Взрослые изнасилуют детей. Сексуальное насилие: что делать, чтобы ребенок не боялся попросить защиты

16.06.2017 13:05:00

Далеко не всегда родители могут . Даже о том, что ребенок пострадал, они узнают не всегда. Дети часто молчат о таком. Им стыдно, они боятся наказания. Или вообще не понимают, что на самом деле произошло, лишь смутно догадываются, что это что-то неправильное и гадкое.

Год назад под хэштегом #ЯНеБоюсьСказати пользователи соцсетей рассказывали о . Больше всего в этих историях шокировало то, сколько людей подверглись абьюзу, будучи детьми, а рассказать впервые об этом смогли только сейчас. Эта травмирующая тайна годами продолжала грызть их, влиять на их самооценку и отношения.

Инициатор флешмоба #ЯНеБоюсьСказати, писательница и общественный деятель Анастасия Мельниченко проанализировала сотни этих историй, и на их основе написала книгу для подростков и родителей.

В книге она с помощью психолога выясняет, что делает ребенка уязвимым для насильника, почему он предпочитает молчать, а не обратиться за защитой и помощью. И что могут сделать родители, чтобы изменить это и максимально оградить ребенка от опасности.

Анастасия Мельниченко
глава ГО "Студена"
автор книги "#ЯНеБоюсьСказати​"

Главное, что заставляет ребенка молчать о том, что в его жизни произошло сексуальное насилие — это табуирование самой темы секса и сексуальности.

Не важно, почему родители отказываются обсуждать это. Считают ли они сексуальные отношения «грязной» темой, или просто смущаются и не находят слов — результат один: ребенок закрывается и боится разговаривать с родителями на эту тему.

Когда у ребенка нет достоверной информации о том, где здоровые отношения, где нездоровые, он дезориентирован и беззащитен. Он не может сопротивляться, не знает, можно ли сопротивляться, имеет ли он на это право.

Он не всегда даже может понять, что то, что с ним делают — это сексуальное насилие.

Одна из участниц #Янебоюсьсказати рассказала, что ее регулярно домогался отец. Но она не говорила об этом с мамой, потому что считала, что так делают все родители, что это часть общения отца с ребенком. Отец преподнес ей это, как нормальную ситуацию, и больше с девочкой об этом никто не говорил. Это все длилось до 14-15 лет, когда она выросла и поняла, что происходило на самом деле.

Сексуальное насилие над ребенком может продолжаться годами. Так бывает, когда насильник — кто-то из близкого круга, человек, «о котором никогда бы не подумал». Но большинство детей молчат об этом, даже понимая, что происходит. Почему?

Возможно, тема секса в семье по умолчанию считается стыдной. Ребенок, подвергшийся насилию, считает себя виноватым, испорченным, он не признается, потому что боится наказания.

А возможно, он и попытался поговорить, но получил неадекватную реакцию: крики, оскорбления. Либо родители просто ушли от разговора.

Желание родителей избежать темы секса в разговоре с ребенком иногда перерастает в позицию страуса: голову в песок, «этого нет и быть не может».

Тогда, даже если ребенок расскажет, что с ним произошло, ему просто не поверят.

Девушка написала, как перед поступлением в ВУЗ пришла на консультацию к какому-то важному профессору. Тот начал щупать ее, трогать грудь и назначил дополнительную консультацию в субботу вечером. Девушка испугалась, рассказала маме. Но мама заявила, что все это выдумки.

Подобных историй с участием учителей так много, и все они так однотипны, что я даже не включала их в книгу.

Недавно на образовательной конференции в Харькове я рассказывала о насилии по отношению к подросткам. И одна из присутствовавших учителей отреагировала просто удивительно: «Ну так они же все врут, что их насилуют!».

То есть человек, педагог, изначально так настроен, что все рассказы про сексуальные домогательства или изнасилования несовершеннолетних — это вранье и детские фантазии. И это, собственно то, что оставляет ребенка один на один с этой ситуацией и не дает ему возможности из нее выйти.

У нас не принято уважать личные границы ребенка. Со взрослыми еще так-сяк, но с детьми не принято церемониться. В результате, дети не чувствуют своих границ, не умеют их защищать, когда внедряется чужой.

Например, мама говорит: «Пусть дядя Валера тебя поцелует». Дядя Валера целует, ребенок говорит, что ему это неприятно, а мама ругается: «Это же твой дядя, он же хороший. Давай ты будешь слушаться!».

Беспрекословно слушаться старшего, не перечить, даже если тебе не нравится, или неприятно — эти установки делают ребенка удобным в обращении, и абсолютно беззащитным перед абьюзером. «Он же старше, его нужно слушаться»

Обесценивание границ начинается на самом бытовом уровне, даже без участия условного дяди Валеры, или любых третьих лиц. Взять хотя бы этот распространенный диалог, который происходит почти в каждой семье: «Иди кушать! - Я не хочу. - Нет, я сказала, иди кушать!». Это и есть игнорирование и подавление желаний ребенка.

Ребенок получает установку: «Твои пожелания и чувства не важны. Главное сделать то, что надо кому-то из взрослых». В конце концов, он перестает понимать, что он хочет на самом деле. В некоторых случаях чтобы наладить контакт с самим собой, чтобы научиться понимать, где его собственные желания, а где навязанные, человеку нужна уже работа с психотерапевтом.

Обесценивание касается не только телесных границ, но и духовных. У нас в обществе часто начинают травить человека только за то, что он придерживается непопулярной точки зрения на что-либо.

В подростковой среде это тоже очень выражено.Например, если в школе заниматься сексом считается признаком крутости, то девочка, которая хочет сохранить свою девственность до брака, почти гарантированно столкнется с насмешками и издевательствами в свой адрес.

Важно объяснить ребенку, что выстраивать и охранять границы — это тяжело, но никто не говорил, что будет легко. Это похоже на то, что у нас сейчас происходит в стране. Идет война, и мы отстаиваем наши границы. Это тоже непросто, но люди это делают, потому что это важно.

Ни один нормальный родитель не хочет поставить ребенка под удар или сдать его в руки насильнику. Но некоторые родительские реакции или стереотипы поведения, принятые в семье, могут стать ступенькой на пути к трагедии. Это мелкие моменты, на которые мы можем даже не обращать внимания. Но они время от времени всплывают в отношениях и становятся частью детского мировоззрения, формируют стыд, страх, блокируют доверительные отношения. Лучше вовремя отследить эти моменты, и избавиться от них.

Отношение к наготе

Ребенок случайно застал родителей голыми. Неловкость в такой ситуации — естественная реакция. Но, если при этом кричать на ребенка, лихорадочно закрываться, обвинять «Как не стыдно, почему не постучал?» — закрепляется реакция, что обнаженное тело — это стыдно.

Или другая ситуация. Ребенок начинает изучать себя, проявляет , а родители бьют его за это по рукам, угрожают, оскорбляют. Это тоже неадекватная реакция, она закладывает ребенку мысли о том, что наши гениталии это что-то плохое, грязное и стыдное.

Насильники очень часто используют это чувство стыда. Они говорят: «Если ты расскажешь родителям, что я с тобой делал, они узнают, какой ты грязный, или грязная, и перестанут тебя любить». Дети верят, и идут на поводу у насильника.

Одна женщина описала ситуацию. Мужчина выманил у ее дочери фото, где девочка была без одежды. И стал угрожать, что разошлет его всем ее одноклассникам, если она не отправит ему больше откровенных снимков. Этим он подцепил ребенка на крючок, для девочки это была трагедия.

Если бы у ребенка не было такого острого стыда по поводу обнаженности, своего тела, он не пошел бы на поводу. Да это неприятно, это обидно, но это не повод быть «на крючке».

Отношение к сексу

Если ребенок видит, что тема секса табуирована, и он не может вольно поговорить на эту тему в своей семье, он будет брать эту информацию из других доступных ему источников. Что ему доступно? Сетевая порнография, разные байки и истории, которые ходят в школе и среди сверстников. Но это не те источники, которые правдиво расскажут о сексе, научат отличать здоровые и нездоровые сексуальные отношения.

Важно чтоб источником информации о сексе для подростка были, все же, родители, и чтобы он мог спокойно поговорить на эту тему. Если вопрос застал врасплох, лучше сказать: «Сейчас я не говорить на эту тему, дай мне время, и я чуть позже отвечу на все твои вопросы». Но не уходить от темы, надеясь, что ребенок забудет, и не маскировать свое смущение за руганью или насмешками.

Для ребенка секс изначально — это что-то нейтральное. Именно наше отношение к сексу придает ему определенный эмоциональный окрас.

Секс интересует ребенка даже не по физиологическим причинам, и не потому, что он «испорчен». Просто это что-то секретное, что у всех взрослых есть, а у ребенка нет.

Если родители показывают ребенку что секс это что-то грязное, противное, о чем даже говорить не стоит, он, конечно, постыдится рассказывать, если с ним случится то, что в его понимании плохо и грязно.

Отношение к насилию и жертве насилия

Темы изнасилования волей-неволей всплывают в обсуждениях и разговорах. Ребенок будет считывать вашу позицию, даже если вы уверены, что он не слышит, или не понимает, о чем речь.

Если вы склонны перекладывать вину на жертву изнасилования «Сама виновата, не надо было…», если вы высказываете оценочные суждения, вроде «Она вечно шляется, где попало», «Так себя ведет, как будто напрашивается на неприятности», будьте уверены: ребенок все это улавливает. Он усваивает: секс - плохо, те, кого изнасиловали, — сами виноваты.

Если вдруг с ним это случится, он будет считать, что он недостаточно хороший. Но ребенок не может сказать родителям, что он не хороший, и он закрывается в себе, остаётся один на один с травмой.

То же касается какого-то подчеркнутого отношения к девственности. Если делать на ней акцент, упоминать, как это важно, ее нельзя потерять, потому что это честь, — это блокирует желание ребенка признаться в случившемся, иначе родители будут считать его или ее испорченной, никому не нужной.

Это тот момент, который я считаю очень важным, его надо очень тщательно отслеживать в своем разговоре.

Сексуальное насилие над детьми стало бичом современного общества. В последние 15-20 лет медицинская общественность узнала о грандиозных размерах сексуального злоупотребления в отношении детей, которым могут подвергаться последние как со стороны лиц незнакомых, так и со стороны родителей и других членов семьи. Ежегодно в США имеют место от 150 000 до 200 000 случаев вновь выявленного сексуального насилия над детьми. От 10% до 30% взрослых женщин в Великобритании были жертвами сексуального насилия в детстве, причем только в 25% случаев посягатель был неизвестен ребенку (Ashurst P., Hall Z., 1991).

Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в возрасте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло (то есть заключить договор молчания). Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.

Сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20-30% девочек и 10% мальчиков. В 75% случаев насильники знакомы детям. И только 25% насильников - совершенно незнакомые люди. В 45% случаев насильником является родственник, в 30% - более дальний знакомый (друг брата, любовник матери или бабушки). Среди родственников наиболее часто насилие совершается отцом, отчимом, опекуном, реже - братом или дядей (Черепанова Е. М.,1996).

Социальная реклама призывает не красть у малышей лучшее время их жизни - детство. Серия принтов, по ссылке adme.ru сообщает: очень часто ребенка совращает кто-то хорошо ему знакомый. На самих принтах - «детских рисунках» - это сообщение раскрывается еще полнее: солнечный день, прогулка с семьей и знакомым дядей. Степень знакомства с дядей выдают недвусмысленные «детали» его изображения.

Существенная часть родителей, применивших сексуальное насилие к своим детям, сами пережили в детстве сексуальное злоупотребление. Это создало инцестную модель поведения, согласно которой допускается использование детей в качестве сексуального партнера (Green, 1995). Считается, что насильники принадлежат к людям старшего возраста. Однако обычно это люди моложе 40 лет, 50% из них становятся насильниками в 30 лет. Также существует мнение, что сексуальное насилие над ребенком способен совершить только психически больной человек, однако лишь 5% из них страдает психическими расстройствами или нарушениями поведения и влечений. Таким образом, напрашивается вывод, что насильник живет среди нас, чаще всего ведет обычный образ жизни и оказывается именно тем, кому доверяют ребенка: отец, отчим, родственники, друзья, или тем, кто в силу профессиональных обязанностей призван общаться с ним и защищать его: врач, учитель, воспитатель, тренер, священники т. д.

Те родители, которые не применяют насилия, но и не могут защитить своих детей от насилия другого родителя, также формируют в ребенке модель беспомощного родителя. Именно матери, имеющие травматичный опыт детства, не в состоянии защитить детей от сексуального насилия своего партнера по той причине, что отождествляют себя со своей матерью, которая не заботилась о них и не защищала.

Когда такая мать узнает об инцесте, ее мир рушится, и поэтому она старается вытеснить очевидные вещи, умудряется не замечать происходящего бессознательно. Ребенок же расценивает подобное поведение матери - невмешательство, пассивность, - как предательство с ее стороны и не прощает этого. Поэтому сначала мать теряет мужа, а затем и ребенка.

Агенство Tonga Workroom обращает внимание на то, что действующих лиц, увы, часто трое. Умалчивание или нежелание видеть тот кошмар, который творится под носом человека - это содействие. Неважно, мать вы насилуемого ребенка или простой обыватель. Копилайн: If you pretend to not see it, you could be a paedophile too (Если вы предпочитаете не видеть этого, вы тоже можете стать педофилом).

Сам же насильник должен оказать на ребенка такое давление, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не раскрыл тайны происходящего. В подавляющем большинстве случаев это удается. Дети могут быть запуганы как угрозами физической расправы, так и моральной угрозой стать причиной бед и несчастий, вплоть до разрушения семьи. При инцесте ситуация разворачивается особенно трагично, т. к. весь ужас в том, что жертва боится потерять любовь человека, который ее насилует. Один из самых запрещенных приемов - это угроза: «Тебя не будет любить мама, папу посадят в тюрьму и т. п.». Ребенок оказывается перед выбором между наказанием (утратой) и «наградой» за секс. Обычно фаза секретности длится долго, иногда до нескольких лет.

Иногда факты насилия обнаруживаются случайно. Причиной такого раскрытия может стать случайный свидетель (третье лицо), иногда - раны и повреждения на теле, не соответствующие объяснениям ребенка; венерические заболевания; беременность, обнаружение следов спермы в анализах ребенка и т. д. В этом случае ни насильник, ни жертва не готовы к раскрытию. И, как это ни парадоксально, жертва может отреагировать негативно на попытки изменить ситуацию и оказать ей помощь. В большинстве случаев в силу психологических механизмов у жертв сексуального насилия в семье формируется искаженное представление о смысле, ценности и нормах сексуальных отношений.

Установить факт сексуального насилия значительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию семейной тайны препятствуют чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком и другими членами семьи, которые знают о случившемся. Ребенку часто кажется, что, рассказав об этом психологу, он предаст отца или мать. Кроме того, - слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева, связанного с переработкой стресса. Они опасаются, что если начнут рассказывать, то гнев усилится и они потеряют контроль над собой и своими чувствами. К тому же их всегда преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, почувствовав отвращение.

Ребенок часто вытесняет, отказывается от воспоминаний, поскольку они слишком мучительны и потому что лишь так он сможет жить нормально. Таков механизм диссоциации травматического опыта, и это тоже одна из причин, по которой дети не рассказывают о насилии. Иногда происходит стигматизация: ребенок чувствует себя ущербным, и сам несет ответственность за произошедшее, в результате чего возникают стыд, чувство вины и заниженная самооценка.

Переживший насилие ребенок обычно имеет поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни. Соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым. Сексуальные действия с другими детьми, сексуальные игры, имитация полового акта с характерными стонами и движениями. Это нарушение сексуального развития: ребенок учится использовать сексуальное поведение для удовлетворения различных несексуальных нужд, в результате чего может наблюдаться ненормальная и прежде временная сексуальная активность, неясная сексуальная идентификация и сексуальное возбуждение с отклонениями.

Зачастую такое "испорченное" сексуальное поведение не встречает понимания у окружающих и осуждается ими. Чтобы предотвратить подобное, нужно иметь представление о последствиях сексуального насилия для его жертв и о том, какую тактику они применяют для того, чтобы выжить. К примеру, если над ребенком надругался отец, это может привести к тому, что ребенок в ответ на внимание и любовь, проявленные к нему, может отреагировать только показав сексуально "испорченное" поведение и что ребенок не знает, каким другим образом он может заслужить внимание и любовь.

Но есть дети, которые демонстрируют совершенно другое поведение - они научились вести себя как можно более незаметно, чтобы предотвратить (насколько это возможно) повторение сексуального насилия. Они избегают людей, часто их присутствие почти незаметно. У них возникают большие проблемы с интимностью и сексуальностью, а следовательно, и с вступлением в отношения с окружающими и с поддерживанием их.

Существует много "тактик на выживание", возникающих вследствие сексуального насилия, к примеру, отказ от пищи (anorexia nervosa) или, наоборот, поедание пищи в больших количествах, причинение себе боли. Представление о стратегии, используемой жертвой, может многое прояснить для социального работника.

Невозможно выдать четкие и быстрые правила того, как можно распознать насилие. Каждая ситуация является уникальной, и каждый ребенок ищет свои способы справиться с насилием, а также свой собственный способ рассказать о случившемся.

Дети не всегда знают слова, чтобы ясно объяснить, что именно с ними происходит. Они могут пытаться рассказать, например, говоря: «Я его не люблю», «Он противный», «Он странно себя ведет». Такие заявления часто неправильно понимают и игнорируют. В своей книге «Оставаясь в безопасности» Мишель Эллиот приводит один подобный пример: «Одна маленькая девочка говорила своей матери, что ее дядя дразнит ее, и ей это не нравится. Мать каждый раз отвечала, что всех дразнят, так что лучше ей к этому привыкнуть. Ребенок очень расстраивался, но больше она ничего не говорила. Несколько месяцев спустя у девочки выявили гонорею горла. Ее дядя говорил, что это он ее «дразнит», а она была слишком маленькой, чтобы что-то понимать».

Уделяйте больше внимания своим детям! - говорит постер, выполненный О&M Chennai. Не всегда признаки сексуальных домогательств в отношении детей очень заметны. Родители должны уделять больше внимания детям, чтобы предотвратить появление этих признаков. Текст на постере: «Mама не видит, как дядя Джон приходит в наш дом. Он любит играть в игру, от которой мне больно. Так что я делаю больно моей кукле. Мама перестала покупать мне куклы. Теперь мама ничего не замечает».

Стоит обратить на любые изменения в поведении ребенка:

Частое и/или болезненное мочеиспускание.
- Боли и спазмы в животе.
- Синяки, особенно вокруг гениталий.
- Недержание мочи или мочеиспускание ночью.
- Хронические пищевые расстройства, анорексия.
- Попытки самоубийства.
- Членовредительство.
- Плохое отношение к себе, отказ заботиться о себе.
- Ночные кошмары, бессонница.
- Панические атаки.
- Навязчивое мытье, одержимость чистотой.
- Отказ говорить (элективная немота).
- Неожиданные изменения в поведении.
- Побеги из дома.
- Школьные прогулы.
- Страх мужчин или конкретного мужчины.
- Ухудшение успеваемости.
- Регрессия к более раннему поведению.
- Засыпание в школе.
- Несвойственное ребенку поведение, которое можно воспринять как сексуальное.
- Неадекватные возрасту или слишком детальные знания о сексе, проявляющиеся в играх, разговорах, рисунках.
- Рисунки с деталями, символами, связанными с сексом.
- Сопротивление физическому осмотру.
- Боязнь конкретного человека или страх остаться один на один с конкретным человеком.

Дополнительная трудность в том, что некоторые из этих признаков характерны для любых детей, испытывающих стресс. А некоторые дети, подвергавшиеся насилию, не проявляют ни одного из этих тревожных симптомов и успешно скрывают то, что с ними произошло. Поэтому очень важно помнить, что если мы имеем дело с ребенком, переживающим сильный стресс, мы должны помнить о возможности сексуального насилия. Детям очень трудно открыто говорить о сексуальном насилии.

Профессионалы, работающие в любом качестве с домашним насилием, должны пройти обучение по определению признаков сексуального насилия над детьми. В качестве методического подхода при работе с детьми, перенесшими сексуальное насилие, до недавнего времени использовалось наблюдение за игрой детей с анатомически точными куклами и интерпретация детских рисунков на свободную тему. (Boat M.D. and Everson B.W., 1988; Kendall-Tackett K.A. and Watson M.W., 1992).

Корреспондент LTV7 Даниил Смирнов выяснил, что у матери девочки ранее был и другой ребёнок. Он умер в младенческом возрасте. И для Cиротского суда это стало откровением.

В небольшом посёлке Ирши Кокнесской волости историю обизнасиловании 10-месячного младенца знают все от мала до велика. Говорят о ней с неохотой. При этом многие соседи подозреваемого в преступлении смотрят на происшествие по-другому – возлагая большую часть вины на мать ребенка.

Очень много пила. Наши социальные работники отправили её в кризисный центр. После этого ей дали квартиру в Кокнесе, чтобы они не были вместе. Но она продолжала встречаться с ним. И пить. И когда у него был день зарплаты, она снова приехала выпить», - рассказывает соседка Сармите.

По словам соседа Ивана,

10-месячный ребёнок был брошен матерью наедине с пьяным мужчиной на продолжительное время:

«Я поехал в магазин на велосипеде за кофе. Я её обогнал. Она пошла купила булочки, потом в магазин - пива купила. Зашла за подругой и продолжила дальше пьянствовать. Там баб надо было с ним непосредственно посадить! Когда он был пьяный сам - он посидит, поздоровается, пошутит и спать идёт».

Мужчину, подозреваемого в изнасиловании в целом характеризуют положительно. Работящий, ухаживал за огородом. Но последние три месяца - много пил.

«То что говорят, что он был очень агрессивен - такого не было, чтобы все его боялись. Не было такого», - утверждает Сармите.

Соседи также говорят, что предыдущий совместный ребёнок этой пары умер в возрасте всего трех месяцев.

«Первый ребенок у них умер. Тоже так - по пьянке довели.Что это значит?.. Короче, им детей не надо было, им деньги надо было», - говорит Иван.

Эта информация стала откровением для специалистов Сиротского суда. Сильвия Везе признаёт: «Сейчас я об этом знаю. Поскольку вчера собрала всю возможную информацию».

Как уже сообщал Русский TVNET, в Земгальском региональном управлении полицейские получили сообщение о том, что 22 августа младенцу были причинены телесные повреждения в результате сексуального насилия.

Полиция задержала мужчину 1961 г. рожд., к которому применена мера пресечения в виде ареста.

Полиция ведет расследование. Первоначально уголовный процесс был начат по статье 159-й Уголовного закона, а именно, об изнасиловании, а затем переквалифицирован по ст. 160-й, которая предусматривает, что виновный в сексуальном насилии над несовершеннолетним лицом, которое привело к тяжелым последствиям, может быть наказан пожизненным заключением или лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Как агентству ЛЕТА сообщили в Детской клинической больнице, девочке сделано несколько операций, остановлено кровотечение, в настоящее время ее состояние удовлетворительное.

Каждый месяц в сводках появляются новости об очередном случае насилия над детьми. Иногда это происходит в семьях, когда над детьми издеваются собственные отцы, дедушки или братья. В других случаях - в школе, кружке, спортивной секции. Нередко насильником оказывается внешне благополучный человек, чья семья считалась образцовой , а сам он был на хорошем счету как профессионал.

Как правило, жертвой преступников вне семьи становятся дети, которым не хватает внимания и тепла дома. Преступники затрагивают нужные струны, они эмоционально теплые, выстраивают дружеские отношения. Ребенок привязывается, доверяет и позволяет.

О сексе сначала речь не идет: только о дружбе, внимании. Потом начинаются уговаривания, часто в ход идет порнография: так убеждают ребенка, что это возможно, так бывает и ничего в этом страшного нет, - рассказывает начальник отдела психолого-физиологических исследований Главного управления судебно-психиатрических экспертиз центрального аппарата ГКСЭ Людмила Мун . Она проводит опросы пострадавшего ребенка, выясняет все детали болезненных для него событий: где это произошло, когда и как.

Разговор проходит в уютной комнате с большим светлым диваном, детскими игрушками на полочках и бабочками на стенах. Напротив дивана - зеркало во всю стену, за которым находится еще одна комната. Там за процессом незаметно для ребенка могут наблюдать следователь, законный представитель ребенка, сотрудник милиции, эксперт. Беседу с жертвой записывают видеокамеры - ее потом передают судье и приобщают к делу.

В прошлом году у нас было 102 опроса только в одной нашей комнате, а их больше 20 в стране, - говорит Людмила Мун. - Любое насилие - серьезная травма для ребенка, особенно если к этому причастны родители.

- Как дети ведут себя, когда приходят в эту комнату?

По-разному: одни закрываются и плачут, другие ведут себя спокойно. У меня была такая девочка, с которой я долго работала. Я вижу, что она хочет говорить, но у нее блок: замолкает на этом моменте - и все. В какой-то момент я сказала ей: «Мне кажется, что если ты скажешь, тебе самой станет легче». В конце концов она рассказала о конкретном насилии, мы с ней поговорили о деталях, закончили разговор. Я спрашиваю: «Тебе стало легче?» И она вдруг поворачивается ко мне, бежит и обнимает. Это и ее, и мой катарсис: для меня - большая награда за работу, для нее - освобождение от того, что ей страшно мешало.

- Почему некоторые матери, знающие, что происходит, допускают насилие в отношении своих детей?

Потому что у них много мотивов: один - сохранить семью, второй - любовь к ребенку и его защита, третий - отношение к человеку, с которым она живет. Если у нее нет никаких предпосылок, чтобы не верить мужчине, ей трудно сразу поверить ребенку, который утверждает, что папа или отчим его обижает. Поэтому нельзя говорить, что матери, которые не защищают детей - это всегда плохие люди. Я не говорю о крайних случаях, когда матери вовлечены, точно знают, что происходит, и не защищают своего ребенка. Это предательство, которое дети переносят очень тяжело.

- Как дети ведут себя в ситуации, когда дома не к кому обратиться за помощью?

Одни закрываются либо изолируются от социальной жизни, другие начинают принимать наркотики, злоупотреблять алкоголем. Считается, что у детей, которые в подростковом возрасте стали жертвой сексуального насилия, в семь раз выше риск стать алкоголиками и в десять раз выше риск суицида.

Если ребенок старается задержаться в школе, чтобы не идти домой, возможно, кто-то в семье обижает его, когда они остаются наедине. Достаточно часто дети рассказывали, что они записываются во все кружки, ходят к друзьям, гуляют, пока мать не закончит работу - и только к этому времени идут домой. Если ребенок не хочет идти домой - значит, что-то не ладно, надо обратить на это внимание.

Дети молчат, потому что стыдятся, не понимают или не хотят предавать близкого человека

- Вы сталкивались со случаями, когда мать была вовлечена и помогала насильнику?

Это был единственный случай, хотя я опрашиваю детей с 2009 года. Тогда ребенок рассказал, что мать помогала насильнику совершенно конкретно, в постели. Ребенка насиловали начиная с шести лет. Сначала были прикосновения, а в 10 лет отчим ее дефлорировал и совершал полноценный половой акт. Это продолжалось очень долго. Вообще семейные преступления длительные, они могут продолжаться и после совершеннолетия ребенка.

Одна из девочек, которая в течение нескольких лет была жертвой инцеста со стороны родного отца, сказала, что молчала, потому что считала, что так происходит во всех семьях.

- Почему дети скрывают произошедшее?

Дети молчат по огромному количеству причин: потому что не понимают, что с ними произошло и что с ними делают, потому что стыдятся, боятся, что их обзовут лгунами, потому что не хотят предавать человека, который им нравится. Они могут рассказать об этом только тому, кому доверяют. Был один такой случай. Один ребенок был жертвой насилия, а второй - свидетелем. Они решили, что расскажут об этом одному мужчине, хотя он не был их близким родственником. Дети сказали, что выбрали именно его, потому что «он справедливый».

Случается такое, что ребенок просто вытесняет из памяти эти события и вспоминает только на консультации у психотерапевта спустя много лет?

Я слышала одну такую реальную историю, когда ребенок вытеснил этот эпизод из своей памяти. Это произошло в начальной школе, и только в юношеском возрасте она это вспомнила. Это действительно возможно, при наличии сильной психотравмы.

- Правда, что у половины детей, которые столкнулись с насилием, возникают психические расстройства?

Последствия могут быть разными. Все зависит от личности ребенка, от того, как он пережил этот опыт, и от того, работали ли с этим ребенком. Я считаю, что все дети, прошедшие через сексуальное насилие, нуждаются в реабилитационных мерах.

10% заявлений о сексуальном насилии в отношении детей - ложь

- Как вы работаете с теми, кого подозревают в насилии над детьми?

Это другая сторона нашей деятельности - мы проводим судебные экспертизы с применением полиграфа. Это новшество, внедренное в 2014 году, вызвано требованиями времени. Эти уголовные дела очень сложны для расследования: преступления происходят без свидетелей и, чаще всего не оставляют следов. Поэтому не редко мы можем опираться только на слова ребенка и слова подозреваемого.

- Бывало, что проверка на полиграфе показала, что ребенок это нафантазировал?

Да, были неоднократно случаи, когда согласно нашему исследованию подозреваемый ничего не скрывал и не был осведомлен, о чем рассказал ребенок.

- С чем связано то, что ребенок соврал? Неприязнь к человеку, месть за что-то?

Это отдельная очень большая тема, почему дети лгут в сексуальных обвинениях. Мировая практика говорит, что до 10% заявлений о сексуальном насилии в отношении детей - ложные. Это очень большая проблема, потому что есть два типа ошибок, и каждая из них приводит к страшным последствиям. Первая: поверить насильнику тогда, когда насилие произошло, а он это отрицает. Последствия - насильник остается на свободе и продолжает насиловать, а может еще и вовлекать других детей. Вторая ошибка: если насилие не произошло, а мы не поверили человеку, которого обвинили. Это грандиозная проблема, потому что это вдребезги разбивает жизнь человека и всей его семьи. Даже просто обвинение без приговора сильно ухудшает социальную жизнь человека. Мы создали новый вид судебной экспертизы с применением полиграфа для того, чтобы предоставить следствию и суду еще один источник доказывания в дополнение к другим.

- Но ведь полиграф тоже ошибается и не дает 100%-ной гарантии.

А мы и не даем 100%-ной гарантии. Мы проводим исследование, делаем выводы и предоставляем суду математически выверенную вероятность того, скрывает ли человек то, что знает.

Педофилия формируется до 20 лет. Люди с таким заболеванием не умеют общаться с женщинами и редко заводят семьи

С людьми, которых подозревают в сексуальном насилии над детьми, работает начальник отдела сексологических экспертиз управления сложных судебно-психиатрических экспертиз ГКСЭ Максим Подоляк. По его словам, из всех, кто совершает сексуальное насилие в отношении детей, настоящих педофилов совсем немного.

Педофил - это человек, который страдает расстройством полового предпочтения в форме педофилии. Он испытывает интенсивные влечения и фантазии, в которых есть дети. Некоторые могут только к детям испытывать влечение, некоторые - к детям и взрослым, - объясняет собеседник.

По словам специалиста, не все педофилы совершают преступления. Некоторые могут просто использовать свои фантазии, смотреть порнографию или выбирать определенный тип женщин.

- Правда, что треть таких людей - это те, кто в детстве сталкивались с насилием?

Действительно, встречаются такие случаи. Если насилие над ребенком сопровождалось выраженными переживаниями, тогда возможно, что в будущем он воспроизведет это состояние. Поэтому совершение сексуальных действий в отношении детей опасно тем, что эти действия изменяют их психосексуальное развитие, - отмечает Максим Подоляк.

Педофилия не может вдруг возникнуть у человека, которому 35 лет: как правило, она начинает формироваться еще в подростковом возрасте.

Такие люди редко создают семьи, потому что у них нет влечения к женщинам, нарушена коммуникация с противоположным полом, им неприятны поцелуи, объятия с женщинами. Чаще всего они живут одни или с родителями. Находят детей в коллективе, где работают, либо просто знакомятся на улице, - рассказывает специалист.

Иногда люди с таким расстройством, обладающие высоким интеллектом, хорошим социальным положением, высшим образованием, должностью, все же заводят семьи, но все равно со временем переключаются на детей.

Доказать, что заболевание все-таки существует, непросто. Специалисты в том числе должны выявить наличие влечения к детям.

Это субъективные данные: человек может заявить, что испытывает влечение, а может сказать, что нет - это нельзя доказать. Такие преступления часто совершают люди, которые были пьяны или ограничены в сексуальных контактах. Либо люди, которые страдают психическими расстройствами и живут в семье, где ребенок - это самый доступный объект.

При этом для суда не имеет значения, есть ли у человека, который изнасиловал ребенка, заболевание или нет - наказание для всех одинаковое. Специалисты отмечают, что тюрьма не решает проблему и не избавляет от заболевания.

Высокая рецидивность этих преступлений - это признанный факт. Стоит проводить мероприятия, которые снизят риск рецидивов. Например, психотерапия, медикаментозное лечение - это дает хорошие показатели.

Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или ли-цами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка(в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что " приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку , когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ре-бенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития

У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в ро-сте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, ко-торые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками. (Из статьи " Жестокое обращение с детьми и его последствия").

Эту информацию должны знать взрослые и дети

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье", так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с ребенком":

Над ребенком совершено насилие , если:

Его истязали,

Ему нанесли побои,

Его здоровью причинили вред,

Нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

Ребенка запугивали, если:

Ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

Использовали для запугивания свой рост, возраст,

На него кричали,

Угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

Религиозной организации,

Милиции,

Спецшколы для детей,

Родственников,

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию :

Контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и

Сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие , если:

Унижают его достоинство,

Используют обидные прозвища,

Используют его в качестве доверенного лица,

При общении с ребенком проявляют непоследовательность,

Ребенка стыдят,

Используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие , если:

Не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

Взрослыми растрачиваются семейные деньги.

Ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

Угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),

Угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко , если:

Используют свои привилегии:

Обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

Отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:

О посещениях его родителями, опекунами,

Ребенка перебивают во время разговоров.

Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал
" Жестокое обращение с детьми и его последствия"/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993

(доступны для незарегистрированных пользователей)