Загробный мир греков. Смерть и загробный мир древних греков


Царство мертвых греческая мифология описывает как очень мрачное место. Каким образом бог подземного мира Аид стал верховным правителем царства мертвых и смог превратить его в темное царство.

В прошлый раз мы остановились на том, что Аид и остальные сыновья Кроноса, будучи детьми, были проглочены собственным отцом. Разумеется, будучи богами, они не умерли, а просто оказались в его чреве. Аид и его братья и сестры росли в чреве отца, все кроме Зевса – ему удалось избежать гнева Кроноса. После когда Зевс вырастет он возвратиться к отцу и освободит своих братьев и сестер.
Выйдя на свободу, дети Кроноса объединились между собой и стали олимпийскими богами. Они силой захватили власть, свергнув своих отцов в грандиозной битве – титаномахии.

Победив в этой битве, провозглашенные олимпийские боги должны были как-то поделить власть. Три брата Зевс Посейдон Аид – трое мужчин олимпийцев согласились разграничить свои владения. Для Аида это был решающий момент, навсегда определивший расстановку сил среди богов. По закону тех времен, как старший сын Аид имел преимущество. Он имел право унаследовать большую часть. Но его младший брат Зевс не хотел уступать Аиду, он предложил тянуть жребий. Тот, кому выпадет небо, станет верховным правителем мира.
Боги тянули жребий. Посейдону досталось море, Зевсу выпало небо, тем самым он стал верховным правителем в древнегреческой мифологии. Аиду же достался худший вариант – страна мертвых.

В древней Греции отношение к мертвым не сильно отличалось от сегодняшнего. Поэтому Аида почитали совсем не так, как остальных богов. Другие боги также не приходили к нему, так как ненавидели смерть. Его царство мертвых всегда мрачное и давящее, место полное страданий множества душ. Царство мертвых греческая мифология представляла себе как бескрайний край темных пещер и рек. Это серое и мрачное место, где над водой нависает запах распада.
Пещеры в древней Греции были чем то вроде точками перехода от наземной жизни в подземную. Древние греки боялись Аида и его царство. Но еще больше они боялись мёртвых душ, которые не могли войти в царство мертвых. По мифу эти души возвращались и преследовали живых.

Спустя какое-то время бог подземного мира Аид начал превращать свой мир мертвых в настоящее царство. Как и положено царю он воздавал хорошим и наказывал плохих. Таким образом, Аид собрал группу охранников следящих за душами умерших. Цербера – жестокого трехголового пса. Гекатонхейров или сторуких охранников Тартара. И самого верного своего последователя – Харона. Именно Харон перевозил на реке Стикс души умерших людей. Лишь с помощью Харона можно было попасть в Аид. К тому же никто не мог пересечь Стикс бесплатно. За перевозку каждая душа обязана была дать перевозчику монету. Если у души нет денег, чтобы заплатить Харону, она будет вечно скитаться без отдыха около берега Стикса. Отсюда Греки всегда клали монету покойному либо на веки, либо под язык. Это был обязательный ритуал, за его невыполнение строжайше наказывали. Ведь иначе усопший мог бы вернуться в этот мир, а это могло бы отразиться уже на всех.

В мифологии древней Греции люди, покинувшие этот мир молодыми, умершие насильственной смертью и те, кто не был похоронен по всем правилам, становились неприкаянными духами. Эти духи не могут войти в царство мертвых, поэтому они неприкаянные, несчастные и злые. Те же души что попали в Аид, оставались там навсегда.


Наказание для тех, кто пытался сбежать из царства мертвых, было очень жестоким. Но некоторые все же принимали попытки к бегству.
Миф сизифов труд рассказывает о человеке, который первый осмелился пойти против воли Аида. Его имя Сизиф. Под самый конец своей земной жизни Сизиф задумал обмануть смерть. Он попросил свою жену не хоронить его. Он знал, что если его не похоронят его душа останется между миром живых и мертвых.
Обмануть самого Аида достаточно тяжело, поэтому Сизиф обратился к Персефоне. Он поведал ей, как он возмущен, ведь его жена даже не похоронила его! Персефона почувствовала к нему симпатию и рассердилась на его жену. Она разрешила Сизифу вернуться наверх и устроить жене взбучку. Конечно же, Сизиф даже не думал возвращаться в царство мертвых.

Как гласит легенда о сизифе , Аид, узнав о том, что он обманут, очень разгневался. Он тотчас вернул Сизифа обратно в подземный мир. Его наказание было болезненным и вечным. Он был послан в тартар, где на огромную гору он должен был катить вверх огромный круглый камень. А вечером добираясь почти до вершины, он измученный должен был смотреть, как камень вновь срывается и катится вниз. Он должен был терпеть эти муки ежедневно во веки веков, отсюда пошло выражение - сизифов труд.

Он был самым страшным из греческих богов. Его имя не решался произнести ни один смертный. Он олицетворял саму смерть и правил царством мертвых. Каждый знал, что рано или поздно встретится с ним.

Аид является мифологическим стражем смерти, царем загробного мира, куда так боялись попасть все древние греки. В те времена было не принято каким-то образом изображать Аида. В его честь практически никогда не строили храмов и никак не почитали его. Миф о царе загробного мира объяснял древним грекам, что происходит с ними после смерти. Все эти легенды показывают, насколько сильно люди стремились к выживанию, и какие страхи и мысли пробуждала в них смерть. У многих религий и верований есть отдельный способ существования после смерти физического тела.

Миф рассказывает, что после кончины, дух умершего опускается в Аид - подземный мир. Древнегреческий загробный мир Аид, сочетает в себе одновременно рай и ад. В христианской религии все обстоит иначе - душа человека будет наказана или ей даруется вечное блаженство в Божием царстве, в зависимости от ее Земных деяний. У древних греков разделение на рай и ад отсутствовало, они считали, что все загробные царства находятся в одном месте - под землей.

Аид состоял из трех уровней. Почти все души умерших попадают на асфоделовый луг . Там прибывают в забвении безликие массы. Душа умершего человека обречена на долгие скитания в мрачном подземном мире. Асфоделовый луг можно сравнить с чистилищем. Это тихое, спокойное место, где стоят облетевшие скорбные деревья, меж которых бесцельно скитаются души людей.

Для тех, кто прогневал богов, в царстве Аида предусмотрено особое место - пропасть в 65 тыс. километров. Душа, попавшая в это место, обречена на вечные мучения и истязания. Это место окружено огненной рекой Пирифлегетон , древние греки называли его Тартар .

Христианский Ад - это своего рода вариант греческого Тартара. В него попадали исключительно души злых людей. Первые христиане так ассоциировали Ад с Тартаром, что написали о нем в Новом Завете. Сведения о Тартаре можно найти во втором послании Петра Нового Завета. Историки считают, что Христианское понятие Ада произошло от древнегреческого Тартара.

Самые праведные попадали на третий уровень Аида, где их ждал настоящий Рай - Элизиум. Он также известен как Остров Блаженных.

Элизиум является древнегреческим эквивалентом Рая. По легенде это место изобилует пищей, там нет страданий и тягот. Попавшие в Элизиум души находились в окружении таких же праведников, какими при жизни являлись и сами. Все греческие герои однозначно попадали в Элизиум.

Все древние греки подчинялись воле Аида. Однако некоторые знакомились с ним в самом рассвете сил.

Аид выбрал себе в царицы прекрасную Персефону . Он похитил ее во время прогулки. В тот день Персефона собирала цветы на лугу, как вдруг земля разверзлась, и невидимая рука Аида утащила ее в свой загробный мир. Он сделал ее пленницей своего царства, чтобы навсегда сделать ее своей женой.

Тем временем в мире живых ее отчаянно ищет мать - Диметра , богиня плодородия. Этот миф рассказывает о главнейшем аспекте жизни древних греков. Диметра способна уничтожить всех людей. Греки полагали, что Диметра имела власть над временами года. Считалось, что с момента похищения Аидом Персефоны зародился годичный цикл на Земле.

Диметра не подозревала, какая беда приключилась с ее дочерью. Она скиталась по свету в поисках Персефоны и в горе забыла наградить Землю плодородием. Все растения медленно завяли и вскоре умерли. После смерти растений последовало бесплодие женщин, на Земле больше не рождались дети. Наступила самая суровая зима за всю историю. Когда боги Олимпа увидели надвигающуюся угрозу вечной зимы, они приказали Аиду немедленно вернуть Персефону к жизни. Однако Аид не собирался исполнять волю Олимпийцев.

Аид считал, что если ему удастся, заставить прекрасную Персефону есть подземную еду - она станет одним целым с миром мертвых. Царь подземного мира предложил Персефоне гранатовые зерна, она приняла лакомство, и судьба ее была предрешена. Позже за эту ошибку высокую цену заплатит весь мир. После того, как Персефона вкусила еду подземного мира, она была обязана проводить в царстве мертвых три месяца в году. По одному месяцу за каждое съеденное ей зернышко граната. Все остальное время ей было позволено находиться рядом со своей матерью.

В то время, когда Персефона пребывала в Аиде, Диметра не могла давать Земле плодородия - таким образом, древние греки объясняли себе зиму. По возвращении Персефоны ее мать радовалась, и тосковала, когда ее дочь снова забирал Аид. Так появлялись весна, лето и осень. Люди в те времена считали, что при смене времен года Персефона переходила из земного царства, в подземное. Однако каким образом она попадала в Аид? Древние греки верили, что пещера Элевсина являлась входом в Аид, вратами смерти. Когда Персефона в первый раз покинула царство мертвых, то ее мать Деметра встретила ее у этой пещеры. Элевсина считается границей между двумя мирами - миром живых и царством мертвых. Однако эта пещера была не единственным входом в подземное царство. Греки считали, что в Аид можно было попасть разными дорогами. Во время раскопок около входа в пещеру Элевсина археологи обнаружили развалины древнего храма. Среди прочих находок ученые отыскали каменный барельеф, надпись на котором гласила «Богу и Богине». Барельеф посвящался богу, имя которого произносить было запрещено. Этот храм принадлежал ангелу смерти - Аиду.

Такие храмы достаточно редки у греческой культуры. Сам Аид, как и его культ не способствует тому, чтобы в их честь возводили храмы. Когда грекам требовалось внимание Аида, они били ногами о землю, выкрикивая его имя. Поэтому храмы посвященные Аиду - большая редкость.

Для почитания тайного культа в Элевсине собиралась секта. В нее входила группа людей одержимых идеей смерти. В этой тайной секте прошли обряд инициации такие известные исторические личности как Платон, Сократ, Цицерон, это указывает на особую значимость культа. Найденные археологами письмена свидетельствуют о том, что разные члены общества приходили туда с одной целью - отыскать самую короткую дорогу в Рай, дорогу к бесконечному счастью и блаженству в царстве Аида. В те времена, секты давали все необходимые знания о достижении «острова блаженных». Элевсинская секта имела прямое воздействие на Христианство. Поскольку этот культ способствовал избавлению от страха смерти - его популярность росла и подготавливала основу для Христианской веры. В итоге основной идеей Христианства стала победа над смертью.

Древние Греки считали Аида жестоким повелителем душ. Однако бог смерти не всегда был таким, ему пришлось пройти через множество испытаний. Он преодолел путь от забытого ребенка до самого ужасного бога, вселяющего ужас в каждого смертного. Аид был проклят с самого момента своего появления на свет, в тот момент, когда был проглочен живьем собственным отцом.

Рождение Аида

Кроносу было предсказано, что один из его детей займет его место. Кронос являлся царем всех богов - титанов , и больше всего боялся потерять свою власть над миром. Он решает эту проблему, проглатывая живьем своих детей. Участь быть съеденным собственным отцом постигла также и Аида. Когда он только появился на свет, Кронос проглотил его.

В древней Греции умерщвление детей было довольно редким явлением, поэтому подобная жестокость вызывала у них настоящий ужас. Все проглоченные Кроносом дети не умерли, поскольку являлись бессмертными богами. Они росли, развивались и взрослели прямо в чреве Кроноса. Лишь одному ребенку удалось спастись от участи своих братьев и сестер - его звали Зевс . Он вернулся к своим братьям и сестрам, будучи взрослым богом и освободил их от плена внутри Кроноса. Зевс объединил спасенных богов, сделал их богами Олимпа, и низверг своего отца Кроноса, захватив власть над миром. После победы, Олимпийские боги должны были решить, каким образом им разделить свою власть. Трое богов, Зевс, Аид и Посейдон соглашаются разграничить свои владения. Это был решающий момент, который навсегда распределил силы между богами. Поскольку Аид являлся старшим из сыновей Кроноса, по древнегреческим законам он имел ряд преимуществ. У греков в те времена было принято право первородства. Согласно этому праву, Аид имел полное право унаследовать большую часть разделяемого имущества. Однако Зевс, младший брат Аида планировал править миром самостоятельно. В возникшем споре они приходят к жеребьевке.

У древних греков, если наследство не могло быть поделено иным способом, жребий был обычной процедурой раздела имущества. В результате жеребьевки Посейдону досталось море, Зевсу небо, Аиду - царство мертвых.

Аид имел возможность править миром, однако судьба распорядилась иначе. Он был крайне обижен и омрачен своей долей, но таков был его рок. Поскольку древние греки боялись смерти и относились к ней как к чему-то очень страшному - они не воздавали практически никаких почестей Аиду. Остальные боги Олимпа также не выносили его общества, поскольку ненавидели смерть. Царство Аида в древних писаниях описывалось как влажные пещеры и реки. В этом месте над реками носится туман, там все насквозь провоняло запахом разложения. От туда нет пути назад.

Под Грецией существует целая сеть огромных по своим масштабам пещер. Эта сеть представляет собой лабиринт пещер заполненных водой, место, которое в точности напоминает подземное царство Аида. Для греков эти пещеры были чем-то вроде промежуточных звеньев, их интерпретировали как точки перехода между двух миров - земной жизнью и царством мертвых. Греки находили пещеры очень важными в своей истории, поскольку они являлись домами для первых людей. После того, как древние греки покинули пещеры и занялись строительством отдельных домов, подземелья стали считаться священными. Аид и его мертвое царство наводило неподдельный ужас на всех людей. Больше самого Аида они боялись проклятых душ, которые скитались по миру и не могли попасть в Аид. Согласно легенде, мертвые души, не впущенные Аидом, преследовали живых.

Поскольку Аид являлся царем подземного мира мертвых, он пытался создать из него настоящее царство. Как и любой другой справедливый правитель, он наказывал злых и воздавал добрым. Для поддержания порядка Аид собрал некую группу, следящую за справедливостью и порядком среди мертвых душ. В эту группу вошли Гекатонхейры - сторукие великаны, Цербер (Кербер) - трехголовый пес, отличавшийся чрезвычайной жестокостью, и ученик Аида - Харон .

Харон являлся перевозчиком на оледеневшей реке из людских слез - Стиксе. Он переправлял мертвые души с одного на другой берег, в царство мертвых. Харон представлял собой демоническое, высохшее существо на границе между миром живых и миром мертвых. Все души, находящиеся в Аиде попали туда с помощью Харона. Однако за свои услуги он взымал небольшую плату - все души, за свою переправу обязаны были заплатить монетой. Души, которые не могли заплатить Харону были обречены вечно скитаться у берегов реки Стикс. Класть монеты у древних Греков был обязательным похоронным ритуалом, без этого обряда душа умершего никогда бы не узнала покоя. Во многих государствах древности были введены законы, наказывающие людей за несоблюдение ритуала погребения. Это говорит о том, насколько сильно люди верили в правдивость своих мифов. Древние источники рассказывают о том, что иногда души покойных возвращались к живым. Подобное происходило в тех семьях, которые по каким-то причинам не соблюли похоронный обряд погребения. Мертвые души не знали покоя, они плакали, что-то просили, разрушали и вредили, и никак не могли попасть в Аид.

Древние Греки оставили множество доказательств своей веры в призраков и духов. В греческих могилах археологи обнаружили статуэтки из свинца со связанными конечностями. Они были помещены в миниатюрные гробики на крышках которых были вырезаны проклятия. Все заклинания были направленны на мертвых и их богов, чтобы они истязали людей, которые еще не умерли. Таким образом, древнегреческие борцы просили мертвых связать руки своим противникам. Эта «магия» использовалась повсеместно для различного рода нужд, в основном, чтобы навредить сопернику или конкуренту в чем-либо. Статуэтки с проклятиями преимущественно клались в могилу тем, кто вряд ли попадет в Аид. Таковыми являлись неприкаянные мертвецы. Они те, кто умерли в слишком раннем возрасте, те, кто умер насильственной смертью, те, кого похоронили, не соблюдая правил и обрядов погребения.

Такие духи лишены возможности попасть в загробный мир, царство Аида. Именно поэтому их считали злыми и несчастными. Неприкаянные души проще всего подтолкнуть к выполнению дурного поступка. Души, которым удалось попасть в Аид, уже никогда не возвращались обратно. Тех, кто пытался покинуть царство мертвых, ждало суровое наказание. Но некоторые все же шли на риск.

Сизиф

Легенды рассказывают о больном и обессилившем человеке, который стоял у подножия горы. Сквозь его кожу проступала кровь, смешанная с потом. Его звали Сизиф . Он был первым человеком, бросившим вызов самому Аиду, задумавшим обмануть смерть. Перед самой своей кончиной он попросил жену не хоронить его. Он понимал, что если жена не станет хоронить тело, его душа зависнет между двух миров - миром живых и царством Аида. Сизиф был человеком образованным. Он предполагал убедить Аида отпустить его душу. Поскольку Сизиф понимал, что обмануть Аида невозможно, он решил действовать через его царицу. Сизиф пожаловался Персефоне на свою жену - как она могла так поступить с его телом? Ему удалось убедить царицу Аида, она испытала симпатию к несчастному Сизифу и разгневалась на его жену. Персефона позволила Сизифу вернуться в мир живых, чтобы наказать свою жену. Он добился того, что ему было нужно. Отпущенный на волю дух Сизифа и не думал возвращаться обратно в царство мертвых.Таким образом, хитроумному Сизифу удалось обмануть смерть. Но Аид никогда, и никого не выпускает из своего царства. Как только Аид узнал о побеге Сизифа, тут же вернул его душу обратно.

Таким образом, хитроумному Сизифу удалось обмануть смерть. Но Аид никогда, и никого не выпускает из своего царства. Как только Аид узнал о побеге Сизифа, тут же вернул его душу обратно.

Сизиф ошибся на счет того, что был достаточно умен, чтобы перехитрить великих богов. В древней Греции подобные поступки считались крайне опасными. Любой, кто пытался обмануть Аида, считался врагом Греции. Греки свято верили, что души умерших должны находиться в Аиде, и нигде больше. Считалось, что мертвые могли утащить души живых в иной мир, они похищали чужие жизни.

Наказание Аида за непослушание Сизифа было крайне суровым. Тех, кто пытался обмануть смерть, ждали вечные муки в подземном царстве. За свою дерзость Сизиф был заключен в Тартар - ад античных мифов. Окруженный огненной рекой он должен был толкать огромных размеров камень на вершину подземной горы. Каждый день Сизифа заканчивался одинаково - он докатывал тяжелый камень до вершины, а потом был вынужден бессильно наблюдать, как камень срывается и катится вниз. Ему приходиться терпеть эти страдания изо дня в день. Сизиф обречен мучиться веки вечные. Миф о Сизифе был строгим напоминанием людям о том, что никто из смертных не в силах перехитрить Аида и смерть.

Сизиф был не единственным, кто пытался обмануть смерть. Из всех богов, смертные чаще всего пытались провести именно Аида. Еще один хитрый способ обмануть смерть придумал Орфей.

Орфей

Орфей был известен тем, что играл самую прекрасную музыку в мире. Мастерство Орфея станет настоящим оружием против смерти. До Орфея в древней Греции никто не знал что такое музыка. Его считали основателем музыкальной традиции. Именно Орфей придумал поэзию и мелодию. Самую искусную игру Орфея можно было услышать, когда он брал в руки лиру - старинный струнный инструмент.

В Древней Греции слово музыка, означало не только исполнение песни, но и некую магическую формулу. Во время своей игры или пения, Орфей занимался своего рода магией.

Музыка, была смыслом жизни Орфея, однако истинную любовь, большую за все, что он знал, Орфей испытывал не к музыке, а к Эвридике - своей прекрасной жене. Самым печальным в мифе об Орфее и Эвридике было то, насколько сильно они любили друг друга. Орфей и Эвридика были по-настоящему счастливы вместе, но у древних греков счастливые люди непременно оказывались в какой-либо ужасной ситуации, потому как не могут смертные быть так счастливы.

Однажды Эвридика рвала плоды в прекрасном саду. Девушка не подозревала, что за ней следил сатир - полу человек, полу козел, уродливое и похотливое существо. У древних греков в образе сатиров олицетворялась необузданная мужская сила. У сатиров на уме было только одно - непреодолимое желание спариваться.

Когда сатир попытался наброситься на Эвридику, девушка заметила его и стала убегать. Но сатир был сильней и быстрей, он преградил путь прекрасной Эвридике. Девушка пятилась назад, пока не наступила на змеиное гнездо. Когда Орфей обнаружил свою возлюбленную, она была уже мертва. Аид забрал душу Эвридики.

Орфей так сильно любил свою жену, что не желал смириться с ее смертью и решил бросить вызов самому Аиду. Взяв с собой одну лишь лиру, он отправился в подземное царство. В греческих мифах герой становился героем только тогда, когда спускался в Аид и возвращался обратно невредимым. Своей прекрасной музыкой Орфей околдовал Харона и пересек Стикс. Однако на другом берегу Орфея ждало еще более ужасное препятствие - Цербер, сторожевой пес Аида с тремя головами. Задача Цербера заключается в том, чтобы следить за всеми, кто входит и покидает мрачное царство Аида. От одного его вида любой приходил в неописуемый ужас. Орфей снова начинает играть сладкие мотивы, очаровывая Цербера. Когда страж мира мертвых замирает, Орфею удается войти. Орфей предстал перед Аидом в надежде, что магия музыки поможет ему убедить великого бога смерти отпустить Эвридику. Орфей пытается сделать то, на что не решался никто - очаровать саму смерть.

Музыка Орфея была настолько трогательной, что слезы покатились по щекам у всех в подземном мире, включая самого Аида. Царя мертвых так сильно тронула песнь Орфея, что он решает дать ему шанс возвратить свою любимую. В первый раз Аид признал силу любви и потерю дорогого человека.

Властелин подземного мира соглашается отпустить Эвридику из мира мертвых, но с одним условием - на протяжении всего пути Орфея к выходу из Аида, он должен верить в то, что Эвридика следует за ним. Орфею было достаточно обернуться один лишь раз, что бы потерять свою любовь на веки.

Шаг за шагом на пути к выходу из Аида Орфея все больше одолевают сомнения - следует ли за ним Эвридика, или Аид устроил жестокую игру ради забавы. Дойдя до самого выхода из царства мертвых, Орфей не выдерживает, оборачивается и видит свою возлюбленную. В тот миг, когда их взгляды соприкоснулись, Эвридика уносится обратно в объятия Аида. Повелитель мертвых снова доказал свою несокрушимую власть над живыми. Однако скоро ему предстоит столкнуться с силой, во много раз превосходящую его.

Поднявшись на поверхность, Орфей остаток жизни проводит в скитаниях по пустоши. Он поет песню об ужасной потере любимой всем, кого встретит на своем пути.

За последние двести лет в древнегреческих захоронения были найдены таинственные таблички с надписями выполненные из чистого золота. Неожиданная археологическая находка помогла понять, как древние греки воспринимали царя мертвых и его царство. Эти таблички клались на рот умершего в момент погребения. Все таблички изготовлены в форме губ, как если бы текст на табличке произносил сам умерший. В тексте постоянно фигурирует Аид как бог мертвых и в качестве его царства. Эти текста являются объяснениями побывавших в Аиде как отыскать царство мертвых. «С левой стороны от дома Аида ты увидишь источник. В момент, когда душа покинет солнечный свет, лети вправо, но будь осторожен», гласит одна из надписей на золотой табличке. Предположительно эти тексты являлись пропуском в царство мертвых. В них описывается то, что происходит в подземном мире и какие ступени проходит душа. Тексты рассказывают, каких охранников в подземном мире встретит душа и что она должна сказать им, чтобы пройти дальше и попасть в царство Аида.

Когда Орфей вернулся из царства мертвых, то описал в своих песнях устройство Аида со всеми его обитателями. Он рассказал о том, что находится в мире мертвых, куда следует идти, что делать и говорить. Отдельные строки его песен встречаются на золотых табличках. В древности, песни Орфея использовались в качестве руководства по загробной жизни. Так греки видели царство мертвых на протяжении многих тысяч лет. Однако в первом веке нашей эры видение загробной жизни изменилось. Новые религиозные идеи перевернули представление о мире мертвых в умах людей. Аид встретился со своим сильнейшим соперником - Иисусом Христом.

Сокрушение Аида Иисусом Христом

Христианская религия рассказывает, о величайшей битве богов старого и нового мироустройства. Иисус явился, чтобы забрать принадлежащие Аиду души. Апокрифическое Евангелие от Никодима повествует о сошествии Иисуса Христа в преисподнюю. После своей смерти, он сошел в ад и вступил в схватку с Аидом. Иисусу удалось разгромить врата Аида и вывести всех людей в рай.

Спустившись в Аид, Христос прочитал проповедь всем мертвым душам. Ее смысл довольно прост - откажитесь от Аида и примите нового спасителя. О последних секундах Аида писал Иоан Богослов в предсказании конца света.

Чтобы показать людям свою власть и величие Иисус разрушает Аид и сражает саму смерть. В итоге бог мертвых погибает в огненном озере, куда его сбрасывает Иисус. Он показывает, что обладает такой силой, что способен победить саму смерть.

Все эти истории являются чем-то намного большим, чем обыкновенный миф или легенда. Они помогают понять суть человеческой сущности до самых ее глубин.

Источники

    • Нейхардт А.А. «Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима» — 1990
    • Гесиод «Теогония» («Происхождение Богов»)
    • Ян Парандовский «Мифология». «Czytelnik». Warszawa. 1939
    • Scott A. Leonard «Myth and Knowing»
    • Н. А. Кун «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях», 1922
    • Рудольф Мертлик Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. – М.: Республика, 1992. — 479 с.
    • Dennis R. MacDonald «The Homeric Epics and the Gospel of Mark»
    • Tom Stone «Zeus: A Journey Through Greece in the Footsteps of a God»
    • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Во многих мифологических представлениях стражами загробного мира были собаки, реже - птицы и змеи. Ведические индийцы считали, что бога загробного мира Яму сопровождают два четырехглазых пса - отпрыски Сарамы, охотничьей собаки бога Индры. Они же и охраняли владения Ямы.

В греческой мифологии известны трехголовый пес Кербер и двухголовый Ортр, охраняющие вход в загробный мир. Туловище Кербера было покрыто змеиными головами и заканчивалось змеиным хвостом. Чтобы умилостивить свирепого пса, умершие несли ему медовые лепешки. Эней, спустившись в Аид, бросил псу лепешку со снотворной травой, а Геракл был единственным героем, которому удалось связать и вывести из-под земли ужасного стража. В давние времена были у древних греков и другие стражи загробного мира: драконица Дельфина, Пифон и Кампа, сторожившая ввергнутых в Тартар циклопов. С ними расправились Зевс и Аполлон.

Неандерталец, как и пришедший ему на смену человек современного вида, добывал еду охотой и сбором дикорастущих плодов, съедобных кореньев и трав. Он жил и охотился в окружении опасных, несущих смертельную угрозу зверей, и одним из таких грозных хищников был пещерный медведь. Охота была сопряжена с риском для жизни, требовала времени и значительной затраты сил, ведь все вооружение того времени состояло из дубинок, камней, привязанных к палкам и заостренных кольев. По этой причине были широко распространены колдовские обряды, связанные с охотой. Их совершали для того, чтобы усилия охотников не пропали даром, чтобы они вернулись с достойной добычей, гарантирующей группе сытость и благополучие хоть на какое-то время... Именно у неандертальцев засвидетельствован культ пещерного медведя в его первобытном варианте (см. медведь), культ, переживший тысячелетия и дошедший до наших дней в форме медвежьих праздников народов Севера. Мы можем строить только предположения, как бы могло происходить дальнейшее развитие неандертальцев, если бы они не были вытеснены новым типом человека, развившемся в различных регионах на юге и юго-востоке земного шара.

Когда и как могло зародиться представление о загробном мире , в котором человек уже мыслился в своем, человеческом облике? Если труп оставался в природной среде - в земляной яме, в дупле, на ветвях и пр. - он продолжал оставаться ее частью. Возможно, обычаи сохранения своих покойников при себе - в жилище и даже в путешествии - были выражением произошедшей в архаическом сознании перемены: человек, умерев, должен оставаться частью человеческого коллектива, а не исчезать в природном мире. На это указывают свидетельства архаических обычаев некоторых народов, касающиеся умерших.

Представление об одной душе, покидающей тело после смерти, относится к современности. В древности же у всех народов существовали представления как минимум о двух-трех «душах» - жизненных сутях или жизненных силах человека, судьба которых после его смерти складывалась по-разному. Но одну из них - тень, двойника умершего - всегда «отправляли» в неозначенное ни на какой карте место - загробный мир . Это делалось с целью обезопасить живущих от возможных вредоносных действий со стороны духа умершего. Конечно, покойных любили и почитали, но опасение, что «внимание» их к живым может обернуться вредом для последних, вынуждало «поселять» умерших в далеком краю, запутывать дорогу к нему, стирать следы провожатых, не произносить имени покойника - все это делалось с единственной целью: препроводив Туда , не дать возможности найти дорогу Оттуда . С этой целью проводились специальные ритуалы и обряды, которые помогли бы умершему добраться до места, где ему надлежало находиться постоянно и возвращаться к живым только в тех случаях, когда специально проводимые обряды делали его кратковременный приход безопасным для живых.

Река служила одним из тех путей, по которому умершие могли прибыть в загробный мир. Обтекая землю мертвых, эта же Река образовывала границу между миром живых и миром мертвых. Считалось что душа умершего, перейдя ее, уже никогда не сможет возвратиться. В мифологических представлениях древних греков таких рек было несколько, но только воды одной из них - Леты - обладали свойством стирать в памяти испившего их воспоминание о прожитой жизни, о своей личности, привязанностях, способностях и накопленном жизненном опыте. Из Энеиды Вергилия нам известно, что в представлениях древних греков, души умерших в загробном мире сохраняли память о себе и прожитой ими жизни, друзьях и близких, с которыми они ее разделяли. А где же воды реки, дающей забвение? Все там же, в загробном мире, однако служили они совсем другой цели. Вот как пишет об этом Вергилий: «Тут увидел Эней в глубине долины сокрытый / Остров лесной, где кусты разрослись и шумели вершины: / Медленно Лета текла перед мирной обителью этой, / Там без числа витали кругом племена и народы /.../ Что за река там течет - в неведенье он вопрошает/.../Молвит родитель в ответ: "Собрались здесь души, которым /Вновь суждено вселиться в тела, и с влагой летейской / Пьют забвенье они в уносящем заботы потоке"». Разгадка в том, что души умерших пьют воду забвения не с тем, чтобы навсегда остаться в мире мертвых, а для того, чтобы забыв свою прожитую жизнь, получить возрождение в новом теле.

Прежде, чем изложить эту сторону культуры народа Греции, стоит вспомнить очень известный миф. Рассказывает он о влюбленной паре: Эвридике и Орфее. Девушка погибла от укуса кобры, а ее молодой человек не мог смириться с жестокой утратой. Он отправился за любимой в подземное царство мертвых к самому царю Аиду, чтобы уговорить его вернуть ему возлюбленную.

К тому же, Орфей был известен своим высочайшим мастерством игры на разных музыкальных инструментах, в частности на кефаре. Своим искусством он зачаровал бога Харона, и тот переправил его по реке мертвых к подземному владыке. Но было одно условие: Орфею нельзя было оборачиваться назад, ведь Эвридика по пятам шла за ним по царству загробному, ведомая Гермесом. По условию влюблённые могли вернутся на землю, только если Орфей выдержит данное испытание. Но Орфей не смог удержаться и посмотрел на Эвридику. С той секунды она исчезла, канув в царстве мертвых навсегда.

Орфей же вернулся на землю. Прожить ему довелось недолго. Через пару лет мужчина встретился со своей возлюбленной, поскольку в ходе одного из греческих праздников был жестоко убит. Душа его пришла в Аид и воссоединилась с Эвридикой.

Можно сделать вывод о том, что греки с древности считали, что человек обладает душой, что она вечна и способна жить как на земле, так и в загробном мире.

Легенды о царстве мертвых

Практически во всех мифах, касающихся жизни богов и связанных с царством мертвых, в мир Аида усопших сопровождал Гермес. Он вел души через отверстия в земной коре и доводил их до берегов Стикса. По преданию, эта река царство мертвых опоясывала аж 7 раз.

Греки клали в рот усопшему монетку. Считалось, что ему нужно будет расплачиваться с Хороном, который переправляет через Ахеронт. Это приток Стикса. Выход из подземного царства стерег гигантский пес Цербер (по другим источникам Кербер). Живых пес в царство мертвых не пускал, как не выпускал усопших из Аида.

2. Миноса.

3. Радаманта.

Эти судьи допрашивали усопших, прибывших к ним в царство. Жить человеку в царстве мертвых во благе, быть в устрашении или без радости? Все зависело от того, какую жизнь человек провел на земле. Быть в милости доводилось единицам, верили древние Греки. Кстати и ныне некоторые основные обычаи захоронения сохранились. Усопшим и сейчас греки в рот кладут монетки.

Коварных, злых и завистливых людей в загробном мире ждала немилость. Никакого солнечного света, радости, исполнения желаний. Такие души бросали в тартар - саму преисподнюю. Впрочем, большая часть людей оказывалась на лугу Асфоделевом. Это была туманная местность, на которой росли поля тюльпанов, очень бледных и диких. По этим полям как раз и скитались неприкаянные души, найдя тут свою последнюю обитель. Немного проще таким душам было, если родственники на земле вспоминали о них и совершали в их честь разные церемонии. Вот почему и в современном мире поминать умерших родственников считается благим делом.

Суровое обиталище теней

Именно таким представлялось царство мертвых древним грекам. Таким его «видят» люди разных народов и сейчас. Но именно в древней Греции были заложены представления об этом неизведанном, темном и страшном мире.

Там вечная ночь, постоянно шумят воды черного Океана. Мир мертвых скорбный, в нем текут мрачные реки, растут почти мертвые, черные деревья, живут мерзкие, страшные чудовища. Там казнят титанов-преступников. Утешение в царстве мертвых найти невозможно, как мир и покой. По преданиям, даже боги страшатся туда попасть.

Впрочем, такое представление о царстве Аида просуществовало у греков недолго. Со временем взгляды изменились и люди нашли иное объяснение загробной жизни. Ведь все люди разные, живут неодинаковой жизнью, творят разные дела. Поэтому и исход идентичным быть не может.

Конечно, некоторые жители полисов и не задумывались о царстве мертвых и о том, что там за «чертой». Это ученые объясняют отсутствием у иных племен представлений о добре и зле. В другом же случае, более выгодное положение в загробном мире мог занять человек, проживший честно, совершив геройские поступки, будучи решительным, обладатель твердого характера, доблестный, мужественный. У древних греков со временем очень популярным стало учение о светлом Элизиуме. Согласно поверьям, человек, проживший жизнь честно, попадал в рай.

Кстати, многие жители полисов знали и верили в то, что за зло обязательно придет воздаяние. Подземные духи способны видеть все, что происходит на земле и если где-то творится несправедливость, они обязательно покарают за данное деяние.

По другим версиям греков древности, души умерших остаются в могилах или скрываются в подземных пещерах. При этом они способны обращаться в змей, ящериц, насекомых, мышей, в том числе и летучих. Но при этом они никогда не станут иметь человеческий вид.

Есть еще легенда. Согласно ей души «живут» в зримой форме, обитая на островах мертвых. При этом они снова могут перейти в образ человека. Для этого им нужно «поселиться» в орехах, бобах, рыбе и других продуктах, которые скушают их будущие матери.

Еще по одному преданию, души или тени покойников улетают в северную часть земного шара. Там нет солнца и света. Но вернуться в Грецию они могут в виде дождей.

Имеется и такая версия: души уносятся на запад. Далеко-далеко. Туда, где садится солнце. Именно там и существует мир мертвых. Он очень похож на наш белый свет.

Особо стоит отметить, что древние, да и современные греки, верили в получение возмездия за грехи и плохие деяния. Мертвых настигает наказание в зависимости от того, как они прожили свою жизнь на земле. В свою очередь, были поверья относительно переселения душ. Кстати, этот процесс можно было контролировать. Для этого нужно было использовать магические формулы. А наука о применении этих формул называлась «метемпсихоза».

Древние греки смерть ненавидели, ее боялись. В жизни старались больше веселиться, не предаваться скорби.

Обряды

Обряд погребения был необходим и это делали со времен древности. Усопший тем самым получал возможность переправиться через реку мертвых и попасть в Аид. Только так его душа достигала успокоения. Самым страшным для древних греков было отсутствие обряда захоронения для какого-либо из родственников.

Не преданный земле родственник, павший на войне, страшный грех для его семьи. Таких людей могли даже покарать смертью.

Взгляды на существование душ после смерти и загробный мир менялись, но обряды древних греков оставались неизменными, как традиции и ритуалы. Чтобы не допускать гнева богов в день смерти родственника или друга надлежало иметь вид скорбный.

Хоронили усопших в специально подготовленных для этого местах. Это были либо подвалы их собственных домов, или склепы. Чтобы не вспыхнули эпидемии, места захоронений постепенно стали переносить на острова, которые были необитаемы. Еще один выход нашли жители городов. Они хоронили умерших за стенами полисов.

Греки выбирали одну из форм погребального обряда. Первая предполагала сожжение на костре тела покойного, другая - предание его земле. После кремации прах закладывали в специальную урну, а ее закапывали в землю или хранили в гробнице. И тот, и другой способ приветствовался, не вызывал нареканий. Считалось, что если захоронить одним из этих способов, можно избавить душу от мучений, неприкаянности. Уже в те времена могилки украшали цветами, венками. Если тело предавали земле, не кремируя, вместе с ним в могилу опускались все ценности, которыми человек дорожил при жизни. Мужчинам принято было класть оружие, а дамам - драгоценные украшения и дорогую посуду.

Смена приоритетов

Со временем греки пришли к выводу о том, что тело человека - это нечто очень сложное, а душа имеет высшее мировое начало. После смерти она должна воссоединиться с этим целым.

Старые воззрения об Аиде потихоньку начали разрушаться в умах греков, обретая бессмысленность. Только лишь простые граждане, жившие в деревнях, еще побаивались грозной кары Аида. Кстати, некоторые воззрения о царстве мертвых хорошо ужились с догмами христианства.

Если обратиться к поэмам Гомера, его герои - люди довольно индивидуальные. Все это сказывалось на характере смерти. К примеру, Ахилл был уверен, что только после усыпления он обретет вечную славу и всегда открыто и бесстрашно шел навстречу своей судьбе. Но перед истинным лицом смерти герой Гомера спасовал. Ахилл взмолился о пощаде и милости судьбы. Так Гомер дал понять современникам и потомкам, что человек - всего лишь слабая частичка этого мира.

В более поздние времена у древних греков появились идеи вторичного и даже многократного рождения. Якобы человеческая душа приходит на землю в разные периоды и эпохи в виде разных людей. Но во всех представлениях было неизменно: человек бессилен перед роком, волей судьбы и смертью.

    Монастырь Святого Дионисия

    Начиная свой путь из городка Литохоро и поднимаясь вверх по направлению к вершинам Олимпа, на расстоянии 18 км, на высоте 850 м над уровнем моря, перед взором неожиданно предстаёт среди вечнозелёных деревьев и непрекращающегося гула воды, исторический Священый монастырь Святого Дионисия Олимпийского, словно вросший в не преступное ущелье Энипеас, представляя собой памятник редкой архитектуры и эстетической красоты, находящийся под охраной.

    Мистра (Мистрас), в прошлом возможно Мизитра, эволюционировал от крепости до столицы Мореи, города, по улицам которого ходил последний император Византии. Этот город, был постоянно обречен на гибель, потому что он постоянно находился на линии противостояния между крестоносной Европой и Византией, которую чуть позже сменит Османская империя.

    Куда поехать и что посмотреть в Греции?

    Греция удивительная страна с большим количеством достопримечательностей. С каждым годом многие сталкиваются с проблемой – как правильно распланировать отдых в Греции? В этом нет ничего сложного, предлагаем короткий обзор туристических возможностей страны и информацию о том, как сделать отдых в Греции более насыщенным и менее дорогим.

    Хранение в оливковом масле.

    Янина. Столица Эпира

ретьему сыну Кроноса и Реи, Аиду (Гадесу, Айдесу), досталось подземное царство мертвых, в которое никогда не проникают лучи солнца, кажется, по жребию, ибо кто добровольно согласился бы им управлять? Впрочем, его характер был настолько мрачным, что он не мог бы ужиться где-либо в другом месте, кроме преисподней.


Во времена Гомера вместо того, чтобы сказать "умереть", говорили "уйти в дом Аида". Воображение, рисовавшее этот дом мертвых, питалось впечатлениями прекрасного верхнего мира, в котором имеется немало несправедливого, устрашающе мрачного и бесполезного. Дом Аида мыслился окруженным крепкими воротами, самого Аида называли Пилартом ("запирающим ворота") и на рисунках изображали с большим ключом. За воротами, как и в домах богатых людей, опасающихся за свое добро, появился трехглавый свирепый и злобный сторожевой пес Цербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи. Цербер впускает сюда всех и не выпускает никого.


У каждого хозяина такого крепкого дома на земле были владения. Ими обладал и Аид. И, конечно же, там не наливалась золотая пшеница, не радовали прячущиеся в зелени ветвей алые яблоки и синеватые сливы. Там росли грустные на вид, бесполезные деревья. Одно из них до сих пор сохраняет восходящую к гомеровским временам ассоциацию со смертью и разлукой - плакучая ива. Другое дерево - серебристый тополь. Не увидеть душе-скиталице ни травы-муравы, которую жадно щиплют овцы, ни нежных и ярких луговых цветов, из которых плелись венки для людских пиров и для жертв небесным богам. Куда ни кинь взгляд - сильно разросшиеся асфодели, бесполезный сорняк, высасывающий из скудной земли все соки, чтобы поднять жесткий, длинный стебель и синевато-бледные цветы, напоминающие щеки лежащего на смертном одре. По этим безрадостным, бесцветным лугам бога смерти ледяной, колючий ветер гонит туда и сюда бесплотные тени мертвых, издающие легкий шелест, наподобие стона замерзающих птиц. Ни один луч света, не проникает оттуда, где протекала озаренная солнцем, сиянием луны и мерцанием звезд верхняя земная жизнь, не доходят ни радости, ни печали. На золотом троне восседает сам Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти - чернокрылый Танат с мечом в руках, рядом мрачные керы, а прислуживают Аиду богини мщения эринии. У трона Аида и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже великий Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и тяжкие сны тому, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе.


Если верить мифам, лишь единицам удавалось ненадолго вырваться из рук Аида и когтей Цербера (Сисиф, Протесилай). Поэтому представления об устройстве подземного мира были неясными и порой противоречивыми. Один уверял, что попадали в царство Аида морским путем и что находилось оно где-то там, куда опускается Гелиос, совершив свой дневной путь. Другой же, напротив, утверждал, что в него не плыли, а спускались в глубокие щели тут же, рядом с городами, где протекала земная жизнь. Эти спуски в царство Аида показывали любопытствующим, но мало кто из них торопился воспользоваться ими.


Чем больше людей уходило в небытие, тем более определенными становились сведения о царстве Аида. Сообщали, что оно девять раз опоясывалось священной для людей и богов рекой Стиксом и что Стикс соединялся с Кокитом, рекой плача, вливавшейся, в свою очередь, в выходящий из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Обитатель греческих гор и долин при жизни не видел таких рек, какие открывались его несчастной душе в аиде. Это были настоящие могучие реки, какие текут на равнинах, где-нибудь за Рифейскими горами, а не жалкие, пересыхающие знойным летом ручьи его каменистой родины. Их не перейти вброд, не перепрыгнуть с камня на камень.


Чтобы попасть в царство Аида, надо было дождаться у реки Ахеронт лодки, которой управлял демон Харон - безобразный старец, весь седой, с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое надо было оплатить мелкой монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых - попадались и такие - Харон отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.


Обитатели мрачного подземного мира подчинялись строгим правилам, установленным самим Аидом. Но нет правил без исключений, даже под землей. Тех, кто обладал золотой ветвью, не мог оттолкнуть Харон и облаять Цербер. Но на каком дереве растет эта ветвь и как ее сорвать, никто в точности не знал.


Здесь, за глухим порогом,
Не слышен волн прибой.
Здесь места нет тревогам,
Всегда царит покой...
Созвездий мириады
Сюда не шлют лучи,
Ни радости беспечной,
Ни скорби быстротечной -
Один лишь сон, сон вечный
Ждет в вечной той ночи.
Л. Сулнберн


Аид

Буквально "безвидный", "невидный", "ужасный" - бог - владыка царства мертвых, а также само царство. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Деметры, Геры и Гестии, с которыми разделил наследие свергнутого отца, Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид - "богатый", именуется Плутоном (от греч. "богатство"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. Но были и среди смертных способные обмануть владыку царства умерших. Так, он был обманут хитрецом Сисифом, покинувшим однажды подземные владения бога. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства Аида). Геракл похищает из царства мертвых пса - стража Аида.


В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства, и даже жену он добыл незаконным путем. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью.

Просьба не смеятся



Поздняя античная литература создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры в царстве мертвых" Лукиана, имеющие истоком, видимо, "Лягушек" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.


В римской мифологии Аиду соответствовал бог Орк.


Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводят бог-посланник Гермес (души мужчин) и богиня радуги Ирида (души женщин).


Представление о топографии аида усложнялось с течение времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет Кербер (Цербер) на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, мрачные луга, заросшие асфоделями, дикими тюльпанами, над которыми носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту сухих листьев, мрачные глубины аида - Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, тартар.


Более поздние свидетельства добавляют также Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Цербера.


Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса. Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом в тартаре, как части аида, нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подробное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида" VI) опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге "Одиссеи" намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души. Гомер называет также в аиде место для праведников - елисейские поля или элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием аида на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции.


С проблемой аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости.

Персефона Кора

("девушка", "дева") . богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее (Hes. Theog. 912-914).


В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых (Hymn. Hom. V 1-20, 414-433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие (360-413).



Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых; Ovid. Met. X 46-57). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мертвых (Apollod. III 14, 4).


Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562-570; VI 155-165), впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры.



В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем, Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.


В римской мифологии ей соответствует Прозерпина - дочь Цереры.

Геката

Богиня мрака, ночных видений и чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она - дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она - подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.



По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката - ночная "хтония" и небесная "урания", "непреодалимая" бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.



Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката - богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.


Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота - это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре - жизненной силе земли.



Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.


Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - "богиней трех дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.

Танатос Фанат

Бог-олицетворение смерти (Hes. Theog. 211 след.; Гомер "Илиада", XIV 231 след.), сын богини Никты (Ночи), брат Гипноса (Сна), богинь судьбы мойр, Немесиды.


В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека.



Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии "Алкестида", где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам.



У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.


Рыщут и Злоба, и Смута, и
страшная смерть между ними:
Держит она то пронзенного, то непронзенного ловит,
Или убитого тело за ногу волочит по сече;
Риза на персях ее обагровлена кровью людскою.
В битве, как люди живые, они нападают и бьются,
И один пред другим увлекают кровавые трупы.
Гомер "Илиада"


Керы

 . демонические существа, духи сметри, дети богини Никты. Они приносят людям беды, страдания и смерть (от греч. "смерть", "порча").


Древние греки представляли кер крылатыми женскими существами, которые подлетали к умирающему человеку и похищали его душу. Керы находятся также среди битвы, хватают раненых, тащат трупы, обагряясь кровью. Обитают керы в аиде, где постоянно находятся у трона Аида и Персефоны и прислуживают богам подземного царства мертвых.



Иногда кер сближали с эриниями. В литературе по истории мифологии иногда связываются греческие керы и славянские "кары".

Словно ропот моря в час тревожный,
Словно плач потока, что стеснен,
Там звучит протяжный, безнадежный,
Болью вымученный стон.
Мукой лица исказились,
В их глазницах нет очей. Разверстый рот
Изрыгает брань, мольбы, угрозы.
С ужасом глядят они сквозь слезы
В черный Стикс, в пучину страшных вод.
Ф. Шиллер


Эринии Эриннии

Богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. На древнее доолимпийское происхождение этих устрашающих божеств указывает также другой миф о рождении их от Никты и Эреба.



Число их было первоначально неопределенным, позднее стало считаться, что существуют три эринии, и им дали имена: Алекто, Тисифона и Мегера.


Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями. В руках они держат зажженые факелы и бичи или орудия пыток. Из страшной пасти чудовищ высовывается длинный язык, и капает кровь. Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай. Обнаружив преступника, они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность, заносчивость, персонифицированную в абстрактном понятии "гордыни", когда человек берет на себя чересчур много - он чрезмерно богат, слишком счастлив, слишком многое знает. Рожденные примитивным сознанием родового общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции.



Место обитания безумных демонов - подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.


Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов - Турна, вызвав тем самым кровопролитие.


Ужасная Тисифона в тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями.


Их сестра, Мегера - олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.


Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в "Эвменидах". Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды,  ("благомыслящие"), тем самым меняя свою злобную сущность (греч.  , "быть безумным") на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как "блюстительницах правды", ибо без их воли даже "солнце не преступит своей меры"; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами ("досточтимыми") и понтиями ("могущественными").


Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело заниматься вещанием.


С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немесида.


В Риме им соответствовали фурии ("безумные", "яростные"), Furiae (от furire, "неистовствовать"), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.