Зона отчуждения. Территория отчуждения Территория отчуждения

Авария на Чернобыльской АЭС произошла уже более 30 лет назад. Разрушение реактора привело к колоссальному выделению радиоактивных веществ в окружающую среду. Согласно официальной версии, за первые 3 месяца погиб 31 человек, а в последующие года эта цифра приблизилась к сотне. Всё ещё ведутся споры относительно того, что стало причиной катастрофы. Последствия произошедшего будут давать о себе знать ещё многие десятки, если не сотни лет. После аварии была установлена 30-километровая зона, откуда было эвакуировано почти всё население, и запрещено свободное перемещение. Вся эта территория так и застыла в 1986 году. Сегодня мы рассмотрим 7 самых интересных объектов в Чернобыльской зоне отчуждения.

Сегодня Припять не такой уж и «мёртвый город» — там регулярно организуются экскурсии, и разгуливают сталкеры. Припять считается советским городом-музеем под открытым небом. Это заброшенное место сохранило энергетику середины 80-х годов, чем и привлекает туристов со всего мира. Мы рассмотрим несколько самых интересных мест этого города.

Гостиница «Полесье» в своё время была визитной карточкой Припяти. Она расположена в центре города, рядом парк аттракционов, который отлично виден из её окон, а со смотровой площадки хорошо просматривается главная городская площадь и не менее знаменитый ДК «Энергетик». На крышу с каждым годом подниматься всё опаснее, т. к. она давно не в лучшем состоянии, но посетителей Зоны так и тянет прикоснуться к огромным буквам, составляющим название гостиницы.


В здании гостиницы был развёрнут штаб ликвидации последствий аварии. С крыши гостиницы прекрасно виден 4-й энергоблок , поэтому можно было корректировать действия вертолётов, которые тушили пожар.

В некоторых номерах встречаются полуразвалившиеся предметы интерьера. Вообще в Припяти в своё время неплохо поработали мародёры. Они вывозили технику, мебель, срезали батареи и забирали всё, что имело хоть какую-то ценность, даже не задумываясь, что всё это может нанести большой вред здоровью.

Как ни парадоксально, но даже сегодня гостиница принимает туристов, которые, конечно, приходят туда не для того, чтобы снять номер. Они любуются видами Припяти, знакомятся с особенностями советских апартаментов и поражаются деревьям, которые прорастают сквозь пол.

Этот искусственный водоём был создан для охлаждения реакторов станции. Пруд-охладитель находится на месте заброшенного карьера, нескольких небольших озёр и старого русла реки Припять. Глубина этого водоёма достигает 20 м. Посередине его разделяет дамба для лучшей циркуляции холодной и тёплой воды.

Сегодня пруд-охладитель находится выше уровня реки Припять на 6 метров, и поддерживать такой его в таком состоянии затратно. С учётом того, что станция больше не работает уровень воды постепенно снижают, а со временем водоём и вовсе планируется осушить . Это у многих вызывает опасение, ведь на дне лежит множество обломков реактора четвёртого энергоблока, высокоактивные топливные элементы и радиационная пыль. Однако негативных последствий можно избежать, если правильно рассчитать постепенное снижение уровня воды, чтобы оголённые участки дна успевали обзаводиться растительностью, которая будет препятствовать подъёму радиоактивной пыли.

Кстати, пруд-охладитель ЧАЭС – один из самых крупных искусственных водоёмов в Европе.

За состоянием пруда с ведется постоянное наблюдение, дабы оценить, как его экосистема пострадала от радиационного воздействия. Разнообразие живности хоть и поубавилась, но не исчезло совсем. Сегодня в пруду вполне можно поймать нормальную на вид рыбёшку, но в пищу её употреблять не рекомендуется.

ДК Энергетик

Вернёмся в центр Припяти. На главную площадь города смотрит дворец культуры «Энергетик», который наряду с гостиницей «Полесье» является обязательным к посещению.

Логично предположить, что в этом здании сосредотачивалась вся культурная деятельность города . Здесь собирались кружки, проводились концерты и спектакли, а по вечерам устраивались дискотеки. В здании был свой спортзал, библиотека и кинотеатр. ДК был излюбленным местом молодёжи Припяти.


Сегодня там ещё можно найти остатки мраморной плитки, которой было облицовано здание, витражи и мозаику. Несмотря на разруху, в здании ещё сохранился тот знаменитый дух советской эпохи.

Городской парк развлечений в Припяти

Пожалуй, самой известной достопримечательностью Припяти является городской парк развлечений с его колесом обозрения. Стоит отметить, что это одно из самых заражённых мест города , но когда-то в парке то и дело слышались восторженные детские голоса.

Машинки, качели, карусели, лодочки и прочие атрибуты парка развлечений уже никогда не будут использованы по назначению, но среди многочисленных туристов и сталкеров они пользуются популярностью в качестве своеобразной достопримечательности.

Колесо обозрения успело стать символом уже опустевшей Припяти. Интересно, что оно так и не было введено в эксплуатацию. Его должны были открыть 1 мая 1986 года, но за 5 дней до этого произошла авария на ЧАЭС…

ЧАЭС

Сегодня за определённую сумму денег вы можете побывать на территории самой ЧАЭС. Там вы увидите, как проходит строительство «Арки» , которая должна накрыть 4-й энергоблок вместе со старым саркофагом. В самом здании электростанции вы сможете пройти по «золотому коридору», ознакомится со щитом управления реактором, а так же узнать, как вообще работала ЧАЭС. Обычные экскурсии ограничиваются только пребыванием туристов невдалеке от станции.


Арка должна накрыть весть 4й энергоблок

Конечно, нелегальные путешественники проникнуть в сердце Зоны не могут – всё надёжно охраняется. Однако станция и возводящаяся «Арка» прекрасно видны с многоэтажек Припяти. Каждый уважающий себя сталкер обязательно запечатлевает на фото вид на ЧАЭС.

Кстати, на территории станции сейчас работают около 4000 человек. Они занимаются строительством «Арки» и работами по снятию энергоблоков с эксплуатации.

Рыжий лес

Этот участок леса, расположенный невдалеке от ЧАЭС, во время аварии принял на себя самую большую долю радиоактивной пыли , что привело к гибели деревьев и окрашиванию их листвы в буро-красный цвет. Примечательно, что ферменты деревьев вступали в реакцию с радиацией, из-за чего по ночам в лесу наблюдалось свечение. В рамках дезактивации «Рыжий лес» был снесён и захоронен. Сегодня деревья снова разрастаются, конечно, уже имея нормальный цвет.


Тем не менее, сегодня встречаются молодые сосны с признаками мутаций. Это может выражаться в чрезмерно или, наоборот, в недостаточной ветвистости. Некоторые деревья, достигнув возраста около 20 лет, так и не смогли вырасти выше 2 метров. Хвоя на соснах тоже может выглядеть замысловатым образом: она может быть удлинённой, укороченной или вовсе отсутствовать.

Кстати, оставшиеся энергоблоки ещё работали некоторое время. Последний отключили в 2000 году.

Неприятное ощущение может складываться от могильников, где были закопаны снесённые деревья. Курганы и торчащие из земли ветки у многих вызывают неприятнее ассоциации.


Интерес вызывают и остатки незахоронённых деревьев. Подобный вид ярко свидетельствует о том, как природа может пострадать от человеческой деятельности. Этот участок – пожалуй, одно из самых печальных мест Зоны отчуждения.

Дуга

Объект представлен огромным комплексом антенн. Эта радиолокационная станция выполняла задачу по обнаружению пусков межконтинентальных баллистических ракет. Наши военные могли увидеть американскую ракету, фактически заглянув за горизонт. Отсюда и название «Дуга». Для обеспечения работы комплекса было необходимо около 1000 человек, поэтому и был организован небольшой городок для военных и их семей. Так и возник объект «Чернобыль-2» . До аварии установка использовалась всего несколько лет, а после – была заброшена.

Радиолокационные антенны являются советской инженерной мысли. По некоторым данным строительство «Дуги» обошлось в два раза дороже, чем создание ЧАЭС. Западные страны были не в восторге от этой установки. Они постоянно жаловались, что она мешает работе гражданской авиации. Интересно, что «Дуга» создавала в эфире характерный стукающий звук, за что её прозвали «Русским дятлом».

Высота антенн достигает 150 м, а длина всей постройки около 500 м. Благодаря своим внушительным размерам установка видна практически из любой точки Зоны .

Природа постепенно разрушает постройки объекта «Чернобыль-2». Но сама «Дуга» ещё простоит не один год, если, конечно, украинские власти (или какие другие) не захотят пустить в расход тонны заражённого металла, как это случилось с автопарком, который был задействован при ликвидации последствий аварии…

Многие сталкеры-руферы, не боясь охраны, которая патрулирует те места, забираются как можно выше на одну из антенн и запечатлевают чернобыльские пейзажи на фото.


В небезызвестной серии игр S.T.A.L.K.E.R. существует так называемая установка «Выжигатель мозгов», с которым и ассоциируется «Дуга», чем ещё больше привлекает искателей приключений.

Заключение

Чернобыльская зона отчуждения – несомненно, уникальное место на Земле, эдакий кусочек Советского союза в 21 веке. Очень печально, что город Припять был основательно разграблен мародёрами – могли хотя бы отделку не трогать, но нет – вытягивали даже проводку. Тем не менее, современному поколению важно относиться к Зоне не как туробъекту или месту, где можно увидеть места из игр, а как к напоминанию, что наши научные достижения могут оставить шрамы на Земле, которые будут заживать веками.

Что такое зона отчуждения Чернобыльской АЭС?

«Чернобыльская зона отчуждения атомной электростанции» является официально обозначенной областью исключения вокруг места аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Ученые считают, что выброс радиоактивных веществ ускорил рост некоторых особей, а так как сомы являются долгожителями с возрастом их размер достигает небывалых показателей.

С момента аварии прошло более тридцати лет и животные уже являются потомках своих облученных предков, однако употреблять такую рыбу в пищу все равно опасно.

В Чернобыле можно посетить Свято-Ильинский храм и замок времен Великого княжества Литовского.

В Припяти особый интерес представляет и главная площадь.

Интерес с ним связан благодаря тому, что парк развлечений, в котором колесо расположено так и не открылся.

Его открытие было приурочено к празднованию дня труда 1 мая 1986 года, а авария произошла за пять дней до назначенной даты открытия. Все аттракционы парка так и остались не тронутыми.

Произвести демонтаж и установить их в другие парки не возможно. Они до сих пор излучают радиационных фон превышающий норму в десятки раз.

Загрязнение зоны отчуждения

Уровень радиации (цезий-137, стронций-90, америций-241 и плутоний-239) на Чернобыльской АЭС и Припяти в 2-2,5 раза превышают установленные нормы.


Зона загрязнения Чернобыльской АЭС карта

Чернобыльской зоной отчуждения управляет Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям , в то время как сама электростанция и ее саркофаг (и замена) осуществляются отдельно.

Из-за того, что основная часть загрязненных территорий еще были за пределами 30-км зоны, то в 1990-х годах постепенно начали отселять населенные пункты (всего 94), так как там еще до сих пор превышали допустимые нормы.

За 6 лет окончательно отселили большую часть поселков. В 1997 году эту территорию включили в Чернобыльскую зону отчуждения и передали под управление МЧС и, соответственно, начали охранять.

Зона отчуждения сегодня

В городе рабочие магазины, есть “общага” и “столовка”. Также в зоне отчуждения живут местные жители из числа вернувшихся (до 500 человек).

Они размещены по нескольким селам территории и ведут замкнутый образ жизни, хотя другого здесь и не получится.

На территории отсутствует электричество, так же нет и продуктового снабжения. Люди, принявшие решение вернуться в свои дома, занимаются сельским хозяйством, охотой и рыбной ловлей.

Если животные имеют меньший радиационный фон и употребление их в пищу хоть как-то возможно, то почва очень загрязнена.

Загрязнение почвы настолько сильное, что для очистки ей необходимо несколько тысяч лет. По этой причине выращивание продуктов на территории зоны отчуждения затея плохая.

Зона отчуждения – довольно посещаемый объект туристами, сюда едут со всего мира.

Зона отчуждения туристическая

Существуют агентства, через которые можно попасть в , в Чернобыль или в Припять, “Ржавый лес” и ряд других объектов зоны отчуждения.

Ржавый или рыжий лес

Это территория в 10 квадратных километров, прилегающая к территории ЧАЭС.

Выброшенные в атмосферу радиоактивные вещества частично были поглощены деревьями, что к их гибели, а так же окрашиванию их в буро-красный цвет.

Окрашивание произошло в течение 30 минут после взрыва. Некоторые утверждают, что в ночное время наблюдается свечение погибших деревьев.

В рамках работ по очистке территории от радиационного заражения лес был вырублен и захоронен.

Сейчас лес восстанавливается природным путём. Радиационные нагрузки на сосну в результате аварии на ЧАЭС пришлись на период роста деревьев.

В такой период радиочувствительность растений увеличивается в 1,5-3 раза по сравнению с другими периодами.

Крона сосен достаточно плотная и является эффективным фильтром, что способствовало задержке значительного количества радиоактивной пыли и аэрозолей в кронах этих деревьев.

Сосна не сбрасывает хвою на протяжении 2-3 лет, что обуславливает медленную естественную очистку крон по сравнению с деревьями лиственных пород.

Этот фактор усилил радиационное поражение хвойных по сравнению с другими видами деревьев.

В результате выброса радиоактивных веществ и степени их воздействия на деревья лез был разделен на несколько зон:

  1. Зона полной гибели хвойных пород с частичным повреждением лиственных пород (так называемый «Рыжий лес»). Уровни поглощённых доз (по расчётам учёных) по внешнему гамма-облучению в 1986-1987 годах составило - 8000-10000 рад при максимальной мощности экспозиционной дозы - 500 мР/час и больше. Площадь этой зоны составляет около 4,5 тысяч гектар. В этой зоне надземные органы сосны погибли полностью, а хвоя приобрела кирпичный цвет. Весь лес практически «сгорел», аккумулировав на себе значительные объёмы радиоактивных выбросов.
  2. Зона сублетальных поражений леса в котором погибло от 25 до 40 % деревьев, а также погибла большая часть лесного подлеска (1-2,5 м высоты). В 90-95 % деревьев сильно повреждены и отмерли молодые побеги и почки. Поглощённая доза - 1000-8000 рад, мощность экспозиционной дозы - 200-250 мР/час. Площадь зоны составляла 12,5 тыс. гектар, в том числе сосновых лесов - 3,8 тыс. гектар.
  3. Зона среднего повреждения соснового леса. Для данной зоны характерным было поражение в основном молодых побегов, а хвоя желтела только на отдельных участках веток. Отмечались также небольшие морфологические отклонения в росте сосны, но эти растения сохранили свою жизнеспособность. Поглощённая доза - 400-500 рад, мощность экспозиционной дозы - 50-200 мР/час. Площадь третьей зоны составляла 43,3 тысяч гектар, в том числе сосновых лесов - 11,9 тысяч гектар.
  4. Зона слабого поражения, где отмечались отдельные аномалии в ростовых процессах. Видимые повреждения у сосен найдены не были. Все деревья сохранили нормальный рост и цвет хвои. Поглощённая доза составила 50-120 рад, мощность экспозиционной дозы - 20 мР/час.

Совсем недавно для приезжих построили , так что уже есть, где отдохнуть сотне туристов.

Который являлся центральным объектом города Припять. В нем было несколько секций, зал, где проводились концерты и устраивали киносеансы. Не давно на нем зажгли вывеску.

Комплекс зданий, расположенных на большой территории. В комплексе имелось три здания, самое высокое это административное здание, его высота восемь этажей.

Завод является секретным объектом, чем занимались его сотрудники не известно до сих пор.


на день стоит от $79, но лучше брать групповой тур, это обойдется дешевле в пару раз, также за $10 можно себе арендовать личный дозиметр.


Заплатив за экскурсию, вы сможете побывать на ЧАЭС, в “городе, которого нет” и в некоторых селах, а если тур многодневный, то еще другие достопримечательности.

Пребывая в зоне отчуждения, турист получит дозу радиации, сравнимую с часовым полетом на самолете.

Однако более длительное пребывание противопоказано, чем длительнее человек контактирует с радиационным фоном, тем большее воздействие происходит на организм.

Предыстория:

В середине 1999 года молодой белгородский музыкант Сергей Белый, в миру Сергей Шубин, решил записать свой первый альбом. Вместе с товарищем, Андреем Банниковым, который в то время практиковался в звукозаписи, к концу года эта идея была реализована. Альбом был назван «Путешествуя по сторонам жизни». Широкого распространения в Белгороде он не получил, зато получил его в Донецке. Примерно в это же время Сергей встретил свою будущую жену Марину, с которой через год создал дуэт, ставший впоследствии основой будущих группы и проекта. В 2002 году на 4-м фестивале акустического рока под Балаклеей Сергей Белый становится лауреатом и практически бессменным участником жюри на последующие годы. Вскоре после этого он знакомится с Сергеем Антоновым, который становится бас-гитаристом созданной группы, названной «Территория Свободы». В названии была заключена некая концепция группы, а именно, что к ней могут присоединяться и выходить из ее состава любые музыканты по желанию и в любой момент. В 2005 году сессионным соло-гитаристом группы на постоянной основе стал Юра «Шнурок» Ляхов. За время существования группы в выступлениях принимали участие многие белгородские музыканты и просто друзья. Было записано несколько концертных выступлений и акустический квартирный концерт «Точка отсчета». Группа гастролирует в Харькове, Донецке, Калуге, Москве. И вот в конце 2004 года из группы уходит Сергей Антонов и на смену ему приходит Алексей Оробец. Это знаменует перелом в жизни музыкантов. Весной 2005 года группа меняет название и подход к творчеству.

История:

В апреле 2005 года гр. «Территория Свободы» стала андеграунд-проектом «Территория Отчуждения». Причины: первая – из Интернета стало известно о рэп-группе именующей себя также, что не внушало оптимизма; второе – после совместного концерта с Манагером и гр. «Родина» в Пушкинской библиотеке в СМИ национал-большевистской партии, которая участвовала в организации концерта, по имиджу группы был нанесен неприятный удар, что также сыграло свою роль, хоть и небольшую; третья, и основная – вдруг настигло понимание, что истинная территория свободы всегда будет территорией отчуждения и наоборот, территория отчуждения является наибольшей территорией свободы! Оказалось новое словосочетание выражает внутреннюю сущность группы лучше старого. Проектом же назван в связи с нестабильным, постоянно меняющимся и развивающимся, составом и из-за стремления к экспериментам, разной степени удачливости, в студийной работе.

В 2005 году в домашних условиях пробно был записан акустический альбом-сборник «Не надо гондонить отношения». В 2006 году тот же релиз перезаписан на студии «Метрика-records» в новом более профессиональном качестве. Далее, за последующие три года, были записаны еще пять альбомов: «Хобот Кентавра или Как Курить Писю Кубинской Коровки» - усиленная акустика (студия Метрика records, 2007 г.); «West-Ост» - электричество.(студия UPS records, 2007 г.); «Сказочник» - лайт электричество (студия UPS records, 2008 г.); «Пляски Собак» - электроакустика (студия UPS records, 2009 г.); «Anarchy budet!» - электричество (студия UPS records, 2009 г.). В это время «Территория Отчуждения» много гастролирует по городам России и Украины, часто выступает и в Белгороде. Площадками выступлений были и небольшие клубы, и фестивальные сцены и просто квартиры, где проводились акустические концерты. Проект участвует в акустическом составе в фестивалях «Оскольская Лира» (лауреаты 2008-го года), «Фестивале акустического рока под Балаклеей (в качестве жюри и особых гостей), фестивалях «Веничкина Радуга» (лауреаты 2008-го года, в результате чего вошли в жюри фестиваля), «Поющая кружка» (в качестве гостей), «Белая волна», в полмосковном фестивале «Памяти спелестолога Шагала» и многих других. В 2009-м проект ярко заявил себя на фестивалях «Рок-Игрок-Питер» и «Рок-Игрок-Украина». Были налажены контакты со многими интернет-радиостанциями, песни проекта вошли в несколько андеграундных сборников. В этот и последующий период бурной концертной деятельности выступали на одной сцене с Манагером и гр. «Родина», гр. «Западный фронт», Радой и гр. «Терновник», Вадимом Кузьминым (Черный Лукич), Александром Чернецким и гр. «Разные Люди», Умкой и гр. «Броневик», Михаилом Башаковым, Виктором Джалиловым (Одинокий Летчик), гр. «Ч.Ч.», Игорем Луневым (гр. «Бубенцы»), Вадимом Курылевым и гр. «Электрические партизаны», гр. «Бригадный Подряд» и др.

Со временем состав проекта претерпевал сильные перестройки, постоянно меняясь от акустического дуэта до почти полного «электричества», то же относится и к работе над альбомами. Все они получались очень разными и по концепции, и по стилистике, и по составу музыкантов. И только основа проекта Сергей Белый, Марина Шубина,Алексей Оробец и их идеи, всегда оставались неизменной базой экспериментов. В это время, вплоть до записи альбома «Anarchy budet!» в 2009-м году, в проекте участвовали в качестве постоянных музыкантов Юрий Ляхов (соло-гитара, бонги, харп, варган) и Дмитрий Коренев (соло-гитара, аранжировки, звукорежессура, мастеринг). Уже в конце записи релиза «Anarchy budet!» в проект влился Артем Эмиргамзаев (соло-гитара, ударные, аранжировки, мастеринг), который привел вскоре, для создания полноценного электрического состава, ударника Алексея (фамилия, к сожалению, утеряна в веках). Начинается период оформления электрических живых аранжировок, период активных репетиций полного «электричества». Альбом был презентован впервые в полном электрическом составе в Белгороде в клубе «In Rock» в ноябре 2009-го и получил большой резонанс, достигнув и превысив уровень успеха релиза «Хобот Кентавра или Как Курить Писю Кубинской Коровки», вышедшего в 2007-м году и надолго ставшего визитной карточкой проекта. Чуть ранее этих событий проект в полном составе в качестве музыкантов участвует в записи релиза «ПАнк ДОНецких ОКраин» помогая донецкому проекту «Дорога Домой». Данная работа также имела большой успех.

Вскоре состав меняется, на смену ушедшему в армию ударнику Алексею приходит Антон Шабалин, а также в проекте появляется второй бас-гитарист Илья Чупкин, с которыми состав играет в Белгороде и гастролирует по Украине с презентациями. Общая география выступлений за прошедшие годы: Белгород, Харьков, Калуга, Москва, Старый Оскол, Донецк, Днепропетровск, Киев, Запорожье, Питер, Тула, Воронеж, Липецк, Луганск, Белая Церковь, Череповец, Курск, Николаев … С этого времени «Территория Отчуждения» частый участник белгородских клубных фестивалей в электрическом составе. Также лидер проекта Сергей Белый продолжает начатое еще в 2000-м году дело – занимается организацией концертов для других дружественных групп, иногда даже выступая со своим составом в товарищеских солянках.

В конце весны 2010-го года, при обстоятельствах достойный эпического пера, прямо перед очередным харьковским концертом проекта, из него уходит Артем Эмиргамзаев (концерт, несмотря на это, естественно состоялся). Почти сразу, летом, на его место, волонтером для записи нового релиза и последующих презентаций, приходит Андрей Левша (соло-гитара), участник белгородского рок-бэнда «Дерево». Заодно проект меняет и ударника, им становится Дмитрий Киреев, также участник группы «Атом». И начинается работа над сборником лучших песен «ХИТовые гламурЫ», обновленным составом, в новой, полностью живой, электрической аранжировке. Этот период наполнен постоянными репетициями и работой в студии «Метрика records», где писался и сводился материал. Много сил и средств было пущено, и не зря, в эту работу. Готовился, писался и сводился данный релиз более года. Множество событий стояло на пути его выхода, несколько раз менялся состав музыкантов проекта, происходили метеоритные дожди и солнечные бури, глобальное потепление и магнитные аномалии также не способствовали реализации планов. Но, несмотря на весь хаос происходящего, сборник все же был выпущен! В итоге всех перипетий в конце зимы 2011-го года свет увидел столь нами долгожданный альбом-сборник «ХИТовые гламурЫ». К его записи приложили себя не только постоянные, на тот момент, участники проекта, но и, сессионно, многие известные белгородские музыканты, участники других групп. На запись была собрана довольно большая банда музыкантов, в общей сложности в создании сборника приняло участие двенадцать человек. Для записи ударных, в помощь нашему ударнику, был привлечен музыкант довольно известной в наших краях группы «5 Пенсов» Дмитрий Меженин. Также в записи участвовал еще один музыкант из рок-бэнда «Дерево», брат Андрея, клавишник Владимир Левша. И многие другие музыканты-участники также не будут забыты историей, их имена навеки останутся на обложке релиза: Максим Строгий и Игорь «Дональд» Побегайло (диджериду, варган и бонги, джебе, дарбука соответственно, участники гр. «Волчье солнышко»), Олег Ермилов (диджериду, лидер гр. «Атом»), также был еще один участник пожелавший сохранить инкогнито. В него вошли семнадцать композиций, выбранных слушателями на голосовании в сети Интернет. Не вошли песни только из альбома «Anarchy budet!», т.к. он вышел всего за год до сборника и по форме и содержанию все еще остается актуальным. Песни из более ранних релизов ныне были переаранжированы достаточно радикально, некоторые из них до этого имелись только в полуакустических версиях, версии других уже давно устарели. В аранжировках использован широкий ряд инструментов, как обычных для рок-групп, так и довольно экзотических, типа диджериду, казу и т.д. Стилистика песен также весьма обширна, от панк-рока до фолка и реггей. Чистых стилей в песнях не наблюдается, музыканты все перелопатили со свойственным проекту бармалейством … Данный релиз стал итогом пятилетней деятельности и вместил в себя все достижения и концепцию проекта на тот период.

Во время презентаций релиза были налажены контакты с московским «Prostofest»ом, руководители которого и пригласили акустический вариант проекта выступить летом на фестивале «Пустые Холмы-2011». А электрический проект, после всех презентаций релиза «ХИТовые гламурЫ», длившихся всю весну, в его белгородском варианте закончил свое существование выступлением на байк-слете «Нежегольская слобода». Состав был распущен. Остался только костяк – акустический дуэт Сергея Белого и Марины Шубиной, который и представляет собой нынешнюю «Территорию Отчуждения». Дальнейшие планы проекта связаны с переездом на постоянное место жительства в Санкт-Петербург к середине лета 2011-го года. Там будет собран новый состав и творческая деятельность продолжится, возможно в новом ключе.

СОСТАВ ГРУППЫ???????

Марина ШУБИНА – перкуссионные инструменты, казу, цуг-флейта, варган, бэк-вокал, директор группы, художник, фотограф.
Наша честь и совесть в одном лице.

Андрей ЛЕВША – соло-гитара.
Украшение коллектива).

Алексей ОРОБЕЦ – бас.
О-о-очень безответственный тип.

Юрий ЛЯХОВ – харп.
До сих пор не поймет что он среди нас делает …

Дмитрий КИРЕЕВ – ударные.
Скромный и талантливый.

ДИСКОГРАФИЯ????????

? «ХИТовые гламурЫ» - электричество.
(студия Метрика records, 2011 г.)
http://ifolder.ru/22794791 ?
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3585598 ?

? «Anarchy budet!» - электричество.
(студия UPS records, 2009 г.)
http://ifolder.ru/14955208 ?
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3453391 ?

? «Пляски Собак» - электроакустика.
(студия UPS records, 2009 г.)
http://ifolder.ru/11262334 ?

? «Сказочник» - лайт электричество.
(студия UPS records, 2008 г.)
http://ifolder.ru/11264410 ?
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2071780 ?

? «West-Ост» - электричество.
(студия UPS records, 2007 г.)
http://ifolder.ru/8367111 ?
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2071780 ?

? «Хобот Кентавра или Как Курить Писю Кубинской Коровки» - усиленная акустика.
(студия Метрика records, 2007 г.)
http://ifolder.ru/6265028 ?
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2071780 ?

? «Не надо гондонить отношения» - акустика.
(студия Метрика records, 2006 г.)
http://ifolder.ru/6198241 ?
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2071780 ?

Бесплатные композиции можно скачать с официального сайта группы http://territoria-ot.narod.ru.

Группа «Территория Отчуждения» играет некоммерческий русский рок, особенно актуальный во времена всеобщей материализации. Духовный анархизм, эксперименты с классическими стилями, стилизации и смешение… И главная черта коллектива: истинная сплоченность!

- Ребята, вы называете свою группу - андеграунд-проектом. Что такое андеграунд, по-вашему? Нечто, противоположное общемузыкальной культуре? Чувствуете себя отчужденными? Чужими среди своих?..

Как написано у нас в описании проекта на сайте: «Андеграунд - творчество, имеющее изначальную, осмысленно выбранную, некоммерческую направленность». Этим все сказано, определены и суть и место такого творчества в топах, ротациях и прочей суете этой жизни. И дело здесь не в отчужденности, хотя при таком подходе она возникает сама собой. Люди предпочитают во всех областях жизни что-то лёгкое, комфортное, привычное и безопасное. Но настоящая жизнь, а значит и настоящее творчество, не такие. Реальность довольно жестка, противоречива и беспощадна. И все это отражено во внутреннем мире людей, но они чаще всего бегут от этого, отворачиваются, отсюда и все комплексы в человеке, а также и проблемы современной цивилизации. А отворачиваясь и убегая, люди отчуждают себя от реальности и реальность от себя, в том числе, часто, и творчество по-настоящему ее отражающее, без розовых красок, пастельных фильтров и прочей кастрации действительной жизни. Немногие могут пережить такое вторжение в свою зону комфорта. Так что, на мой взгляд, да, можно сказать, что в андеграунде изначально заложено что-то противоположное так называемой общемузыкальной культуре (которую так и хочется назвать безкультурьем). И, конечно, в таком случае, периодически возникающее чувство отчужденности, связанное и с реальной жизнью и с внутренними переживаниями, будет иметь место. Но, как говорится, могло быть и хуже, наши враги могли быть нашими друзьями. Этого уж точно не надо до тех пор, пока они не изменятся, не станут другими людьми. А «чужими среди своих» мы уж точно себя не ощущаем, скорее наоборот, мы тянемся к «своим», а они к нам.

Есть ли смысл размышлять над этим странным словом - «андеграунд»? Хотя для Сергея, наверное, такое название имеет значение, он же по всем признакам - анархист, бунтарь. Наверное, отсюда и название: «андеграунд-проект», никто и не спорит, все стараются соответствовать.

Насчет отчужденности - я лично не чувствую себя «чужим среди своих». Разве что может быть - «чужим среди чужих». Но от этих «чужих» даже полезно отчуждаться. Я вовсе не говорю про ребят - они то, как раз, «свои!!!» на сто процентов.

- А в жизни - ощущение чужеродности вам свойственно?

Сергей Белый (вокалист, гитарист): Смотря, какой чужеродности. В предыдущем ответе я уже много сказал о подобных вещах. Мы все - люди. В нас всех заложена искра добра. Мы не пытаемся делить мир на своих и чужих, мы хотим сделать его хотя бы чуть лучше. Только для этого наше творчество, даже те «неудобные», кажущиеся злыми, обывателю песни. Нам нечего делить с окружающими людьми. Мы просто хотим вместе с ними быть достойными называться словом «Человек».

Андрей Карапетян (басист): Я, слава Богу, не клиент психушки, и мне наплевать, как ко мне относятся посторонние мне люди. Считают меня «чужаком» - это только их проблемы.

Борис Пилявский (барабанщик): Чужеродность - это уже перебор. Отчуждение - то действие, которое произошло позже рождения, а вот чужеродность - это уж совсем что-то плохое. Люди, живущие на одной планете, не могут быть чужеродными. Ужасное было бы название «Территория Чужеродности» (смеётся).

- Андеграунд - в ваших устах - звучит гордо, но бедно: «Андеграунд - творчество, имеющее изначальную, осмысленно выбранную, некоммерческую направленность». Некоммерческая музыка - это сознательный акцент? Что это значит для вас? «ДДТ», к примеру, или «Алиса» - разве это коммерческая музыка? А ведь деньги товарищи зарабатывают…

Сергей Белый (вокалист, гитарист): Не хочу сейчас судить других. Они сами ответственны за свои дела. Коммерческие или некоммерческие - лишь они сами знают это точно. Для меня лично некоммерческая направленность, которую я сам выбрал осмысленно, означает не отторжение возможности что-то продавать из результатов творческой работы, а изначальный стержень творчества, основанный на том, что все делается ради идеологических целей, а не ради денег. Покупают альбомы - я пущу вырученные деньги в развитие творчества или на полезные людям дела. Не покупают - все равно буду гнуть свою линию и делать то, что считаю нужным. И никак иначе.

Анастасия Кучек (клавишник): Зарабатывать деньги своим творчеством - приятный бонус, а не самоцель. Именно по этому критерию, по изначальной идее, на мой взгляд, и разделяются коммерческая и некоммерческая музыка. Некоммерческая - я буду играть то, что мне нравится, и так, как мне нравится, даже если при этом на концерты будут приходить от силы 10-15 человек. Коммерческая - я буду играть такую музыку, чтобы на концерты приходило как можно больше народу, чтобы меня крутили на радио и покупали мои диски. Те же «ДДТ» и «Алиса», думаю, в свое время создавались не с целью заработать денег.

Борис Пилявский (барабанщик): Коммерческая - это в обиходе определяется как «купи-продай». Если результат творчества кто-то продает, и есть желающие купить, то это внешне и есть коммерция. Но вряд ли на своих концертах и при записи альбома музыканты, называющие себя некоммерческими, рассуждают: «как бы мне заработать побольше на этой песне, надо вот здесь так сыграть, мне точно больше заплатят…». В этом разница. Что касается групп «ДДТ» или «Алиса», то, на мой взгляд, эти люди играют настоящую музыку, она им нравится, они сами от нее кайфуют. Они вышли на этот уровень, и если за это получают гонорары, то, видимо, этого заслужили. Они же не «впаривают» свое творчество всем подряд. Не понравилось - не ходи на концерты, не покупай диски, и вообще не слушай их музыку.

- Расскажите, как же вы все дошли до жизни такой?.. Как оказались на «Территории Отчуждения»? Как чувствуете себя внутри коллектива и вне его?

Все началось, когда я встретила Сергея тринадцать лет назад. Он тогда был только начинающим рок-музыкантом. Тогда это скорее был бард-рок, т. к. все песни исполнялись под акустическую гитару. Мы вместе создали сначала дуэт, а потом уже и группу, вместе придумывали название, вместе до сих пор творим. Этот проект из увлечения перерос в дело всей жизни. Для меня это творчество не заканчивается порогом репетиционных точек или подмостками сцен, оно неотъемлемая часть всего, чем я занимаюсь, даже идеи моих картин бывают навеяны текстами песен Сергея.

Анастасия Кучек (клавишник): С Мариной и Сергеем я познакомилась в 2008 году, когда они приехали в Питер для выступления в клубе «Симбиоз» и на фестивале «Поющая Кружка». Время мы провели очень весело, от общения и знакомства с их творчеством у меня остались исключительно приятные впечатления. Помню, особенно меня впечатлило название их нового альбома «Хобот Кентавра или Как Курить Писю Кубинской Коровки», ну и, конечно, песня «Мэри Поппинс». Эта песня глубоко запала мне в душу и останется там, видимо, уже навсегда (смеётся).

В следующем году ребята снова приехали выступать и даже привлекли меня подыграть им на губной гармошке. А потом они совершенно неожиданно взяли и переехали в Питер. И однажды осенью я случайно обнаружила в одной известной социальной сети, что Сергей ищет музыкантов. Ага, подумала я, вспомнив про «Мэри Поппинс», надо попробовать вписаться в коллектив! Тогда мы с моим мужем Андреем участвовали в не очень перспективном проекте и откровенно скучали. То, что в группу требовались гитарист, басист и барабанщик, а я являюсь клавишником, меня нисколько не смущало. Во-первых, муж у меня басист, и я собиралась его активно к этому делу привлечь, а во-вторых, какая группа откажется от добровольно идущего к ним клавишника? Расчет оказался верен, ребята несколько удивились, но на Территорию Отчуждения пустили.

Андрей Карапетян (басист): Соответственно, у меня все просто: жена «привлекла», а я прижился и чувствую себя вполне комфортно (шутливо).

Борис Пилявский (барабанщик): Здесь важен не сам процесс пути до этой жизни, важен результат. Мы оказались, в конце концов, на этой «Территории Отчуждения». Главное на этой территории удержаться, не сбиться с пути. А чувствуем мы себя вполне здоровыми людьми, с устойчивой психикой (шутливо).

- Кто у вас идеолог?

Марина Шубина (бэк-вокалистка): Безусловно, идеолог группы Сергей. Без него вообще не будет «Территории Отчуждения», потому что он автор текстов песен и законодатель аранжировки. Остальные музыканты, дополняя его, вносят свой незаменимый и талантливый вклад в звучание группы.

Борис Пилявский (барабанщик): Честно говоря, я не силен в этих политических терминах. Но замечу, что множество творческих идей, да и просто идей, подает Марина. Хотя внешне кому-то и может показаться, что идеолог у нас только Сергей, но, мне кажется, что это не совсем так.

Сергей Белый (вокалист, гитарист): Так уж изначально выходит, что я пишу практически все песни, которые мы играем. Тут при любом раскладе становишься идеологом, т. к. в текстах твои мысли и чувства. Ну, а то, что и первичные аранжировки мои, видимо лишь дополняет это. Но я, конечно, всегда стараюсь обращать внимание на то, что думают и говорят окружающие, и это находит свой отклик в творчестве, но, все же, в начале, пройдя через мое мировосприятие и душу. По-другому здесь никак.

- В вашем случае, лидер группы - безусловный лидер? Или у вас демократия?

Борис Пилявский (барабанщик): Какая там демократия, при таком-то лидере - бунтаре. У нас монархия с признаками анархии. Можно, наверное, назвать это - мАнархия (смеётся).

Марина Шубина (бэк-вокалистка): В музыкальном коллективе должен быть один лидер, обладающий неисчерпаемым запасом энергии, энтузиазма, идей, уверенности, а где-то и наглости, упорства, умения сплотить и вести за собой, способный привлекать внимание публики. Все эти качества есть у Сергея, и он безусловный лидер проекта. Но это не тоталитаризм. Инициатива, исходящая от других членов группы, всегда приветствуется и поощряется. Только сплоченной командой мы сможем добиться желаемых результатов.

Сергей Белый (вокалист, гитарист): Дело в том, что я не имею особых музыкальных навыков, и поэтому доверяю музыкантам. К тому же, я считаю, в группе каждый должен иметь возможность самореализоваться. Поэтому я им не мешаю делать свое дело так, как они считают нужным, а я делаю свое. Каждый всегда может сказать свое веское слово. Хотя, все равно, в итоге решение за мной, конечно, остается, песни все же мои (смеётся).

Юрий Манита (соло-гитарист): У нас в группе все лидеры своего дела!

- Что значит для вас выражение «духовный анархизм»? Анархия - это безвластие, противление власти?.. Но ведь человеческим духом, определенно кто-то должен руководить? Кто?

Сергей Белый (вокалист, гитарист): Духовный анархизм - это самоорганизация внутри самого человека, это то, с чего начинается настоящий анархизм снаружи, когда люди развиты духовно, свободны, честны и являются одной позитивной силой. Это то, к чему мы стараемся вести. Он находит свое естественное отражение в нашем творчестве. Я бы даже назвал его основой своих песен. К сожалению, большинство людей лишены этого внутреннего стержня, именно поэтому они никак не могут решиться жить своим умом, постоянно выбирая каких-то представителей своих интересов, какую-то власть, имеющую право их вести и наказывать. К каким печальным последствиям это приводит, мы можем наблюдать вокруг.

Марина Шубина (бэк-вокалистка): Для меня «духовный анархизм» - это свобода выбора, что хорошо, а что плохо, поддерживаемая и определяемая моральными ценностями. Анархия же - это такой моральный, духовный, ценностный уровень развития общества и каждого человека в отдельности, когда власть как орган контролирующий, направляющий и наказывающий просто не требуется. Но каждый человек вправе выбирать, будет ли кто-то руководить его духом, и дать универсальный ответ, который бы относился ко всем людям, просто невозможно.

Андрей Карапетян (басист): А с чего вы взяли, что человеческим духом вообще должен кто-то руководить? Человеком должна руководить исключительно его совесть. А власть, законы - это всего лишь попытка привести к общему знаменателю некую обобщенную совесть и интересы «правящего класса».

Анастасия Кучек (клавишник): И, как можно заметить, эти попытки пока не увенчались успехом. Человека нельзя насильно, «сверху», сделать хорошим. И анархия - это как раз не противление власти, а общество, где каждый живет по совести, тогда ни власть, ни законы уже не нужны.

Борис Пилявский (барабанщик): Руководить моим человеческим духом невозможно. Духом нельзя руководить.

- Девушка в рок-н-ролле - не то же самое, что девушка на корабле?.. Я знаю много уважаемых во всех смыслах музыкантов, которые - ни в коем случае - не пускают женщин в свои «мужские» игры… Что думаете об этом?

Марина Шубина (бэк-вокалистка): Музыка, творчество это не замкнутый корабль. Она для всех. А вы говорите скорее о проблеме взаимоотношения полов. В нашем коллективе, мы все равны. Проект «Территория Отчуждения» никогда не ставил и не ставит таких рамок, главное, чтобы человек был хороший и талантливый музыкант, влюбленный в свое дело.

- «Мужское - женское» помогает созданию душевной атмосферы в группе. Или наоборот, провоцирует конфликты?

Сергей Белый (вокалист, гитарист): Мужчина, женщина - это, прежде всего, человек. Веками нас разделяли ради власти, с помощью воспитательных программ. Это все наносное, есть, конечно, физиологические и психологические отличия, но они весьма малы в настоящих людях, не поддавшихся гнилости нашей цивилизации, и не мешают общему делу никак. К тому же, правильно использованные, данные различия лишь добавляют позитива и в отношения, и в работу, и в творчество. Так что весь этот сексизм мы оставляем за границей нашей территории.

Анастасия Кучек (клавишник): Вообще, не вижу смысла разделять музыкантов по половому признаку. Для комфортной работы в группе человек, во-первых, должен иметь соответствующий музыкальный уровень и, во-вторых, свободно, безпроблемно общаться с другими музыкантами. Если техническая сторона вопроса целиком зависит от самого человека, то для работы в коллективе уже имеет значение сочетание характеров, темпераментов, идей и устремлений всех участников команды. Если оба условия выполняются, тогда и конфликтов не будет. И полы ни при чем (смеётся).

Борис Пилявский (барабанщик): Да, борьбы полов у нас нет. Это всё ерунда.

- Что самое главное для вашей компании? Что держит вас вместе?

Анастасия Кучек и Андрей Карапетян (хором): Рок-н-ролл, виски и отличное настроение (смеются).

Сергей Белый (вокалист, гитарист): Мы просто хотим делать одно дело вместе, поэтому каждый раз вновь собираемся на репетиции, едем на концерты. Да и в своей обычной жизни периодически встречаемся, так как мы «свои» и это нас сближает. Есть что-то в нас, видимо, что порождает общую симпатию друг к другу.

Марина Шубина (бэк-вокалистка): Мы все бескорыстно влюблены в совместное творчество. Мы все интересные и незаурядные личности. Нам интересно творить вместе. Нам всем одинаково нравится тот стиль музыки, в котором мы играем. Это, пожалуй, самое главное, что нас сближает.

Борис Пилявский (барабанщик): Да так, в общем-то, ничего конкретного и не держит нас вместе. Анархия есть анархия, никто ни над кем не властен, никто и ничто никого не держит. Деньги - не держат. Интересы - у всех разные, свои. Музыкальные пристрастия - также разнообразны у всех. Алкогольные напитки мы все тоже разные пьем. Так, может, и не будем задумываться над тем, что кого держит…

Юрий Манита (соло-гитарист): Интерес, желание развиваться в группе. Я считаю, что музыка для музыканта - это его половина, с которой нужно идти по жизни до конца. Поэтому как получается, так и иду с ней по жизни.

- Ваш ближайший подарок любителям андеграунда?

Сергей Белый (вокалист, гитарист): 16 апреля в Санкт-Петербурге состоится большой концерт «Территории Отчуждения» в клубе «DA: DA:», думаю, это и будет ближайшим подарком. Там будут старые и новые наши песни, подарки слушателям от группы и прочие сюрпризы! Всех ждем!