Что такое психика человека определение. Что такое Психика? Значение и толкование слова psixika, определение термина. Возникновение психологии как науки. История развития психологического знания

Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:

Однако Дарвин не мог подозревать, что это убеждение продлится ненадолго. Через несколько недель его мозг собирался сыграть с ним трюки. На переходе, возможно, к сожалению или, возможно, к счастью, со своей двоюродной сестрой Эммой Веджвуд, Дарвин безумно влюбился, несмотря на то, что решил добросовестно, что брак ему не подходит. Эмма стала великой ее жизнью, и с ней у нее было не менее 10 детей. После нескольких лет он начал писать книгу, в которой он пытался объяснить глазами ученого тайну любви или влюбленность.

Дарвин не понимал, что его мозг принял решение за него, если он не сможет его исправить. В случае Эммы ее ум уже выбрал задолго до того, как натуралист мог даже рассмотреть, понравился ли ему его двоюродный брат Эмма или нет. Холодность, с которой Дарвин размещал аргументы в теоретическом масштабе, была более поверхностной, чем реальная. И в том, что решения, в отличие от того, что раньше думали, не регулировались исключительно законами разума и логики. Много раз, или большую часть времени, они, что удивительно, взяты из субъективности.

¦ «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» («Психологический словарь»);

¦ «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность» («Словарь практического психолога»);

Да, хорошая часть наших решений, как бы мы ни верили, что они являются результатом добросовестных оценок, на самом деле являются иррациональными интуициями. На самом деле, любой сознательный поступок, каким бы парадоксальным он ни был, признал это, на самом деле бессознателен. Хотя они редко связаны с нашим интеллектом, интуиция - это рациональные ярлыки мозга, чтобы быстро или умеренно быстро принимать решения; поскольку в противном случае разработка решения будет вечной.

Например, можно спросить: в какой степени эволюционная теория основана на ошибочной эмоциональной платформе или она упускает из виду достоверную эмоциональную информацию? Фанатичная стойкость, с которой эволюционная доктрина защищается многими материалистическими учеными, с точки зрения создания впечатления от проведения крестового похода или влияния спортивной истерии, серьезно подозревает, что здесь слишком много эмоций, и что, вероятно, Для профессионала и атеизма существует своего рода эмоциональный характер.

¦ «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)» (Р. С. Немов);

¦ «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира» (П. Я. Гальперин).

3. Психика, поведение, деятельность

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

С другой стороны, неудобно избегать «религиозного факта», т.е. коллективной экстернализации, казалось бы, неотъемлемой потребности в том, что человек должен быть связан с высшим Творцом. Многие люди испытывают глубокое желание дать благоговейное признание Великому Дизайнеру и направлять свою жизнь на поиск какой-то экзистенциальной связи с Верховным исполнителем. Эти внутренние, эмоциональные, пренебрежительно помеченные чувства «опиума народа» каким-то упрощенным и поспешным материалистическим теоретиком могут означать что-то действительно важное для неврологии.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Возможно, они представляют собой немые эмоциональные свидетельства, которые происходят из глубокого процесса, от штампа, выгравированного неизгладимо в программном обеспечении мозга, как отличительной или производственной рубрики, исходящей от высшего архитектора, а именно от Создателя человека.

Как уже упоминалось выше, понятие о том, что нейронаука «ума» имеет сегодня, примерно совпадает, с другой стороны, с концепцией «образного сердца», которую израильтяне обладали временем Моисея. Ну, согласно нынешней неврологии, большая часть нашей психической жизни бессознательна и основана на процессах, не связанных с логикой и инстинктивными реакциями. У нас возникает ощущение «я хочу быть с этим человеком» и действовать в соответствии с этим.

Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

Во многих случаях такие импульсы или интуиции приводят нас к соответствующему ответу. И часто это сочетания, которые имеют мозг, который развивается на протяжении многих лет и, возможно, даже включает некоторый эпигенетический элемент. Психическую активность можно сравнить с айсбергом, который только 5% его в глазах «сознания».

Если бы нам действительно приходилось решать вещи по существу, точечно, придавая масштабам плюсы и минусы каждого случая, наша жизнь стала бы невыносимой. Мы будем потреблять себя, делая расчеты и спекуляции в каждый момент, в бесконечной рутинной последовательности, которая сводит наше существование к предложению, к вынужденному бухгалтеру. Сила разума будет доминировать над эмоциями, и ситуация и все ее возможные варианты будут проанализированы до мельчайших деталей, но с неудобством быть неспособными ориентироваться в бесконечном океане возможностей.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Какой путь был бы наиболее удобным в каждом случае? Были ли какие-либо критерии для ответа на этот вопрос? Как определить этот критерий, если он есть? Чтобы принять решение, конкурс эмоций необходим, то есть приверженность жизни человека, который решает. Эмоция исходит из висцеральных глубин индивидуума, от его субъективности и способа ощущения, а также от его собственных ментальных схем. В самом основном, эмоция тесно связана с инстинктом сохранения, выживания, продолжения рода и т.д. но в человеке он сложный и сублимированный и может быть пропитан альтруизмом, самоотречением и т.д. чисто рациональный разум будет стоять на месте, не в силах решить или отреагировать.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Причина без эмоций бесполезна. «Я убью себя или кучу?» - спросил себя французский писатель. Каждую секунду мы выбираем между различными альтернативами. И, фактически, существование, по крайней мере человеческое, определяется выбором, который мы делаем. Интуиция помогает нам решить многие повседневные дилеммы: от того, следует ли нам выйти замуж за гораздо более тривиальные вещи, например, какую зубную пасту мы покупаем, или поймать ключи, которые бросают нас на лету или обнаруживают, лежит ли нам наш сын, когда он говорит нам, что Он ушел поздно.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Нейронаука обнаружила, что интеллект часто работает без сознательной мысли; На самом деле кору головного мозга, в которой живет сознание, заполнены бессознательными процессами, а также более глубокие или более отдаленные части мозга. В противном случае мы сошли с ума; Мы будем жить в хаосе из-за непрекращающегося движения, которое наши нейроны захватывают, анализируют и оценивают. Память прибегает к накопленным переживаниям и сравнивает их с информацией, собранной мозгом, которая, как если бы она была судьей, преднамеренно и приговоров.

Видно, что чувства, наше эмоциональное состояние влияют на это рассуждение. Там вы найдете быстрые и точные ответы. Все, что вам нужно сделать, это выбрать правильное правило для каждого момента. Это важно для принятия многих важных решений, поскольку оно учит нас доверять, подражать и испытывать эмоции, такие как любовь, без которых невозможно индивидуальное и коллективное выживание. Исследователь поведенческой психологии Института Макса Планка Герд Гигеренцер говорит, что это происходит, например, с родителями и детьми.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)-5) в табл. 3.2).

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

Если бы каждое утро родителям приходилось решать, будут ли они продолжать вкладывать свои средства в послеобеденные ночи, истерики и шалости, может быть поставлено под угрозу выживание. Поэтому мозг блокирует эту возможность решения, оценивает, стоит ли это или нет.

Как будто эмоция или чувство любви преобладают над разумом. Эти правила выигрывают от некоторых способностей мозга, таких как память распознавания, способность находить движущиеся объекты или эмоции, такие как любовь. Эвристика ускоряет принятие решений и позволяет быстро, очень полезно, если мы пройдем через джунгли, например, и появится тигр. Не хочется останавливаться, чтобы думать, но активировать тот, который заставляет нас оставить целыми и невредимыми. Хорошей причиной может быть: выбрать то, что вы знаете.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Предмет;

Средства.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Мы верим в то, что знаем, и вместо этого чувствуем отвращение к неизвестному. У нас есть исключительная способность распознавать лица и изображения, адаптированные к окружающей среде. Признание позволяет нам быстро реагировать, и рекламодатели используют эту функцию при создании своих лозунгов, потому что они знают, что это заставляет нас покупать один бренд у другого.

Поэтому, если это не причина, которая терпит неудачу здесь, что это может портить дело? Что же делает, что мы правильно рассуждаем, чтобы принять самое полезное решение? Все указывает на то, что эмоции необходимы, чтобы рассуждать и принимать решения. Они необходимы, как причина, чтобы максимально наделить ум. Разум и эмоции идут вместе в основных мозговых процессах. Реальность этого нового подтверждается день ото дня тем, что выполняются на мозге, через функциональный мозговой магнитный резонанс.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.


Таблица 3.2

Мы все - смесь разума и эмоций, и оба дополняют друг друга в таких процессах, как принятие решений или. Для хорошего принятия решений важно использовать сбалансированный и гармоничный баланс между двумя мозгами: эмоциональным и рациональным. Поэтому, когда мы позволяем себе переноситься исключительно одним из мозгов, мы представляем больше риска ошибки. Интенсивные эмоции могут подорвать способность человека принимать правильные решения, даже когда индивид осознает необходимость осторожного восприятия.

Следовательно, это не только контролируется рациональным обдумыванием или эмоциями, но и результатами этих двух процессов. Эмоциональное быстро, но может реагировать только на ограниченное количество ситуаций; в то время как обсуждение более гибкое, хотя относительно медленное и трудоемкое. Человеческий мозг живет вечным конфликтом с самим собой: с одной стороны, есть его центр эмоций, который требует немедленного удовлетворения; а с другой - причина разума, которая обеспечивает долгосрочные цели.


Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.


Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

Самые первичные удовлетворения, такие как любовь к нашей семье и друзьям, иллюзия достижения целей и т.д. Также связаны с эмоциональностью. Люди - разумные существа, но мы также эмоциональные существа, зависящие от мотивов и первичных инстинктов. Если мы хотим добиться успеха человека или аудитории, не лучше, чем пытаться их возбудить, потому что то, что нас волнует, захватывает и задерживает наше внимание. Контролируя внимание, эмоции и чувства определяют приоритеты в мышлении. Потому что то, что нас волнует, часто важно, эмоции - это способ привлечь внимание и направлять мысли и поведение к тому, что нас интересует.


Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

    Ощущения;

    Восприятия;

    Внимание;

  • Воображение;

    Мышление;

    ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ:

  • Способности;

    Мотивация;

    Темперамент;

    Характер;

Специальные отрасли психологии:

    Генетическая психология

    Психофизиология (нейропсихология)

    Дифференциальная психология

    Возрастная психология

    Социальная психология

    Педагогическая психология

    Медицинская психология

    Патопсихология

    Юридическая психология

    Психодиагностика

Психотерапия.

Определение психики. Понятие психического отражения Определение психики

Психология как научная система знаний начала оформ­ляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неодно­кратно изменялись. Некоторые из основных этапов измене­ния представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подра­зумевались) в различных донаучных направлениях и науч­ных «школах» психологии.

Психика - это душа, не имеющая материальных основа­ний (донаучный период развития представлений о сущно­сти психического).

Психика - это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаб­людения (Р. Декарт).

Психика есть система ассоциаций (связей), формирую­щихся в сознании человека: по мере знакомства с явлени­ями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемы­ми (представляемыми) объектами, а также их свойства­ми по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология).

Психика представляет собой систему ассоциативных свя­зей и отношений между структурными элементами созна­ния: существуют некоторые исходные элементы психиче­ских явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная пси­хология В. Вундта и Э. Титченера).

Психика есть совокупность функций, сложившихся в про­цессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие фор­мы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса).

Психика представляет собой систему формирующихся пу­тем научения отношений и связей между внешней стиму­ляцией и поведением (бихевиоризм).

Психика есть особое структурно организующееся и подчи­няющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологиче­ских процессов в мозге (гештальтпсихология).

Психика представляет собой систему процессов и меха­низмов в центральной нервной системе, которые обеспе­чивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма (когни­тивная психология) (8).

Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и адаптироваться к ней.

Психика – свойство высокоорганизованной материи.

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения ; правильность отражения подтверждается практикой.

2 значения слова психика – первое психика как субстанция и второе - психика как субстрат.

Психика как субстанция представляет собой отражение объективного мира в его связях и отношениях, в котором внеположенность и многообразие природы собирается к своему единству (это виртуальное сжатие природы). Данное определе­ние можно отобразить в виде следующей системы: (Отражаемое (весь мир) →Отражающая система (психика) → Отраженное (психические явления)

Психике как субстрат встает проблема: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отражение ее работы или психика имеет свой субстрат, т.е. то из чего она состоит? На сегодняшний день поданному вопросу однозначного ответа нет!

Психику нельзя сводить к нервной системе, поскольку она является только частью психики. (5)

Психика - отражательно-регуляционный механизм приспособительного поведения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, обеспечивает избирательные контакты живых организмов с действительностью в зависимости от системы их потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности; внешние признаки явлений служат сигналом их зна­чения и смысла.

Психика человека - отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром на ос­нове присвоения общечеловеческого опыта. Человеческая психика - это система субъективных образов действительности, внутренний мир че­ловека, имеющий свои законы становления ифункционирования.

Психика человека приобретает особую форму - форму сознания, по­рождаемую общественным способом его существования. Однако созна­ние не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера при­жизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания) (1).

Высокоорганизованная живая материя (Не всякая живая материя обладает этим свойством. Формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств), обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем мире; эта информация служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т.е. способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окруж. среды. .(2)