Искусство гомеровской греции. Природные особенности Греции. Ибо таков тот закон, который Кронион дал людям

1. Периодизация античной культуры

История античного искусства включает несколько этапов:

1. Крито-микенский. III-II тыс. до н.э. На этом этапе совершенства достигает искусство мастеров о. Крит. Именно здесь находится один из дворцов, известный как дворец царя Миноса, где размещался лабиринт Минотавра (16 000 тыс. кв. м.)

2. Гомеровский. XI-VIII в. до н.э. Характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики мелкой пластики геометрического стиля.

3. Архаический. VII-VI в. до н.э. Время возникновения городов-государств (полисов) и бурного развития искусства. В этот период оформилась греческая религия, для которой характерен политеизм, следствием чего стало создание богатой мифологии, зарождаются олимпийские игры, греческий театр, возникает первая философская система (натурфилософия), ее представляет Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову материального мира.

4. Классический. Нач. V-IV в. до н.э. В этот период большое развитие получает греческая демократия, следствием чего стал подъем экономической и политической жизни, центром становятся Афины, получает развитие монументальность, архитектура (храм Афины победительницы, Акрополь, Парфенон), это расцвет греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

5. Эллинизм. III-I в. до н.э. Широкое распространение культуры эллинизма среди городов Средиземноморского побережья, следовательно, сенкритизм.

2. Мифология древних греков

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом) - Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих, грозных титанов - и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей (Βορριάς), восточный - Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.

Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов - Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос, хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипноса - сон с кошмарными видениями, Немезиду - отмщение за преступления - и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

КроносЗевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.Арес (Арис) – бог войны

Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса. Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.

Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи.

Посейдон – владыка морей.

Гестия (Эстия) – защитница семейного очага.

Деметра (Димитра) – богиня земледелия.

Аполлон – бог света и музыки.

Афина – богиня мудрости.

Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов.

Гефест (Ифестос) – бог огня.

Афродита – богиня красоты.

Арес (Арис) – бог войны.

Артемида – богиня охоты.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.

Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.

Посейдон – владыка морей ГераклНимфы

Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах - нимфа Эхо.

Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы - Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели...

По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

Древнейший начальный период развития греческого искусства носит название гомеровского (12 - 8 вв. до н.э.). Это время отразилось в эпических поэмах - «Илиаде» и «Одиссее», автором которых древние греки считали легендарного поэта Гомера. Хотя поэмы Гомера сложились в своем окончательном виде позднее (в 8 - 7 вв. до н.э.) - в них рассказывается о более древних общественных отношениях, характерных для времени разложения первобытно-общинного строя и зарождения рабовладельческого общества.

В гомеровский период греческое общество в целом сохраняло еще родовой строй. Рядовые члены племени и рода были свободными земледельцами, отчасти пастухами. Некоторое развитие получили ремесла, носившие преимущественно сельский характер.

Но постепенный переход к железным орудиям, улучшение методов ведения сельского хозяйства повышали производительность труда и создавали условия для накопления богатств, развития имущественного неравенства и рабства. Однако рабство в эту эпоху носило еще эпизодический и патриархальный характер, рабский труд применялся (особенно вначале) преимущественно в хозяйстве племенного вождя и военного предводителя - басилевса.

Басилевс являлся главой племени; он объединял в своем лице судейскую, военную и жреческую власть. Басилевс управлял общиной совместно с советом родовых старейшин, - называемым буле. В наиболее важных случаях созывалось народное собрание - агора, состоявшее из всех свободных членов общины.

Племена, расселившиеся в конце 2 тысячелетия до н.э. на территории современной Греции, находились тогда еще на поздней ступени развития доклассового общества. Поэтому искусство и культура гомеровского периода складывались в процессе переработки и развития тех, по существу еще первобытных, навыков и представлений, которые принесли с собой греческие племена, лишь в малой степени усвоившие традиции более высокой и зрелой художественной культуры Эгейского мира.

Однако некоторые сказания и мифологические образы, сложившиеся в культуре Эгейского мира, вошли в круг мифологических и поэтических представлений древних греков, так же как различные события истории Эгейского мира получили образно-мифологическое претворение в сказаниях и в эпосе древних греков (миф о Минотавре, троянский эпический цикл и др.). Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура древнегреческих храмов использовала и по-своему переработала сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона - зала с сенями и портиком. Некоторые технические навыки и опыт микенских зодчих также были использованы греческими мастерами. Но в целом весь эстетический и образный строй искусства Эгейского мира, его живописный, утонченно экспрессивный характер и орнаментальные, узорные формы были чужды художественному сознанию древних греков, первоначально стоявших на более ранней ступени общественного развития, чем перешедшие к рабовладению государства Эгейского мира.

12 - 8 вв. до н.э. были эпохой сложения греческой мифологии. Мифологический характер сознания древних греков получил в этот период свое наиболее полное и последовательное выражение в эпической поэзии. В больших циклах эпических песен нашли отражение представления народа о его жизни в прошлом и настоящем, о богах и героях, о происхождении земли и неба так же, как и народные идеалы доблести и благородства. Позже, уже в период архаики, эти устные песни были сведены в большие художественно завершенные поэмы.

Древний эпос наряду с неразрывно связанной с ним мифологией выразил в своих образах жизнь народа и его духовные стремления, оказав огромное влияние на все последующее развитие греческой культуры. Его темы и сюжеты, переосмысленные в соответствии с духом времени, разрабатывались в драме и лирике, отражались в скульптуре, живописи, рисунках на вазах.

Изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии.

Самыми ранними (из дошедших до нас) художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Наиболее полное представление о «геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9 - 8 вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах. Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства). Кроме геометрического орнамента широко применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных (птиц, зверей, например лани и др.) многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй.

Важной особенностью более поздних дипилонских ваз (8 в. до н.э.) является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными, сведенными почти к геометрическому знаку фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны (обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т. п.). При всей своей схематичности и примитивности фигуры людей и особенно животных обладают известной выразительностью в передаче общего характера движения и наглядностью рассказа. Если по сравнению с росписями крито-микенских ваз изображения на дипилонских вазах более грубы и примитивны, то по отношению к искусству доклассового общества они безусловно знаменуют шаг вперед.

Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Эти небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, делались из терракоты, слоновой кости или бронзы. Найденные в Беотии терракотовые статуэтки, сплошь покрытые орнаментом, отличаются примитивностью и нерасчлененностью форм; отдельные части тела едва намечены, другие непомерно выделены. Такова, например, фигура сидящей богини с ребенком: ее ноги слиты с сиденьем (троном или скамьей), нос огромен и подобен клюву, передача анатомического строения тела совершенно не интересует мастера.


Наряду с терракотовыми статуэтками существовали и бронзовые. «Геракл и кентавр» и «Конь», найденные в Олимпии и относящиеся к концу гомеровского периода, дают очень наглядное представление о наивной примитивности и схематизме этой мелкой бронзовой пластики, предназначавшейся для посвящений богам. Статуэтка так называемого «Аполлона» из Беотии (8 в. до н.э.) своими вытянутыми пропорциями и общим построением фигуры напоминает изображения человека в крито-микенском искусстве, но резко отличается от них фронтальной застылостью и схематической условностью передачи лица и тела.

Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла. О ее характере можно судить по описаниям древних авторов. Основным видом Этой скульптуры были так называемые ксоаны - идолы, выполненные из дерева или камня и представлявшие собой, повидимому, грубо обработанный ствол дерева или блок камня, завершенный еле намеченным изображением головы и черт лица. Некоторое понятие об этой скульптуре могут дать геометрически упрощенные бронзовые изображения богов, найденные при раскопках храма в Дреросе на Крите, построенного в 8 в. до н.э. дорийцами, уже задолго до того поселившимися на этом острове.


Чертами более живого отношения к реальному миру обладают лишь некоторые терракотовые статуэтки из Беотии, относящиеся к 8 в., как, например, статуэтка, изображающая крестьянина с плутом; несмотря на наивность решения, эта группа сравнительно более правдива по мотиву движения и менее связана неподвижностью и условностью искусства гомеровского периода. В такого рода изображениях можно видеть некоторую параллель созданному в то же время эпосу Гесиода, воспевающему крестьянский труд, хотя и здесь изобразительное искусство выглядит очень сильно отставшим от литературы.

К 8 в., а возможно еще и к 9 в. до н.э., относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры (храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в Термосе в Этолии, упоминавшийся храм в Дреросе на Крите). В них использовались некоторые традиции микенской архитектуры, главным образом общий план, подобный мегарону; очаг-жертвенник помещался внутри храма; на фасаде, как и в мегароне, ставились две колонны. Наиболее древние из этих сооружений имели стены из сырцового кирпича и деревянного каркаса, поставленные на каменном цоколе. Сохранились остатки керамической облицовки верхних частей храма. В целом архитектура Греции в гомеровский период находилась на начальной ступени своего развития.

Песни имели сильное влияние на развитие религиозных понятий древних греков. Древнейшие боги Древней Греции были, как мы уж видели, олицетворениями сил природы и мало-помалу приобретали нравственное значение. У эпических поэтов и певцов нравственный элемент в представлениях о божествах имеет уж такое преобладание, что первоначальный символические олицетворения природы проглядывают мало и слабо. Божества древнегреческой религии являются и по характеру своему и по внешнему виду совершенно подобными людям, идеализированными людьми; они отличаются от людей тем, что по уму, знанию, силе бесконечно превосходят их, и притом бессмертны; кроме того, они могут мгновенно переноситься с места на место; но качества ума и сердца у них такие же, как у людей, мотивы действий те же. Над ними владычествуют те же чувства и страсти: ненависть и любовь; у них те же радости и печали. В этом смысле надобно понимать слова Геродота , что Гомер и Гесиод создали грекам их богов; он говорит об этом антропоморфизме, о превращении древних богов, бывших олицетворениями сил природы, в идеальные человекоподобные существа, имеющие все человеческие добродетели и пороки.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.


В VI в. до н.э., когда в Греции философия и наука развивались совместно, Пифагор сформулировал теорию света, согласно которой прямолинейные видимые лучи испускаются глазом и ощупывают объект, давая зрительное ощущение.

Согласно Эмпедоклу (около 483-423 до н.э.), Афродита (богиня любви) снабдила наши глаза четырьмя элементами, которые, по его мнению, являются сущностью всех вещей (земля, вода, воздух и огонь) и свет огня подобен человеку, использующему фонарь для освещения своего пути в темноте. Зрение получается в результате действия глаза на объект: глаза испускают свой собственный свет.

Платон (около 428-427 до 348-347 до н.э.) предполагал, что огонь в глазу испускает свет и этот внутренний свет смешивается с дневным светом, образуя связь между объектами внешнего мира и душой, являясь, таким образом, мостом, благодаря которому мельчайшие движения внешних предметов создают зрительное ощущение. Согласно этому философу две формы света - одна внутренняя и другая внешняя - смешиваются и действуют как посредник между человеком и с темнотой внешнего мира.

Начальные попытки механистического подхода к сущности зрения начались с Эвклида, великого александрийского математика, который жил около 300 до н.э. В своих сочинениях по оптике он дал четкую геометрическую теорию зрения. Он продолжал верить, что свет исходит из глаза, но в отличие от смутных светящихся и эфемерных испусканий, предполагаемых Эмпедоклом и Платоном, он рассматривал прямолинейные лучи света, к которым применима математическая дедукция. В своих развернутых математических работах он дал геометрическую форму зрительных лучей и вывел некоторые из законов геометрической оптики, которые известны по сегодняшний день. Он, а также как Архимед (около 287-212 до н.э.) и Герон (III или II в. н.э.) разделяли учение Пифагора. Напротив, Демокрит (470-360 до н.э.) и атомисты предполагали, что светящиеся предметы испускают атомы, которые создают образы этих предметов и которые, когда попадают в глаз, создают видение.


Ущерб, нанесенный Аристотелем

Позднее Аристотель (384-322 до н.э.) определял свет как «действие прозрачного тела и что свет сам по себе прозрачен», наблюдая, что прозрачное тело имеет «силу» пропускать свет, но только пока свет проходит через него, т.е. свет включает способность быть прозрачным.

Если мы смотрим на глаза кошки в темноте, то мы замечаем, что они ярко светятся и кошка легко передвигается в темноте; этот факт убеждал древних людей в реальном существовании огня в глазах, как это утверждали Эмпедокл и Платон. Однако возникал колкий вопрос: если в глазу имеется источник света, то почему человек не может видеть в темноте? Ответов было много, но Аристотель положил конец дискуссиям, настаивая, что темный воздух не прозрачен: только когда лампа зажигается, он становится прозрачным из-за того, что свет активирует его скрытную прозрачность, после чего человек способен видеть. Мы снова можем спросить: почему эти же соображения не применимы к кошке, которая видит и без зажженной лампы? Во всяком случае, все эти соображения не дают ответа на вопросы, касающиеся природы света и его возникновение. В течение Средних веков, когда проблемы природы обсуждались на основе аристотелевой философии, согласно которой «природа» вещей заключается, в конце концов, в них самих, не было никакого прогресса найти решение.

Святой Фома Аквинский (1227-1274) провозглашал, что «происхождение нашего знания заключается в восприятиях, и даже в отношении тех вещей, которые лежат за пределами чувств», и что «метафизика, получает свое название («за физикой»), из-за того, что для нас, которые естественно приходят к знанию о невещественном путем чувственных восприятий, разумно считать, что этот объект изучения лежит за пределами физики».

Аристотелизм был полностью признан в Европе в XIII в., доминируя, по крайней мере четыре столетия, настолько, что даже в 1624 г. парламент в Париже декларировал, что под страхом смерти никто не смеет учить доктринам, противоречащим Аристотелю.

Ученые средневековья рассматривали аристотелев энциклопедический свод знаний как не подлежащий совершенствованию. Они принижали взгляд святого Фомы, касающегося соотношения между физикой и метафизикой, утверждая «не дело физики теоретизировать относительно фактов и законов или заниматься реконструкцией космологии или метафизики... если физическая теория не совместима с полученными метафизическими учениями, ее не следует принимать, поскольку метафизика, а не физика является высшей наукой о природе». В согласии с этим они истолковывали окружающий мир только путем применения формальной логики, т.е. дедуктивных выводов из темных, бесплодных принципов, которые фактически являлись окаменелостью порочной аристотелевой физики. Этот подход не мог принести ничего кроме пространной софистики и тормозил научный прогресс.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра политологии


Курсовая работа

На тему «Отражение принципов общественной жизни древних греков в произведениях Гомера и Гесиода»


Выполнил:

Студент группы И-112 Хуснуллин А.В.


Челябинск 2010

Введение


Мир древнегреческой мифологической и философской литературы чрезвычайно разнообразен и интересен. Достаточно лишь взглянуть на бессмертные произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», прошедшие через века и сохранившие до сих пор свою актуальность. Ведь каким бы ни было время, в котором мы живем, все равно люди остаются такими же какими были в древности. Всё так же как и раньше стремятся к славе, богатству и власти. Заслуга Гомера в том, что уже тогда он сумел показать всем, что же на самом деле такое человек. Но не только с нравственной стороны можно охарактеризовать его труды, но и как наглядное пособие по тому, как все-таки жили древние греки, какие у них были обычаи и правила этикета, как строились их законы и управление обществом. Таким образом можно сказать что Гомер прописал всю социальную жизнь общества Древней Греции.

Политическую и экономическую мысли древних греков описал другой не менее известный мудрец – Гесиод. Он является первым исторически достоверным поэтом не только Древней Греции, но и всей Европы. Он стал основателем жанра назидательных поэм, которые послужили образцом для последующей дидактической поэзию. В поэме «Теогония» (то есть «Родословная богов») Гесиод собрал и систематизировал древнегреческие мифы, попытался изложить родословную богов-олимпийцев как единое целое. Поэма «Труды и дни» посвящена тяжбе Гесиода с братом Персом. Гесиод развертывает картину современного ему общества, где царит насилие и несправедливость. В поэме нашли отражение взгляды сельских тружеников на устройство общества, в котором лишь упорный, каждодневный труд должен приносить жизненное благополучие. Гарантом и стражем разумного общественного порядка должен выступить мудрый правитель, который у Гесиода выступает в образе Зевса.


ГОМЕР (лат. Homer, греч. Омирос), древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э.

Гомеру приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы - поэм «Илиада » и «Одиссея ». В античные времена Гомер признавался автором и других произведений: поэмы «Батрахомахия» и сборника «гомеровских гимнов». Современная наука закрепляет за Гомером только «Илиаду» и «Одиссею», причем существует мнение, что эти поэмы созданы разными поэтами и в различное историческое время. Еще в античные времена встал «гомеровский вопрос», который ныне понимается как совокупность проблем, связанных с происхождением и развитием древнегреческого эпоса, в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества.

«Илиада» (поэма об Илионе, т. е. Трое), древнегреческая эпическая поэма, приписываемая Гомеру, памятник мирового значения. По-видимому, возникла в 9-8 вв. до н. э. в Ионии на основе преданий о Троянской войне (13 в.). Написана гекзаметром (ок. 15 700 стихов). Главный герой «Илиады» - Ахилл. «Гнев Ахилла», оскорбленного верховным вождем Агамемноном, - основной мотив, организующий сюжетное единство поэмы. Картины героических поединков чередуются с картинами мирной жизни в осажденной Трое и со сценами спора богов на Олимпе, не лишенными «снижающего» юмора. Продолжением можно считать «Одиссею», поэму о странствиях Одиссея. Создана несколько позже «Илиады », приблизительно датируемой 8-7 вв. до н. э.; написана также как и Илиада гекзаметром (ок. 12 100 стихов). В основе «Одиссеи» - всемирно известный фольклорный сюжет: муж после долгих скитаний возвращается неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В образе Одиссея героические черты отступают на задний план перед качествами ума, хитрой изобретательностью и расчетливостью. «Одиссея» содержит больше бытовых картин и сказочного материала, чем «Илиада».В этих произведениях Гомера, можно увидеть то, как жили древние греки, изучить их быт, их заботы, нравственную сторону жизни общества и многое другое. В этой главе я изложу основные принципы социальной жизни общества того времени и приведу как можно более четкие примеры.

Древние греки – народ гостеприимный и им без разницы, какого их гость статуса и национальности, за исключением, возможно, рабов. Обычаи встречать гостей были очень интересны, так как всегда соблюдались какие-либо особые правила гостеприимства и общения с гостем. Гостя всегда встречал сам хозяин дома или же один из его старших сыновей и взяв за правую руку проводил его в дом. Стоит также отметить, что если гость был вооружен, то он должен был вручить свое оружие (меч, копье или лук) хозяину дома, а он в свою очередь убирал его в надежное место. Таким образом, гость как бы полностью доверял себя в распоряжение хозяина дома, а хозяин же мог быть уверен, что гость не имеет злых намерений в его отношении. Гостем, опять же, мог быть любой свободный человек, будь то богатый или бедный, и его всегда сажали за стол с хозяином, стелили ему на кресла со специальной скамейкой для ног и давали вкусить пищу из одного блюда и пить вино из одного кувшина с хозяином. Уставшим с дороги путникам всегда предлагали переночевать в доме. Хозяева того времени были очень радушными и гостеприимными и могли пригласить к себе совершенно незнакомого человека.

Встреча странника Телемахом, сыном Одиссея, в его доме:

«…он увидел Афину;

Тотчас он встал и ко входу поспешно пошел негодуя

В сердце, что странник был ждать принужден за порогом;

приближаясь,

Взял он за правую руку пришельца, копье его принял,

«Радуйся странник; войди к нам; радушно тебя угостим мы;

Нужду ж свою нам объявишь, насытившись нашею пищей»,

Кончив, пошел впереди он, за ним Афина Паллада

С нею вступя в пировую палату, к колонне высокой

Прямо с копьем подошел он и спрятал его там в поставе

Гладкообтесанном…

…К креслам богатым, искусной работы, подведши Афину,

Сесть в них ее пригласил он, покрыв наперед их узорной

Тканью; для ног же была там скамейка…»


Не малую роль играют такой обряд, как омовение ног гостя. Хозяева таким образом предлагают путнику отдохнуть с дороги и вернуть силы. Но не одни ноги можно умыть – знатные гости направляются в ванны, где их уставшие тела рабыни натирали душистым маслом, после их одевали в просторную одежду.


«После того как глазами они [Телемах и Писистрат] нагляделись досыта,

Оба пошли и в прекрасно отесанных вымылись ваннах.

Вымыв, невольницы маслом блестящим им тело натерли,

После надели на них шерстяные плащи и хитоны.

Выйдя, уселися рядом они с Менелаем Атридом.

Тотчас прекрасный кувшин золотой с рукомойной водою

В тазе серебряном был перед ними поставлен служанкой

Для умывания. После расставила стол она гладкий».


Но гостеприимство на этом не кончается, ведь существует еще этика путешественников и охотников, которые тоже приглашают к своему очагу случайных путников. В этом случае действуют особенные правила, такие как встреча и рукопожатие путников. Роль мягких кресел в данном случае играют мягкие кожи и шкуры животных. Сажают гостей среди своих, возможно, это тоже какой-то способ защиты от внезапной агрессии и наливают им вина и дают отведать мяса и хлеба, как жест дружелюбия.

Встреча Нестором и его дружиной Телемаха и Поликаста:


«Все, иноземцев увидя, пошли к ним навстречу и, руки

Им подавая, просили их сесть дружелюбно с народом.

Первый, их встретивший, Несторов сын, Писистрат

благородный,

Ласково за руки взявши обоих, на бреге песчаном

Место на мягких разостланных кожах занять пригласил их

Между отцом престарелым и братом Фросимедом.

Сладкой утробы отведать им дав, он вином благовонным

Кубок наполнил, вина отхлебнул…»


Древние греки, как и любой народ, имели своих богов, и ни одно из празднеств или же очень важных переговоров не проходило без обряда жертвоприношения. Обычно в жертву приносились быки, пасшиеся на обильных лугах, но иногда и использовали баранов и коз. Процесс жертвоприношения описывается Гомером довольно четко:


«Руки омыв, ячменем всю телушку осыпал и, срезав

Шерсть с головы ее, бросил в огонь и молился Афине.

Все помолились потом и осыпали зернами жертву.

Несторов сын, Фрасимед горделивый, мгновенно приблизясь

К жертве, нанес ей удар, разрубив топором сухожилья

Шеи, и силу у телки расслабил. И клик испустили

Дочери все и невестки с самой Евридикой почтенной,

Нестора старца женою, Клименовой дочерью старшей.

Те же, с широкодорожной земли приподнявши, держали

Телку. Ножом Фрасимед ее в шею ударил. Когда же

Черная вытекла кровь и дух ее кости оставил,

Тотчас на части ее разделили и, вырезав бедра

Так, как обычай велит, обрезанным жиром в два слоя

Их обернули и мясо сложили на них остальное.

Нестор сжигал на огне их, багряным вином окропляя.

Юноши, около стоя, держали в руках пятизубцы.

После, как бедра сожгли и отведали потрохов жертвы,

Прочее все, на куски разделив и наткнувши на прутья,

Начали жарить, руками держа заостренные прутья.

Вымыла гостя меж тем Поликаста, прекрасная дева,

Нестора младшая дочь, Нелеева славного сына,

Вымывши, маслом блестящим она ему тело натерла,

Плечи же гостя одела прекрасным плащом и хитоном.

Видом подобный бессмертным богам, из ванны он вышел

И, подойдя, возле Нестора сел, владыки народов.

Было тем временем мясо изжарено, с вертелов снято.

Сели они за обед. Заботливо мужи ходили

Вкруг пировавших, вино в золотых подавая им кубках.

После того как питьем и едой утолили желанье…»


Формой социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции являлись Полисы. Их составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Форма власти в полисе была различной (олигархия, демократия и др.). В полисах же, где существовал демократический уклад жизни, всяческие важные решения выносились на всеобщее собрание, при заседании всех свободных граждан города мужского пола. Для приглашения на это собрание инициатор рассылал глашатаев по полису для привлечения народа. Гомер в «Одиссее» повествует о том, что собрание, которое организовал Телемах, происходило на главной городской площади и при полном скоплении всех жителей полиса.

Всенародное собрание, созванное Телемахом:

Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;

Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же

Все собралися они и собрание сделалось полным,

С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился-

Был не один, две лихие за ним прибежали собаки…»


Социальную жизнь Древних греков описывает также и Гесиод в поэме «Труды и Дни». Гесиод (лат. Hesiod, греч. Исиодос) (конец 8 – 1-я пол. 7 в. до н. э.), первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактической эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; поэма «Теогония» рационалистически систематизирует греческие мифы. Гесиод противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».

Уроженец города Кима (Малая Азия), Гесиод вместе с семьей переселился в Беотию (Средняя Греция). Получив в наследство небольшой участок земли, он всю жизнь оставался мелким землевладельцем. Одновременно выступал как рапсод (сказитель), одержал победу на состязаниях рапсодов на острове Эвбея. Гесиод является первым исторически достоверным поэтом не только Древней Греции, но и всей Европы. Он стал основателем жанра назидательных поэм, которые послужили образцом для последующей дидактической поэзии.

Поэма «Труды и Дни» возникла в русле «поучений», также известных в ближневосточной словесности 2-го - 1-го тысячелетий. Принципиальная ее новизна состояла, однако, в том, что гомеровский гексаметр, предназначенный для воспевания героических подвигов эпических героев, здесь был с соответствующими модификациями приспособлен для совершенно иной тематики – воспеваний честного труда и наставлений по земледелию.

Социальная обстановка в Беотии была в это время мрачной. «Лучшие», «вожди», то есть бывшие племенные вожди, которые в эпоху межплеменных и всяких прочих войн в самом деле должны были показывать соотечественникам примеры доблести в бою, составили теперь привилегированную прослойку общества и, не имея сил для набегов на чужие земли, прибирали к рукам имущество своих сограждан – у кого за долги, у кого по суду, у кого силой. Отстоять свою самостоятельность было в таких условиях еще одной задачей Гесиода.

Труды и дни - дидактический эпос, адресованный Персу. Его свободная цепная композиция полностью отлична от стройной композиции гомеровских поэм. Изменяется и позиция автора-рассказчика: автор Илиады и Одиссеи полностью скрыт за воспеваемыми им событиями и навсегда остается для нас неуловимым образом, в то время как Гесиод выступает в своей поэме как человек-повествователь, который рассказывает сам о себе и стремится донести до других людей, а прежде всего до своего брата, собственные взгляды. Произведение Гесиода должно было убедить Перса, что для того, чтобы поправить свое материальное положение, ему нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским. Этой цели служит картина мира, управляемого Зевсом, справедливым и мудрым владыкой. С этой точки зрения Гесиод определяет место человека, обязанностью которого является добросовестный труд.

Все эпизоды на первый взгляд беспорядочной поэмы Гесиода подчинены ее главной дидактической функции: проэмий (вступление), адресованный Зевсу, стражу справедливости, повесть о двух богинях Эридах (спора, борьбы), одной - благосклонной, призывающей людей к состязанию, и другой - злобной, склоняющей к распрям; далее - миф о Прометее и ящике Пандоры, объясняющий причины нынешнего состояния вещей, и наконец, повесть о 5 эпохах человечества, исполненная глубокого пессимизма.

На протяжении всего прошлого века композиционное единство «Трудов и Дней» оценивалось не слишком высоко. В последние десятилетия усилиями ряда исследователей было показано, что «Труды и Дни» достаточно убедительно членятся на части, каждая из которых вносит свой вклад в целое. Определенную роль играет и первоначальная направленность поэмы, вызывающая отступления в виде обращений к персу, также полных назиданий. Не следует недооценивать и ассоциативность мышления, и употребления так называемых лейтмотивов, когда автор, назвав одно понятие, развивает его в примыкающих стихах.

Наставление о выборе жены:

«В дом свой супругу вводи, как в возраст придешь подходящий.

До тридцати не спеши, но и за тридцать долго не медли:

Лет тридцати ожениться - вот самое лучшее время.

Года четыре пусть зреет невеста, женитесь на пятом.

Девушку в жены бери - ей легче внушить благонравье.

Взять постарайся из тех, кто с тобою живет по соседству.

Все обгляди хорошо, чтоб не на смех соседям жениться.

Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете,

Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей,

Жадной сластены. Такая и самого сильного мужа

Высушит пуще огня и до времени в старость загонит».


Вообще Гесиод описывает множество различных правил поведения и бытовых советов для всех слоев общества Древней Греции. Стоит отметить и его наставление об отношениях к другим людям:

«Также не ставь никогда наравне товарища с братом.

Раз же, однако, поставил, то зла ему первым не делай

И не обманывай, чтобы язык потрепать. Если ж сам он

Первый тебя обижать или словом начнет, или делом,

Это попомнив, вдвойне отплати ему. Если же снова

В дружбу с тобой он захочет вступить и обиду загладить,

Не уклоняйся: друзей то и дело менять не годится.

Только чтоб видом наружным не ввел он тебя в заблужденье!

Слыть нелюдимым не надо, не надо и слыть хлебосолом;

Также людей не дерзай попрекать разрушающей душу,

Гибельной бедностью: шлют ее людям блаженные боги.

Лучшим сокровищем люди считают язык неболтливый.

Меру в словах соблюдешь - и всякому будешь приятен;

Станешь злословить других - о себе еще хуже услышишь».


Также Гесиод разработал календарь, по которому следовало выполнять различные обряды, сельскохозяйственные работы, регламентировал дни благоприятные для одних, и вредные для других действий. Но описание этих дней ведется не по порядку, (т.е. не 1,2,3...) а вразброс:


«…Тщательно Зевсовы дни по значенью и сам различай ты

И обучай домочадцев. Тридцатое - день наилучший

Для обозренья свершенных работ, для дележки припасов.

Вот что различные дни у Кронида всемудрого значат,

Если в сужденьях народов об этом содержится правда.

Дни священные: день перед первым числом и четвертый.

День седьмой,- в этот день родился Аполлон златолирный,

Также восьмой и девятый. Особенно ж в месяце два есть

Дня при растущей луне, превосходных для смертных свершений,

День одиннадцатый и двенадцатый; оба счастливы

Для собиранья плодов и для стрижки овец густорунных…

…День недурной мужеродный - десятый; а день женородный -

В среднем десятке четвертый; овец и собак острозубых,

Тяжелоногих, рогатых быков и выносливых мулов

В этот же день хорошо приручать. Берегися в четвертый

День после новой иль волной луны допускать себе в сердце

Скорби, грызущие дух: ибо день этот очень священный.

Также в четвертый вводи к себе в дом молодую супругу,

Птиц перед тем вопросив, наилучших для этого дела.

Пятых же дней избегай: тяжелы эти дни и ужасны;

В пятый день, говорят, Эриннии пестуют Орка,

Клятвопреступным на гибель рожденного на свет Эридой…»


Не малое значение имеют т.н. «Наставления к повседневной жизни», или если перевести на современный язык «Полезные советы на каждый день». Здесь можно увидеть и то как нужно выглядеть на людях, и то как следует относиться к богам, и множество других мелких, но очень важных в Древней Греции правил. Вообще он описал множество мифов, объяснявших тогдашнее положение дел как последствия действий богов и людей, такие как миф о Пандоре, объясняющий трудности жизни и миф о смене веков, объясняющий ухудшение человеческого рода. Также в этой поэме присутствует идея праведного суда, что наказание обязательно настигнет виновных, что необходимо следовать праведному пути и жизнь пройдет в радостях и не будет горестей:

Повествование о виновниках неправедного суда «царях-дароядцах» и басня в назидание им.

Обращение к Персу: необходимость следовать Правде.

Притча о двух городах: праведном и неправедном, обращенная к царям.

Следует помнить, что Справедливость (Дика) следит за поведением людей и сообщает о нарушении ее заповедей Зевсу.

Новое обращение к Персу: призыв избрать верную дорогу.

Ну а так как Гесиод был еще и земледельцем, то он не мог обойти стороной советы для сельских тружеников и прочие мелкие советы:

Необходимые условия для разумного хозяйствования.

Подготовка к пахоте и озимому севу.

Вспашка земли.

Зима. Меры предосторожности от холода и болезней.

Наступление весны.

Летний отдых.

Сбор винограда и заключительный стих.

Мореплавание: наставления и предостережения.


Эта часть поэмы, рисующая нам образ заботливого земледельца на лоне природы, обладает высокими поэтическими достоинствами. Здесь чувствуется мощная связь с землей, природой и ритмами ее жизни. Интересны описания примитивных сельскохозяйственных орудий и способов их использования. Картина деревенской жизни представляется правдивой и пластичной, зато замечания о навигации, которые следуют за календарем, более схематичны и дышат крестьянской неприязнью к морю. В конце поэмы находится список счастливых и несчастливых дней, еще в древности признанный позднейшей вставкой. Наставления Гесиода типичны для крестьянина из Беотии, которая в то время была одной из самых отсталых областей Греции. Власть принадлежала родовой аристократии. Деревня была перенаселена, земельные участки подвергались все большему дроблению, поскольку Беотия не участвовала в колонизации, которая на какое-то время разрешила данную проблему.

Наставление о труде:

«Лишь на востоке начнут всходить Атлантиды-Плеяды,

Жать поспешай; а начнут заходить - за посев принимайся.

На сорок дней и ночей совершенно скрываются с неба

Звезды-Плеяды, потом же становятся видными глазу

Снова в то время, как люди железо точить начинают,

Всюду таков на равнинах закон,- и для тех, кто у моря

Близко живет, и для тех, кто в ущелистых горных долинах,

От многошумного моря седого вдали, населяет

Тучные земли. Но сеешь ли ты, или жнешь, или пашешь -

Голым работай всегда! Только так приведешь к окончанью

Вовремя всякое дело Деметры. И вовремя будет

Все у тебя возрастать»


Политические и экономические сферы жизни в произведениях Гесиода «Теогония» и «Труды и Дни». Политические сцены в трудах Гомера.

С 8 по 6 век до нашей эры древнегреческие города переживали период активной торгово-хозяйственной деятельности, росло благосостояние горожан, улучшались социальная атмосфера общества, его организованность и культура. Гомер создал знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссей», ставшими своеобразным Ветхим Заветом для древних греков. Поэт Архилох положил начало лирической поэзии, быстро ставшей популярной в народе.

На 8 век до н.э. приходится время проведения первой Олимпиады /776г./, основания Рима /753 г./. В это же время в городах строятся монументальные памятники архитектуры, различные храмы. В каждом городе, составляющем независимое государство, свое архитектурное «лицо», свои любимые поэты.

В 7 веке до нашей эры различают три основных направления построек из камня, в том числе храмовых, культовых и социальных типов:

1. дорический стиль отличался простотой, монументальностью и прочностью;

2. ионический, напротив, был декоративным и изящным;

3. коринфский стиль отличало от всех прочих изысканность, утонченность форм, стройность пышных строений.

Такое же разнообразие отмечалось и в мифах, легендах жителей Древней Ахейи в период, названный впоследствии архаическим. Боги, мифические существа из многочисленных преданий прочно входят в жизнь горожан, становясь соучастниками процессов бытия. Все непонятное разуму, относят к миру потустороннему, к деятельности духов и обитателей божественного Олимпа.

В этом проявляется фантазия жителей полисов, у каждого в своем роде существует свой сонм божеств, творческие изыскания поэтов все более разнообразят красочные описания приключений мифологических персонажей, сводя их жизнь к подобию земной, но насыщенной чудесами и превращениями. Согласно преданиям и легендам, боги проводят свою жизнь в утехах, спорах и соревнованиях, постоянно интригуя, и изменяя друг другу, время от времени ниспровергая недостойных или слабейших небожителей с Олимпа.

При таком разнообразии божеств никому не возбраняется служить кому-то из них, но жречество не привлекает горожан, достаточно независимых и не желающих выслушивать нравоучения жрецов. Особой касты жрецов не было, как например, в Древнем Египте или Иудее. Греки считали, что угодных людей должны выбирать себе сами боги. Поэтому на должности жрецов люди избирались по жребию. В исходе жеребьевки проявлялась воля богов.

Правители также не нуждались в протекции священнослужителей, люди не искали защиты у них, полагаясь на собственные силы и государственную власть. Властные полномочия правителей крепились на уважении обитателей полисов, которые выбирали царей и принимали решения о переизбрании, исходя из результатов практической деятельности архонта (царя, которого также называли тираном).

При таком свободомыслии и богатстве форм выражения расцветают изобразительное искусство, риторика (искусство спора и убеждения), спортивные соревнования, превозносится красота человеческого тела, его гармоничное развитие в сочетании с просвещенным умом.

Необычайным уважением пользовались произведения Гомера. Трагические и увлекательные события глубокой старины Гомер выразил в форме эпической поэзии, в которую вошли разнообразные легендарные герои, мифические существа из многих разрозненных преданий древнеахейского периода. Сам Гомер представлялся древним грекам слепым старцем, видимо исходили из мнения что человек, не обладающий физическим зрением, имеет внутреннее духовное «зрение», и именно оно прозревает тайны героического прошлого греков в свете незаурядного поэтического таланта.

Время жизни величайшего поэта древности обозначено 8 веком до нашей эры, но и эта обширная дата довольно условна, даже для древних греков Гомер был скрытой во времени личностью, без биографии и без места рождения. Многие города впоследствии соревновались за честь называться родиной Гомера и интерпретировали гомеровские тексты каждый в своем видении. Но неизменным в этих текстах было одно – жестокость, мужественность героев сочеталась с развитым интеллектом и остроумием, что привлекало на их сторону богов и богинь, позволяло преодолевать все сказочные трудности страшных миров, населенных магами, людоедами, оборотнями, циклопами и прочими злобными, хитрыми существами. Сами повествования захватывающе интересны и в них видны многие этические установки, повлиявшие на становление моральной /этической/ философии в Древней Греции.

Многие правители городов-государств черпали из гомеровских поэм необходимые установления, пытались соединить суровость с острым умом, справедливость с коварством, что было характерно для Одиссея, легендарного правители Итаки и героического персонажа основной поэмы Гомера. Подобно Одиссею шли они вопреки судьбе и не страшились гнева богов, пускаясь в авантюрные походы, проявляя жестокость и хитрость, превознося главное – самоотверженное служение Родине, тому городу и горожанам, что избрали их для защиты своих интересов.

Имя Одиссей в переводе означает «испытываю гнев» и символизирует героя, на которого обращен гнев богов. Если в других религиозных системах старались воспринимать богов как всесильных и всемогущих, спорить и бороться с которыми было бесполезно и крайне опасно, то именно в Древней Греции, напротив, поощрялось поднятие человеческого духа на такую высоту, где торжество его даже пугает богов и заставляет их признавать человека равным себе. Именно отсюда исходит стремление к свободомыслию древнегреческой философии, демократичность политического устройства городов-полисов и воспевание человеческого в людях в противовес жреческому боголюбованию.

Изречения Гомера:


«Бог находит виновного».

«Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя».

«Гибок язык человека; речей в нем край непочатый».

«Глупец познает только то, что свершилось».

«Женщину украшает молчание».

«Не навязывай услуг против воли».

«Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях».

«Прекрасное недолговечно».

«Приятны завершенные труды».

«Я – тебе, ты – мне».


Согласно Проклу, «гомерос» означает «слепой». Пение было обычным занятием слепых, поскольку слепота и одухотворенность часто совпадали. Споры вокруг личности Гомера идут уже почти три тысячи лет. В древности его довольно убедительно считали ионийцем с острова Хиос.

Отдельные части «Илиады» можно датировать 10 веком до н.э. Эпос рассказывает о событиях 12 века до н.э.

Начало культурной революции в Европе знаменуется написанием эпических поэм Гомером.

Примерно в это же время другой известный поэт - Гесиод создает поэмы «Теогония» и «Творения и дни» – мистическо-философские труды, оказавшие значительное влияние на формирование древнегреческой этики и философской мысли.

Происхождение Гесиода исторически доказано. Известно, что он выступал со своими произведениями в состязаниях по риторике и красоте слога, получил приз в Халкиде, что зафиксировали древние летописцы. Использовал форму эпического гекзаметра для составления стихов, а также гомеровский слог в своих произведениях, в том числе в «Теогонии» («Происхождение богов») – первом философском исследовании сотворения мира и происхождении богов.

Гесиод из «Теогонии».


«Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар в земных залегающих недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос.

Сладкоистомый - у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная Ночь и упрямый Эреб родился из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День или Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего, родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;

Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотенных;

Также еще родила, ни к кому не входивши на ложе,

Шумное море бесплодное Понт. А потом, разделивши

Ложе с Ураном, на свет Океан родила глубокий…»


Если «Теогония» представляет из себя мифологический комплекс с пересказом генеалогического происхождения богов, то «Труды и дни» («Творения и дни») более приближены к реальной жизни, истории, психологии средиземноморских народов. Здесь приводится отрывок из трудов Гесиода с комментарием известного историка Р. Грейвса.

«Первые люди звались Золотым поколением и поклонялись Крону. Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом… Пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон. Из них уже никого не осталось, но их духи еще существуют: они стали благостными демонами, дарителями удачи и защитниками справедливости.

Затем были люди Серебряного века, которые питались хлебом, тоже имеющим божественное происхождение. Эти люди во всем подчинялись своим матерям и не смели ослушаться их, хотя и жили до ста лет. Они были сварливы и невежественны и никогда не приносили жертвы богам, но хороши уже тем, что не воевали друг с другом. Зевс уничтожил их всех.

Затем пришли люди Медного века, ни в чем не схожие с прежними; все они были вооружены медным оружием. Ели мясо и хлеб, любили воевать, были грубы и жестоки. Черная Смерть взяла их всех.

Четвертыми людьми были тоже люди меди, но от своих предшественников они отличались благородством и добротой, поскольку являлись детьми богов и смертных матерей. Они покрыли себя славой при осаде Фив, во время путешествия аргонавтов и во время Троянской войны. Стали они героями, и «острова населяют Блаженных».

Пятыми стали нынешние железные люди, недостойные потомки четвертого поколения. Они ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми…»

«Греческие философы отличали человека, созданного Прометеем, от несовершенных земных созданий, частично уничтоженных Зевсом, а частично смятым девкалионовым потопом. Такое же различие можно встретить в Библии (Быт. 6, 2-4), где «сыны Божьи» противопоставляются «дочерям человеческим», на которых они женятся…

Четвертыми людьми были воины-Цари эпохи Микен. Пятыми людьми были дорийцы 12 в. до н.э., которые пользовались железными орудиями и уничтожили микенскую цивилизацию».

(Р. Грейвс)

Гесиод первым в Средиземноморье развивал поэзию предписаний и нравоучений. «Приникни ухом к справедливости и начисто забудешь о злоупотреблениях», - наставлял Гесиод правителей.


Заключение


Уже в эпосах Гомера и Гесиода, хотя и на мифологической основе, начинают развиваться определенные правовые и политические идеи. Так, в поэмах Гомера, Зевс в нравственно-правовой плоскости выступает как верховный заместитель общей справедливости, который строго наказывает тех, кто творит насилие и неправый суд. Нарушение справедливости - не просто антиобщественный, но, прежде всего, антибожественний акт, по который неизбежно наступает божья кара. Собственно, закрепление в указанных поэмах общественно-политической ситуации и идеологии того времени дает представление о правопонимания того периода. Этот период, который называют "гомеровской Грецией", характерен отсутствием государства и, соответственно, права в значении государственного законодательства, но оно знает право в виде обычая и справедливости, знает принцип политической и правовой справедливости. Уже в этот период право и справедливость в представлении греков, хотя и тесно взаимосвязаны, но различаются даже терминологически. Справедливость - безусловная основа и принцип права, как сложившегося обычая, обычного права; обычное же право является определенной конкретизацией вечной справедливости, ее присутствия, проявления и соблюдение между людьми. Хотя нормы обычного права не были записаны, однако соблюдение этих правил было неукоснительным. У античных греков уже в этот период, судя по Гомеровским поэмам, было сильно развито понимание закона, связанное с понятием справедливых и несправедливых деяний.

Идея права и справедливого общественно-политического устройства приобретает еще большее значение в поэмах Гесиода, "Теогония" и "Работы и дни". В гесиодовской интерпретации, боги выступают носителями морально-правовых принципов и сил. По Гесиоду, правление Зевса знаменуется установлением основ справедливости, законности и общественного благосостояния. Справедливость в Гесиода, как и Гомера, противопоставляется силе и насилию. У Гесиода впервые встречается зарождение двух понятий, которые проходят через всю древнегреческую политическую и правовую мысль: понятие о праве по природе, или естественное право и понятие о праве, установленного людьми.


Список литературы


1) Гомер. Илиада (пер. Н. Гнедича)

2) Гомер. Одиссея (пер. В. Жуковского)

3) Эллинские поэты VII-VIII вв. до н.э. НИЦ «Ладомир», 1999

4) Гесиод. Труды и дни. Теогония (пер. В.Вересаева)

5) Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979