается самими гражданами.

Добровольное страхование от несчастных случаев заключается физическими или юридическими лицами на случай причинения вреда жизни и здоровью самого страхователя или застрахованного лица в результате наступления несчастного случая. В договоре может быть указан выгодоприобретатель как получатель страховой суммы в случае смерти застрахованного лица.

Под несчастным случаем понимают одномоментное внезапное воздействие различных внешних факторов (физических, химических, технических и т.д.), характер, время и место которых могут быть однозначно определены, которые произошли помимо воли застрахованного лица и привели к телесным повреждениям, нарушениям функций организма застрахованного лица или его смерти.

К несчастным случаям относится воздействие следующих факторов: стихийное явление природы, взрыв, ожог, обморожение, утопление, действие электрического тока, удар молнии, солнечный удар, нападение злоумышленников или животных, падение предметов, случайное острое отравление, различные травмы полученные при движении средств транспорта либо при пользовании механизмами, машинами, оружием, инструментами.

Если иное не установлено Правилами (либо договором страхования), то к несчастным случаям не относят: любые формы острых, хронических и наследственных заболеваний, анафилактический шок, инфекционное заболевания, пищевую токсикоинфекцию (сальмонеллез, дизентерия и др.).

Страховщики могут вводить ограничения для застрахованных лиц по возрасту, состоянию здоровью (наличие инвалидности, потребление наркотиков, алкоголизм, наличие стойких нервных или психических расстройств).

Объектом страховой защиты являются не противоречащие законодательству имущественные интересы застрахованного лица и страхователя, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью застрахованного лица. Страхователь должен иметь интерес в сохранении здоровья и трудоспособности застрахованного.

Страховым случаем будет являться несчастные случаи, произошедшие во время действия договора, на территории проведения страхования. Например, страховое покрытие может распространяться на страховые случаи, произошедшие с застрахованным лицом на работе и (или) в быту, в пределах определенной территории и определенного периода времени.

Страхователь вправе выбрать любой страховой случай либо их комбинацию. Не будут относиться к страховым случаям события (если иное не предусмотрено законом), которые произошли в результате:

Воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

Военных действий, маневров и иных военных мероприятий;

Гражданской войны, народных волнений, забастовок;

Совершения или попыток совершения умышленного преступления с участием застрахованного лица, страхователя или выгодоприобретателя;

Нахождения застрахованного лица в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в результате передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения

Самоубийства застрахованного лица или попытки совершения самоубийства в течение первых двух лет действия договора страхования;

Несчастного случая, наступившего с застрахованным лицом в тюремном заключении;

Смерти застрахованного лица, прямо или косвенно вызванного психическим заболеванием, если несчастный случай, приведший к смерти, произошел с застрахованным лицом, которое было психически больным м находилось в невменяемом состоянии в момент несчастного случая.

Договор страхования заключается в письменной форме на основании устного или письменного заявления страхователя, где указываются предполагаемые страховые риски и страховые суммы по ним, данные о застрахованном лице (возраст, пол, профессия и др.), сведения имеющие существенное значение для определения степени риска в отношении застрахованного лица.

Перед заключением договора страховщик вправе провести предварительное медицинское обследование принимаемого на страхование лица для оценки состояния его здоровья.

Если проводится коллективное страхование, списки застрахованных лиц прикладываются к договору, при этом каждому застрахованному может быть выдан индивидуальный страховой полис.

Страховая сумма определяется по согласованию между страховщиком и страхователем. Страховая премия по каждому виду страховых случаев устанавливается исходя из страховой суммы и базового тарифа, к которому могут применяться повышающие и понижающие коэффициенты, определяемые экспертно в зависимости от факторов влияющих на вероятность наступления страхового случая (профессия, условия труда, наличие рисков, связанных с состоянием здоровья застрахованного лица). Общий размер страховой премии определяется как сумма страховых премий по каждому из указанных в договоре страховых случаев.

На страхователе лежит обязанность при наступлении страхового случая незамедлительно сообщить об этом страховщику, а также обратиться в соответствующие службы (скорую медицинскую помощь, в органы загса и др.)

Страховая выплата осуществляется страховщиком на основании заявления страхователя (его представителя) с приложением подтверждающих документов и страхового акта, составленного страховщиком. В зависимости от характера наступившего страхового случая к заявлению также прилагаются: страховой плис, справка лечебного учреждения, заключение медико-социальной экспертизы, заключение судебно- медицинской экспертизы, больничный лист, свидетельство о смерти и другие необходимые документы, подтверждающие факт и обстоятельства несчастного случая. Для составления страхового акта страховщик может при необходимости делать запросы, связанные со страховым случаем в правоохранительные органы и другие учреждения и организации, располагающие информацией об обстоятельствах несчастного случая.

Размер страховой выплаты в связи с наступлением травмы застрахованного лица определяется в процентах от страховой суммы с соответствии с «Таблицей страховых выплат при утрате застрахованным лицом общей трудоспособности в результате несчастного случая» на основании справки лечебно-профилактического учреждения, как правило, без освидетельствования застрахованного лица.

При временной утрате трудоспособности страховая выплата производиться в определенном размера, например, 0,5 или 1% страховой суммы по данному виду страхования за каждый день нетрудоспособности, как правило, срок выплаты ограничивается 60-90 днями за год.

При наступлении постоянной утраты трудоспособности, страховая выплата осуществляется застрахованному лицу в следующих размерах: при установлении первой группы инвалидности – 100% страховой суммы; второй группы инвалидности – 75% страховой суммы; третьей группы инвалидности – 50% страховой суммы, если иное не предусмотрено Правилами (договором) страхования.

Страховая выплата в связи с наступлением смерти застрахованного производится в размере 100% страховой суммы по данному виду страховых случаев либо выгодоприобретателю, либо наследникам застрахованного лица.