Рефрен о русская земля. Сочинение на тему: Русская земля и родная природа в поэме Слово о полку Игореве

Ответ оставил Гость

Вступление. Главная тема «Слова... » - повествование о неудачном походе Игоря против половцев. Автору «Слова... » важно глубокое эмоциональное осмысление событий русской истории. «Слово... » удивительно лирично. Вершиной лиризма в «Слове... » является плач Ярославны.

Основная часть.

а) Женщина героиня древнерусского эпоса. Необычно, что в повествовании о военных походах русских князей появляется героиня женщина. Но Ярославна - не героиня в прямом смысле этого слова. Она не сражается, не совершает активных действий.

б) Кто такая Ярославна? Ярославна княгиня, жена князя Игоря, дочь князя Ярослава Галицкого. Она ждёт возвращения Игоряв Путивле.

в) Сила любви Ярославны.

г) К кому обращается Ярославна в своем паче, о чем молит? Ярославна обращается к природе (ветру, реке, солнцу) . Она молит о спасении князя Игоря, упрекает природу за то, что она помогала половцам и погубила русское войско.

д) В чем смысл образа Ярославны? Ярославна это воплощение любви и скорби, олицетворение любящей жены и символгорести всего русского народа

Заключение. Образ Ярославны усиливает трагическое звучание «Слова...» . Одновременно, вместе с её образом в «Слово... » входит тема спасительной любви. В её плаче, её мольбах выразилось общее
План сообщения на тему: «В чем пафос памятника "Слово о полку Игореве»

Вступление. «Слово о полку Игореве» произведение необыкновенно глубокого содержания.

Основная часть.

а) Основная тема «Слова...» . В начале «Слова... » автор говорит о том, что его великий предшественник сказитель Боян воспевал давние времена и деяния старых князей. Он же, «по иному замышленью» , хочет поведать о настоящем, о князях, чьим современником он был, и событиях, которые он видел.

б) Углубление смысла «Слова...» . Однако смысл повести углубляется за счёт расширения временных (автор рассказывает о прошедших временах и размышляет о будущем) и географических (обобщенно автор показывает всю Русь) рамок.

в) Главная мысль автора. Показав перспективу исторического развития Руси и горестные итоги современной политической ситуации (междоусобицы, разорение городов, гибель храбрых воинов, ослабление военной мощи Руси) , автор высказывает свою заветную мысль: сила Руси - в её единстве, в союзничестве между князьями.

г) Народность «Слова...» . Главная мысль автора есть выражение надежд всего русского народа.

Заключение. Пафос «Слова... » заключается в торжественном призыве русских князей к объединению и прекращению распрей. Призыв исходит от всего русского народа.

План сообщения на тему: «В чем актуальность этого произведения в наши дни? »

Вступление. «Слово о полку Игореве» было создано более восьми столетий назад. Но темы, затронутые в этом произведении, являются общенародными, потому «Слово... » остается актуальным и в наши дни.

Основная часть.

а) Проблема разъединения славянского мира. В наши дни славянские народы (например, русские и украинцы) относятся друг к другу с неприязнью. А ведь их объединяют тысячелетия общей истории, языка, культуры. Враг, который сейчас грозит славянскому миру - это глобализация. Потеря культурных связей между восточнославянскими странами может послужить причиной того, что всё более однообразной, ориентированной на Запад будет становиться их культура. Призыв к объединению славянских народов, союзничеству равных сейчас актуален как никогда.

Заключение. «Слово... » напоминает нам о наших культурных корнях, об общей истории разделяющихся сейчас славянских народов.

План сообщения на тему: «Моё отношение к героям "Слова... "».

Вступление. Все герои «

«Слово о полку Игореве» - уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна - он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.

Одно несомненно - автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» - патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.

Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».

Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:

Солнце дорогу ему тьмой заступило;

Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…

Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:

Уже беда его птиц скликает,

И волки угрозою воют по оврагам,

Клектом орлы на кости зверей зовут,

Лисицы брешут на червленые щиты...

Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.

Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»

Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:

Земля гремит,

Реки текут мутно,

Прахи поля покрывают,

Стяги глаголют!

Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»

Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец - сам Бог указывал князю правильный путь:

Игорю-князю бог путь указывает

Из земли Половецкой в Русскую землю,

К златому престолу отцовскому.

Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» - князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе - Игорь-князь в Русской земле!»

Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».

До наших дней дошёл удивительный памятник древнерусской литературы XII в. – «Слово о полку Игореве». Чем же он так велик? Кульминационное событие былины – поражение Игорева войска, – нисколько не умаляет величину «Слова…», более того, через это событие мы можем прочувствовать мужество и отвагу воинов того времени, их несломленную преданность и любовь к русской земле.

Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами

Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии». После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. « …Стоном стонет мать-земля сырая…» – намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.

Сама мать-земля не выдерживает такого накала, но вместе с тем мы чувствуем неотступность, выдержку и стойкость Игорева войска – «Русский стан сомкнулся перед боем. Щит к щиту – и степь загородил». Только так – «щитом к щиту» или даже «плечом к плечу» можно поднять боевой дух, ведь не будь этого единства, войско распалось бы в считанные минуты, но за спиной русская земля, которая изливает слезы. Землю автор называет матерью, отсюда мы понимаем, что Игорь отправился защищать не только территории русские, но и жен, сестер и матерей, без которых род не может продолжаться. Как же крепка связь природы, родины и человека!

Как природа переживает поражение Игорева войска

Отважно начинался бой Игоря, но случилось поражение, и теперь эта степь, которую так самозабвенно охраняли воины, «поникла, жалости полна». Сама природа потеряла свое величие – «и деревья ветви приклонили». Заметим, что природа не бунтует против нанесенного ей вреда – настоящего и последующего. Она смиренно несет тяжкое бремя, проникается сожалением к сынам своим и не оставляет заботы о них. Так, при побеге из плена родная природа выводит своего воина из «пут вражеских».

Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?

Аллегорично описывает автор побег князя Игоря, который оборачивается то гоголем, то тростником, то соколом. Отчаянно взывает жена князя Игоря Ярославна к силам природы. Всеми мыслями и сердцем устремляется она на помощь князю. К солнцу, ветрам, Днепру княгиня обращается, как к братьям. Не будь такого самозабвенного призыва и нераздельной любви к своему краю и суженому, гораздо сложней пришлось бы возвращаться дружине и князю на родину.

Роль рефрена «О, Русская земля! Ты уже за холмом…»

Рефрен «О, Русская земля, ты уже за холмом!» повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.

В «Слове о полку Игореве» тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое «златое слово». Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить дальше в единении и братстве.

Мультсериал “Ожившие экспонаты”. Серия “Слово о полку Игореве” – видео

Станислав Епифанцев

Какой хоть чуточку образованный русский человек не помнит слова из «Слова о полку Игореве»: «О, Русская земля! Ты уже за холмом?». В одних только этих строках передана вся боль и тоска русского человека по родной земле и разрыв связи с ней предвещает трагический исход похода князя Игоря.

Так уж случилось, что на рубеже последних веков слова эти оказались пророческими для десятков миллионов русских людей, которых Россия бросила выживать на обломках советской империи. Трагедия эта осталась «за кадром» для России и россиян, и ждет еще своего Нестора. Впрочем, выдавать дежурную порцию жалоб и стенаний не входит в задачу автора, тем более не только Москва слезам не верит. В новые времена мы быстро поняли, как верна поговорка «не жди, не надейся, не проси». Полагаться русские могли только на самих себя. Россия ушла и на долгий период практически забыла о нас, а в новых государствах дружно начали строить этнократические государства, в которых русским зачастую определили место «чемодан, вокзал, Россия».

И все же русские оказались живучим народом и сумели вжиться в новые времена. Более того, оказались в числе наиболее преуспевающих групп населения, если не говорить о Таджикистане, откуда русскую диаспору почти полностью выдавили ужасы гражданской войны. Сказать определенно, какое количество русских людей живет в новых государствах Центральной Азии невозможно, только оценочно, поскольку статистика выступает здесь в своей классической функции (есть ложь, есть большая ложь, и есть статистика). Власти, как правило, невыгодно показывать убыль русского населения. К тому же, в том же Казахстане деньги, выделенные из бюджета на перепись населения, просто-напросто растворились, а цифры нарисовали. Шуму было много, переписчики благополучно отбыли с добычей за границу, а страна осталась с нарисованными цифрами. Тем не менее, численность русских еще велика в Казахстане, заметна в Киргизии и ощущается в городах Узбекистана и Туркмении. По прошествии двух с лишним десятков лет после развала Союза можно сказать, что русские в странах ЦА сегодня живут в состоянии своего рода условной стабильности.

За прошедшие годы значительное количество русских(5-6 миллионов) эмигрировало из стран региона, в основном в Россию, но и в Канаду, Австралию, Германию, да и много куда еще. Пик эмиграции пришелся на 90-е годы, но никогда не прекращался совсем. А в последний год-два поток переселенцев заметно оживился и связано это в первую очередь с усилением националистического прессинга.

Как известно, Советский Союз был оплотом так называемой дружбы народов и интернационализма. И, действительно, мы могли путешествовать практически по любой части Союза и не встретить никаких проблем на национальной почве. Конечно, нельзя было говорить о райской идиллии в национальном вопросе, но правда в том, что люди разных национальностей мирно жили бок о бок. Тем разительнее молниеносная перемена в межнациональных отношениях в постсоветских государствах. Здесь мы имеем все - и просто бытовой шовинизм, самое малое из зол, и резню на этнической почве, и даже войны между постсоветскими странами.

Стало абсолютно понятным, что при всех прочих условиях межнациональный мир в обществе может существовать только при жестком контроле государства. Ну, а поскольку курс с первых дней был взят на построение этнократических государств, то понятно, что весь советский интернационализм ушел в свисток. На словах власть продолжала говорить об интернационализме, а фактически национализм расцвел пышным цветом. По сути различия от страны к стране в этом вопросе заключались в особенностях личности первого руководителя.

Если говорить об Узбекистане, численность населения которого превысила 30 миллионов человек, то опытнейший партократ советских времен Ислам Каримов прекрасно понимал опасность национализма и для государства, и для его собственной власти, а потому решительно и весьма жестко пресек националистическую риторику, не дав разгуляться творческой интеллигенции, этому злому демону постсоветского времени. Каримов быстро показал, кто в доме хозяин, и интеллигенция покорно исполняла заказ власти. Были, видимо, и несогласные, но с ними понятная история. Плюс ко всему русских в Узбекистане всегда было немного в процентном отношении, а сейчас и вообще 4-5 процентов от всего населения страны.

В принципе можно говорить, что ситуация с национальным вопросом в Узбекистане достаточно спокойная для русского населения. Это не значит, разумеется, что проблем нет, но на фоне всеобщего бедственного положения населения экономическое положение русского населения не самое худшее (но назвать его приемлемым можно только с большой натяжкой). По крайней мере, в составе многомиллионной армии узбекских гастарбайтеров русских или нет, или доля их ничтожно мала. Конечно, как и для всех стран региона характерна политическая дискриминация русского населения, однако на фоне действительно бесправного положения массы коренного населения и в целом низкой общественно-политической активности русского населения этот фактор не слишком бросается в глаза. Выездные настроения в русской среде достаточно сильны, но в силу бедности населения переселение в Россию не слишком активное.

Несколько отличается положение русского населения в Казахстане. Назарбаев также имеет большой стаж партийного руководителя, к тому же обладает харизматичной и сильной натурой. А уж в искусстве политической интриги ему мало найдется равных. Как и все его собратья по цеху, Назарбаев избрал этнократический путь развития для Казахстана, и ничего хорошего для русского населения в этом нет. Негативные последствия этого курса вылезают сейчас. Как острые предметы из мешка. Однако Назарбаева отличает мощная интуиция и умение принимать необходимые решения. Так с первых лет независимости он дал экономические права и свободы для всех, для русских в том числе. Правда, к богатствам родины были допущены только казахи, а потому особо богатых среди русских не так уж много, но благодаря свободе предпринимательства именно русские стали костяком мелкого и среднего бизнеса в Казахстане. То есть народ получил возможность навязать жирок на пупок, поползли вверх цены на недвижимость. Одно время цены на жилье в Алма-Ате сравнялись с московскими и превысили питерские. Кто сумел поймать момент, тот с легкостью купил в России жилье взамен проданного в Казахстане. Правда, бум оказался коротким.

Оборотной стороной строительства этнократического общества оказалась колоссальная социальная дифференциация в титульной среде. Казахская верхушка, а это в основном городские казахи, сильно разжирела в новейшие времена, а определенная часть неслыханно разбогатела, в то время, как массы простых казахов так же неслыханно обнищали. Проблема здесь в том, что одновременно титульное сообщество взяло курс на возврат к родоплеменным, архаичным ценностям. Менталитет при этом таков, что народ поддерживает своих старейшин, племенных лидеров, а те в свою очередь кормят «свой» народ. Теоретически предполагалось, что богатств родины хватит на всех казахов, а на поверку жадность родовых элит опровергла эти надежды.

В то время как другие этносы изо всех сил осваивали науку выживания при капитализме, и в итоге освоили ее худо-бедно, простые казахи оказались на дне жизни. Огромные ресурсы, вброшенные в сельское хозяйство, разворованы, сотни тысяч жителей аулов двинулись в большие города, где осели в так называемых «поясах шахидов». Огромная проблема теперь в том, что эти люди стали питательной средой для националистов, исламистов и даже террористов. Зачастую жизнь без воды, канализации и даже электричества. С плохим знанием русского языка и плохим образованием они не могут претендовать на приличное место в обществе. Социальные лифты не работают, городские казахи их презирают. Немудрено, что лозунги о виноватости во всем русских падают на плодородную почву.

Надо сказать, что национализм в Казахстане цвел пышным цветом под крылышком государства с первых дней независимости, именно власть подкармливала националистическую прессу, лидеров, а потом к национализму скатилась и оппозиция. Назарбаев, надо сказать, ловко манипулировал жупелом национализма, запугав этой угрозой русское население, которое практически полностью безоглядно голосовало за него на выборах, как за единственного защитника. Этот момент еще более разделял русских и титульное население. В каком-то смысле для части титульного населения русские заняли традиционную нишу евреев - «если в кране нет воды…».

Бесконечно продолжать подобную политику вряд ли было возможно, и в прошедшем политическом сезоне Назарбаев впервые заговорил о «едином народе Казахстана». Да вот проблема, националистические лидеры, которые прежде боялись всякого окрика сверху, постепенно оформились в самостоятельную политическую силу. Тот же Айдос Сарим, пользующийся репутацией придворного националиста Ак Орды, позволяет себе запредельные высказывания поперек линии власти, в частности превратился в одного из самых одиозных критиков интеграции с Россией и врага русского языка.

Состояние русского сообщества в Казахстане двойственное. Для подавляющего большинства русских людей Казахстан - это родина, и в принципе мало кто хотел бы уезжать. Ведь это обжитые места, привычные места обитания, дом, работа, родные могилы. И в то же время практически все понимают, что будущего нет, особенно у молодежи. При этом, формально говоря, власть и значительная часть титульного населения не хотели бы лишаться русского населения. Негативные последствия процесса слишком очевидны. Тем не менее, эмиграционный процесс грозит перейтиточку невозврата. При этом ситуация такова, что русское население еще долгие годы будет жить в Казахстане в значительных количествах.

Сходная ситуация и в Киргизии. Ведь киргизы и казахи близкородственные народы, имеющие практически очень близкие языки и зачастую родственное происхождение, обычаи и менталитет, образ жизни. В отличие от Узбекистана и Казахстана на заре независимости во главе Киргизии встал не партократ, не номенклатурщик, но просто «хороший человек» Аскар Акаев. Известный ученый, изначально честный интеллигент Акаев оказался заложником и в чем-то жертвой временных обстоятельств. Хотел, несомненно, как лучше, а получилось… плохо. А после него еще хуже - пошел обвальный процесс. Если соседи Киргизии стали авторитарными странами, где плохо ли хорошо ли была сильная централизованная власть, то в Киргизии страна оказалась без руля и без ветрил. Настоящая власть охлократии. Может быть, страна не созрела до так называемой демократии, которой столь гордилась, или сработали другие факторы, но понятно, что страна сегодня нуждается в сильном управлении.

Что касается межнациональных отношений, то творится мало понятное в этой сфере. Можно безусловно утверждать, что из всех среднеазиатских народов киргизы самый толерантный и дружелюбный народ. Тем не менее, мы видим именно в Киргизии самые сильные проявления национализма. Наш случай еще раз со всей очевидностью говорит, что сферу межнациональных отношений способно регулировать только государство. Только безусловное выполнение Конституции страны всеми гражданами, независимо от чинов и национальностей, способно сохранять межнациональный мир. При этом хочу отметить, что народ-то по-прежнемунастроен жить в мире и согласии. За последние пару лет мне пришлось исколесить страну вдоль и поперек, и в самых глухих аулах люди радовались нашему приезду и говорили о желании мира и согласия.

Не секрет, что в Киргизии в последнее время оказывается сильнейшее давление на русский язык. И это при том, что русский язык в стране востребован. Русские школы переполнены детьми титульной национальности. Известный факт, что именно наши сограждане получают благодаря знанию русского языка лучшую работу в России. И при этом даже из стен парламента мы слышим воинственные речи. Неудивительно, что Киргизия стала лидером среди стран региона по темпам эмиграции русского населения.

Подытоживая разговор о русских в странах региона, можно сказать, что пока доминирует тренд на эмиграцию в той или иной мере. Вместе с тем понятно, что еще долго в регионе будут жить русские люди. Ждут ли русские чего-нибудь от России? Однозначно тут и не ответишь. За эти долгие годы мы привыкли сами обустраивать свою жизнь, Россия не слишком баловала нас своим вниманием. В то же время очевидно, что сильная Россия - это само по себе далеко не эфемерная поддержка. Кто знает, как бы формировалось отношение к русским, если бы местные элиты не держали в уме ее присутствие за плечами. По состоянию на сегодня во всех трех странах положение не простое. Лучше всего передают это состояние статьи популярных титульных авторов, например Кенже Татиля, который говорит о странной ситуации, когда в глаза улыбаются, а заглазно ненавидят. И все это совсем не просто.

Что же в этой ситуации могла бы сделать Россия для своих соотечественников? Конечно, первое и главнейшее - это безусловное право на гражданство. Люди просто не могут понять, почему немцы, евреи и многие другие получают это гражданство практически автоматически, а русский человек продирается к гражданству, как по полосе препятствий, да еще с колючей проволокой. Вот, к примеру, Познер в своих мемуарах упоминает о факте получения французского гражданства, имея при этом гражданство России и США. В беседе с французским послом он просто упомянул о том, что родился во Франции. Посол предложил принести документы, и уже через неделю Познер получил паспорт гражданина Франции. Известно, что Германия приняла десятки тысяч русских людей и не поморщилась. Даже евреи, уж на что щепетильные к вопросам крови, признают любые крохи еврейской крови, чтобы дать гражданство Израиля и признают даже не имеющих таковой, если в Израиле живут родственники. В последнее время в России наблюдается некоторое оживление вопроса, но все более казуистического плана.

Удивляют также ограничения на переезд по Программе, ограничивающей районы въезда. Если человек получает гражданство, то по Конституции он имеет право жить где угодно. Сейчас складывается удачная ситуация для массового переезда соотечественников на Дальний Восток, и тем более в более освоенные районы. Дайте людям землю для строительства домов и для хозяйствования, предоставьте льготы и преференции, существовавшие во времена Союза, и народ поедет. Хоть и не столыпинские времена, но и сейчас земля притягательна. А бросовой земли в России море, даже в центре России стоят умершие деревни и поля, заросшие уже лесом.

Вопрос только в одном - нужна ли кому-нибудь Великая Россия?! Или Русская земля, ты уже от нас «за бугром»?